церковь рождества пресвятой богородицы в глебовском
церковь Рождества Богородицы с. Глебовское
Официальный приходской сайт
Контактная информация
По писцовым книгам 1628-1629 гг. и патриаршим окладным книгам в Глебовском значились две церкви: во имя Николая Чудотворца «древяна клецки с папертью, строение мирское», при ней поп Никита Иванов, пашни церковной середние (среднего качества) земли 20 четвертей, перелогу и лесом поросло 28 четвертей, и за рекой церковь Святого великомученика Димитрия Солунского «древяна клецки строение мирское», при ней поп Кузьма Фёдоров, пашни церковной 8 четвертей, сена 5 копен. С первой церкви взималось в патриаршую казну дани 8 алтын 3 деньги, наказная гривна, а со второй 4 алтына пол пяты (четыре с половиной) деньги и по наказу гривна.
В 1700 г. церковь Николая Чудотворца перестроена и освящена вновь во имя того же святителя; в 1728 г. она сгорела и на погорелом месте в 1729 г. построена деревянная, того же наименования. При церкви же Святого великомученика Димитрия Солунского, по писцовым книгам 1653 г., значились священник и дьячок, в приходе 77 дворов, пашни церковной 16 четвертей в поле, сена 30 копен. В 1703 г. при ней были священник Михайло Кондратьев, дьячок Иван Каприанов, в приходе 82 двора, пашни церковной 8 четвертей в поле, сена 5 копен.
Ныне существующий храм- кирпичная церковь типа восьмерик на четверике с трапезной и колокольней, сооружённая в 1792 на средства А. П. Макарова. Закрыта в 1930, колокольня сломана, занята клубом, позже складом. Возвращена верующим в 1995, отремонтирована.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Глебовское)
Храм Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1792 году на средства помещика А.П. Макарова. Закрыт в 1930 году, сломана колокольня. В здании был клуб, склад. Возвращен верующим в 1995 году, восстанавливается.
Содержание
История [ править ]
Храм Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1792 году на месте двух деревянных церквей. Средства на строительство выделил местный помещик А.П. Макаров.
С 1884 года существовала церковноприходская школа.
В 1936 году церковь закрыли и осквернили, здание в разное время использовалось как склад, пекарня, клуб.
В 1962 году власти сбросили с храма колокола, а через три года – купола. Тогда же колокольня была разобрана до первого яруса.
В 2000 году храм был возвращен верующим, восстанавливается.
Современное состояние [ править ]
Приход ищет благотворителей для восстановления храма.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Ярославская область, Переславский район, село Глебовское.
Проезд: из Москвы или из Сергиева-Посада на любом автобусе в сторону Переславля-Залесского – до остановки «Глебовское».
Паломнику [ править ]
Богослужения в храме проводятся:
Храмы Ярославской области
Село Глебовское
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Село Глебовское стоит при речке Выжиге. Часть его в 1620 г. была пожалована царём Михаилом Феодоровичем Степану Борисову Юрьеву «за московское сиденье в королевичев приход под Москву»; остальные части в то время принадлежали разным помещикам. В части Юрьева в то время были 1 двор крестьянский, 2 бобыльских и 1 пустой (жителей убили литовцы), 2 двора людских, пашни крестьянской 5 четвертей, перелогу и лесом поросло 65 четвертей.
По писцовым книгам 1628-1629 гг. и патриаршим окладным книгам в Глебовском значились две церкви: во имя Николая Чудотворца «древяна клецки с папертью, строение мирское», при ней поп Никита Иванов, пашни церковной середние (среднего качества) земли 20 четвертей, перелогу и лесом поросло 28 четвертей, и за рекой церковь Святого великомученика Димитрия Солунского «древяна клецки строение мирское», при ней поп Кузьма Фёдоров, пашни церковной 8 четвертей, сена 5 копен. С первой церкви взималось в патриаршую казну дани 8 алтын 3 деньги, наказная гривна, а со второй 4 алтына пол пяты (четыре с половиной) деньги и по наказу гривна.
В 1700 г. церковь Николая Чудотворца перестроена и освящена вновь во имя того же святителя; в 1728 г. она сгорела и на погорелом месте в 1729 г. построена деревянная, того же наименования. При церкви же Святого великомученика Димитрия Солунского, по писцовым книгам 1653 г., значились священник и дьячок, в приходе 77 дворов, пашни церковной 16 четвертей в поле, сена 30 копен. В 1703 г. при ней были священник Михайло Кондратьев, дьячок Иван Каприанов, в приходе 82 двора, пашни церковной 8 четвертей в поле, сена 5 копен.
Он построил в Глебовском церковь с главным престолом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и приделом Великомученика Димитрия Солунского. Она была освящена в 1734 г.
Крупнейшей акцией церковных реформ времён императора Александра II стал указ от 16 апреля 1869 г. о сокращении числа приходов и причтов. Это не было новостью. Подобные решения правительство принимало 6 декабря 1829 г., в 1842 и 1846 гг. Реформы преследовали цель путём сокращения численности духовенства увеличить доход остающихся в штате. Слияние приходов делало один из храмов как бы лишним. Положение именует его «приписным», то есть приписанным к церкви, оставленной главным приходским храмом, до окончательного слияния приходов приписные церкви могли сохранять своих прихожан, старост, имущество, документы, всё кроме особого причта. Духовенство имела только главная церковь.
Там же, где прихожане решат назначить достаточное содержание причту, церкви, «кандидаты» в приписные разрешалось оставлять самостоятельными. Изменение границ имело целью примерное уравнение приходов по численности прихожан. После пересмотра границ приходов в каждой главной церкви предполагалось иметь всего двух клириков: настоятеля (священника) и причетника в звании псаломщика. Если приход оказывался многочисленным, с большим количеством населённых пунктов, далеко отстоящих от церкви, что затрудняло служение настоятеля, ему в помощники назначались младшие священники со званием «помощник настоятеля». Стремясь как-то сгладить это некаконическое соподчинение лиц, равных по священному сану, закон тут же оговаривал, что в помощники следует определять «преимущественно из вновь рукоположенных». Обязанности помощника настоятеля заключались в отправлении богослужений, треб и прочих пастырских обязанностей в послушании настоятелю.
На псаломщика же, помимо клиросного пения и чтения на богослужениях, сопровождения настоятеля или его помощников при посещении прихожан для совершения треб, возлагалось ещё и всё делопроизводство по церкви и приходу.
В соответствии с «Расписанием приходов и причтов Владимирской губернии», высочайше утверждённым в 1873 г., был образован Глебовско-Слободской с Благовещенским приход. В него входили церкви: Богородицкая в с. Глебовском (главная), Казанская в с. Выползовой слободке (разрушена в советское время) и Благовещенская в с. Благовещенском (ныне Семендяйка) приписные. Причт по штату в объединённом приходе должен был состоять из 2-х священников и 2-х псаломщиков. В1870 г. в с. Глебовское назначен священник Алексей Яковлевич Молитвословов, окончивший Владимирскую семинарию в 1866 г. В1876 г. в храме с. Глебовского служили священник Алексей Молитвословов, дьячок Иван Приклонский.
В с. Выползовой Слободке служили священник Авив Леонидов, диакон на псаломщицкой вакансии Феодор Фёдоровский, пономарь Василий Крылов (сверх штата). В с. Благовещенском (ныне Семендяйка) была предусмотрена только должность псаломщика, которую исполнял пономарь Ксенофонт Знаменский.
Его брат Николай Алексеевич Молитвословов (в 1875), уроженец с. Глебовское, после духовной семинарии служил священником. На момент ареста в 1937 г. занимался садоводством и пчеловодством в погосте Никольский Александровского района Ивановской области. Арестован 17 сентября с формулировкой «активно участвовал в контрреволюционной монархической группе, пропагандировал против советской печати», расстрелян 1 октября 1937 г. Михаил Алексеевич Молитвословов (р. 1885), также уроженец с. Глебовского, окончил семинарию и Варшавский университет
До 1918 г. преподавал в мужской гимназии в Новороссийске, потом в Переславле. В 1919 г. поступил священником в Успенский погост. Арестован 2 февраля 1924 г. за агитацию в целях «возбуждения народных масс к волнению». Арест был заменён на подписку о невыезде. По постановлению особого совещания при коллегии ОПТУ от 27 февраля 1925 г. лишён права проживания во Владимирской губернии на два года. Храм в советское время закрыт и разорён, сломана колокольня. Ныне он возвращён верующим и восстанавливается.
Глебовское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Село Глебовское стоит при речке Выжиге. Часть его в 1620 году была пожалована царем Михаилом Романовым Степану Борисовичу Юрьеву «за московское сиденье в королевичев приход на Москву». Остальные части села в то время принадлежали разным помещикам.
По писцовым книгам 1628-1629 гг. и патриаршим окладным книгам в Глебовском значились две церкви: во имя Николая Чудотворца «деревянная клецки с папертью, строение мирское» и за рекой так же деревянная церковь Святого великомученика Димитрия Солунского. С первой церкви взималось в патриаршую казну 8 алтын 3 деньги, наказная гривна, а со второй 4 алтына полпяты (4,5) деньги и по наказу гривна. В 1700 году церковь Николая Чудотворца перестраивалась и освящалась вновь в честь того же святителя. А 1728 году она сгорела и на погорелом месте в 1729 году построена деревянная, того же посвящения. При церкви же святого Великомученика Димитрия Солунского в 1715 году была построена другая теплая церковь – в честь благовещении Пресвятой Богородицы. В 1728 году Дмитровская церковь сгорела, а Благовещенская чудом уцелела, но престол, жертвенник и иконы на время пожара были вынесены. В том же году эта церковь была освящена, и богослужение продолжало совершаться в ней.
Причта по штату конца XIX века было положено: священник и псаломщик. Причт пользовался доходами от приписного Семендяевского прихода. Дома у членов причта были собственные на церковной земле. Земли при церкви было усадебной около 2-х десятин, пахотной 26, под перелогами, кустарником и дорогами до 7, сенокосной с кочками и болотами 17, под дровяным лесом и молодой лесной зарослью 18 десятин 229 сажен. В соответствии с «Расписанием приходов и причтов Владимирской губернии», высочайше утвержденном в 1893 году был образован Глебовско-Слободской с Благовещенским приход. В него входили церкви: Богородицкая в селе Глебовском – главная, Казанская селе Выползовой слободке (разрушена в советское время), и Благовещенская в селе Благовещенском (ныне Семендяйка) – приписные.
Причт по штату в объединенном приходе должен был состоять из 2-х священников и 2-х псаломщиков. В самом конце XIX века приход снова разделился и состоял из села Глебовское, деревни Елизарки, Афансьевой, Нелидовой, Поповской, Полян, Костенки и Щелканки (все примерно в 2-х верстах от церкви), в коих по клировым ведомостям значилось 305 душ мужского пола, 336 женского. В селе Глебовское с 1894 года действовала церковно-приходская школа, в которой числились 31 учащихся. В советское время храм был закрыт и разорен, сломана колокольня. Ныне он возвращен верующим и восстанавливается.
По книге протоирея О.Пэнэжко «Храмы и монастыри г. Переславля-Залесского и окрестностей», Владимир, 2007 год.
На сегодняшний день сохранились старинные патриаршие окладные книги, из которых можно узнать, что в период между 1628 и 1629 годами в селении существовало две небольшие деревянные церкви, одна из которых была освящена в честь Николая Чудотворца, а вторая – во имя святого Дмитрия Солунского. До нас дошли наброски первоначального плана села, который был составлен в 60-е годы XVII в. Согласно представленным чертежам, в то время данный населенный пункт принадлежал трем хозяевам: князю Андрею Лыкову, стольнику Глебу Юрьеву, сыну знатного боярина Ивану Дивову. Во второй половине XVIII в. Глебовское стало достоянием одного из самых известных сподвижников и соратников Петра Великого Алексея Макарова – президента и тайного советника государственной коллегии, при этом за ним числилось 19 изб и 135 проживающих в них рабочих крестьян мужского и женского полов.
Согласно летописным источникам, возраст храма более 400 лет. Первоначально церковь была деревянной. В конце 1792 года была начаты строительные работы, касающиеся перестройки деревянной обители под действующий до настоящего времени храм. Финансирование строительства легло на плечи помещика Алексея Макарова. Было принято решение выстроить один каменный храм вместо двух деревянных. В нововыстроенной церкви Рождества Пресвятой Богородицы было обустроено три придела, первый из которых был освящен одноименно церкви, второй, или левый придел – во имя святителя Николая Чудотворца, а третий придел, или правый освятили во имя Московских Чудотворцев и святителей Алексия, Петра и Ионы. В середине 1884 года при храме была открыта церковно-приходская школа, в которой обучалось довольно большое количество ребят. Церковный приход состоял непосредственно из Глебовского, а также некоторых других деревень.
Закрытие церкви Рождества Пресвятой Богородицы произошло в 1936 году, после чего все имеющиеся помещения были отданы под склады, клуб и пекарню, что стало требованием представителей советской власти. Спустя 26 лет со звонницы были сброшены колокола, а в 1965 году не стало и украшающих храм куполов. В том же году советская власть издала приказ разобрать колокольню – таким образом, от нее остался только первый ярус, и даже сегодня ее уже не восстанавливают.
В 2000 году храм Рождества Богоматери был приписан к Православной Церкви. Летом 2003 года настоятелем церкви был назначен протоиерей Сергей Вишневский – с этого момента началось постепенное возрождение столь значимого и примечательного архитектурного памятника православного вероисповедания из существующих на тот момент и находящихся в полуразрушенном состоянии. Реставрационные работы проходят очень медленное, ведь для их осуществления требуется немалое количество денежных средств.
Церковь рождества пресвятой богородицы в глебовском
Храм Рождества Пресвятой Богородицы находится в селе Глебовском Переславского района Ярославской области. Село расположено при речке Выжиге на трассе Москва-Холмогоры (Ярославское шоссе) при въезде в Ярославскую область, находится в 12-ти верстах от уездного города Переславля-Залесского и в 135-ти от губернского города Ярославля.
Возникновение села Глебовское уходит в глубь веков. Известно, что уже в XVI веке оно было во владении московских царей. Часть села в 1620-е годы была пожалована царем Михаилом Федоровичем Степану Борисовичу Юрьеву, а остальные части в то время принадлежали разным помещикам.
Это местечко известно тем, что во время борьбы с польскими захватчиками в начале XVII века село было ареной больших событий. Отряды польских войск безуспешно пытались прорваться к Москве. Их шайки под командованием пана Чаплинского появились снова в нашем крае. 9 ноября 1618 года в селе Глебовское произошел с ними бой. Русским воинам крепко помогали местные крестьяне.
По писцовым и патриаршим окладным книгам уже в 1628-1629 годах в Глебовском значились две деревянные церкви: церковь во имя Николая Чудотворца и церковь святого Димитрия Солунского.
Из сохранившегося чертежа села, составленного в 60-х годах XVII века, видно, что тогда Глебовское принадлежало трем владельцам: стольнику Глебу Юрьеву, князю Андрею Лыкову и боярскому сыну Ивану Дивову.
Во второй половине 18 века Глебовское перешло в руки виднейшего соратника и сподвижника Петра Великого Алексея Макарова, тайного советника и президента государственной камер-коллегии, за которым осталось село с 19 избами и проживающими в них 135 крестьянами обоего пола.
В 1792 году на средства местного помещика Алексея Макарова вместо двух деревянных церквей был построен существующий в настоящее время каменный храм. В нем было устроено три престола: главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, левый – в честь святителя Николая Чудотворца и правый – в честь святителей Московских Чудотворцев Петра, Алексия и Ионы.
С 1884 года существовала церковноприходская школа.
Приход состоял из села Глебовского и деревень: Елизарки, Афанасьево, Нелидово, Поповской, Щелканки.
В 1936 году церковь закрыли, а ее помещение радетели советской власти как только не использовали – и под склад, и под пекарню, и под клуб.
В 1962 году сбросили колокола, а через три года – купола.
В 1965 году советская власть добралась и до колокольни – она была разобрана до первого яруса и не восстановлена вплоть до сегодняшнего дня.
Лишь в 2000 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.
В июле 2003 года настоятелем храма был назначен протоиерей Сергий Вишневский. И вот настало время возрождения храма из весьма плачевного состояния.
Начиная с июля 2003 года и по сей день судьба храма подробно описывается в обновляемом разделе «Храм сегодня».