церковь симеона богоприимца зверина монастыря

Церковь симеона богоприимца зверина монастыря

До 15 ноября закрыт

ул. Бредова-Звериная, д.20

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

Билеты

Как добраться

О музее

Церковь Симеона Богоприимца расположена на территории Зверина монастыря. Она возведена за один день в 1467 году как «обетная», т.е. в надежде на то, что благодаря стройке прекратится эпидемия чумы, опустошившая новгородские земли. Год спустя это небольшое, деревянное сооружение было заменено каменным храмом. Славу ему принесли росписи, созданные два-три года спустя по заказу новгородского архиепископа Ионы. В них доминирует цикл Минология (Церковного календаря), включавший изображения святых, представленных по порядку их чествования в течение года. «Чтение» росписи начинается с сентября и разворачивается по часовой стрелке на стенах и столбах храма. Образы святых расположены фризами и выполнены в иконописной манере. Они обращены к молящимся и незримо участвуют в общей молитве.

В ХVІІ и ХVІІІ веках некоторые плохо сохранившиеся изображения были «освежены», а образ Христа Пантократора в куполе – заново написан. В ХІХ веке первоначальный стенописный ансамбль был закрыт новой росписью, которая была почти полностью снята во время реставрационных работ. Ее оставили только там, где живопись ХV века не сохранилась.

Храм пострадал во время взятия Новгорода Иваном ІІІ Васильевичем в 1471 году, а во время шведской оккупации был разорен. В XVII – XVІІІ веках произошли некоторые перестройки, а столетие позднее с запада было добавлено двухэтажное здание. В годы Великой Отечественной войны памятник получил повреждения. Несмотря на все это он сохранил в значительной степени свой первоначальный облик. Еще ближе к нему храм стал после проведенной в 1960-1970-е годы архитектурной реставрации (руководитель арх. Г.М. Штендер), ориентированной на максимальное восстановление первоначальных форм с сохранением поздних элементов.

Находится на Софийской стороне Великого Новгорода.

Источник

церковь симеона богоприимца зверина монастыряo_apankratov

И Свет во тьме светится, и тьма Его не объят (Ин., зач. 1).

Фрески новгородских церквей Симеона Богоприимца и Рожества Христова «на кладбище»

Внешний вид храма, он самый маленький в Зверином монастыре.

Архиепископ Иона держит в руке, созданный им храм.

Граффити на стене. Текст повествует о новгородцах, умерших во время эпидемии.

Поновления 19 века выглядят как всегда нелепо, и вроде все тоже самое, а за душу не берет.

Церковь была построена в 1382 году. Одним из основателей храма в поминальной книге был упомянут сам великий князь Дмитрий Донской.
Церковь Рождества и церковь Симеона Богоприимца роднит то, что это два «погребальных» храма. В скудельнице Рождественского монастыря, к которому относился храм на Красном поле, тоже массово хоронили умерших от разных эпидемий,так что здешнему кладбищу более 700 лет. При церкви Рождества столетиями находили свой вечный покой: странники, нищие, казненные и прочие несчастные. Подобные кладбища назывались «убогими домами».

Храм был расписан лишь в верхней части.

Возможно в росписи церкви на Красном поле участвовали мастера из Сербии.Тогда, в конце 14 века, на Русь бежало много выходцев с Балкан, под давлением наступавших турок.

Благовестие пастухам из композиции Рождество Христово.

Святитель Симеон Иерусалимский.

Святитель Елевферий Иллирийский.

Ангел благовествующий волхвам.

Часть композиции Успение Богоматери.

Источник

Церковь Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Новгороде

Фресковый ансамбль

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

Архитектурные особенности

Церковь Симеона Богоприимца – последний датированный храм независимого Новгорода. Он совсем небольшой (8 на 8 м), кубический, одноглавый, с одной апсидой и деревянным межэтажным перекрытием, отделяющим подцерковье от основного объема. Столбы переменного сечения – квадратные в подцерковье, в храме западные – круглые, а восточные – полукруглые.

Рисунки из книги: Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской земли (СПб., 2008.)

Фасады делятся на три части узкими лопатками и декорированы бровками с зубцами, поясками бегунца и поребрика в тимпанах.

Некоторое выводы относительно внешнего вида церкви в древности можно сделать по ктиторской фреске, где архиепископ Иона держит в руках модель храма с необычным завершением фасадов – шестнадцатискатным, нигде больше в Новгороде не отмеченным. Однако роспись эта поновлена в позднее время (возможно, даже в XVIII веке), а при изучении храма архитекторы-реставраторы не смогли обнаружить следы ни такого, ни какого-то другого завершения. Поэтому сейчас восстановлено восьмискатное завершение, характерное для других новгородских храмов этого периода.

Архиепископ Иона с моделью Симеоновского храма

После шведской оккупации Зверин монастырь, видимо, долго стоял разрушенным. Именно ко времени обновления храма в 1654 году следует отнести все главные перестройки – переложение сводов и купола, алтарной конхи, растеску окон.

В XVII или XVIII веке в храме появились хоры, что стало причиной утраты большей части фресок на западной стене.

Сейчас вход в храм устроен из западной пристройки середины XIX века, а изначально на второй этаж, в церковь, заходили по деревянному крыльцу с западной стороны, упомянутому в описи.

Южную стену украшает большая ниша с полуфигурным изображением святого Симеона с младенцем Христом на руках. Эта фреска, по-видимому, написана уже в позднее время и сходна с чудотворной иконой, которая хранилась в церкви до революции. А вот на ктиторской фреске в храме изображен иной ее извод, традиционный для изображений праведников – св. Симеон держит в руках свиток с надписью «Ныне отпущаеши…».

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

Источник

Церковь Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Новгороде

Фресковый ансамбль

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

Алтарь

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

Первоначальная роспись алтаря сохранилась частично: конха апсиды была полностью переписана в XIX веке; при поновлениях пострадали также фигуры святителей из композиции «Служба святых отцов».

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

В алтарной арке представлены в рост фигуры первосвященников – с северной стороны Мельхиседека с дискосом и кадилом, а с юга, скорее всего, Захарии. Под ними, на пилястрах, – диаконы Лаврентий и Стефан. Рядом с обоими – поздние надписи красной краской: «с. арх. Лаврентий» и «с. арх. Стефан».

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

Композиция «Отечество» в алтарной конхе. XIX в.

Нижний регистр алтарной росписи прорезан тремя окнами (центральное чуть выше боковых) и занят «Поклонением жертве», вариантом «Службы святых отцов». С южной стороны представлены два святителя, с северной – три. Первых Н. Н. Герасимов [4] определяет как Григория Богослова и Василия Великого, имена других не упоминает.

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

В руках у Григория Богослова – свиток с надписью: «боже святыи почивая во святых иже тресвятым гласомь от сѣр…».

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

Это начало молитвы перед пением Трисвятого литургии Иоанна Златоуста: «Боже Святый, иже во святых почиваяй, иже трисвятым гласом от Серафимов воспеваемый и от Херувимов славословимый, и от всякия Небесныя Силы покланяемый, иже от небытия во еже быти приведый всяческая…».

Верхняя часть лика Василия Великого сохранилась очень плохо, но нижняя, с длинной светлой раздвоенной на конце бородой, видна. Оригинальная надпись с именем святого исчезла, зато видна поздняя, выполненная красной краской. Текст на свитке читается: «сыи владыко господи боже отче вседержителю покланяемыи» (Молитва Великого входа литургии Василия Великого).

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

На северной стороне алтарной росписи святители не атрибуированы. Свиток сохранился только у самого крайнего из них. На нем читается: «о изрядное пресвятѣи чистии и преб…».

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

«Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии…» (Ходатайственная молитва литургии Иоанна Златоуста).

У этого святителя сохранилась часть лика, но читается только общий абрис. У нимба – поновленная надпись красной краской (XVII в.): «св. Петръ». Если доверять этой надписи, судить по короткой бороде и сходному изображению в Гостинопольской церкви, имеется в виду Петр Александрийский. Возможно также, что здесь изображен св. Николай.

У других двух святителей северной стороны лики целиком переписаны в позднее время. У среднего – поздняя надпись красной краской: «св. Мартин» (по-видимому, имеется в виду святитель Мартин Исповедник, папа Римский).

Самый восточный с левой стороны – Иоанн Златоуст, судя по фрагментам сохранившейся оригинальной записи и характерному облику.

Далее в алтарном цоколе пробиты три окна, над боковыми окнами располагаются два медальона: в левом на грунте XIX века написан архиепископ Иона, в правом сохранились лишь фрагменты первоначальной живописи; в позднее время здесь был написан святой в монашеском одеянии.

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

церковь симеона богоприимца зверина монастыря

Итак, святители в композиции «Поклонение жертве» написаны в такой последовательности:

св. Петр Александрийский (?)
св. Мартин Исповедник (?)
св. Иоанн Златоуст
неизвестный святитель в медальоне (сейчас – поздняя фреска с архиепископом Ионой)

св. Василий Великий
св. Григорий Богослов
св. Иаков, брат Божий, в медальоне

Если принять поздние имена святителей за верные, то интересно подумать над появлением в небольшой апсиде Симеоновского храма редкого святого Мартина Исповедника. Здесь могли бы быть гораздо более почитаемые свв. Афанасий и Кирилл Александрийские, Игнатий Богоносец, Иоанн Милостивый, но неожиданно появляется один из малоизвестных на Руси исповедников. Мастеров ионинской артели это не смущает, и в Гостинопольском храме они введут в число изображенных в алтаре святителей Павла Исповедника, тоже не слишком популярного в Новгороде святого.

Единственное, что объединяет этих двух святых страдальцев за веру, – оба они претерпели в борьбе с ересями: св. Павел воевал с арианами, а св. Мартин – с монофелитами.

На алтарной арке, под изображением архидиакона Стефана, выцарапано интересное пóзднее граффити.

Поклонение жертве. XVIII в. (?)

Нижний регистр алтаря, как и всей церкви, украшают «полотенца» на темном фоне.

Текст обновлен 20.06.2020

Источник

Фрески церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря и церкви Рождества Христова на Красном поле

Внешний вид храма, он самый маленький в Зверином монастыре.

Архиепископ Иона держит в руке, созданный им храм.

Граффити на стене. Текст повествует о новгородцах, умерших во время эпидемии.

Поновления 19 века выглядят как всегда нелепо, и вроде все тоже самое, а за душу не берет.

Церковь была построена в 1382 году. Одним из основателей храма в поминальной книге был упомянут сам великий князь Дмитрий Донской.
Церковь Рождества и церковь Симеона Богоприимца роднит то, что это два «погребальных» храма. В скудельнице Рождественского монастыря, к которому относился храм на Красном поле, тоже массово хоронили умерших от разных эпидемий,так что здешнему кладбищу более 700 лет. При церкви Рождества столетиями находили свой вечный покой: странники, нищие, казненные и прочие несчастные. Подобные кладбища назывались «убогими домами».

Храм был расписан лишь в верхней части.

Возможно в росписи церкви на Красном поле участвовали мастера из Сербии.Тогда, в конце 14 века, на Русь бежало много выходцев с Балкан, под давлением наступавших турок.

Благовестие пастухам из композиции Рождество Христово.

Святитель Симеон Иерусалимский.

Святитель Елевферий Иллирийский.

Ангел благовествующий волхвам.

Часть композиции Успение Богоматери.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *