церковь смоленской иконы божией матери на смоленском кладбище
Церковь смоленской иконы божией матери на смоленском кладбище
Скорее, этот дневник для тех, кто собирается посетить Санкт-Петербург. Это подсказка, как добраться до могилки святой блаженной Ксении на Смоленском кладбище.
По сей день неведомы современникам даты рождения и смерти Ксении Григорьевны Петровой. Известно лишь, что вдовой она стала в 26 лет, а муж был певчим. Не думаю, что это очень важно, но в одних источниках я читал, что пел он в церковном хоре, а другие утверждают, что в чине полковника состоял он в хоре императрицы Елизаветы I. Это более похоже на правду, т.к. елизаветинский хор был знаменит, и за участие в нём певчие получали немыслимые по тем временам моральные и материальные вознаграждения.
Итак, если известно, что Смоленская церковь вместо деревянной стала каменной по указу 1783 года, если к этому времени прошло более 20 лет со дня смерти императрицы Елизаветы Петровны, можно предположить, что Ксении Петровой в то время было порядка 50-60 лет.
Не так давно в запасниках Эрмитажа был обнаружен ее масляный портрет. Однако его сопровождает маленькое осторожное уточнение: портрет ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ.
Портрет этот в 1930 году был привезен в Эрмитаж со Смоленского кладбища. Следы воска и копоти свидетельствовали о его почитании прихожанами. Анализ грунта показал, что картина была написана в конце XVIII или в начале XIX века. Очистка более поздних слоев показала, что изначально у изображенной женщины были короткие седые волосы, и всё это подтверждает легенду о том, что Ксения переоделась в мужской костюм и называлась людям именем умершего мужа.
На северной стороне храма есть мемориальная доска с эпитафией. В возрасте 84 года протоиерей Георгий Петров завершил земной путь. Его останки покоятся под алтарём придела Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Ценность этого списка в том, что согласно предания, оригинал был создан Евангелистом Лукой. Стало быть, паломникам имеет смысл посетить Смоленскую церковь на Васильевском острове. Помогает этот образ в защите от болезней, от семейных неурядиц, оберегает от ссор, конфликтов, а особенно в войнах. У нас с Настей дома «Одигитрия» (Казанская) стоит рядышком с иконой Христа, и наверняка потому в семье лад, любовь и согласие.
По сей день некоторые утверждают, что это не так. Мол, всех первых умерших строителей хоронили близ Сампсониевской церкви. В таком случае, извиняюсь, если первое сооружение там появилось в 1710 году, то где же хоронили людей с 1703 года? Или никто за семь лет не умер?
Предположительно высчитывая годы жизни Блаженной Ксении, исследователи утвердились в том, что умерла она не позже 1806 года. То есть, до Отечественной войны 1812 года, до страшного наводнения 1824 года. И вот здесь есть кое-какая значимая деталь. Дело вот в чём. Сегодня неподалеку от её часовни стоит часовня Св. Троицы.
Мемориальная доска на часовне гласит, что храм был освящен в 1831 году. Я нашёл источники, которые утверждают, что до постройки на этом месте каменного храма здесь стоял деревянный, разобранный после наводнения 1824 года, вышеупомянутый храм Архистратига Михаила. Стало быть, Блаженная Ксения была похоронена возле него. Значит это, что её почитали при жизни даже более того, как мне изначально казалось! А ещё это значит, что её могилу после наводнения было не так трудно найти, но некоторые скептики-атеисты и сейчас кричат, мол, не там она! Там!
Потому и неизвестны годы жизни и Ксении Григорьевны, и мужа её Андрея Фёдоровича, что документы (церковные метрики) были уничтожены наводнениями 1777 и 1824 годов.
С приходом к власти большевиков часовню закрыли. Но недолго стояла она, защищённая забвением и тишиной. В 1957 году в часовне открыли сапожную мастерскую. Певчая Смоленского храма Марфа вспоминает: «Могилу Ксении замуровали, и именно на этом месте работали сапожники. Но Господь поругаем не бывает: ни одного гвоздика не дала им вбить Христова Угодница — всё валилось из рук». Тогда решили наладить здесь отливку гипсовых статуй. Но и из этого ничего не вышло. Бывало, запрут мастера часовню крепко-накрепко, а утром… вместо скульптур обломки валяются. Наконец в 1983 году часовня была возвращена верующим, и после реставрации в 1987 году освящена митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием — будущим Патриархом Алексием II.
Через год после революции Смоленскую церковь лишили всех средств, а все метрические книги и документы по захоронениям до 1918 года были изъяты. Воскресенская церковь, у входа на кладбище, была закрыта и в 1930 году переделана под общежитие. А каменную Троицкую церковь и вовсе снесли в 1932 году. Сохранилась только Смоленская церковь — недаром строить её Ксения помогала!
В 1920 году Смоленскую церковь отдали обновленцам. Не так это, конечно, хорошо, но именно это позволило сохранить храм, который всё же в 1940 году закрыли, а в 1946-м вернули. И это был единственный действующий тогда храм на Васильевском острове.
А вот неприметная могилочка, под надгробьем которой лежат 40 мучеников, заживо погребенных здесь советской властью за то, что не отреклись от православной веры. Несколько дней из-под земли раздавались их стоны, пока наконец луч солнца не упал на могильный бугорок. И только тогда звуки из-под земли прекратились. Каждый раз при воспоминании подобных зверств постоянно спрашиваю: «Ну-с, и кто тут ещё хочет вернуться в светлые времена СССР?»
Здесь же на Смоленском кладбище могилы блаженной Анны, блаженной Ирины (увы, о ней ничего я узнать не смог), блаженного Григория Монетки.
Родился Григорий в богатой семье, учился в семинарии. Однажды ему пришло озарение: «Бог заботится обо мне, даёт самое необходимое, а больше мне ничего не нужно». Он раздал своё богатство. Пошёл пешком в Иерусалим, провёл в пути 2 года. Ему помогали люди, давали еду, питьё, кров. Вернувшись в Петербург, он зашёл к своему другу, с которым вместе учился в семинарии. Тот был уже священником. Друг дал ему золотую монетку достоинством в 5 рублей. Возвращаясь от него, Григорий увидел на мосту мужчину, собиравшегося прыгнуть вниз. Он заговорил с беднягой. Тот поведал Григорию, что всё проиграл в карты, а у него ведь 6 детей. Григорий отдал мужчине золотую монетку. Тот очень благодарил за помощь и обещал вернуть долг, как только поправит свои дела. И этот день наступил, мужчина разбогател. Когда он пришёл отдать долг своему спасителю, тот не взял деньги, а велел отдать их тем, кто очень в них нуждается. Так с лёгкой руки Григория Монетки была основана «финансовая пирамида», которая, в отличие от ныне существующих, благодаря человеческому милосердию, никогда не рухнет. С тех пор так и пошло, денежка передавалась из рук в руки, от состоятельных людей к нуждающимся, и помогала последним поправить свои дела, чтобы они в свою очередь тоже могли помогать нуждающимся. Григорий прожил до глубокой старости, но и после своей смерти он продолжает помогать людям.
Существует такое народное поверье, что если на его могилку положить деньги, то дела быстро пойдут в гору. Денежка же попадёт к тому, кому она в данный момент необходима, и тоже окажет помощь. В дальнейшем этот человек, поправив своё финансовое положение, также придёт к могилке, чтобы поделиться своим богатством с нуждающимися людьми. Приумножив таким образом своё богатство или поправив финансовое положение, нужно обязательно прийти на могилку Григория Монетки и поблагодарить его за помощь.
Поблизости от Блаженной Ксении была похоронена и святая преподобномученица Мария Гатчинская. Сейчас её мощи перенесены. Подробнее здесь: ссылка + ссылка Неподалеку похоронен Эдуард Хиль, а буквально три месяца назад в нескольких шагах от Блаженной Ксении согласно её завещанию похоронили Людмилу Сенчину. Ссылка + ссылка
А вот вам, паломники, ещё полезная инфа:
Божественная литургия в храме во имя Смоленской иконы Божией Матери совершается ежедневно в 10.00.
В праздничные и воскресные дни совершаются две литургии — ранняя в 7.00 и поздняя в 10.00.
Каждый день по окончании литургии — Таинство Крещения.
Молебны о здравии и панихиды по усопшим в часовне блаженной Ксении служатся ежедневно с 11.00 в будни и с 10.00 — в праздники.
Часовня открыта для посещений до 17.00.
Адрес храма Смоленской иконы Божьей Матери, по которому вы можете отправлять письма и почтовые переводы с записками на молебны и панихиды:
199048, СПБ, Васильевский остров, Камская ул. д. 24, настоятелю протоиерею Виктору Московскому.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Васильевский остров (Санкт-Петербург)
Мiръ Россия Санкт-Петербург Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Васильевский остров (Санкт-Петербург)
Церковь Смоле́нской иконы Божией Матери или просто Смоле́нская церковь — один из старейших православных храмов Санкт-Петербурга. Находится на Смоленском кладбище, на Васильевском острове. Согласно преданию в постройке церкви участвовала святая блаженная Ксения Петербургская, тайно по ночам носившая кирпичи на строительные леса.
Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Василеостровского благочиннического округа.
Содержание
История [ править ]
В 1758 году на Смоленском кладбище была заложена деревянная Смоленская церковь. Она была построена за два года и освящена 30 сентября (11 октября) 1760 года. 6 (17) ноября 1772 года к ней был пристроен Михайловский придел.
В 1786—1790 годах по проекту архитектора А. А. Иванова в стиле раннего русского классицизма была построена каменная Смоленская церковь. Деревянная церковь тогда ещё не была разобрана. 9 октября 1790 года был освящён придел во имя Иоанна Богослова. 1 (12) октября 1790 года был освящён главный алтарь во имя Смоленской иконы Божией Матери.
Всего на 1917 год в храме было пять приделов. Главный — Смоленской иконы Божией Матери. Правый — св. Василия Исповедника. Левый — во имя Иоанна Предтечи, св. архидиакона Стефана и мученицы Евлампии, освящённый 26 сентября 1790 года. Отдельный придел с южной стороны — Пророка Илии, освящённый 24 июня 1833 года. Отдельный придел с северной стороны — Апостола Иоанна Богослова, освящённый 10 октября 1892 года.
С начала 1920-х годов церковь находилась у обновленцев.
В 1938 году в нее передали Казанскую икону Божией Матери, происходившую из Казанского собора. В 1940 году Смоленская церковь была закрыта, Казанскую икону Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор, где она пребывала 60 лет (в 2001 году возвращена в Казанский собор). Внутреннее убранство храма было уничтожено.
В 1947 году церковь возвращена приходу и 8 марта того же года торжественно освящена настоятелем Николо-Богоявленского собора протоиереем Павлом Тарасовым. В центральном приделе был установлен иконостас, доставленный из закрытого в 1938 году храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове.
24 мая 1950 года епископом Лужским Симеоном (Бычковым) в храме был освящён новоустроенный северный придел во имя иконы Божией Матери «Умиление», для которого был взят иконостас одного из приделов нижнего храма Владимирской церкви (на Владимирском проспекте), к тому времени закрытой.
16 февраля 1989 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) освятил в храме отдельный небольшой придел блаженной Ксении Петербургской.
Современное состояние [ править ]
Архитектура [ править ]
Церковь построена в стиле раннего русского классицизма. Это прямоугольное в плане здание с двухъярусной колокольней, покрашенное в голубой цвет. С западной стороны к церкви примыкает трапезная. Над входом возвышается двухъярусная колокольня, увенчанная серым шпилем с крестом, в обоих ярусах которой располагаются звонницы. Стена второго яруса декорирована коринфскими пилястрами. Каждая грань яруса завершена треугольным фронтоном. Храм увенчан низким куполом серого цвета, расположенным на низком барабане с арочными окнами византийского стиля. Купол завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Санкт-Петербург, Васильевский остров, Камская улица, 24, Смоленское православное кладбище.
Проезд: от ст. м. Приморская 15 минут пешком или от ст. м. Василеостровская наземным транспортом в сторону Малого проспекта Васильевского острова и Смоленского кладбища.
Расписание богослужений [ править ]
Исповедь: 9.45. Литургия: 10.00; по воскресным дням и двунадесятым праздникам: 7.00 и 10.00.
В часовне непрерывно, с промежутком 5-10 минут, совершаются молебны святой блаженной Ксении о здравии и заупокойные молитвы.
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной
† Храм Смоленской иконы Божией Матери
и Часовня святой блаженной Ксении Петербургской.
Настоятель, благочинный
Василеостровского округа
Показать полностью.
протоиерей Евгений Шогенов
Как добраться:
От ст.м. Василеостровская — маршрутное такси 249а
От ст.м. Приморская — автобус 42, маршрутное такси 186
Россия, г.Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Камская, д. 24, 199178
+7 (921) 342-96-71
info@smolenka.spb.ru
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной запись закреплена
Божественную Литургию и заупокойную панихиду, в храме Смоленской иконы Божией Матери возглавит Высокопреосвященнейший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной запись закреплена
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной запись закреплена
Документальный фильм
«Смоленская семья»
К годовщине со дня кончины протоиерея Виктора Московского.
Фильм включает архивные видеозаписи, воспоминания об отце Викторе его семьи, клириков и прихожан Смоленского храма.
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной запись закреплена
Вечер памяти приснопамятного протоиерея Виктора Московского (1949-2020), приуроченный к годовщине его кончины, состоялся 11 ноября в Доме молодежи Василеостровского района. Вечер вел заслуженный артист России Николай Поздеев.
На сцену поднялся губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, бывший другом покойного.
Показать полностью.
Градоначальник отметил, что отец Виктор всегда мечтал восстановить храм Воскресения Христова на Смоленском кладбище, много сделал для этого, и всей Смоленской семье необходимо приложить усилия, чтобы храм был восстановлен: «Это будет самый большой вклад в увековечивание памяти отца Виктора, и он за всех нас порадуется и будет там за нас молиться».
Был показан документальный фильм «Смоленская семья», включавший архивные видеозаписи. Воспоминаниями об отце Викторе поделились члены его семьи, клирики и прихожане Смоленского храма. Советник вице-губернатора Санкт-Петербурга по вопросам здравоохранения Арфения Тер-Минасова, близко знавшая отца Виктора, привела его слова: «Мудрость жизни в том, чтобы пройти узкой тропой между очарованием и разочарованием».
Настоятель Смоленского храма и благочинный Василеостровского округа протоиерей Евгений Шогенов поблагодарил создателей фильма, вдову отца Виктора матушку Татьяну, Александра Беглова, главу района Эдуарда Ильина и всю Смоленскую семью.
В исполнении приходского хора Смоленского храма под управлением Полины Фоменко прозвучали духовные сочинения Александра Архангельского «К Богородице прилежно. «, Михаила Попова-Платонова «Всех скорбящих Радосте», а также стихира и кондак Ксении Блаженной.
В исполнении солиста Мариинского театра Евгения Акимова прозвучали ария Ленского из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин», романсы Сергея Рахманинова «Я не пророк», Петра Чайковского «Снова, как прежде, один».
Отец Владимир рассказал, что как-то в разговоре с отцом Виктором они обсудили, что хорошо бы учредить стипендию Ксении Блаженной для молодых людей, которые занимаются благотворительностью или работают в храмах. Отец Владимир выразил надежду, что такая премия будет учреждена.
На одной из демонстрируемых на экране фотографий были приведены слова отца Виктора: «Я очень счастлив, что служу Церкви Божией, являюсь пастырем, служителем Божиим. В этом радость моя, мое счастье, в этом смысл моей жизни».
Всем присутствовавшим в зале раздали специальный выпуск приходской газеты Смоленского храма, посвященный отцу Виктору.
Протоиерей Виктор Московский родился в Боровичах Новгородской области в семье рабочих, с семи лет начал прислуживать в храме. Окончив школу, поступил в Ленинградскую духовную семинарию и на IV курсе в 1970 году был хиротонисан во диакона. После службы в армии отец Виктор получил назначение в Николо-Богоявленский собор, продолжил обучение в Ленинградской духовной академии.
В 1975-м он был рукоположен в сан священника. В 1987 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, перевел отца Виктора в храм Смоленской иконы Божией Матери, где он и прослужил до конца своих дней. 14 ноября 2020 года протоиерей Виктор Московский на 72-м году жизни отошел ко Господу.
ИА «Вода живая»,
11.11.21
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной запись закреплена
7 ноября 2021г.
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Мчч. Маркиана и Мартирия, прав. Тавифы, в храме Смоленской иконы Божией Матери была совершена ранняя и поздняя Литургия.
Позднюю Литургию совершили благочинный Василеостровского округа настоятель протоиерей Евгений Шогенов, протоиерей Александр Лесюис, иерей Сергий Мороко, иерей Константин Суржиков, протодиакон Николай Фоменко, иеродиакон Родион (Кириченко) и диакон Иоанн Бузин.
Показать полностью.
На сугубой ектении была прочитана молитва о нераспространении вредоносного поветрия.
По окончании Божественной Литургии было совершено славление с молитвой Господу Богу.
Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор под управлением регента Полины Фоменко.
В сегодняшнем воскресном Евангелии, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали притчу о богаче и Лазаре. Это короткое повествование о жизни и смерти двух разных людей заслуживает внимательного рассмотрения. Как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы, с одной стороны, богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а, с другой стороны, бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей».
Перед нашим мысленным взором предстают два человека, между которыми огромная не только социальная пропасть, но и духовная.
Один жил в достатке и богатстве. Как говорит Евангелие, «одевался в порфиру и виссон». Порфира – это сирийская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – белая, тонкая и нежная материя из египетского льна. Поистине столь дорогое убранство мог себе позволить в то время только человек с большим материальным состоянием.
А другой был нищий, который лежал в струпьях у ворот этого вельможи и желал напитаться крошками, падающими со стола богача.
Интересно, что нищий имеет в этой притче имя. Его зовут Лазарь, а богач – безымянный. Сегодня громко звучат имена богатейших людей мира. Блеск и шик их богатств заставляют одних восхищаться, а других раздуваться от зависти и злобы, но порой наличие имени в престижном списке богачей «Forbes» предполагает отсутствие этого же имени в Книге Жизни. Для Бога богатство не является достижением. Оно не выделяет человека среди человеческой массы в глазах Божиих. Так как само по себе оно даруется Самим Богом.
Как бы человек ни гордился и ни кичился своим успехом и достижением высокого материального уровня, все это даровано ему Богом. Здоровье, разум, таланты и удачные обстоятельства – без этого богатый человек не смог бы достигнуть желаемого результата, но все это не его заслуга, а дар Божий. Дар, который человек должен использовать для приобретения духовного плода, по которому будет оценен Богом и записан по имени в Книгу Жизни. Но евангельский богач, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «бесплоден, поэтому лишен имени. Ему оставлено только общее родовое имя – человек».
Далее в сегодняшней евангельской притче рассказывается о встрече в загробном мире богача и Лазаря. Богач, страдая от адских мук, просит Авраама послать Лазаря совсем немного облегчить страдания его. Но Авраам отвечает, что это невозможно: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, так же и оттуда к нам не переходят». Этими словами Христос показывает нам, что в жизни каждого человека наступит момент, когда ничего уже исправить нельзя. Когда время выйдет и что-то изменить уже будет невозможно.
Так говорит об этом старец Паисий Святогорец: «Если мы теперь не вспомним о своих грехах и не покаемся, то там увидим их перед нашими глазами во всей ясности и наготе и будем плакать тщетно и напрасно. Посему увещеваю, прошу и умоляю скорбеть и плакать о грехах здесь». Как в нашем материальном мире возможны различные метаморфозы и преобразования с любой материей, так и наша душа, пока находится в теле, в рамках этого временного материального мира доступна к изменению и преображению. Но стоит ей покинуть этот мир – и никакие изменения в ее сущности уже невозможны. Так как в том мире, как и в Боге, нет даже тени перемен, а все постоянно и неизменно.
Не беднота и болезни возвысили Лазаря, а его смирение и вера
Итак, в чем же заслуга Лазаря перед Богом, что после смерти он был удостоен столь великой чести и радости? В том, что жизнь его была полна страданий и лишений? Но разве Богу приятны человеческие мучения? Разве это есть сущность христианской жизни? Лежать у ворот в струпьях? Конечно же, нет. Не беднота и болезни возвысили Лазаря, а его смирение и вера. Ведь находясь в столь тяжелом состоянии, он ни разу не возроптал на Бога, не воззвал к совести богача. Он не требовал помощи, он смиренно уповал на милосердие Божие. И этим он вознесся до ложа Авраамова. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Взирай на славнейшего Лазаря, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани».
Страшная вина богача в том, что, имея столь большой материальный достаток, он не замечал Лазаря
А в чем же вина богача? Разве в том, что он имел большое состояние? Разве богатый и состоятельный человек не может быть приятен в глазах Божиих? Безусловно, это не так! Так как богатство, будучи даром Божиим, не может быть злом само по себе. Ибо Бог не творит злого. Однако страшная ошибка и вина богача заключалась в том, что, имея столь большой материальный достаток, он не замечал Лазаря, который лежал у ворот его дома. Наверняка он каждый день встречался с ним, выходя из своего дома, возможно, спотыкаясь о его лежащее в струпьях тело, но богач не нашел времени для того, чтобы остановиться и удостоить Лазаря своим вниманием, оказать ему малейшую помощь, которая хоть немного облегчила бы страдания нищего. «Где ты сеял, там и собирай, – говорит святитель Василий Великий, мысленно обращаясь к богачу. – Где расточал, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семена милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева».
Кроме того, мы видим из Евангелия, что подобный пагубный образ жизни богача передается по наследству. Находясь в аду, богач просит Авраама предупредить его братьев о страшном итоге и конце такого прожигания жизни.
Безусловно, если человек привязан к богатству, то эта привязанность проецируется и на его близких, родных, детей, которые, видя столь яркий и соблазнительный пример беззаботной жизни, прельщаются и устремляются к житейским утехам. Таким образом, человек, живущий подобно евангельскому богачу, о котором мы сегодня с вами слышали, губит не только свою душу, но и души своих близких, которые живут с ним под одной крышей. И никакие законы и увещевания не смогут помочь исправить этих несчастных, так как они видели наглядный урок и пример беззаботной жизни изо дня в день и не знают другого.
Поэтому, дорогие братья и сестры, будем, как сказал святитель Иоанн Златоуст, взирать на сладчайшего Лазаря, чтобы достигнуть нам той же самой спасительной пристани во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь!
Иеромонах Алексий (Годлевский)
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной запись закреплена
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
НА ПРЕДСТОЯЩЕЙ СЕДМИЦЕ
АКАФИСТЫ СВЯТОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ
СОВЕРШАЮТСЯ В ЧАСОВНЕ ЕЖЕДНЕВНО В 16:30
ЧАСОВНЯ ОТКРЫТА ЕЖЕДНЕВНО
С 8 ДО 19 ЧАСОВ БЕЗ ПЕРЕРЫВА
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной запись закреплена
6 ноября 2021г.
В Димитриевскую родительскую субботу, в храме Смоленской иконы Божией Матери была совершена ранняя и поздняя Литургия.
Позднюю Литургию совершили благочинный Василеостровского округа настоятель протоиерей Евгений Шогенов, иерей Иоанн Московский, иерей Сергий Мороко, иерей Роман Жук, иерей Константин Суржиков, иеродиакон Родион (Кириченко) и диакон Иоанн Бузин.
Показать полностью.
По окончании Божественной Литургии была совершена заупокойная Панихида.
Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор под управлением регента Полины Фоменко.
Неутешна и безгранична должна была быть наша скорбь об умирающих наших близких, если бы не даровал нам Господь жизнь вечную. Бессмысленна была бы наша жизнь, если бы она кончалась со смертью. Какая польза тогда от добродетели, от добрых дел? Правы тогда говорящие: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32). Но создан человек для бессмертия, а Своим воскресением Христос разверз врата Небесного Царства, вечного блаженства, в Него веровавшим и праведно жившим. Земная наша жизнь — подготовление к будущей, и смертью нашей заканчивается та подготовка. «Человеку надлежит однажды умереть, потом же суд» (Евр. 9, 27).
Оставляет тогда человек все свои земные попечения, распадается тело, чтобы вновь восстать в общее воскресение. Но душа его продолжает жить и ни на миг не прекращает своего существования. Многими явлениями умерших дано нам отчасти знать, что происходит с душой, когда она выходит из тела. Когда прекращается ее зрение телесными очами, тогда открывается ее духовное зрение. Часто оно начинается у умирающих еще до кончины, и они, еще видя окружающих и даже разговаривая с ними, видят то, что другие не видят. Выйдя же из тела, душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она стремится к тем, которые более сродны по духу, а если, находясь в теле, она была под влиянием некоторых, то остается в зависимости от них, выйдя из тела, как бы неприятны они ни оказались при встрече.
В течение двух дней душа пользуется относительной свободой, может посещать места на земле, ею любимые, а на третий день направляется в иные пространства. При том она проходит через полчища злых духов, преграждающих ей путь и обвиняющих ее в различных грехах, на которые они сами ее соблазняли. Согласно откровениям, имеется двадцать таких преград, так называемых мытарств, на каждом из них испытуется тот или иной вид греха; пройдя через одно, душа попадает на следующее, и лишь благополучно пройдя через все, душа может продолжать свой путь, а не быть сразу ввержена в геенну. Насколько ужасны те бесы и их мытарства, показывает то, что Сама Богородица, извещенная Архангелом Гавриилом о предстоящей кончине, молила Сына Своего избавить Ее от тех бесов, и, исполняя Ее молитву, Сам Господь Иисус Христос явился с Неба принять душу Своей Пречистой Матери и вознести на Небо. Страшен бывает третий день для души усопшего, и посему особенно нуждается она тогда в молитве о ней. Благополучно пройдя мытарства и поклонившись Богу, душа в течение еще тридцати семи дней посещает Селения Небесные и пропасти адские, не зная еще, где она окажется, и лишь на сороковой день определяется ее место до воскресения мертвых. Одни души находятся в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие — в страхе вечных мучений, которые полностью наступят после Страшного Суда. До тех пор возможны еще перемены в состоянии душ, особенно через приношение за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии), а также и по другим молитвам.
Насколько важно при том поминовение за литургией, показывает следующее событие. Перед открытием мощей святого Феодосия Черниговского (1896 г.) совершавший переоблачение мощей священник, уморившись, сидя возле мощей, задремал и увидел перед собой святителя, сказавшего ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать литургию, помяни моих родителей», — и назвал их имена (иерея Никиту и Марию). «Как ты, святителю, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у Престола небесного и подаешь людям милости Божии?!» — спросил священник. «Да, это верно, — ответил святой Феодосий, — но приношение за литургией сильнее моей молитвы».
Посему полезны усопшим и панихиды, и домашние молитвы об усопших, и добрые дела, творимые в их память, как, например, милостыня, жертвы на церковь, но особенно полезно для них поминовение за Божественной литургией. Много было явлений усопших и других событий, подтверждающих, насколько благодетельно поминовение усопших. Многие умершие с покаянием, но неуспевшие то проявить при жизни, освобождались от мук и получали упокоение. В церкви всегда возносятся молитвы о упокоении усопших, и даже в день Сошествия Святого Духа в коленопреклоненных молитвах на вечерне есть особое моление «о иже во аде держимых». Каждый же из нас, желая проявить свою любовь к усопшим и оказать им действительную помощь, лучше всего это может сделать через молитву о них, в особенности поминовением их на литургии, когда вынимаемые за живых и усопших частицы опускаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на литургии. В том они нуждаются всегда, а особенно в те сорок дней, в которые душа усопшего проходит свой путь до Вечных Обителей. Не чувствует ничего тогда тело, не видит собравшихся близких, не обоняет благоухания цветов, не слышит надгробных речей. Но ощущает душа возносимые о ней молитвы, благодарна бывает тем, кто их творит и духовно бывает близка им.
Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах! Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимся, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы. Окажите милость усопшему, позаботьтесь о душе его. Всем нам предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули нас! Будем же и сами милостивы к усопшим. Как только кто преставится, немедленно зовите или извещайте священника прочитать «Последование по исходе души», которое положено читать над всеми православными сразу по их кончине. Постарайтесь, чтобы, если есть возможность, отпевание происходило в церкви и до отпевания над покойником читалась Псалтирь. Отпевание может совершаться и не пышно, но обязательно полностью, без сокращения; думайте тогда не о себе и своих удобствах, а об усопшем, с которым прощаетесь навеки. Если одновременно в церкви несколько покойников, не отказывайтесь от того, чтобы их отпевали совместно. Лучше пусть отпевают сразу двух или больше покойников и еще горячее будет молитва собравшихся всех их близких, чем будут отпевать их по очереди и, не имея сил и времени, будут сокращать службу, когда каждое слово молитвы для усопшего есть как капля воды жаждущему. Обязательно позаботьтесь сразу о совершении сорокоуста, то есть ежедневном поминовении в течение 40 дней на литургии. Обычно в церквах, где происходит ежедневное священнослужение, отпетые там усопшие поминаются в течение сорока дней и больше. Если же отпевают в церкви, где нет ежедневной службы, близкие должны сами позаботиться и заказать сорокоуст там, где ежедневная служба. Хорошо посылать также на поминовение в монастыри и в Иерусалим, где постоянная молитва у святых мест. Но нужно сорокоуст начинать сразу после кончины, когда душа особенно нуждается в молитвенной помощи, и посему начать поминовение в ближайшем месте, где ежедневная служба.
Будем заботиться об уходящих в иной мир прежде нас, дабы для них сделать все, что можем, помня, что «Блажени милоствии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7).