церковь спаса нерукотворного образа торжок

Храм образа Спаса Нерукотворного (Спасс)

церковь спаса нерукотворного образа торжок

Храм образа Спаса Нерукотворного (Спасс) — каменная четырёхпрестольная церковь с ярусной колокольней. Приделы: Успенский, Никольский и придел Варвары, Параскева и Пантелеймона. Расширялась в 1872 году. В советское время закрыта, разорена. В настоящее время возвращена верующим.

Содержание

История [ править ]

церковь спаса нерукотворного образа торжок

Появление храма в Спасском погосте можно уверенно относить ко времени возникновения этого населенного пункта. Само его название происходит от посвящения церкви: «Погост, что у Спаса на Низу» буквально значит «торговое поселение у церкви Спаса, которая находится вниз от Торжка по течению Тверцы». В таком виде это название отчетливо показывает, что само поселение возникло в связи со строительством в определенном месте на реке храма, в честь Преображения Господня. Это позволяет связать возникновение Спасского погоста с христианизацией Новоторжской земли и шире — Верхневолжья.

В Писцовых книгах 1626-1627 годов в погосте Спасском упоминаются две деревянные церкви: в честь Преображения Господня (теплая) и в честь Успения Пресвятой Богородицы. Документы Тверской духовной консистории 1700 года называют в Преображенской церкви престол в честь Николая Чудотворца. Упоминание этого престола связано с перестройкой Успенского храма в камне. В 1785 году из обветшавшей деревянной Преображенской церкви в каменную Успенскую был перенесен престол в честь Николая Чудотворца, а в мае 1793 года по инициативе прихожан и священников началась фундаментальная перестройка Успенской церкви, которая привела к возведению в 1804 году нового храма. В нем были освящены 4 престола: в летней, холодной части – в честь Преображения Господня (главный, центральный) и два по краям – в честь Успения Пресвятой Богородицы (южный) и святого Александра Свирского (северный); в теплой, зимней части, в ее северном углу – в честь святого Николая Чудотворца.

Церковь постройки 1804 года является основой современного здания, последующие этапы созидания храма связаны с ее расширением и частичными перестройками. В 1848 году был значительно расширен притвор, при этом престол святого Николая был перемещен в центр, под входной аркой в холодную церковь, был создан новый иконостас, к колокольне пристроена паперть с выходами на две стороны. В 1851–53 годах церковь была обнесена каменной оградой с четырьмя башенками. В 1856 году вдоль западной стены холодной части храма были построены обширные хоры, сделан новый большой иконостас, стены украшены росписями, престол в честь Александра Свирского был переосвящен в честь святой Параскевы Пятницы.

В 1859 году был надстроен еще один ярус колокольни, которую увенчал высокий винтообразный шпиль. В 1872 году в результате значительной перестройки обеих частей храма, его площадь увеличилась почти вдвое, и он принял свой современный облик. В 1877–78 годах в теплой церкви был устроен новый иконостас и расширен алтарь; освящение было совершено в 1879 году.

В 1887 году в холодной церкви были устроены новые полы, престол святой Параскевы из-за тесноты был упразднен.

В 1888 году в южной стороне теплой церкви был устроен престол в честь святого великомученика Пантелеимона и святых великомучениц Варвары и Параскевы.

В 1889 году в южной пристройке холодной церкви был устроен новый иконостас работы московского художника Астафьева, а в следующем году аналогичный иконостас был сооружен в северной пристройке.

Все работы по благоустройству храма с 1848 года проходили благодаря попечительству местного дворянина Евгения Сергеевича Карамышева, а после его смерти в 1877 году – его жены Елизаветы Васильевны, до 1900-х годов выделявшей средства на содержание притча и профессионального хора. Оба супруга погребены в каменных склепах в южной пристройке холодной церкви.

Таким образом, к 1901 году в храме было 4 престола: два в холодной – в честь Преображения господня (средний), в честь Успения пресвятой Богородицы (южный) и 2 в теплой – святителя Николая (средний) и в честь святых великомученика Пантелеимона, великомучениц Варвары и Параскевы (южный).

Поэтапность возведения храма отразилась на его облике, вобравшем черты нескольких архитектурных стилей. Вместе с тем все здание представляет собой совершенно органичное целое, гармонично вписанное в окружающий ландшафт. Оно сохраняет главные структурные особенности архитектуры православных храмов. Особый интерес представляет ориентация церкви на точку восхода солнца в самый длительный световой день – 22 июня. В этот день восход светила виден через центральное окно алтаря с амвона святилища, лучи солнца освещают расположенную над хорами фреску, изображающую Христа в окружении детей. В этот же день заход солнца наблюдается через северные ворота. В самый короткий световой день – 22 декабря – восход солнца виден в южные врата храма, а его заход можно наблюдать из центрального придела через западные ворота и окно паперти. В основе такой ориентации храма лежит символическое понимание солнечного света как видимого образа нетварного фаворского света преобразившегося Христа – Солнца и храма, как образа гармонично устроенного, просвещенного Божественным Словом мира. Хорошо сохранившиеся настенные росписи, изображающие святых Апостолов и эпизоды из земного служения Христа, образуют смысловое единство – своеобразную притчу о пути возвращения человека к своему Творцу и Спасителю.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время в храме один действующий предел в честь святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца.

Источник

«Откуда в маленьком городе такие большие храмы?» Торжок православный

церковь спаса нерукотворного образа торжок

Гости Торжка часто задают один и тот же вопрос: «Откуда в маленьком городе такие большие храмы?» И в самом деле, Спасо-Преображенский собор, Борисоглебский монастырь, Благовещенский храм украсили бы собой Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города России.

Местные краеведы считают, что причиной тому – соперничество купцов. Каждый купец, достигший высокого положения, хотел прославить свою фамилию и старался дать денег больше, чем сосед. Недостатка в средствах не было, поэтому храмы строили с размахом.

Торжок – город купеческий, до революции более 70% населения составляли купцы. Но и духовенство играло заметную роль. Были даже династии священников – Богоявленские, Модестовы, Ильинские. Дети священников в основном поступали в духовные училища, потом уезжали в Тверскую духовную семинарию, а оттуда, женившись, разъезжались по приходам.

Всего в Торжке, по разным оценкам, до революции 1917 года было от 29 до 40 церквей, если считать еще и домовые церкви. Сейчас действуют 10 церквей и 1 монастырь, а еще 15 церквей в разной степени заброшенности.

Борисоглебский мужской монастырь

Борисоглебский монастырь – один из самых древнейших в России. Его основал преподобный Ефрем Новоторжский в 1038 году. Из «Жития преподобного Ефрема» мы знаем, что на новоторжских землях он оказался после трагической гибели князей Бориса и Глеба.

« Оставив свой боярский сан и дом, он прибыл в город Торжок и, нашедши одно весьма красивое место близ города, на берегу реки Тверцы, построил там храм во имя государей своих, великих князей, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и, собрав много иноков, устроил обитель, а сам стал архимандритом», – написано в «Житии Ефрема Новоторжского».

церковь спаса нерукотворного образа торжок

За свою историю монастырь не раз горел, а в 1238 году его основательно разрушили монголо-татарские орды. Свой нынешний вид монастырь приобрел при императрице Екатерине II, которая самолично заложила первый камень в основание одного из храмов на территории монастыря – собора Бориса и Глеба.

«По одной из версий, это была идея новгородского губернатора Якова Сиверса, – говорит настоятель Новоторжского Борисоглебского монастыря игумен Арсений. – Императрица путешествовала по России, и во время проезда через Торжок Екатерина II приняла участие, как сейчас бы сказали, в торжественном мероприятии».

По словам отца Арсения, сейчас в обители Борисоглебского монастыря живут 4 священнослужителя и один инок, а также от 3 до 5 послушников и трудников. Монастырь входит в программу «Культура России», в рамках которой его восстанавливают. Уже полностью отреставрировали старинный братский корпус, который сейчас используется как паломническая гостиница, трапезную, настоятельский корпус, Входоиерусалимский храм.

А как Борисоглебский монастырь выглядел во времена своего расцвета, видно на фотографиях великого русского путешественника и рационализатора цветной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

церковь спаса нерукотворного образа торжок

Борисоглебский мужской монастырь, С. Прокудин-Горский

церковь спаса нерукотворного образа торжок

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа

С высоты 45 метров открывается чудесный вид на Торжок. Справедливости ради отмечу, что зимой вся прелесть города скрыта в серо-белых тонах и раскрывается лишь летом. Что ж, это повод еще раз приехать в Торжок.

церковь спаса нерукотворного образа торжок

Вид на Благовещенский (Михайловский) собор

Старо-Вознесенская (Тихвинская) церковь

Наша экспедиция по православным местам Торжка продолжается в Старо-Вознесенской (Тихвинской) церкви. Эту церковь построили без единого гвоздя и внутренних перекрытий в 1653 году, затем перестроили в 1771 году. Вот так церковь выглядела 100 лет назад.

церковь спаса нерукотворного образа торжок

Старо-Вознесенская (Тихвинская) церковь. С. Прокудин-Горский, лето 1910 года

А вот так церковь выглядит в январе 2019 года.

церковь спаса нерукотворного образа торжок

Старо-Вознесенская (Тихвинская) церковь спустя 118 лет

церковь спаса нерукотворного образа торжок

Внутри скромное убранство.

церковь спаса нерукотворного образа торжок
А наверху, на высоте 20 метров, видна старинная роспись.

Воскресенский женский монастырь

Золотое шитье в Торжке известно с XII века, а славу ему принесли монахини Воскресенского женского монастыря. К сожалению, монастырь сейчас закрыт и основательно обветшал. Смотреть на его руины тяжело.

церковь спаса нерукотворного образа торжок

Руины Воскресенского женского монастыря.

Увидеть монастырь в годы своего великолепия можно лишь на фотографиях С. Прокудина-Горского.

церковь спаса нерукотворного образа торжок

Воскресенский женский монастырь. С. Прокудин-Горский, 1910 г.

Монахини Воскресенского монастыря вышивали золотом свадебные наряды богатым жительницам Торжка, военную форму по приказу Петра I, форму морских офицеров Российского флота. Новоторжские купцы любили носить золотые пояса, к которым прикрепляли кошельки. Пояс считался оберегом от злых сил, а если человек «распоясался», то есть шел без пояса, значит, жди от него беды.

церковь спаса нерукотворного образа торжок

Пояса новоторжских купцов

церковь спаса нерукотворного образа торжок

Самый большой пояс России. Его вышивали вручную два года

церковь спаса нерукотворного образа торжок

Подарок от Президента России Папе Римскому Франциску – золотая вышивка Храма Христа Спасителя, сделанная руками новоторжских мастериц

Как добраться до Торжка

В Торжок проще всего добраться на электричке с Ленинградского вокзала. «Ласточка» доставит вас до Торжка за 2 часа 55 минут. Лучше всего выбирать самую раннюю, она отправляется в 6.58 утра. Обратная удобная электричка отправляется в 19.15. Одного дня вполне хватит, чтобы погулять по Торжку.

церковь спаса нерукотворного образа торжок

На автомобиле до Торжка нужно ехать по трассе М10. Дорога отличная, хотя мешают постоянные мелкие заторы, деревенские светофоры и знаки ограничения скорости. Все вместе это добавит лишний час, так что дорога до Торжка займет чуть больше 4 часов. Быстрее получится проехать по платной трассе М11. Пока платная трасса проложена до деревни Ямуга, но эти 100 км платной дороги помогут избежать пробок в Солнечногорске и Клину. Проезд по трассе М11 обойдется от 400 до 600 рублей, в зависимости от того, где вы заехали на платную дорогу.

Из-за мелких заторов, деревенских светофоров и ограничения скорости дорога до Торжка увеличивается на 1-1,5 часа. Вместо 3 часов придется ехать 4 часа или чуть больше.

Торжок – город небольшой. По размеру сопоставим с некоторыми округами Москвы. Тем интереснее побывать в нем, побродить по его улочкам, полюбоваться на сохранившиеся архитектурные шедевры. Здесь до сих пор чувствуется атмосфера патриархальной России с ее консервативными ценностями, которые в данном случае не недостаток, а часть нашей истории и истинной души русского народа.

Источник

Торжок. Борисоглебский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Карта и ближайшие объекты

церковь спаса нерукотворного образа торжок

Статьи

Между звонницей и верхним ярусом сооружения имелись часы с часовым и получасовым боем. По рассказам старожилов, часы ходили еще в середине 1930-х гг. До наших дней сохранился только циферблат. Стрелки и механизм утрачены. Завершается строение ярусом в виде ротонды из 12 колонн коринфского ордера. Она придерживает купол со шпилем, на котором был укреплен шар с четырехконечным крестом. В настоящее время креста над храмом нет. Надвратная Спасская церковь является самой высокой постройкой в городе, ее высота более 50 метров (историки XIX в. называют 24 сажени – чуть более 51 м; Н.А. Лопатина, Л.В. Андреев – 55 м, по последним данным 53,5 м со шпилем, 38,3 м – до основания шпиля). Церковь была закрыта в 1930 г. Сегодня она не действует и требует срочного проведения реставрационных работ.

Использованная литература: Димитрий (Самбикин), архиепископ. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. – Тверь, 1903. Илиодор. Историко-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 1861. Колосов И. Новоторжский Борисоглебский монастырь. – СПб., 1890.Лопатина Н.А. Краеведческий альманах № 4: Материалы по истории Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 2004. Петров О.В. Борисоглебский монастырь в XX веке. История в устных воспоминаниях // Сборник научных трудов ВИЭМ: Вып. 1. – Торжок, 1997.

В настоящее время церковь Спаса Нерукотворного Образа не действует, является уникальным архитектурным сооружением монастырского комплекса, нуждается в срочной реставрации.

В работах XIX века колокольню над храмом Спаса Нерукотворного обычно называют трехъярусной. Очевидно, имеется в виду не только ярус звона (в данном случае он один), но и все ярусы колокольни: нижний четверик, восьмигранный ярус звона и декоративная беседка-бельведер над ним. Особенное изящество придает колокольне именно эта беседка в виде сквозной колоннады. Ярус, где размещены колокола, украшен скромно, и очень строго решен сам храм. Его украшают два дорических портика с южной и северной сторон, и два полукруглых выступа: алтарная часть с восточной стороны, и аналогично решенный западный фасад. Можно согласиться с недоумением некоторых авторов по поводу четырех малых глав храма. Они кажутся совершенно лишними и действительно являются лишь проявлением «уважения к традиции». Возможно, вдохновляющим фактором здесь послужила архитектура Борисоглебского собора (1784-1796 г.г.) работы Н.А. Львова.

Праздничную нарядность и храму, и колокольне придает изысканная окраска стен: красивый тонкий рисунок теплого тона на бежевом фоне издалека создает эффект «под мрамор», подчеркивающий конструктивные детали храма. На фотографиях С.М. Прокудина-Горского можно разглядеть мельчайшие детали этого орнамента, гирлянды сложного рисунка, обрамляющие окна и изображения святых в рост, размещенные в нишах. Остается только пожалеть, что позднее эту красоту закрыл слой зеленой штукатурки, сохранившейся частично еще и сейчас.

Самый печальный период в истории монастыря начался после 1925 г. До 1930 г. богослужения продолжались в надвратном храме Спаса Нерукотворного, затем закрыли и его. Вплоть до 1980-х г.г. монастырь считался недоступным для посетителей и ученых. В обители разместили сначала тюрьму строго режима, затем ЛТП. Только в восьмидесятые годы ХХ в. в ней начались реставрационные работы, потом (в 1990 г.) археологические исследования. Несмотря на это, к 1996 г., когда монастырь вернули церкви, он был совершенно разорен. Все храмы стояли обезглавленными. В настоящее время относительно приведена в порядок церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Только в ней и сейчас проводятся богослужения в обители. Остальные монастырские постройки (в том числе и Спасский храм с колокольней) находятся по-прежнему в плачевном состоянии, что хорошо видно на фотографиях.

Продолжается реставрация надвратной церкви Спаса со святыми воротами в Борисоглебском монастыре Торжка. Реставрация храма началась в 2019 г. Были выполнены работы по реставрации шпиля, крестов, окрытия апсиды, малых куполов; по реставрации белокаменного цоколя, кирпичной кладки наружных стен и колонн, оконных решеток 2-го яруса; по реставрации и восстановлению оконных и дверных заполнений 1-го, 2-го и 3-го ярусов со скобяными изделиями; по усилению кирпичной кладки в интерьерах путем инъектирования; реставрации кирпичной кладки, белого камня и декоративных элементов в интерьерах; реставрации белокаменных лестниц и устройству перекрытий.

Подрядчик: ООО «Равелин». В 2020-2021 г.г. планируется завершить работы: по реставрации кирпичной и белокаменной кладки и декоративных элементов фасадов, по штукатурке и окраске фасадов, по устройству отмостки; по реставрации и воссозданию металлических ворот; работы по белому камню, штукатурке и окраске интерьеров, по реставрации лепного декора в интерьерах, воссозданию покрытия пола 1-го и 2-го ярусов; консервационно-реставрационные работы по искусственному оселковому мрамору в интерьере; воссозданию деревянных заполнений дверных проемов; по реставрации стропильной системы кровли с заменой окрытия (купол ротонды, козырьки), позолоте крестов на шпиле и боковых барабанах; воссозданию кованых ограждений балкона хоров и лестниц 1-го и 2-го ярусов, по реставрации оконных решеток 1-го яруса, реставрации решеток ограждений, деревянных лестниц; по консервации живописи; приспособлению объекта к современному использованию (инженерные сети: электроснабжение и освещение, молниезащита, отопление, водоснабжение и водоотведение, автоматическая пожарная сигнализация).

28 октября 2020 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Тверской и Кашинский Амвросий и председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви епископ Наро-Фоминский Парамон посетили с рабочим визитом города Торжок и Осташков Тверской области и осмотрели храмы, нуждающиеся в реставрации. В частности, осмотрели ход работ в надвратной колокольне с церковью Спаса под святыми воротами. Епископ Парамон отметил высокое качество работ.

Источник

Церковь спаса нерукотворного образа торжок

Как правило, путешественники по Тверской и Новгородской области делают в Торжке короткую остановку, в лучшем случае осматривая Новоторжский монастырь. На самом деле, этот маленький городок достоин более внимательного рассмотрения. Я пробыла здесь два дня и программа была очень насыщенной и интересной, в чем большая заслуга нашего экскурсовода Валерия Чукова. В своей авторской экскурсии Город золота, бархата и серебра он показал нам самые интересные места маленького Торжка.

церковь спаса нерукотворного образа торжок

Торжок – один из старейших городов России. Он никогда не был захвачен иностранцами и всегда находился в составе России. Много интересного и уникального сохранил город до наших дней.

По пути в Торжок мы проезжали много мест, интересных своей историей, но
я хочу сказать несколько слов про один храм. Он находится в Хотилово, и стоит прямо на Государевой дороге. Его история начинается во времена правления Елизаветы, дочери Петра I. Детей у нее не было, и главным претендентом на престол был ее племянник, Петр. В одном из путешествий, во время возвращения из Твери Петр заболел черной оспой. Он практически умирал и Елизавета Петровна дала обет, что она будет молиться днем и ночью до исцеления будущего императора. И если он выздоровеет, она построит храм, здесь на Государевой дороге. Два месяца, молитвами и лекарствами пытались спасти жизнь Петра. Он излечился и по указу императрицы в Хотилово был построен храм и это место по праву можно назвать чудесным, здесь произошло чудесное исцеление будущего императора.

А тем временем, мы приехали в Торжок и первая наша остановка в Борисоглебском монастыре, старейшем монастыре Тверской области. О нем я и расскажу вам подробнее.

Скоро Борисоглебскому монастырю будет 1000 лет, но первоначальные постройки уже не сохранились. И дело не в том, что они были разрушены или уничтожены. Торжок всегда был богатым городом, монастырь получал большие пожертвования и было достаточно средств для перестройки или обновления обветшалых строений. Сейчас самое старое здание монастыря – это храм конца XVII века.

На другом берегу реки Тверцы, напротив мужского Борисоглебского монастыря, находился женский монастырь, но до наших дней он не сохранился. Эти места были центром культурной жизни города, здесь находились иконописные мастерские, библиотеки. Есть даже версия, что книги из монастырской библиотеки использовал Карамзин при написании «Истории государства Российского».

Главный храм монастыря, храм святых мучеников Бориса и Глеба, был построен архитектором Николаем Львовым. Он родился недалеко от Торжка, провел здесь свое детство, и сохранил о себе память в прекрасных зданиях города. Сейчас храм закрыт, находится на реставрации, и возможно уже ближайшим летом жители и гости города смогут увидеть сохранившиеся росписи в его интерьере.

От храма открывается красивый вид на реку Тверца.

Не менее красивая свечная башня 1870 года.

В башне находилась монастырская библиотека, и, по преданию, отсюда отправляли книги Карамзину, для написания «Истории государства Российского».

Колокольня с надвратным храмом Спаса Нерукотворного образа была построена в 1804-1811 гг. Строительством руководил городской архитектор Ф. Ананьин, которого иногда называют «талантливый архитектор-самоучка». Колокольня возвышалась над монастырем и «своей красотой придавала величественный вид всей обители».

Сейчас колокольня находится на реставрации, но все равно выглядит красиво и празднично.

В колокольне храма Спаса Нерукотворного Образа есть смотровая площадка, с которой открывается шикарный вид на монастырь и окрестности. Очень рекомендую подняться!

А когда будете идти наверх, внимательно смотрите по сторонам. В интерьерах сохранились большие фрагменты великолепной росписи, выполненные в 1809 году художником М.Л. Ротокановым. Эта живопись относится к числу лучших образцов церковного искусства своего времени.

Виды с высоты смотровой площадки.

На территории монастыря есть действующая церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Внутри красиво и спокойно. Можно поставить свечи или просто прогуляться в тишине.

Глядя на одну из построек монастыря, не сразу можно догадаться, что это монастырский холодильник. Он сохранился с XIX века.

Было жаль покидать это приятное место, но нас ждали другие новоторжские истории.

Прошли через входные ворота 1809 года.

Прощальный взгляд на монастырь…

Борисоглебский монастырь в Торжке я посетила во время экскурсии Город золота, бархата и серебра, авторского тура Валерия Чукова. Очень рекомендую эту экскурсию, подробное описание и запись на сайте компании Серебряное кольцо. А я уже готовлю другие истории о достопримечательностях Торжка. Stay tuned!

Posts from This Journal by “Тверская область” Tag

После вкусного посещения сырной фермы прогулка была просто необходима. Гостиница, где мы остановились, находилась около моста через реку Тверца и я…

Первый день пребывания в Торжке подходил к завершению, и мы уже успели познакомиться с жизнью города в XII веке и посетить главный монастырь,…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *