церковь спаса преображения в калужской области

СПАС-ЗАГОРСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ

церковь спаса преображения в калужской области
Преображенский храм в Спас-Загорье, 2007 г. Фото Николая Лазуткина с сайта sobory.ru

Храм в честь Преображения Господня в селе Спас-Загорье (Калужская епархия)

Каменный храм построен в 1614 г. князем Б.М. Лыковым-Оболенским. В течение всего XVII в. храм достраивался, так что принял свой настоящий внешний вид к 1696 г. В строительстве храма также принимали участие князья Нарышкины, имение которых было по соседству с селом.

24 сентября 1947 г. Совет по делам религий зарегистрировал в селе общину и передал ей здание храма. Возрождением храма занимался архимандрит Никандр (Николаев). При нем была отремонтирована крыша и купола храма.

В середине 1990-х годов в храме начались ремонтные работы.

До наших дней полностью сохранилось внутреннее убранство храма: иконостас 1885 г., царские врата XVII в., на иконах ризы XIX в. В храме особо почитаются иконы: Божией Матери «Взыскание погибших» и Казанская, святителя Николая и преподобного Серафима Саровского с частицей его мантии. В трапезной верхнего храма находится скульптура «Спаситель в темнице», начала XVII в.

С 1995 г. при храме действует воскресная школа для детей «Жаворонок» и библиотека. Еженедельно проводятся огласительные беседы с взрослыми, готовящимися к крещению или к вступлению в брак.

Архитектура

Спас-Загорский храм представляет собой яркий образец русского зодчества конца XVII в., характерными чертами которого являются пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Верхний храм выстроен на подклете и имеет два яруса окон, обрамленных наличниками, состоящими из двух колонок, связанных сверху фигурной скобкой. Колокольня шатровая, причем грани ее третьего яруса ориентированы по сторонам света. Территория храма со стороны села обнесена железной оградой.

Настоятели

Источник

Спас-Загорье. Церковь Спаса Преображения.

Преображенская церковь

Карта и ближайшие объекты

церковь спаса преображения в калужской области

Статьи

История Преображенского храма традиционно ведётся с 1614 г. и начинается с имени выдающегося деятеля русской истории начала XVII в. князя Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского. Князь Б.М. Лыков-Оболенский представитель многочисленного и разветвлённого рода Оболенских, к XVII веку владевших селом Спасское (Спас-Загорье). Первоначально село принадлежало князю Михаилу Фёдоровичу Кашину-Оболенскому, боярину и воеводе, который начал службу при царском дворе Иоанна Васильевича с середины шестнадцатого века. М.Ф. Кашин пред своей смертью в 1611 г. половину села с церковью завещал Пафнутьев-Боровскому монастырю. Князь Б.М. Лыков выкупил по воцарении Михаил Федоровича Романова у Пафнутьева монастыря половину Спасского и отстроил каменный сельский храм.

Дошедший до нашего времени храм в архитектурном отношении представляет собой, по мнению специалистов, яркий образец национального стиля русского зодчества конца XVII века. Характерными чертами традиционно русского стиля являются бесстолпная конструкция храма, пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Здание храма двухэтажное, верхний этаж – летняя Преображенская церковь с двумя приделами (Крестовоздвиженским и Покровским) – имеет два яруса окон, обрамлённых наличниками, состоящими из двух колонок, которые связаны сверху фигурной скобкой. Зимняя часть, храм Иконы Казанской Божьей Матери, возможно, наиболее древняя часть строения. Оригинально решена в конструкции храма шатровая колокольня: грани её восьмерика ориентированы по сторонам света. В архитектуре здания прослеживается связь с таким ярким памятником московского зодчества середины века, как церковь Рождества Богородицы в Путинках, и другими памятниками Москвы и Подмосковья второй половины XVII в. Преображенская церковь сохранила большую часть внутреннего убранства так, что Царские врата относят к XVII в., а иконостас и оклады икон к концу XVIII – началу XIX вв. Многие иконы позднее были записаны и требуют реставрации.

По преданию, храм посещал первый русский император Пётр Великий, а в войну 1812 года – светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, рядом с храмом находилась его ставка. По свидетельству местных жителей, сразу за алтарной частью храма находилась братская могила воинов, погибших в годы Отечественной войны 1812 года. Во время проведения работ по отводу вод от стен храма перед алтарной частью была выкопана канава шириной около метра и такой же глубины. При этом действительно было обнаружено множество костей, свидетельствовавших об общем братском захоронении.

В 1937 г. храм был закрыт, и нижний придел использовался как склад и столовая. Из надписи на кресте, который был найден в алтаре Казанского придела: «17 июля 1955 г. По указу Его Преосвященства Епископа Онисифора, Калужского и Боровского, за № 109. Освящен престол во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Освящение совершили: митрофорный прот. Иоанн Соловьев, благочинный прот. Александр Добромыслов, прот. Тихон Трилесский, благочинный Столинскаго района БССР Евгений Минкевич, иереи о. Павел Казаков, о. Георгий Юрашкевич, протодиакон о. Кузьма и настоятель Спасо-Преображенского храма игумен Никандр. Храм Спасо-Преображенский построен боярами Лыковыми в 1614 г. XVIII в. В подвальном храме с 1920 г. не служилось – были склады колхоза», сделанной архим. Никандром (был настоятелем с 1947 по 1972 гг.), следует, что нижний придел был разорен еще в 1920-е гг. Только в 1947 г. Совет по делам Русской Православной Церкви зарегистрировал общину и передал её здание храма, что и было отмечено в протоколе и договоре от 24.09.1947 г.

Первый послевоенный настоятель, архим. Никандр, оставил глубокий след в духовном облике Спас–Загорского Преображенского храма. В 1947 г. он, в сане игумена, был назначен настоятелем тогда закрытого храма в честь Преображения Господня в с. Спас–Загорье. Храм использовался как склад мелкой сельхозтехники, в алтаре был ссыпной пункт, хранилось зерно. Пришлось выкатывать машины и прямо на улицу выбрасывать зерно. При архим. Никандре в годы советской власти реставрировались крыша и купола храма, был построен небольшой приходской домик, при о. Алексие Полякове и игумене Ростиславе (Колупаеве) построен новый дом. С 1997 г. до настоящего времени обновлена кровля и купола, поставлены новые кресты, налажено отопление, храм побелен, обезопасен от грунтовых вод, построены новые кельи и технические помещения для церковного хозяйства, строится новая трапезная и большое помещение для воскресной школы.

По благословению владыки Климента, настоятелем, тогда иереем Сергием Демьяновым, и общиной Спас–Загорского Преображенского храма с 1996 по 1998 гг. был благоустроен больничный храм великомученика и целителя Пантелеимона в г. Обнинске.

Проезжая по Калужской дороге, вскоре после Обнинска, близ Шемякино, вы увидите вдалеке белую церковь Спаса Преображения, словно парящую над рекой, холмами и близлежащими деревенскими домиками. Особую торжественность, вознесенность горе, напоминающую о восхождении Господа с учениками на гору Фаворскую перед Преображением, зодчие сообщили храму, приподняв его над землей на высоком подклете. В подклете, или в подцерковье, имеется нижний придел в честь Казанской иконы Богоматери. Ярус подклета внешне отделен от верхнего храма горизонтальной тягой. В настоящее время теплый храм подлежит ремонту и службы там не совершаются.

В документах Оболенской церковной десятины указано, что он был освящен в 1696 г. При взгляде на церковь Преображения остается ощущение необычайно мощного движения архитектурных форм вдоль центральной оси запад-восток, почти не уравновешенного в поперечном направлении. Объясняется это отсутствием галереи, разобранной в XIX веке. Галерея была открытая, на аркадах, и окружала храм с трех сторон. Об этом свидетельствует портал входа на северном фасаде. Выход в галерею имелся также с паперти, расположенной под колокольней. На паперть ведет лестничный всход. Когда галерея была разобрана, к лестнице пристроили выносные столбы, завершенные треугольным фронтоном. Выносные столбы соединяются с центральной аркой четверика колокольни перекрытием, которое напоминает широко распространенные в XVII веке “ползущие своды”.

Исследователи считают, что венчающая часть храма должна была перестраиваться в XVIII веке. В середине XVIII века селом владеет Василий Васильевич Нарышкин. Вероятно, при нем был произведен ремонт в храме. В это же время мог появился Крестовоздвиженский придел, выгороженный в трапезной. Если довериться имеющимся у нас сведениям о постройке каменного храма в селе Спас-Загорье в первой четверти XVII века, то можно сделать вывод, что он претерпевал серьезные изменения на протяжении этого столетия. В нем проявляется наследие такого яркого памятника московского зодчества середины века как церковь Рождества Богородицы в Путинках. Система “корабля”, а также скрепообразные наличники окон, “раковины” закомар и другие детали характерны для многих памятников Москвы и Подмосковья второй половины XVII века. Таким образом, храм Преображения был завершен в то время, когда архитектурный стиль эпохи получил выражение в устойчивых архитектурных формах, то есть не ранее 70-80-х гг. XVII века.

Храм построен в 1614 году князем Борисом Михайловичем Оболенским (Клыковым). Храм двухэтажный. Верхний храм имеет центральный престол в честь Преображения Господня. С северной стороны пристроен придел в честь Покрова Божией Матери. В трапезной устроен алтарь в честь Воздвижения Креста Господня. На первом этаже центральный алтарь освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Территория храма со стороны села обнесена железной оградой. Иконостас, вероятно, времени последнего крупного ремонта (1885 г.), но Царские врата остались от XVII века. На иконах ризы XIX века.

Территория храма со стороны села обнесена железной оградой.

Действующая церковь Спаса Преображения находится в селе Спас-Загорье. Ее история ведется с 1614 года и связана с именем выдающегося деятеля русской истории начала XVII века князя Б.М. Лыкова-Оболенского, род которого владел этим селом. На средства князя и был воздвигнут храм. Впоследствии он достраивался, и современный облик принял к 90-м годам XVII века.

Перед Великой Отечественной войной храм временно был закрыт. При храме в честь Преображения Господня действует Воскресная школа «Жаворонок», которую посещают ученики Спас–Загорской школы.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №200, 2016 г.

Село Спас-Загорье с ХV века принадлежало князьям Оболенским. Самым известным из владельцев стал князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский (около 1570-1646). Русский боярин и воевода, он был женат на сестре патриарха Филарета, в 1610 году входил в правительство Семибоярщины. В 1614 году он построил в селе каменную Спасскую церковь. На протяжении ХVII века храм достраивался и свой настоящий вид приобрёл к 1690-м годам, когда возвели трапезную с колокольней.

Церковь, можно сказать, двухэтажная: в подклете сохранился Казанский придел, устроенный М. И. Лыковым (1640-1701), который в 1682 году по приказу царевны Софьи Алексеевны арестовал руководителя Стрелецкого приказа князя И. А. Хованского. С 11 на 12 октября в местной усадьбе ночевал М. И. Кутузов. Получив известие, что французская армия оставила Москву и движется к Боровску, он 11 октября приказал войскам покинуть лагерь в Тарутино и двигаться к Малоярославцу. Несмотря на наступающие холода, жители села разобрали свои дома на строительство переправы для русских войск. Правда, до того они же сами разобрали прежний мост, заслышав, что в их сторону движется войско французов.

Источник

История нашего храма

И стория Преображенского храма традиционно ведётся с 1614 года и начинается с имени выдающегося деятеля русской истории начала семнадцатого века князя Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского. Князь Б.М. Лыков-Оболенский представитель многочисленного и разветвлённого рода Оболенских, к XVII веку владевших селом Спасское (Спас-Загорье). Первоначально село принадлежало князю Михаилу Фёдоровичу Кашину-Оболенскому, боярину и воеводе, который начал службу при царском дворе Иоанна Васильевича с середины шестнадцатого века. М.Ф. Кашин пред своей смертью в 1611 году половину села с церковью завещал Пафнутьев – Боровскому монастырю. Упоминаемый выше князь Борис Михайлович Лыков выкупил по воцарении Михаил Федоровича Романова (1613-1614 гг.) у Пафнутьева монастыря половину Спасского и в это время отстроил каменный сельский храм. Этот выдающийся и благочестивый человек появился на службе у Бориса Годунова в 1596 году и оказался причастен почти ко всем важнейшим событиям русской истории первой половины XVII века. При Лжедмитрии он получил боярский чин, на службе у Василия Шуйского прославился победами над «Тушинским вором» и в 1610 году вошел в «семибоярщину». Владелец нескольких вотчин и имений, Борис Михайлович, благоустраивал и строил храмы, делал богатые пожертвования в монастыри. Прослужив 50 лет, Б. М. Лыков-Оболенский умер в 1646 году. Еще при Лжедмитрии I князь Б.М. Лыков женится на боярышне Настасье Никитичне Романовой, сестре известнейшего церковного им государственного деятеля Федора Никитича Романова (будущего патриарха Филарета, отца царя Михаила Федоровича). Постепенно, к 90-м годам XVII века, храм принял современный облик. Он строился двухэтажным, с нижним теплым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. По освящению нижнего придела датируется и завершение постройки — 1696 год. На рубеже XVII-XVIII столетий появилась сначала отдельно стоящая колокольня, а затем трапезная, соединившая главную часть храма с колокольней в единое здание. Во второй половине XVIII века был пристроен Покровский придел. Сохранилось описание: «Село Спасское, а в нем церковь каменная во имя Преображения Господня, да придел каменный же во имя Покрова Пресвятыя Богородицы». В конце XVII века появилась деревянная галерея на аркадах, разобранная вероятно при постройке трапезной части храма. В XVIII веке селом владел генерал-поручик Василий Васильевич Нарышкин (1712-1779), возможно, именно при нем был выгорожен в трапезной Крестовоздвиженский придел. Возникновение самого храма легенда связывает с наиболее знаменитыми из Нарышкиных – Натальей Кирилловной и ее сыном Петром I. К этому же времени относится появление современного названия села – Спас-Загорье.

Дошедший до нашего времени храм в архитектурном отношении представляет собой, по мнению специалистов, яркий образец национального стиля русского зодчества конца 17-го века. Характерными чертами традиционно русского стиля являются бесстолпная конструкция храма, пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Здание храма двухэтажное, верхний этаж – летняя Преображенская церковь с двумя пределами (Крестовоздвиженским и Покровским) – имеет два яруса окон, обрамлённых наличниками, состоящими из двух колонок, которые связаны сверху фигурной скобкой. Зимняя часть, храм Иконы Казанской Божьей Матери, возможно, наиболее древняя часть строения. Оригинально решена в конструкции храма шатровая колокольня: грани её восьмерика ориентированы по сторонам света. В архитектуре здания прослеживается связь с таким ярким памятником московского зодчества середины века, как церковь Рождества Богородицы в Путинках, и другими памятниками Москвы и Подмосковья второй половины XVII века. Преображенская церковь сохранила большую часть внутреннего убранства так, что Царские врата относят к XVII веку, а иконостас и оклады икон к концу XVIII – началу XIX века. Многие иконы позднее были записаны и требуют реставрации.

По преданию храм посещал первый русский император Пётр Великий, а в войну 1812 года – светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, рядом с храмом находилась его ставка. По свидетельству местных жителей сразу за алтарной частью храма находилась братская могила воинов, погибших в годы Отечественной войны 1812 года. Во время проведения работ по отводу вод от стен храма перед алтарной частью была выкопана канава шириной около метра и такой же глубины. При этом действительно было обнаружено множество костей, свидетельствовавших об общем братском захоронении.

До нас дошли следующие имена священнослужителей и причетников, подвизавшихся в храме в честь Преображения Господня:

Можно упомянуть сведения, дошедшие до нас из церковно–приходских ведомостей. В 1864 году иер. Симеон Троицкий был награжден набедренником, в 1873 году прот. Николай Лойко заслужил одобрение за усердное преподавание слова Божия в церковно-приходской школе. В 1891 году упоминается приезд владыки Виталия и его встреча иереем Алексием Февралевым, восстановившим храм и обновившим внутреннее убранство на пожертвования помещицы Анны Павловны Кузьминой, которая тогда же была представлена владыке. Отец Алексий Февралев продолжал служить в Спас-Загорье до своей кончины 1900 года, священствовал он двадцать семь лет, из них десять в Преображенском храме, что явствует из надписи на его могиле в храмовой ограде.

Немного осталось сведений о жизни храма в трудные годы первой половины XX столетия. В книге памяти жертв политических репрессий 1937-1938 гг. «Бутовский полигон», выпущенной Постоянной межведомственной комиссией правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, Москва 2001 год, на стр. 140 обнаружена следующая запись: «Ласкин Николай Александрович 1889 г.р. родился в селе Шанги Шарьинского района, Горьковского края, русский, из семьи священника, б/партийный, образование высшее, священник церкви с. Спас-Загорье. Проживал: с. Спас-Загорье Малоярославецкого района, Московской области. Арестован 24 ноября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по МО от 3 декабря 1937 г. по обвинению в антисоветской пораженческой агитации. Назначена высшая мера наказания – расстрел. Приговор приведен в исполнение 8 декабря 1937 года. Реабилитирован – 12 июня 1989 г.»

Также в 1937 году (10.10.1937 г.) был арестован прот. Сергий Першеев (Першеев Сергей Андреевич 1880 года рождения, родился в дер. Мелотичи Барятинского района Смоленской области) и расстрелян (10.12.1937 г.). По словам дочери священника Хабаровой Лидии Николаевны, прот. Сергий до 1930 года служил в с. Спас–Загорье.

В 1937 г. храм был закрыт, и нижний предел использовался как склад и столовая. Из надписи на кресте, который был найден в алтаре Казанского придела: «17 июля 1955 г. По указу Его Преосвященства Епископа Онисифора, Калужского и Боровского, за № 109. Освящен престол во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Освящение совершили: митрофорный прот. Иоанн Соловьев, благочинный прот. Александр Добромыслов, прот. Тихон Трилесский, благочинный Столинскаго района БССР Евгений Минкевич, иереи о. Павел Казаков, о. Георгий Юрашкевич, протодиакон о. Кузьма и настоятель Спасо–Преображенского храма игумен Никандр. Храм Спасо–Преображенский построен боярами Лыковыми в 1614 году XVIII века. В подвальном храме с 1920 г. не служилось – были склады колхоза», сделанной архим. Никандром (был настоятелем с 1947 по 1972 год), следует, что нижний придел был разорен еще в 20-е годы. Только в 1947 году Совет по делам Русской Православной Церкви зарегистрировал общину и передал её здание храма, что и было отмечено в протоколе и договоре от 24.09.1947 г.

Первый послевоенный настоятель, архим. Никандр, оставил глубокий след в духовном облике Спас–Загорского Преображенского храма. Отец Никандр (в миру Николай Николаевич Николаев) по специальности был врачом, причем, по воспоминаниям людей, знавших его, очень талантливым. До революции он был фельдшером в армии. События Великой отечественной войны застали его уже в священном сане на Украине в селах, где ему пришлось окормлять несколько приходов. Потом он служил в Белоруссии, в селах попавших под контроль партизанских отрядов, которыми руководил Ковпак. Районы, контролировавшиеся партизанами, были очень велики, это были почти «партизанские республики» в тылу у немцев. И отец Никандр фактически стал партизаном, прежде всего, как полковой врач. Часто партизаны приезжали за ним, завязывали ему глаза и перевозили туда, где нужна была помощь. Он оперировал, спасая людские жизни. После войны о. Никандр короткое время жил в Псково–Печерском монастыре. В 1947 году он, в сане игумена, был назначен настоятелем тогда закрытого храма в честь Преображения Господня в с. Спас–Загорье. Здесь тоже пригодились воля, настойчивость и прямота о. Никандра. На бумаге храм был передан Церкви, но его еще нужно было отвоевать, ведь, на самом деле, он использовался как склад мелкой сельхозтехники, в алтаре был ссыпной пункт, хранилось зерно. Пришлось выкатывать машины и прямо на улицу выбрасывать зерно. Храм убрали силами всех верующих. Большинство сведений об о. Никандре почерпнуто из воспоминаний ныне покойного прот. Вадима Красноцветова, знавшего его лично в последние годы жизни.

После смерти архимандрита, прожившего без малого столетие (даты жизни 1876-1972), на приходе сменилось множество священников, имена которых ещё помнят старейшие прихожане Храма. Среди них: о. Николай, о. Михаил, о. Вениамин, о. Александр, о. Сергий, о. Иоанн, о. Валентин, архим. Донат, архим. Серафим, прот. Борис, прот. Николай Суходолов, прот. Андрей, иерей Алексий Поляков, игумен Ростислав (Колупаев) и нынешний настоятель храма – прот. Сергий Демьянов.

При архим. Никандре в годы советской власти реставрировались крыша и купола храма, был построен небольшой приходской домик, при о. Алексие Полякове и игумене Ростиславе (Колупаеве) построен новый дом. С 1997 года до настоящего времени обновлена кровля и купола, поставлены новые кресты, налажено отопление, храм побелен, обезопасен от грунтовых вод, построены новые кельи и технические помещения для церковного хозяйства, строится новая трапезная и большое помещение для воскресной школы. В 2002 году в г. Тутаеве Ярославской области был отлит подбор колоколов.

29 декабря при служении правящего архиерея, владыки Климента (Капалина), прошло торжественное освящение колоколов.

Восстанавливаются и реставрируются иконы храма. В частности, в 2003 году на реставрацию, с целью раскрытия авторской живописи, была взята икона Казанской Божией Матери с клеймами (92,2 х72,1 см) конца XVII — начала XVIII вв., которая была доставлена в реставрационные мастерские при Государственной Третьяковской Галерее (ГТГ) в Москву 13 февраля 2003 года. Реставрировали икону Степанова Татьяна Юрьевна (старший преподаватель отделения реставрации Свято–Тихоновского Богословского Университета) и Фидоренко Галина Васильевна (начальник отдела древнерусской живописи ГТГ). В ходе реставрации было обнаружено, что икона Казанской Божией Матери была написана в августе 1793 года Яковом Ивановым Иконниковым из города Серпухова, о чем свидетельствует надпись на 13-ом клейме: «1793 года месяца августа писал сей образ города Серпухова купец иконописец Яков Иванов Иконников. Строен на церковные деньги старанием священников Феодора Григорьева, Алексея Иванова». Из реставрационных мастерских ГТГ Казанская икона Божией Матери возвратилась в храм 13 июля 2004 года, а 16 июля 2004 года был совершен чин освящения отреставрированной иконы с акафистом Божией Матери в честь Ея иконы «Казанская». Икона была водружена в обновленный киот на прежнее место. В настоящее время закончена реставрация иконы «Богоявление» и ведется работа над иконой «Спас Нерукотворный» реставратором Степановой Татьяной Юрьевной.

Надо отметить, что, по благословению владыки Климента, настоятелем, тогда иереем Сергием Демьяновым, и общиной Спас–Загорского Преображенского храма с 1996 по 1998 год был благоустроен больничный храм великомученика и целителя Пантелеимона в г. Обнинске.

При храме в честь Преображения Господня действует воскресная школа «Жаворонок». В основном, ее посещают дети, учащиеся в сельской Спас–Загорской школе.

В г. Обнинске действует детское творческое объединение «Радуга», где проходят занятия по декоративно-прикладному искусству (чеканка, гравюра, выжигание, аппликация, изготовление тематических работ из теста и т.д.), рисованию. Там же с 1995 года проходят духовные беседы со взрослыми.

Источник

Храм Преображения Господня (с. Спас-Загорье)

церковь спаса преображения в калужской области

Храм Преображения Господня (с. Спас-Загорье) запись закреплена

церковь спаса преображения в калужской области

Храм Преображения Господня (с. Спас-Загорье) запись закреплена
Верую † Православие

церковь спаса преображения в калужской области

Храм Преображения Господня (с. Спас-Загорье) запись закреплена
ПРАВОСЛАВИЕ | ОКЕАН МУДРОСТИ †

8 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО.

СВЯТИЙ ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ СЕРГИЕ, МОЛИ БОГА О НАС, ГРЕШНИХ.

церковь спаса преображения в калужской области

Храм Преображения Господня (с. Спас-Загорье) запись закреплена
Верую † Православие

церковь спаса преображения в калужской области

Храм Преображения Господня (с. Спас-Загорье) запись закреплена
Верую † Православие

церковь спаса преображения в калужской области

Храм Преображения Господня (с. Спас-Загорье) запись закреплена
Верую † Православие

церковь спаса преображения в калужской области

Храм Преображения Господня (с. Спас-Загорье) запись закреплена
От Юности Моея † Православие †

церковь спаса преображения в калужской области

Храм Преображения Господня (с. Спас-Загорье) запись закреплена
ПРАВОСЛАВИЕ | ОКЕАН МУДРОСТИ †

Блаженная старица Пелагия Дивеевская.

Побывав однажды у преподобного Серафима в Сарове, она получила от него четки и благословение: «Иди, матушка, немедля в мою обитель, побереги моих сирот-то, и будешь ты свет миру».

Блаженная прожила в Дивеевской обители сорок пять лет. Всех она называла своими дочками и всем была истинной духовной матерью. Сохранилось много рассказов о ее прозорливости.

Девять дней ее тело стояло в душном храме без малейшего изменения. Хотя была зима, она с головы до ног была осыпана живыми цветами, которые разбирались и заменялись новыми.

церковь спаса преображения в калужской области

Храм Преображения Господня (с. Спас-Загорье) запись закреплена
ПРАВОСЛАВИЕ | ОКЕАН МУДРОСТИ †

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, ПОМИЛУЙ НАС ГРЕШНЫХ.

церковь спаса преображения в калужской области

Храм Преображения Господня (с. Спас-Загорье) запись закреплена
ПРАВОСЛАВИЕ | ОКЕАН МУДРОСТИ †

ГОТОВИМСЯ К ИСПОВЕДИ. О ЛЮБВИ К БОГУ И ЛЮДЯМ.
Один странник, обходя святые места, услышал, что в пустыне, в скиту, обитает схимник высокой духовной жизни; он решил посетить его и исповедоваться у него. Схимник принял его с любовью и попросил написать исповедь на бумаге. Несколько дней странник пробыл в скиту, принося пред Богом покаяние, свои грехи он записал и отдал старцу.
Показать полностью. Тот внимательно прочел исповедь, а затем сказал: «Ты, брат, написал здесь много лишнего, а о самом главном даже и не вспомнил».

Затем он продолжал: «Ты исповедуешь одни и те же грехи, а ведь Господь уже простил их тебе — ты не доверяешь Таинству Исповеди и свои грехи говоришь вновь и вновь. Разве ты не веришь, что Кровь Христа, пролитая за тебя, уже смыла твои грехи? Достаточно исповедовать их один раз. Кроме того, ты пишешь о многих обстоятельствах, не имеющих никакого отношения к твоим грехам. Ты подробно рассказываешь о мысленных грехах — этого не надо делать: разбирая их, ты можешь опять осквернить свою душу воспоминаниями. Ты указываешь в своей исповеди других лиц: не надо в исповеди называть никаких имен — говори только о себе самом. И наконец, ты не сказал о самом главном, что ты не любишь Господа, что ты не любишь людей».

Странник возразил: «Отец, как мне не любить Господа?! Ведь я ради Него оставил все и странствую как нищий! Как мне не верить Евангелию, Его святым словам — кому же еще на земле верить мне? Как мне не любить людей?! Ведь их милостью я живу — каждый, кто подает мне копейку или кусок хлеба, спасает меня от голодной смерти, он — мой благодетель. Чем мне гордиться перед ними, когда я не имею ничего, кроме этих лохмотьев?» Схимник отвечал на это: «Брат, ты еще не познал внутреннюю духовную жизнь, поэтому ты не знаешь хорошо своего сердца, и совершенно не понял того, о чем я тебе говорю, — вот прочитай исповедь, которую принес мне недавно мой духовный сын». Он дал ему листки с исповедью, и странник стал читать вслух:

«Внимательно изучая свою жизнь, я понял, что совершенно не люблю Бога: кого я люблю, того ношу в моем сердце, имя его вспоминать для меня сладостно; кого я люблю, о том всегда помню и размышляю. А много ли я думаю о Боге? Большая часть мыслей моих — о временном, суетном и греховном. Из двадцати четырех часов в сутки едва ли один я посвящаю размышлениям о промысле Божием. Когда я думаю о Боге, то думаю как-то неохотно и с принуждением, а если в это время подойдут ко мне с рассказом о каких-нибудь новостях, то я жадно впитываю каждое слово. Когда я читаю Святое Евангелие или книги Отцов, то тут же забываю все написанное, а новости и сплетни я помню долгие годы; значит — я не люблю Бога.

Кого я люблю, с тем я охотно беседую, — время пролетает, кажется, незаметно, а на молитву я становлюсь с трудом, с усилием — и несколько минут молитвы кажутся мне долгими годами. Я хочу скорее бросить молитву и заняться своими обыденными делами. Я даже ищу предлог для того, чтобы скорее окончить молитву. Поэтому я вижу, что не люблю Бога, иначе желал бы всегда беседовать с Ним и размышлять о Нем.

Кого я люблю, с тем хочу встречаться, но как я иду в храм? Холодно, с неохотой, не чувствуя присутствия Божия в Церкви. Значит — я не люблю Господа. Во время самой молитвы я помышляю не о Боге, а о постороннем, и иногда, закончив молитву, даже не понимаю — утренние или вечерние молитвы я читал — даже время молитвы не было посвящено Богу.

Если мы кого любим, то желания и волю его исполняем охотно, Сам Господь сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Если бы я любил Бога, то выучил бы наизусть все заповеди Его и старался исполнять их. А если меня сейчас спросить, каковы эти заповеди, то я их даже не смогу перечислить. Поэтому я вижу, что не люблю Бога. Когда передо мной возникает выбор, поступить по воле Божией или по воле своего сладострастного сердца, то чаще всего я поступаю по влечению своих собственных страстей — значит, я не люблю Бога.

Что касается любви к людям, то, всматриваясь в себя и свою жизнь, я понял, что не люблю никого, кроме самого себя. Когда мы любим человека, то видим в нем только лишь доброе, а я вижу в людях одно худое, вижу их грехи. В одном себе нахожу я достоинства и добродетель. Значит — я не люблю людей. Кого мы любим, поступки тех оправдываем, а я, напротив, осуждаю всех окружающих меня как недостойных. Значит — я не люблю людей. Кого мы любим, того охотно прощаем, а я помню обиды долго, может, даже всю жизнь. Значит — во мне нет никакой любви.

Сказано в Священном Писании: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. 12, 15), — но, внимая своему сердцу, я вижу, что благополучие и счастье людей меня вовсе не радует, я равнодушен к ним. Но вижу и еще нечто более страшное в себе: чужое счастье огорчает меня. И напротив, когда с людьми случается несчастье, то я, внешне сочувствуя им, внутренне злорадствую. Поэтому я понял, что не люблю людей, во мне нет ничего святого!

Вера моя — только внешняя. Если бы я верил Евангелию, то трепетал бы при мысли об аде, стремился бы получить Царствие Небесное, однако воспоминание о смерти и о будущей жизни не трогает моего каменного сердца. Я вижу, как вокруг меня умирают люди, но сам живу так, словно вечно буду здесь, на земле. Значит — я неверующий, значит — я не боюсь Бога. Даже темные духи, духи ада, ненавидящие Господа, по слову Писания, трепещут Его, но у меня нет и этого страха, который дан диаволу: я не трепещу угроз Божиих, с которыми Он обращается к миру и ко мне через пророков, — я совершенно бесчувственен.

Я преисполнен гордыни: всех людей в сердце своем я считаю ниже себя, а себя — неким избранником. Я превратил себя в какой-то кумир, которому только лишь и поклоняюсь. Если я читаю Святое Писание и творения святых Отцов, то не для того, чтобы исполнять их, а для того, чтобы прослыть мудрым перед верующими, пересказывая им Священные Книги. А если я встречаюсь с людьми мирскими, то, напротив, боюсь даже показать себя христианином, чтобы они не осмеяли меня и не назвали фанатиком. Перед мирскими людьми я стесняюсь даже осенять себя знамением креста, которым был спасен человеческий род. Поэтому я считаю себя человеком, не любящим Бога, ненавидящим людей, не верящим ни во что святое и исполненным сатанинской гордыни».

Ужаснулся странник и сказал: «Отец, действительно, я исповедовался в своих грехах, но этих грехов я не увидел в сердце своем. Что мне делать для того, чтобы возлюбить Господа?» Схимник ответил: «Всю жизнь я тружусь над тем, чтобы возлюбить Бога. Труд этот — то, что принадлежит нам, но сама любовь — дар Божией благодати.

Однако я могу дать тебе несколько советов. Ты знаешь, что такое увеличительное стекло? Это стекло имеет такую особенность: если собрать в него солнечные лучи и направить этот сконцентрированный свет на дерево, то оно постепенно разогреется и воспламенится. Ты же собери, подобно рассеянным лучам, ум свой в глубине сердца, держи в сердце своем имя Иисуса Христа, затем размышляй о благодеяниях Божиих, о том, что ты находишься под потоком милости Божией, что каждый день жизни твоей — это дар Божий тебе.

Так ты начнешь испытывать благодарность к Богу, а от благодарности рождается любовь. Затем каждый день читай Святое Евангелие, читай для того, чтобы исполнить его. Каждый вечер думай о том, как поступал сегодня, какой грех совершил, какую заповедь исполнил. Чтобы возлюбить людей, не осуждай никогда никого, а старайся помнить, что у каждого есть свои скрытые добродетели и говори: „Кто бы ни был этот человек, но он лучше меня“. Врагам своим подавай тайную милостыню и всегда молись: „Господи, дай мне возлюбить Тебя с такой силой, с какой прежде я любил грех!“».

Христиане мы постольку, поскольку имеем в сердце духовную любовь. Заповеди о любви к Богу и к людям — это крылья, которые поднимают человека ввысь. Если же в человеке нет любви, то он похож на жалкого червяка, который беспомощно ползает по земле и не может подняться из праха и тлена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *