церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

ХРАМ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Православный календарь

Пятница 12 ноября 2021 / 30 октября 2021

Седмица 21-я по Пятидесятнице. Глас третий.
Пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его Зиновии (285).
Новосщмч. Евгения (Зернова) митр. Нижнегородский (1935).
Сщмч. Леонида пресвитера (1941).
Новомч. исп. Варнавы (Настика) Боснийского (1964).
Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942).
Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).
Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I).
Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II).
Мц. Евтропии Александрийской (ок. 250).
Мц. Анастасии Солунской (III).
Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).
Озерянской иконы Божией Матери (XVI).

Икона дня

Новости

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы — это главный осенний христианский праздник. Православные христиане вспоминают чудесное событие, которое произошло в 910 году.

Богослужения сегодня в храме

13
СБ
8:00Утреня. Часы. ЛитургияСобор Карельских святых (переходящее празднование в субботу между 31 октября и 6 ноября). Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха Александрийского. Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах. Прп. Анатолия, затворника Печерского. Прп. Мавры Константинопольской
16:00Всенощное бдение

Историческая справка

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789 году. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И. Баженову, по другим – М.Ф. Казакову или А.Н. Бакареву. Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М. Измайлова, которому и было в 1762 году пожаловано подмосковное село.

Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789 году осуществил это намерение.

Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма – верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете – Христорождественский.

В 1884 году рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А. Гущина, другие – И.Т. Таманского.

Источник

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Быково)

Мiръ Россия Московская область село Быково Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Быково)

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

Церковь Владимирской иконы Божией Матери — знаменитый памятник русской псевдоготики XVIII века в селе Быково Раменского района Московской области. Верхняя церковь освящена как Владимирской иконы Божией Матери храм в подклете — Христорождественский.

Содержание

История [ править ]

В 2 км от ст. Быково находится старинная усадьба, принадлежавшая в XVIII в. известному екатерининскому вельможе гофмаршалу и начальнику кремлевской «экспедиции строения» М. М. Измайлову, который привлек к застройке выдающихся зодчих того времени В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Здесь сохранились усадебный дом, окруженный большим парком, беседка-ротонда и церковь. Сейчас в усадьбе находится санаторий.

В Быкове исстари стояла деревянная церковь в честь Рождества Христова, которая впервые упоминается в 1628 г. На средства дворцового приказа в 1704 г. здесь воздвигли каменную Рождественскую церковь с колокольней. В 1780 г. владелец села М. М. Измайлов, овдовев, задумал в память усопшей супруги возвести большой храм с приделом во имя прп. Марии Египетской. На время строительства построили небольшой храм-часовню, освятили ее в 1783 г. в честь Рождества Христова.

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери устроили на втором этаже в 1788 г. Церковь сооружена по проекту В. И. Баженова (по другой версии — М. Ф. Казакова или А. Н. Бокарева) в романтическом стиле русского зодчества конца XVIII в. Церковь двухэтажная, с двумя колокольнями, в плане имеет форму овала (единственный храм в русской архитектуре). На второй этаж храма с западной стороны ведут две белокаменные лестницы. Фасады храма богато украшены резными архитектурными деталями. Интерьер церкви выполнен в стиле русского классицизма, с изящной тонкой лепкой и резьбой по дереву. Красивые парные башни-колокольни, расположенные по сторонам лестницы, образуют редкую по оригинальности и цельности картину. Парные двухколонные портики, увенчанные остроконечными пирамидами, украшают боковые фасады здания. Одна колокольня предназначалась для звона, другая — для часов.

В 1937 г. церковь закрыли и разорили: с куполов сбили кресты, сбросили колокола, много ценной утвари, икон и книг — сожгли. В выдающемся памятнике архитектуры XVIII в. расположилась швейная фабрика, позднее — склад управления кинофикации. В 1937 г. были расстреляны все священнослужители Владимирской церкви: Иоанн Кесарийский, Петр Косменков, Семен Кречков. Ныне они причислены к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Храм открылся для богослужений в 1989 г. Идут восстановительные работы.

Описание [ править ]

Храм имеет два этажа. Снаружи церковь облицована белым камнем.

Причудливое сочетание барочных и готических форм напоминает работы чеха Яна Сантини. В 1830-е гг. рядом с церковью построена отдельно стоящая колокольня, выдержанная в том же стиле, что и сам храм.

Святыни [ править ]

В храме имеются чтимые иконы: Владимирская, Рождества Христова, Казанская, свт. Николая, целителя Пантелеймона, Покрова Богоматери и другие.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Московская область, Раменский район, с. Быково, ул. Колхозная.

Проезд на общественном транспорте: с Казанского вокзала до станции «Удельная», далее автобусы № 23, 39 до остановки «Храм» («Клуб»).

Далее пройти по узкому проходу между заборами, по которому нужно выйти на параллельную улицу, затем свернуть направо, немного пройти и повернуть налево. Всего идти около 400 м.

Источник

ХРАМ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Православный календарь

Пятница 12 ноября 2021 / 30 октября 2021

Седмица 21-я по Пятидесятнице. Глас третий.
Пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его Зиновии (285).
Новосщмч. Евгения (Зернова) митр. Нижнегородский (1935).
Сщмч. Леонида пресвитера (1941).
Новомч. исп. Варнавы (Настика) Боснийского (1964).
Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942).
Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).
Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I).
Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II).
Мц. Евтропии Александрийской (ок. 250).
Мц. Анастасии Солунской (III).
Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).
Озерянской иконы Божией Матери (XVI).

Икона дня

Новости

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы — это главный осенний христианский праздник. Православные христиане вспоминают чудесное событие, которое произошло в 910 году.

Богослужения сегодня в храме

13
СБ
8:00Утреня. Часы. ЛитургияСобор Карельских святых (переходящее празднование в субботу между 31 октября и 6 ноября). Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха Александрийского. Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах. Прп. Анатолия, затворника Печерского. Прп. Мавры Константинопольской
16:00Всенощное бдение

Историческая справка

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789 году. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И. Баженову, по другим – М.Ф. Казакову или А.Н. Бакареву. Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М. Измайлова, которому и было в 1762 году пожаловано подмосковное село.

Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789 году осуществил это намерение.

Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма – верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете – Христорождественский.

В 1884 году рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А. Гущина, другие – И.Т. Таманского.

Источник

церковь владимирской иконы божией матери в быково адресmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим – М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву.

Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М.Измайлова, которому и было в 1762г. пожаловано подмосковное село.

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789г. осуществил это намерение.

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма – верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете – Христорождественский. Основной объем храма – овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам.

Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня-колокольня строилась как собственно колокольня, с площадкой для звона, вторая – для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие – И.Т.Таманского.

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

В стороне от улицы, на которой стоит церковь, в глубине старинного парка, расположена сама усадьба Быково, вернее, то, что от нее сохранилось. Из огромного количества построек уцелел лишь главный дом, перестроенный в XIX веке и поставленный на цоколь от старого дома, выстроенного по проекту Баженова, и небольшая круглая беседка на острове.

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

В XVIII веке усадьба принадлежала Михаилу Измайлову, турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских, принявшему православие и ставшему руководителем Московской комиссии отстроений. Для строительства дворца в модном тогда стиле неоготики Измайлов выписал одного из самых модных архитекторов того времени — Василия Баженова.

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

Одновременно с дворцом Баженов создал весь архитектурно-парковый ансамбль, включающий церковь, парк, пруды, зимний сад, грот и Эрмитаж. От дворца Баженова остались лишь фундамент и пандусы у главного входа: в середине XIX века, когда Быково перешло во владение графа Иллариона Воронцова-Дашкова, дом перестроил швейцарский архитектор Бернар Симон. Получился пышный двухэтажный дворец из красного кирпича с башней в стиле английских замков. В доме сохранилась отделка в английском стиле, и вообще он неплохо сохранился, по-видимому, во многом благодаря тому, что с советских времен здесь размещался туберкулезный санаторий.

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

Не меньшее впечатление оставляет огромный немноголюдный парк с прудами, запахом прелой листвы, вековыми деревьями и стаями ворон. В центре одного из прудов сохранилась беседка, построенная архитектором Баженовым.

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

Как добраться до усадьбы Быково:
На общественном транспорте: от Казанского вокзала нужно доехать до станции Удельная. Далее автобусами 23 или 39 до остановки «Храм». Либо от м. Выхино автобусом 424 до остановки «Храм». Здесь вы увидите Владимирскую церковь, а до главного дома нужно идти пешком среди заборов частной застройки и далее через парк.

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

На машине: от Москвы двигайтесь по дороге А102. Не доезжая до Жуковского, на светофоре нужно повернуть направо и еще раз направо. Дорога пойдет вдоль частных домов. Ехать не очень далеко – вскоре должны показаться величественные шпили храма. До главного дома усадьбы – пешком через парк.

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

источник
http://www.hramy.ru
http://pro-stranstva.ru
http://wikimapia.org

Что еще вам напомнить из истории России, а вот например: Заброшенная советская Пирамида, Последняя стройка царской России, а вот мало кому известный Махачкалинский Форт Байяр

Источник

Быково, село. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Карта и ближайшие объекты

церковь владимирской иконы божией матери в быково адрес

Статьи

Владимирская церковь в Быково построена в 1789 году В.И. Баженовым по заказу тогдашнего владельца усадьбы М.М. Измайлова, бывшего генерал-губернатором Москвы и фаворита Екатерины II. Храм двухэтажный, в верхнем этаже церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери, а в нижнем этаже Рождества Христова (действующая). В 1830-х годах по проекту архитектора И.Т. Таманского построена отдельно стоящая колокольня в том же стиле. Храм был закрыт в 30-х годах прошлого столетия.

Усадьба сложилась как архитектурный ансамбль в последней четверти XVIIIв. В это время она принадлежала М.М. Измайлову, начальнику Экспедиции кремлевского строения. Предположительно, в создании усадьбы участвовал архитектор В.И. Баженов. От первоначального ансамбля, созданного большим художником, сохранились обширный пейзажный парк с прудами и беседкой и церковь, выстроенная в 1789 г. в формах ложной готики. Дом заново перестроен в XIX в. в духе ренессансных дворцов. Утрачены хозяйственные постройки и парковые сооружения, в том числе «Эрмитаж» и белокаменная пристань на пруду.

Церковь, облицованная снаружи белым камнем, сооружена в 1789 г. в формах псевдоготики, вероятно, архитектором В.И. Баженовым. Памятник уникален по оригинальности объемной композиции и разработке отдельных форм. Овальный в плане храм с прямоугольной трапезной поставлен на высокий подклет. Особенно эффектен западный фасад с парными башнями колоколен по сторонам и торжественной открытой лестницей, ведущей во второй этаж. Церковь завершена куполом, окруженным целым рядом шпилей. Шпилями увенчаны и колокольни. Интересно решен интерьер храма. Подпружные арки, несущие купол, опираются на четыре куста коринфских колонн. Интерьер обработан в классическом стиле с отделкой стен и колонн искусственным мрамором. Отдельно стоящая колокольня построена в подражание архитектуре церкви в середине XIX в. предположительно архитектором И.Т. Таманским.

Храм строился Измайловым в память об ушедшей супруге. Трапезная реконструировалась в 1830-х гг. по проекту архитектора Михайловского или И.Т.Таманского

К.В.Аминов, ведущий архитектор

Церковь Владимирская, колокольня в составе усадьбы М.М.Измайлова «Быково» являются объектами культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 1, Указ Президента России от 20.02.1995 № 176).

Кирилл Аминов, 16 марта 2015 г.

К началу шестидесятых годов прошлого века появилась надежда, что власти наконец-то возьмутся за детальную реставрацию бывшей усадьбы и церкви. Тогда постановлением Совмина РСФСР главный дом-дворец, беседку на острове, парк и пруды, а также Владимирский храм вместе с колокольней и оградой включили в список памятников общероссийского значения. Через несколько лет трест «Мособлстройреставрация» начал восстановительные работы. К этому времени церковное здание было отдано отделу культуры горсовета Жуковского. Храм пребывал в плачевном состоянии: главный купол протекал, межэтажные перекрытия из-за сырости прогнили, штукатурка отвалилась, лестницы разрушились. Однако горсовет планировал открыть здесь музей В.И. Баженова, выставочный зал и зал камерной музыки. Начался ремонт, на который ушло почти тридцать лет, были потрачены огромные деньги. Впрочем, именно в результате этих работ пострадала колокольня, лестницы совсем обрушились, а мраморные колонны верхнего храма были выломаны и свалены на полу. В девяностые, на волне возврата храмов верующим, Владимирскую церковь тоже передали приходу. Началась медленная реставрация. Сейчас церковь более-менее приведена в порядок и в ней с 1989 года проводятся регулярные богослужения.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №226, 2017 г.

Новый храм был построен в память любимой супруги Михаила Михайловича — Марии Александровны — урожденной Нарышкиной, родственницы императрицы Елизаветы Петровны. Архитектором церкви был, вероятнее всего, гениальный Василий Иванович Баженов, вместе с которым в это время М.М. Измайлов строил императорские резиденции Царицыно и Петровский путевой дворец. С этим связана необычная стилистика церкви: «готический вкус», как тогда говорили, был введен в русскую архитектуру по желанию императрицы Екатерины как указание на связь с древней русской традицией. Тогда все «неклассическое», возникшее после разрушения Рима готами в пятом веке, воспринималось «готическим». К «готической» архитектуре относились и белокаменные узорчатые храмы Владимиро-Суздальской Руси, и храмы древнего Московского княжества. Именно они стали основными образцами для этой необычной церкви, в архитектуре которой ее создатели стремились подчеркнуть связь с древней историей русской духовности.

К сожалению, летом 1785 года императрица Екатерина уволила архитектора Баженова со службы, и под начальством М.М. Измайлова его место занял Матвей Казаков. Вероятно, в это же время Казаков стал и главным архитектором усадьбы Быково. К этому времени был уже построен основной объем прекрасного «готического» овального храма, уже шла служба в нижней церкви. Желая улучшить экономику усадьбы, М.М. Измайлов, перевел в небольшое село Быково множество крестьянских семей из других сел. Верхний храм, предполагавшийся для летних богослужений с участием хозяина усадьбы и его домочадцев и слуг, получился настолько прекрасным, что возникло желание открыть его для всех. Вот тогда-то и спроектировал Казаков великолепную лестницу на два всхода на западном фасаде церкви. Он же завершил две колокольни со шпилями: на левой были размещены часы с боем (с восточной стороны этой колокольни сохранилась заложенная дверь для отдельного входа часовщика), на правой звонили к церковным службам.

Из четырех двухфигурных барельефов, украшавших фасад овального храма, до настоящего времени сохранился один. Пока загадочны сюжеты этих рельефов. На сохранившемся мы видим изображение двух молодых женщин. Один из утраченных рельефов изображал бородатого мужчину в античной тоге и женщину. Трудно предположить, что это были святые покровители супругов Измайловых, поскольку владелец усадьбы был крещен в честь Архангела Михаила, а его супруга — в честь Марии Египетской. Возможно, это фигуры чтимых в семье святых или аллегорические фигуры добродетелей. Этот загадочный вопрос еще требует исследования. На западном фасаде, насколько можно видеть по акварели сына архитектора Бакарева 1804 года, были изображения архангелов, помещенные между пилястрами во втором ярусе. Скорее всего, это были не скульптуры, для которых в плоских углублениях стены слишком мало места, а вырезанные по контуру деревянные расписные фигуры-силуэты, что было распространено в конце XVIII века.

Верхний Владимирский храм освятили в 1789 году.

В 1812 году усадьба и церковь пострадали во время нашествия Наполеона. Шесть недель французские окупанты хозяйничали в усадьбе. В церкви устроили стойла для лошадей. После 1812 года потребовались ремонтные работы. Верхний и нижний храмы в западной части еще несколько раз расширяли пристройками к трапезным. В 1838 году трапезную реконструировал архитектор И.Т. Таманский. В 1840-х гг. церковь ремонтировали во время реконструкции усадьбы при графе Иване Илларионовиче Воронцове-Дашкове.

Во Владимирском храме венчался брат Николая Ивановича Ильина — Александр, а спустя два десятилетия и его сын — знаменитый русский философ Иван Александрович Ильин.

Еще одно разорение быковский храм претерпел при большевиках. В 1937 году храм закрыли. Все священники были арестованы и убиты на Бутовском полигоне.

С 1989 года началось восстановление храма церковной общиной. Возобновлены богослужения. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых новомучеников Российских убитых большевиками священнослужителей храма — Иоанна Кесарийского, Петра Косменкова и Симеона Кречкова.

Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма – верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете – Христорождественский. В 1884 году рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют её архитектором Д.А. Гущина, другие – И.Т. Таманского.

В селе Быково исстари стояла деревянная церковь во имя Рождества Христова. Впервые, в письменных источниках, о ней упоминается в 1628 году. В 1704 году на средства дворцового приказа была построена и освящена каменная церковь во имя Рождества Христова с колокольней. В 1771 году генерал–поручик и кавалер М.М. Измайлов написал доношение архиепископу Московскому и Каширскому Амвросию (Зертис–Каменскому) о том, что в его поместье: «Колокольня у церкви во имя Рождества Христова в ветхом состоянии и ее надо разобрать… которая от строения давнишних лет во многих местах расселась и опасна, чтоб сама собой не упала». В 1775 году действительный тайный советник, сенатор и кавалер М.М. Измайлов просил у архиепископа Московского и Калужского Платона (Левшина) разрешения починить иконостас. Через год обратился священник с просьбой «перекрыть кровлю на церкви во имя Рождества Христова».

15 мая 1780 года умерла жена М.М. Измайлова – Мария Александровна Измайлова, урожденная Нарышкина. Ее похоронили в Донском монастыре в трапезе. Михаил Михайлович задумал в память об усопшей супруге возвести новый большой храм на месте обветшавшего. В 1783 году он просил у архиепископа Платона разрешения устроить в проектируемом храме придел во имя преподобной Марии Египетской – небесной покровительницы покойной супруги, а на время строительства храма Рождества Христова «построить временную часовню для богомолья, живущим в упомянутом селе». Из ответа Владыки Платона узнаем, что «фасад и план нами апробированы»; имя архитектора и автора постройки в документах не обозначено. Церковную утварь из старого храма владелец усадьбы «переместил в имеющиеся в том селе моем праздные каменные палаты… возможное для богомолия крестьянам в оных же производить служение». Уже в декабре 1783 года строительство храма во имя Рождества Христова в имении генерал–аншефа М.М. Измайлова было завершено, и в конце месяца он был освящен.

В 1788 году тайный советник и кавалер Измайлов просил митрополита Платона разрешить освятить новопостроенный верхний храм в селе Быково во имя Владимирской иконы Божией Матери. В прошении упоминались размещенные в местном ряду иконостаса иконы святых – небесных покровителей храмосоздателя и его покойной супруги: Архангела Михаила и преподобной Марии Египетской.

16 июля 1788 года церковь была освящена. Храм, теперь уже двухэтажный, был обнесен белокаменной оградой с деревянными крашеными решетками и с обелисками по сторонам. В 1938 году ограда была уничтожена. В путеводителе краеведа А.Т. Саладина читаем: «Первое, что встречается при въезде в село, – красивая готическая церковь. Стрельчатые окна, пилястры, устремленные в высь башенки, все это необычно по сравнению с округлыми формами наших национальных храмов и, пожалуй, даже как–то неуместно на фоне беспредельных лугов и полей. Такой церкви больше шел бы черный пейзаж с синеющими ущельями и сверкающими снегами».

В ведомости о церкви Рождества Христова в селе Быково за 1837 год сообщаются следующие сведения: «Построена в 1788 году тщанием господина Михаила Михайловича Измайлова. 2. Зданием каменная, двухэтажная с двумя такими же колокольнями, крепка, но в трапезах имеет тесноту, на распространение коих 1831 года февраля 19–го дня Указ из Московской Духовной консистории получен. 3. Престолов в ней два: в настоящей, холодной, нижней во имя Рождества Христова, в верхней холодной же во имя Владимирской Божией Матери. Земли при сей церкви 33 десятины, усадебной 2 десятины, пашенной 19, луговой сенокосной 12 десятин, на которую землю на 29 десятин, усадебную пашенную и сенокосную планы и межевые книги имеются выданы в 1834–м году».

Необычайно развернутая в пространстве, двусторонняя лестница своими плавными округлыми очертаниями смягчает некую готическую заостренность здания. Под балюстрадой верхней паперти находится портал входа в нижний храм Рождества Христова, украшенный аркой с узорной гирькой и кедровой шишечкой, ныне сбитой. По лестнице можно подняться в верхний летний храм Владимирской иконы Божией Матери. (Все три празднования этой иконы отмечаются летом). Храм воздвигнут из кирпича и облицован плитами подмосковного известняка, именуемого «мячковским белым камнем» или «подольским мрамором», который добывали, начиная уже с XII века в каменоломнях по берегам Москва–реки, близ села Мячково Бронницкого уезда.

Мягкий известняк отличается долговечностью, имеет ровную поверхность с чуть заметными оттенками: палевым, желтоватым, розоватым, благодаря чему обладает немалыми декоративными достоинствами. Этот строительный материал широко применялся при сооружении в XIV веке при Дмитрии Донском каменного Кремля, при возведении в конце XVI века стен и башен московского Белого города, а также многих других зданий, особенно в XVIII–XIX веках, в архитектуре В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, Д.И. Жилярди и других. Недаром Москва получила эпитет «белокаменная».

Архитектура быковского храма подчинена симметрии и геометрии объемов, построений и ритмов. Стройный белокаменный храм завершен небольшим куполом, окруженным шпилями, и имеет две симметричные башни-колокольни. Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой. Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях.

Внешние стены храма были украшены круглыми барельефными медальонами с изображением четы Измайловых, чего на русских храмах нигде более не встречается. В каждом из них – не стареющий образ молодой женщины в светском декольтированном платье и мужчины, показанного молодым, зрелым, средних лет и старцем. Все барельефы были утрачены, кроме одного. Скульптор Юрий Юрьевич Нерода (из династии ваятелей) любезно согласился выполнить не сохранившиеся барельефы. Он создал не только три недостающих изображения четы Измайловых, но и воссоздал и 12 барельефов святых апостолов. Накануне Пасхи, Светлого Христова Воскресения храм преобразился стал выглядеть более цельно и нарядно. Это чудо произошло в 2010 году.

Между окнами второго яруса, по обе стороны от входа в церковь Владимирской иконы Божией Матери находились четыре скульптуры святых в полный рост (утрачены).

Этот храм – единственный в русской архитектуре – имеет в плане овальную форму: овальная центральная часть храма, овальный купол «покрыт железом, окрашен медянкой, с 9 шпилями». На нем барабан со световыми окнами, увенчанный главкой с удлиненным шпилем, заканчивающимся крестом на яблоке. «Кресты: на главном шпиле деревянный обит железом, вызолочен, на побочных железные вызолочены. Шары под крестами медные, вызолоченные. На трапезе крест деревянный обит железом, шар железный, тот и другой вызолочены. При церкви две колокольни из белого камня, купола и шпили покрыты железом, окрашены медянкою, кресты железные, а шары медные, те и другие вызолочены. Одна колокольня устроена для звона, другая для часов, которых с 1856 г. нет. Звон состоит из семи колоколов».

Сохранился первоначальный проект быковского храма, где красивые лестницы и пандусы не показаны, но имеются парные павильоны по сторонам. Он опубликован в книге Н.А. Кожина «Памятник русской псевдоготики XVIII века». ( Л., 1922)

В Государственном историческом музее хранится рисунок пером с отмывкой разведенной тушью, на котором также отсутствуют лестницы, но завершение храма идентично с тем, что мы видим сегодня. В инвентарной книге музея запись: «Подмосковная Быково. Один из вариантов проекта церкви в усадьбе Быково. Чертеж фасада церкви в стиле русской готики XVIII в. По–видимому, копия чертежа Баженова (?) конца XVIII в.». Кто же сделал эту копию? Может быть, А.Н. Бакарев: по краю листа черная рамка, такая же, как и на всех акварелях этого архитектора.

Источником этой публикации послужили две папки из музея «Старой Москвы», на корешках которых золотом было оттиснуто «Architectura» и цифры «2» и «3». По–видимому, эти два альбома принадлежали к тем семи, в которых были собраны чертежи и рисунки баженовской и казаковской школы из Московской мастерской конца XVIII века. В этих альбомах были проекты церквей, дворцов, театров, оранжерей, мавзолеев, садовых павильонов, решеток и даже мебели. Многие из них были подписаны архитекторами Баженовым, Казаковым, Деламотом и др. Может быть, об этих альбомах В.И. Баженов писал М.Ф. Казакову? Но Матвей Федорович ответил, что у него их нет. Эта новость потрясла Баженова. Он слег и больше не поднялся до самой смерти.

В более позднем варианте проекта храма исчезли два боковых флигеля, соединенные с основным зданием открытой балюстрадой, зато появилась двойная симметричная наружная лестница, восходящая своими развернутыми дугами на площадку паперти второго яруса.

Сегодня неизвестно, кто был инициатором всех этих изменений проекта. Скорее всего, это сделано по желанию владельца имения. В архитектуре храма можно найти множество аналогий с творениями Баженова: мотив килевидных кокошников, орнамент из треугольников вокруг центрального барабана, пирамидки, шары и другие детали.

Искусствовед Г.И. Гунькин считал, что «…от церкви Успения на Покровке к церквям Знамения и в селе Быкове прослеживается путь развития композиции двухколокольного храма в творчестве Баженова. Эту преемственность можно проследить и на последующих постройках, особенно на церкви Лазаревского кладбища, с которой быковская церковь имеет ближайшее родство в архитектурно–художественных и композиционных приемах». Н.А. Кожин убежден, что «творческая мысль Баженова чувствуется в церкви села Быково». Некрасов согласен с ним: «В 1788 году Баженов закончил замечательную церковь в с. Быкове… в поместье М.М. Измайлова».

А.И. Михайлов высказывает об архитектуре храма другое мнение: «Автор быковской церкви часто повторяет любимый им мотив килевидной арки с двумя розетками в углах. Но этот же мотив мы находим и в казаковском царицынском дворце, причем рисунок арки совершенно тождественен. Можно ли допустить, чтобы Баженов после сломки своего дворца стал в быковской церкви повторять мотив, часто применяемый в новом дворце Казакова? Другим приемом в архитектуре быковской церкви являются вытянутые узкие ниши, заканчивающиеся двойной арочкой с гирькой. Рисунок этой арочки совпадает с рисунком оконных арок Петровского дворца. Таким образом, здесь повторяется мотив, уже развитый Казаковым в проекте Петровского дворца: сочетание в одной композиции двойной арки с гирькой и килевидного кокошника над ней. Наконец, нельзя не обратить внимания на сходство верхних объемов башен церкви в Быкове с аналогичной формой церкви Петровско–Алабино. Можно найти сходство также в рисунке шпиля шатра быковской церкви и того же мотива в церкви Вознесения на Гороховом поле».

Потомок последних владельцев имения искусствовед М.А. Ильин считал, что авторство проекта принадлежит все–таки В.И. Баженову: «Форма плана быковского храма овальная (считается, что примыкающая к нему прямоугольная трапезная выстроена в начале XIX века архитектором Малиновским). В подобном приеме сказалось пристрастие Баженова к сплошным планировочным и объемным композициям. Благодаря такому построению здание выглядит пластичным и цельным, что было особенно необходимым при изобилии стрельчатых арок и остроконечных обелисков, словно иглы, окружающих центральную главу, завершенную шпилем. Во второй этаж храма ведет двухмаршевая белокаменная лестница с красивой балюстрадой, близкой по рисунку к парапетам пандусов усадебного дома. Между маршами лестницы помещен портал входа в нижнюю церковь с висящей узорной гирькой в арке. Красивые парные башни–колокольни, расположенные по сторонам лестницы, образуют вместе с ней редкую по оригинальности и цельности картину. Парные же двухколонные портики, увенчанные остроконечными пирамидами, украшают боковые фасады».

Историк архитектуры А.Г. Борис пытается примирить две противоборствующие стороны: «Проследим, какие изменения были внесены в первоначальный проект и как они повлияли на создание окончательного облика сооружения. 1). В осуществленном варианте зодчий прежде всего отказался от возведения двух отдельно стоящих павильонов, в связи с чем отпала ассоциация с боковыми кубическими пристройками баженовской знаменской церкви. 2). Автор окончательного варианта ввел в композицию парадную двухмаршевую криволинейную лестницу, что подчеркнуло осевой характер сооружения и усилило светские черты в архитектуре церковного здания. Можно отметить отдаленное сходство этой великолепно развернутой лестницы с гораздо более скромными всходами усадебного дома в Петровском–Алабине, созданного Казаковым за несколько лет до возникновения лестницы в композиции быковской церкви. 3). Если в первоначальном варианте парные колокольни практически повторяли формы колокольни баженовской церкви в селе Знаменском и имели вид своеобразных башен, то в осуществленном варианте быковские колокольни имеют почти классический облик. Именно в этом новом варианте, как справедливо заметил А.И. Михайлов, их верхние объемы становятся близки казаковской церкви в Петровском–Алабине, а в декоративное решение вносится характерный для Казакова мотив сочетания в одной композиции двойной арки с гирькой и килевидного кокошника над ней. 4). Рисунок шпиля в первоначальном варианте совпадает с характером шпиля баженовской церкви села Знаменского, а в осуществленной постройке близок завершению одной из башен казаковской ограды Старо–Голутвинского монастыря близ Коломны, а по наблюдению Михайлова, и шпилю церкви Вознесения на Гороховом поле. 5). Ротонда над трапезной – поздняя, возведена в XIX в. Передача Казакову работы, начатой Баженовым, вполне логична для ситуации, сложившейся для этих зодчих в 80–е годы XVIII века. Баженов впал в немилость у Екатерины II и был отстранен от возведения дворца в Царицыно. Маловероятно, что при таких условиях Баженов смог быпродолжить работу над сооружением церкви в усадьбе Измайлова – такая открытая поддержка опального зодчего могла повредить ему самому. Еще менее вероятно, чтобы Измайлов, имевший возможность выбрать для продолжения работы лучшего архитектора Москвы, мог обратиться к кому–нибудь, кроме Казакова, уже завоевавшего непререкаемый авторитет. Кроме того, кандидатура Казакова была идеальной и с точки зрения придворной дипломатии. Он был в милости у двора, и именно ему было поручено продолжить строительство в Царицыно, отнятое у Баженова». «Анализ стилистических черт церкви в Быкове, а также время ее создания, совпадающее с периодом резкого изменения в положении Баженова и Казакова, привели к убеждению, что именно Казаков был автором окончательного варианта этого памятника…Это сооружение явилось результатом своеобразного сотрудничества двух великих зодчих. М.Ф. Казаков, изменивший художественный образ первоначального замысла В.И Баженова, создал замечательное и самобытное произведение архитектуры», –делает вывод А.Г. Борис.

Недавно обнаруженные «Записки» В.А. Бакарева, сына казаковского ученика (собрание М.Н. Соболевой, Санкт–Петербург), подтверждают, что построил храм М.Ф. Казаков. «Записки» писались в середине XIX века и поэтому сомнительно, что приведенный в них факт, достоверен. Все изложенное не дает основания отвергать гипотезу о том, что автором проекта и строительства церкви в Быково был Баженов. И хотя он впал в немилость, но продолжал получать заказы и строить. Конечно же, Михаил Михайлович Измайлов – Председатель кремлевских строений, генерал–губернатор города Москвы никого бы не испугался и доверил строительство церкви в своем имении гениальнейшему из зодчих – Баженову. В стороне от монарших капризов ничто не стесняло гений Баженова. Он стремился создать неповторимый образ. Неоцененный в Царицыно, архитектор блестяще реализовал свои смелые замыслы в Быково. Так появился величественный двухэтажный храм на искусственном холме с веерообразной лестницей и двумя колокольнями.

Можно предположить, что А. Бакарев использовал для своего акварельного рисунка «Церковь в селе Быково – Марьино тож, по Коломенской дороге от Москвы 25 верст 1804 года апреля… дня кончено» проектный чертеж, что было распространенным явлением в видовой графике XVIII — начала XIX века. Изящные, несколько сухие линии хорошо передают классическую четкость объема, графические тонкие членения фасада, общее впечатление удивительной гармонии. Эта акварель напоминает сцену из спектакля. Деревья по сторонам похожи на кулисы. На заднем плане возвышается величественный храм. Между окнами второго яруса четыре скульптуры святых в полный рост. Слева на колокольне, в полукруглой арке звонницы, – часы. По лестницам восходят и спускаются празднично одетые люди.

Если внешний облик храма изменен при строительстве, то, как считают искусствоведы, интерьеры сохранили замысел автора. Это подтверждается тождественностью объемно–пространственного и коммуникационного решения интерьеров церкви в Быково и главных сооружений Баженова. План здания представляет равные по размерам западное и восточное полукружия, соединенные между собой прямыми стенами и образующие овал. При этом принципы строительства древнерусского четырехстолпного храма являлись основой художественно–конструктивного решения сооружения и организации внутреннего пространства в сочетании с умелым использованием классической ордерной системы, придающей интерьерам легкость, особую выразительность и изысканность.

В нижней церкви Рождества Христова был традиционный трехъярусный дубовый иконостас «с гладкими царскими вратами, на которых живописные изображения св. Духа в серебряном сиянии, херувимов в серебряных окладах, Божией Матери, архангела Гавриила и 4–х евангелистов, также в серебряных окладах, на стенах висели 100 икон в золоченых и серебряных ризах». Освещало храм «в два яруса о 24 шандалах медное паникадило, весом примерно 3 пуда 20 фунтов». На обоих этажах трапезной были небольшие иконостасы. В церкви находились ризница и книгохранилище. Деревянные клиросы были окрашены белилами.

Алтарная часть верхнего храма в восточном полукружии оформлена полукруглой колоннадой, поддерживающей полусферу, украшенную богатой лепниной, и соединена с основным объемом храма каменной низкой алтарной преградой, заменившей традиционный многоярусный иконостас. Интерьер, благодаря отделке стен и колонн искусственным розовым мрамором с черными прожилками, отличался броской эффектностью. На четыре куста коринфских колонн с лепными листьями аканфа с позолотой, заменивших традиционные церковные пилоны, опираются подпружные арки, несущие купольный свод. В центральной части овала находились хоры, которые обрушились, а деревянные детали сожжены. Утрачен иконостас конца XVIII века. Но представление о нем можно получить по описи церкви 1856–1858 годов. В ней содержатся сведения о том, что холодный храм во имя Владимирской иконы Божией Матери имеет «иконостас каменный, отделанный под мрамор. Царские врата деревянные, гладкие, с золоченой резьбой, с живописным изображением Благовещения Божией Матери, Тайной вечери, Благословения Авраама Мелхиседеком. Имеет также иконостасы и иконы на стенах храмаи трапезной». По левую сторону от царских врат находилась Казанская икона Божией Матери в серебряном окладе, на котором не было клейма пробы (отсутствие клейма обычно указывает на древнее происхождение оклада, а соответственно, и самого образа). По правую сторону от царских врат находилась икона Спасителя, позже, уже в XIX веке, в предалтарной части храма слева появилась икона Владимирской Божией Матери, а с правой стороны – икона Николая Чудотворца. Надписи свидетельствовали, что их подарил царь Николай I графу Ивану Илларионовичу Воронцову–Дашкову. Верхнюю церковь украшало «медное с позолотой паникадило об восьми рожках с хрустальными подвесками». По внешнему виду паникадилонапоминало люстру, которая в интерьерах XVIII века стала модным осветительным прибором. Многочисленные стразы, собранные в гирлянды, соединялись гибкой проволокой и при покачивании создавали эффект переливающихся на свету драгоценных камней. Паникадило, иконы и церковная утварь были утрачены. Колонны и пилястры выломаны из стен и валяются на полу.

В верхнем и в нижнем храмах на стенах и в киотах висели большие и маленькие драгоценные иконы, в старинных золотых и серебряных окладах. Опись середины XIX века отмечает два вида икон, принадлежавших Владимирской церкви: «живописные», созданные в новой академической художественной манере, и «иконописные», то есть иконы древнего традиционного письма.

Сохранившиеся документы, связанные с ремонтом и расширением трапезной (опись церкви 1856–1858 годов), не содержат упоминаний о наличии или отсутствии настенной живописи, хотя, как правило, в подобных документах такие сведения даются. «Известия» Археологического общества за 1912 год ставят перед Духовной консисторией следующий вопрос: «Предложить или оставить стены храма без росписи, или же расписать их в стиле конца XVIII века?». В нижнем храме мастерами разного уровня и квалификации была произведена роспись маслом в 1914 году на средства жителя деревни Верея Петра Никитича Карпова за погребение внутри ограды. В верхней церкви на зеленом фоне стен появились изображения херувимов. В 1985 году возглавляемая В.В. Добряковым бригада художников – реставраторов треста «Мособлстройреставрация» проводила пробные работы по консервации и расчистке настенной живописи. Вначале следов росписи, относящейся к периоду более раннему, чем живопись начала XX века, не могли обнаружить, впоследствии были найдены ранние изображения. Сохранившиеся фрагменты были в крайне плачевном состоянии.

В 1838 году был заключен с архитектором И.Т. Таманским договор на постройку колокольни в селе Быково, но построена она была только в 1883 году. Строительство отдельно стоящей колокольни, очевидно, было связано с изменением функционального назначения территории к западу от церкви. Существовавший здесь сад с центральной аллеей ко второй половине XIX века был сильно запущен. Колокольня возведена в том же стиле и так же облицована белым камнем, как и церковь, однако в ее архитектурных деталях можно заметить ряд отличий от храма. Но что–то, видимо, помешало построить колокольню в те годы. В альбоме Бернара де Симона есть два выполненных карандашом на ватмане чертежа зданий церкви и колокольни. Когда они попали в альбом? Чьи они? Может быть, Таманского? Только в заключении строительного отделения от 1883 года читаем: «Вышеозначенный проект составлен правильно, утвердить и по надлежащем засвидетельствовании возвратить в Московскую консисторию для дальнейшего с их стороны распоряжения… Фасад церкви: фасад, план, разрезы колокольни, архитектор Д.А. Гущин».

Итак, почти пятьдесят лет прошло от проекта до постройки колокольни. К появлению этого здания многие искусствоведы относятся довольно скептически, считая, что она закрывает наиболее эффектный западный фасад, украшенный своеобразной двусторонней, изящно изогнутой лестницей. Тем более, что у храма есть две звонницы.

В 1903 году церковный староста храма Владимирской иконы Божией Матери, владелец имения инженер–полковник Николай Иванович Ильин – участник строительства Московско–Рязанской железной дороги, просил у консистории дозволения построить на церковной земле каменную сторожку для помещения сторожей и церковно–приходской школы, «по плану с западной стороны храма». Летом этого же года по дозволению благочинного «каменная сторожка с каменными сенями уже построена и покрыта железом, в ней живут церковные сторожа».

К началу ХХI века эта сторожка, несмотря на серьезный ремонт в 90–е годы, обветшала окончательно, состояние ее стало аварийным. В настоящее время она перестроена в церковно–приходское здание, проект которого был согласован с Министерством культуры РФ. В здании расположились крестильный храм, воскресная школа, библиотека, помещения для приходских мероприятий.

Вплотную к церкви примыкают – гаражи, одноэтажные жилые дома, жуткий трехэтажный дом и здание школы,. Всего на территории усадьбы построено около 100 жилых домов, 5 лечебных корпусов санатория, конторы и другие постройки.

От храма идет улица к Святому колодцу, над которым стояла когда–то легкая каменная часовня, выполненная в том же стиле, что и храм. Теперь ее можно увидеть только на фотографии А.Т. Саладина в Раменском историко–художественном музее. В 90–х годах XX века на этом месте была построена деревянная часовня. После пожара 1999 году над Святым колодцем возведена кирпичная часовня–купальня, которая по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия освящен как храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».

В 1937 году церковь закрыли для верующих, кресты с куполов сбили, колокола сбросили, и они разбились на мелкие осколки; драгоценные иконы, церковные книги и утварь разграбили, а многое просто сожгли. Чудо, что само здание храма уцелело. После закрытия церкви там расположилась швейная фабрика, а позднее – склад Управления кинофикации. Долгое время здание было заколочено. Погост вокруг храма, где еще не так давно хоронили именитых и уважаемых граждан, был порушен, а гранитные памятники растащили. В 1975 году арендатором здания церкви был отдел культуры исполкома горсовета города Жуковского. К этому времени начал протекать главный купол, сырость разъедала междуэтажные перекрытия, отваливалась штукатурка, лестницы были разрушены.

В 1978 году в помещении храма предполагали разместить культурный центр, музей В.И. Баженова, выставочный зал и зал камерной музыки. На первом этаже собирались открыть детскую Академию изящных искусств с отделениями живописи, музыки, поэзии, архитектуры и истории искусств. Почему же в нашей стране на такие прекрасные замыслы никогда не хватает соответствующих помещений и средств? Начали проводить теплотрассу, убрали на субботниках мусор. Необходимо напомнить, что «Мособлстройреставрация» проводила работы по восстановлению храма почти тридцать лет и истратила на нее огромные средства. В результате «работ по спасению» храма рухнула колокольня, лестница пришла в руинированное состояние, мраморные колонны, украшавшие некогда интерьер верхней церкви, выломаны из стен лежат на полу.

Неисповедимы пути Господни: 21 декабря 1989 года храм был возвращен верующим. Первым настоятелем был назначен священник Алексий Пономарев. В нижнем храме был восстановлен алтарь, поставлен новый иконостас, размещены иконы – подаренные церкви и новые, написанные по заказу. Из Пензы были привезены иконы Владимирской Божией Матери и Рождества Христова письма XVIII века. Икона Владимирской Божией Матери помогает в скорби, болезни и в радости и многочисленные подарки от верующих это подтверждают.

Центральный плафон представляет собой четырехчастную икону «Жизнь Иисуса Христа до 12 лет». Она написана Сергеем Егоровичем Суховым, живописцем из города Химки. Шесть киотов позолочены. Восстановлены лестница и колокольня, рухнувшая через неделю после того, как храм передали епархии. Проведено отопление и освещение в нижнем храме, крыша отремонтирована и покрыта оцинкованным железом и покрашена, а шпили – медью, кресты вызолочены.

В середине 1997 года настоятелем церкви был назначен протоиерей Валентин Дронов. Работы по восстановлению архитектурного облика и былого духовного величия церкви продолжились. Под храмом был обнаружен и расчищен полностью заваленный в былые годы просторный подклет, где сохранилась в уникальном для Московской области объеме древняя отопительно–вентиляционная система. Ремонт ограды, оконных и дверных проемов, благоустройство территории, работы по реставрации белокаменного фасада и восстановление барельефов на нем, новое электроснабжение, устройство звонницы с добавлением новых колоколов, альфрейно–художественная роспись нижнего храма, выполненная художником Ю.П. Козиным – вот далеко не полная картина хода восстановительных работ. Нижняя церковь Рождества Христова –действующая, а верхняя пока реставрируется.

Между тем, и обыденная жизнь прихода достаточно насыщенна. Празднуются все церковные праздники, особо почитаются летние торжества в честь Владимирской иконы Божией Матери. Закончена реконструкция ветхого церковного домика, который теперь превращен в большое здание. В нем размещена воскресная школа, а также готовящийся к открытию крестильный храм, создание которого благословил владыка Ювеналий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *