цифровая экономика глобальные тренды и практика российского бизнеса

Цифровая экономика глобальные тренды и практика российского бизнеса

В исследовании показано, как тема цифровизации освещается зарубежными авторами, что делают в этом направлении наши партнеры-конкуренты в зарубежных компаниях и странах. На следующем шаге предметом анализа стали публикации различных аналитических центров, демонстрирующих тенденции в развитии цифровых технологий в России. Была проанализирована доступная российская статистика, связанная с применением информационных технологий. Были изучены различные аспекты регуляторной политики, связанные с развитием цифровой экономики. Наконец, было проведено анкетирование российских компаний и серия интервью с представителями бизнеса и экспертами, результаты которых стали основанием для анализа проникновения цифровых технологии в бизнес российских компаний.

Общий вывод, который можно сделать из проведенного исследования, заключается в том, что российский бизнес в целом уже включился в «цифровую гонку». Специалисты и руководители компаний понимают, что без использования цифровых технологий они уже не смогут успешно конкурировать ни на внутреннем, ни на внешних рынках. Они достаточно высоко оценивают эффективность уже внедренных ими решений. Вместе с тем, компании подходят к этим технологиям очень прагматично, основной упор делая на то, без чего уже невозможно вести бизнес, не спеша вкладываться в принципиально новые направления.

В числе проблем внедрения и использования цифровых технологий – нехватка инвестиционных ресурсов на реализацию проектов и дальнейшее поддержание работоспособности ИТ-систем, проблема с кадровым обеспечением «цифровой революции». Передовые решения не всегда находят отклик у поставщиков и потребителей. Кое-где сдерживающим фактором выступает недостаточно развитая инфраструктура. Наконец, весомое количество компаний считают, что серьезно стимулировать их к более широкому применению цифровых технологий могло бы получение определенной господдержки.

Исследование также выявило ряд направлений, в которых государство могло бы оказать поддержку российским компаниям в освоении современных цифровых технологий. Приводится перечень рекомендаций, выработанных по результатам исследования.

Источник

Цифровая экономика. Глобальные тренды и практики российского бизнеса

Цифровая экономика. Глобальные тренды и практики российского бизнеса

Цифровая экономика. Глобальные тренды и практики российского бизнеса

цифровая экономика глобальные тренды и практика российского бизнеса

Приоритетными сквозными технологиями являются:

Как мы видим, обозначенные технологии в возможностях применения охватывают практически все виды экономической деятельности и управления. То есть цифровая экономика – это совокупность технологий, обеспечивающая практически мгновенный обмен информацией, прозрачность процессов на всех уровнях, доступность государственных и частных сервисов в онлайне и автоматизацию большинства профессий.

Например, больше данные могут быть использованы бизнесом для продвинутой маркетинговой аналитики в целях точного определения спроса на ту или иную продукцию. Государство же в свою очередь может применять ту же самую аналитику для оценки возникающих тенденций и мнений на уровне населения страны, концентрации данных о внутренней миграции различных слоев населения и т.д. Далее мы применяем к собранным данным самообучающуюся систему и после набора определенной массы, скажем так, знаний она в режиме онлайн и без участия человека способна выдавать достаточно точные прогнозы и варианты развития событий, с оценкой вероятностей их реализации. А это уже применение и в геополитике, и в торговле на рынках ценных бумаг, и в прогнозировании спроса и предложения. Главное, что для получения этих данных не нужны люди и информация предоставляется в режиме онлайн, что очень ценно с учетом текущей, быстро меняющейся реальности.

Распределенные реестры

Далее, технология распределенных реестров, она же тот самый блокчейн, который благодаря криптовалютам и их бурному росту и волатильности сейчас известен практически каждому, позволяет существенно сократить время операций и издержки на транзакциях, с одной стороны. С другой стороны – позволяет обеспечить неизменное и независимое хранилище существенной информации, например данных о выданных дипломах (кейс компании Bitfury и их блокчейна Exonum с университетом «Синергия»), т.е. каким административным и техническим ресурсом не обладал злоумышленник, внести данные задним числом или изменить их он не сможет. Из этой же технологии возникают и умные контракты – т.е. некий набор правил, который неизменен и применим ко всем участникам и работает исходя из произошедших событий, его нельзя ни подкупить, ни изменить.

Например, он может применяться для разрешения вопроса доверия между сторонами – дистанционная продажа какого-либо имущества, поставки товаров и т.д., ведь алгоритм прозрачен и неизменен, а значит при сделке, зафиксированной через такой контракт, списание средств в адрес продавца произойдет автоматически, а покупатель не рискует своей предоплатой до получения товара. Над таким сервисом для бизнеса и экспортно-импортных отношений работает российский проект Export.Online, а проект «Инносети» реализовал страхование в режиме онлайн и динамический факторинг для клиентов компании «Деловые линии».

Квантовые технологии

Квантовые технологии, являясь, пожалуй, самой важной темой будущего, значительно ускорят производительность компьютеров и приведут к мощнейшему скачку в развитии всех технологий. Говоря простым языком – решая какую-либо конкретную задачу, привычный нам компьютер решает ее посредством перебора возможных вариантов, и чем их больше, тем больше времени это занимает, например, при моделировании тех или иных технологий или прогнозировании генетических изменений. Квантовый компьютер решает ту же задачу несколько иначе – вместо перебора вариантов он «видит» все возможные одновременно и сразу же предоставляет результат. Для примера: расшифровка криптографической защиты SHA256 у стандартного компьютера займет несколько тысяч лет, а в квантовом будет реализована моментально.

Промышленный Интернет вещей

Далее, промышленный Интернет, он же Интернет вещей, в совокупности с робототехникой и технологиями беспроводной связи позволяет создать самоуправляемые сети устройств, которые, взаимодействуя между собой, будут решать поставленные им задачи. Например, на некоторых автомобильных заводах уже не используется ручной труд, а новые роботы, благодаря возможностям самообучения, обучаются у своих «старших товарищей-роботов» самостоятельно. Интернет вещей же в этом механизме может применяться при самостоятельном заказе роботами деталей у поставщика, а после изготовления, например, машины – при заказе автовоза для ее перевозки дилеру или на распределительный центр. Автовоз же в свою очередь может синхронизироваться с заправочными станциями и самостоятельно заправляться и оплачивать топливо.

Выглядит несколько футуристично, но это уже ближайшее будущее, вопрос только в создании законодательства в этой сфере. Уже сейчас компания Tesla тестирует самоуправляемые грузовики, которые успешно проходят испытания в реальных условиях, а Яндекс с декабря тестирует беспилотное такси на улицах Москвы, причем достаточно успешно.

Виртуальная реальность

Ну и возвращаясь к технологиям с «человеческим лицом», а именно дополненной и виртуальной реальности, первое, где можно это применять, – те самые совещания и бизнес-встречи, когда вместо многочасовых перелетов можно собраться за виртуальным столом переговоров и «лицом к лицу» обсудить любые темы. Это повышение продуктивности и экономия времени. Например, я в прошлом году совершил 98 перелетов на переговоры, и даже если представить, что я тратил всего по четыре часа на весь процесс, связанный с этим, то это 392 часа в год, а это практически 10 полноценных 40-часовых недель. То есть 20% года вместо активной деятельности я провел в дороге на встречи. Экономический эффект очевиден.

Другой стороной применения технологии является моделирование событий, отслеживание биологических ритмов в режиме онлайн, что говорит о повышении качества жизни людей. Также благодаря технологиям появляется возможность посещать культурные мероприятия и памятники архитектуры, находясь за тысячи километров от них. Развитием подобной технологии в России занимается проект Viarium, который уже разворачивал картинную галерею в виртуальной реальности.

А что сейчас?

Если немного отойти от рассуждений о будущем в более приземленную сферу, то уже сейчас можно назвать цифровой трансформацией создание таких платформ, как «Госуслуги», которые значительно сократили время получения тех или иных государственных услуг. Из контролирующих функций – всем знакомые камеры на дорогах: контроль скоростного режима, правил перестроения, поворотов и соблюдения разметки и светофоров. Те же самые штрафы, которые получаем мы в течении нескольких дней, – это результат работы машинного зрения и ERP-системы, которые принимают в себя данные, переводят в цифру, систематизируют и выдают результат – в виде штрафа гражданину и сквозной аналитики регулирующим органам. Ставшие привычными маркетплейсы, например «Юлмарт» или «ОЗОН», позволяющие, не выходя из дома и расплатившись электронными деньгами, получить практически любой товар. Беспилотники тестируются банками для перемещения наличных денежных средств по воздуху.

Хорошо это или плохо?

Для тех, кто станет управлять и развивать данные процессы, конечно же, хорошо, это серьезное повышение качества жизни и освобождение от большинства рутинных дел. Это позитивные изменения для государств и международных коммуникаций – в долгосрочной перспективе определенный уровень прозрачности важен для построения крепких союзов и партнерских отношений. С другой стороны, это очевидная потеря анонимности, полная информационная подконтрольность системе и существенный разрыв в уровне жизни между различными слоями населения.

Но ключевой вопрос в следующем: раньше, например, переход от конных повозок на автомобили произошел в течение нескольких десятилетий, и это позволило достаточно комфортно изменить парадигмы обучения и профессионального профиля людей, что практически не сказалось на уровне занятости условных специалистов прошлого. Сейчас технологии развиваются бешеными темпами, и то, что ранее занимало десять лет, сейчас меняется за год, и скорость изменений с течением времени только растет.

Теперь представим условную семью условных дальнобойщиков: дед дальнобойщик, отец дальнобойщик и сын тоже собирается идти по их стопам. Все идет своим чередом, и вуаля – самоуправляемые грузовики едут по дорогам; они быстрее, так как не спят и не останавливаются на отдых, они точнее и безопасней, так как лишены человеческого фактора. Наш дальнобойщик проигрывает им по всем параметрам и вылетает из рынка. Куда ему идти и кем работать? На какую профессию учиться его сыну? Кто будет содержать семью? Большой вопрос, а если принять во внимание скорость изменений, то работающая ранее система обучения, дающая хотя бы примерный ориентир на будущее, меняется на необходимость прогнозирования на годы вперед, дабы не оказаться выброшенным на обочину социума и жизни. И это не только локальная трагедия одной из семей, а вызов всей существующей системе.

Ведь если традиционное предприятие – это создание рабочих мест, то цифровая экономика – это уничтожение рабочих мест. И это ключевой вызов настоящего времени. Необходимо провести оценку последствий тех или иных внедрений и проработать программу адаптации пострадавших от изменений отраслей к новой реальности.

Поэтому, подводя итоги, с уверенностью можно сказать следующее: цифровая трансформация неизбежна, просто потому, что она более эффективна. Задачи новаторов – подавать инициативы государству, а государства – быть открытым к диалогу. Совместная же задача – это провести оценку последствий тех или иных изменений и разработать стратегию их нивелирования.

Мы живем в удивительное время, на наш век выпал переход от дисковых телефонов до практически компьютеров в кармане и самоуправляемых машин. Теперь нам предстоит сделать следующий шаг в более интересный и новый мир. Мир, полный возможностей и вызовов. Мир, который строим мы.

Источник

Доклад «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса»

В исследовании показано, как тема цифровизации освещается зарубежными авторами, что делают в этом направлении наши партнеры-конкуренты в зарубежных компаниях и странах. На следующем шаге предметом анализа стали публикации различных аналитических центров, демонстрирующих тенденции в развитии цифровых технологий в России. Была проанализирована доступная российская статистика, связанная с применением информационных технологий. Были изучены различные аспекты регуляторной политики, связанные с развитием цифровой экономики. Наконец, было проведено анкетирование российских компаний и серия интервью с представителями бизнеса и экспертами, результаты которых стали основанием для анализа проникновения цифровых технологии в бизнес российских компаний.

Общий вывод, который можно сделать из проведенного исследования, заключается в том, что российский бизнес в целом уже включился в «цифровую гонку». Специалисты и руководители компаний понимают, что без использования цифровых технологий они уже не смогут успешно конкурировать ни на внутреннем, ни на внешних рынках. Они достаточно высоко оценивают эффективность уже внедренных ими решений. Вместе с тем, компании подходят к этим технологиям очень прагматично, основной упор делая на то, без чего уже невозможно вести бизнес, не спеша вкладываться в принципиально новые направления.

В числе проблем внедрения и использования цифровых технологий – нехватка инвестиционных ресурсов на реализацию проектов и дальнейшее поддержание работоспособности ИТ-систем, проблема с кадровым обеспечением «цифровой революции». Передовые решения не всегда находят отклик у поставщиков и потребителей. Кое-где сдерживающим фактором выступает недостаточно развитая инфраструктура. Наконец, весомое количество компаний считают, что серьезно стимулировать их к более широкому применению цифровых технологий могло бы получение определенной господдержки.

Исследование также выявило ряд направлений, в которых государство могло бы оказать поддержку российским компаниям в освоении современных цифровых технологий. Приводится перечень рекомендаций, выработанных по результатам исследования.

Источник

Цифровая экономика глобальные тренды и практика российского бизнеса

цифровая экономика глобальные тренды и практика российского бизнеса

Materials of scientific and practical conference are included in the collection of works «Digital economy and «the Industry 4.0»: problems and prospects», prepared by laboratory «Innovative industrial economy» of Peter the Great St. Petersburg polytechnical university together with a number of the scientific organizations, higher education institutions, the industry entities.

In the collection of scientific works materials according to the theory of development of digital economy in modern conditions of the global competition, practical realization of the concept «the Industry 4.0», to research of problems and prospects of development of innovative activity of economic systems and enterprise entities, use of tools and valuation methods of an industrial development of regions, industries, the entities are reflected.

In the collection works of scientists and specialists of a number of higher education institutions, Russian Academies of Sciences institutes, the organizations, organizations and the entities, representatives of bodies of the public, municipal administration and executive power of Russia and foreign countries are provided.

Materials of the collection will be useful to teachers, scientists, specialists of the industrial, scientific enterprises, the organizations and organizations, and also graduate students, undergraduates and students.

Источник

База знаний

Цифровая гонка

Какие технологические решения изменят мировую экономику и как России не остаться в прошлом

За последние три года в российских компаниях было реализовано в среднем по четыре цифровых проекта — от электронного документооборота до систем виртуальной реальности. В вопросах новых технологий бизнес считает себя информированным. Однако четких стратегий большинство фирм не имеет, и лишь 18% планируют «оцифровываться» в ближайшие пять лет.

В НИУ ВШЭ подготовили доклад «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса». IQ рассказывает об основных результатах этого исследования.

Развитые и отстающие

Весной 2017 года ученые ВШЭ провели опрос среди представителей предприятий и отраслевых экспертов и измерили глубину проникновения цифровых технологий (ЦТ) в российский бизнес.

Предпринимателей попросили оценить уровень использования цифровых технологий в их компаниях. Результаты оказались достаточно неожиданны. 53% считают, что находятся на зрелой стадии развития, то есть используют технологии максимально. Это в два раза выше, чем в среднем по миру.

На раннюю стадию (цифровые технологии не применяются или применяются минимально) свои фирмы поместили лишь 18%. В среднем по миру — 32%.

Такой оптимизм не исключает критического взгляда. Отставание России от развитых стран в компаниях оценивают в пределах пяти лет. Участвующие же в опросе эксперты говорят о десятилетиях: «Мы опаздываем лет на 20–25. Мы сейчас находимся на той стадии, которая была в начале 1990-х годов в развитых странах. Объясню — первый самолет, полностью спроектированный в цифре, был „Boeing 777“, и он полетел в 1994 году. Так вот, по моим представлениям, до сих пор у нас нет ни одной организации, которая готова сделать изделие такой сложности полностью в цифре».

ВРЕМЕННО НЕДОСТУПНЫ

В чем ученые нашли отставание России от стран-лидеров в области цифровых технологий

Распространение широкополосного интернета. Российский уровень на 15–20% ниже, чем в странах с развитой ИКТ-инфраструктурой. В большинстве государств ЕС доля пользователей широкополосного доступа превысила 95%. Вне Европы лидируют Корея (99%) и Новая Зеландия (96%).

Присутствие компаний в интернете. По доле компаний с веб-сайтом Россия отстает от ЕС в 1,8 раза (41% в РФ и 75% в ЕС). По доступности онлайн-каталогов/прейскурантов – в 2,6 раза (21% и 54% соответственно).

Использование электронной торговли компаниями. Уровень в России на 5–7% ниже среднего в Европе (24% организаций покупают в онлайне, 17% – продают).

Онлайн-покупки населения. Отставание от среднеевропейского уровня практически в два раза: 23% и 55%. Более низкие показатели лишь в Болгарии (17%) и Румынии (11%).

Эксплуатация ERP-систем (информационные системы управления ресурсами предприятия). Россия сопоставима с Венгрией, Латвией (16%) и Великобританией (17%), но более чем в 3 раза уступает лидерам ЕС – Германии (56%), Бельгии (50%), Дании (47%).

Облачные сервисы. Российский уровень примерно равен среднему по ЕС – 21%. При отставании от стран-лидеров – Финляндии (57%), Швеции (48%) и Дании (42%) Россия опережает Францию и Австрию (по 17%), Германию (16%).

По материалам доклада «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса». НИУ ВШЭ, 2017.

Впрочем, масштаб разрыва зависит от отрасли. Например, в промышленности он значительный, а в ритейле или финансовых услугах — минимальный или вообще отсутствует: «В прошлом году мы ездили изучать опыт США. И выявили, что в плане современных цифровых технологий ничего взять для себя от них не можем. А некоторые наши системы на порядок выше всего, что мы увидели там» (из интервью представителя ритейла).

Эксперты признают: российский бизнес, в том числе не желая уступать иностранным конкурентам, уже включился в цифровую гонку. Еще пять лет назад зависимость от ЦТ была существенно меньше. Особенных успехов за это время добились отрасли, обслуживающие миллионы индивидуальных потребителей: транспорт, связь, банковский сектор, розничная торговля. Наиболее яркие изменения — всеобщее проникновение смартфонов, мобильного интернета, интернет-торговли и платежных систем.

Новые цифровые решения в России

Транспорт

Связь

Финансовая сфера

Ритейл

По материалам доклада «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса». НИУ ВШЭ, 2017.

В режиме онлайн

Исследователи сформировали список из 17 цифровых технологий, которым предстоит существенно изменить бизнес. Из этого списка предпринимателям предложили выбрать те, что, по их мнению, влияют уже сегодня. Самыми значимыми (их назвали свыше 50%) оказались четыре:

1. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ

«В нашей компании благодаря IT-технологиям уже создан центр управления бурением. Все буровики в белых воротничках с галстуками сидят в комфортных городских условиях за тысячи километров от самой площадки. Огромный зал, разветвленная система мониторинга, плазмы, несколько сотен квадратных метров, тут же 3D-моделирование и оперативные совещания в режиме онлайн. Бурение, по большому счету, стало удаленным» (из интервью представителя нефтяной компании);

«У нас в компании есть три отдельных направления в части интернета вещей. Суть одного из них в том, что в наши изделия можно встроить датчики. Датчики объединяются в определенную сетку. Через протоколы и роутер это все подключается к интернету, и через веб-интерфейс ты можешь управлять их работой из любой точки» (из интервью представителя промышленной компании).

2. ЦИФРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

«При проектировании у нас используются современные CAD-системы. Мы проектируем с применением программного обеспечения SolidWorks… В среднем у советского завода вывод новой продукции на рынок занимал порядка двух-трех лет. У нас этот цикл занимает от трех до шести месяцев» (из интервью представителя промышленной компании);

«С 2014 года во всех конструкторских подразделениях компании основным инструментом стали 3D-технологии. У нас несколько собственных КБ, занимающихся разработкой разнообразного оборудования – теперь появилась возможность прямой передачи информации между конструкторскими бюро в электронном виде, и возник удобный инструмент совместного использования конструкторских данных, выполненных в разных программах» (из интервью представителя промышленной компании).

3. ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛИЗАЦИИ, УДАЛЕННЫЙ ДОСТУП, УДАЛЕННЫЙ ОФИС

«У нас прокинут VPN-канал до дочерней компании во Франции, и оргтехника, которая находится там, по сути, работает в нашей локальной сети. Есть возможность с удаленной компанией работать как с неким складом, который находится чуть ли не в этом же здании» (из интервью представителя промышленной компании);

«Единственный канал приема заказов от наших клиентов – это интернет. То есть для клиентов есть личный кабинет, куда они заходят, у них там есть интерфейс, где они размещают заказы, претензии и так далее. Кроме того, наша CRM-система внедрена в веб-интерфейсе. И теперь наш продавец не может сделать коммерческое предложение клиенту, если не воспользуется этой онлайн-системой» (из интервью представителя промышленной компании).

4. МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КРОСС-КАНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

«Мы начинаем взаимодействовать с нашими заводами по Skype, по телефонной связи, те же WhatsApp, Viber. Очень помогает. Сейчас в Москве в Южном Бутово открывается наш сборочный цех. С ними коммуникация тоже будет построена именно на удаленном доступе и с использованием разных средств связи» (из интервью представителя промышленной компании);

«Произошло насыщение рынка смартфонов, сегодня обычным немобильным телефоном практически не пользуются. Базовые технологии пришли еще за 10 лет до этого, но прорыв, то есть просто революция, случился в последнее пять лет» (из интервью эксперта).

1,35 трлн рублей

объем экономики российского интернета (контент и сервисы) по итогам 2015 года

Цифровые технологии, существенно влияющие на бизнес компаний

(опрос НИУ ВШЭ, апрель 2017, %)

Эти же технологии, по мнению бизнесменов и экспертов, останутся в авангарде и в ближайшие пять лет. Более 50% также назвали социальные сети и суперкомпьютерные системы. Заметно возрастает влияние систем виртуальной, дополненной и смешанной реальности, аддитивных (3D-печать) и облачных технологий:

«Что касается виртуальной реальности, 3D-моделирования — это однозначно необходимо: у нас строятся платформы для обучения будущих нефтяников на основе очков виртуальной реальности» (из интервью представителя нефтяной компании);

«Основная задача аддитивных технологий, которые мы применяем, — это отработка конструкции до ее изготовления непосредственно в материале… Практически во всех последних спроектированных изделиях применялась эта технология. Поэтому мы задумываемся о приобретении собственных таких машин, хотя пока активно используем аутсорсинг у других компаний, у которых это все уже есть» (из интервью представителя промышленной компании);

«Сейчас в компании разрабатывается проект по 3D-печати на удаленных месторождениях. Представьте удаленное месторождение, которое от ближайшего очага цивилизации находится в километрах 500–700. Если там сломался какой-то пластмассовый винт, какая-то прокладка или прочее, насос может встать на два-три дня, пока это все вертолетами доставят… Давайте на каждом месторождении установим принтеры, чтобы нефтяники сами по готовым шаблонам, по готовым бланкам могли это печатать» (из интервью представителя нефтяной компании).

588 млрд рублей

составляет объем рынка электронных платежей. Суммарно это эквивалентно 2,4% ВВП России

ЦИФРА БУДУЩЕГО

Цифровые технологии с наибольшим влияние на бизнес через пять лет

ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ (CLOUD COMPUTING)

Модель обеспечения интернет-доступа к совместно используемым вычислительным ресурсам (серверы, устройства хранения данных, приложения и проч.).

$209,2 млрд — в 2016 г. потребители и компании потратили на публичные облака, т.е. услуги в свободном доступе. Рост за год примерно на 20%.

320 больших data-центров по всему миру контролируют 24 крупнейших игрока рынка. Самые мощные — Amazon, Microsoft, IBM и Google.

4 млн программистов создают приложения для публичного облака Microsoft Azure, которым ежемесячно пользуется более 500 млн клиентов. Каждый месяц к облаку подключается 120 тыс. новых подписчиков.

27,6 млрд рублей — объем рынка облачных технологий в России (IKS Consulting, 2015 г.). По мнению SAP СНГ и Forrester, рынок ежегодно растет на 30–40%.

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ (ARTIFICIAL INTELLIGENCE, AI)

Основаны на использовании компьютерных алгоритмов, имитирующих различные аспекты человеческого мышления. Направления AI-технологий: компьютерное зрение (распознавание образов), распознавание речи, системы автоматизированного перевода между различными языками и др.

К типам AI-систем относятся «умные помощники» (наиболее популярные — Cortana от Microsoft, Siri от Apple, Google Now, Echo от Amazon), роботизированные системы для разработки беспилотного транспорта, самообучающиеся и игровые системы, способные отвечать на различные вопросы и научившиеся побеждать человека в интеллектуальных играх (шахматах, шашках, покере).

Около 140 частных стартап-компаний, работающих над созданием AI-технологий, с 2011 по 2016 год было приобретено различными гигантами IT-индустрии (IBM, Google, Microsoft, Intel, Apple и др.).

РЫНОК БОЛЬШИХ ДАННЫХ (BIG DATA) И БИЗНЕС-АНАЛИТИКИ (BDA)

Инструменты и методы обработки, анализа и хранения огромных объемов информации, размещаемой в интернете.

Технологии big data используются для отслеживания дорожных пробок и оптимизации возможных маршрутов передвижения, применяются для ускорения и автоматизации процесса поиска и заказа такси, онлайн-бронирования отелей, обеспечивают более эффективную автоматизацию сельхозработ в зависимости от погодных условий и проч.

$70 млрд превысит к 2020 г. совокупный объем инвестиций в технологии BDA. Лидерами инвестиций будут банки, органы госвласти, непрерывное производство (металлургия, энергетика, химическая промышленность и проч.), сегмент профессиональных услуг.

ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ И СОЕДИНЕННЫХ ДРУГ С ДРУГОМ УСТРОЙСТВ (INTERNET OF THINGS)

Сеть промышленных и бытовых приборов, устройств и прочих приспособлений, оснащенные технологиями взаимодействия друг с другом при помощи беспроводной связи.

8 млрд единиц — текущая оценка общего числа соединенных через интернет друг с другом «вещей».

1 трлн таких устройств, по прогнозам, появится в мире к 2030 году. К 2020 г. их будет 28 млрд.

По материалам доклада «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса». НИУ ВШЭ, 2017.

Решить нерешаемое

В последние три года свыше 90% компаний, участвовавших в исследовании, внедряли цифровые решения в свою практику (в среднем по четыре проекта).

Чаще всего (60%) это были электронные системы документооборота. У каждой второй фирмы — проекты по управлению производственным оборудованием. На третьем месте (43%) — работа с корпоративным сайтом и в соцсетях.

Цифровые проекты, реализованные компаниями в 2014–2016 годах

(опрос НИУ ВШЭ, апрель 2017, %)

Источник: доклад «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса». НИУ ВШЭ, 2017.

В более 70% случаев ЦТ помогли упростить организацию внутренних процессов, уменьшить затраты времени и ресурсов, повысить точность и качество работы. Но главное — позволили решать задачи, которые раньше решены быть не могли:

«BI-система сильно поменяла информационную прозрачность — ее стало больше… Сегодня мы почти полностью отказались от внутренней отчетности офлайн. Задача была в том, чтобы убрать человека от подготовки отчетов. Задача человека заключается не в том, чтобы готовить отчет, а чтобы действовать по этому отчету. Занимайся делом — анализируй отчеты. И мы эту задачу решили» (из интервью представителя промышленной компании);

«Мы в нашей ERP-системе реализовали модуль, который контролирует до последней детали то, что попадает в производство. Раньше, например, решения по замене комплектующих мог принимать склад, и эти решения были не всегда правильные. После того, как информация была перенесена в ERP-систему, у нас количество брака снизилось за счет того, что перестали в производство попадать детали, которые не были допущены разработчиками к применению в продукции. То есть, у склада нет возможности их каким-то образом вообще подсунуть» (из интервью представителя промышленной компании);

«Идет снижение репутационных рисков в случае покупки нашими клиентами некачественной продукции. При первых же жалобах происходит проверка продукции, находящейся в магазинах, и в случае подтверждения жалобы, тут же все продукты этой партии снимаются с полок магазинов, а её новые отгрузки со склада блокируются» (из интервью представителя ритейла).

В ожидании цифровых лидеров

Инициатором цифрового прогресса в компаниях чаще всего (42%) выступает ее руководство (генеральный директор, председатель правления и проч.). Почти в каждой третьей (29%) — директор по информационным технологиям, реже (19%) — начальники технических служб (главный конструктор, главный инженер и т.п.).

Об инициативах «снизу» речи нет. Однако нет и особых проблем с информированностью специалистов о значении ЦТ: не меньше 2/3 участников исследования оценивают ее достаточно высоко.

Тем не менее вопрос кадров, в первую очередь их дефицита, остается одним из препятствий проникновению цифровых технологий:

«Основная сложность — это нехватка специалистов. Вечно была проблема найти программистов „1С“. Но последний экономический кризис, который в 2014 году начался, нам очень помог решить эту проблему. Закрывается масса компаний, увольняют людей. Либо зарплаты понижают. А мы их приглашаем к себе» (из интервью представителя промышленной компании).

1,2 млн человек

(около 2% занятых) в России работает по профессиям, связанным с информационно-коммуникационными технологиями

Источник: НИУ ВШЭ по данным Росстата, 2015.

ПОЧЕМУ НЕТ

Препятствия применению цифровых технологий российскими компаниями

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *