циркуляр о кухаркиных детях 1887 г устанавливал ограничения для обучения
Циркуляр Александра III о «кухаркиных детях»: ошибка, стоившая страны
История России знает тысячи указов, сотни законов, десятки манифестов, но попробуйте вспомнить ещё хотя бы один «циркуляр», который удостоился бы упоминания в учебниках. А между тем, составленный министром просвещения Деляновым документ называют сейчас одним из важнейших за всё правление Александра III. Такова сила пропаганды, причём не царской, а революционной.
История появления документа
На самом деле, Делянов совершенно не собирался ограничиваться принятием внутренней бумажки с сомнительной юридической силой, которой и является любой циркуляр. Иван Давыдович предлагал императору проект полновесного закона о запрете приёма в гимназии детей из любых сословий, кроме купечества, духовенства и дворянства.
Любопытно, что при Александре II Делянов слыл вполне либеральным сановником, был заместителем министра просвещения при разработке прежнего Университетского устава, затем преобразовал Императорскую публичную библиотеку. Его назначение на пост министра в 1882 году выглядело не сворачиванием, а продолжением прежней линии правительства на демократизацию образования.
Делянов, Иван Давыдович (1818-1897)
Однако, как и многие чиновники, Иван Давыдович с годами проявил самый живучий в этой среде недостаток – приспособленчество.
Попутно же в стране открывались промышленные, ремесленные и даже химико-технические училища. Так что «кухаркиных детей» вовсе не вычёркивали из системы образования, а, напротив, предоставляли возможность получить профессию, более соответствующую не только положению в обществе, но и духу времени.
Императорское Московское Техническое Училище. Химическая лаборатория. 1899 год.
Кроме того, циркуляр не предписывал исключать студентов из гимназий на основании их происхождения, да и не содержал строгого запрета на приём новых учеников из низших сословий. В документе есть оговорка «за исключением одарённых гениальными способностями». Для таких детей была особая квота, причём их не только принимали в гимназии, но и обучали в этих платных учебных заведениях за казённый счёт.
Перевернуть с ног на голову
Однако все эти подробности не интересовали «пламенных борцов с режимом». Как документ просочился в либеральную печать не вполне понятно, но его тут же возвели в ранг определяющего государственную политику в области образования и окрестили «секретным», хотя циркуляры ни министерства просвещения, ни других учреждений и прежде никогда не публиковались.
Последним обстоятельством, вероятно, объясняется и тон, в котором написан документ. Именно пренебрежительное перечисление «кучеров, поваров и мелких лавочников» так возмутило оппозицию. Между тем, если бы версию готовили для печати, формулировки наверняка были бы аккуратнее.
На государство тут же начали нападать: мол, делят людей на первый и второй сорт, ограничивают свободу и т.п. Именно в прессе документ окрестили циркуляром «о кухаркиных детях» (что интересно, они-то в перечислении как раз и не упоминались). Всячески раздувая значение этой бумажки, оппозиция настраивала народ против царя и правительства. Неслучайно позже Ленин в своём хрестоматийном выражении доверит управление государством именно кухарке.
При этом неумолимая статистика говорит, что на самом деле за время правления Александра III доля представителей высших сословий в университетах сократилась с 75% до 52%, в мужских гимназиях на 1898 год составила 57%, а в женских и вовсе чуть больше 51%.
Иными словами, циркуляр Делянова никак не затормозил процесс получения образования «кухаркиными детьми», зато с лёгкой руки оппозиционеров серьёзно подпортил имидж правительства и действительно приблизил падение империи. Министр просвещения заблуждался: настоящую угрозу стране несли не те, кто стремился поступить в гимназию, а те, кто давно закончил университет, и использовал полученные знания, чтобы манипулировать низами.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Циркуляр Александра III о «кухаркиных детях»: ошибка, стоившая страны
История России знает тысячи указов, сотни законов, десятки манифестов, но попробуйте вспомнить ещё хотя бы один «циркуляр», который удостоился бы упоминания в учебниках. А между тем, составленный министром просвещения Деляновым документ называют сейчас одним из важнейших за всё правление Александра III. Такова сила пропаганды, причём не царской, а революционной.
На самом деле, Делянов совершенно не собирался ограничиваться принятием внутренней бумажки с сомнительной юридической силой, которой и является любой циркуляр. Иван Давыдович предлагал императору проект полновесного закона о запрете приёма в гимназии детей из любых сословий, кроме купечества, духовенства и дворянства.
Любопытно, что при Александре II Делянов слыл вполне либеральным сановником, был заместителем министра просвещения при разработке прежнего Университетского устава, затем преобразовал Императорскую публичную библиотеку. Его назначение на пост министра в 1882 году выглядело не сворачиванием, а продолжением прежней линии правительства на демократизацию образования.
Однако, как и многие чиновники, Иван Давыдович с годами проявил самый живучий в этой среде недостаток – приспособленчество. В угоду мнению императора он полностью поменял свои взгляды, причём, как выяснилось, перестарался.
Попутно же в стране открывались промышленные, ремесленные и даже химико-технические училища. Так что «кухаркиных детей» вовсе не вычёркивали из системы образования, а, напротив, предоставляли возможность получить профессию, более соответствующую не только положению в обществе, но и духу времени.
Однако все эти подробности не интересовали «пламенных борцов с режимом». Как документ просочился в либеральную печать не вполне понятно, но его тут же возвели в ранг определяющего государственную политику в области образования и окрестили «секретным», хотя циркуляры ни министерства просвещения, ни других учреждений и прежде никогда не публиковались.
Последним обстоятельством, вероятно, объясняется и тон, в котором написан документ. Именно пренебрежительное перечисление «кучеров, поваров и мелких лавочников» так возмутило оппозицию. Между тем, если бы версию готовили для печати, формулировки наверняка были бы аккуратнее.
На государство тут же начали нападать: мол, делят людей на первый и второй сорт, ограничивают свободу и т.п. Именно в прессе документ окрестили циркуляром «о кухаркиных детях» (что интересно, они-то в перечислении как раз и не упоминались). Всячески раздувая значение этой бумажки, оппозиция настраивала народ против царя и правительства. Неслучайно позже Ленин в своём хрестоматийном выражении доверит управление государством именно кухарке.
При этом неумолимая статистика говорит, что на самом деле за время правления Александра III доля представителей высших сословий в университетах сократилась с 75% до 52%, в мужских гимназиях на 1898 год составила 57%, а в женских и вовсе чуть больше 51%.
Иными словами, циркуляр Делянова никак не затормозил процесс получения образования «кухаркиными детьми», зато с лёгкой руки оппозиционеров серьёзно подпортил имидж правительства и действительно приблизил падение империи. Министр просвещения заблуждался: настоящую угрозу стране несли не те, кто стремился поступить в гимназию, а те, кто давно закончил университет, и использовал полученные знания, чтобы манипулировать низами.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
1887. Указ «о кухаркиных детях».
Первоисточник — печально знаменитый в свое время циркуляр (1887) российского министра просвещения Ивана Давидовича Делянова (1818— 1897). Этим циркуляром, одобренным императором Александром III и получившим в обществе ироническое название «о кухаркиных детях» (хотя как раз они там и не упоминались), предписывалось учебному начальству допускать в гимназии и прогимназии только обеспеченных детей, то есть «только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство о правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства».
И далее в циркуляре пояснялось, что «при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, не следует выводить из среды, к коей они принадлежат» (Рождественский С.В. Исторический очерк деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1909).
Иносказательно — о детях из бедных, социально незащищенных семей.
ДОКЛАД
министра народного просвещения И. Делянова
«О сокращении гимназического образования» (1887 г.)
Вследствие предположения, состоявшегося в совещании при моем участии, из министров: внутренних дел, государственных имуществ, управляющего министерством финансов и обер-прокурора Святейшего синода, я имел счастие испрашивать соизволение Вашего Императорского Величества на внесение в Комитет министров представления о допущении впредь в гимназии и в прогимназии детей лишь некоторых сословий не ниже купцов 2-й гильдии.
Ваше Императорское Величество, всесторонне обсудив это предположение, изволили на всеподданнейшем докладе моем 23 мая выразить мысль, что, признавая эту меру несвоевременною и неудобною, Вы полагали бы за лучшее достигнуть цели отвращения наплыва в гимназии и прогимназии детей лиц, не соответствующих по домашней их обстановке среднему образованию, другими какими-либо способами, и изволили Всемилостивейше повелеть мне войти в новые по этому вопросу соображения.
Проникаясь мыслью Вашего Величества, я счел нужным посоветоваться с означенными выше лицами, за исключением находящегося ныне в отсутствии действительного тайного советника графа Толстого, и мы, ввиду замечания Вашего Величества, предположили, что независимо от возвышения платы за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию. С тем вместе, не находя полезным облегчать на казенные средства приготовление детей в гимназии и прогимназии, совещание высказало, что было бы необходимо закрыть приготовительные при них классы, прекратив ныне же прием в оные. На приведение сей последней меры в исполнение уже последовало, по всеподданнейшему докладу моему 11 апреля, предварительное высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение.
Если Ваше Величество соизволит окончательно одобрить вышеизложенные предположения, то теперь предстоит только войти в Комитет министров с представлением:
1) об ограничении известным процентом приема в гимназии и прогимназии детей евреев, к которым может быть с пользою применена и предположенная особою комиссией под председательством статс-секретаря графа Палена мера о недопущении в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий, и
2) о предоставлении министру народного просвещения, в изменение ст. 129 устава университетов 23 августа 1884 г., права определять плату за слушание лекций, не стесняясь ныне установленной 50-рублевой нормой.
На приведений сих предположений в исполнение приемлю долг всеподданнейше испрашивать высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение.
Что же касается до сокращения числа гимназий и прогимназии, с преобразованием некоторых из них в реальные и промышленные училища, то имею счастие всеподданнейше доложить, что, ввиду выраженного на докладе моем 29 марта Вашего Императорского Величества повеления, мною собраны уже сравнительные статистические данные о числе учеников, количестве параллельных классов и средствах содержания гимназий и прогимназий, а также сделано соображение о возможности закрытия или преобразования оных, смотря по местным условиям и средствам, на них отпускаемым из казны или от земств и городских обществ; но дальнейшие по сему предположения ныне приостановлены впредь до разрешения вопроса о преобразовании реальных и открытия промышленных училищ, так как без сего невозможно ни преобразовывать гимназии и прогимназии, ни закрывать оные, потому что ученики сих заведений, по закрытии гимназии или прогимназии в какой-либо местности, были бы лишены возможности продолжать свое образование за неимением соответственного учебного заведения, что поставило бы местные общества в крайне затруднительное положение. Впрочем, можно надеяться, что с приведением вышеизложенных мер в исполнение значительно сократится число учеников в гимназиях и прогимназиях и улучшится состав их, что особенно важно потому, что дурное направление учащихся зависит не от количества гимназий и прогимназий, а от качества учеников и переполнения каждой из них в отдельности».
Ложь как правда… А не приходилось ли вам, читатель и «сообщник», задумываться о том, что в политике ложь играет точно такую же роль, точнее — выполняет те же самые функции, что и ПРАВДА. А отсюда — и непреодолимый соблазн воспользоваться неправдой, ложью для достижения собственных целей:
— Авось, не заметят, «схавают» за милую душу! И ведь молчат — не значит, что не замечают, да вот лень связываться с некоторыми особенно громко кричащими «пропагаторами» новых идей. …Да вот только всегда ли оправданно наше молчание, на котором и пытаются зарабатывать «политический капитал» неграмотные или наглые политические авантюристы. И вновь о кухарках и их детях
Из ИНТЕРНЕТА. Дневник Литератора В связи с одной распространенной ошибкой.
Очень часть цитируют слова Ленина о том, что каждая куxарка должна уметь управлять государством.
То есть говорил о ПРАВЕ, возможности «кухаркиных детей», детей «простолюдинов» на получение СОВРЕМЕННОГО образования и о ПРАВЕ участвовать в управлении делами государства и общества.
Таким образом Ленин говорил прямо противоположное тому, что ему приписывает вся демократическая пресса при поддакивании почти всей интеллигенции.
— Нет, батенька, Ленин писал, прежде всего, совсем о другом: о том, что должен быть шанс получить высшее образование у всех, в т.ч. и у детей куxарки (это посовременнее звучит, кто хочет уточнить в Инете найдет).
ПЕРВАЯ дискуссия «о кухаркиных детях» началась….. 30 июня 1887 – когда в России был принят указ о запрете поступления в гимназии детей простолюдинов («указ о кухаркиных детях»).
По этому поводу Александр III тоже оставил резолюцию, собственноручно начертав на судебном показании крестьянки, сообщавшей, что ее сын хочет учиться: «Это-то и ужасно, мужик, а тоже лезет в гимназию!», —.
Александр III о роли государства в высшем образовании особо не рассуждал, исповедуя гораздо более простой подход к состоянию страны, почти 90 процентов населения которой не умели даже читать и писать. «И слава Богу!», — наложил он резолюцию на доклад из Тобольской губернии, сообщавший о низкой грамотности в ней.
Кстати, российское студенчество XIX века ответило на указ 30 июня массовыми сходками солидарности с «лишенными» права на образование «простолюдинами». Наши же «доморощенные» «демократы»-либералы, конечно, против «кухаркиных детей» в управлении государством!
Указ опирался на воззрения Александра III (Александру принадлежит отзыв на показания крестьянки М. А. Ананьиной о том, что ее сын хочет учиться в гимназии — «Это-то и ужасно, мужик, а тоже лезет в гимназию!»)
Он был составлен на совещании министров внутренних дел, государственных имуществ, управляющего министерством финансов и обер-прокурора святейшего синода Российской империи и опирался на воззрения К. П. Победоносцева о необходимости «остудить» российское общество, ограничив передвижение из «неблагородных» слоёв населения в разночинцы и студенты, основную движущую силу революционного подъёма предшествующих лет.
Вследствие предположения, состоявшегося в совещании при моем участии, из министров: внутренних дел, государственных имуществ, управляющего министерством финансов и обер-прокурора святейшего синода, я имел счастие испрашивать соизволение в. и. в. на внесение в Комитет министров представления о допущении впред в гимназии и в прогимназии детей лишь некоторых сословий не ниже купцов 2-й гильдии.
В. и. в., всесторонне обсудив это предположение, изволили на всеподданнейшем докладе моем 23 мая выразить мысль, что, признавая эту меру несвоевременною и неудобною, вы полагали бы за лучшее достигнуть цели отвращения наплыва в гимназии и прогимназии детей лиц, не соответствующих по домашней их обстановке среднему образованию, другими какими-либо способами, и изволили всемилостивейше повелеть мне войти в новые по этому вопросу соображения.
Проникаясь мыслью в. в., я счел нужным посоветоваться с означенными выше лицами, за исключением находящегося ныне в отсутствии действительного тайного советника графа Толстого, и мы, ввиду замечания в. в., предположили, что независимо от возвышения платы за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию. С тем вместе, не находя полезным облегчать на казенные средства приготовление детей в гимназии и прогимназии, совещание высказало, что было бы необходимо закрыть приготовительные при них классы, прекратив ныне же прием в оные. На приведение сей последней меры в исполнение уже последовало, по всеподданнейшему докладу моему 11 апреля, предварительное высочайшее в. и. в. соизволение.
Если в. в. соизволите окончательно одобрить вышеизложенные предположения, то теперь предстоит только войти в Комитет министров с представлением:
1) об ограничении известным процентом приема в гимназии и прогимназии детей евреев, к которым может быть с пользою применена и предположенная особою комиссией под председательством статс-секретаря графа Палена мера о недопущении в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий, и
2) о предоставлении министру народного просвещения, в изменение ст. 129 устава университетов 23 августа 1884 г., права определять плату за слушание лекций, не стесняясь ныне установленной 50-рублевой нормой. На приведений сих предположений в исполнение приемлю долг всеподданнейше испрашивать высочайшее в. и. в. соизволение.
Что же касается до сокращения числа гимназий и прогимназии, с преобразованием некоторых из них в реальные и промышленные училища, то имею счастие всеподданнейше доложить, что, ввиду выраженного на докладе моем 29 марта в. и, в. повеления, мною собраны уже сравнительные статистические данные о числе учеников, количестве параллельных классов и средствах содержания гимназий и прогимназий, а также сделано соображение о возможности закрытия или преобразования оных, смотря по местным условиям и средствам, на них отпускаемым из казны или от земств и городских обществ; но дальнейшие по сему предположения ныне приостановлены впредь до разрешения вопроса о преобразовании реальных и открытия промышленных училищ, так как без сего невозможно ни преобразовывать гимназии и прогимназии, ни закрывать оные, потому что ученики сих заведений, по закрытии гимназии или прогимназии в какой-либо местности, были бы лишены возможности продолжать свое образование за неимением соответственного учебного заведения, что поставило бы местные общества в крайне затруднительное положение. Впрочем, можно надеяться, что с приведением вышеизложенных мер в исполнение значительно сократится число учеников в гимназиях и прогимназиях и улучшится состав их, что особенно важно потому, что дурное направление учащихся зависит не от количества гимназий и прогимназий, а от качества учеников и переполнения каждой из них в отдельности.
«Циркуляр о кухаркиных детях», 1887
В докладе министр Делянов призывал Императорское Высочество ограничить доступ к образованию для детей из «неблагородных» слоев населения.
О сокращении числа учеников в гимназиях и прогимназиях и изменении состава оных.
Вследствие предположения, состоявшегося в совещании при моем участии, из Министров Внутренних Дел, Государственных Имуществ, Управляющего Министерством Финансов и Обер-Прокурора Святейшего Синода, я имел счастие испрашивать соизволение Вашего Императорского Величества на внесение в Комитет Министров представления о допущении впредь в гимназии и в прогимназии детей лишь некоторых сословий не ниже купцов 2-й гильдии.
Ваше Императорское Величество, всесторонне обсудив это предположение, изволили на всеподданнейшем докладе моем 23 мая, выразить мысль, что, признавая эту меру несвоевременною и неудобною, Вы полагали бы за лучшее достигнуть цели отвращения наплыва в гимназии и прогимназии детей лиц, не соответствующих по домашней их обстановке среднему образованию, другими какими-либо способами, и изволили Всемилостивейше повелеть мне войти в новые по этому вопросу соображения.
Проникаясь мыслью Вашего Величества, я счел нужным посоветоваться с означенными выше лицами, за исключением находящегося ныне в отсутствии действительного тайного советника графа Толстого, и мы, ввиду замечания Вашего Величества, предположили, что независимо от возвышения платы за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию. С тем вместе, не находя полезным облегчать на казенные средства приготовление детей в гимназии и прогимназии, совещание высказало, что было бы необходимо закрыть приготовительные при них классы, прекратив ныне же прием в оные. На приведение сей последней меры в исполнение уже последовало, по всеподданнейшему докладу моему 11-го апреля, предварительное высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение.
Если Ваше Величество соизволит окончательно одобрить вышеизложенные предположения, то теперь предстоит только войти в Комитет Министров с представлением:
1) об ограничении известным процентом приема в гимназии и прогимназии детей евреев, к которым может быть с пользою применена и предположенная особою комиссией под председательством статс-секретаря графа Палена мера о недопущении в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий, и
2) о предоставлении Министру Народного Просвещения, в изменение ст. 129 устава университетов, 23 августа 1884 г. права определять плату за слушание лекций, не стесняясь ныне установленной 50 р. нормой.
На приведение сих предположений в исполнение приемлю долг всеподданнейше испрашивать высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение.
Что же касается до сокращения числа гимназий и прогимназий, с преобразованием некоторых из них в реальные и промышленные училища, то имею счастие всеподданнейше доложить, что, в виду выраженного на докладе моем, 29 марта, Вашего Императорского Величества повеления, мною собраны уже сравнительные статистические данные о числе учеников, количестве параллельных классов и средствах содержания гимназий и прогимназий, а также сделано соображение о возможности закрытия или преобразования оных, смотря по местным условиям и средствам, на них отпускаемым из казны или от земств и городских обществ; но дальнейшие по сему предположения ныне приостановлены впредь до разрешения вопроса о преобразовании реальных и открытия промышленных училищ, так как без сего невозможно ни преобразовывать гимназии и прогимназии, ни закрывать оные, потому что ученики сих заведений, по закрытии гимназии или прогимназии в какой-либо местности, были бы лишены возможности продолжать свое образование, за неимением соответственного учебного заведения, что поставило бы местные общества в крайне затруднительное положение. Впрочем, можно надеяться, что с приведением вышеизложенных мер в исполнение значительно сократится число учеников в гимназиях и прогимназиях и улучшится состав их, что особенно важно потому, что дурное направление учащихся зависит не от количества гимназий и прогимназий, а от качества учеников и переполнения каждой из них в отдельности.