Цвет краски пожарного автомобиля
Цветографическая схема пожарного автомобиля
Цветографическая схема – это графическое изображение компоновки, конфигурации и композиционной взаимосвязи основного цвета, декоративных полос, опознавательных знаков и информационных надписей, нанесенных на наружные поверхности транспортных средств.
Применение специальных цветографических схем окраски направлено на выделение и идентификацию пожарных автомобилей в транспортном потоке для обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении ими неотложных служебных заданий, а также на унификацию их цветового оформления.
Описание цветографических схем закреплено в ГОСТ Р 50574-2002 «Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы». Стандарт устанавливает общие требования к цветографическим схемам наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб и ее элементам, а также технические требования к устанавливаемым специальным световым и звуковым сигналам. Действие данного стандарта распространяется на автомобили, автобусы и мотоциклы пожарной охраны, как одной из оперативных служб в Российской Федерации. Его требования являются обязательными!
Состав цветографической схемы
Цветографические схемы наружных поверхностей пожарных автомобилей состоят из следующих элементов:
На правую и левую стороны пожарных автомобилей наносят одинаковые по виду, цвету, размеру и размещению цветографические схемы.
Цвета цветографической схемы
В качестве основного цвета цветографической схемы пожарных автомобилей, для окраски используется красный цвет. Красный цвет максимально привлекает внимание на дороге, что крайне важно, учитывая высокие требования к оперативности реагирования противопожарной службы.
Декоративные полосы пожарных автомобилей, а так же информационные надписи на внешних поверхностях пожарных автомобилей выполняются белого цвета.
Для нанесения декоративных полос используют лакокрасочные материалы, клеющие пленки, в том числе со светоотражающим покрытием, в соответствии с нормой цветности, указанной в таблице, а при отсутствии нормы цвета – согласно контрольным образцам. Ширина декоративных полос, нанесенных на боковые поверхности грузовых автомобилей и автобусов, должна быть от 150 до 230 мм. Ширину декоративных полос, наносимых на боковые поверхности легковых и грузопассажирских автомобилей, определяют с учетом конфигурации указанных поверхностей. Ширина каждой из двух параллельных декоративных полос, нанесенных на переднюю и заднюю части транспортного средства симметрично относительно его продольной оси, должна быть от 120 до 180 мм с расстоянием между полосами (90 ± 5) мм.
Информационные надписи и опознавательные знаки (за исключением гербов и эмблем), наносимые на поверхности транспортного средства, имеющие основной цвет, должны иметь цвет декоративной полосы: на декоративной полосе белого цвета – основного цвета. Способ нанесения информационных надписей и опознавательных знаков не нормируют. Изображения и цвета гербов и эмблем должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов о порядке их применения, описании и изображении.
Рама и детали ходовой части, передний и задний буфера безопасности (за исключением транспортных средств противопожарной службы), подножки кабин, диски колес, элементы дополнительного оборудования кузова (кронштейны и корпуса зеркал заднего вида, противотуманных фар, фонарей и прожекторов) могут иметь покрытие, выполненное предприятием — изготовителем транспортного средства, шасси или этих изделий.
Все это, в сочетании, создает уникальный, запоминающийся и узнаваемый образ пожарного автомобиля знакомый каждому с детства.
Цвета покрытия наружных поверхностей
Основные цвета | Цвета декоративных полос | ||
Наименование цвета | Номер по «Картотеке цвета лакокрасочных материалов» | Наименование цвета | Номер по «Картотеке цвета лакокрасочных материалов» |
Красный | 9, 11 | Белый | Нет |
Красный 42 | 42, 43, 44 |
Информационные надписи и опознавательные знаки
Информационная надпись и опознавательный знак | Высота букв, мм, не менее |
Номер пожарной части | 200 |
Наименование города, эмблема МЧС России, буквенно-цифровое обозначение автомобиля | 60 |
Примеры использования цветографических схем
Цветографические схемы пожарных автомобилей
Внимание. Транспортные средства (включая их марки и модели), приведенные выше, изображены условно.
Шрифт надписей
Эмблемы используемые в цветографических схемах
На наружные поверхности пожарных автомобилей ФПС как правило наносится герб МЧС России. В случае с пожарными автомобилями выполненными с увеличенной кабиной (посадочная формула 1+5, 1+6 или 1+8), герб располагается на двери кабины для боевого расчета. В прочих случаях его расположение зависит от конструктивных особенностей конкретного автомобиля. Однако может быть нанесено и другое обозначение, например герб учебного заведения или эмблема общественного объединения пожарной охраны (добровольной пожарной команды).
Эмблема МЧС России наносимая на наружные поверхности пожарных автомобилей ФПС ГПС
Особенности и ограничения
На наружных поверхностях пожарных автомобилей не допускается нанесение надписей и рисунков рекламного характера.
Допускается не наносить цветографические схемы на детали, имеющие гальваническое покрытие, а также изготовленные из алюминиевых и медных сплавов или неметаллических материалов (резина, стекло, пластмасса, брезент и т.д.), за исключением поверхностей, выполненных из дерева или стеклопластика.
Допускается не наносить декоративные полосы на решетки радиаторов и элементы оборудования, установленного на буферах безопасности транспортного средства.
Источники:
ГОСТ Р 50574-2019 на оклейку и нанесение цветографических схем
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 февраля 2019 года № 25-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования» с датой введения в действие с 1 июля 2019 года.
Разработка данного национального стандарта осуществлялась ФКУ «НЦ БДД МВД России» в 2017 – 2018 годах.
Новый стандарт подготовлен взамен ГОСТ Р 50577-2002, который действует с 2002 года.
Подготовка стандарта осуществлялась в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. № 462 и постановлений Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. № 1249, от 21 февраля 2018 г. № 176, от 6 июля 2018 г. № 790 в соответствии с которыми изменен перечень оперативных служб, на транспортные средства которых при наличии цветографических схем разрешена установка специальных сигналов.
К основным нововведениям ГОСТ Р 50574-2019 по сравнению со стандартом 2002 года можно отнести включение в стандарт цветографических схем транспортных средств войск национальной гвардии Российской Федерации и Военной полиции, а также исключение из перечня оперативных служб Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50574-2019 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования» с датой введения в действие с 1 июля 2019 года.
Общие требования
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 19715 Эмблема Красного Креста. Форма, размеры и порядок применения
ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 величина освечивания: Произведение силы света (кд) на время свечения (с) источника света.
3.2 декоративные полосы: Горизонтальные полосы контрастирующего цвета по отношению к ос* новному цвету транспортного средства, нанесенные на боковые и иные его поверхности, являющиеся отличительным признаком, который обеспечивает мгновенное зрительное восприятие транспортного средства и выделение его из общего транспортного потока.
3.3 доминирующая длина волны: Длина волны, которая расположена в центре тяжести кривой спектрального распределения энергии.
3.4 информационные надписи: Надписи, содержащие текстовую информацию о ведомственной принадлежности и/или функциональном назначении транспортного средства.
3.5 контрастирующие цвета цветографической схемы: Цвета декоративных полос, отличающиеся от основного цвета транспортного средства по трем параметрам восприятия: цветовому тону, насыщенности и светлоте.
3.6 насыщенность: Свойство зрительного восприятия человека, позволяющее оценивать про* порцию чистого хроматического (спектрального или пурпурного) цвета, заключающуюся в полном цветовом ощущении.
3.7 опознавательные знаки: Графическое изображение информации, информирующее о ведомственной принадлежности и/или функциональном назначении транспортного средства; к опознавательным знакам относятся гербы, эмблемы, логотипы и т. п.
3.8 основной цвет цветографической схемы: Цвет покрытия, занимающего наибольшую площадь наружной поверхности транспортного средства.
3.9 продолжительность свечения: Период времени, в течение которого сила света вспышки специального светового сигнала превышает 10 % максимальной силы света.
3.10 светлота: Свойство зрительного ощущения, вследствие которого тело кажется пропускающим или рассеивающим более или менее значительную часть падающего на него света; психофизиологически это свойство близко фотометрической величине — коэффициенту яркости.
3.11 специальный звуковой сигнал: Устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов определенного спектрального состава; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве звукового сигнала, отличаясь от него спектральным составом издаваемых звуков, и устанавливается в/на транспортное средство дополнительно.
3.12 специальный световой сигнал (проблесковый маячок): Устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов установленных цветов, частоты мигания и продолжительности свечения: устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора и устанавливается на него дополнительно.
3.13 угол видимости: Угол в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения, в пределах которого световой сигнал, подаваемый проблесковым маячком, не экранируется деталями транспортного средства, на котором он установлен.
3.14 цветовой тон: Свойство зрительного ощущения человека, определяемое словами: «синий», «зеленый», «желтый» и т. п.. психофизиологически это свойство близко колориметрической величине — доминирующей длине волны.
3.15 цветографическая схема: Графическое изображение компоновки, конфигурации и композиционной взаимосвязи основного цвета, декоративных полос, опознавательных знаков и информационных надписей, нанесенных на наружные поверхности транспортных средств.
3.16 световозвращение: Отражение светового потока, возвращающегося в направлении, близким направлению еги излучения.
3.17 световозвращающие пленки: Самоклеящиеся пленки, обладающие способностью отражать свет в направлениях, близких к направлению его падения.
3.18 удельный коэффициент световозвращения (R*): Количество света, отраженное 1 м2 поверхности светоеозеращающего материала в сторону глаз водителя транспортного средства от фары транспортного средства.
Примечание — Коэффициент свегоеозврэщения R’выражается вед-лк*1-м2 [1].
3.19 флуоресцентный материал: Материал, обеспечивающий высокую видимость в дневное время.
4. Требования к цветографическим схемам
4.1 Состав цветографических схем
4.1.1 Цветографические схемы наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб состоят из следующих элементов:
4.1.2 Цветографические схемы транспортных средств оперативных служб должны соответствовать рисункам приложения А.
1 Транспортные средства (включая их марки и модели) изображены условно.
2 На транспортных средствах полиции. Госавтоинспекции и Военной автоинспекции допускаются любые цветографические схемы, примеры которых приведены на рисунках АЛО—А.20, с соответствующими наименованию службы надписями. При этом правую дверь салона кузова-фургона транспортного средства, изображенного на рисунке А16. 8 контрастирующий цвет, соответствующий цвету декоративных полос, не окрашивают. Для транспортных средств. изображенных на рисунке А.18. вместо панельной краски допускается применение декоративных полос. На транспортные средства, имеющие информационные надписи: «Госавтоинспекция». «ДПС». «Военная автоинспекция». «ВАИ». дополнительно к проблесковым маячкам со световыми сигналами синего цвета могут устанавливаться проблесковые маячки со световыми сигналами красного цвете.
4.1.3 На правую и левую стороны транспортных средств наносят одинаковые по виду, цвету, размеру и размещению цветографические схемы.
4.1.4 Рама и детали ходовой части, передний и задний буфера безопасности (за исключением транспортных средств противопожарной службы), подножки кабин, диски колес, элементы дополнительного оборудования кузова (кронштейны и корпуса зеркал заднего вида, противотуманных фар. фонарей и прожекторов) могут иметь покрытие, выполненное предприятием — изготовителем транспортного средства, шасси или этих изделий.
4.2 Цвета основные и декоративных полос
4.2.1 Основные цвета покрытий наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб должны соответствовать указанным в таблице 1.
Примечание — Цветометрические характеристики лакокрасочных покрытий наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб и рекомендуемые цвета лакокрасочных материалов приведены 8 приложении В.
4.2.2 Цветовые сочетания основные и декоративных полос могут быть любыми из приведенных в таблице 1 для оперативной службы конкретного вида, но должны быть одинаковы для всех наружных элементов одного транспортного средства.
4.2.3 Для нанесения декоративных полос используют самоклеящиеся пленки, в том числе световозвращающие. а также лакокрасочные материалы в соответствии с нормой цветности, указанной в таблице В.1 приложения В.
Цвета декоративных полос, выполненных с использованием самоклеящихся пленок, должны находиться в пределах зоны, ограниченной координатами цветности, указанными в таблице 2 для соответствующего минимального коэффициента яркости.
Примечание — Для нанесения декоративных полос на транспортные средства полиции, скорой медицинской помощи, а также пожарной охраны используют только световозвращающие пленки.
Таблица 1. Цвета покрытия наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб.
Цвет краски пожарного автомобиля
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб
ЦВЕТОГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ, НАДПИСИ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ СВЕТОВЫЕ И ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ
Automobiles, buses and motorcycles of emergency services. Colours diagrams, identification symbols, inscriptions, special light and sound signals. General requirements
Дата введения 2019-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным казенным учреждением «Научный центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФКУ «НЦ БДД МВД России»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения»
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 9, 2019 год
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 10, 2020 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
а) скорой медицинской помощи;
г) военной автомобильной инспекции (ВАИ);
е) органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России);
ж) следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
и) военной полиции Вооруженных сил Российской Федерации;
к) Войск национальной гвардии Российской Федерации;
л) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (предназначенные для перевозки лиц, находящихся под стражей).
Стандарт устанавливает общие требования к цветографическим схемам наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб и их элементам, а также технические требования к устанавливаемым специальным световым и звуковым сигналам.
Настоящий стандарт в части требований к специальным световым (проблесковым маячкам синего цвета) и звуковым сигналам также распространяется на транспортные средства министерств, ведомств и организаций по перечню, утверждаемому законодательными актами Российской Федерации, на которые при отсутствии цветографических схем могут устанавливаться специальные световые и звуковые сигналы.
На наружных поверхностях транспортных средств оперативных служб надписи и рисунки рекламного содержания не допускаются.
Не допускается использование согласно настоящему стандарту цветографических схем, специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах, не относящихся к оперативным службам.
Стандарт не распространяется на транспортные средства оперативных служб, не предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.
Требования стандарта направлены на выделение и идентификацию транспортных средств оперативных служб в транспортном потоке для обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении ими неотложных служебных заданий, а также на унификацию их цветового оформления.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 19715 Эмблема Красного Креста. Форма, размеры и порядок применения
ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 величина освечивания: Произведение силы света (кд) на время свечения (с) источника света.
3.2 декоративные полосы: Горизонтальные и вертикальные полосы контрастирующего цвета по отношению к основному цвету транспортного средства, нанесенные на боковые и иные его поверхности, являющиеся отличительным признаком, который обеспечивает мгновенное зрительное восприятие транспортного средства и выделение его из общего транспортного потока.
3.3 доминирующая длина волны: Длина волны, которая расположена в центре тяжести кривой спектрального распределения энергии.
3.4 информационные надписи: Надписи, содержащие текстовую информацию о ведомственной принадлежности и/или функциональном назначении транспортного средства.
3.5 контрастирующие цвета цветографической схемы: Цвета декоративных полос, отличающиеся от основного цвета транспортного средства по трем параметрам восприятия: цветовому тону, насыщенности и светлоте.
3.6 насыщенность: Свойство зрительного восприятия человека, позволяющее оценивать пропорцию чистого хроматического (спектрального или пурпурного) цвета, заключающуюся в полном цветовом ощущении.
3.7 опознавательные знаки: Графическое изображение информации, информирующее о ведомственной принадлежности и/или функциональном назначении транспортного средства; к опознавательным знакам относятся гербы, эмблемы, логотипы и т.п.
3.8 основной цвет цветографической схемы: Цвет покрытия, занимающего наибольшую площадь наружной поверхности транспортного средства.
3.9 продолжительность свечения: Период времени, в течение которого сила света вспышки специального светового сигнала превышает 10% максимальной силы света.
3.11 специальный звуковой сигнал: Устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов определенного спектрального состава; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве звукового сигнала, отличаясь от него спектральным составом издаваемых звуков, и устанавливается в/на транспортное средство дополнительно.
3.12 специальный световой сигнал (проблесковый маячок): Устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов установленных цветов, частоты мигания и продолжительности свечения; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора и устанавливается на него дополнительно.
3.13 угол видимости: Угол в горизонтальной плоскости, проходящей через центр источника излучения, в пределах которого световой сигнал, подаваемый проблесковым маячком, не экранируется деталями транспортного средства, на котором он установлен.
3.15 цветографическая схема: Графическое изображение компоновки, конфигурации и композиционной взаимосвязи основного цвета, декоративных полос, опознавательных знаков и информационных надписей, нанесенных на наружные поверхности транспортных средств.
3.16 световозвращение: Отражение светового потока, возвращающегося в направлении, близком направлению его излучения.
3.17 световозвращающие пленки: Самоклеящиеся пленки, обладающие способностью отражать свет в направлениях, близких к направлению его падения.
3.18 удельный коэффициент световозвращения (R’): Количество света, отраженное 1 м поверхности световозвращающего материала в сторону глаз водителя транспортного средства от фары транспортного средства.
3.19 флуоресцентный материал: Материал, обеспечивающий высокую видимость в дневное время.
4 Требования к цветографическим схемам
4.1 Состав цветографических схем
4.1.1 Цветографические схемы наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб состоят из следующих элементов:
а) основного цвета наружных поверхностей транспортного средства;
б) декоративных полос;
в) информационных надписей;
г) опознавательных знаков.
4.1.2 Цветографические схемы транспортных средств оперативных служб должны соответствовать рисункам приложения А.
1 Транспортные средства (включая их марки и модели) изображены условно.
4.1.3 На правую и левую стороны транспортных средств наносят одинаковые по виду, цвету, размеру и размещению цветографические схемы.
4.1.4 Рама и детали ходовой части, передний и задний буфера безопасности (за исключением транспортных средств противопожарной службы), подножки кабин, диски колес, элементы дополнительного оборудования кузова (кронштейны и корпуса зеркал заднего вида, противотуманных фар, фонарей и прожекторов) могут иметь покрытие, выполненное предприятием-изготовителем транспортного средства, шасси или этих изделий.
1 Допускается не наносить цветографические схемы на детали кузова, заводская комплектация которых предусматривает их установку в неокрашенном виде.
2 Допускается не наносить декоративные полосы на решетки радиаторов и элементы оборудования, установленного на буферах безопасности транспортного средства.