тульский успенский собор тульского кремля
Успенский собор Тульского кремля
Успе́нский собо́р — православный собор в Тульском кремле. Храм был построен в 1764 году.
Содержание
История [ править ]
Первоначально в Кремле в 1626 был построен деревянный собор, который назывался Архангельский. Первый каменный Успенский собор с приделами во имя Архангела Гавриила и Тихона Амафунтского был возведен в 70-80-е годы XVII века. Менее чем через сто лет он обветшал и его разобрали. Строительство нового собора началось 7 мая 1762 года по благословению епископа Коломенского и Каширского Порфирия, на средства тульского купечества «из питейных сборов приборными деньгами». На постройку собора и его отделку было израсходовано около 30 тысяч рублей. Главным строителем храма был купец Лукьян Коптельцев с Софроном Сидневым и Андреем Володимировым. Здание возвели за два года к 8 мая 1764 года. В это время Лукьян Коптельцев умер, и на его место был определен бургомистр Тимофей Чечулин.
Собор освятили в 1766 году, а через год был освящен устроенный в нём с правой стороны придел Иоанна Златоуста. Но после перенесения архиерейской кафедры в Тулу придел этот упразднили из-за тесноты, а на его месте обустроили соборную ризницу. Успенский собор являлся холодным, неотапливаемым храмом, и богослужения в нём проводились только в период от Пасхи до Покрова.
Решением президиума Мособлисполкома 16 февраля 1930 года Успенский собор был закрыт, а его помещения предполагалось использовать под атеистический музей, который так и не был создан. В 1934 году ряд икон и облачений собора были переданы в Николочасовенскую церковь. В 1945 году решением Совета Министров СССР Успенский собор был отнесен к памятникам союзного значения. В 1960 году согласно постановлению Совета Министров РСФСР здание храма поставлено на государственную охрану. В 1961 году в бывшем соборе находился склад промтоваров.
Реставрация Успенского собора началась в мае 1965 года, после того, как годом раньше Тульский горисполком приступил к комплексной научно-исследовательской реставрации кремля. Реставрационно-технический Совет Центральных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР принял решение о золочении пяти глав храма, что и было сделано в 1968—1970 годах. Тогда же полностью заменили кровлю, а чуть позже отремонтировали цоколь. В июле 1975 года по заданию отдела культуры Тульского горисполкома Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат приступил к проектно-изыскательским работам по реставрации иконостаса Успенского собора и двух киотов. Состояние иконостаса к моменту начала реставрации было в целом удовлетворительным, конструктивная и обшивочная его система сохранила прочность и жесткость. Утраты резного декора составляли около 30 %. В 1982—1986 годах проводилось восстановление резьбы иконостаса из липы: резных накладок на цокольной части, царских врат, рам первого яруса.
Стенопись на западной стене собора серьёзно пострадала от пожара 1950-х годов. В 1960-е годы вследствие проводившихся в кремле праздничных фейерверков была утрачена композиция Успения Богородицы и некоторые другие. К середине 1980-х стенопись храма находилась в аварийном состоянии. На стенах и столпах собора был местами утрачен живописный слой, что было вызвано как естественным старением живописи, так и механическими её повреждениями. В 1988 году московские художники под руководством В. Л. Лагутина приступили к реставрации стенописи Успенского собора.
В сентябре 1991 года исполком Тульского областного Совета народных депутатов принял решение о передаче Успенского кафедрального собора Тульского кремля в безвозмездное пользование Тульскому епархиальному управлению для совместного использования с филиалом областного краеведческого музея «Тульский кремль» по первоначальному назначению и для музейного показа.
В 1990-х годах реставрация иконостаса не велась из-за отсутствия финансирования. С 1996 года прекратилось финансирование работ и по реставрации стенописи. В 2001 году реставрация собора была продолжена специалистами «Центрреставрации» (Москва). В 2000—2001 годы реставратор А. Пятин воссоздал часть резных обрамлений икон местного чина иконостаса.
8 сентября 2005 года впервые была включена подсветка Успенского собора. В 2013 году, в рамках реставрационных работ в Тульском кремле, были проведены реставрационные работы и собора. Купола были позолочены, а стены храма окрашены в серый цвет.
Описание [ править ]
Архитектура [ править ]
Имя зодчего, автора проекта собора, неизвестно. Возведением храма занимались тульские мастера-кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Васильев Добрынин. Тульские кузнецы Осип Журов с помощниками отковали металлические стропила четырёхскатной кровли, каркасы куполов и другие детали. Золотил главы собора тульский купец Ларион Сорокин.
Над мощным, почти кубическим объёмом храма возвышаются пять восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объёму примыкает низкий алтарь. Такое решение не было характерно ни для клонящегося к закату барокко, ни для нарождающегося классицизма. Скорее оно напоминает типичные городские соборы XVI—XVII веков. С простым объемным построением храма контрастирует его богатое декоративное оформление в стиле русского барокко.
Для хорошего освещения большого внутреннего пространства окна выполнены в два ряда, что придаёт внешнему облику храма характер двухэтажного здания. Вертикальные декоративные полосы объединяют расположенные друг над другом окна первого и второго света в один архитектурный мотив. Декоративное убранство стен отличается разнообразием примененных форм и материалов: белокаменные резные детали (капители, раковины, розетки), элементы из фасонного кирпича, лепные украшения (растительный орнамент и другие). Три входа в собор обрамляют богато украшенные порталы. Над главным западным входом располагается резной белокаменный российский герб — двуглавый орёл. Первоначально пол в храме был выстлан чугунными плитами, впоследствии замененными на каменные.
Роспись [ править ]
Успенский собор расписывали ярославские мастера, работавшие в лучших традициях ярославской школы периода её расцвета. Роспись продолжалась два года в течение летнего времени 1765 и 1766 года, а 36 живописцами руководил Афанасий Андреевич Шустов. В числе художников были представители знаменитых династий ярославских изографов — Сопляковы, Иконниковы, Горины.
В отличие от ярославских фресковых циклов, где господствует орнаментальная стихия и пестрая ковровость, где все ярко и празднично, монументальная живопись Успенского собора выполнена в крупном плане, в спокойном, торжественном ритме. При этом монументальность стенописи не вытесняет особого внимания при передаче бытового ряда. Четкая прорисовка архитектурных элементов, тончайших особенностей костюма, прически, украшений, текстуры ткани — отличительная черта росписей тульского собора. В соборе расписаны стены, простенки, оконные откосы. Стенописи алтаря включают в себя традиционные сюжеты: Троица Новозаветная, Распятие Христово, Деисус, Господь Саваоф и Тайная вечеря.
Росписи стен и сводов средней части храма расположены в определенном порядке, по ярусам. Нижний ярус — полотенечный — представляет собой изображение свитков ткани с растительным орнаментом. Здесь же — поясняющие надписи к монументальным картинам. Следующий ярус фресок северной и южной стен храма посвящён подлинным историческим событиям — семи Вселенским соборам. Выше сцен Вселенских соборов находятся изображения евангельских сюжетов — многих событий земной жизни Христа и чудес, совершенных им.
В Успенском соборе на западной стене находятся композиции, отражающие содержание книги Соломоновой «Песнь Песней». В люнетах — полукруглых нишах северного, южного и западного порталов — образы Божией Матери. Образы Пресвятой Богородицы (Донской, Смоленский, Иверский и другие) размещены также над окнами. Значительную часть западного свода занимает фреска Успение Пресвятой Богородицы. В восточном своде размещена композиция «Предста царица одесную тебе», в центре которой — Спаситель, восседающий на престоле, одетый в царские ризы; Христос предстаёт здесь как символ высшей справедливости, как Царь царствующих, как образ верховной власти над теми, кому дана земная власть над людьми. По сторонам от него — предстоящие Божия Матерь в одеянии царицы и Иоанн Предтеча.
На столбах собора изображена святая княгиня Ольги, святой князь Владимир и святой князь Александр Невский. Напротив алтаря, на восточной стороне западного столба — изображена великомученица Екатерина.
Колокольня [ править ]
Четырёхъярусная колокольня Успенского собора строилась с 1772 по 1776 год при городском голове Илларионе Лугинине. Строителями были избраны купцы Софрон Сиднев и Иван Гурьев, а архитектором Праве. Металлический шпиль колокольни по заказу городского общества выполнил Иосиф Жуков. Шпиль позолотили в 1826 году. Кремлёвская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант — на неё была ориентирована Киевская улица (ныне проспект Ленина). Высота колокольни от земли до креста составляла 70,4 метра. На ней было размещено 22 колокола, а над колоколами — часы с боем.
В январе 1792 года купеческий староста Андрей Максимович Лихвинцов заключил договор на изготовление часов с оружейником Иваном Кобылиным. В мае часы были готовы, их установили на колокольне на средства тульского купеческого общества. Четыре циферблата были обращены по четырём сторонам света. Вместо цифр на циферблате использовались буквы, и имелась всего одна стрелка — часовая (такими были все тогдашние часы, минутная стрелка появилась позже). Часы обозначали каждую четверть часа шестнадцатью ударами, а каждый час — трехминутной игрой курантов. Заводить их нужно было один раз в неделю.
Впоследствии — пока не установлено, когда именно — эти часы были заменены более современными, с двумя стрелками.
В нижнем ярусе колокольни в 1778 году был устроен теплый храм во имя Тихона Амафунтского. Иконостас в этом храме поставили в 1853 году старанием церковного соборного старосты Вукола Кузовлева. В южной части небольшого храма имелся придельный алтарь во имя Иоанна Златоуста — в память придела, который существовал в Успенском соборе до начала XIX века.
Свято-Успенский кафедральный собор Тульского кремля
Успенский собор Тульского кремля красотой и воздушностью форм напоминает праздничный торт. Этот эффект достигается благодаря особенностям архитектурного стиля, в котором выстроен собор, – русского барокко, а также из-за редкого для церковной архитектуры оттенка. Однако перед нами не сладкая бутафория, а настоящий храм с богатейшей историей. Чем он известен, расскажем далее.
История
Изначально в Тульском кремле была возведена небольшая деревянная церковь – Архангельская, – появившаяся в 1626 году. Каменный храм на её месте построили в 70-80-е годы того же столетия, однако его «первая версия» быстро пришла в негодность. В мае 1762 года был заложен новый храм. Строительство благословил епископ Коломенский и Каширский Порфирий.
Спонсировали стройку Софрон Сиднев, Андрей Володимиров и купец Лукьян Коптельцев (после его смерти – бургомистр Тимофей Чечулин). Возведение прихода завершилось спустя два года, а уже в 1766 году прошло его освящение. Однако храм изначально не отапливался, поэтому выполнял функции «летней» церкви и открывал свои двери только с Пасхи по Покров.
Советский период в истории собора
В 1930-м году Советская власть закрыла храм. В нём хотели организовать музей атеизма, но создания так и не дошло. Иконы и облачения частично отошли Николочасовенской церкви.
В 1945 году храм стал памятном Всесоюзного значения. Через 15 лет здание поставлено на государственную охрану, однако это не помешало в следующем же году разместить в Успенском соборе склад промтоваров. Реставрация проходила в рамках восстановления тульского кремля и началась в 1965 году; иконостас реставрировался с 1975 года в плоть до 1986 года.
Огонь в разные периоды времени повредил стенопись. В 1988 году восстановить её взялись московские художники во главе с В. Л. Лагутиным.
Возрождение
Возрождение храма началось в 1991 году храм был передан Тульскому епархиальному управлению. Предполагалось совместное использование собора с краеведческим музеем, отвечавшим за архитектурное сооружение в целом. Но из-за отсутствия финансирования реставрационные работы постепенно сошли на нет и возобновились лишь в 2013 году, опять же в рамках общей реставрации кремля. До этого, в 2005 году, впервые включена была подсветка собора.
Торжественно открыли восстановленный храм в 2015 году, когда в городе праздновался день рождения.
Архитектура
Светлый, нарядный, богатый деталями и разнообразным декором, собор представляет собой основную достопримечательность Тульского кремля. Имя зодчего, спроектировавшего это рукотворное чудо, осталось, увы, неизвестным. Однако история сохранила для нас имена мастеров, занятых при возведении, – это кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Добрынин, кузнец Осип Журов с помощниками. Главы стали золотыми при участии купца из Тулы Лариона Сорокина.
Крепкий, устойчивый, почти кубический массив храма внезапно устремляется ввысь лёгкими луковичками глав, которых у него пять – по количеству «накрытых» ими световых барабанов. С востока к корпусу примыкает низки алтарь – решение, отсылающее к городским соборам XVI–XVII вв. С объёмом, выполненным без изысков, вступает в спор изобильный декор храма – влияние русского барокко. Формы и материалы украшений на стенах особенно разнообразны.
Два ряда окон обеспечивают церкви прекрасное освещение. Все три входа обрамлены порталами. Главный вход украшен двуглавым орлом – символом российской государственности.
Роспись
Ярославские живописцы периода расцвета своей школы показали на примере этого храма всё своё искусство. В тёплое время года в 1765–1766 гг. они работали без устали командой в 36 человек под руководством Афанасия Андреевича Шустова.
Изобразительное оформление стен, простенков, оконных откосов монументально, придаёт облику торжественности. Росписи расположены в соответствии с ярусами, сюжеты их традиционны для православных храмов. Особенностью живописи здесь является чёткая прорисовка даже незначительных деталей.
Иконостас
Иконы работы неизвестных мастеров – наёмных художников Л. Сорокина – и калужского священнослужителя Андрея Филиппова расположены в семь ярусов. Ещё три иконы написал оружейник Григорий Белоусов – признанный иконописец из Тулы. Изначально иконостас состоял из 66 икон, но до наших дней их дошло меньше на 10.
Колокольня
Колокольня строилась в период с 1772 по 1776 годы. В работах принимали участие Софрон Сиднев, Иван Гурьев, Иосиф Журов. Колокольня поднялась в высоту 70,4 метра (без креста), звучала 22-мя колоколами и часами с боем над ними.
Храм в нижнем ярусе колокольни
Храм носит имя Тихона Амафунского. Очевидно, это «наследство» первого каменного собора, имевшего придел во имя святого Тихона. Построен храм в 1778 году на средства местного купечества. Иконостас и придельный алтарь во имя Иоанна Златоуста устроены при участии соборного старосты Вукола Кузовлева.
В 2014 году после реставрационных работ храм получил название Дмитрия Донского (освящён в 2015 году).
Расписание богослужений
В данный момент богослужения совершаются в летнее время, каждую субботу и воскресение, а также в праздничные дни, в 9.00 и 18.00 часов.
На престольный праздник можно прийти 28 августа.
Как добраться до Успенского собора Тульского кремля
В Туле вам следует доехать до Кремля на такси или на общественном транспорте. Остановка называется «Площадь Ленина».
Контактные данные
Фотографии
Мы подготовили несколько фотографий собора.
Истории Тульского кремля: реликвии Успенского собора
Успенский собор — главная гордость Тульского кремля. И, конечно, здесь когда-то хранились самые настоящие артефакты и предметы гордости тульских людей. Не говоря уже об уникальных иконах и росписи.
Знамена героических предков
Главным ценностям Успенского собора никак не суждено было пережить уже первую государственную атаку на церковь — периода изымания ценностей начала 20-х годов ХХ века. Делалось это безапелляционно и на основании существовавших церковных описей, так что ничего не скроешь. А в Успенском соборе было чем поживиться.
Фреска с изображением святого страстотерпца князя Глеба.
Эта фреска посвящена II Вселенскому Собору.
К примеру, в двух старинных евангелиях, которые здесь хранились, имелось по 14 кг серебра.
Книги были настолько громоздкими, что даже современниками не предполагались к частому использованию. На них смотрели исключительно как на святыню.
Самое старое из них — евангелие на александрийской бумаге в большой лист, изданное в Москве в 1759 г., с досками, корнем и защипками серебряными позлащенными, с таковым же литым изображением восставшего от гроба Спасителя, ангелов, апостолов и мироносиц, Тайной вечери, четырех евангелистов по углам и с различными украшениями. Одного серебра в этой книге было около 35 фунтов. Другое раритетное евангелие не многим моложе — 1763 года.
С жаром обсуждали любители старины историю хранившейся в Успенском соборе шитой золотом и шелками старинной хоругви с изображением на одной стороне коронования Божией Матери, на другой — Собора св. апостолов. Некоторые уверяли, будто хоругвь ни много ни мало пятнадцатого столетия и это рукоделие греческой царевны Софии Фоминичны из завоеванного магометанами Константинополя. Якобы там хоругвь сохранялась христианами, а потом была перевезена в Коломну. И уже оттуда, по желанию преосвященного Мефодия, первого епископа Тульского и Белевского, прислана вместе с евангелием и подсвечником в здешний собор.
Из всей этой истории не вызывал никакого сомнения лишь тот факт, что хоругвь действительно привезли в Тулу из Коломны. А вот версию о старинности разбивали две даты, вышитые с двух сторон, 1750 и 1751 — никак не XV век. Из соборной записки можно было сделать вывод, что хоругвь дана вкладом преосвященному Иоанникию, митрополиту Коломенскому, племянником его цареградским купцом Георгием Панагиотом. И дата ее изготовления примерно соответствовала тем, что были вышиты. Но это же не повод не верить в красивую сказку, правда?
Важнейшими святынями Успенского собора были установленные здесь боевые знамена. Три из них относились к периоду Отечественной войны. В 1812 году от стен собора тульские полки уходили к Москве под командование фельдмаршала Кутузова.
Успенский собор.
Изорванные на войне и частью обветшавшие от времени, они были промыты искусным иконописцем, подклеены, подновлены без существенной перемены и «утверждены в 1865 году на приличных тумбах с надписями, для сохранения в отдаленное потомство как памятник достоподражаемого патриотизма, оказанного в отечественную войну нашим дворянством». Знамена висели на шнурах у западных столбов собора. К сожалению, до наших дней ни одно из них не сохранилось, канув в небытие в период революционных перемен.
У восточных столбов в деревянных тумбах с надписями на медных дощечках стояли 11 знамен, с которыми тульские ополченцы уходили на защиту южных границ России в Крымской войне. Они были освящены в 1855 году в Успенском кафедральном соборе. Под этими стягами наши предки в 1855−56 годах героически сражались в Крыму. 11 боевых знамен после окончания войны вернулись на постоянное хранение в кафедральный собор. Три из них чудом дожили до нашего времени и находятся в фондах областного краеведческого музея.
«Это просто рухлядь»
Впрочем, и сам Успенский собор сохранился до нашего времени Божиим провидением. С наступлением новой власти его очень хотели снести. На совещании руководителей Тулы по вопросу о плане реконструкции города в декабре 1938 года о судьбе Успенского собора разгорелись жаркие дискуссии.
Кто-то говорил о том, что его надо оставить, так как собор интересен с художественной точки зрения. Один из городских депутатов, товарищ Кусиевич, пытался убедить всех, что это большая ошибка — поместить сюда склад.
«Там исключительная живопись, которая отнесена к первой категории исторических памятников», — уверял он.
Однако противников Успенского и Богоявленского соборов было всё же больше. Аристархов с оружейного завода, например, вообще не видел в нем никакой исторической ценности:
«Когда мне говорят, что собор существует около пятисот лет, я отвечаю, что у нас есть люди, которые живут по 150 лет, и мы их уважаем, и всё. Так и собор, который существовал в свое время и стоит еще сейчас. И никакого особенного вида он не имеет».
Слова про 150 лет не будем ведь комментировать, правда?
Наиболее враждебно был настроен первый секретарь Московского областного комитета ВКП (б) Никита Сергеевич Хрущёв, тот самый:
– Относительно соборов. По-моему, их нужно убрать. Что это за «ценности», что там беречь? Это просто рухлядь. Я считаю, это нужно сносить.
А ведь если бы к его мнению тогда прислушались, не было бы никакого повода говорить сейчас о том, что главная достопримечательность собора — уникальный иконостас и фрески. В течение двух лет, с 1765 по 1767 годы, стены собора расписали 36 мастеров, приглашенных из Ярославля. Возглавлял эту бригаду мастер-иконописец Афанасий Шустов, известный своими росписями ярославских церквей.
Созданные ими фрески — особая гордость. Работа эта по-настоящему ювелирная. Художники, творившие фрески, писали свои картины минеральными красками по сырой штукатурке. Сделанные в интенсивно-синей гамме, фрески Успенского собора в основном повторяли мотивы древних ярославских, владимирских и московских храмов. Главное же отличие тульских фресок — сложность и полнота содержания.
В иконостасе главного собора Тулы было 66 закладных икон — по числу церквей города. В их создании принимали участие лучший в то время тульский иконописец Григорий Иванович Белоусов и калужский дьякон Андрей Филиппов. Белоусову принадлежали три иконы у царских врат. Две из них были известны до революции «несомненно» — икона Господа Вседержителя в три аршина длиной и в полтора шириной и такого же размера Пресв. Богородицы с Предвечным Младенцем. О третьей говорили предположительно — храмовая икона Успения Пресв. Богородицы.
После того как храм закрыли, уникальные фрески постепенно приходили в негодность. Дела до них никому не было. Да и кому нужны иконы на складе?
Хотя эксперты Центральной проектно-реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР в 1959 году назвали эту стенопись «самым монументальным произведением мастеров ярославской школы стенного писания за весь XVIII век».
Об уникальных фресках вспомнили только после войны, в 1946 году, когда начальник отдела по делам архитектуры Морозов обратился с письмом к председателю Тульского облисполкома :
«Отдел по делам архитектуры, на который возложена охрана памятников архитектуры, неоднократно ставил перед облисполкомом и соответствующими московскими организациями вопрос о сохранении фресок в б. Успенском соборе в кремле. Фрески тульского собора, выполненные в 1765—1766 гг. ярославскими мастерами, представляют уникальную ценность и по качеству письма, и по сохранности. Всесоюзной академией архитектуры они отнесены к редким образцам национального искусства европейского класса.
Несмотря на это, отсутствие кровли на западной части здания, отсутствие стекол в большом и малом барабанах и в оконных переплетах открывает доступ воде, которая, стекая по откосам стен и стенам, пагубно действует на стенную живопись, быстро приводя в негодность замечательную роспись.
…Если ремонт кровли и застекление не будут произведены в текущем году, качество росписи заметно ухудшится, а часть фресок будет уничтожена. Форсирование ремонта диктуется еще следующими соображениями: в мае или июне месяце с. г. академия архитектуры СССР организует выставку монументальной живописи, на которой фрески тульского собора (копии, фото) займут одно из почетных мест. На эту выставку будут привлечены специалисты не только наши, но и зарубежных стран, и не исключена возможность, как меня информировал директор института теории архитектуры академии, что в Тулу для осмотра фресок будет организована экскурсия.
Доводя об указанном до вашего сведения, прошу вашего авторитетного воздействия на облпотребсоюз в проведении им немедленного ремонта здания собора, которое за ним закреплено».
Возвращение
В 1970-е годы иконы погибали. Проблема была в том, что ценнейшие произведения искусства годами стояли вдоль стен фондохранилища художественного музея, и без того переполненного и перегруженного. Но иконы же создавались для неотапливаемого летнего храма и реставрировались потом с учетом этой особенности. Температура и влажность воздуха, естественные для здания с паровым отоплением, были для них губительными. Отдел культуры Тульского горисполкома обратился к реставраторам.
На многих фресках собора – изображения евангельских сюжетов: событий земной жизни Иисуса Христа и чудес, совершенных Им.
Специалисты Всесоюзного объединения «Союзреставрация» почти 10 лет занимались тончайшей работой по восстановлению произведений древнего русского искусства. В 1984−85 годах часть из них после реставрации и перед возвращением в Тулу с успехом были показаны в Москве, в церкви Покрова в Филях.
Собор расписан ярославскими иконописцами.
В сентябре 1987 г. четыре иконы из соборного иконостаса вернулись в Тулу после реставрации и на первый праздник Дня города были выставлены в соборе. А в 1988 году в трех залах областного художественного музея впервые было выставлено на всеобщее обозрение свыше 40 икон из иконостаса Успенского собора Тульского кремля, отреставрированных в мастерских объединения «Союзреставрация».
Сейчас, к 500-летию кремля, реставрационные работы идут полным ходом. Внутри собора — всё в строительных лесах. Восстанавливаются фрески, царские врата, внутреннее убранство. В ближайшем будущем мы сможем представить, как же выглядела главная святыня туляков в стародавние времена.