учебная практика научно исследовательская работа педагогическое образование

Программа практики Научно-исследовательская работа Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

учебная практика научно исследовательская работа педагогическое образование

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Чувашский государственный педагогический университет им. »

учебная практика научно исследовательская работа педагогическое образование

44.03.01 Педагогическое образование

Квалификация (степень) выпускника

Цели практики ……………………………………………………..……………. 3 Задачи практики………………………………………. ………………………. 3 Место практики в структуре ОПОП ВО……………………………………………3 Вид, тип, способ и форма проведения практики……. ………………………… 4 Место и время проведения практики…………………………………………….…4 Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения

Структура и содержание практики………………………………………………. 5 Форма отчетности по практике………………………………….………………… 7 Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике…………………………………..……………………… 7 Учебно-методическое и информационное обеспечение практики………………..9 Информационные технологии, используемые на практике……………………….11 Материально-техническая база практики……………………………………………11

Целями научно-исследовательской работы являются расширение знаний методологии исследований проблем образования, знаний в области теоретических основ изучаемых дисциплин, полученных в процессе обучения, формирование практических навыков подготовки и проведения самостоятельной научно-исследовательской работы, развитие культуры мышления.

Задачи научно-исследовательской работы:

постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования:

— приобретение студентами опыта в исследовании актуальной научной проблемы;

— формирование умения подбирать и использовать методы исследований для решения исследовательских задач;

— закрепление навыков изучения и анализа научной психологической и педагогической литературы, другой специальной информации, достижений отечественной и зарубежной науки и образования в изучаемой предметной области знаний;

2) использование в профессиональной деятельности методов научного исследования:

    отработка практических исследовательских навыков и умений (подготовки исследования и его проведения; сбора, обработки, анализа и систематизации полученных эмпирических фактов); закрепление умения проектировать диагностический процесс с учетом общих и специфических закономерностей и особенностей развития личности дошкольника.

Место практики в структуре ОПОП ВО

Научно-исследовательская работа в основной профессиональной образовательной программе высшего образования по подготовке бакалавров включена в раздел Б 2.Н.1.

Базируется на следующих дисциплинах (модулях, практиках) ОПОП ВО:

«Педагогика» (ОК-6, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1),

«Психология» (ОК-5, ОПК-1, ОПК-2,ОПК-3, ПК-7),

Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования (ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-12).

Модуль 1: Психологические основы дошкольного образования (ОК-3,5, ОПК-2,3, ПК-2,5,6,11),

Модуль 2: Педагогические основы дошкольного образования (ОК-2,5,6, ОПК-1,2, ПК-1,2,3,6),

Модуль 3: Организационно-правовые основы дошкольного образования (ПК-1,2,4,6),

Модуль 4: Теории и методики дошкольного образования (ПК-1, ПК-4, ПК-7, ПК-12);

Учебная (ознакомительная) практика (ОК-6; ОПК-2; ПК-6),

Производственная (педагогическая) практика (ОК-6,ОПК-2,ПК-1,ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7).

Для успешного выполнения научно-исследовательской работы студент должен:

знать: основы педагогики, психологии, психолого-педагогические, организационно-правовые основы дошкольного образования, теории и методики дошкольного образования;

уметь: анализировать и обобщать теоретико-методологическую литературу, проводить диагностику развития детей дошкольного возраста.

Научно-исследовательская работа является логическим продолжением теоретико-методологического обучения. Она является основой для закрепления знаний и умений, полученных в ходе обучения на аудиторных занятиях по общенаучным, профессиональным и профильным дисциплинам, в процессе производственной практики, и для реализации их в научно-исследовательской деятельности. Прохождение данной практики является необходимым подготовительным этапом для подготовки выпускной квалификационной (бакалаврской) работы и государственной итоговой аттестации.

Вид, тип, способ и форма проведения практики

Вид практики – производственная практика.

Способ проведения практики – стационарная.

Форма проведения практики –дискретно.

Место и время проведения практики

Время проведения практики – 2 недели в 10-м семестре.

Практика проводится на профилирующих выпускающих кафедрах, проводящих подготовку бакалавров, а также на договорных началах в дошкольных образовательных учреждениях, на базе которых возможно изучение и сбор материалов, связанных с выполнением выпускной исследовательской работы.

В период практики студенты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным в подразделениях и на рабочих местах.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики

В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

Общекультурные: способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).

— готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

-способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

— способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);

готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

-готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).

В результате выполнения научно-исследовательской работы обучающийся должен:

— наиболее актуальные направления исследований в современной теоретической и экспериментальной науке; конкретную предметную область науки и ее истории;

— виды и типы научных психолого-педагогических исследований, принципы разработки их методологии, методики и правил организации исследования;

— методы анализа и интерпретации полученных данных;

— современные информационные технологии, обеспечивающие поиск и сбор информации, применяемые при обработке результатов научных экспериментов и сборе, обработке, хранении и передаче информации; знание правил оформления результатов исследования(отчет, статья, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, диссертация).

— формулировать цель исследования в соответствии с выбранной темой и определенной научно-познавательной проблемой, конкретизировать содержание цели в задачах исследования;

— четко устанавливать объект и предмет исследования;

— планировать, организовывать и проводить диагностическое исследование, интерпретировать его результаты;

— соотносить результат деятельности с поставленной целью;

— представлять и оформлять отчет и документацию о результатах исследования, выражать мысль четко и конкретно;

— оформлять исследовательский материал в соответствии с требованиями ГОСТ.

— формами и методами научного познания, методами поиска, обработки и использования научной информации;

— методами психолого-педагогического исследования, умениями обработки, количественного и качественного анализа экспериментальных данных, представления результатов исследования.

Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.

Структура практики

Разделы (этапы) практики

Виды учебной производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Инструктаж по содержанию научно-исследовательской практики (4 часа)

Участие в работе установочной конференции,

составление индивидуального плана прохождения практики

Сбор, анализ и обобщение научной информации по проблеме выпускной квалификационной (бакалаврской) работы, достижений зарубежной и отечественной практики в соответствующей области знаний

Анализ дневника, рейтинговая оценка

Формулирование вводной части исследовательской работы.

Подбор, при необходимости адаптация диагностического инструментария для организации констатирующего исследования.

Сбор первичных эмпирических данных (50 часов)

Наличие исследовательских методик, протоколов диагностического исследования

Подготовка статьи или тезисов по проблеме исследования. Подготовка отчета по практике (24)

Рейтинговая оценка, предоставление статьи или тезисов, защита отчета по практике на итоговой конференции

Содержание практики

Ознакомление студентов с заданиями по данному виду практики на установочной конференции. Составление плана работы на период практики.

Студенты изучают, анализируют и обобщают научную информацию и достижения зарубежной и отечественной практики в соответствующей области знаний по проблеме выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

Формулирование вводной части исследовательской работы. Подбор, при необходимости адаптация диагностического инструментария для организации констатирующего исследования. Сбор первичных эмпирических данных

Студенты готовят научные статьи или тезисы по изучаемой проблеме. Готовят отчета по практике.

Формы отчетности по практике

Аттестация по итогам практики проводится на основании защиты оформленного отчета в комиссии, в которую входят руководитель практики по направлению подготовки и представители выпускающих кафедр.

Отчетная документация по научно-исследовательской работе включает: дневник прохождения практики; отчет о прохождении практики; отзыв научного руководителя выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

Отчѐт должен быть представлен руководителю научно-исследовательской работы в установленные сроки – в течение 3-х дней после ее завершения – и в необходимом объёме. Научный руководитель знакомится с содержанием всех представленных материалов, обсуждает с обучающимся итоги практики и ее материалы и дает отзыв о работе обучающегося, ориентируясь на его отчет и результаты обсуждения. Защита отчета осуществляется по графику, в часы, назначенные выпускающей кафедрой, и происходит на итоговой конференции.

По итогам положительной аттестации студенту выставляется дифференцированный зачет (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике

Наименование раздела (этапа) практики

План-график проведения контрольно-оценочных мероприятий

1. Участие в работе установочной конференции

По окончании конференции

Составление индивидуального плана

2. Готовность к выполнению НИР. Составление индивидуального плана прохождения практики

В соответствии с индивидуальным планом

1.Наличие исследовательских методик, протоколов диагностического исследования

В соответствии с индивидуальным планом

По окончании конференции

3. Предоставление статьи или тезисов

9.2 Оценочные средства по практике

Оценочные средства по практике (научно-исследовательской) в 10 семестре

Наименование раздела (этапа) практики

Содержание форм взаимодействия студента с участниками образовательных отношений

Участие в работе установочной конференции

Составление индивидуального плана прохождения практики

Готовность к выполнению НИР: формулирование композиционной структуры исследования (содержание работы)Составление списка литературы для анализа состояния изучаемой проблемы, оформление его в соответствии с требованиями.Подготовка мини-плана каждого элемента (параграфа) теоретической главы исследования.Оформление в окончательном виде содержания первой главы выпускной исследовательской работы.Формулировка введения работы с соответствующими параметрами исследования (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологические основы, методы, практическая значимость, этапы исследования, организация исследования).

Определение перечня адекватных предмету исследования диагностических методов и методик, представление их подробного содержания в специальной папке (портфолио диагностического интсрументария).

Проведение диагностического обследования, оформление первичных диагностических материалов в виде индивидуальных протоколов; обобщить данные в форме таблиц или рисунков.

Подготовка отчетной документации (качество, своевременность представления на кафедру)

Проявление самостоятельности, инициативности, дисциплинированности, добросовестного выполнения индивидуального плана работы

Подготовить статью или тезисы по теме исследования.

Полнота представленной документации (в соответствии с перечнем)

«Отлично» – все задания практики выполнены полностью, с учетом всех требований, грамотно в содержательном и литературном отношениях; отчетная документация аккуратно оформлена и сдана в срок (90-100 баллов).

«Хорошо» – в работе студента-практиканта и в отчетной документации есть отдельные частные недостатки, а именно: недочеты во вводной и аналитической части исследовательской работы, в оформлении и сроках сдачи документации (76-89 баллов).

«Удовлетворительно» – некоторые недостатки в оформлении вводной и аналитической части исследовательской работы, а также недисциплинированность в выполнении требований практики, 1-2 грубые ошибки в выполнении и оформлении материалов практики; работа сдана с большим опозданием (60-75 баллов).

«Неудовлетворительно» – отсутствие студента на практике без уважительной причины и не предоставление отчетной документации о прохождении практики менее (60 баллов).

Оценка по практике приравнивается к оценкам по дисциплинам теоретического обучения и учитывается при подведении итогов промежуточной (сессионной) аттестации студентов.

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

а) основная литература:

б) дополнительная литература:

— мультимедийные презентации учебного материала, электронные версии лекций, учебных и учебно-методических пособий;

— профильные сайты Минобрнауки РФ (языковые, педагогические и др.), федеральные и профильные порталы, периодика и др.:

http:/// – официальный сайт Министерства образования и науки РФ;

— http://edunews. ru/ – навигатор в сфере образования;

— http://www. bestlibrary. ru/ – online библиотека;

— http://www. integrum. ru/ – национальная электронная библиотека;

— http://www. dissertation1.narod. ru/ – российская библиотека диссертаций;

— www. biblioclub. ru – ЭБС «Университетская библиотека online»;

— PsyJournals. ru– Портал психологических изданий и др.;

— в библиотеке университета – специализированные журналы: «Вопросы психологии», «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование» и др.

Для подготовки и осуществления научного исследования, подготовки и презентации отчета обучающиеся могут использовать широкий арсенал программных продуктов: AdobePhotoshop, CorelDRAW, AdobeIllustrator, PowerPoint и другое специальное программное обеспечение.

Информационные технологии, используемые на практике

В ходе научно-исследовательской работы обучающиеся используют весь комплекс научно-исследовательских и педагогических методов и технологий для выполнения указанных видов работ. Для подготовки и осуществления научного исследования обучающиеся используют общенаучные и специальные методы научных исследований, адекватные предмету исследования методы и методики. Программы для презентаций (PowerPoint), Microsoft Office (Word, Excel и др.).

Материально-техническая база практики

Примерная форма индивидуального плана

План научно-исследовательской работы

направление, профиль подготовки_____________________________________________________________________________

Ф. И.О. ученая степень, ученое звание, должность

Планируемые формы работы

Календарные сроки проведения планируемой работы

Источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ «Научно-педагогическая практика»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра математики, информатики и естественнонаучных дисциплин дошкольного и начального образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

« Проектирование и реализации образовательных программ начального образования: предметная область «Обществознание и естествознание»»

Направление подготовки /специальность:

«44.04.02 – Психолого-педагогическое образование»

Программа научно-педагогической практики составлена в соответствии с ФГОС ВО по

(направление подготовки (специальность)

утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

ГАОУ ВО МГПУ доцент Козина Елена Федоровна

(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)

____________________ _____________ ________________________

(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)

____________________ _____________ ________________________

(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)

Программа практики одобрена на заседании кафедр:

общеинститутской кафедры математики, информатики и естественнонаучных дисциплин дошкольного и начального образования ИППО ГАОУ ВО МГПУ

Протокол № ____ от «_____» _______________ 20 ___ г.

Заведующий кафедрой: д.п.н., профессор Ходакова Нина Павловна

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

общеинститутской кафедры теории и истории педагогики

Протокол № ____ от «_____» _______________ 20 ___ г.

Заведующий кафедрой: д.п.н., профессор Данилюк Александр Ярославович

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., профессор Данилюк Александр Ярославович

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

Рабочая программа модуля утверждена Ученым советом

Института педагогики и психологии образования

Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.

Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

1. Цели научно-педагогической практики: подготовка магистранта к научно-педагогической деятельности естественно-методической и методико-обществоведческой направленности в учреждениях начального, среднего специального и высшего профессионального образования; формирование навыков проектирования компонентов образовательного процесса, проведения анализа и экспертизы элементов естественно(обществоведческо-)-методической системы обучения.

2. Задачи научно-педагогической практики:

Практика ориентирует на профессиональную деятельность магистранта, отвечающую требованиям ФГОС ВО, и включает в себя следующие аспекты.

изучение и анализ профессиональных, образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального естественно(обществоведческо-)-методического сопровождения;

исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий;

организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами при решении актуальных научно-методических задач;

использование имеющихся возможностей образовательной и социальной среды и проектирование новых сред, в том числе информационных, для обеспечения развития естественно(обществоведческо-)-методического сопровождения деятельности педагогов;

проектирование образовательных программ начального образования, относящихся к предметной области «Обществознание и естествознание», и соответствующих индивидуальных образовательных маршрутов;

проектирование содержания новых дисциплин и элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки обучающихся.

3. Место научно-педагогической практики в структуре программы:

В соответствии с ФГОС ВО, практика является обязательным разделом ООП магистратуры и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Ее программа предусматривает межпредметные связи дисциплин направления специализированной подготовки, специальных дисциплины магистерской подготовки и научно-исследовательской работы магистранта.

В целом научно-педагогическая практика магистрантов по модулю предполагает:

ознакомление со структурой и содержанием образовательного процесса по учебным естественнонаучным, обществоведческим и методическим дисциплинам в образовательном учреждении, в т.ч. кафедральным (место в учебном плане, методическое оснащение, наличие учебной литературы и т.п.);

ознакомление с ФГОС и рабочим учебным планом по одной из интересующих образовательных программ;

ознакомление с правилами и методиками разработки учебных программ, предназначенных к реализации в выбранных магистрантом учреждениях различного уровня и профиля образовательной подготовки;

ознакомление с учебной программой и учебно-методическим комплексом выбранного курса;

ознакомление с организацией и проведением различных форм учебных занятий;

подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями занятий;

разработку содержания учебного материала авторского элективного курса и проведение занятий на современном научно-методическом уровне;

приобретение практических навыков подготовки отдельных занятий в рамках учебных программ;

осуществление научно-методического анализа занятий.

4. Место и время проведения практики.

Научно-педагогическая практика по модулю «Проектирование и реализации образовательных программ начального образования: предметная область «Обществознание и естествознание»» проводится на 2 курсе в 3 семестре и носит рассредоточенный характер.

Базами прохождения научно-педагогических практик магистрантов должны стать учреждения высшего профессионального образования, в том числе и Университет, а также начального общего, среднего специального образования г. Москвы и Московской области.

5. Планируемые результаты обучения при прохождении научно-педагогической практики:

к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16) (табл.1).

Результаты научно-педагогической практики

Количество часов/зачетных единиц

Разработка программ учебных дисциплин естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов, в т.ч. методической направленности, в рамках ООП, ВО

Разработка и апробация программы элективного пропедевтического курса.

Разработка программы дисциплины.

Рецензия на учебную программу.

Проектирование образовательного процесса на основе ФГОС НОО с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятел ьности от игровой к учебной

Разработка блока программы элективного курса.

Разработка конспекта урока / занятия.

Формирование метапредме тных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ ООО

Разработка конспекта занятия

6.Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях 3 3 зач.ед (108 часов) в течение семестра.

7.Структура и содержание научно-педагогической практики 4 .

Содержание научно-педагогической практики магистранта должно соответствовать направлению и программе подготовки, теме его научного исследования, способствовать успешному написанию и защите магистерской диссертации. Оно основывается на перечне основных умений и навыков, необходимых для формирования компетенций, указанных в ООП.

Содержание практики носит бинарный характер. Она включает магистрантов в те виды деятельности, в процессе которых у них формируются различные стороны научно-педагогических умений: хорошо ориентироваться в отборе научной информации, ставить и решать новые вопросы, находить наиболее рациональные конструктивные, технологические, организационные и методические решения. Подготовка, таким образом, осуществляется в направлениях: 1) преподавателя-методиста, владеющего современными образовательными технологиями, умениями определять и выбирать методы, формы и средства обучения; создавать творческую атмосферу в образовательном процессе, разрабатывать авторские программы естественно-методической и методико-обществоведческой направленности; 2) педагога-исследователя, работающего в научной области и способного отслеживать, анализировать современные научные достижения и внедрять их в практику преподавания.

В целом содержание практики по модулям и тематическим разделам представлено в табл.2.

Модули и тематические разделы научно-педагогической практики по модулю

8. Описание форм промежуточной аттестации обучающихся по практике 7 :

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по научно-педагогической практике проводятся с целью определения степени освоения магистрантами образовательной программы модуля. Их учебные достижения в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой.

Промежуточная аттестация магистрантов проводится в форме сдачи дифференцированного зачета (с оценкой). При этом особое внимание уделяется содержанию представленных документов:

развернутого конспекта открытого (зачетного) учебного занятия с учетом заявленных целей с последующей рефлексией;

рецензии на проведение занятия со студентами при прохождении научно-педагогической практики (Приложение 1);

защите проекта-программы элективного курса (ФОС дисциплины).

9. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-педагогической практике:

структурно-логические технологии, представляющие собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способа их решения, диагностики и оценки полученных результатов;

технологии контекстного типа (А.А.Вербитского), ориентированные на активизацию магистров в будущей профессиональной деятельности;

технологии учебного исследования, ориентированные на формирование творческого видения проблемы и решения научно-исследовательских задач.

По итогам практики каждым магистрантом в обязательном порядке сдаются документы:

дневник практики с индивидуальным планом его выполнения сдается в электронном виде на диске и включается в себя: титульный лист, план практики, подробное описание деятельности магистранта в течение каждого дня практики, анализ проведенных мероприятий практики, итоговая рефлексия по полученным результатам (Приложение 2) ;

общий аналитический отчет магистранта о проделанной во время прохождения практики работе (Приложения 3-5);

отзыв о прохождении практики магистрантом, составленный групповым руководителем (или руководителем с базы практики). В отзыве руководителя с внешней базы практики необходимо дать оценку качества работы магистранта, его отношения к работе. Должна быть выставлена рекомендуемая отметка. Отзыв подписывается руководителем практики и руководителем базы практики, заверяется круглой печатью учебного заведения. Для его составления используются данные наблюдений за деятельностью магистранта во время практики, результаты выполнения заданий, а также беседы с практикантом.

Итоговая аттестация проводится руководителем практики по результатам оценки всех форм отчетности, представленных практикантом . Для получения положительной оценки магистрант должен полностью выполнить все содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию.

По результатам научно-педагогической практики получает оценку , которая складывается из следующих показателей: участие в мероприятиях практики; выполнение и защиты проекта (программы элективного курса, собственного занятия); личностные качества практиканта (активность магистранта, отношение к практике, ответственность) при выполнении поручений руководителя. Каждый показатель оценивается по 5-бальной оценочной шкале и 100-балльной рейтинговой системе. Просчитывается средний балл и по примерным нормам для оценки результатов определяется уровень, оценка и баллы за научно-педагогическую практику. Существенным моментом при оценке работы является ее двухуровневый характер: разработка и апробация программы / содержания занятий как со студентами (базовый), так и детьми предшкольного и младшего школьного возраста (дополнительный).

На основе наблюдений, бесед, представленных отчетных материалов также оценивается: характер выполнения заданий практики; характер сотрудничества с лицами, задействованными в ней; аналитическое осмысление магистрантом собственной деятельности; интерес к научно-педагогической деятельности, активность и ответственность; уровень сформированности компетенций.

Оценка «отлично» (от 80 до 100 баллов) ставится если:

научно-педагогическая деятельность оценена как эффективная и качественная;

наблюдалось соотношение теоретических знаний с практическими умениями ведения научно-педагогической, естественно-(обществоведческо)-методической деятельностью;

целесообразно подбирались материалы проекта;

работа проведена на высоком научно-методическом уровне, что отмечено в справке образовательной организации.

Оценка «хорошо» (от 66 до 79 баллов) ставится если:

выполнены все задания, предусмотренные практикой, однако при их выполнении не в полной мере проявились следующие качества: знание технологии научно-педагогической деятельности, владение базовыми знаниями в области методики преподавания естествознания и обществознания на различных образовательных ступенях, основ обществоведческого, естественнонаучного образования и воспитания предшкольников и младших школьников.

Оценка «удовлетворительно» (от 51 до 65 баллов) ставится если:

практикант присутствует не на всех мероприятиях практики, но им выполнены все задания научно-педагогической практики, но при этом продемонстрирован невысокий уровень владения профессиональными компетенциями;

практикант присутствует на всех мероприятиях практики, но им выполнены не все задания, предусмотренные практикой, а качество выполнения свидетельствует о не сформированности ряда формируемых компетенций.

Оценка « неудовлетворительно » (50 баллов и ниже) ставится если:

практикант отсутствует на мероприятиях научно-педагогической практики без уважительных причин;

проявляет небрежность в процессе выполнения заданий практики;

отчетная документация не соответствует предъявляемым требованиям.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-педагогической практики:

Список рекомендуемой литературы:

Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога: учебно-методическое пособие / С. В. Белова. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 148 с.

Богомолова О.Б., Усенков Д.Ю. Искусство презентации: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 446 с.

Бреслав Г.М. Основы психологического исследования: уч. пособие для студентов. – М.: Академия, 2010. – 496 с.

Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения.- М.: ИЦ ПКПС.- 2004.- 84 с. (http://refdb.ru/look/1060431.html).

Козина, Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф.Козина. – М.: Прометей, 2011. – 488 с.

Козина, Е.Ф. Методика обучения предмету «Окружающий мир» в схемах и таблицах (полный курс): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф.Козина. – М.: Экон-информ, 2013. – 228 с.

Креативная педагогика. Методология, теория, практика. / под ред. В.В.Попова, Ю.Г.Круглова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 319 с.

Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. – М.: Академия, 2001. – 120 с.

Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. – М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2013. – 138 с.

Миронов, А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания): учебное пособие / А.В. Миронов. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2013. – 510 с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Учебная литература, 2010. – 128 с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2010. – 192 с.

Савенков А.И. Педагогическая психология. – В 2-х т. Т. 1. – М.: Академия, 2009. – 416 с.

Савенков А.И . Педагогическая психология. В 2-х т. Т. 2. – М.: Академия, 2009. – 240 с.

Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учебное пособие.– М.: Академия, 2008. – 240 с.

журнал «Вестник образования России»- http://www.vestniknews.ru/.

12. Материально-техническое обеспечение научно-педагогической практики:

— технические средства обучения: компьютер, видео и аудиоаппаратура,

— рабочая программа, ФОС.

Рецензия на проведение занятия со студентами при прохождении

Магистранта группы __________________________________________________

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра математики, информатики и естественнонаучных дисциплин дошкольного и начального образования

научно-педагогической практики по модулю

«Проектирование и реализации образовательных программ начального образования: предметная область «Обществознание и естествознание»»

магистранта ____ курса _______________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Место прохождения практики ______________________________________

Сроки прохождения практики _____________________________________

Руководитель практики _________________________________________

(должность, ученая степень, ученое звание,

фамилия, имя, отчество)

Р уководитель практики

Индивидуальный план работы магистранта

( фамилия, имя, отчество )

Приложение 3

Отчет о прохождении научно-педагогической практики по модулю

«Проектирование и реализации образовательных программ начального образования: предметная область «Обществознание и естествознание»»

( фамилия, имя, отчество практиканта )

Сроки и место прохождения научно-педагогической практики________________________

Виды работ, выполненные в период практики ______________________________________

Личностно-профессиональные изменения, произошедшие за время практики (личностно-профессиональный рост, расширение жизненного опыта и т.п.) _____________________________________________________________________________

Профессиональные знания и навыки, полученные в ходе практики __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трудности, возникшие в ходе практики:

содержательные __________________________________________________ _________________________________________________________________

Оценка собственных перспектив профессионального развития ___________

Предложения и пожелания по организации и содержанию практики ________

(Заполняется руководителем практики)

Научно-педагогическая практика магистранта

( фамилия, имя, отчество )

Руководитель практики ______________

Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении

Текст отчета по практике набирается в Microsoft Word и печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4 и содержит примерно 1800 знаков на странице (включая пробелы и знаки препинания): шрифт Times New Roman – обычный, размер 14 пт; междустрочный интервал – полуторный; верхнее и нижнее поля – 2,5 см; левое поле – 3,0 см; правое поле – 1,5 см; абзац – 1,25 см (отчеты, выполненные в рукописном виде, не принимаются).

Объем отчета о научно-педагогической практике – 15–20 страниц (в формате Microsoft Word в соответствии с требованиями, изложенными выше).

В отчет о прохождении научно-педагогической практики должны входить составляющие:

введение, где должны быть отражены цель, место и сроки прохождения практики (даты, количество недель); последовательность прохождения практики, общая характеристика работ, выполненных в процессе практики;

основная часть: описание организации работы в процессе практики; описание выполненной работы по разделам индивидуального плана практики; описание практических задач, решаемых за время прохождения практики; анализ наиболее сложных и характерных случаев, изученных магистрантом; указания на затруднения, которые возникли при прохождении практики; изложение спорных вопросов, которые возникли по конкретным делам, и их решение;

заключение: описание навыков, приобретенных за время практики; предложения и рекомендации магистранта, сделанные в ходе практики;

приложения (не засчитываются в объем отчета о практике).

К отчету также прилагается:

1. Направление на научно-педагогическую практику с отзывом группового руководителя ( в случае, если база практики является внешней).

2. Индивидуальный план практики, подписанный групповым руководителем практики с факультета или руководителем внешней базы практики.

Вся отчетная документация по педагогической практике должна быть представлена групповому руководителю от кафедры не более чем через неделю после окончания практики.

Защита отчетов проводится в университете под руководством преподавателей кафедры, модуля.

Итоговая аттестация по научно-педагогической практике осуществляется в форме дифференцированного зачета. Оценка учитывает качество представленных магистрантом материалов и отзыв группового руководителя о работе магистранта в период практики.

Схема анализа лекционного занятия

При оценке качества лекции первостепенное внимание должно быть обращено на следующее:

1. Научность содержания.

2. Соответствие способа развертывания тезиса уровню подготовленности слушателей.

3. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.

4. Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.

5. Воздействие личности лектора на аудиторию.

6. Выразительность и доступность речи.

Каждый лектор должен быть знаком со схемой анализа лекции. Знание схемы дает возможность преподавателю-лектору при подготовке и чтении лекции учесть все выделенные в ней элементы, все основные требования и добиться более высокого ее качества (см. схему).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *