учебно методическое сопровождение обучающихся в проектном обучении
Методическое сопровождение проектной деятельности студентов СПО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
проектной деятельности студентов
Серёгина Юлия Владимировна
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ливенский строительный техникум», город Ливны
Где господствует дух науки,
там творится великое малыми средствами.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования призваны обеспечить вариативность содержания образовательных программ. Преподаватель получает возможность менять её содержание, учитывая образовательные потребности и способности обучающихся таким образом, чтобы подготовить квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного в своей профессии. Он должен уметь самостоятельно ориентироваться в смежных областях деятельности, быть готовым к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Акцентировать внимание на формировании конкурентоспособной, всесторонне развитой личности обучающихся позволяет переориентация образования на компетентностный подход. Он означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда. Поэтому компетенции «охватывают способность, готовность, необходимую для осуществления какого – либо рода деятельности».
В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах. С.Е. Шишов рассматривает категорию компетенции «как общую способность, основанную на знаниях, ценностях, склонностях, дающую возможность установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы» [5].
Анализ требований ФГОС показал, что обучающиеся образовательных учреждений среднего профессионального образования должны обладать общими и профессиональными компетенциями. Общие компетенции – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.
Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами. В соответствии с их содержанием, общие компетенции можно разделить на три группы: предметные, общепредметные и метапредметные, которые являются ключевыми.
Примером метапредметной компетенции может служить проектная компетенция. Она представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
Проектная компетентность наиболее полно отражает современные требования к качеству профессионального образования в аспекте развития личности обучающегося, формированию его личностной готовности к дальнейшему повышению образования. Это предусматривает участие обучающихся в учебном процессе в качестве субъекта обучения, т. е. знания не преподносятся им в готовом виде, а самостоятельно добываются в ходе проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.
Организация проведения проектной деятельности в профессиональном учебном заведении имеет следующие цели:
1. активизировать познавательный интерес студентов;
2. развить их способности к самостоятельной мыслительной и аналитической деятельности;
3. активизировать интеллектуальный потенциал каждого студента.
Общими задачами проектного метода обучения являются повышение уровня мотивации к обучению, расширение представлений о науке с помощью внутрипредметных и межпредметных связей, расширение общего кругозора студентов, раскрытие их творческого потенциала. [4]
В образовательном процессе профессиональных учебных учреждений проектная деятельность студентов реализует несколько взаимосвязанных функций:
образовательную (расширение и актуализация знаний по различным учебным дисциплинам; развитие представлений о межпредметных связях; освоение информационных технологий и повышение уровня работы с разнообразными средствами коммуникации; закрепление общих и специальных научных понятий и категорий изучаемых дисциплин и пр.);
развивающую (развитие познавательной активности, познавательного интереса, познавательной самостоятельности студентов, позиции исследователя, творческих способностей и т.д.);
деятельностную (привлечение студентов к самостоятельной исследовательской деятельности; овладение современными методами поиска, обработки и использования научной информации; освоение исследовательского подхода к любому виду деятельности и пр.);
стимулирующую (формирование установки на имманентность наличия исследовательских компетенций у будущего специалиста любой сферы деятельности) и т.д. [2]
Говорят, что настоящего исследователя отличает от всех других людей особого рода голод – к поиску, парадоксам и решениям! Уже расхожей в педагогике стала притча о голодном человеке и ловле рыбы. Важно не просто накормить голодного рыбой, главное – научить его её ловить! [7]
Только совместная с преподавателем деятельность даст обучающемуся возможность освоить новые знания, умения и навыки, усовершенствовать уже имеющиеся и овладеть универсальными учебными действиями.
Осуществляя руководство проектом, преподаватель:
планирует структуру, основных этапов работы, масштабов исследования, сроков их выполнения;
анализирует мыслительную, интеллектуальную деятельность студентов и выявление причин, затрудняющих реализацию замысла;
прогнозирует результативность проекта, возможности и области её практического применения, приобретения новых знаний;
контролирует и оценивает каждый этап работы, корректирует действия;
стимулирует студентов на поиск новых технологий, методов, приемов, позволяющих достичь необходимого результата. [10]
При использовании проектной деятельности на уроках иностранного языка следует помнить, что язык здесь выполняет свою основную функцию – становится средством познания и общения, а не целью обучения.
Надо отметить, что проектно-исследовательская деятельность всегда очень индивидуальна. Она позволяет работать исходя из индивидуальных особенностей обучающихся. Более слабые студенты при выполнении проектов могут существенно улучшить свой уровень владения языком. При этом проекты способных студентов могут выходить далеко за рамки обычного учебного материала. Для их выполнения должна проводиться более серьезная работа, требующая большего количества времени, чем проекты 1-2 занятий. Такие проекты могут и должны быть представлены не только на занятиях, но и на учебных конференциях различных уровней, что помогает обучающимся не только усваивать материал, но и учиться выступать на публике, поднимать свою социальную значимость.
Проектная деятельность может осуществляется как на уроке, так и во внеурочное время.
Примерами аудиторной проектной деятельности обучающихся являются проблемные уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, дебаты.
Виды исследовательской деятельности на уроках английского языка
3. Кейс-технологии, т. е. обучение на конкретных примерных ситуациях из повседневной или профессиональной жизни. Сущность этого способа обучения заключается в том, что обучающимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей проектной деятельности. Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.
Внеурочная проектная деятельность, являющаяся логическим продолжением урочной деятельности, представлена реферативной работой, проектной работой, учебно-исследовательской работой, олимпиадами и конференциями.
Проектная работа это деятельность обучающихся, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Такая работа предполагает наличие основных этапов, характерных для реального научного исследования и в целом соответствует в научной сфере традициям. [9]
Роль педагога различна на разных этапах организации проектной деятельности.
Каждый этап этой работы требует как от преподавателя, так и от обучающегося полной концентрации внимания и умственного напряжения.
II этап. Определение темы, целей, постановка задач и гипотезы. На этом этапе преподаватель уже выступает в роли консультанта, его роль уже не является доминирующей.
III этап. Выполнение работы. Идет поиск нужной литературы, составляется план, определяются методы работы с литературой и методика проведения исследования.
Преподаватель – консультант, обучающемуся предоставляется максимальная самостоятельность.
IV этап. Анализ деятельности, обобщение и вывода. Преподаватель и обучающийся обсуждают вопросы оформления работы, использование технических наглядных средств при защите работы. На этом этапе, они — равноправные партнеры. [8]
Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда обучающемуся позволяется самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.
По мнению обучающихся, занятых проектной деятельностью, этот вид работы интересен им потому, что они самостоятельны в генерировании идей, в решении проблем. А самым интересным этапом работы над проектом является исследовательский. Анализ опроса мнений обучающихся, выполняющих учебно – исследовательские проекты показал, что они стали выше оценивать свои возможности и способности, лучше понимать учебный материал, и потому стали более успешными.
Тематика практико – ориентированных проектов связана непосредственно с будущей профессией. Так для технологов пищевой промышленности актуальны темы: «Гастрономическая лексика ресторанов Лондона», «Особенности английской национальной кухни», для техника – монтажника системы вентиляции и отопления: «Энергосберегающее строительство стран Западной Европы», «Инновации систем отоплении» и т. д. Спектр подобных проектов существенно расширяется за счет использования межпредметной интеграции.
Социально – значимая тематика представлена в основном проектами на волнующие современное общество темы: «Проблема беженцев XXI века. Взгляд с туманного Альбиона», «Немецкие письма с Восточного фронта».
Учебно-исследовательская деятельность студентов в процессе обучения иностранному языку рассматривается как непрерывная, целенаправленная, методически обоснованная деятельность, в основе которой лежат следующие принципы: самостоятельность, осознанность, сотрудничество, проблемность, продуктивность, личностная направленность, опора на межпредметную интеграцию, последовательность, а также исследовательский принцип. [5]
Применение в учебном процессе и во внеурочной деятельности элементов проектной работы является современным и инновационным методом обучения, обеспечивающим процесс формирования у студентов профессиональных компетенций.
Одним из главных методических подходов в организации проектной работы является способность преподавателя превратить исследовательскую деятельность студентов в эффективный инструмент развития их творческих способностей. Организованная таким образом проектная деятельность студентов способствует, с одной стороны, повышению уровня иноязычной компетенции, а с другой – саморазвитию творческих сил студентов, их готовности к самостоятельной исследовательской деятельности по окончании техникума.
Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности/И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. – Ижевск – Москва: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2001. – 103 с.
Белых, С.Л. Управление исследовательской активностью студента [Электронный ресурс] : метод. пособие для преподавателей вузов и методистов / под ред. А.С. Обухова. – Ижевск : УДГУ, 2007. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/3/0182/3_0182-45.shtml#top.
Иванова Ж.Г. Организация исследовательской работы сту-дентов / Иванова Ж.Г. // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 224-226.
Савина Е. В. Компетентностный подход в профессиональном образовании [Текст] / Е. В. Савина // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (5). — С. 249–252. — ISSN 2411-8184.
Козлова Л.П. Исследовательская работа как средство формирования творческих способностей студентов профессионально-педагогического колледжа. Автореф. дисс. …канд. пед. наук /Л.П. Козлова.– Брянск, 2000. – 20 с.
Гоман Ирина Германовна, учитель английского языка школы № 72, г. Новокузнецк Кемеровской области «Исследовательская работа на уроках английского языка
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
Брыкова О. В., Громова Т. В. Проектная деятельность в учебном процессе Москва, Чистые пруды, 2006
Стрельникова Т. Д. Обучение с помощью кейс-технологий «Справочник заместителя директора школы» №4 2009
Проект «Организация и сопровождение проектной деятельности обучающихся на основном уровне образования с целью реализации программы развития формирования универсальных учебных действий»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« Организация и сопровождение проектной деятельности обучающихся на основном уровне образования с целью реализации программы
развития формирования универсальных учебных действий »
Гомзина Ольга Николаевна, Тульская область;
Бухтиярова Ольга Николаевна, Курская область;
Чернышова Наталья Владимировна, Тульская область;
Федосова Елена Николаевна, Курская область.
Образовательные организации Курской и Тульской областей.
Гомзина Ольга Николаевна,
Бухтиярова Ольга Николаевна,
Чернышова Наталья Владимировна,
Федосова Елена Николаевна,
(где будет проходить работа по проекту)
Курская и Тульская области
Целевая социальная группа
(кто получит помощь или поддержку)
Администрация образовательного учреждения, учителя, обучающиеся, родители (законные представители)
C рок и продолжительность проекта (месяцев)
октябрь 2018г. – декабрь 2019г.
Раздел 1. Общие положения.
1.1 Актуальность выбранной темы………………………………. ……. 5
1.2 Обоснование выбора образовательной организации………………. 6
Раздел 2. Содержание проекта
2.1 Формулировка заказа. Цель и задачи…………………………. 8
2.2 Алгоритм управления проектной деятельностью ………………..11
2.3 Ожидаемые результаты ……………………………………………. 13
2.4 Индикаторы реализации проекта………….…………………. 13
2.5 Организация управления проектом… ……………………. 14
Раздел 3. Этапы и контрольные точки
3.1 Этапы реализации проекта………………………………. ….. 17
Раздел 4. Бюджет проекта
4.1 Ресурсное обеспечение проекта ……..………………………….…..20
4.3 Материально-техническое оснащение проекта……….………….…23
Раздел 5. Ключевые риски и возможности
5.1 Риски и возможности проекта. ………………………………..…. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………26
Ведущими направлениями образовательной политики России на современном этапе является модернизация образования и инновационное развитие.
Происходящие в образовании изменения требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Сегодня акцент делается на формирование личностных компетенций обучающихся, творческой инициативы, навыков самостоятельной работы в информационном пространстве, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни и профессиональной деятельности проблем, самоопределения. Это обусловило широкое введение в образовательных организациях методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.
Организации и сопровождению процесса проектной деятельности обучающихся должно уделяться первостепенное внимание со стороны администрации школы и педагогов, так как ФГОС предполагает обязательную подготовку и защиту итогового проекта предметного или метапредметного характера на уровне основного общего образования.
Требование ФГОС предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса в рамках проектной деятельности. Для её реализации необходимо разработать унифицированный алгоритм организации и сопровождения проектирования, участниками которого должны стать администрация, педагоги и родители общеобразовательной школы.
Раздел 1. Общие положения.
1.1 Актуальность выбранной темы
На основании приказа министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 29.12.2014г №1644)», Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в образовательной организации основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Таким образом, проектная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью современного образования и одним из направлений его развития.
Организация проектной деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях требует наличия организационно-управленческих решений, методических разработок, кадровых и информационных ресурсов. Однако во многих образовательных учреждениях отсутствует унифицированный алгоритм организации и сопровождения процесса проектирования. Более того, в действующих нормативных документах в сфере образования также отсутствуют единые требования к данному механизму.
Перечисленные факторы побудили к созданию проекта « Организация и сопровождение проектной деятельности обучающихся на основном уровне образования с целью реализации программы развития формирования универсальных учебных действий». Реализация данного проекта положительно скажется на результативности образовательного процесса, выполнении требований ФГОС и основной образовательной программы образовательного учреждения, а также будет способствовать эффективному управлению проектной деятельностью.
1.2 Обоснование выбора образовательной организации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7» (далее Средняя школа №7) является самым крупным образовательным учреждением района, в школе обучается 752 обучающихся, педагогический коллектив составляет 46 человек.
Органами управления Школы являются: Совет Школы, Педагогический совет, общее собрание работников учреждения, Общешкольный родительский комитет, Совет профилактики правонарушений. Порядок создания, состав и полномочия органов самоуправления, а также порядок их деятельности определяются Уставом школы.
Школа имеет статусы:
— ш кола является муниципальным ресурсным центром по реализации ФГОС НОО, ООО, СОО ;
— базовой региональной площадкой ИПК и ППРО г. Тулы. Тема научно-исследовательской деятельности базовой площадки: «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как условие достижения планируемых результатов образовательной программы общего образования в условиях перехода на ФГОС».
Потенциал образовательного учреждения
для эффективной реализации проекта.
Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом, готовый к апробации и внедрению в образовательный процесс школы инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования.
Школа располагает необходимыми ресурсами и инфраструктурой для осуществления проектной деятельности. Материально-техническая база школы соответствует санитарным нормам, правилам пожарной безопасности и позволяет решать задачи обучения и воспитания детей.
В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального, основного общего образования, создается фундамент для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов ФГОС СОО.
Школа обладает опытом работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся, что является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования учащимся школы в соответствии с запросами личности.
Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми. Проводятся элективные курсы, факультативы, индивидуальные консультации, олимпиады, конференции, конкурсы.
Созданы условия для повышения уровня качества образования, эффективности урока. Организована индивидуальная работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении. Организован комплексный административный контроль состояния преподавания предметов.
Сформирована система органов ученического самоуправления. Организована работа органов общественного управления школой, которые являются основой для расширения социальной открытости школы для окружающего социума и создания системы эффективного управления школой.
Созданы условия формирования и самореализации личностных компетенций обучающихся, творческой инициативы, навыков самостоятельной работы.
Нормативным документом, определяющим основные векторы деятельности образовательной организации, является основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №7».
Педагогическое сопровождение проектной деятельности
Проектный метод обучения активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает креативное мышление, формирует поисковые навыки, развивает умения систематизировать полученную информацию и применять ее в практической работе. Учитель, применяя метод проекта в процессе обучения, выступает в роли консультанта, координатора и помощника в процессе познания.
Педагогическое сопровождение проектной деятельности
Метод проекта сегодня актуален. Он активно используется на уроках, его применяют во внеклассной работе.
Метод – категория дидактическая. Это способ организации процесса познания, овладения определенной областью практического или теоретического знания. Когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. А это – технология.
Многочисленные исследования показали, что успешность человека определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Поэтому актуальность метода проектов в наши дни обуславливается необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления, что как раз находит отражение в проектной деятельности.
Метод проектов способен решить проблемы формирования личности, обладающей перечисленными качествами, который, в силу своей дидактической сущности, помогает решению ряда задач:
Успех реализации метода проектов зависит от того, насколько технологично он проработан, от правильной организации работы и совместных усилий участников проекта на всех этапах и стадиях.
Если педагог решил использовать при изучении какого – то раздела программы метод проектов, он должен тщательно разработать, просчитать последовательность всех действий.
Когда предполагается, что учащиеся по предлагаемой им ситуации должны сами сформулировать проблему, учитель сам прогнозирует несколько таких возможных проблем, которые могут попасть в поле зрения учеников, либо к которым он будет их вести наводящими вопросами и ситуациями. Преподаватель должен показать, насколько значима рассматриваемая проблема, в какой степени она волнует его, что и ему интересно, поэтому он готов включиться в поиск для ее решения.
Задача педагога – заинтересовать учащихся актуальностью данной проблемы, направить их мыслительную, коммуникативную и практическую деятельность на актуализацию имеющихся у них знаний и умений на приобретение новых.
Учитель должен для себя четко определить учебные задачи для учеников (т.е. что предполагается в ходе проектной деятельности сформировать у школьников, подобрать необходимый материал (печатный, звуковой, видео, в том числе и из электронных источников)), к которому он предложит обратиться.
Надо продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию занятий, на которых предполагается использовать метод проектов.
Педагогу необходимо отслеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом. С этой целью используется возможность самоконтроля и взаимоконтроля.
Роль преподавателя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока (помощника, консультанта, наблюдателя). Каждый учитель имеет собственный стиль обучения. В зависимости от типа работы, которая проводится в данный момент на занятии, педагог ведет и поддерживает самостоятельность учащихся. Роль учителя как носителя информации уместна на том этапе урока, когда ученикам необходимы исходные сведения, когда требуются пояснения к заданиям, при смене этапов урока.
Роль наблюдателя важна в тот момент, когда школьники работают самостоятельно в парах или в подгруппах. В это время педагог может помогать отдельным ученикам или всей подгруппе Учитель принимает роль консультанта, когда учащимся при самостоятельном выполнении задания требуется совет или определенные источники информации.
Таким образом, современный учитель – это прежде всего организатор процесса познания, координатор и помощник. Это человек, который поможет выбрать правильный путь в мире знаний. Степень активности учителя и учащихся на разных этапах и стадиях различна. Степень включенности учителя в деятельность учеников зависит от ряда факторов: от этапа и стадии проекта, типа проекта, сформированности у учащихся умений и навыков проектной деятельности, предметных знаний.
В любом случае, школьникам нужна помощь учителя, которая гарантировала бы им длительный процесс обучения.