учебный план дистанционного обучения

Дистанционное обучение: как учителю организовать и cпланировать день

Всем педагогам, оказавшимся в этой трудной ситуации, пригодится опыт преподавателей Skysmart: они уже много лет учат детей дистанционно и знают, что удаленный режим обучения — не катастрофа, а шанс попробовать новые методы и освоить азы (навык, особенно важный в нынешней ситуации).

Обустройте место для удаленной работы

Планирование онлайн занятия начинается с планирования собственного дня и организации рабочего места. Большинству учителей непривычно работать из дома, особенно вести видеоуроки. Но придется приспосабливаться. Постарайтесь выделить угол, где поставите компьютер или ноутбук, и проследите, чтобы во время видеоконференции в кадр не попало ничего лишнего. В идеале фоном должны быть пустая стена.

Разместите под рукой все необходимое — блокнот для пометок, листочек со всеми паролями и доступами, стакан воды, очки. Все, что может потребоваться во время занятия.

Очень важная рекомендация — установка правильного освещения: если источник света находится позади вас, ученики увидят на экране только темный силуэт. В сумрачной комнате лучше поставить перед собой маленькую лампу, чтобы лицо было освещено.

Возможно, вам придется провести разъяснительную работу с домашними и объяснить им, что во время проведения вам необходима абсолютная тишина — детей, собак и котов на это время лучше держать подальше от компьютера.

учебный план дистанционного обучения

Разработайте план перехода на дистанционное обучение

Удаленное обучение школьников можно устроить тремя способами.

учебный план дистанционного обучения

Все эти варианты дистанционного обучения школьников имеют право на жизнь. Но многие преподаватели выбирают последний. Индивидуальный план работы учителя в этом случае включает одну видеовстречу со всем классом в неделю, постоянный контакт с учениками через мессенджеры и самостоятельную работу учеников по заданиям, полученным от учителя.

На видеовстрече преподаватель разбирает самые сложные моменты, отвечает на вопросы и формулирует задание для самостоятельной работы. Такое планирование позволяет поддерживать контакт педагога и класса, сохранять индивидуальный подход и при этом не перегружать все стороны процесса.

Нередко учителя, опасаясь, что план дистанционного обучения в школе оставляет детям слишком много свободного времени, стараются нагружать их по полной. Но не стоит забывать, что ученикам тоже непросто перестроиться на удаленку. Не следует перегружать их домашней работой (многие школьники отмечают, что сейчас им приходится заниматься даже больше, чем раньше!) — лучше постараться найти действительно толковые задания, которые помогут увлечь школьников.

учебный план дистанционного обучения

Выберите образовательный инструментарий

План работы учителя на период дистанционного обучения предполагает наличие решений для постановки задач и контроля их выполнения. Иными словами, нужно выбрать сервис, при помощи которого преподаватель будет давать ребенку домашнюю работу и проверять ее.

На самом деле хорошие новости ждут преподавателей уже на этом этапе. Потому что платформ такого рода много, все они — прямо сейчас, в режиме реального времени — стараются стать надежнее, проще и удобнее для пользователей. И самое главное — в большинстве случаев система сама проверяет задания, так что учителю не нужно проводить вечера над тетрадками. Обратная связь приходит в режиме реального времени и педагог видит, кто и как из его класса справился с заданием.

Крупных платформ, которые помогут детям обучаться в почти прежнем режиме, десятки. Очень популярны Учи.ру., Платформа новой школы, «Российская электронная школа», ЯКласс. С их помощью можно составить конспект урока и план работы по дистанционному обучению.

Недавно Skysmart вместе с запустили Skysmart Класс — задания для учеников 1–11 классов по математике (с 7 класса — по алгебре и геометрии), русскому языку, обществознанию и английскому языку. Сервис отличается простотой — учитель выбирает задание и отправляет ученикам ссылку на него, а потом на той же самой странице видит статистику по классу. Разработка Skysmart предназначена для тех, у кого нет ни времени, ни желания разбираться в сложном функционале.

учебный план дистанционного обучения

Эти инструменты помогут сформировать план дистанционной работы учителя и одновременно снять с него значительную часть нагрузки — составление и проверка домашних заданий теперь занимают не часы, а минуты, если не секунды.
Поскольку организованный переход на удаленное обучение случился внезапно, нагрузка на платформы резко возросла, и в первые дни ученики и учителя жаловались, что не все сайты работают корректно. Но сейчас ситуация стабилизировалась, а порталы нашли способы справиться с таким наплывом пользователей.

Найдите электронные версии учебников

Как составить план дистанционного обучения, если до сих пор вы пользовались «бумажной» методической литературой? Найти ее же, но в интернете.

Все учебники и методические пособия, которыми учитель пользуется в своей ежедневной работе, можно отыскать в оцифрованном виде — причем эти электронные версии нередко предоставляются бесплатно. расширяют и возможности для дополнительной работы — преподаватель всегда может найти и переслать ученикам ссылку на нужную книгу.

Электронные учебники по всем предметам с 1 по 11 класс, пособия, энциклопедии, словари, книги по истории, искусству, культуре и прикладным наукам можно найти в Московской электронной школе, «Библиошколе», библиотеке 11 классов, сайте Библиотекарь.ру.

Их можно читать с экрана, хотя это и не особенно удобно. Проще скачать на смартфон или планшет для открытия книг в формате epub, fb2, txt,rtf и doc — Cool Reader, AlReader, EPUB Reader или любое другое, функционал у них почти одинаковый. А если вы читаете с компьютера, воспользуйтесь браузерной читалкой — например, OmniReader, она проста до примитивности, но читать текст с экрана вам будет гораздо комфортнее.

учебный план дистанционного обучения

Опишите ученикам новый учебный процесс

О том, как теперь будут проходить занятия, нужно договориться с самого начала. Если школьный распорядок был хорошо знаком и учителям, и родителям, и педагогам, то теперь все посыпалось и правила нужно обозначать заново.

Потратьте пару дней на составление четкого гайдлайна для учеников (и их мама и пап). Впоследствии это сбережет вам немало времени и нервов, ведь к вам постоянно будут обращаться за вопросами и разъяснениями.

Пропишите в правилах, в какое время и каким образом вы будете проводить видеоконференции, где искать записи уроков и электронные учебники, сколько заданий нужно выполнять в неделю, до какого времени они принимаются (и с какого момента считается, что ученик не сделал домашку), как именно задания будут рассылаться и как ученики будут получать обратную связь. Отметьте, каким образом школьники будут присылать вам выполненные задания — на почту, в WhatsApp, в электронный журнал, в чат ВКонтакте или еще. Иначе вам в конце дня придется собирать ссылки из всех мессенджеров (и вы наверняка упустите).

Кстати, будьте готовы к тому, что ученики будут постоянно забывать и терять логины и пароли. Поэтому желательно использовать обучающие сервисы, не требующие регистрации и сложных входов для ученика. Или приучить учеников хранить логины и пароли в надежном месте.

учебный план дистанционного обучения

Договоритесь, в какой форме будете принимать задания

Учителя пытаются изобрести удобный способ просматривать домашку, сделанную учениками — например, просят сфотографировать страницу тетради и выслать им на почту (и тонут в обилии картинок, на которых никак не сделать пометки). Эти сложности ни к чему: уже давно существуют удобные инструменты, позволяющие выполнять задания для дистанционного обучения.

Любые письменные работы удобно принимать в формате Google Документов. Этот же инструмент позволяет одновременно работать над одним документом, оставлять правки, комментарии и замечания, а также создавать презентации. С остальными заданиями по математике, иностранным языкам, обществознанию, русскому, физике и другим предметам вам помогут образовательные сервисы, о которых мы говорили выше.

И главный совет от преподавателей Skysmart — не паникуйте! Пусть пока и не совсем понятно, как обучать дистанционно, очень скоро вы втянетесь и сами увидите, что технология очень удобна.

учебный план дистанционного обучения

Составление программы с применением интерактивных заданий позволяет разнообразить уроки, добавить игровой элемент и сделать занятия более современными и интересными. Помимо заданий проде «прочитать параграф № 5», вы можете предлагать детям посмотреть обучающий видеоролик или стрим, провести опыты в виртуальной лаборатории VirtuLab. Или создать свою собственную викторину по теме урока при помощи сервиса Quizizz и превратить рутинный тест в азартное соревнование между детьми, где каждый обучающийся может сразиться за приз (например, ссылку на крутой образовательный ).

Возможно, вы заметите, что дисциплина улучшилась — во время видеоконференции в виртуальном классе у детей намного меньше возможностей безобразничать и шуметь. А вот доверия, наоборот, станет больше: формат чата располагает к контакту. Новый план организации работы требует некоторых усилий, но совсем скоро вы увидите, что оно того стоило.

Источник

Рабочая программа Дистанционного обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Обская средняя общеобразовательная школа

Заместитель директора по УВР МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова»

Директор МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова»

_____________/ О.В. Смагина/

Приказ № ___от________20 г.

Рабочая программа по внедрению дистанционного обучения в школе

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся………………….

Основной целью дистанционного обучения школьников является:

предоставление учащимся школы доступа к качественному образованию;

обеспечение возможности изучения учебных предметов на расширенном и углубленном уровне, активного участия в олимпиадах и конкурсах;

включения в процесс обучения новых учебных предметов за рамками основных образовательных программ среднего (полного) общего образования;

выбора общеобразовательных дисциплин при предпрофильном и профильном обучении в старшей школе;

обучения школьников с медицинскими ограничениями и детей – инвалидов для получения регулярного образования и не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной форме;

реализация права ребенка на получение образования с учетом потребностей и возможностей в форме семейного образования

освоения образовательных программ в режиме экстерната

с использованием современных информационных технологий.

. Использование дистанционного обучения способствует решению задач повышения эффективности:

учебной деятельности учащихся;

организации учебного процесса;

использования возможностей информационно – коммуникационных технологий при организации учебно-воспитательного процесса в рамках программы развития школы как образовательного учреждения адаптивного типа, реализующей компетентностный подход в образовании и воспитании школьников.

Актуальность и необходимость организации работы по дистанционному обучению школьников:

усиление активной роли школьников в собственном образовании за счет персональной образовательной траектории

выбор доминантных направлений, форм и темпов обучения в разных образовательных областях

использование доступных образовательных ресурсов

получение консультации квалифицированного специалиста

применение интерактивных форм занятий

усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения

возможность получения экспертного заключения результатов своей деятельности

развитие широкого мировоззрения и успешная социализация.

Дистанционное обучение в школьной среде рассчитано:

на школьников, желающих приобрести новые знания, увлеченных тем или иным учебным предметом,

на выпускников школы, готовящихся к поступлению в профессиональные образовательные учреждения среднего и высшего образования

на тех, кто не имеет возможности получить образовательные услуги в традиционной форме,

на детей с медицинскими ограничениями для получения регулярного образования в стационарных условиях,

участников олимпиад и конкурсов.

Преимущества дистанционного обучения:

нет пространственных и временных ограничений, оно доступно для заинтересованных учащихся,

это домашнее обучение, оно обеспечивает здоровьесберегающую обстановку при обучении в удобное время и в посильном режиме;

это альтернативное обучение: оно расширяет выбор форм и методов обучения сверх принятых в классной системе обучения,

это дополнительное образование: углубляет и расширяет знания при подготовке к поступлению или к участию в олимпиадах,

это опережающее обучение: оно открыто, учащийся видит весь курс в целом, может самостоятельно проработать какие-то его части, тренинги и др.

это демократичное образование: нет жесткого регламента, каждому обучающемуся уделяется особое внимание, поддерживается его интерес, его мотивация к самообразованию,

это креативное образование: оно создает творческую среду для подготовки к деятельности в разных социальных сферах;

это активное и мотивированное обучение: никто не заставляет школьника проходить дистанционный курс, он выбирает его сам.

Основными принципами организации дистанционного обучения являются :

принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся

Срок освоения темы

Срок предоставления задания на проверку

электронный семинар (форум)

Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями интернета, можно условно разделить на три группы:

поиск информации — работа с браузерами, базами данных, справочными системами и т. п.;

публикация в сети — создание веб-страниц, сайтов.

Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.

поиск информации в интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:

составление аннотированных ссылок,

рецензия на сайт по теме,

работа с веб-квестами,

сбор мультимедийного материала к теме,

иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета;

создание тематических веб-страниц, создание веб-квестов,

публикация выпускных работ, статей, создание тематических банков данных,

создание фотосериалов и других мультимедийных ресурсов.

Возможны следующие формы организации обучения с учетом технологических возможностей ДО на базе интернета:

Лекции. Лекции в системе дистанционного обучения могут быть представлены в различных видах:

лекция через видеоконференцию

Семинары ( групповое обсуждение слушателями темы учебной программы под руководством преподавателя). Могут быть реализованы с помощью:

Проекты (групповые, индивидуальные исследовательские, творческие, информационные, техническая база: все сервисы интернета).

виртуальный лабораторный практикум (имитация эксперимента)

работа с приборами на удалении (сетевой удаленный доступ к реальным лабораторным установкам)

Индивидуальные задания (эссе, рефераты, задачи и др.).

Контроль (онлайн-тестирование, экзамены, зачет; требуется специализированное программное обеспечение).

Игры. По характеру игровой методики выделяют:

Имитационные игры. Имитируется деятельность какой-то организации, предприятия, фирмы. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (совещание, разработка проекта и т. п.), а также обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.

Операционные игры. Помогают отработать выполнение каких-либо специфических операций (например, сформировать навык работы с электронной почтой или пользования поисковой системой).

Исполнение ролей. Отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Разрабатывается модель — пьеса со сценарием, между участниками распределяются роли.

«Деловой театр». Разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Участник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.

Ситуационный анализ (кейс-стади). Задача ситуационного анализа состоит в комплексном исследовании конкретной ситуации и оценке эффективности принятых решений.

Формы контроля учебной деятельности

решение задач. Это могут быть интерактивные задания, при которых ответы сразу пересылаются преподавателю или становятся видны пользователю;

написание и защита рефератов: реферат-обзор, реферат-рецензия (реферат в электронном виде размещается на сайте курса, а защита проводится в виде чата или обсуждения в телеконференции);

анализ существующих в сети рефератов на данную тему, их оценивание (размещается на форуме дистанционного курса), создание рейтинга студенческих работ (голосование на форуме);

составление коллекции аннотированных ссылок интернета по теме;

рецензия на сайт по изучаемой теме и ее презентация (по списку рассылки или на форуме);

обзоры профессиональных телеконференций, анализ обсуждения актуальных проблем (работа размещается в индивидуальном портфеле);

«поиски сокровища». Преподаватель находит (или прячет) где-то в сети интересный документ, который слушатели должны найти с помощью поисковых систем, используя ключевые слова, формулируя другими словами заданную проблему (интересное задание для изучающих иностранные языки);

прослушивание и анализ тематических радиопередач, транслируемых через интернет (анализ размещается в индивидуальном портфеле);

просмотр и анализ тематических телепередач или видеороликов в сети;

сбор мультимедиа-материалов к заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио), (работа размещается в индивидуальном или групповом портфеле);

иллюстрация найденного текста своими мультимедиа-материалами (графика, схемы, таблицы и т.д.),

консультация экспертов. Слушатели могут обратиться за разъяснениями к человеку, считающемуся экспертом в данной области (вопросы и полученные ответы размещаются в форуме курса);

проведение опросов. Выбирается интересующая слушателей тема, например, отношение к выборам, и опрашивается возможно большее количество людей в сети или обычными методами опросов. Результаты анализируются и предоставляются всем желающим, размещаются на сайте курса;

обсуждение заданной темы или вопроса (в асинхронной телеконференции или форуме). При этом следует учить слушателей аргументированию собственной позиции;

ролевая игра, которую ведет слушатель.

ролевая игра, которую ведет преподаватель.

консультации. Могут проводиться по электронной почте. Иногда можно проводить в виде чата. В этом случае преподаватель назначает регулярное время, когда он будет в сети — например, по средам с 18.00 до 19.00;

тематический чат. Он может иметь различные сценарии проведения. При подготовке заданий для чата в электронном учебнике укажите название обсуждаемой темы и вопросы для обсуждения;

присутствие на расстоянии. Видеоконференции могут дать слушателям возможность на различных образовательных мероприятиях (семинарах, конференциях, презентациях);

виртуальные лабораторные работы. Возможны по физике и другим естественно-научным дисциплинам. Осуществляются с помощью особых программ;

создание видеороликов и фотосериалов. Современные цифровые фотоаппараты помогут создать видео или серию изображений на заданную тему. Это может быть заданием для слушателей — создать веб-страницу, фотоальбом с описанием какого-либо процесса. Фотосериал занимает значительно меньше места, чем видеоролик, и очень часто показывает те же операции нагляднее. Можно использовать в ходе обучения и гуманитарным предметам, так как они позволяют показать развитие ситуации.

Приведенный перечень далеко не полон. У каждого преподавателя есть свои любимые приемы работы, которые можно было бы адаптировать к новой технологии.

В каждом модуле может использоваться не более двух-трех типов зачетных заданий.

При организации контроля учебной деятельности в сети также очень важным является вопрос, кто же будет оценивать знания слушателей.

Проверять выполненные задания могут:

Преподаватель. Это самый удобный вариант осуществления контроля, поскольку здесь происходит личный контакт преподавателя и слушателя. Проблемой при этом является охват слушателей одним преподавателем. Опыт проведения дистанционных курсов показывает, что один преподаватель в сети может вести не более 15–20 слушателей.

Другие слушатели. При проведении дистанционного обучения очень часто используется прием парной или групповой проверки зачетных письменных работ.

Компьютерная программа. Поскольку многие контрольные задания, которые должны выполнить учащиеся при дистанционном обучении в интернете, являются более или менее стандартизированными, то обрабатывать их может специально подготовленная компьютерная программа

Литература

Андреев А.А. Введение в дистанционное образование.

Архипов К.Е. Некоторые принципы построения современных дистанционных курсов.

Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. — Томск: Изд-во Томского Государственного университета, 2003.

Канаво В. Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет. edu.of.ru/attach/17/5982.doc

Методические рекомендации. ГОУ ДПО «РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ».

Моисеева М.В. Основные технологии дистанционного обучения.

Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/ Под ред. к.п.н. М.В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004.

Насонова Ю.М., Федорова Е.Ф. Подготовка материалов для разработки электронных учебно-методических ресурсов: в помощь авторам. Методические указания для авторов-разработчиков ЭУМР.

Подготовка и проведение учебных курсов в заочно-дистанционной форме обучения. Методические рекомендации преподавателям. Изд-во СПбГТУ, 2000. Под редакцией профессора И.А. Цикина.

Полат Е.С. Контроль знаний в дистанционном обучении.

Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения.

Северова Н.Ю. Электронные учебно-методические комплексы.

Семилетов С.И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета.

Солдаткин В.И. Основы открытого образования.

Источник

Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель

Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение.

Новые требования к знаниям, стремительное развитие информационных технологий, появление новых методик обучения, стандартизация программ образования в различных странах мира – все это требует тщательного пересмотра подхода к системе обучения, которая должна по максимуму использовать доступные телекоммуникационные, информационные и педагогические технологии.

Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя-тьютора.

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.

В школе под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.

Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.

О необходимости использования такого метода обученияговорят следующие факторы:

• возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами;

• проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;

• возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий (ребусы, кроссворды и т. д.);

• обеспечение свободного графика обучения.

С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи,как:

формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;

• создание эффективного образовательного пространства;

• развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Выделяют следующие основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:

• обеспечение доступности образования для детей инвалидов и детей, которые имеют поведенческие проблемы;

• повышение качества образования в малокомплектных школах;

• обеспечение доступности образования для детей, которые временно по каким-либо причинам не могут посещать школу;

• возможность продолжения обучения при введении в школе карантина;

• обеспечение возможности получения дополнительного образования;

• возможность обучения по отдельным предметам с применением дистанционных технологий;

• получение доступа к обширной базе данных, что позволяет детям более успешно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена.

Дистанционное обучение предоставляет и учителям уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, а также участвовать в онлайн мероприятиях.

В Федеральной программе развития образования разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения является одним из основных направлений, которое должно способствовать формированию гармонично развитой, социально активной и творческой личности. При этом считается, что активное распространение дистанционных образовательных технологий позволит российской системе образования занять достойное место в международном информационном и коммуникационном пространстве.

Дистанционные образовательные технологии – технологии, реализация которых преимущественно осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учеников и педагогов.

Образовательная технология – это комплекс,который включает в себя:

• планирование результатов обучения;

• критерии выбора оптимальной модели для определенных условий;

• набор моделей обучения.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий считается одной из форм электронного обучения,при котором:

• самостоятельно определяет для себя время и форму обучения;

• самостоятельно выбирает последовательность изучения материала.

При этом ученик должен:

• достичь запланированных результатов обучения;

• изучить весь материал в соответствии с образовательной программой.

• организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;

• разработка системы и проведение итогового оценивания ученика;

• оказание консультационной поддержки.

Кроме того, учитель является ответственным за достижение его учениками запланированных результатов обучения.

Применение ДФО может быть организовано для изучения всего учебного курса или же отдельных разделов. Изучение отдельных тем курса рекомендуется проводить по отдельности для «слабых» и «сильных» учеников.

Важный аспект ДО – сохранение коммуникации между участниками учебного процесса. Для обеспечения данной задачи используются современные телекоммуникационные технологии. Если используется методика синхронного дистанционного обучения, то преподаватель и его ученики общаются онлайн. Если же применяется методика асинхронного дистанционного обучения, то общение между учеником и преподавателем уже происходит офлайн, то есть посредством отправки электронных писем.

Надо учитывать, что синхронная и асинхронная методика предполагают различную нагрузку на всех участников учебного процесса. При синхронной методике ученик и учитель постоянно активно взаимодействуют, поэтому преподаватель здесь выступает в роли «локомотива», который тянет за собой ученика.

Асинхронная методика обучения предполагает уже большую ответственность обучаемого за итоговый результат. На первый план выходит уже самообучение и самостоятельное определение темпа изучения нового материала. Преподавателю в этом случае уже принадлежит роль консультанта.

Однако наибольшего образовательного эффекта удается добиться при одновременном использовании двух методик.

Основные формы дистанционного обучения

1. Видеолекции, для проведения которых обычно используется программа Skype.

2. Видеоконференции, различные форумы и дискуссии.

3. Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату.

4. Вебинары. Под ними понимаются дистанционные уроки, деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий большей продолжительностью работы (несколько дней или даже месяцев, а также применением асинхронного метода взаимодействия.

В целях реализации дистанционных образовательныхтехнологий необходимо иметь в распоряжении следующие средства:

• система управления. Обычно для этого используется сайт школы, где ведется отдельный электронный дневник и журнал;

• разработанный и утвержденный обучающий контент;

• обеспечение возможности совместного хранения и редактирования документов;

• блог либо сайт учителя;

• сетевые интерактивные доски, ресурсы для создания карт знаний.

Все формы дистанционного обучения можно задействовать для реализации различных образовательных программ:

• участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет-мероприятиях (интернет-фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т. д.);

• подготовка к экзаменам;

• участие в разнообразных школьных телекоммуникационных мероприятиях;

• осуществление проектной и исследовательской деятельности, а также ведение сетевых проектов;

• организация дополнительного обучения по «интересам».

Необходимо учитывать, что при использовании дистанционного обучения к организации процесса самого обученияпредъявляются определенные требования:

• наличие специального мультимедийного интерактивного учебного курса;

• применение аппаратно-программного обеспечения для управления учебным процессом;

• обеспечение технической поддержки, что предполагает привлечение к работе сетевых администраторов, инженеров, программистов, лаборантов для обслуживания программной среды, учебного процесса и техники;

• разработка соответствующего комплекса нормативных правовых документов.

Кроме того, учитель, который ведет обучение дистанционно, должен быть уверенным пользователем компьютера, ведь в его обязанности входит размещение на Интернет-ресурсе домашнего задания, осуществление контроля, организация онлайн-обсуждения какой-либо темы.

Педагогические принципы построения дистанционного курса

1) В центре обучения должна находиться самостоятельная познавательная деятельность ученика, а не сама дисциплина или способы ее преподавания.

В ходе обучения у ученика должны быть сформированы способности по самостоятельному поиску информации и правильной ее обработке. При этом процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, а, наоборот, сам ученик должен с самого начала быть вовлечен в активную познавательную деятельность и не ограничиваться только информацией, содержащейся в учебных материалах.

2) Применение новейших педагогических технологий, которые соответствуют специфике дистанционной форме обучения и максимальным образом способствуют раскрытию внутренних резервов каждого ученика.

3) Обеспечение активного взаимодействия ученика не только с преподавателем, но и другими участниками учебного процесса.

4) Система контроля должна иметь систематический характер и строиться на основе оперативной обратной связи (предоставление ученику консультаций в удобное для него время) и отсроченного контроля (например, при проведении тестирования).

5) Процесс создания дистанционных учебных курсов должен начинаться с проведения глубокого анализа целей обучения, имеющихся дидактических возможностей, а также требований к технологиям дистанционного обучения. Необходимо учитывать, что ключевые компоненты деятельности педагога (изложение учебного материала, практика и обратная связь) сохраняют свою актуальность и в курсах дистанционного обучения.

Основная проблема в данном случае заключается в создании концептуального нового методического материала, который основывается на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний ученика.

Для того чтобы дистанционный курс стал более эффективным,он должен обладать следующими характеристиками:

• детальное и тщательно продуманное планирование деятельности учеников, включая четкую постановку задач и целей обучения, предоставление всех необходимых учебных материалов;

• обеспечение оперативной и эффективной обратной связи, которая позволяет ученику получать достоверную информацию о правильности своего продвижения;

• обеспечение обратной связи между учеником и педагогом;

• постоянная поддержка мотивации ученика;

• учет особенностей технологической базы, на которой планируется развернуть тот или иной курс дистанционного обучения.

Многие школы решаются на эксперименты с введением проектов по внедрению дистанционной формы обучения учеников в качестве поддержки основного курса и факультативных занятий.

Особенность подобных проектов состоит направленности на интенсификацию образовательного процесса, а также обеспечение преемственности образования по линии школа-ВУЗ на основе внедрения передовых программ и методик обучения.

Основными целями внедрения дистанционной формы обучения являются:

• осуществление полноценного развития личности ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в рамках образовательного процесса;

• организация более эффективного использования учебного времени;

• повышение качества образования;

• обеспечение доступности обучения за счет активного использования возможностей открытого самообразования;

• развитие таких качеств личности, как ответственность, организованность, самостоятельность;

• сохранение и улучшение психического и физического здоровья учеников.

Организация образовательного процесса путем объединения дистанционных и очных форм обучения является наиболее предпочтительным вариантом обучения в школе.

Для внедрения системы дистанционного обучения требуется применение комплексного подхода.В рамках данного процесса выделяют следующие аспекты:

1) Технический аспект. Технические требования включают в себя требования к программному обеспечению и техническим характеристикам, которые предъявляются к используемым техническим средствам. Требования изменяются в зависимости от применяемого способа дистанционного обучения.

Сейчас выделяют два способа:

• кейс-технология. Для ее использования достаточно, чтобы программные средства, которые устанавливаются на компьютере обучающихся, были в состоянии обработать информацию, предоставляемую образовательным учреждением.

• интернет-технология. Она предполагает постоянное применение коммуникаций, то есть у обучающегся должен быть постоянный доступ в интернет.

2) Технологический аспект.В его состав входят две составляющие:

• технология создания курсов дистанционного образования;

• технология обучения по системе дистанционного образования.

Основными элементами технологии создания курсов дистанционного образования являются:

оформление содержательной части в виде текстового файла, одновременно осуществляется подбор иллюстративного материала, графиков, таблиц и другого дополнительного материала;

• определение структуры курса, то есть распределение всего учебного материала по отдельным образовательным модулям;

оформление материала в виде, который будет пригоден для размещения на компьютере;

• размещение файлов на сервере либо твердом носителе и их отправка пользователям.

3) Методические аспекты. При дистанционном обучении требуется учитывать ряд особенностей, которыми обладает данная форма обучения,в том числе:

• гибкость, то есть ученики сами выбирают время и продолжительность обучения;

• параллельность. Она предполагает, что ученик может совмещать обучение с другой образовательной деятельностью;

• дальнодействие. Под ним понимается, что качество образования не должно снизиться в связи с удаленностью друг от друга преподавателя и ученика;

• асинхронность, что предполагает работу как педагога, так и учеников по удобным для них графикам;

• охват или массовость. Означает, что количество одновременно обучающихся учеников не является критичным параметром.

В то же время эффективность дистанционного обучения может снизиться из-за отсутствия живого контакта между педагогом и учеником, а также живого общения между самими обучающимися. К недостаткам дистанционного обучения относят и высокую трудозатратность на этапе создания учебного материала и необходимость предоставления ученикам доступа к техническим средствам обучения.

И самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения 100% контроля над усвоением знаний обучающимися.

4) Административный аспект. В процессе организации дистанционного обучения появляется и множество административных вопросов.Например:

• каким образом организовать систему создания курсов дистанционного обучения в рамках конкретного образовательного учреждения и согласовать с действующими нормативными документами;

• организация оплаты за разработку курсов дистанционного обучения;

• адаптация системы отчетности под дистанционные курсы, то есть каким образом обеспечить конвертацию очного учебного часа в дистанционный.

5) Кадровый аспект. Реализация системы дистанционного образования предполагает формирование нового педагогического состава с определенными навыками и умениями. Разумеется, определенные требования предъявляются и к авторам, которые создают курсы.

Перечень основных требований к кадровому составу, который отвечает за процесс создания и реализации курсов дистанционного обучения, может выглядеть следующим образом.

Автор учебного материала –преподаватель:

• знание предметной области.

• уверенный пользователь ПК.

• отличное знание текстовых редакторов.

• навыки работы в интернете

• умение работать с программами по обработке изображений, таблиц, рисунков;

• умение оформлять текстовые файлы в формате HTML.

• умение пользоваться электронной почтой.

• знание компьютерных технологий.

• знание основ WEB-мастеринга.

• умение работать с HTML-редакторами.

• глубокие знания интернет-технологий и в области WEB-дизайна;

• знание языков программирования.

Методист, учитель или консультант-наставник (тьютор):

• знание предметной области;

• уверенный пользователь ПК;

• знание текстовых редакторов;

• уверенный пользователь интернета;

• умение работать в специальных программных оболочках, где располагаются курсы дистанционного обучения;

• умение пользоваться электронной почтой.

Важнейшим компонентом процесса подготовки материала для дистанционного обучения является представление его содержания. В большинстве случаев для этого используется развитая гипертекстовая структура в понятийной части, а также в логике изложения учебного материала (последовательность, взаимозависимость частей и т. д.).

Основа гипертекста подчиняется следующим принципам:

• обеспечение свободы перемещения по тексту;

• необязательность чтения всего текста;

• сжатое изложение информации;

• включение в структуру текста различных справок;

• применение перекрестных ссылок.

Для того чтобы пользователь мог быстро разобраться с содержанием, должна быть предусмотрена и удобная система управления. Педагог при этом обладает возможностью задавать любую форму представления материала и последовательность его изложения, в результате чего обеспечивается возможность использовать один и тот же материал для обучающихся с разным уровнем подготовки. В свою очередь ученик должен иметь возможность распечатать любую страницу учебного материала.

В гипертекст, если это методически оправданно, могут включаться звук, графические вставки, анимация, видеоряд. Однако стоит помнить, что избыточная наглядность способна серьезно снизить качество усвоения материала.

При создании учебного материала для дистанционного обучения желательно сделать так, чтобы материал был доступен ученикам не только в интернете, но и на жестком носителе.

В структуру материала должны быть включены следующие содержательные компоненты:

• инструкция по освоению материала;

• непосредственно учебный материал, в том числе все необходимые иллюстрации;

• вопросы и задания для закрепления полученных знаний;

• контрольные задания с пояснениями.

При разработке материала для дистанционного обучения наибольшую эффективность демонстрирует мультимедийное представление учебной информации, так как мультимедийные элементы способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала. Одновременно обеспечивается и возможность задействовать подсознательные реакции ученика. Мультимедийная форма подачи материала может использоваться многофункционально, то есть часть раздела либо лекции может представлять собой самостоятельный фрагмент занятия, например, на повторение или контроль знаний.

Сейчас активно используются 3D-технологии, которые представляют собой усовершенствованную модель уже не книжной страницы, а, например, целой комнаты или музейного зала. Благодаря созданию 3D-объектов удается создать эффект присутствия, что положительно влияет на процесс усвоения нового материала.

Организация дистанционного обучения как инновационныйпроект включает в себя несколько крупных блоков и реализуется посредством следующего комплекса мероприятий:

1) Внедрение информационной системы дистанционного обучения,что предполагает:

• повышение уровня профессиональной подготовки учителей информатики;

• изучение учителями и учениками возможностей системы дистанционного обучения;

• установка на все компьютеры, входящие в локальную сеть, соответствующего программного обеспечения;

• практическое применение системы дистанционного обучения для организации обучения;

• проведение своевременного сервисного обслуживания всех средств информационно-коммуникационных технологий.

2) Разработка в поддержку основного курса и действующих факультативов различных дистанционных курсов по учебным предметам.Данное направление деятельности предполагает:

• организацию курсовой подготовки учителей по вопросам дистанционного обучения в школе;

• установка на домашние компьютеры учеников нужного программного обеспечения и необходимых баз данных дистанционного обучения;

• разработка и наполнение содержанием основных и факультативных курсов, включая создание электронных систем тестов, моделирование различных интерактивных упражнений с дальнейшим размещением материалов в системе дистанционного обучения.

3) Разработка учебно-методических комплексов в целях поддержки основного курса и факультативных занятия. Их разработка осуществляется в соответствии с действующими учебными программами.В состав таких комплексов входят:

• перечень используемых медиаматериалов;

• система для проведения контрольного тестирования по изучаемым темам курса;

• электронная библиотека дополнительных материалов, а также предоставление на них ссылки.

4) Внедрение в образовательный процесс разработанных курсов. Параллельно ведется работа по созданию гибридного дистанционного курса, к которой привлекаются другие образовательные учреждения. В рамках совместной работы изучаются различные модели дистанционных форм обучения, происходит обмен материалами.

5) Реализация технологии открытого образования,что предполагает:

• проведение мероприятий с учителями, на которых им демонстрируется новое программное обеспечение;

• проведение учителями-предметниками уроков, которые построены на использовании компьютеров;

• разработка электронных учебников;

• наполнение школьного образовательного сервера образовательными материалами;

• привлечение учителей для проведения дистанционных семинаров и конференций;

• участие учеников в различных online-олимпиадах и сетевых образовательных проектах.

Содержательное наполнение дистанционной поддержки основных учебных курсов осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием и представлено посредством презентаций в Power Point, текстовых документов, ссылок в сети интернет, видеофайлов, различных заданий и упражнений.

1. Андреев А. А. Преподавание в сети Интернет / отв. редактор В. И. Солдаткин, С. Л. Коплан, Г. А. Краснова и др. – М. : Высшая школа, 2003.

2. Кондакова М. Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М. Л. Кондакова, Е. Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. – М. : СпортАкадемПресс, 2005.

3. Коротенков Ю. Г. Дистанционное обучение в системе образования / Ю. Г. Коротенков // Школьные технологии. – 2005. – № 3.

4. Полат Е. С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы / Е. С. Полат // Открытая школа. – 2009. – № 1.

5. Шукшина Е. Е. Система дистанционного образованияс использованием Интернет-технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008 г.

Инновационная форма взаимодействия ДОУ и семьи «День Дублёра» 27 сентября 2018года в МБДОУ № 19 «Золотая рыбка» «День Дублёра» — инновационная форма взаимодействия ДОУ и семьи Детский сад играет важную.

Адвент-календарь как инновационная игровая форма обучения дошкольников Пояснительная записка Актульность. Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Игровой стретчинг как инновационная форма физического развития ребенка-дошкольника Все знают, что заставить ребенка заниматься физическими упражнениями очень трудно. Но это очень необходимо, поскольку наши дети постоянно.

учебный план дистанционного обученияИнновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста В период дошкольного детства происходит расширение границ познания, становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира.

Инновационная образовательная модель «Профи-мир «Колесо возможностей» В нашем ДОУ реализуется комплексный инновационный проект Детский сад «Игро-парк». В ходе реализации проекта разработана инновационная.

учебный план дистанционного обученияЛэпбук как инновационная форма работы с детьми по развитию речи Ключевая идея: Учитывая введение ФГОС, тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является.

Образовательное событие как инновационная форма работы Ляшкевич Светлана Анатольевна Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых.

Презентация «Инновационная форма — детское телевидение» У педагогов и родителей единые цели и задачи — сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, общительными, чтобы были.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *