учение о морали и нравственности в деятельности медицинского персонала

Учение о морали и нравственности в деятельности медицинского персонала

Тесты по разделу: «Медицинская этика и деонтология»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Медицинская этика – это:

А) Раздел философии, который изучает совокупность норм и нравственности;

+Б) Совокупность норм морали и поведения медицинских сестер, врачей;

В) учение о законах, правилах регулирования поведения медицинских работников на рабочем месте.

2. К категориям медицинской этики относятся:

+А) Совесть, смысл жизни, долг, такт, достоинство, честь;

Б) меры равенства и неравенства;

В) не навреди, делай благо, делай добро.

3. Медицинская этика изучает:

А) Комплекс медицинских услуг, направленных на восстановление здоровья пациента;

Б) Отношения между членами коллектива и родственниками пациентов;

+В) Особенности развития и зависимости морального поведения медицинского работника от условий его практической деятельности.

4. Понятие медицинская этика включает в себя:

А) Представление об оптимальной деятельности медицинских работников;

+Б) Научный раздел, включающий в себя этические и нравственные аспекты деятельности работников здравоохранения;

В) Достижения в области современной медицины.

+А) Взаимоотношение между персоналом и пациентами в пределах норм, установленных нравственностью, моралью;

Б) Медицинскую тайну;

В) Отношение к человеку с отсутствием болезни.

6. Мораль – это:

учение о морали и нравственности в деятельности медицинского персонала

+А) Форма общественного сознания, в которой заключены идеи, представления о поведении людей в обществе;

Б) Общепринятые и повторяющиеся формы поведения человека;

В) Духовно-нравственные правила человеческого существования.

7. Впервые термин этика для обозначения науки применил:

8. Биоэтика – это:

+А) Социальные, этические последствия применения биомедицинских технологий;

Б) Защита автономии человека;

В) Поддержание престижа профессии врача и медсестры.

9. Деонтология – это:

А) Наука, изучающая ответственность медицинских работников;

+Б) Наука о должном поведении с учетом морали, этики;

В) Наука о новейших достижениях в медицине.

тест 10. К ятрогенным заболеваниям относятся:

А) Влияние «слова» врача или медицинской сестры;

Б) Изменение психики, которые вызваны врачебной деятельностью;

+В) Все перечисленное верно.

11. К формам регуляции деятельности медицинского персонала не относится:

12. Отличительные признаки профессиональной этики медицинских работников является:

А) Приоритет медицинской науки над интересами пациентов;

Б) Право на поведение, отклоненное от нормы;

+В) Осознанный выбор правил поведения.

13. Оказание медицинской помощи пациенту может осуществляться:

А) На основании показаний;

+Б) На основании информативного согласия;

В) На основании желания родственников.

14. под понятие преступление попадают следующие действия медицинского работника:

А) Бездействие, когда была нужна помощь больному;

Б) Заражение опасной инфекцией;

+В) Все ответы верны.

15. Основным принципом современной модели профессиональной этики, является:

+А) Приоритета прав и уважения достоинств пациента;

Б) Принцип приоритета науки;

В) Принцип исполнения долга.

16. Врачебная тайна соответствует:

А) Принципу справедливости;

+Б) принципу конфиденциальности;

В) Принципу доброты.

17. Кто обязан сохранять врачебную тайну, кроме врача:

Б) Медицинские сестры;

+В) Все ответы верны.

18. Незаконная выдача больничных рецептов расценивается, как:

+Б) Уголовная ответственность;

19. Впервые обозначил этику и деонтологию как науку:

тест-20. Этическое запрещение разглашение вопросов интимной жизни, болезни, которые доверяются медицинским работникам – это:

21. Классическая модель медицинской этики не включает:

+А) Добровольное согласие на процедуры;

Б) Прерывание беременности;

22. Проявляется в поступках медицинского персонала, представляет практическое применение медико-этических принципов – это:

23. Один из принципов медицинской деонтологии:

+А) Действия медицинского работника должны быть направлены на благо пациента;

Б) В процессе работы с пациентом должен быть подучен опыт;

В) Помощь пациенту должна быть оказана с учетом окружающей обстановки.

24. Паллиативная медицинская помощь – это:

учение о морали и нравственности в деятельности медицинского персонала

А) помощь новорождённому;

Б) Помощь, оказываемая в поликлинике;

+В) Помощь умирающему больному.

25. Поддержание на должном уровне авторитета и репутации профессии, относится к следующему принципу:

+Б) Уважение к профессии;

В) Взаимоотношение с коллегами.

26. Участие в осуществлении коллективных мер, направленных на совершенствование методов борьбы с болезнями, относится к:

+А) Моральному долгу;

Б) Психологическому подходу;

В) Невербальному способу.

27. К одному из документов в сфере медицинской этики относится:

+А) Международный кодекс медицинской этики;

Б) Нормы медицинской этики;

В) Ответственность и право.

28. После смерти пациента врач имеет право:

А) Разглашать информацию о диагнозе, личной жизни пациента;

+Б) Сохранять тайну, как при жизни пациента;

В) Нет правильных ответов.

29. Этические нормы поведения медицинской сестры отражены в документе:

А) Сестринская карта истории больного;

+Б) Этический кодекс медицинской сестры России;

В) Этическое взаимоотношение сестры, врача и пациента.

тест_30. Клятвы, в которых отражаются этические нормы поведения:

Источник

Этика и деонтология в работе медицинской сестры. Медбиоэтика

учение о морали и нравственности в деятельности медицинского персонала

Оглавление

Этика и медбиоэтика

Мораль — это форма общественного сознания людей, которая определяется общественным бытием, т.е. социально обусловлена.

Нравственность — это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, нравов, поведение людей.

Этика – (лат. ethic, от греч. ethice – изучение нравственности, морали) — философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем, который понимал этику как философию нравственного поведения людей.

Медицинская этика представляет собой системы моральных и нравственных норм в отношении пациента и медицинского персонала.

Этика и деонтология в профессиональной деятельности – это комплекс моральных и нравственных норм, которым должна следовать медицинская сестра в своей ежедневной деятельности – выполняя медицинские вмешательства, при осуществлении ухода за больными и т.д.

Нравственную сторону деятельности человека в медицине изучает медицинская биоэтика (или биомедицинская этика). Понятие «этика» означает учение о морали и нравственности, их смысле и назначении. Термин «биоэтика» (этика жизни) был внедрен в обиход в 1969 году американским биохимиком и онкологом В.Р. Поттером. Выдающийся врач и ученый обозначил этим термином этические проблемы человечества, связанные с существующей и вероятной опасностью для его выживания в современном Поттеру мире. А связь этики и медицины существует на протяжении тысячелетий.

В деятельности медицинских работников должны повсеместно и повседневно соблюдаться принципы медицинской этики и деонтологии. На основе обычаев, норм и правил поведения сформулированы наиболее общие этические категории (нормы морали):

учение о морали и нравственности в деятельности медицинского персонала

Пациент, доверяющий свое здоровье медицинской сестре, хочет и должен быть уверен не только в профессиональном владении навыками, но и в следовании ею высоким моральным и нравственным принципам. Медицинская сестра должна быть порядочной и честной, чуткой и доброй, милосердной и отзывчивой.

Нравственный долг является категорией морали, его не нужно путать с наукой о долге — деонтологией, которая имеет более узкое содержание (о ней поговорим ниже0. Врачебный долг, медицинский долг — комплекс требований и норм, регулирующий отношения:

Этика и деонтология в медицине — основа взаимодействия между медицинскими работниками и пациентами. С одной стороны, профессиональный долг служит проявлением гуманизма как главного принципа врачебной (медицинской) морали. С другой стороны, бывает, что гуманизм противопоставляется врачебному долгу. Известно, что отказ от оказания медицинской помощи противоречит клятве Гиппократа, Женевской декларации, Уголовному кодексу РФ, однако часто имеют место подобные факты. Медицинская биоэтика выполняет также функцию защиты медицинского работника как личности, позволяя медику поступать не только по существующим законам, но и по собственной совести при выполнении профессионального долга.

Модели медбиоэтики

В настоящее время медбиоэтика существует в четырех исторически сложившихся моделях (формах):

учение о морали и нравственности в деятельности медицинского персонала

Современная медицинская биоэтика сталкивается с множеством противоречивых проблем: аборты, искусственное оплодотворение, клонирование, сексология, эвтаназия. В этих случаях возникает так называемый конфликт прав. К примеру, право плода на жизнь и право женщины на прерывание беременности.

Задача современной медицины состоит в том, чтобы сделать жизнь человека долгой и счастливой, без болезней и страданий. Однако на пути добра и прогресса часто становятся люди, одержимые жаждой власти, наживы и исключительно собственных интересов. Это и явилось причиной возникновения такой формы медицинской этики, как биоэтика, которая рассматривает медицину в контексте прав человека.

Этика и деонтология в работе медицинской сестры

В повседневной деятельности соответственно должностным обязанностям профессиональная этика и деонтология медсестры выходит на первый план мастерства. Именно в соблюдении этическо-деонтологичеких принципов в любой ситуации медицинская сестра демонстрирует свой высокий профессионализм.

Профессиональная этика медицинской сестры

В 1996 году Ассоциацией медицинских сестер России был разработан и принят, а в 1997 году одобрен Проблемной комиссией по сестринскому делу Управления учебными заведениями Министерства здравоохранения Этический кодекс медицинской сестры России.

Согласно Этическому кодексу, документам, на которых он основан и современному положению вещей в медицине, сестра — это не только исполнитель врачебных назначений. Медицинская сестра — самостоятельная профессия. Ее представители обладают как навыками комплексного ухода за пациентами, так и достаточным уровнем познаний в области психологии общения и педагогики. Основа Этического кодекса медицинской сестры России — такие этические компоненты философии сестринского дела, как обязанности, ценности и добродетели. Рассмотрим подробнее.

Этика и деонтология в обязанностях медицинской сестры (профессионализм)

Медицинская сестра обязана:

Ценности (желаемые цели)

Желаемыми целями для медицинской сестры должны быть:

Профессиональные добродетели (личные качества)

Медицинской сестре должны быть присущи:

Наряду с деонтологией — наукой о медицинском долге — профессиональная этика медсестры предполагает правила поведения и отношения с окружающими. Согласно этим правилам медицинская сестра обязана:

Повседневное поведение медицинской сестры, стиль ее работы зависят от многих факторов. Здесь и отношение к профессии, и личностные качества, и общая корпоративная культура конкретного медицинского учреждения. К большому сожалению, часто приходится сталкиваться с эмоциональной и нравственной индифферентностью (безразличием, равнодушием) медицинских сестер.

Нередко неблаговидные поступки, противоречащие нормам Этического кодекса, медицинские сестры пытаются оправдать экономической обстановкой, наличием глубоких личных проблем и другими факторами. Однако истинно профессиональная этика медсестры руководствуется тем, что в подобных ситуациях оправдывающих неэтичное поведение обстоятельств просто не существует.

Деонтология в работе медицинской сестры

Деонтология (от греч. deon — должное) — принципы поведения медицинских работников, направленные на максимальное повышение пользы лечения и устранение последствий неполноценной медицинской работы. Деонтология является частью медицинской этики (медбиоэтики), медицинской морали. Профессиональная деонтология медсестры являет собой долг средних медицинских работников перед пациентом, его семьей и всем обществом.

Говоря о том, что существует деонтология медсестры и других медработников, подразумевается профессиональное поведение, как на рабочем месте, так и вне работы. Соблюдение норм деонтологии включает в себя:

учение о морали и нравственности в деятельности медицинского персонала

Прежде всего, деонтология медсестры — это ее внутренняя и внешняя культура.

Внутренняя культура — набор качеств, которым в идеале должна обладать медицинская сестра:

Этика и деонтология: 4 принципа

Этика и деонтология медицинской сестры базируется на четырех универсальных принципах:

Принцип автономии

С точки зрения принципа автономии медсестра должна уважать личность каждого пациента и его решения. С этим принципом связаны следующие положения:

учение о морали и нравственности в деятельности медицинского персонала

Принцип милосердия

Включает в себя несколько аспектов:

Принцип справедливости

В деятельности медицинской сестры не должно быть различения пациентов по их профессии, социальному статусу, а также по другим характеристикам. Этика и деонтология в работе медицинской сестры также устанавливает, что любая помощь, которая оказывается пациенту, не должна нанести ему или третьим лицам вреда. Если медработник оказывается между противоположными мнениями пациента и его родных, он всегда должен исходить из мнения пациента. Принцип требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или иных внешних обстоятельств.

Принцип полноты медицинской помощи

Заключается в том, что медицинская сестра обязана оказывать медпомощь пациентам:

Этика и деонтология медицинской сестры с точки зрения соблюдения этого принципа подразумевает, что при оказании медицинской помощи медсестра обязана строго соблюдать все действующие требования законодательства, а также моральные нормы.

Этика и деонтология в отношениях участников лечебного процесса

Отношения «медсестра — пациент»

Этические и деонтологические принципы в медицине предполагают выстраивание отношений с пациентом по следующим правилам:

Отношения «медсестра — родственники пациента»

Этический кодекс медсестер затрагивает и вопрос общения с родными пациента. С ними также необходимо выстроить взаимодействие по следующим правилам:

Отношения «медсестра — врач»

Этика и деонтология медицинской сестры содержит в себе также правила профессионального общения. Это общение с врачом, другими медицинскими сёстрами и санитарками. Как строить отношения с врачами:

учение о морали и нравственности в деятельности медицинского персонала

Отношения «медсестра — медсестра»

В профессиональной деятельности отношения медсестер друг с другом должны строиться со следующими особенностями:

Отношения «медсестра — младший медперсонал»

Этика и деонтология: решение проблем

Этика и деонтология медицинской сестры как наука позволяет решать различные проблемы, которые возникают в работе специалиста.

В эту работу включаются следующие направления:

учение о морали и нравственности в деятельности медицинского персонала

Например, одна из медсестер снимала свой рабочий день на камеру мобильного телефона, потом размещала на своей странице в социальной сети фото, на которых присутствовали пациенты. С такой медсестрой проводится беседа, а в отделении вводятся правила использования мобильных телефонов, запрет на фотосъемку пациентов. Эта информация впоследствии доводится до сведения всех медсестер медицинского учреждения.

Документы по теме «Профессиональная этика и деонтология медицинских работников»:

Источник

Глава 1. Теория о медицинской этики, морали и деонтологии

1.1. Определение медицинской этики и деонтологии.

Медицинская этика (лат. ethica, от греч. ethice – изучение нравственности, морали) – раздел науки о роли нравственных начал в деятельности врача, фельдшера, медицинской сестры и других работников, об их отношении к пациенту. Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, именуется деонтологией. Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. [12, с.112]

1.2. Основные положения медицинской этики и деонтологии.

Основные правила и принципы профессионального сестринского поведения лежат в основе медицинской этики и деонтологии. Впервые в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинской сестры России прозвучали эти правила и принципы:

1) гуманность и милосердие, любовь и забота;

В основе современной медицинской этики, морали, лежат следующие основные принципы:

1) гуманности — рассматривает человека как наивысшую ценность, поощряя его творческое и моральное развитие;

2) милосердия — означает «делать добро». Он включает в себя доброе отношение к другим и отзывчивость к тем, кто в беде;

3) исключения должностных преступлений. Это принцип «не навреди», который обязывает как врача, так и медицинского работника защищать других от опасности, снимать боль и страдания в меру своей компетенции;

4) справедливости — включает в себя беспристрастность, уважение человеческого равенства и равное распределение дефицитных средств;

5) правдивости (сообщение правды пациенту) — формирует основу открытых взаимоотношений между пациентом и лечебным учреждением и выполнение обязанности последним;

6) информированного согласия появился в конце XX в. и лежит в основе коллегиальной модели взаимоотношений (или, как ее еще называют, модели информированного согласия.

Культура речи внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т.д.

Иногда речь медицинских работников содержит в себе жаргонные слова, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию. [2.1, с.41]

Медицинская этика и деонтология изучает и определяют решение различных проблем межличностных взаимоотношений по четырем основным направлениям:

• медицинская сестра – больной

• медицинская сестра – родственники больного

• медицинская сестра – медицинский работник

• медицинская сестра – общество

1.2.1 Медицинская сестра – больной.

Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, а так же в нём изложены этические основы профессиональной деятельности медсестры.

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Принимая и разделяя общечеловеческие и общемедицинские этические ценности, профессиональный корпус медицинских сестер декларирует уникальность своей профессии и вытекающий из нее особый характер этических взаимоотношений с коллегами и пациентами. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; сохранение здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и профилактика заболеваний.

Медицинская сестра и право пациента на качественную медицинскую помощь. Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каж­дого человека на наивысший достижимый уровень физического и пси­хического здоровья и на получение адекватной медицинской помо­щи. [1, с.1]

Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и про­фессиональным стандартам. Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и этическая обязанность оказывать, в меру своей компетенции, неотложную ме­дицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.

Действия медицинской сестры, выполняемые в рамках деятельности мультидисциплинарной бригады, должны быть нацелены на достижение наивысшего комплексного результата: на благо пациента во всех аспектах комплексной медицинской помощи, не ограничиваясь сугубо медицинскими аспектами. [1, с.3]

Гуманное отношение к пациенту. Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Этическая система ценностей пациента – основа сестринской помощи независимости от культурных, национальных, религиозных, философских или иных особенностей пациента. В случае противоречия системы мировоззрения пациента и этической концепции медицинской сестры, в рамках сестринской помощи безусловный приоритет имеет мировоззрение и мироощущение пациента.

Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинской науки. Никакая ситуация страданий физических, нравственных или духовных страданий пациента там, где страдания можно было облегчить применением всех доступных методик и технологий, не может быть признана этичной. В случаях, когда медицинская сестра видит страдания пациента, а ее знаний и компетенций не достаточно для оказания помощи пациенту, ее этический долг незамедлительно обратиться за помощью к более компетентному коллеге.

Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Никакие политические, организационные, экономические или иные условия не могут оправдать действия медицинской сестры участвующей в жестоком обращении с человеком. Любые вмешательства, причиняющие пациенту физические, нравственные или духовные страдания, которые можно было предотвратить, даже если они выполняются с согласия пациента, осуждаются и признаются неэтичными.

Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного. Любые действия или бездействие, в том числе, предоставление или отказ в предоставлении информации, прямо или косвенно направленные на прерывание жизни пациента признаются неэтичными. Медицинская сестра ответственна, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных международными правовыми актами и законодательно закрепленными в Российской Федерации. [3, с.4]

Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Поддержание уровня профессиональной, правовой и этической компетентностей – мера персональной ответственности каждой медицинской сестры. Достижение этой цели обеспечивается постоянным повышением уровня знаний. Если кто-то из коллег проявляет признаки некомпетентности, медицинская сестра должна предпринять все меры, чтобы защитить интересы своего пациента, в том числе, указав коллеге на ошибки, предложив свою помощь или, при неэффективности предпринятых шагов, обратившись к помощи руководителей сестринских служб. [5, с.4]

Уважение человеческого достоинства пациента. Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлеж­ности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна уважать право пациента на участие в планировании и проведении лечения. Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. Медицинская сестра не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиоз­ные, политические убеждения.

При установлении очередности ока­зания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, ис­ключая какую-либо дискриминацию. В случаях, требующих по ме­дицинским показаниям контроля за поведением пациента, медицин­ской сестре следует ограничивать свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно профессиональной необходимостью. Медицинская сестра должна уважать конфиденциальность и скромность пациентов, поддерживая такие стандарты сестринской практики, которые минимизируют вторжения в личное пространство пациента. Медицинская сестра должна активно вмешиваться в ситуациях, когда личное достоинство пациента во взаимодействии с медицинскими или социальными системами подвергается унижению.[4, с.5]

Медицинская сестра и право пациента на информацию. Медицинская сестра должна быть правдивой и честной. Мо­ральный долг медицинской сестры информировать пациента о его правах. Пациент должен быть осведомлен о своем праве задавать вопросы при оказании медицинской помощи и получать на них исчерпывающие и честные ответы. Она обязана уважать право пациента на получение инфор­мации о состоянии его здоровья, о возможном риске и преимуще­ствах предлагаемых методов лечения, о диагнозе и прогнозе, равно как и его право отказываться от информации вообще. Учитывая, что функция информирования пациента и его близких по преиму­ществу принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласова­нию с лечащим врачом в качестве члена бригады, обслуживающей данного пациента.

Решение пациента отказаться от получения информации не должно влиять на объем и качество предоставляемой сестринской помощи. Информация должна предоставляться на доступном для пациента языке, таким образом, чтобы пациент полностью и правильно понял ее. При необходимости пациент должен иметь право задавать любое количество уточняющих вопросов, необходимых ему для понимания предоставленной информации. Информация о состоянии здоровья дееспособного пациента может предоставляться его родственникам и близким только с согласия пациента.

Знание декларированных законом прав пациентов различных групп и помощь пациенту в их реализации – этический долг медицинской сестры. В случае если права пациента нарушены действиями коллег или третьих лиц, этично вынести вопрос о защите прав пациента на коллегиальное обсуждение, а если потребуется, на рассмотрение Этического комитета учреждения здравоохранения. Защита интересов пациента выше псевдоколлегиальности и ложной корпоративной этики. В исключительных случаях медицинская сестра имеет право скрыть от пациента профессиональную информацию, если она убеждена, что таковая причинит ему серьезный вред.

Ложь неэтична всегда. Никакие условия, обстоятельства и соображения не могут оправдать обман пациента. Медицинская сестра не должна подменять своими представлениями о благе пациента его решения. [6, с.6]

Обязанность хранить профессиональную тайну. Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения про­фессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья па­циента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о лич­ной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет. Меди­цинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни хранилась. Использование фото и видеосъемки возможно только в научных и образовательных целях и только с согласия пациента. Медицинская сестра вправе раскрыть кон­фиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей сторо­не только с согласия самого пациента. Право на передачу медсест­рой информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает нали­чие его согласия. Медицинская сестра вправе передавать конфиден­циальную информацию без согласия пациента лишь в случаях, пре­дусмотренных законом. При этом пациента следует поставить в из­вестность о неизбежности раскрытия конфиденциальной информа­ции. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную мо­ральную, а иногда и юридическую, ответственность за разглашение профессиональной тайны. Этическая обязанность медсестры активно вмешиваться в ситуацию, когда кто-либо, помимо медицинских работников, непосредственно участвующих в лечении, получает, использует и распространяет конфиденциальную информацию относительно пациентов. [8, с.7]

1.2.2 Медицинская сестра – родственники больного.

Медицинская сестра – родственники больного. Большая роль отводится среднему медицинскому персоналу в работе с родными и близкими пациента во все периоды его лечения. Особенно важны эти психотерапевтические мероприятия при подготовке пациента к выписке. Психотерапевтическое воздействие медицинской сестры достигается путем хорошего, доверительного контакта, построенного на дружественном отношении, откровенности, взаимопонимании.

Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя, когда она имеет дело с ребенком или пациентом, в соответствии с законом признанным недееспособным, соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него. Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры в меру своей квалификации предоставлять пациенту честную и полную информацию о проводимом лечении, включая значение процедуры, ее ожидаемые результаты, ход, возможные осложнения и риски, последствия отказа от медицинской помощи. В случаях, когда пациенту предоставляется выбор между несколькими альтернативами лечения, долг медицинской сестры предоставить объективную информацию о каждой возможности, ее особенностях и условиях получения. Если пациент нуждается в помощи при принятии решения, оказать ее надлежит таким образом, чтобы исключить любое влияние на конечный выбор. Медицинская сестра уважает выбор пациента даже в том случае, если он противоречит ее ожиданиям и потенциально направлен против интересов пациента. Пациенту должна быть предоставлена исчерпывающая информация о последствиях и рисках сделанного им выбора, после чего, если сложившаяся ситуация не подпадает под установленные законом исключения, решение пациента определяет тактику дальнейшей сестринской помощи.

Пациент должен быть информирован о возможности изменить свое решение на любом этапе лечебного процесса. В случаях, когда решение пациента противоречит мнению родственников и близких, медицинская сестра должна помочь им с уважением принять решение пациента. Отказ пациента от того или иного вмешательства, равно как и от лечения в целом не должен влиять на его положение и негативно отражаться на отношении к нему медицинской сестры и других медицинских работников. Медицинская сестра вправе оказывать помощь без согласия пациента (или согласия законного представителя недееспособного пациента) только в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. При оказании медицинской помощи некомпетентным пациентам медицинская сестра должна, насколько позволяет состояние таких пациентов, привлекать их к процессу принятия решения

1.2.3 Медицинская сестра – медицинский работник.

Медицинская сестра – медицинский работник. Во взаимоотношениях с коллегами медицин­ская сестра должна быть честной, справедливой и порядочной, при­знавать и уважать их знания и опыт, их вклад в лечебный процесс. Медицинская сестра обязана в меру своих знаний и опыта помо­гать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам лечеб­ного процесса, включая добровольных помощников. Медицинская сестра обязана уважать давнюю традицию своей профессии — ока­зывать медицинскую помощь коллеге безвозмездно.

Попытки за­воевать себе авторитет путем дискредитации коллег неэтичны. Мо­ральный и профессиональный долг медицинской сестры помогать пациенту выполнять назначенную врачом программу лечения. Ме­дицинская сестра обязана точно и квалифицированно производить назначенные врачом медицинские манипуляции. Высокий профес­сионализм медицинской сестры — важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сест­ры и врача. Фамильярность, неслужебный характер взаимоотноше­ний врача и медицинской сестры при исполнении ими профессио­нальных обязанностей осуждаются медицинской этикой. Если ме­дицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных реко­мендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сна­чала с самим врачом, а при сохраняющемся сомнении и после это­го — с вышестоящим руководством. [12, с.10]

Медицинская сестра, столкнувшись с нелегальной, неэтичной или некомпетентной медицинской практикой, должна становиться на защиту интересов пациента и общества. Медицинская сестра обя­зана знать правовые нормы, регулирующие сестринское дело, система здравоохранения в целом и применение методов традиционной медицины, в частности. Медицинская сестра вправе обращаться за поддержкой в государственные органы здравоохра­нения, ассоциацию медицинских сестер, предпринимая меры по за­щите интересов пациента от сомнительной медицинской практики. [13, с.11]

При устройстве на работу, в том числе при заключении договора на оказание сестринской помощи в рамках частной медицинской практики, медицинская сестра должна убедиться, что должностные обязанности, предусмотренные трудовым договором, не вступают в конфликт с ее моральными ценностями. В случае этического конфликта от заключения трудового договора следует воздержаться. В случаях, когда расширение должностных обязанностей медицинской сестры, вследствие введения новых форм оказания сестринской помощи, форм и методов лечения и иных ситуациях, требующих от сестры выполнения действий, противоречащих ее этическом принципам, сестре надлежит как можно быстрее известить о возможном этическом конфликте своего руководителя и принять меры к обеспечению адекватной замены на другого специалиста. До предоставления замещающего специалиста, сестре надлежит оказывать помощь в полном объеме, предписанном стандартами лечения и ухода и данными назначениями. [13, с.12]

Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в преумножении знаний в своей профессии. В исследовательской деятельности с участием человека в качестве объекта исследования медицинская сестра обязана строго следовать международным документам по и законодательству Российской Федерации. Интересы личности пациента для медицинской сестры должны быть всегда превыше интересов науки и общества. Участвуя в научных исследованиях, медицинская сестра обязана особенно строго обеспечивать защиту тех пациентов, которые сами не в состоянии об этом позаботиться (дети, лица с тяжелыми психическими расстройствами). [12, с.11]

Отношение медицинской сестры к студентам должно быть уважительным, предельно честным и доброжелательным – вне зависимости от разницы в возрасте и уровня подготовки. Процесс обучения и профессиональные взаимоотношения должны базироваться на этических принципах настоящего Кодекса.

Привлечение пациента к участию в учебном процессе допустимо лишь с соблюдением его прав, гарантией максимальной безопасности и только при условии добровольного согласия пациента или его законных представителей. Пациент должен быть поставлен в известность, что с ним будет работать медицинский работник, не завершивший процесс обучения, и имеет права отказаться от помощи такого работника. [13, с.11]

1.2.4 Медицинская сестра – общество.

Медицинская сестра – общество. Моральный долг медицинской сестры как члена медицинского сообщества заботиться об обеспечении доступности и высоком ка­честве сестринской помощи населению. Медицинская сестра долж­на активно участвовать в информировании и медико-санитарном просвещении населения, помогающем пациентам делать правильный выбор в их взаимоотношениях с государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Медицинская сестра, в меру своей компетенции, должна участвовать в разработке и осуществ­лении коллективных мер, направленных на совершенствование ме­тодов борьбы с болезнями, предупреждать пациентов, органы влас­ти и общество в целом об экологической опасности, вносить свой вклад в дело организации спасательных служб. Ассоциация медицинских сестер, медицинское сообщество в целом должны способ­ствовать привлечению медицинских сестер в районы страны, где медицинская помощь наименее развита, предусматривая стимулы для работы в таких районах. [14, с.11]

Медицинская сестра, вне зависимости от занимаемой должности, должна обладать необходимой компетенцией для оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайных 11 ситуаций. Поддержание уровня необходимых для этого знаний, в том числе знаний по оказанию неотложной помощи при жизнеугрожающих ситуациях, – профессиональный и этический долг каждой медицинской сестры.

Оказание помощи в очаге чрезвычайной ситуации должно проводиться в максимально возможном объеме. Помощь пациентам в условиях ограниченных ресурсов должна распределяться исключительно на основании медицинских показаний; вне зависимости от пола, национальности, политических взглядов или любых иных особенностей пациента. [11, с.10]

В случаях, когда исполнение профессиональных обязанностей противоречит моральным ценностям медицинской сестры, она должна принять меры, чтобы как можно быстрее разрешить возникший этический конфликт и минимизировать его последствия для оказания медицинской помощи. Этический конфликт возникает в случаях, когда медицинская сестра не может самостоятельно провести этическую оценку сложившейся ситуации; не может сделать выбор между двумя или более альтернативными решениями или по условиям профессиональной деятельности вынуждена исполнять действия, противоречащие ее моральным ценностям.

1.3. Особенности медицинской этики и деонтологии в различных отделениях хирургическом отделении.

В хирургическом отделении пациенты находящихся предоперационном и в послеоперационном периоде сильно зависят от внимательного и чуткого отношения к больному медицинских сестер и младшего медицинского персона­ла. Хирурги совершенно справедливо утвержда­ют, что операция — начало хирургического лечения, а исход его определяет хорошее выхаживание, соответствующий уход в послеоперационном периоде.

К проблемам психологического плана относится страх перед операцией. Больной может бояться самой операции, связанных с ней страданий, боли, послед­ствий вмешательства, сомневаться в ее эффективности. Об опасениях больного можно узнать из его слов, бесед с соседями по палате. Об этом можно косвенно судить по различным вегетативным признакам: потли­вости, ускоренному сердцебиению, поносам, частым мочеиспусканиям, бессоннице. Страх больного нередко усиливается под влиянием «информации», кото­рую охотно предоставляют больные, перенесшие опера­цию и, как правило, преувеличивающие все происшед­шее с ними.

О своем наблюдении за больным медицинская сестра должна доложить лечащему врачу и выработать с ним тактику психотерапевтического воздействия. Целесообразно провести беседу с больными, перенесшими операцию, о неблагоприятном действии их рассказов на вновь посту­пивших больных, готовящихся к оперативному лече­нию. При подготовке к операции очень важно устано­вить хороший контакт с больным, в ходе беседы узнать о характере его страхов и опасений в связи с предсто­ящей операцией, успокоить, постараться изменить отно­шение к предстоящему этапу лечения. Многие больные боятся наркоза, опасаются «уснуть навеки», потерять сознание. После операции также возникает ряд сложных проблем. У некоторых хирургических больных с послеоперационными ослож­нениями могут возникнуть различные психические рас­стройства. Хирургическое вмешательство и вынужден­ный постельный режим могут вызвать различные нев­ротические расстройства. Нередко у больных на 2-й день после операции появляется недовольство, раздра­жительность. На фоне астенизации, особенно если после операции возникли осложнения, может развиться депрессивное состояние. У лиц пожилого возраста в послеоперационном периоде может наблюдаться делириозное состояние с наличием галлюцинаций и бредо­вых переживаний. У больных, страдающих алко­голизмом, в послеоперационном периоде довольно ча­сто развивается алкогольный делирий.

Всегда целесообразно больных с психозом, если позволяет соматическое состояние, передать для наблюдения психиатру. Неред­ко психотические состояния развиваются в виде крат­ковременных эпизодов. Необходимо тщательно следить за подобными пациентами. Вопросы даль­нейшего лечения должен решать лечащий или дежур­ный врач с учетом всех обстоятельств.

Сложные вопросы возникают при общении с больными, оперированными по поводу злокачественного ново­образования. Они обеспокоены своей дальнейшей судь­бой, задают вопросы, злокачественная ли у них опу­холь, не было ли метастазов. В беседе с ними нужно быть очень осторожным. Следует объяснить больным, что операция прошла успешно и им в даль­нейшем ничего не грозит. С такими больными необхо­димо проводить психотерапевтические беседы.

Тяжело реагируют больные на операции по удалению отдельных органов (резекция желудка, удаление молоч­ной железы, ампутация конечностей и др.). У таких больных возникают реальные трудности социального и психологического характера. Больные с психопатиче­ской структурой личности свой физический дефект рассматривают как «крах дальнейшей жизни», у них развивается депрессия с суицидальными мыслями и тенденциями. Такие больные должны постоянно наблю­даться медицинским персоналом. [7,с.133].

1.4. Особенности медицинской этики и деонтологии в гинекологическом отделении.

В гинекологическом отделении при лечение больных с гинекологические заболевания возникает множество проблем интимно-сексуального, психологического, социального и этиче­ского характера, что существенно осложняет деятель­ность медицинских работников. При гинекологическом обследовании совершенно естественно проявление стыдливости у женщин, и к этому психологическому явлению нужно относиться с должным уважением. Для установления хорошего контакта с больными необходи­ма тактичность и осторожность при беседе и обследова­нии.

Тяжелые психические травмы могут вызывать у женщин аменорею. Нередко естественное наступление климакса вызывает у женщин вполне понятные психологические реакции: страх перед наступлением старости, страх потерять женственность, привлекательность и возможность начать свою супружескую жизнь. Однако обострение невро­тической и другой психопатологической симптоматики в период климакса отмечается преиму

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *