учение о рае и аде в исламе
Рай и ад
Каждый мусульманин должен быть убеждён в том, что, поистине, Рай – истина, и ад тоже истина, так как это установлено Кораном и Сунной. Большинство учёных говорит, что Рай находится под Аршем и над седьмым небом, а ад находится под седьмой землёй. Ибн аль-Араби говорит, что огонь, который находится в этом мире, взят из адского огня, и что этот огонь окунули дважды в море, ибо если бы это не было сделано, то никто не смог бы пользоваться этим огнём из-за сильной его жары.
Так получен огонь, которым мы пользуемся в этом мире. Топили адский огонь тысячу лет, пока он не стал белым, потом ещё тысячу лет, пока он не стал красным, и ещё тысячу лет, пока не почернел. Того, кто войдёт в ад, наказывают разными видами наказания. Да сохранит Всевышний нас от адского огня. Амин!
Что касается грешных верующих, то они войдут в Рай после того, как Всевышний накажет их за грехи. Отрицание ада означает, что неверующий противоречит бесконечному могуществу Аллаха. Доказательством того, что Рай и ад существуют, является история пророка Адама (мир ему) и Хавы и житьё их в Раю. Рай приготовлен для тех людей, которые веруют и боятся Аллаха. Ад приготовлен для тех, которые не веруют в Аллаха, и которые ослушались Его.
Уровни Рая.
У Рая семь степеней. Самая высшая и самая почётная степень называется аль-Фирдавс, и над ним находится Арш, и оттуда берут начало Райские реки. После аль-Фирдавса, по степени почётности идут джаннату аднан, джаннату хульд, джаннат ан-наим, джаннату маъва, дар ас-саллям и дар аль-джалаль.
Описание Рая.
Абу Хурайра передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В Раю воззовут: „О обитатели Рая! Пришло время, чтобы вы были здоровы и никогда не болели! Пришло время, чтобы вы жили вечно и никогда не умирали! Теперь вы всегда будете молоды и никогда не постареете! Теперь вы будете лишь наслаждаться и никогда не познаете печали!”». Это и означают слова Всевышнего: «Им будет возвещено: ”Вот Рай, который вы унаследовали за то, что совершали!”» (аль-Араф, аят 43).
Тебе полезно подробнее узнать описание Рая. Всевышний в Коране говорит: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Создателем, уготовано два Рая (т.е. Рай за богобоязненность и Рай за отказ от страстей, ар-Рахман, 46) – до конца суры «Милостивый».
Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Того, кто ради Аллаха содержал на свои деньги супружескую пару, позовут из-за всех врат Рая, а у Рая есть восемь врат. Тех, кто молился, позовут из-за врат молитвы, тех, кто постился, позовут из-за врат поста, дававших пожертвования позовут из-за врат пожертвования, сражавшихся на пути Аллаха позовут из-за врат джихада». Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, для человека будет неважно, из-за каких врат его позовут, а будет ли кто-то, кого позовут из-за всех врат Рая одновременно?». Он сказал: «Да. И я прошу Аллаха, чтобы ты был одним из таких людей».
От Асима ибн Дамрата, от Али (да будет доволен им Аллах) передали, что однажды Пророк (мир ему и благословение) начал рассказывать об аде, и очень подробно описывал все его ужасы. Потом он сказал: «И тех, которые боялись своего Создателя, проводят в Рай толпами» (аль-Зумр, аят 73). Они дойдут до одних из райских врат, где увидят дерево, под которым будут течь два родника. Они направятся к одному из них, попьют из него, и вода эта очистит их внутренности от всего нечистого. Потом они направятся к другому роднику и в нём омоются, после чего на них снизойдёт блеск благоденствия. После этого их волосы больше никогда не будут заменены другими и никогда не будут растрёпанными, а будут оставаться такими, как будто их смазали маслом. А когда они достигнут Рая, его хранители скажут им: «Мир вам! вы были хороши (совершали благие деяния) входите же в Рай навечно!» (аль-Зумр, аят 73).
Потом их встретят юноши, так же, как в этом мире люди встречают любимого человека, возвращающегося из дальней дороги, со словами: «Радуйтесь! Аллах приготовил вам то-то и то-то из Своих щедрот!». Он продолжил: «Потом один из тех юношей отправится к одной из супруг этих людей – райских гурий, и скажет ей: «Пришёл такой-то», называя его по имени, которым его называли в земной жизни. Она спросит: «Ты видел его?». Тот ответит: „Я видел его, и он идёт вслед за мной». Радость охватит её, и она встанет у порога, чтобы встретить своего супруга. А он, дойдя до своего жилища, посмотрит на его основу и увидит, что она – из жемчуга, а на ней будет стоять дворец, переливающийся жёлтым, красным, зелёным и другими цветами. Потом он поднимет голову, посмотрит на его крышу и увидит, что она светит ярко, как молния, и если бы не способность, данная ему Всевышним, то он лишился бы зрения. Потом он опустит глаза и увидит своих жён: «Там воздвигнуты ложи, расставлены чаши, разложены подушки и разостланы ковры» (аль-Гашият, аяты 13-16).
В Коране говорится: «Они скажут: хвала Аллаху, Который наставил нас на этот путь, и не были бы мы на верном пути, если бы Аллах не наставил нас» (аль-Араф, аят 43). Затем воззовут: «Вы будете жить вечно и никогда не умрёте! Вы будете находиться здесь всегда и никогда не покинете это место! Вы всегда будете здоровы и никогда не будете болеть!».
Описание ада.
Ат-Тирмизи передал: «Вайль – пропасть в аде, в которую неверующий будет падать семьдесят осеней (т.е. лет), прежде чем достигнет её дна».
Ибн Маджа и ат-Тирмизи рассказали, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Просите защиты у Аллаха от ямы Печали». Его спросили: «О Посланник Аллаха! Что такое яма Печали?». Он ответил: «Долина в Геенне, от которой сама она просит защиты по четыреста раз в день». Его спросили: «О Посланник Аллаха! Для кого она приготовлена?». Он ответил: «Для учёных, выставляющих свои дела напоказ. И сильнее всего Аллах ненавидит тех учёных, которые посещают собрания несправедливых правителей».
Ат-Табарани сказал: «Воистину, в аду есть долина, от которой сама Геенна просит защиты по четыреста раз в день, она приготовлена для тех из общины Мухаммада (мир ему и благословение), кто выставляет свои дела напоказ».
Аль-Бухари в своём «Тарихе» передал: «Воистину, в Геенне семьдесят тысяч долин, в каждой долине – семьдесят тысяч ущелий, в каждом ущелье – семьдесят тысяч дворов, в каждом дворе – семьдесят тысяч домов, в каждом доме – семьдесят тысяч колодцев, в каждом колодце – семьдесят тысяч змей, рядом с каждой змеёй – семьдесят тысяч скорпионов, и каждый неверующий и лицемер непременно пройдет через всё это».
Ахмад, ат-Табарани, ибн Хиббан в «Сахихе» и аль-Хаким рассказали: «Воистину, в аду есть змеи размером с шею верблюда. И если одна из них ужалит, то боль от укуса её будет чувствоваться в течение семидесяти осеней (т.е. лет). И, воистину, в аду есть скорпионы размером с мулов. Если один из них ужалит, то боль от укуса его будет чувствоваться сорок лет».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Рай и Ад в исламе
Каждый человек, который имеет хотя бы малейшее представление о религии, знает о таких категориях, как Рай и Ад, присущих авраамическим и ряду иных религий. В исламском вероучении эти понятия также присутствуют. Как и в других верованиях, Рай рассматривается как то место, куда после смерти попадут люди, совершавшие в земной жизни благие деяния, а Ад рассматривается как пристанище для грешников.
Вера в существование Рая и Ада является неотъемлемой составляющей исламского вероучения, и каждый мусульманин должен верить в их существование. В земной жизни ему следует прилагать все необходимые усилия с целью оказаться в Раю и избежать наказания в Аду.
В заключительной Книге Всевышнего – Коране и жизнеописании (сунне) Его Посланника Мухаммада (с.г.в.) имеется немало подтверждений существования Рая и Ада с их описанием, а также перечислены деяния, ведущие человека в одно из этих мест.
Одной из наиболее желанных наград для раба Аллаха является попадание в Рай, так как блага, которые там ожидают людей, являются невиданными и немыслимыми по своим масштабам, о чем говорится в коранической суре «Ас-Сажда»:
В суре «Падающее» («Вакыйга») имеется более подробное описание райских благ:
О том, как будут выглядеть сами обитатели Рая, говорится в следующем изречении Пророка (с.г.в.): « Верующий окажется одетым в зелёный шёлк, атлас, парчу и золото и будет лежать на коврах с зелёными подушками в особых шатрах гигантской величины, которые сделаны из яхонта, жемчуга и других камней» (хадис приводит ат-Тирмизи).
То, что из себя представляет Ад, расписано в этой же суре. В частности, Аллах говорит нам следующее:
Описание Ада можно встретить и в некоторых хадисах Посланника Аллаха (с.г.в.). Пророк Мухаммад (с.г.в.) как-то сообщил: « Огонь, который мы знаем, – это одна 70-я часть адского пламени» (Бухари). В другом хадисе, приводимом так же Бухари, повествуется, что наиболее простым наказанием для грешников и неверных станет то, при котором у человека под ногами будут находиться раскалённые угли, и жар от них заставит вскипеть его мозг.
Согласно исламскому вероучению, люди, попавшие в Рай, будут наслаждаться его благами вечно и не будут ни в чем нуждаться, поскольку любая их прихоть окажется исполнена. А вот насчёт обитателей Ада констатируется, что одни из них будут гореть в Адском пламени вечно, а другие спустя определенный промежуток времени смогут покинуть Преисподню и перейти в Рай. Некоторые грешники, в сердцах которых будет пусть самая незначительная вера, рано или поздно, покинут Ад и будут введены в райские сады, о чем говорится в следующем хадисе: « Аллах введёт людей Сада в Сад, введёт кого желает по Его милости, и введёт в Огонь людей Огня, а после скажет: «Посмотрите, у кого в сердце найдёте веры на вес горчичного семени, того выводите!» И они выйдут оттуда раскалёнными, обугленными и будут брошены в Реку Жизни» (Муслим).
Таким образом, верующим следует усердствовать в земной жизни ради того, чтобы уберечь себя от Геенны и оказаться в Садах блаженства, путь в которые лежит через совершение деяний, ведущих в Рай. На некоторых из них остановимся подробнее.
1. Сильный уровень имана (веры). В Священном Коране сказано:
2. Богобоязненность. В одном из аятов Писания Всевышний сообщает:
3. Повиновение Создателю и Его Заключительному Пророку (с.г.в.). Книга Аллаха гласит:
4. Раскаяние в совершенных грехах. Божий Пророк (с.г.в.) однажды напутствовал: « Кто раскаялся в грехах, подобен тому, у кого их совсем нет» (хадис приводится Ибн Маджой).
5. Воспитание сироты. В одном из хадисов сказано: « Я и воспитавший сироту будем в раю близки вот так (и соединил указательный и средний пальцы)» (Бухари ).
Помимо совершения вышеуказанных дел, для того чтобы не оказаться в Аду верующим следует выполнять свои прямые обязанности перед Аллахом, такие как: совершение обязательного пятикратного намаза, выплата закята, соблюдение поста в месяц Рамазан и совершение хаджа. Также следует помнить и о других своих обязанностях не только перед Всевышним, но и перед своей семьей, родными и близкими, друзьями, мусульманской уммой, обществом, так как за любое благое деяние Аллах воздаёт награду, которая приближает верующего к райским благам.
Кроме того, Господь является Милостивым и Прощающим, в связи с чем следует совершать покаяние и просить у Господа миров прощения всех грехов и Он, если на то будет Его воля, простит их. Также следует отдалиться от совершения тяжких грехов, таких как придание Аллаху сотоварищей (ширк), ростовщичество (риба), прелюбодеяние (зина), убийство, употребление в пищу запретного (харам) и так далее. За их совершение человека может постичь суровая кара от Всевышнего, в связи с чем отдаление от недозволенного также является благим делом, за которое Аллах, по Своей воле, воздаст награду и обрадует Своего раба в Судный день вестью о введении в Рай навечно.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаламу алейкум пусть всё будет по воле аллаха ИНШААЛЛАХ ♥♥♥
Здравствуйте я не по теме может быть но пожалуйста мне очень важно ответьте на мой вопрос пожалуйста, вот какой у меня вопрос мой брат жениться и после него что бы я женился мне надо квартира из за этого мы брату хотим купить дом (квартиру) что бы он со своей женой вышел, так вот мы хотим ему купить дом но у нас не хватает денег на все оплату мы хотим взять кредит с банка и купить дом (сейчас банк дает молодо женам на 20 летную ипотеку ее хотим купить) но все говорят что религия запрещает нельзя так делать это харам, вот так говорят объясните пожалуйста все как есть можно ли купить квартиру на ипотеку если нет почему если да почему заранее спасибо!
Описание Рая и Ада
Рай – это дом наслаждений, невиданных и неслыханных благ, созданный Всевышним для уверовавших рабов, джиннов и ангелов. Вступившие в Рай останутся навсегда в нём. По мнению большинства алимов, Рай находится над семью небесами и под Аршем.
Рай – это вечный дом, его существованию нет конца. Там находятся блага, которые человек никогда не видел, о которых не слышал и не мог даже представить их. Туда верующие попадают лишь по милости Аллаха. В Раю не бывает никакой нечисти (наджаса). Съеденное там превращается в приятный ароматный пот и икоту. Там радость бывает без печали, отдых без устали, богатство без нужды, красота без изъянов, молодость без старости.
Рай имеет различные уровни: Джаннату адн, Джаннатуль-хульди, Дару-ннаим, Джаннатуль-мава, Дару-ссалям, Даруль-хайван, Даруль-макама. Самый высший уровень Рая называется Фирдавс. На каждом уровне Рая люди также разделены по своим деяниям и крепости вероубеждения. Там люди будут иметь одинаковый возраст – 33 года и одинаковый рост – приблизительно 37,5 метров.
Невозможно словами передать красоту Рая. К примеру, вкус одной виноградинки в Раю намного лучше, чем вкус всего винограда, выросшего на Земле. В хадисе, переданном Аль-Бухари и Муслимом, сказано, что если одна райская дева (гурия) появится на Земле, то она своим нуром осветит весь мир, своим душистым ароматом заполнит его. Её головной убор (платок) лучше, чем весь мир и всё, что в нём есть. Жёны, которые вели себя праведно в этом мире, бывают там лучше, чем гурии. Каждый раз, когда к ним придут мужья, они будут девственницами.
Находящийся на самом низком уровне Рая получит столько благ, сколько имел самый богатый царь на свете, и даже в пять раз больше этого. Сначала тот скажет: «О мой Господь, я доволен». Затем Всевышний увеличит всё это в десять раз. Так сказано в хадисе, переданном Муслимом. Однако необходимо помнить, что блага в Раю человек получит в соответствии со своими благими деяниями, совершёнными в этом мире.
Больше всего обитатели Рая будут жалеть там о напрасно, без пользы проведённом времени в дольнем мире, и они будут завидовать тем, кто обрёл больше благ и наслаждений. Хотя сейчас нам кажется, что достаточно лишь не попасть в Ад, но на том свете мы будем думать по-другому. Поэтому не следует успокаиваться на достигнутом, необходимо приложить все свои усилия на пути служения религии Аллаха и во имя Его довольства.
Да одарит Аллах всех мусульман Раем!
Ад имеет семь ступеней. В самый верхний бросают верующих грешников, которым Аллах не простил грехи. На других ступенях Ада будут неверные, которые останутся там навсегда.
Самый верхний слой называется Джаханнам, ниже располагаются Лазза, Хутамат, Саир, Сакар, Джахим. Самый нижний – Хавият – предназначен для лицемеров. В Коране и хадисах рассказано об Аде. В Аду подвергнут наказанию также сильным морозом, и эта кара будет более мучительна, чем наказание огнём. Да убережёт Всевышний Аллах всех мусульман от Ада по Своей милости!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Загробный мир (Барзах)
Обратного пути нет
Барзах — своего рода преграда; период, который умершие должны преодолеть в ином измерении и отделяющий мирскую обитель от вечного пристанища. Завершится он с Воскрешением обитателей Земли перед наступлением Суда.
«[И вся эта мирская суматоха, плюрализм и свобода выбора в созидательном либо в разрушительном русле, а для кого-то душевная опустошенность — продлятся до тех пор] пока не придет смерть к каждому из них [упрямо отрицавших Бога либо веривших «по-своему», игнорируя основы веры и религиозной практики, четко сформулированные в заключительном Священном Писании]. Когда же она нагрянет, человек [так до последней минуты и не понявший, зачем жил и что есть наиглавнейшее для него] будет умолять: «Господи, верни меня обратно! Я постараюсь совершать благие дела [уверую, исправлюсь], используя все то, что нажил [за десятилетия жизни]. » [Ответят ему:] «Нет же». Это [сказанное им «верни меня обратно! Я постараюсь совершать благие дела, используя все то, что нажил»] — слова, сказанные им [человеком, который говорит, но не делает][1].
А впереди [для этого человека, как и всех остальных, покидающих сей мир через встречу со смертью] — барзах (загробный мир) [где пребывают его обитатели] до Дня Воскрешения (из мертвых). [Обратного пути нет]» (Св. Коран, 23:99, 100).
До Судного Дня душа находится в мире душ. Для каждой души — свой временной период ожидания. Тот, кто был безбожником, подвергается частичным мучениям в период ожидания Судного Дня, видит место своего вечного пребывания в Аду. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «После того, как кто-либо из людей умирает, демонстрируется ему [в загробном мире] место его [в вечной обители] утром и вечером. Если он из числа обитателей Рая, то — Рай [его место в Раю], а если из числа обитателей Ада, то — Ад [его место в Аду]. Говорится ему: «Это — твоя обитель, [которой достигнешь ты] после воскрешения в Судный День»[2].
Ожидание может растянуться для него на миллионы лет, даже если он умер за день до наступления Конца Света. Такое ожидание — одна из граней наказания, продолжающегося в вечности.
Что касается верующих, которые грешили, то они тоже подвергнутся наказанию, а начнется оно уже в этом мире. Данное наказание будет причиной прощения грехов при его правильном восприятии. Если к моменту смерти за верующим остались неискупленные грехи, то он подвергнется некоторым мучениям и в загробной жизни. Если что-то останется на Судный День, то перед ним — или прощение Творца, или временное адское наказание.
Верующие, прожившие эту жизнь праведно[3], начнут испытывать радость и наслаждения через частичное видение того, что ожидает их в Раю. Время ожидания Судного Дня будет максимально сокращено для них.
До начала Судного Дня все души «складируются» в мире душ, тела становятся частью земли. С началом же Судного Дня планета Земля расстелится по всему пространству, что огибает она вокруг Солнца (таковым является предположение некоторых мусульманских ученых), и повелением Творца тела человеческие всех времен и народов будут воскрешены; мир душ распахнет свои врата, и каждая душа устремится в свое мирское тело. Перед ликом каждого из людей откроются бескрайние просторы вечности.
Начало и…
Пророк Мухаммад сказал: «Когда человека опустят в могилу и люди, провожавшие его [в «последний путь», хотя в действительности путь будет иметь еще долгое продолжение], уйдут — а он будет слышать их шаги — к нему приблизятся два ангела [Мункир и Накир][4] и, посадив, спросят: «Что ты говорил [знал] относительно этого человека (то есть относительно последнего Божьего пророка Мухаммада)»[5]. Верующий ответит: «Свидетельствую, что он — раб Божий и посланник»[6]. Последует ответ: «[Мы знали, что ты скажешь именно так.][7] Посмотри на свое место в Аду [где ты мог бы пребывать временно или вечно, окажись грешником или безбожником], Аллах (Бог, Господь) заменил тебе его на обитель в Раю». Покойный увидит оба пристанища. [После чего станет просторной его обитель в загробном мире, осветится, и заснет он сладким сном жениха (или невесты), которых будят желанные и любимые. И продлится этот блаженный сон до Дня Воскрешения][8].
Пока тело не предадут земле, душа будет находиться где-то неподалеку. После упомянутого в хадисе прихода двух ангелов произойдет частичное воссоединение души и тела, но уже в неземном измерении, в необычном для мирских законов состоянии. После допроса душа покидает свое тело, перемещается в мир душ, где испытывает или частички райского блаженства, или адские мучения[12].
На этот счет имеется интересный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Душа верующего — птичка, получающая свой удел на ветке райского древа. И это до тех пор, пока не вернется она в свое тело в День Воскрешения из мертвых»[13].
Правда ли, что человек на самом деле умирает в могиле в момент, когда он в ней просыпается, умирает от шока (я часто это слышу)?
Подобное утверждение — неправда.
Как там будет?
«Ад. Подводимы они [те, кто, прожив в мирской обители, смогли заслужить лишь адское наказание, вечное или временное] к нему ранним утром и вечером [находясь в загробном мире и испытывая уже там неприятные ощущения от неизбежности мучений в Аду. Это касается души[14], тело же гниет, становится частью земли и ожидает своего воскрешения и воссоединения с душою. В таком мучительном состоянии душа безбожника или грешника пребывает до Конца Света, который нежданно-негаданно наступит на планете Земля]. А в День Воскрешения [ожив телом и соединившись с душою, воскреснув в общем для всех измерении, когда останутся позади все этапы Судного Дня, будет отдано повеление:] «Заводите в Ад (на его наихудшие уровни) род фараонов [да и всех, подобных им, язычников и безбожников]» (Св. Коран, 40:46).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «После того, как кто-либо из людей умирает, демонстрируемо ему [в загробном мире] место его [в вечной обители] утром и вечером. Если он из числа обитателей Рая, то — Рай, а если из числа обитателей Ада, то — Ад. Говорится ему: «Это — твоя обитель, [которой достигнешь ты] после воскрешения в Судный День»[15].
Души на том свете имеют отношение к происходящему в земной жизни или до Судного Дня у них вообще нет никакой связи с живыми?
1. Нет связи, кроме как, возможно, через сон.
2. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Воистину, дела людей [еще живущих на земле] демонстрируемы их родственникам из числа покойных»[16].
1. Куда попадают клонированные люди после смерти?
2. Как известно, после смерти люди подвергаются или не подвергаются могильным мукам, также к ним приходят ангелы. А как дело обстоит с людьми, которых не удалось похоронить (например, разорвавшиеся от взрыва)?
1. Когда появятся клонированные люди, тогда и спросите об этом. Пока что таких людей можно встретить лишь в фильмах.
2. Это не могильные, а загробные муки. И постигают они не в могиле на кладбище, так, чтобы их можно было записать на диктофон, а в уже ином измерении, поэтому касаются они любого, кто жил и умер в результате отделения души от тела.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) читал в назидание верующим следующую молитву: «О Господи, я прошу у Тебя защиты от страданий в могиле, защиты от мучений в Аду, защиты от искушений жизни и смерти (от безумия, заблуждений жизни и смерти), защиты от зла Антихриста» (аллахумма, инни а‘узу бикя мин ‘азабиль-кабр, ва мин ‘азабин-нар, ва мин фитнатиль-махья валь-мамат, ва мин фитнатиль-масих ад-даджаль)»[17].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В Коране сказано: «Если их и вернуть обратно, то они все так же продолжат совершать запретное [они быстро обо всем забудут, считая это сном, и вернутся к прежним взглядам и убеждениям]. Воистину [и десятилетия мирской жизни каждого из них, прожитые в неверии, это доказали], они — лжецы» (см.: Св. Коран, 6:28).
[2] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 310, хадис № 1379 и пояснение к нему; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. С. 451; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 400, хадис № 3130; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1073; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 200, хадисы № 65 (2866) и № 66; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 58, хадис № 851, «сахих».
[3] Праведность — это не стиль, не образ жизни, не отшельничество, не высокие лозунги на религиозные темы, а исправный голос души, голос внутреннего диалога, сигнализирующего о разумных пропорциях между мирским и вечным. Голос, к которому тело прислушивается, включая силу воли и самодисциплину.
[4] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386.
[5] Это относится к историческому периоду с начала миссии пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и до Конца Света. Что же касается более ранних периодов, то у умерших тогда спрашивалось об Иисусе, Моисее и так далее в глубь истории, в зависимости от того, к какому времени относился покойный, миссия какого из пророков пришлась на его жизнь. Те же, кто не имел информации о пророках, живя в глуши (на далеких затерянных островах, в отдаленных уголках планеты), вдали от людей или в период отсутствия СМИ, то у них спросят не столько о пророках, сколько о Боге, то есть о том, кому человек поклонялся, являясь от природы разумным существом.
И, конечно же, участь каждого из людей станет известна лишь там. Она зависит от воли Всевышнего Творца.
[6] В другом достоверном хадисе приводятся следующие вопросы, которые ангелы зададут покойному: «(1) кому ты поклонялся (кто твой Господь); (2) какой религии ты следовал; (3) кто тот человек, который был послан Богом (избран из числа людей) в твоем времени». В общем-то, суть одна.
См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 75; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 517, хадис № 4753, «сахих».
[7] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 332, хадис № 1072.
[8] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1072.
[9] В другом достоверном хадисе вопросы звучат следующим образом: «(1) кому ты поклонялся (кто твой Господь); (2) какой религии ты следовал; (3) кто тот человек, который был послан Богом (избран из числа людей) в твоем времени?» На все это он ответит: «Ох-ох, не знаю».
См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 7. С. 78.
Эти процессы относятся к загробному миру. Они не помещаются в человеческом сознании, выходят далеко за границы законов физики.
Мирская обитель — экзамен, где могут быть незначительные подсказки, намеки, но не снятие завесы перед тем, что будет после смерти. Все в пределах сохранения сути жизни и ее смысла. Пророки достоверно оповещали по воле Творца, мы же, простые смертные, можем лишь поверить, а вот проверить — только покинув сей мир через дверь под названием «смерть». И только Создателю всего сущего известно абсолютно все.
По упомянутой цитате из хадиса см.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 7. С. 82.
[11] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 1374; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 298, хадис № 1374; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386, хадис № 3117, а также С. 390, хадис № 3120; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1072; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 517, хадис № 4751, «сахих».
[12] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 304; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 7. С. 75, хадис № 53 и пояснения к нему.
[13] См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 7. С. 85, 86, хадис № 54, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 305.
[14] Насколько и как это коснется покоящегося в могиле мертвого тела — неизвестно, но, возможно, и такое.
См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 200, 201.
[15] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 409, хадис 1379; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 310, хадис № 1379; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. С. 451, аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 400, хадис № 3130, ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1073; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 200, хадисы № 65–(2866) и № 66.
[16] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Табари. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 199; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 76.
[17] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 308, хадис № 1377.