учение о способах приемах научного познания действительности

Конспект лекции на тему «Понятие методологии, уровни и функции»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект лекции на тему: « Понятие методологии, уровни и функции »

1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке;

2) учение о методах познания и преобразования действительности.

Методология это учение об организации деятельности.

Методология выполняет следующие функции:

— определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;

— предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель;

— обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;

— помогает введению новой информации;

— обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке;

— создает систему научной информации, которая базируе тся на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания[6.].

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня:

Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.[1, с. 87].

На основе учения о методологии составлена схема структуры методологии:

1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;

2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;

4. Временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы [3.].

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Методология научного познания

учение о способах приемах научного познания действительности учение о способах приемах научного познания действительности учение о способах приемах научного познания действительности учение о способах приемах научного познания действительности

учение о способах приемах научного познания действительности

учение о способах приемах научного познания действительности

Методология философское учение о методах познания и преобразования действительности. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология делит­ся на две части: во-первых, это — учение об исходных ос­новах (принципах) познания и, во-вторых, это — учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания анализи­руются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания.

Следовательно, эта часть методологии непосред­ственно связана с философией, с мировоззренческими ус­тановками. В учении о способах и приемах исследования рассматривается и теория частных методов познания, со­ставляющих общую методику исследовательской деятель­ности. Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет выяснить подлинную философс­кую основу научного познания, произвести на этой основе систематизацию всего объема научных знаний, создать условия для разработки новой, еще более эффективной методики дальнейших научных исследований во всех об­ластях знания.

Методы научного познания — средство познания, способ воспроизведения действительности в нашем со­знании, т. е. система принципов и правил практической и теоретической деятельности. Выработанные субъек­том познания методы научного познания — это такая пос­ледовательность операций в познавательной деятельнос­ти, которая позволяет найти общее, закон, необходимость в изучаемой области. Чем более общим является закон, лежащий в основе метода, тем более общим является и сам метод.

Во-первых, предельно общие методы, т. е. те, которые выходят за рамки науки: напри­мер, такие мысленные операции как синтез, анализ, умо­заключение и т. п. К общим методам относится и диалек­тическая логика, которая применяется как в научном, так и в других видах познания, являясь самым общим мето­дом вообще, а следовательно, и в науке.

Во-вторых, мето­ды, которые применяются только в научном познании, т. е. во всех науках. Общенаучными методами являются, например, такие как: наблюдение, эксперимент, модели­рование, аксиоматический метод и т. д.

В-третьих, частнонаучные методы, которые применяются в отдельных науках или в группе наук. Например, закон сохранения энергии применяется и в физике, и в химии, и в какой-то мере в биологии, но применение его в социальных науках, в психологии уже теряет смысл. В рамках отдельных наук применяются, например, метод меченых атомов — в фи­зике, метод опроса и анкетирования — в социологии и т. п. В четвертых, методики, применяемые для решения спе­цифических задач в данной конкретной области опре­деленной науки. Их применение зависит от той или иной ситуации, ее особенностей, того или иного эксперимента, теории и т. д.

Методы всех уровней характеризуются оп­ределенными свойствами, среди которых можно выделить следующие:

— ясность или общепонятность;

— детерминиро­ванность или отсутствие произвола в применении соответ­ствующих регулятивных принципов, что, в частности, обеспечивает обучаемость данным методам;

— подчиненность определенной цели, задаче;

— результативность или способ­ность обеспечивать достижения намеченной цели;

— надеж­ность или способность с большей вероятностью обеспечи­вать получение искомого результата;

— способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени и др.

Естественно, что не все указанные свойства присущи каждому методу, но чем больше он разработан, тем в боль­шей степени может удовлетворять вышеперечисленным свойствам.

По функциональному назначению и способам приме­нения методы подразделяются на эмпирические и теоре­тические. Эмпирический уровень знания — это знание, полученное непосредственно из опыта, с некоторой раци­ональной обработкой свойств и отношений изучаемого объекта. Он всегда представляет собой базу для теорети­ческого уровня знания. Теоретический уровень — это зна­ние, полученное путем абстрактного мышления. Теория в широком значении — это наука, знание вообще, в отли­чие от практической деятельности людей.

учение о способах приемах научного познания действительности

В более узком значении — знание, имеющее строго определенную фор­му. Познавая тот или иной объект, человек начинает про­цесс познания с внешнего его описания, фиксирует отдель­ные его свойства, стороны. Затем, углубляясь в содержа­ние объекта, раскрывая законы, которым он подчиняется, переходит к объяснению его свойств, связывает знания об отдельных сторонах предмета в единую, целостную систе­му. Получаемое при этом глубокое разностороннее конк­ретное знание о предмете и есть теория, обладающая опре­деленной внутренней логической структурой.

Деление познавательного процесса на эмпирический и теоретический уровни знания не совпадает с разделением познания вообще на чувственное и абстрактное, посколь­ку последнее характеризует диалектику процесса отраже­ния вообще, а различие между эмпирическим и теорети­ческим относится к области только научного познания. Эмпирическое познание формируется в процессе взаимо­действия с объектом исследования, когда мы непосред­ственно воздействуем на него, взаимодействуем с ним, об­рабатываем результаты и получаем вывод.

Эмпирический уровень разделяется на стадии, каждая из которых имеет свои собственные методы. Во-первых, взаимодействие с объектом исследования, где ведущими являются такие методы, как наблюдение и эксперимент; во-вторых, сис­тематизация и классификация полученных эмпиричес­ких данных при помощи графиков и таблиц; в-третьих, стадия эмпирического обобщения и, в-четвертых, заклю­чительная стадия, на которой мы получаем эмпирические факты.

Но получение отдельных эмпирических фактов и за­конов не позволяет еще построить систему законов. Для того, чтобы познать сущность, нужно обязательно перейти к теоретическому уровню научного познания. Этот уро­вень всегда начинается с поиска исходных принципов по­строения теории, а переход к нему представляет каче­ственный скачок. Поиск принципов для построения теории осуществляется путем интеллектуальной интуи­ции, которая является важным средством нахождения ис­тины. В ее основе лежат определенные принципы: это — значительное накопление знаний в соответствующей обла­сти познания, поскольку интуитивное решение можно на­ходить только в том случае, если обладаешь достаточно большим запасом знаний.

Так как механизм действия ин­туиции основан на аналогиях, интуитивные ассоциации устанавливаются с их помощью, универсальным источни­ком и всеобщей формой которых являются законы диалек­тики. Овладение системой философских категорий — не­обходимое условие эффективного результата интеллекту­альной интуиции. Одним из источников активизации интеллектуальной интуиции является процесс художе­ственного освоения мира, поэтому овладение искусством, знание его — также фактор, существенный для интеллек­туальной интуиции.

Второй этап теоретического уровня — построение на­учной теории как содержательной, так и формальной. Ве­дущими методами здесь являются: аксиоматический ме­тод, абстрагирование, идеализация. Когда теория по­строена, то выдвигается последняя задача: сопоставление теории с действительностью, построение соответствующей модели, которая бы связывала положение теории с теми или иными эмпирическими фактами. При этом часто при­ходится пользоваться так называемым мысленным экспе­риментом.

На основе построенной промежуточной моде­ли опять проводится эксперимент, и чем более отдаленные выводы можно при этом проверить, тем больше оснований считать эту теорию истинной. Когда такие модели постро­ены, можно утверждать, что процесс познания является относительно завершенным. Но до тех пор, пока теорию не удается проверить, связать с экспериментальными фак­тами, она остается гипотезой. Примером этому могут яв­ляться все современные космологические теории.

Эмпирический и теоретический уровни знания, хотя и отличаются по предмету, средствам и методам исследова­ния, в реальной действительности всегда неразрывно свя­заны между собой. Их взаимодействие осуществляется на основе практики, которая пронизывает все стороны и уровни познавательной деятельности, объединяя их различные аспекты в результатах нового знания.

История человечества — это история познания им са­мого себя и окружающего мира на основе практической деятельности. В настоящее время в условиях поиска но­вых смысловых ориентиров происходят глубокие изме­нения в содержании общественной практики и возника­ет необходимость разработки теории, которая должна не только адекватно отразить, но и определить направлен­ность современного социального развития, опережая его в конкретных результатах.

Такую возможность для фи­лософской теории создает ее непосредственная связь с научным познанием мира и результатами этого позна­ния. Для перехода философии на новую парадигму в сфе­ре гносеологии требуется разработка принципиально но­вой методологии научного познания, соответствующей информационно-технологической основе познавательной деятельности. Развиваясь и изменяясь, наше знание о мире становится все более глубоким, объективным и кон­кретным, определяет содержание новой научной карти­ны мира, создает предпосылки для уверенного перехода человечества на новый виток истории.

Отрицание необ­ходимости познавательной деятельности и использования ее результатов в общественной практике — это позиция определенных социальных групп, которые либо не спо­собны подняться до уровня научного мышления, либо имеют особые интересы в поддержании хаотической сти­хийности и неопределенности в развитии современного цивилизационного процесса.

Литература

Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

Барсков А. Г. Научный метод познания: возможности и иллюзии. М., 1994.

Бургин М. С., Кузнецов В. И. Введение в современную точную методоло­гию науки. Структуры систем знания. М., 1994.

Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

Исторические типы рациональности. Т. 1 / Отв. ред. В. А. Лекторский; Т. 2 / Отв. ред. П. П. Гайденко. М., 1996.

Познание в социальном контексте. М., 1994.

Руткевич М. И., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

Рыбаков Н. С. Факт. Бытие. Познание. М., 1994.

Современные теории познания. М., 1992.

Степин В. С. Динамика научного знания как процесс самоорганизации. М., 1994.

Хвостова К. В., Финн В. К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М., 1997.

Источник

Методология научного познания. Методология — философское учение о методах познания и преобразования действительности

Методологияфилософское учение о методах познания и преобразования действительности. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология делит­ся на две части: во-первых, это — учение об исходных ос­новах (принципах) познания и, во-вторых, это — учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания анализи­руются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосред­ственно связана с философией, с мировоззренческими ус­тановками. В учении о способах и приемах исследования рассматривается и теория частных методов познания, со­ставляющих общую методику исследовательской деятель­ности. Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет выяснить подлинную философс­кую основу научного познания, произвести на этой основе систематизацию всего объема научных знаний, создать условия для разработки новой, еще более эффективной методики дальнейших научных исследований во всех об­ластях знания.

Методы научного познания — средство познания, способ воспроизведения действительности в нашем со­знании, т. е. система принципов и правил практической и теоретической деятельности. Выработанные субъек­том познания методы научного познания — это такая пос­ледовательность операций в познавательной деятельнос­ти, которая позволяет найти общее, закон, необходимость в изучаемой области. Чем более общим является закон, лежащий в основе метода, тем более общим является и сам метод.

В соответствии с масштабами применения выделяют следующие уровни методов. Во-первых, предельно общие методы, т. е. те, которые выходят за рамки науки: напри­мер, такие мысленные операции как синтез, анализ, умо­заключение и т. п. К общим методам относится и диалек­тическая логика, которая применяется как в научном, так и в других видах познания, являясь самым общим мето­дом вообще, а следовательно, и в науке. Во-вторых, мето­ды, которые применяются только в научном познании, т. е. во всех науках. Общенаучными методами являются, например, такие как: наблюдение, эксперимент, модели­рование, аксиоматический метод и т. д. В-третьих, частнонаучные методы, которые применяются в отдельных науках или в группе наук. Например, закон сохранения энергии применяется и в физике, и в химии, и в какой-то мере в биологии, но применение его в социальных науках, в психологии уже теряет смысл. В рамках отдельных наук применяются, например, метод меченых атомов — в фи­зике, метод опроса и анкетирования — в социологии и т. п. В четвертых, методики, применяемые для решения спе­цифических задач в данной конкретной области опре­деленной науки. Их применение зависит от той или иной ситуации, ее особенностей, того или иного эксперимента, теории и т. д. Методы всех уровней характеризуются оп­ределенными свойствами, среди которых можно выделить следующие: ясность или общепонятность; детерминиро­ванность или отсутствие произвола в применении соответ­ствующих регулятивных принципов, что, в частности, обеспечивает обучаемость данным методам; подчиненность определенной цели, задаче; результативность или способ­ность обеспечивать достижения намеченной цели; надеж­ность или способность с большей вероятностью обеспечи­вать получение искомого результата; способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени и др. Естественно, что не все указанные свойства присущи каждому методу, но чем больше он разработан, тем в боль­шей степени может удовлетворять вышеперечисленным свойствам.

По функциональному назначению и способам приме­нения методы подразделяются на эмпирические и теоре­тические. Эмпирический уровень знания — это знание, полученное непосредственно из опыта, с некоторой раци­ональной обработкой свойств и отношений изучаемого объекта. Он всегда представляет собой базу для теорети­ческого уровня знания. Теоретический уровень — это зна­ние, полученное путем абстрактного мышления. Теория в широком значении — это наука, знание вообще, в отли­чие от практической деятельности людей. В более узком значении — знание, имеющее строго определенную фор­му. Познавая тот или иной объект, человек начинает про­цесс познания с внешнего его описания, фиксирует отдель­ные его свойства, стороны. Затем, углубляясь в содержа­ние объекта, раскрывая законы, которым он подчиняется, переходит к объяснению его свойств, связывает знания об отдельных сторонах предмета в единую, целостную систе­му. Получаемое при этом глубокое разностороннее конк­ретное знание о предмете и есть теория, обладающая опре­деленной внутренней логической структурой.

Деление познавательного процесса на эмпирический и теоретический уровни знания не совпадает с разделением познания вообще на чувственное и абстрактное, посколь­ку последнее характеризует диалектику процесса отраже­ния вообще, а различие между эмпирическим и теорети­ческим относится к области только научного познания. Эмпирическое познание формируется в процессе взаимо­действия с объектом исследования, когда мы непосред­ственно воздействуем на него, взаимодействуем с ним, об­рабатываем результаты и получаем вывод. Эмпирический уровень разделяется на стадии, каждая из которых имеет свои собственные методы. Во-первых, взаимодействие с объектом исследования, где ведущими являются такие методы, как наблюдение и эксперимент; во-вторых, сис­тематизация и классификация полученных эмпиричес­ких данных при помощи графиков и таблиц; в-третьих, стадия эмпирического обобщения и, в-четвертых, заклю­чительная стадия, на которой мы получаем эмпирические факты.

учение о способах приемах научного познания действительности

Но получение отдельных эмпирических фактов и за­конов не позволяет еще построить систему законов. Для того, чтобы познать сущность, нужно обязательно перейти к теоретическому уровню научного познания. Этот уро­вень всегда начинается с поиска исходных принципов по­строения теории, а переход к нему представляет каче­ственный скачок. Поиск принципов для построения теории осуществляется путем интеллектуальной интуи­ции, которая является важным средством нахождения ис­тины. В ее основе лежат определенные принципы: это — значительное накопление знаний в соответствующей обла­сти познания, поскольку интуитивное решение можно на­ходить только в том случае, если обладаешь достаточно большим запасом знаний. Так как механизм действия ин­туиции основан на аналогиях, интуитивные ассоциации устанавливаются с их помощью, универсальным источни­ком и всеобщей формой которых являются законы диалек­тики. Овладение системой философских категорий — не­обходимое условие эффективного результата интеллекту­альной интуиции. Одним из источников активизации интеллектуальной интуиции является процесс художе­ственного освоения мира, поэтому овладение искусством, знание его — также фактор, существенный для интеллек­туальной интуиции.

Второй этап теоретического уровня — построение на­учной теории как содержательной, так и формальной. Ве­дущими методами здесь являются: аксиоматический ме­тод, абстрагирование, идеализация. Когда теория по­строена, то выдвигается последняя задача: сопоставление теории с действительностью, построение соответствующей модели, которая бы связывала положение теории с теми или иными эмпирическими фактами. При этом часто при­ходится пользоваться так называемым мысленным экспе­риментом. На основе построенной промежуточной моде­ли опять проводится эксперимент, и чем более отдаленные выводы можно при этом проверить, тем больше оснований считать эту теорию истинной. Когда такие модели постро­ены, можно утверждать, что процесс познания является относительно завершенным. Но до тех пор, пока теорию не удается проверить, связать с экспериментальными фак­тами, она остается гипотезой. Примером этому могут яв­ляться все современные космологические теории.

Эмпирический и теоретический уровни знания, хотя и отличаются по предмету, средствам и методам исследова­ния, в реальной действительности всегда неразрывно свя­заны между собой. Их взаимодействие осуществляется на основе практики, которая пронизывает все стороны и уровни познавательной деятельности, объединяя их различные аспекты в результатах нового знания.

История человечества — это история познания им са­мого себя и окружающего мира на основе практической деятельности. В настоящее время в условиях поиска но­вых смысловых ориентиров происходят глубокие изме­нения в содержании общественной практики и возника­ет необходимость разработки теории, которая должна не только адекватно отразить, но и определить направлен­ность современного социального развития, опережая его в конкретных результатах. Такую возможность для фи­лософской теории создает ее непосредственная связь с научным познанием мира и результатами этого позна­ния. Для перехода философии на новую парадигму в сфе­ре гносеологии требуется разработка принципиально но­вой методологии научного познания, соответствующей информационно-технологической основе познавательной деятельности. Развиваясь и изменяясь, наше знание о мире становится все более глубоким, объективным и кон­кретным, определяет содержание новой научной карти­ны мира, создает предпосылки для уверенного перехода человечества на новый виток истории. Отрицание необ­ходимости познавательной деятельности и использования ее результатов в общественной практике — это позиция определенных социальных групп, которые либо не спо­собны подняться до уровня научного мышления, либо имеют особые интересы в поддержании хаотической сти­хийности и неопределенности в развитии современного цивилизационного процесса.

Литература

Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

Барсков А. Г. Научный метод познания: возможности и иллюзии. М., 1994.

Бургин М. С., Кузнецов В. И. Введение в современную точную методоло­гию науки. Структуры систем знания. М., 1994.

Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

Исторические типы рациональности. Т. 1 / Отв. ред. В. А. Лекторский; Т. 2 / Отв. ред. П. П. Гайденко. М., 1996.

Познание в социальном контексте. М., 1994.

Руткевич М. И., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

Рыбаков Н. С. Факт. Бытие. Познание. М., 1994.

Современные теории познания. М., 1992.

Степин В. С. Динамика научного знания как процесс самоорганизации. М., 1994.

Хвостова К. В., Финн В. К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М., 1997.

Источник

Методы и формы научного познания

Методология – учение о методах познания и преобразования действительности, способах получения нового знания.

Современная философия строится таким образом, что методология выходит на первый план и фокусирует на себе главные проблемы. Методология делится на две части: первая – описательная, которая поясняет, как работает знание, а вторая – нормативная – определяет правила для адекватного достижения знания и задаёт идеальные образы действия.

Метод – совокупность мыслительных и практических правил и приёмов, которые позволяют получить желаемый результат.

Итогом применения метода является знание или изменение положения дел в реальном мире.

В философии и науке применяются следующие универсальные приёмы:

Анализ и синтез чаще всего применяются в совокупности, потому что их единство помогает установить существенные связи и приобрести новое знание.

В данном контексте, идеальные образы – это не просто фикции, это исключительные случаи, выражающие реальную связь и отношения, тем самым позволяющие познать реальные предметы и явления.

Итог таков, что философию и науку объединяют общие мыслительные приёмы, но для науки ещё характерно использование практических методов.

Классификация научных методов зависит от уровня научного знания, на котором они применимы.

Методы эмпирического уровня познания

К основным методам эмпирического уровня науки можно отнести наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это совокупность целенаправленных действий человека, которые направлены на фиксирование существенных свойств объекта или явления, а также на установление их связи с другими объектами и явлениями.

Наблюдение как метод всегда запланировано и протекает по определённой схеме. Результаты наблюдения в большинстве своём зависят от того, насколько корректно и правильно составлен план и поставлены задачи. Наблюдение носит избирательный характер, а чистых, не связанных с какой-либо теорией наблюдений не существует в природе.

А. Эйнштейн говорил: «Только теория определяет, что можно наблюдать».

Эксперимент – это метод исследования, который осуществляется при помощи запланированных изменений объекта для выявления его свойств и отношений с другими объектами.

Эксперимент отличается от наблюдения тем, что он подразумевает активное участие учёного в его проведении. Эксперимент проводится в заданных условиях, которые при необходимости можно воспроизводить бесчисленное множество раз, с целью проверки полученных результатов. Эксперимент позволяет выявлять те свойства и отношения объекта, которые недоступны в обычных условиях.

Эксперимент тесно связан с теорией, гораздо более плотно, нежели наблюдение. Его проводят с целью подтверждения или опровержения конкретных теоретических утверждений или гипотез. Исход эксперимента во многом зависит от того, какие поставлены цели, как составлен план и какие теоретические данные хотят подтвердить или опровергнуть посредством его проведения. Стоит заметить, что никакой эксперимент не способен окончательно подтвердить или опровергнуть теорию. Существует специфическая форма эксперимента – мысленный эксперимент. Он проводится путём воображения объектов экспериментирования.

Данные, которые учёный смог получить посредством эксперимента и наблюдения нуждаются в фиксировании. Отсюда ещё один метод эмпирического уровня – описание. Оно должно быть точным и правдивым, мысли излагаются максимально понятным языком, поскольку на его основе в последующем провести систематизацию полученного знания. В наблюдении и эксперименте сосредоточены факты, которые соответствуют достоверному положению дел в действительности. Суть этих двух методов в том, чтобы выявить закономерные связи между известными фактами и спрогнозировать новые. Фак действительности может стать научным, только в том случае, если он обоснован теоретически, связан с иными фактами и обоснованно вписан в рациональную систему.

Методы теоретического уровня познания

К методам теоретического уровня познания относятся:

Дедукция – метод познания, который предполагает выделение из общего положения частного.

Дедукция часто называют методом от общего к частному. Она предоставляет достоверное знание, однако её результаты носят тривиальный характер, иными словами не обеспечивают серьёзного прироста знания. Этот метод зачастую используется для прояснения и уточнения общепринятого знания. Одним из видов дедукции является силлогизм – умозаключение, в котором на основе двух суждений выводится третье.

Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен.

Дедуктивный метод предполагает, что из двух истинных посылок обязательно вытекает истинное заключение, т.е. если дедукция построена верно, то она гарантировано даёт истинный вывод.

Индукция – это метод познания, согласно которому новое общее положение вытекает из нескольких частных, это ещё и передох мысли от фактов к общим утверждениям, исходя из этого индукцию называют выводом от частого к общему.

Сократ смертен. Платон смертен. Аристотель смертен. Сократ, Платон и Аристотель – философы. Следовательно, все философы смертны.

Результат индуктивного вывода носит правдоподобный характер, но не всегда достоверный. В отличие от дедукции результаты индукции не предоставляют истинного знания. Достоверными могут быть только результаты полной индукции, которая является выводом об общем на основе знаний обо всех частных случаях внутри общего. Однако в реальной жизни полной индукции практически невозможно представить, из-за неосуществимости наблюдения за всеми частными случаями, которые необходимы для данного заключения. Чаще всего индуктивный вывод делается на основе знания о части случаев. Важно отметить, что индуктивный метод не исключает ошибочных выводов.

Сократ – человек. Платон – человек. Аристотель – человек. Сократ, Платон и Аристотель – философы. Следовательно, все люди – философы.

О неполной индукции много говорили философы Нового времени, они пытались найти способы, которые повысят степень достоверности индуктивного вывода. Немаловажен тот факт, что именно индуктивный метод даёт в науке прирост нового знания, даже с учётом не абсолютной достоверности, а всего лишь правдоподобности выводов.

Аналогия – это метод познания, который даёт возможность, основываясь на сходствах объектов по некоторым признакам, сделать вывод об их похожести по иным.

Часто можно услышать, что аналогию называют выводом от единичного к единичному или от частного к частному. Предметы, относительно которых совершается аналогия, могут быть реальными или вымышленными.

На Солнце есть химический элемент гелий. Солнце и Земля относятся к одной и той же планетарной системе, у них сходный химический состав. Следовательно, на Земле должен быть гелий.

Этот вывод посредством аналогии оказался истинным, а дальнейший опыт подтвердил, что он таков. Интересно, что открытие гелия на Земле, действительно произошло только после того, как он был обнаружен на Солнце.

Метод сравнения является близким к аналогии, он также помогает выявить сходства, как и аналогия, но при этом ещё помогает установить различия. Аналогия и сравнения не могут ясно объяснять предметы и явления, скорее служат для установления дополнительных связей и отношений между объектами. Эти методы активно используют учёные для развития научного знания.

К распространённым методам теоретического познания относится моделирование.

Моделирование – это оперирование объектом, который является аналогом другого объекта, однако по каким-то причинам, находится в недосягаемости для проведения определённых манипуляций.

Моделирование позволяет проникнуть в недоступные свойства предметов и явлений, посредством использования их аналогов. Вывод о свойствах оригинала, делается на основе тех знаний, которые были получены при манипуляциях с моделью.

Для строительства зданий или мостов, архитекторы изначально создают их модели, чтобы изучить возможные свойства.

Для науки очень важен правильный выбор метода. Неадекватный метод может привести исследование к ошибочным выводам или вовсе к провалу. В свою очередь, правильный метод, помогает исследователю устанавливать новые связи между предметами и явлениями, тем самым устанавливать новые закономерности. Не стоит полагать, что успех всего исследования зависит только от метода, однако его правильный выбор, несомненно, важен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *