учение о высшей нервной деятельности было создано

4. 13. 093 Учение Павлова о высшей нервной деятель

4.13 Физиология, медицина

4.13.093 Учение Павлова о высшей нервной деятельности

Физиолог, психолог, хирург-экспериментатор, врач, лектор, общественный деятель; профессор, заведующий кафедры фармакологии и кафедры физиологии Военно-медицинской академии; академик Российской АН (РАН, АН СССР); член многочисленных научных обществ, академий, университетов; заведующий физиологической лабораторией в Институте экспериментальной медицины в Петрограде, директор Института физиологии АН СССР; основатель крупнейшей физиологической школы современности; глава Общества русских врачей в Санкт-Петербурге; лауреат Нобелевской премии 1904 г. по физиологии и медицине «за классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения»; кавалер французского ордена Почетного легиона, многих золотых медалей и прочих наград; старейшина физиологов мира — Иван Петрович Павлов (1849—1936) является создателем учения о высшей нервной деятельности.

Современную физиологию создал И.П. Павлов. До него был т.н. допавловский период (1628—1883), начавшийся с монографии английского анатома У. Гарвея «Учение о движении сердца и крови в организме», а с защитой Павловым докторской диссертации «Центробежные нервы сердца» в 1883 г. возник период павловский.

«Павловский этап базируется на трех основных принципах: организм — это единая система, которая объединяет различные органы в их сложном взаимодействии между собой; организм — единое целое с окружающей средой; принцип нервизма» (http://www.4medic.ru/).

(Нервизм — идея о преимущественном значении нервной системы в регуляции физиологических функций и процессов в организме животных и человека).

Этой науке Павлов отдал 65 лет жизни. За исследования физиологии кровообращения и пищеварения ученый в 1904 г. получил Нобелевскую премию, а за исследования физиологии мозга и созданное им учение о высшей нервной деятельности Иван Петрович получил титул старейшины физиологов мира — «Princeps physiologorum mundi» («Первый среди физиологов мира»).

Исследователь успел сделать удивительно много. Этому способствовали его незаурядная личность, творческое долголетие и незатухающий интерес к исследованию человеческого организма, родившийся еще в юности от книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга».

Что касается работ, предваряющих формирование учения о высшей нервной деятельности, Павлов провел тысячи операций, предложил целый арсенал тончайших методов, совершил множество открытий.

Вот только несколько классических примеров. Ученый открыл усиливающий нерв сердца («нерв Павлова»); создал метод изучения организма животного в его целостном, естественном поведении; ввел хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма; предложил метод хронических фистул — искусственно созданных свищей; разработал филигранные операции («слюнные фистулы», «маленький желудочек» и др.); впервые провел стерильные операции на животных; буквально сотворил физиологию желудка, сразу же взятую на вооружение практической медициной…

Многолетние исследования обобщил фундаментальный труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез» (1897), тут же переведенный на основные европейские языки.

Именно эти тридцатилетние исследования нервного механизма простейших функций организма привели Павлова к изучению физиологии мозга и созданию теории, ставшей логическим завершением громадного массива экспериментальных данных.

Впервые высказанная И.М. Сеченовым идея о рефлекторном характере деятельности высших отделов мозга, нашла свое подтверждение в экспериментах Павлова, распространившего рефлекторный принцип на психическую деятельность человека.

В основе учения о высшей нервной деятельности лежит введенное Павловым понятие — условный рефлекс. Прирожденные рефлексы (скажем, вегетативные или инстинкты), возникающие в процессе эволюции и осуществляющие адаптацию организма к окружающей среде, физиолог отнес к безусловным.

Условные рефлексы, вырабатываемые и закрепляемые организмом индивида при определенных условиях окружающей среды, ученый выявил, изучая поведение животных. Эти рефлексы физиолог считал самой совершенной формой приспособления.

Первым изученным стал слюнный рефлекс. Этот объективный механизм, обусловленный нервной деятельностью, Павлов установил своими классическими исследованиями с выделением слюны или желудочного сока собакой от вида пищи, а равно и от любого внешнего раздражения (стука, вспышки света, бульканья воды, звонка, звука шагов и т.п.), совпадающего со временем кормления.

Далее ученый нашел, что условный рефлекс образуется как ответная реакция организма на внешние раздражения и вообще «на жизнь», а еще — является свойством коры головного мозга. В результате высшая нервная деятельность обеспечивает сложные индивидуальные формы поведения в изменяющихся условиях жизни.

Павлов создал крупнейшую в мире физиологическую школу (Б.Ф. Вериго, Н.Е. Введенский, В.В. Пашутин, Г.В. Хлопин, М.Н. Шатерников и др.), с представителями которой изучал деятельность коры больших полушарий в норме и патологии, процессы возбуждения и торможения, механизм сна; представил физиологическую характеристику типов нервной деятельности животного; создал классификацию нервных систем человека (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики); исследуя патологию нервной деятельности, предложил лечение нервных и душевных заболеваний методом т.н. «охранительного торможения» и т.д.

В процессе изучения было выяснено также, что условный рефлекс в отличие от безусловного может возникать и исчезать, а также имеет сигнальный характер.

«Таким образом, с фактом условного рефлекса отдается в руки физиолога огромная часть высшей нервной деятельности, а может быть, и вся», — резюмировал ученый свое открытие.

Итоги своей многогранной деятельности Павлов изложил в классических трудах: «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных (условные рефлексы)» и «Лекции о работе больших полушарий головного мозга».

В наш «звездный» век мы привыкли к мишуре обманок. Однако на небосводе мировой науки немало и истинных звезд, об одной из которых — Иване Петровиче Павлове ученый и писатель Г. Уэллс сказал: «Это звезда, которая освещает мир, проливая свет на еще не изведанные пути». Павлов при жизни был самым знаменитым русским ученым и сегодня остался таким же.

Источник

Значение учения Павлова для психологии

Значение учения Павлова для психологии – об этом пойдёт речь в этой статье. Даётся краткое описание классических экспериментов, особенности теории, её историческое значение.

Иван Петрович Павлов (1849–1936).
В 1875 году закончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В 1879 году с золотой медалью закончил Медико-Хирургическую Академию. В 1904 году И. П. Павлову присуждается Нобелевская премия за выдающиеся достижения в области изучения физиологии пищеварения. Результаты своих уникальных экспериментов по пищеварению были изложены им в книге «Лекции о работе главных пищеварительных желез» в 1897 году.

Для изучения системы пищеварения, собаке была сделана сложнейшая операция. Был перерезан пищевод, а в отверстие в желудке была вживлена трубка, которая закрывалась пробкой. Это позволило начать эксперименты с мнимым кормлением животных.

учение о высшей нервной деятельности было создано

Классический эксперимент академика Павлова.
Фото: ИТАР-ТАСС. Источник: портал «Русский репортёр».

Собака ест, при этом вся съедаемая пища выпадает обратно из верхнего конца пищевода. Через несколько минут такого мнимого кормления в желудке начинает выделяться желудочный сок. На разный состав пищи (хлеб, мясо или молоко) железы вырабатывают сок различного химического состава и концентрации ферментов.

Были проведены сотни опытов, в которых изучали химический состав поступающего желудочного сока, его количество для разных видов пищи и необходимые условия, при которых железы начинали выделять этот сок.

В результате опытов оказалось, что если кормление связать с каким-либо внешним сигналом (например звуком), идущим непосредственно перед принятием пищи, то данный сигнал будет ассоциироваться с едой. И не просто с едой, а с какой-то конкретной пищей. На сигнал «мясо» слюнные железы будут выделять состав для мяса, а на сигнал «хлеб» – состав для переваривания хлеба.

Подобные временные связи, появляющиеся от сторонних внешних сигналов при определённых условиях, Павлов назвал условными. Впоследствии было выяснено, что формируются и закрепляются они в больших полушариях головного мозга.

Последующие годы И. П. Павлов посвятил исследованию механизмов работы мозга. Был разработан метод условных рефлексов, создано учение о темпераментах и теория о ВНД. В 1923 году он обобщил труды своего института в книге «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» [1]. Значение учения Ивана Петровича Павлова для психологии сопоставимо с вкладом теории эволюции Чарлза Дарвина для всех естественнонаучных дисциплин.

Учение Павлова о темпераментах.
Вместе со своими сотрудниками И. П. Павлов проработал учение Гиппократа о темпераментах, представив его с позиции процессов раздражения и торможения в коре головного мозга. Физиологические основы темперамента были представлены четырьмя основными типами нервной системы (нерв. сист.):

Во-первых, нервная система подразделялась на сильную и слабую. Представители слабой нерв. сист. были отнесены к меланхоликам.

Во-вторых, представители сильного типа нервной системы, в свою очередь, разделялись на обладателей уравновешенной нерв. сист. и неуравновешенной. Обладателей сильной, но неуравновешенной нерв. сист., в которой процессы раздражения преобладают над процессами торможения, отнесли к холерикам.

Представителей сильной и уравновешенной нерв. сист. по степени подвижности нервных процессов разделили на сангвиников (подвижная, сильная, уравновешенная) и флегматиков (слабоподвижная, но сильная и уравновешенная нерв. сист.) (стр. 456–457) [1].

Помимо четырёх основных типов темперамента были предложены к рассмотрению ещё две дополнительные категории людей: художники и мыслители (люди художественного и аналитического склада ума) (стр. 411) [1].

учение о высшей нервной деятельности было создано

Учение о высшей нервной деятельности (ВНД).
В 1866 году русский физиолог Иван Михайлович Сеченов выдвинул идею о рефлекторной природе психической деятельности: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Был выдвинут принцип детерминизма, причинной обусловленности психической деятельности человека. Впоследствии эта идея была развита Иваном Петровичем Павловым до учения о ВНД.

Это учение о механизмах функционирования головного мозга и коры больших полушарий, которая обеспечивает приспособление животных и человека к окружающей среде. Врождённые рефлексы получили называние безусловных, а приобретаемые при жизни – условных.

Условный рефлекс – это ключевое понятие в учении И. П. Павлова.
Это временная связь, которая образуется при определённых условиях в результате её подкрепления безусловным рефлексом (например пищей). Впоследствии поведение будет определяться теми сигналами, ассоциациями и командами, которые были образованы и закреплены у особи при определённых условиях.

Понятие условного рефлекса связывает сознание человека с работой больших полушарий головного мозга, предлагает рассматривать их взаимодействие как единое целое. Позволяет подходить к мышлению и поведению человека с позиции научной теории и материализма, а не с позиции действия потусторонних мистических сил. Впервые была экспериментально показана связь ассоциаций, переживаний и чувств с работой головного мозга, связь души и тела. В этом и заключается главная ценность учения Павлова для психологии.

Особенности учения Павлова.
Из теории были исключены любые термины и понятия, которые могли бы внести элемент неоднозначного и субъективного толкования результатов проводимых экспериментов. Запрещалось делать какие-либо психологические суждения и вольным образом объяснять желания, чувства и мысли животных. Рассматривались лишь объективные факты, существующие во времени и пространстве. Такие факты, когда можно было бы «показать пальцем: где было раздражение, куда оно перешло» (стр. 145). [1]

Сам Иван Петрович об этом писал, что когда они стали анализировать чувства, желания и представления своих питомцев, то «результат получился совершенно неожиданный, совершенно необычный: я с сотрудником оказался в непримиримом разноречии. Мы не могли сговориться, не могли доказать друг другу, кто прав. До этого десятки лет и после этого обо всех вопросах можно было сговориться, тем или другим образом решать дело, а тут кончилось раздором. После этого пришлось сильно задуматься. Вероятно, мы избрали не тот путь… Мы совершенно запретили себе (в лаборатории был объявлен даже штраф) употреблять такие психологические выражения, как собака догадалась, захотела, пожелала» (стр. 227). [1]

В ротовую полость собаке вживлялась трубка, в которую и собиралась слюна различного химического состава.
Автор фото Robert Lawton. Источник: контент изображений и фотографий свободной энциклопедии.

Ограничения учения Павлова.
Исследования в экспериментах И. П. Павлова ограничивались изучением работы слюнной железы у собак. Уровень развития научных знаний в начале XX века не позволял сделать большего.

Проводя опыты над животными, И. П. Павлов со своими сотрудниками отмечали зависимость результатов экспериментов от особенностей характера конкретной особи. Возможность проводить прямую аналогию между исследованиями поведения животных и человека в этом плане представляет собой определённую сложность.

Литература:
1. И. П. Павлов. Двадцатилетний опыт объективного изучения ВНД. [1]
2. И. П. Павлов. Лекции о работе главных пищеварительных желез.

Вернуться к меню навигации на главной странице сайта: Чем интересна психология?
Все тексты авторские. Полное или частичное использование материалов сайта разрешается с указанием прямой ссылки на источник.

Источник

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.

учение о высшей нервной деятельности было создано

При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.

Условные и безусловные рефлексы

Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:

учение о высшей нервной деятельности было создано

Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.

учение о высшей нервной деятельности было создано

учение о высшей нервной деятельности было создано

Механизм формирования условного рефлекса

Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.

За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.

учение о высшей нервной деятельности было создано

Торможение рефлексов

Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.

учение о высшей нервной деятельности было создано

Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.

Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.

Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).

учение о высшей нервной деятельности было создано

учение о высшей нервной деятельности было создано

Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах

учение о высшей нервной деятельности было создано

Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.

учение о высшей нервной деятельности было создано

В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.

Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.

учение о высшей нервной деятельности было создано

Типы темперамента

учение о высшей нервной деятельности было создано

Эмоции, мышление и память

учение о высшей нервной деятельности было создано

Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.

Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.

учение о высшей нервной деятельности было создано

Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.

учение о высшей нервной деятельности было создано

Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.

учение о высшей нервной деятельности было создано

Заболевания

Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.

Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.

учение о высшей нервной деятельности было создано

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *