учение об элементах представители

Естествознание. 10 класс

Конспект урока

Естествознание, 10 класс

Урок 26. Атомы и элементы. Два решения проблемы генезиса свойств веществ

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: Когда и где зародились первые атомистические представления? Как античные философы объясняли качественное многообразие мира и генезис свойств веществ? Каково содержание понятий об атомах и элементах в античной натурфилософии? Как соотносится древнегреческая натурфилософия с социокультурным контекстом античной эпохи?

Элемент (от лат. elementum – начало, стихия, первоначальное вещество) – составная часть целого, компонент. У древнегреческих философов – одна из составных частей природы (огонь, вода, воздух, земля), лежащих в основе всех вещей и явлений.

Атомизм (атомистика) – учение о прерывистом строении материи, состоящей из отдельных, чрезвычайно малых частиц.

Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Материя – (от лат. materia – материя, вещество, первичное начало) – философская категория для обозначения первичной данности любого предмета, всеобщая материальная основа всех вещей и процессов в мире.

Атом – мельчайшая частица химического элемента, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженной электронной оболочки.

Химический элемент – совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.

Генезис (греч. – genesis) – происхождение, становление и развитие, результатом которого является определенное состояние изучаемого объекта. Генезис природных и социальных явлений интересовал и интересует философию и науку с античности до наших дней (философский словарь).

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Естествознание. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – С. 128-131.

2. Дмитриев И.С. История науки в контексте культуры. Материалы к учебному курсу «История естественнонаучных открытий». Выпуск 1 /И.С. Дмитриев.– СПб., 1995. – С. 23-28.

3. Савинкина Е.В. История химии. Элективный курс: Учебное пособие / Е.В. Савинкина, Г.П. Логинов, С.С. Плоткин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – С. 10-12.

4. Энциклопедия для детей. Том 16. Физика. Ч. 1. Биография физики. Путешествие в глубь материи. Механическая картина мира / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2000. – С. 217-219.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Левченков С.И. Краткий очерк истории химии: Учебное пособие для студентов химфака РГУ. URL:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Понятия «элемент» и «атом» являются одними из самых важных в естествознании. Чтобы выяснить, каково происхождение этих слов, что понималось под ними, какой смысл вкладывался в них в различные исторические эпохи, придется обратиться к истории науки, истории естествознания.

Атомная теория, одна из ключевых теорий естествознания, прошла длительный путь становления: от зарождения атомистических идей в рамках философских концепций до оформления в зрелую научную теорию, определяющую современные представления о мире. Ключевыми вехами ее развития являются:

1. Зарождение первых представлений о дискретности материи в рамках атомистики Левкиппа и Демокрита (V в. до н.э.);

2. Становление атомно-молекулярного учения (середина XIX века);

3. Экспериментальное доказательство сложного строения атома (начало XX века).

Истоки атомной теории традиционно связывают с древнегреческой натурфилософией, которая оказала определяющее влияние на формирование атомистики. Древнегреческая натурфилософия представляла собой умозрительные концепции, в рамках которых была сделана попытка целостно объяснить природу, понимаемую как структуру и сущность вещественного мира. Попытки теоретически объяснить мир привели античных философов к вопросу о том, что такое бытие. Постановку этого вопроса традиционно связывают с именем Парменида Элейского (540-450 до.н.э.), который обозначил проблему поиска в окружающем человека изменчивом и многообразном мире неизменных и единых первооснов. Поиски первоосновы мира, её материального носителя породили в древнегреческой натурфилософии два подхода к объяснению материи: элементаризм и атомистику. Первая концепция отражала представления о непрерывности материи, вторая – о её дискретности.

Представления о непрерывном строении материи, в основе которой лежат некие элементы – (стихии), нашли свое отражение в учениях многих античных философов, так, например, Фалес (ок.625-ок.547 до н.э.) считал первоосновой воду, Гераклит Эфесский (ок.540-ок.480 до н.э.) – огонь. В основе мира Эмпедокла (ок.490-ок.430 до н.э.) лежат вечные и неизменные первовещества («корни») – земля, вода, воздух и огонь, и движущие силы («возбудители движения») – любовь и вражда. Исходя из этих неизменных элементом и движущих сил, которые либо стремятся соединить разнородные элементы, либо разделить их, Эмпедокл считал возможным объяснить многообразие окружающего человека мира. Эти представления в дальнейшем получили развитие в элементаристике Аристотеля (384–322 до н. э.).

Представления о дискретном строении материи, нашли свое отражение в атомистике Левкиппа (ок. 500-440 до н.э.) и его ученика Демокрита (460-370 до н.э.). В соответствии с атомистической гипотезой всё в мире состоит из мельчайших, недоступных нашим органам чувств атомов, движущихся в пустоте. Лишенные качеств атомы олицетворяют собой неуничтожимое, неизменное, вещественное и оформленное начало. Они различаются между собой формой и, располагаясь в определенном порядке в пространстве, образуют всё существующее в мире. Существование и движение атомов невозможно без противоположного им начала (разрушения, изменчивости, невещественного и бесформенного) – пустоты (ничем незаполненного пространства). За исключением Эпикура (341-270 до н.э.), который считал, что атомы обладают весом и способностью самопроизвольно отклоняться во время движения от первоначальной траектории, атомистические идеи не получили широкого распространения в античной натурфилософии.

Следует отметить, что атомистические идеи Демокрита подвергались серьезной критике со стороны приверженцев континуального подхода. Среди критиков был и Аристотель из Стагиры (384–322 до н. э.), который в своих сочинениях приводил аргументы против возможности существования атомов. Придерживаясь идей непрерывности материи, Стагирит создал собственную элементаристскую концепцию, в которой получило дальнейшее развитие натурфилософское учение Эмпедокла о четырех первоэлементах. Согласно концепции Аристотеля первоосновой мира является абсолютно бесформенная, бескачественная и непрерывная первоматерия, которая может принимать форму какого-либо из элементов (вода, воздух, земля, огонь) в зависимости от того, какие качества на нее налагаются. Аристотель выделял две пары противоположных качеств, которые он называл элементарными качествами. Эти противоположные элементарные качества: сухость – влажность; тепло – холод. Соединяясь попарно и налагаясь на первоматерию, они и образуют элементы: огонь (сухость + тепло); вода (влага + холод); земля (холод + сухость); воздух (тепло + влага). Варьируясь в своих пропорциях элементарные качества, и обусловливают всё многообразие мира. Кроме того, элементы способны к взаимопревращению. Например: воздух (тепло + влага) превращается в огонь (сухость + тепло), если происходит смена одного элементарного качества на другое (сухость→влага).

Жизнь и интеллектуальная деятельность выдающихся древнегреческих мыслителей, с чьими натурфилософскими концепциями мы познакомились, тесно связана с историей и культурой Древней Греции, которая явилась колыбелью современной науки и европейской цивилизации. Зарождение первых форм теоретического знания происходит именно в древнегреческой культуре. В отличие от знаний Древнего Востока, которые были ориентированы на практическое применение в хозяйственной деятельности и носили рецептурный характер, познание древних греков было направлено на рациональное исследование мира, решение теоретических проблем, не имеющих утилитарного значения.

Переход от мифологического сознания к научно-теоретическому объяснению мира (от мифа к логосу) был обусловлен тем культурным переворотом, который произошел в Древней Греции в VIII–VI вв. до н.э.

Причины культурного переворота связаны как с «Великой колонизацией», заключавшейся в основании греческих поселений на территории Малой Азии и Средиземноморья, так и со становлением такой специфической формы социально-политического устройства древнегреческого общества как античный полис (торгово-ремесленный город-государство). Уникальное сочетание целого ряда факторов: природных, политических, социальных, культурных, особое место среди которых следует отвести соревновательному (агональному) характеру древнегреческой культуры и роли закона (номоса) в жизни общества, равенства всех перед ним, создало условия, способствовавшие появлению «науки доказывающей», не имеющей утилитарного значения, и для которой знание имело ценность само по себе.

Вся эллинская культура проникнута идеями гармонизации и идеализации существующего мира. Гармония считалась одним из признаков природы и наряду с порядком, симметрией и мерой составляла основы прекрасного. Эстетический образ мира древних греков – это мир гармонии и красоты. Обозначение мира, вселенной словом Космос, который переводится и как порядок, украшение, демонстрирует восприятие ими мира как эстетически совершенного, а, значит, упорядоченного и структурно-организованного целого. Именно поиски порядка и гармонии, лежат в основе древнегреческих философских учений. Для древнегреческих мыслителей было важно упорядочить все явления мира, отведя каждому свое место в общей структуре универсума, и тем самым создать эстетический образ бытия. И если философы пытались найти неизменные первоосновы вещного многообразного мира и на их основе систематизировать и упорядочить знания о самых разных объектах, то в древнегреческой литературе того периода можно обнаружить появление комедии характеров (новоаттическая комедия) и зафиксировать тенденции смещения драматургических коллизий от судьбы к характеру. Как пример, иллюстрирующий существование сходных тенденций в натурфилософии и литературе, можно провести параллели между типологией животных и растений, созданной Аристотелем и сочинением «Этические характеры», написанным одним из его ближайших учеников и последователей Теофрастом (ок. 372-287 до н.э.). Среди множества черт человека Теофраст находил одну, постоянно повторяющуюся и определяющую особенности поведения человека, его «характер».

Резюме теоретической части. Истоки атомной теории восходят к древнегреческой философии, в рамках которой возникли первые формы теоретических знаний. В античную эпоху знания о природе существуют в форме натурфилософских учений и носят умозрительный характер. Древнегреческая атомистика основывалась на представлениях о дискретном строении материи и объясняла всё многообразие вещного мира и генезис свойств веществ движением в пустоте неделимых и бескачественных частиц – атомов. Древнегреческий элементаризм в рамках представлений о непрерывном строении материи объяснял существование всех вещей и разнообразие их свойств комбинацией четырех элементов (вода, огонь, воздух, земля), которые образуются при наложении на бескачественную первоматерию двух пар противоположных элементарных качеств (тепло – холод, сухость – влажность). По содержанию понятия атом и элемент древнегреческой натурфилософии, существенно отличаются от понятий, используемых современной наукой. Появление первых форм теоретических знаний в Древней Греции было обусловлено культурным переворотом, произошедшим в VIII–VI вв. до н.э. Целый ряд факторов способствовал становлению уникальной эллинской культуры, ставшей колыбелью европейской цивилизации. Идеи гармонизации и идеализации существующего мира, столь важные для эллинской культуры, нашли своё отражение в натурфилософских учениях древнегреческих мыслителей, для которых было важно упорядочить все явления мира, отведя каждому своё место в общей структуре универсума, и тем самым создать эстетический образ бытия.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Укажите верные утверждения:

Правильный ответ и комментарий

А. Древнегреческая натурфилософия представляла собой умозрительные концепции о природе.

Правильное утверждение. Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности.

Б. Представления о непрерывном строении материи нашли свое отражение в атомистике.

Неправильное утверждение. Атомистика отражала представления о дискретном (прерывистом) строении материи.

В. Согласно учению Демокрита всё в мире состоит из атомов, движущихся в пустоте.

Правильное утверждение. Демокрит считал, что всё в мире состоит из мельчайших, недоступных нашим органам чувств атомов, движущихся в пустоте.

Г. Учение Аристотеля основывалось на представлении о прерывном строении материи.

Неправильное утверждение. Аристотель отрицал возможность существования атомов и пустоты. Его учение основывалось на представлениях о непрерывности материи.

Д. Фалес считал первоосновой мира воду.

Правильное утверждение. Древнегреческий мыслитель Фалес первоосновой мира считал воду.

2. Установление соответствие между элементами двух множеств. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Первоосновой мира является абсолютно бесформенная и непрерывная первоматерия. В зависимости от того, какие элементарные качества на нее налагаются, она может принимать форму какого-либо из элементов (вода, воздух, земля, огонь).

В основе мира лежат вечные и неизменные первовещества («корни») – земля, вода, воздух и огонь, и движущие силы («возбудители движения») – любовь и вражда.

Всё в мире состоит из мельчайших, недоступных нашим органам чувств атомов, движущихся в пустоте.

Источник

§ 42. Атомы и элементы. Два решения проблемы генезиса свойств веществ

Нельзя не признать в атомизме
возвышенного обобщения.
Д. И. Менделеев

Как древнегреческая «наука о природе» объясняла свойства тел? В чем отличие атомистического и элемента-ристского подходов к объяснению явлений природы? Каковы социокультурные предпосылки древнегреческого природознания?

Урок-лекция

ПРОБЛЕМА ПАРМЕНИДА. Мысль о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц — атомов, красной нитью проходит через всю историю естествознания. Зарождение атомистических представлений можно проследить в нескольких регионах мира, в частности в некоторых философских учениях Древней Индии (школы ньяйя и вайшешика) III—I вв. до н. э. Но именно древнегреческая атомистика сыграла наиболее важную роль в истории естествознания. Почему? Причин много. Одна из важнейших заключена в характере греческой науки о природе.

По определению Аристотеля, «природою в первом и основном смысле является сущность — именно сущность вещей, имеющих начало движения в самих себе как таковых».

Понимание природы как структуры, сущности вещей мира, при всей его расплывчатости, означало, что природные явления должны объясняться естественными, а не сверхъестественными, божественными причинами. Иными словами, греческая «наука о природе» была наукой о естественных причинах возникновения, развития и строения как мира в целом, так и его отдельных вещей. Аристотель назвал эту науку физикой, а тех, кто ею занимается, — физиологами или физиками.

Появление атомистики свидетельствует о достаточно высоком развитии мышления греков, поэтому было бы в корне неправильно представлять себе атомное учение как результат обобщения непосредственных наблюдений (пылинки в луче света, поднятый ветром песок и т. д.).

По свидетельству Аристотеля, атомистика возникла в процессе решения фундаментальной проблемы, поставленной Парменидом Элейским (около 540—450 гг. до н. э.). Окружающий человека мир изменчив и многообразен. Но за этой многокачественностью, подвижностью, изменчивостью мира скрываются некие неизменные первоначала. Например, существует множество органических соединений, но при всем разнообразии их свойств и составов между ними есть общее: все они в определенных условиях способны вступать в те или иные химические реакции, причем эта способность зависит от состава и строения вещества, от растворителя, от температуры и т. д. Этот пример сформулирован на языке современной науки. Парменид, разумеется, использовал иные слова. В иносказательной форме он поставил вопрос о нахождении единого, неизменного и не уничтожающегося в многообразии изменчивого, возникающего и преходящего. И он был прав — некое единство мира, не связанное с его качественным многообразием, существует. Древнегреческие мыслители предложили два ответа на вопрос Парменида.

АТОМЫ И ПУСТОТА. Первый ответ сводился к тому, что все сущее построено из двух начал: начала неуничтожимого, неизменного, вещественного и оформленного и начала разрушения, изменчивости, невещественного и бесформенного.

Первое было названо атомом, второе — пустотой, т. е. ничем не наполненной протяженностью.

Такой путь решения проблемы Парменида был предложен Левкиппом (V в. до н. э.) и Демокритом (около 460—370 гг. до н. э.). Бытие, по их мнению, не едино, оно представляет собой бесконечное множество частиц, невидимых вследствие малости своих размеров, которые носятся в пустоте. Соединяясь, они приводят к возникновению вещей, а разъединяясь — к их гибели. Основа качественного многообразия мира — это многообразие геометрических форм и пространственных положений атомов, причем — и это очень важно — сами атомы лишены каких-либо качеств.

«Причинами всех вещей являются определенные различия в атомах. — писал Аристотель, пересказывая идеи Демокрита, — а различий этих три: форма («схема»), порядок (величина, «таксис») и положение («тезис»)».

Таким образом, на место качественной определенности атома атомисты поставили его количественную определенность. В этом заключалась колоссальная объяснительная сила атомистики.

ЭЛЕМЕНТЫ МИРА. Второй ответ на вопрос Парменида был предложен Эмпедоклом (около 490—430 гг. до н. э.). Разумеется, не следует думать, будто Эмпедокл специально размышлял именно над этим вопросом, как, впрочем, и Демокрит. Речь идет о логической связи идей.

Космос Эмпедокла образован четырьмя элементами (другое название — стихиями): огнем, воздухом, землей, водой — и двумя силами — любовью и враждой.

Элементы Эмпедокла не подвержены качественным изменениям, они вечны и непреходящи, они однородны, способны вступать друг с другом в различные комбинации в разных пропорциях.

Все вещи состоят, по Эмпедоклу, из элементов, как слова из букв. Аристотель добавил к названным выше четырем элементам тончайший эфир надлунных сфер, и в таком виде это учение просуществовало около 2000 лет.

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ ОБ ЭЛЕМЕНТАХ. Для Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) было важно, чтобы наука о природе прежде всего отразила качественные изменения в мире. Его не удовлетворяла атомистика Демокрита, так как физический объект, наделенный определенными качествами, не может, по Аристотелю, быть построен из бескачественных объектов — атомов. Аристотель вообще был противником крайностей чисто умозрительных рассуждений. Ему были ближе взгляды «физиков» — Анаксагора и Эмпедокла. Но Аристотель не просто пересказал идеи своих предшественников. Он критически переработал их представления, создал свою оригинальную научную программу.

Рассматривая качественное многообразие мира, Аристотель исходил из того, что «тела характеризуются только противоположностями, соответствующими осязанию». Он выбрал две пары противоположных, элементарных (т. е. несводимых друг к другу) качеств:

теплое — холодное (активная пара);
сухое — влажное (пассивная пара).

На основе этих элементарных качеств (ЭК) Аристотель построил свой вариант учения об элементах. Простота Эмпедокловой четверки элементов, по мнению Аристотеля, лишь кажущаяся, ибо элементы составлены из ЭК:

огонь = сухость + тепло;
вода = влага + холод;
воздух = тепло + влага;
земля = холод + сухость.

Элемент Аристотеля — это сочетание двух ЭК, наложенных на первоматерию, которая впитывает в себя эти качества, как губка, но сама по себе лишена всякой качественной определенности. В идеальном элементе оба ЭК присутствуют симметрично (поровну), но в реальных элементах симметрия состава нарушена, в огне имеется избыток тепла, во льду — холода и т. п. Пропорции ЭК могут варьироваться широко и непрерывно, что способствует качественному многообразию мира.

Элементы, по Аристотелю, взаимопревращаемы, например:

учение об элементах представители

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МИРА. Наука, в понимании Аристотеля, должна изучать весь мир, от червя до небесных светил, причем каждому роду обьектов должен отвечать свой метод их рассмотрения. Понять мир для греческих мыслителей вовсе не означает познать, каков он «сам по себе», понять мир значит найти в нем порядок и гармонию, упорядочить явления мира, создать эстетически значимый образ (эйдос) бытия.

1 Менандр (342-292 гг. до н. э.) — древнегреческий драматург.

Источник

АНТИЧНЫЕ НАТУРФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ У ГРЕКОВ (44)

АНТИЧНЫЕ НАТУРФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ У ГРЕКОВ(44)

Материалистические представления о мироздании, о различных веществах и началах, их составляющих, распространенные у многих народов древнего мира, получили наиболее полное выражение в учениях античных философов Греции в VI–III вв. до н. э.

Древние греки (эллины), поселившиеся во II тысячелетии до н. э. на юге Балканского полуострова и на островах, омываемых Эгейским морем, были искусными мореплавателями и ремесленниками. Они вели обширную торговлю со странами Азии, Африки и Европы и основали много колоний на побережье и на островах Средиземного и Черного морей. Уже в I тысячелетии до н. э. греческие колонии существовали на юге Италии, на острове Сицилия в Египте, в Малой Азии и на побережье Черного моря.

Греки унаследовали так называемую микенскую культуру (конец III и начало II тысячелетия до н. э.) с центром на северо-западе Малой Азии и на острове Кипр. По уровню ремесленной техники и химико-практических знаний микенская культура не уступала культуре других цивилизованных стран древнего мира. В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссей», в которых описаны события (мифы) времен Троянских войн (около 1000 г. до н. э.), приводятся многочисленные сведения, свидетельствующие о знакомстве древних греков с различными веществами, в частности с металлами, способами их добычи и обработки.

В более позднее время у греков получила блестящее развитие натурфилософия. Учения древнегреческих философов явились плодом наблюдения, или, лучше сказать, созерцания природы, обдумывания различных явлений и желания дать общее объяснение многообразию вещей.

В древнейших представлениях о составе веществ у греков на первый план выступает идея о едином начале вещей — первичной материи протиле. Эта идея нашла свое выражение в учениях философов ионийской школы (в городе Милете, на северо-западном побережье Малой Азии).

Так, Ф а л е с Милетский (живший приблизительно около 640–550 гг. до н. э.) учил, что первичным началом всего существующего служит вода. Весь мир, по Фалесу, возник из воды. Вода при нагревании превращается в «воздух», при испарении воды (морской) остается «земля» (землистый остаток). Таким образом, все тела могут возникнуть из воды и вновь превратиться в воду.

Мысль об общем, едином начале всего существующего в то время казалась настолько естественной и неоспоримой, что философов занимал лишь вопрос, действительно ли вода, а не какое-либо другое начало является первичным.

Анаксимандр из Милета (611–545 гг. до н. э.) считал началом всех вещей не воду, а некий «безграничный», «беспредельный» и «бесконечный» принцип, присутствующий всюду, во всей вселенной. Этот всеобщий, неопределенный принцип он называл апейрон («висящее высоко», «нависнувшее»). Все вещества, по мнению Анаксимандра, представляют собой лишь видоизменения этого принципа.

Анаксимен, также милетский философ (585–525 гг. до н. э.), утверждал, что первичным началом вещей служит воздух. Если воздух сгустится, получается «вода», которая, уплотняясь, может превратиться в «землю».

Представитель другой философской школы Гераклит из Эфеса (540–475 гг. до н. э.) учил, что первоначальной субстанцией всех вещей является огонь. Это учение следовало из общих положений философии Гераклита. По его мнению, все в мире изменчиво и подвижно, подобно огню: панта рреи, говорит Гераклит, т. е. «все течет». Невозможно дважды войти в одну и ту же реку, течение воды постоянно изменяет ее. Весь мир — это поток постоянно сменяющихся явлений. Единство мира в его многообразии.

Наряду с концепциями об единичном начале всего существующего (монизм, или унитаризм) в Греции, как и в других странах древности, высказывались идеи о существовании двух первичных начал (дуализм), обладающих взаимно противоположными свойствами. Однако большинство философов более позднего времени придерживалось точки зрения о существовании ограниченного множества первичных начал.

Эмпедокл (490–430 гг. до н. э.) из Агригента (город в Сицилии) как бы суммировал представления своих предшественников. Он утверждал, что существуют четыре начала всех вещей — огонь, воздух, вода и земля. Он считал, что эти начала являются материальными субстанциями, наделенными свойствами любви или ненависти друг к другу (например, огонь и вода), вследствие чего они соединяются друг с другом, образуя разнообразные вещества, либо отталкиваются друг от друга или же уничтожают друг друга. Любые тела содержат в себе все четыре начала, но в различных соотношениях. Так, мясо и кровь, по Эмпедоклу, состоят из равных количеств всех четырех начал, кости же наполовину состоят из огня, на одну четверть из воды и на одну четверть из земли. Возможно, что такого рода представления о началах вещей в известной степени были заимствованы из древнеиндийских и древнекитайских философских учений.

Почти одновременно с учениями о первичных началах тел возникло учение о дискретном строении материи. Основоположниками этого учения считаются милетский философ Левкипп (около 500–440 гг. до н. э.) и его ученик и друг Демокрит из Абдеры (приблизительно 470–360 гг. до н. э.). По мнению Левкиппа и Демокрита, все вещи состоят из мельчайших частиц, являющихся пределом делимости материи — атомов [от греческого атомос — «нерассекаемый, «неделимый»]. Атомы, находясь в беспрерывном вихревом движении, постоянно сталкиваются друг с другом. Форма их различна. Одинаковые по форме атомы способны соединяться друг с другом. Сочинения Демокрита до нас не дошли. Но, согласно свидетельствам древних философов, Демокрит следующим образом высказывался об атомном строении тел: «Начала вселенной — атомы и пустота. Все же остальное существует лишь во мнении… Атомы не поддаются никакому воздействию [которое изменило бы их] и они неизменяемы вследствие твердости. Некоторые, принимая атомы, [полагают, что] деление материи останавливается на атомах [далее неделимых] и не идет в бесконечность. Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качества, пустота же — некоторое место, в котором все эти тела в течение всей вечности, носясь вверх и вниз, или сплетаются каким-нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные [тела] и наши тела, и их состояния и ощущения» (45).

Эти основные положения Демокрита легли в основу естественнонаучного материализма, совершенно противоположного идеалистическим и религиозным учениям об одухотворенности материи, о неизменности мира, раз и навсегда сотворенного божеством в определенном виде. Античная атомистика вскоре после возникновения подверглась нападкам со стороны представителей различных идеалистических и религиозных учений и в средние века и в начале нового времени особенно преследовалась римско-католической церковью. Однако, несмотря на все гонения, передовая человеческая мысль в течение двух тысяч лет постоянно возвращалась к идеям Левкиппа и Демокрита, которые стали основой для возникновения научных теорий и учений.

В отличие от Левкиппа и Демокрита, Анаксагор из Афин (500–428 гг. до н. э.) развил учение о так называемых семенах вещей, или гомеомериях. Он утверждал, что мельчайшие частицы, из которых состоят вещества, одинаковы для каждого рода тел. Таким образом, существует столько же видов частиц — гомеомерий, сколько родов тел. Так, существуют частицы мяса, костей, крови, попадающие в организм человека вместе с пищей, состоящей из таких же частиц.

Наряду с представлениями об атомном строении материи в Древней Греции высказывались и другие идеи, в частности, о бесконечной делимости материи, об одухотворенности частичек, составляющих тела (динамизм) и т. д.

Крупнейший древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) из города Стагиры (Фракия), который был учеником Платона (429–347 гг. до н. э.), основал свою школу в Лицее в Афинах. Своим ученикам он преподавал большей частью во время прогулок по саду, отчего они получили название «перипатетики» («прогуливающиеся»). Около 350 г. до н. э. Аристотель был приглашен учителем к малолетнему Александру, сыну царя Филиппа Македонского, ставшему впоследствии знаменитым полководцем. В походах Александра Аристотель, однако, не участвовал. В год смерти Александра (323 г. до н. э.) Аристотель вынужден был бежать из Афин, где началось восстание против македонского владычества, и вскоре умер.

Аристотель был широко образованным философом-энциклопедистом. Его многочисленные сочинения, частично дошедшие до нас, приобрели громкую славу, а авторитет его учений был непоколебим примерно в течение 2000 лет. Аристотеля считают основателем логики и диалектики.

Скажем несколько слов об учении Аристотеля о началах вещей, или «стихиях», и концепциях о происхождении в земных недрах металлов и минералов.

Аристотель признавал четыре начала Эмпедокла, но считал, что кроме них существует всеобъемлющий пятый принцип — усия (ouoia), т. е. «существо». В середине века этот пятый принцип стали называть латинским словом эссенция (от латинского esse — «быть», «существовать»). Отсюда возник и известный термин «квинтэссенция» (quinta essentia), т. е. «пятая сущность».

В отличие от Эмпедокла, Аристотель считал свои четыре стихии не материальными субстанциями, а лишь носителями некоторых основных свойств веществ. Такими основными свойствами, ощущаемыми при помощи органов осязания, Аристотель считал теплоту, холод, сухость и влажность. По мнению Аристотеля, эти свойства присущи всем веществам. Они попарно противоположны друг к другу.

Каждая из четырех стихий имеет только два свойства. Так, вода, по Аристотелю, — холодная и влажная, земля — холодная и сухая, воздух — теплый и влажный, огонь — теплый и сухой. Каждая из этих стихий, обладающая перечисленными двумя свойствами, не тождественна, однако, материальной субстанции соответствующего названия, так как материальные вода, земля и т. д. могут обладать и другими свойствами. Количественное изменение одного из свойств той или иной стихии может привести к превращению ее в другие стихии. Следовательно, вполне возможно превращение одного вещества в другое.

Эта же идея о возможности взаимного превращения веществ выражена и в представлениях Аристотеля об образовании в недрах земли металлов и минералов. Существуют, утверждал Аристотель, два вида испарений: влажное испарение, возникающее при действии солнечных лучей на воду, и сухое испарение, образующееся при нагревании солнцем земли. Оба вида испарений при взаимодействии с землей соединяются с нею и уплотняются. Из сухих испарений при этом возникают минералы, из влажных — металлы. И минералы и металлы содержат в своем составе все четыре начала-стихии, но в первых преобладает огонь, а во-вторых — вода. Количественные различия в содержании стихий-свойств и являются причиной многообразия металлов и минералов. Так, чем больше земли содержит в своем составе тот или иной металл, тем менее он благороден. В золоте, не поддающемся действию огня, совершенно не содержится земли.

Учение Аристотеля о составе веществ и о стихиях-свойствах вскоре сделалось теоретической основой исходным пунктом идеи о взаимопревращаемости металлов, в частности о превращаемости (трансмутации) неблагородных металлов в золото и серебро. Эта идея впоследствии легла в основу алхимии.

В первых столетиях новой эры названия «начало» и «стихия» часто стали заменяться названием «элемент». Происхождение этого названия туманно. Полагают, что оно возникло в качестве дидактического (мнемонического) термина, основанного на следующем положении: как слова состоят из букв (например, l, m, n, t), так и тела состоят из элементов (эль-эм-эн-т). Именно так понимал название «элемент» и Аристотель. В его «Метафизике» имеется следующее определение понятия «элемент»: «Элементом, называется то основное в составе вещи, из чего вещь слагается, причем (само) оно не делится (дальше) по виду так, чтобы образовать другой (низший) вид, — таковы, например, элементы голоса, из которых голос состоит и на которые разлагается как на последние составные части, в то время как эти составные части уже не распадаются на другие звуки, отличные от них по виду. Но если такие части (иногда) и делятся (дальше), то получающиеся в таком случае частицы однородны, например частица воды — (опять) вода, а со слогом дело обстоит не так[3]. Таким же образом говорят и об элементах тел, те, кто говорит о них, что это предельные части, на которые разлагаются тела, в то время как сами эти части уже не делятся на другие, отличающиеся (друг от друга) по виду; и будет ли таких (последних, неделимых дальше по виду) частей несколько или будет что-нибудь одно, они здесь применяют название элементов… Отсюда и появился взгляд, что наиболее общие (вещи) представляют собою элементы, ибо каждая из них, будучи единою и простою, находится во многом — или во всем… Но во всех случаях здесь имеется одна общая черта: элемент вещи — это каждый раз то основное, что входит в состав вещи» (46).

Такое широкое понимание названия «элемент», данное Аристотелем, не только привело к возможности называть элементами четыре аристотелевских стихии-свойства (а в дальнейшем и элементы алхимиков и т. д.), но и атомы, как последние составные части тел (предел делимости тел). Впоследствии такое двойственное понимание элемента внесло путаницу в терминологию.

Следует упомянуть о древнегреческом философе Эпикуре (372–271 гг. до н. э.), развившем учение Демокрита об атомном строении веществ. Сочинения Эпикура сыграли большую роль в истории атомистики.

В учениях о веществе и первоначалах, его составляющих, развитых древнегреческими философами, имеются, как было показано, некоторые общие черты с натурфилософскими представлениями, возникшими в Индии (47) и в Китае несколько ранее, чем в Греции. Однако именно древнегреческая философия и, прежде всего, античная атомистика и аристотелизм оказали большое влияние на все дальнейшее развитие науки и, в частности, химии.

Античная атомистика по существу представляла собой атеистическое учение. Она не оставляла места для «духа» как сущности материи. Поэтому она сделалась одной из важных основ материалистического миропонимания, совершенно противоположного религиозным учениям о сотворении мира. Вот почему атомистика была запретным и гонимым учением вплоть до новейшего времени. Вероятно, именно поэтому сочинения древнегреческих атомистов, на которые ссылаются многие древние авторы, не дошли до нас полностью.

Несмотря на это, как показывает история химии и естествознания вообще, передовая человеческая мысль постоянно возвращалась к материалистическим идеям древнегреческих философов-атомистов. Многие натурфилософы и естествоиспытатели позднейших периодов на основе древнегреческой атомистики развивали собственные атомистические теории, исходили из атомистических представлений при теоретических обобщениях и объяснении различных явлений.

В конце концов атомистика и возникшее на ее основе атомно-молекулярное учение легли в основу химии и всего естествознания.

Читайте также

АНТИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Античные механики

Античные механики Герон из Александрии (умер, как считается, приблизительно в 70 году до н. э.) оставил потомкам не только трактаты, в которых описываются многие бывшие тогда в употреблении механизмы, но и первое сочинение об автоматах. Фигуры и их элементы двигались по

Античные мореплаватели

Античные мореплаватели Не боясь ни Сциллы ни Харибды Поскольку финикийцы были прославленными мореходами, народы, жившие на берегах Средиземного моря, старательно учились у них. Но финикийцы умели хранить тайны. Боясь конкуренции, они не спешили раскрыть все секреты и

Античные баллады

Античные баллады В античных балладах Жуковский заметно романтизировал мифологию. Поскольку земные законы бывают враждебны людям, их власть часто гибельна. Однако души не умирают, а становятся для нас незримыми.В античных балладах Жуковский не оставляет своих поисков

АНТИЧНЫЕ КРИТИКИ ХРИСТИАНСТВА

АНТИЧНЫЕ КРИТИКИ ХРИСТИАНСТВА

21.1. «Античные» Дедал и Икар

21.1. «Античные» Дедал и Икар Все мы знаем «древнейшую» легенду о гибели Икара. Он поднялся в воздух на искусственных крыльях, но упал и утонул, рис. 2.19 и 2.20. Рис. 2.19. Питер Брейгель Старший. «Ландшафт с падением Икара». Падающий Икар показан в правой нижней части картины.

Античные истоки

Античные истоки Триумфальная арка в Бара близ Эстрагонный. 107 годДревняя Испания охватывала весь Иберийский полуостров, заселенный многочисленными иберийскими и кольте-иберийскими племенами, от высокоразвитых турбодетандер и туловище на андалусском юге до

Античные авторы

Античные авторы Ликург (IX в. до н. э.) Гомер (VIII в. до н. э.) Гесиод (VIII–VII вв. до н. э.) Солон (ок. 640 – ок. 559 г. до н. э.) Писистрат (ок. 602–527 г. до н. э.) Гераклит (544–483 гг. до н. э.) Парменид (ок. 540 или 520 – ок. 450 г. до н. э.) Эсхил (525–456 гг. до н. э.) Пиндар (522/518 – 448/438 гг. до

Античные мореплаватели

Античные мореплаватели Не боясь ни Сциллы ни ХарибдыПоскольку финикийцы были прославленными мореходами, народы, жившие на берегах Средиземного моря, старательно учились у них. Но финикийцы умели хранить тайны. Боясь конкуренции, они не спешили раскрыть все секреты и

Библия и античные авторы

Библия и античные авторы Вплоть до середины XIX в. важнейшим источником сведений о Вавилоне и Ассирии были Библия и свидетельства античных авторов. Древнегреческие и римские писатели и историки многое наблюдали лично, о многом были осведомлены благодаря хорошим, но ныне

Европа в античные времена

Европа в античные времена Таинственные каменные монументы. Если ехать из Лондона на запад, то примерно на полпути к Эксетеру, на равнине у Солсбери, на горизонте вдруг появляются сооружения из массивных каменных блоков. Это Стоунхендж. Он чем-то похож на микенские

Античные источники

Античные источники На какие же источники опирается историческая наука? Известно, что многие ветераны Восточного похода оформили свои воспоминания в виде мемуаров. Прежде всего, необходимо упомянуть племянника Аристотеля Каллисфена, принимавшего участие в походе в

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *