учение понимается в дидактике как
Задачи и функции дидактики, её понятийный состав
Ольга Яковенко
Задачи и функции дидактики, её понятийный состав
Задачи и функции дидактики, её понятийный состав
Дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Дидактику еще называют и теорией обучения.
Предметом дидактики является дидактическая деятельность, т. е. взаимосвязь деятельности учителя и деятельности учащихся.
Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических задач:
– установление целей и задач теории;
– анализ процесса обучения, установление его закономерностей;
– обоснование принципов и правил обучения;
– определение содержания и форм организации обучения;
– разъяснение методов и средств обучения;
– характеристика материальных средств обучения.
Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.
Учение — процесс (сопроцесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются приобретенные.
Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
— Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
— Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Обучение – средство развития и формирования личности, которое не сводится только к овладению знаниями, выработке практических умений и способов творческой деятельности.
Содержание (обучение, образование) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.
Форма (от лат. «forma»— внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.
Метод (от лат. «metodos» — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмотрим ниже.
Результаты обучения – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Компонентами продукта обучения являются:
1) знания, умения, навыки; 2) мировоззрение личности; 3) кругозор и эрудиция; 4) качества ума, интеллектуальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности); 5) умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания; 6) навыки самообразования; 7) активность; 8) работоспособность (умственная и физическая) личности; 9) воспитанность (нравственная, эстетическая, экологическая, политехническая и др.); 10) профессиональная ориентация и подготовка к жизни и др.
Основные дидактические концепции.
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами.
Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование.
Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.
Можно выделить три принципиально отличающиеся между собой дидактические концепции:
1) традиционная (Я. А. Коменский, И. Пестолоцци, И. Гербарт);
2) педоцентрическая (Д. Дьюи, Г. Кершенштейн, В. Лай);
3) современная дидактическая система (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, К. Роджерс, Брунер).
Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения.
В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя.
Дидактика Гербарта характеризуется такими понятиями, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания.
Главный вклад Гербарта в дидактику состоит в вычленении этапов (ступеней) обучения. Его схема такова: ясность – ассоциация – система – метод. Процесс обучения протекает от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера. Практика в этой схеме отсутствует. Эти формальные уровни не зависят от содержания обучения, определяют ход учебного процесса на всех уроках и по всем предметам.
К началу XX в. рождаются новые подходы. Традиционная система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка, за то, что данная система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика.
В основе педоцентрической концепции – деятельность ребенка, главная роль отводится учению.
Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т. е. «обучение через делание».
Абсолютизация такой дидактики приводит к переоценке спонтанной деятельности детей, к утрате систематичности обучения, к случайному отбору материала, к снижению уровня обучения.
Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, гуманистическая психология (К. Роджерс, когнитивная психология (Брунер, педагогическая технология и педагогика сотрудничества.
Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Педагогическое сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности.
Число «10» и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел Старшая группа «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.
Конспект занятия «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием» Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел. Программное.
Функции педагога-психолога в детском саду Психолог в детском саду и его функции. Консультации психолога детского сада Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к.
Конспект родительского собрания «Работа психолога и его функции в ДОУ» «Здравствуйте. Я педагог-психолог (ФИО, место работы, о себе кратко, Сегодня мы с вами поговорим кто такой педагог-психолог и о его роли.
Конспект занятия по ФЭМП «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи» в подготовительной группе Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе, «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим.
Кроссворд «Понятийный аппарат педагогики» В кроссворде представлены основные понятия педагогики. Кроссворд «Понятийный аппарат педагогики» По горизонтали: 3. Умения, доведенные.
Реферат «Взаимосвязь ручной функции и речи» Реферат На тему: «Взаимосвязь ручной функции и речи» Выполнила: Чечулина З. Е. Курган 2019 г План 1. Взаимосвязь речи и ручной.
Содержание планово-прогностической функции управления старшего воспитателя 1. Содержание методической работы старшего воспитателя Важнейшей управленческой функцией старшего воспитателя детского сада является функция.
Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования. Речь – форма общения, опосредованная языком. Виды речи. Речь включает в себя.
Итоговая аттестация по дисциплине «Теория обучения» с ответами
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах называется…
2) теорией воспитания
3) педагогическим менеджментом
4) педагогической технологией
2. Термин “дидактика” впервые ввел…
3. Под дидактикой понимал “всеобщее искусство всех учить всему”…
4. Процессы преподавания и учения с их условиями и получаемыми результатами – это предмет …
3) теории воспитания
4) теории управления
5. Функциями процесса обучения являются …
1) образовательная, воспитательная, развивающая
2) воспитательная, прогностическая, проектировочная
3) образовательная, воспитательная, объяснительная
4) развивающая, образовательная, прогностическая
6. Совокупность принципов, содержание, методы и средства обучения, образующие целостную структуру и подчиняющиеся целям обучения, составляют…
1) дидактическую систему
2) педагогическую теорию
3) педагогическую систему
4) дидактическую теорию
7. Учение понимается в дидактике как…
1) деятельность учеников
2) взаимодействие учащихся и учителя
3) восприятие новых знаний
4) формирование умений
8. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся называется…
3) развитием интереса учащихся
4) формированием личности
1.9. Связи между целями, содержанием, методами, средствами, формами обучения относятся к ___ закономерностям
1.10. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала – это принцип…
3) сознательности и активности
4) прочности знаний
1.11. Принцип ведущей роли теоретических знаний используется в концепции ___ обучения
1.12. Процессом обучения называется …
1) специфический процесс познания, управляемый педагогом
3) учебная деятельность
4) образовательная деятельность
1.13. К дидактическим принципам не относится принцип …
1) гуманности обучения
3) систематичности и последовательности
4) взаимосвязь теории и практики обучения
1.14. В структуру учебной деятельности не входит …
1) формирование нравственных качеств и убеждений
2) овладение системой знаний, познавательных умений и практических навыков
3) развитие мотивов учения
4) овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами
1.15. Двусторонний характер обучения проявляется в единстве …
1) преподавания и учения
2) развития и воспитания учащихся
3) школьной и внешкольной деятельности
4) совместных усилий семьи и школы по формированию у учащихся мотивов учения
1.16. Принцип наглядности в дидактике означает …
1) привлечение органов чувств к восприятию учебного материала
2) использование плакатов, схем, картин в процессе обучения
3) проведение опытов в процессе обучения
4) просмотр кино- и видеофильмов
1.17. В структуру процесса обучения не входит…
1) определение уровня мышления учащихся
2) определение целей и задач
3) планирование (отбор содержания, методов, приёмов, средств и форм)
4) анализ и оценка результатов обучения
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
Номер материала: ДБ-1490192
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
|
Сущность, движущие силы, логика процесса обучения
1. Наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах называется…
2. Термин “дидактика” впервые ввел…
3. Под дидактикой понимал “всеобщее искусство всех учить всему”…
5. Функциями процесса обучения являются …
— образовательная, воспитательная, развивающая+
— воспитательная, прогностическая, проектировочная
— образовательная, воспитательная, объяснительная
— развивающая, образовательная, прогностическая
6. Совокупность принципов, содержание, методы и средства обучения, образующие целостную структуру и подчиняющиеся целям обучения, составляют…
7. Учение понимается в дидактике как…
— взаимодействие учащихся и учителя
— восприятие новых знаний
8. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся называется…
— развитием интереса учащихся
9. Связи между целями, содержанием, методами, средствами, формами обучения относятся к ___ закономерностям
— сознательности и активности
11. Принцип ведущей роли теоретических знаний используется в концепции ___ обучения
12. Процессом обучения называется …
— специфический процесс познания, управляемый педагогом +
13. К дидактическим принципам не относится принцип …
— систематичности и последовательности
— взаимосвязь теории и практики обучения
14. В структуру учебной деятельности не входит …
— формирование нравственных качеств и убеждений +
— овладение системой знаний, познавательных умений и практических навыков
— развитие мотивов учения
— овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами
15. Двусторонний характер обучения проявляется в единстве …
— преподавания и учения +
— развития и воспитания учащихся
— школьной и внешкольной деятельности
— совместных усилий семьи и школы по формированию у учащихся мотивов учения
16. Принцип наглядности в дидактике означает …
— привлечение органов чувств к восприятию учебного материала +
— использование плакатов, схем, картин в процессе обучения
— проведение опытов в процессе обучения
— просмотр кино- и видеофильмов
17. В структуру процесса обучения не входит…
— определение уровня мышления учащихся +
— определение целей и задач
— планирование (отбор содержания, методов, приёмов, средств и форм)
— анализ и оценка результатов обучения
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
— рабочий учебный план
4.Среди понятий «образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область» наиболее масштабным является понятие …
5.Основоположником теории формального образования является…
6.К идеям программированного обучения наиболее близка теория…
7.Опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру был включен в состав содержания образования…
— В.В. Краевским, И.Я. Лернером +
— В.С. Ледневым, Ю.К. Бабанским
— В.В. Давыдовым, Б.П. Есиповым
— М.Н. Скаткиным, Д.Д. Зуевым
8.При _____ структуре содержания образования один и тот же вопрос повторяется несколько раз, его содержание расширяется новыми сведениями, связями и зависимостями
11.Доведенное до автоматизма действие называется …
12.К объектам стандартизации в образовании не относится …
— учебно-воспитательный план учителя +
— объем учебной нагрузки
— уровень подготовки обучающихся
13.Под содержанием образования понимают …
— педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру +
-совокупность знаний, умений и навыков, развивающих устойчивые особенности отдельных психических процессов
— совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности
— финансовую поддержку государственных и общественных организаций средней и высшей школе
14.В понятие «качество обучения» не входит …
— уровень нравственной культуры учащихся +
— степень успешности освоения учащимися образовательных программ
— мера реализации Государственного образовательного стандарта на личностном уровне
— уровень личностного взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения
15.Нормативным документом, раскрывающим содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, является …
— базисный учебный план
16.Ведущим видом учебной литературы, содержащим систематическое изложение учебного материала, является …
Современные модели организации обучения
1. Классно-урочную систему теоретически обосновал…
форма организации обучения +
— овладения новыми знаниями
— повторения и закрепления знаний
— обобщения и систематизации
4.Среди понятий «урок», «структура урока», «форма организации обучения», «тип урока» наиболее частным является понятие …
— «форма организации обучения»
— занятие с отстающими
10.К основным типам уроков относятся уроки …
— изучения нового материала, формирования умений и навыков, обобщения и систематизации, контроля знаний и умений, комбинированные
— заучивания наизусть, демонстрации пособий, комбинирования, контроля
— индивидуальной и дифференцированной работы с учениками, обобщения и систематизации
— решения задач, выполнения опытов, написания сочинений
11.По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся выделяются формы организации обучения: индивидуальная, групповая и …
12.К типам уроков, выделяемых в педагогике, не относится …
— урок изучения нового материала
— урок обобщения и систематизации знаний
13.Достоинством классно-урочной системы является …
— индивидуальный подход к учащимся
— высокое качество усвоения знаний
— ориентация на “среднего” ученика
14.Учебная экскурсия относится к …
— вспомогательным формам обучения +
— разновидности контроля знаний
15.К структурным компонентам урока не относится …
— проверка домашнего задания
— закрепление нового материала
Типология образовательных учреждений
1.Общеобразовательное учебное заведение для старшеклассников с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю называется…
2.Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется…
3.Частные образовательные учреждения и учреждения общественных и религиозных организаций относятся к группе ___ учреждений
5.Основанием деления школ на государственные, муниципальные и негосударственные является …
· характер сообщаемых знаний
6.Авторской педагогической системой можно назвать опыт педагогической работы…
7.Школы, где дети по собственному желанию или по воле родителей осваивают основы того или иного вероучения, называются …
8.По уровню образования выделяются образовательные учреждения…
· начальные, средние, высшие +
9.Вновь образуемые и реорганизованные учебные заведения, дающие среднее специальное профессиональное образование или начальный цикл высшей школы, называются…
10.Свойственные учебному заведению цели, задачи, содержание и организация учебно-воспитательного процесса характеризуют…
· вид образовательного учреждения
11.Основной целью создания различных типов образовательных учреждений является …
возрождение интеллектуального и духовного потенциала общества +
создание единого образовательного пространства
обеспечение взаимосвязи теории и практики
регламентация учебного процесса
12.Учебно-воспитательное учреждение, являющееся базовым элементом образовательной системы, называется …
13.Учебное заведение, сочетающее обучение и научную деятельность, смысл которого изначально понимался как «союз людей заинтересованных в науке», называется …
14.В классификацию образовательных учреждений по организационно-правовым формам не входят ___ учреждения
15.В общеобразовательных учреждениях невозможно получить ___ образование
Инновационные процессы в образовании
1.По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на…
— локальные, модульные, системные +
— внешние, внутренние, ресурсные
— ресурсные, образовательные, содержательные
— организационные, дидактические, методические
2.Управленческий процесс создания, оценки, освоения и применения педагогическим сообществом педагогических новшеств называется…
3.Полная реконструкция школы как образовательного учреждения предполагается при ___ изменениях
4.Внедрение в начальной школе дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова соответствует ___ изменениям
5.Инновации являются результатом…
— выполнения заказа администрации
— непроизвольно полученным при развитии учреждения
6.Дифференциация обучения, определяющая оптимальный режим работы учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, называется…
8.Общая одаренность детей проявляется в…
— способностях к музыке, рисованию +
— самостоятельности, критичности мышления +
9.Нововведения, разрабатываемые и проводимые работниками и организациями системы образования, называются педагогическим(-и) …
10. К педагогическим инновациям можно отнести изменения в…
— структуре системы образования
— оборудовании учебных заведений
12.Наука, занимающаяся изучением новообразований, новых явлений в разных сферах деятельности человека, называется …
13.Форма и результат открытия, носитель новых свойств и характеристик какого-то предмета называется ….
— распространение новшеств в педагогической практике +
— оригинальность школьной жизни
— консервативный подход в образовании
— творческий подход к педагогической деятельности
14.К основным объектам инновационных преобразований в педагогической системе не относится …
15.Нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты образовательного процесса, называются …
Выбранных работ
[Новые поступления]
[Популярные работы]
- что представляет собой линия пересечения двух поверхностей вращения
- Темно графитовый цвет авто