учение выготского о высших психических функциях

Теория развития Л.С.Выготского

Лев Семенович Выготский разработал фундаментальную теорию становления и развития высших, специфически человеческих психических функций у ребенка. Основная идея Выготского – о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

Его концепция называется «культурно-исторической» потому, что, согласно этой концепции, сознание ребенка, специфические особенности его высших психических функций (произвольная память, произвольное внимание) формируются у ребенка в общении со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков, выработанных в процессе общественно-исторического развития. Эти знаки опосредствуют его «низшие» (непроизвольные) психические функции и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка.

Основные положения теории Выготского о развитии высших психических функций (ВПФ)

В развитии человека выделяются две линии развития:

В условиях онтогенетического развития обе эти линии — биологическая и культурная — находятся в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хотя и сложный процесс.

Классификация психических функций

Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями, или, как писал Л.С.Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Процесс формирования высшей психической функции растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности.

Роль среды в развитии ребенка

Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию знаков – искусственно созданных человеком стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением. ВПФ возникли при помощи знака.

Знаки — это психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. Знак — это любой условный символ, имеющий определенное значение. Универсальным знаком является слово. Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, — это механизм интериоризации (присвоения) знаков как средств регуляции психической деятельности.

Знаки, будучи продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких высших психических функций, как логическое мышление, воля, речь. Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными.

Соотношение обучения и развития

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики, личности. Обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.

Выготский выделил и обобщил следующие наиболее широко распространенные точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития:

Этим теориям Выготский противопоставляет свою, согласно которой обучение и развитие — не два независимых процесса или один и тот же процесс; существует «единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития «. По мнению Выготского, неверно ни отождествлять процессы обучения и развития, ни предполагать, что процесс развития совершается независимо от процесса обучения. Он утверждает, что между обучением и развитием существуют сложные отношения.

Зона ближайшего развития (ЗБР)

Для объяснения вопроса о влиянии обучения на развитие Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка:

Выготский сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития. И потому Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т.е. на зону ближайшего развития ребенка). То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно. Таким образом, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка.

Источник

Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. Понятие о высших психических функциях

Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изложил в работе «Развитие ВПФ». В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.

В механизмах мозговой деятельности Л.С. Выготский усматривал динамические функциональные комплексы («Развитие высших психических функций», 1931).

«Человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения: так в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения».

У человека есть 2 линии развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая).

При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

ВПФ – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.

Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными.

Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется в культуре.

Выготский пытается соединить натуральную и историческую линии.

Историческое изучение означает применение категории развития к исследованию явления. Все современные ему теории трактовали детское развитие с биологизаторской точки зрения (переход от социального к индивидуальному).

У человека нет врожденной формы поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Выготский постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься в отечественной психологии как деятельностно освоенный внешний мир.

Говоря о существовании натуральных и высших психических функций, Выготский приходит к выводу о том, что главное различие между ними состоит в уровне произвольности. Иными словами, в отличие от натуральных психических процессов, которые не поддаются регуляции со стороны человека, высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

Схема психических процессов в представлении Выготского выглядит так

учение выготского о высших психических функциях

В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен самим ребенком (палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Таким образом, знак появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем, переходит во внутренний план, план сознания. Выготский писал, что каждая высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя – интерпсихическая, а второй – как внутренняя – интрапсихическая.

При этом знаки, будучи продуктом общественного развития несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь. Иными словами, интериоризация знаков является тем механизмом, который формирует психику детей.

Сознание необходимо изучать экспериментальным путем, следовательно надо сблизить ВПФ, культурное развитие поведения, овладение собственными процессами поведения.

Одной из важнейших их характеристик является опосредствованность, т. е. наличие средства, при помощи которого они организуются.

Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения – и они же развиваются из примитивных корней на основе низших.

Социогенез высших психических функций и есть их естественная история.

Центральный момент – возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Именно он выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь. Знак вначале выступает как внешний, вспомогательный стимул.

Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми, и лишь позже – как полностью внутренний процесс. Это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому.

Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития. На этих основоположениях формировалась отечественная психологическая школа.

Он считает, что обучение должно «вести за собой» развитие, это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Общение ребенка со взрослым, отнюдь, не формальный момент в концепции Выготского. Более того, путь через другого оказывается в развитии центральным.

Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством, как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка: она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.

Источник

Теория высших психических функций Л.С. Выготского (1896-1934)

учение выготского о высших психических функцияхАвтором новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологической мысли, был Лев Семенович Выготский (1896-1934). Не ограничившись общими формулами марксистской философии, доминировавшей в СССР, он сделал попытку почерпнуть в ней положения, которые бы позволили психологии выйти на новые горизонты в ее собственном проблемном поле.

Марксизм утверждал, что человек — это природное существо, но природа его — социальная. Этот тезис требовал понять телесные, земные основы человеческого бытия как продукт общественно-исторического развития.

Разрыв между природным и культурным привел в науках о человеке к концепции двух психологий, каждая из которых имеет свой предмет и оперирует собственными методами.

Для естественнонаучной психологии сознание и его функции имеют тот же порядок вещей, что и телесное функционирование организма. Поэтому они были открыты для объективного исследования и причинно-следственного (детерминистского) объяснения.

Для другого типа психологии предметом является духовная (психическая) жизнь человека в виде особых переживаний, которые возникают у него благодаря причастности к ценностям культуры, а методом — понимание, толкование этих переживаний.

Все научные устремления Выготского были направлены на то, чтобы оспорить версию о «двух психологиях», которая веками расщепляла человека, делала его причастным к разным мирам. Сначала он опирался на понятие реакции. Ученый считал главной для человека особую реакцию — речевую, которая, конечно, является телесным действием, однако, в отличие от других телесных действий, добавляет сознанию личности несколько новых измерений. Во-первых, предполагает процесс общения, а значит, она изначально социальна. Во-вторых, у нее всегда имеется психический аспект, который традиционно называют значением или значением слова. В-третьих, слово как элемент культуры имеет независимое от субъекта и объекта бытие. За каждым словом скрывается океан истории народа. Так в едином понятии речевой реакции соединились телесное, социальное (коммуникативное), смысловое и историко-культурное.

В системе этих четырех координат (организм, общение, значение, культура) Выготский стремился объяснить любой феномен психической жизни человека. Интегратизм, характерный для стиля его мышления, определил своеобразие его пути, когда, оставив понятие языковой реакции, он начал изучать психические функции.

Принципиальное новшество сразу же отделило теоретический поиск ученого от традиционной функциональной психологии. Суть нововведения была в том, что в структуру функций (внимание, памяти, мышления и т.д.) были введены особые регуляторы, а именно — знаки, которые создает культура.

Знак (слово) — это «психологическое орудие», с помощью которого формируется сознание.

Это понятие было своеобразной метафорой, оно привносило в психологию объяснение специфики человеческого общения с миром, перекликалось с Марксом. Специфика была в том, что общение опосредовано орудиями труда. Эти орудия изменяют внешнюю природу, и потому — самого человека.

Речевой знак, по Выготскому — это также своеобразное орудие, но особенное. Оно направлено не на внешний, а на внутренний мир человека. Оно меняет его. Ведь прежде чем человек начинает оперировать словами, у него уже есть дословесное психическое содержание. Этому «материалу», полученному от более ранних уровней психического развития (элементарных функций), психологическое орудие придает качественно новое строение. И тогда возникают высшие психические функции, начинают действовать законы культурного развития сознания — качественно иные, нежели «натуральное» естественное развитие психики (что наблюдаем, например, у животных).

Понятие функции, сформированное функциональным направлением, радикально менялось. Ведь это направление, усвоив биологический стиль мышления, трактовало функцию сознания по типу функций организма. Выготский сделал решающий шаг из мира биологии в мир культуры. Следуя этой стратегии, он начал экспериментальную работу по изучению изменений, которые осуществляет знак в традиционных психологических объектах: внимании, памяти, мышлении. Опыты, которые проводились на детях, и нормальных, и аномальных, побудили по-новому интерпретировать проблему развития психики.

Новизна теории Выготского состоит не только в идее о том, что высшая функция формируется с помощью психологического орудия. Не без влияния гештальтизма ученый вводит понятие психологической системы. Ее компонентами являются взаимосвязанные функции. Развивается не отдельно взятая функция (память или мышление), а целостная система функций. При этом в разные возрастные периоды соотношение функций меняется (например, у дошкольника ведущей функцией среди других является память, а у школьника — мышление).

Высшие функции развиваются в общении. Учитывая концепцию Жане, Выготский трактует процесс развития сознания как интериоризацию. Любая функция возникает сначала между людьми, а затем становится «частной собственностью» ребенка. В связи с этим Выготский дискутировал с Пиаже по поводу так называемой эгоцентрической речи.

Выготский экспериментально доказал, что этот язык, вопреки мнению Пиаже, не является оторванными от реальности потребностями и фантазиями ребенка. Он выполняет роль не аккомпаниатора, а организатора реального практического действия. Размышляя с самим собой, ребенок планирует его. Эти «мысли вслух» в дальнейшем интериоризируются и становятся внутренней речью, связанной с мышлением в понятиях.

«Мышление и речь» (1934) — название главной, итоговой книги Льва Выготского, в которой он сформулировал принципы своей научной теории. В ней он, опираясь на широкий экспериментальный материал, проследил развитие понятий у детей. Теперь на первый план вышло значения слова. История языка свидетельствует, как изменяется значение слова от эпохи к эпохе. Выготский открыл развитие значений слов в онтогенезе, изменение их структуры при переходе от одной стадии умственного развития ребенка к другой.

Когда взрослые общаются с детьми, они могут не подозревать, что слова, которые они употребляют, имеют для них совершенно другое значение, чем для ребенка, поскольку детское мышление находится на другой стадии развития и потому строит содержание слов по особым психологическим законам.

Важность открытия этих законов для обучения и развития маленького мыслителя очевидна. В связи с этим Выготский обосновал идею, согласно которой «только то обучение является хорошим, которое предшествует развитию».

Выготский ввел понятие «зоны ближайшего развития». Под ней имел в виду расхождение между уровнем задач, которые ребенок может развязать самостоятельно, и под руководством взрослого. Обучение, создавая эту «зону», стимулирует развитие.

В этом процессе внутренне объединены не только мысль и слово, а также мнение и движущий мотив (по терминологии Выготского — аффект). Их интегралом является переживание, как особая целостность, которую Выготский в конце своего творческого пути назвал важнейшей «единицей» развития личности.

Он трактовал это развитие как драму, в которой есть несколько «актов», — возрастных периодов.

Научные поиски Выготского существенно расширили наглядную сферу психологии, которая появилась как система психических функций и имеет особую историю. Высший, свойственный человеку уровень развития этой системы (для которого характерны сознание, смысловая организация, произвольность) возникает в процессе вхождения личности в мир культуры.

Источник

Учение о высших психических функциях Л.С.Выготского и его вклад в психологию

учение выготского о высших психических функциях учение выготского о высших психических функциях учение выготского о высших психических функциях учение выготского о высших психических функциях

учение выготского о высших психических функциях

учение выготского о высших психических функциях

Возникновением и развитием высших психических функций в Советском Союзе занимался ученый № 1 русской психологии – Лев Семенович Выготский (1896-1934).

Высшие психические функции (ВПФ) – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.

В основе представления о ВПФ как об социально обусловленных психических образованьях лежат представления марксистской психологии об общественно-историческом происхождении психики человека и ведущей роли трудовой деятельности в происхождении его сознания.

Закономерности формирования ВПФ:

1. Первоначально ВПФ существуют как форма взаимодействия между людьми (т.е. интерпсихический процесс) и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихический). Интериоризация – процесс превращения внешних средств осуществления функции во внутренние, психологические. Детские игры; сначала ребенок учится подчиняться родителям, потом начинает требовать от других, и только потом что-то требует от себя – процесс идет вовнутрь.

2. Постепенное «свертывание», «автоматизация» ВПФ. На первых этапах формирования они представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на элементарные сенсорные и моторные действия; затем эти действия свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура ВПФ.

Основные тезисы учения о ВПФ:

I. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта –со средой: если на животных среда воздействует и изменяет их, то человек начал воздействовать на природу и видоизменять её.

II. Человеку удаётся воздействовать на природу благодаря использованию орудий, обобщенно – благодаря развитию материального производства.

IV. Человек овладевает природой как с помощью орудия, тик и поведением – с помощью психологических орудий: знаков. Появление знаков порождает новую структуру запоминания как психического процесса. Знак выступает как дополнительный стимул, связанный содержанием основного символа, знаком которого он выступает. Так он опосредует психологическую функцию, выступая как средство запоминания и воспроизведения, – как психологическое орудие.

V. В процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения родилась возможность приказывать себе. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс был интерпсихическим (межличностным); затем эти отношения превратились в отношения с самим собой – в интрапсихические. Это превращение – интериоризация. Оно наблюдается и в онтогенезе.

Локализация ВПФ.

Существовало несколько основных теорий локализации ВПФ:

1. Узкий локализационизм. Сторонники этого направления рассматривали психологические функции как единые, неразложимые на компоненты «психические способности», осуществляемые ограниченными участками коры мозга – соответствующими мозговыми «центрами». Считалось, что поражение «центра» ведет к выпадению соответствующей функции. Логическим завершением идей наивного локализационизма была френологическая карта Галля и локализационная карта Клейста, представляющие работу коры больших полушарий как совокупность функций различных «центров» психических способностей.

2. Антилокализационизм. Сторонники этого направления рассматривали мозг как единое недифференцированное целое, с которым в равной степени связаны все психические функции. Отсюда следовало, что поражение любой области мозга ведет к общему нарушению функции. Причем степень нарушения функции не зависит от локализации и определяется массой пораженного мозга.

Эти теории одна за другой показали свою несостоятельность. Новою и пока единственную верную теорию о локализации ВПФ в мозге выдвинул выдающийся советский психолог, основатель такого раздела в психологии как нейропсихология – Александр Романович Лурия (1902-1977).

учение выготского о высших психических функциях

Теория системной динамической локализации А.Р. Лурия. Согласно этой теории, мозг, – субстрат психических функций – работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Непосредственно с мозговыми структурами соотносится не вся психическая функция и даже не отдельные её звенья, а те физиологические процессы (факторы), которые происходят в соответствующих структурах. Нарушение этих процессов приводит к появлению первичных дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимосвязанных психических функций.

Кроме ВПФ есть ещё натуральные ПФ, которые закладываются от рождения. Образование ВПФ идет путём хитрой рекомбинации натуральных. Например – овладение речью: сначала как подражание, потом выявляются «назывные предметы», потом внутрь.

Источник

Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского

Добрый вечер, так как тема про Выготского Л.С. зашла с большим успехом, то сегодня я постараюсь осветить его главную концепциюКультурно-историческую концепцию.

Эта концепция перевернула многие традиционные (старые, устоявшиеся) понимания на такие вопросы как: что такое психика, что такое психология и в целом как в этом всём задействован человек.

Л.С. Выготский (1896-1934) – величайший советский психолог, основатель культурно – исторической концепции. С середины 1920-х работал над теорией психологии. Внёс большой вклад во многие отрасли психологической науки. Изучал вопросы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Создал большую научную школу. Среди его учеников, многие стали выдающимися психологами: Л. И. Божович, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин.

Ключевые работы Выготского – «Мышление и речь», «Психология искусства», «Этюды по истории поведения», «Психология развития ребёнка» и т.д.

Выготский умер 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза. Последовавшая в СССР в середине 1930-х гг. переоценка взглядов на науку и культуру выразилась в забвении трудов Выготского вплоть до второй половины 1950-х, когда вновь стали публиковаться его работы.

В Культурно-исторической концепции, психика рассматривается, как «свойство высокоорганизованной материи». Что мы имеем в виду: «высокоорганизованная материя» – это мозг, поскольку это самое высшее, что появилось в ходе эволюции. Т.е. мозг, который мы с вами имеем сейчас со всеми его сложными структурами и так далее. Он не всегда был таким и, следовательно, его функции также были гораздо проще раньше. В данном же определении имеется ещё одно понятие – «свойство», что указывает нам на то, что это не сам по себе мозг как материальный объект, а именно его свойство. Т.е. мы можем упросить изначальное определение до «Свойство мозга, в его наивысшем развитии».

По мнению Выготского, человек обладает особым видом психики, а именно особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Давайте вновь разбираться, что же имеет в виду Выготский. Условно, развитие человека (его психику) можно поделить на две составляющие (составляющие, потому что развитие — это единый процесс, не разбивающийся на элементы)

Натуральную. Развивающуюся биологически, обусловленную исключительно природой. На данной составляющей стоят животные и младенец. Т.е. начало развития идёт с чего-то простого, как и в эволюции мозга, как мы уже говорили.

Культурную. От слова культура. «культура» – это традиции, обычаи, ценности, нормы, искусство и т.д., которые представлены не как что-то статичное, застывшее, а в динамике, т.е. в ходе истории культура также меняется, развивает, приобретает иной, отличный вид. Стоит отметить, что культура присуща только людям. В животном мире такого нет.

Т.е. мозг есть и у животных, и у людей, и на начальном этапе его свойства и функции развиваются и у тех, и у тех сходным образом – простым, т.е. низшим. Но у животных есть только низшие психические функции. Затем же животное остаётся на данном уровне, а человек уже с самого детства включается в социальную среду, т.е. среду людей, которые имеют речь, у которых есть культура. И благодаря этой социальной среде, культуре человек начинает стремительно развиваться и доходит до высшего этапа, связанного с понятием Высшие психические функции. Т.е. культура выступает в концепции Выготского как некое средство.

Таким образом в психологии есть понятие «опосредствованность», что буквально означает — что-то является посредником между чем-то, в данном случае культура посредник человеческого развития.

ИТОГ: есть НПФ, есть ВПФ. НПФ – у животных и в начале развития человека, ВПФ – только у человека. НПФ → культура → ВПФ.

Основываясь уже на том, что мы с вами разобрали, перейдём к дальнейшим положениям концепции. Выготский говорит о том, что всякая ВПФ появляется на сцене дважды: сначала как интерпсихическая, а затем как интрапсихическая.

Интерпсихическаядословно можно трактовать как межличностная. Как мы с вами знаем, межличностная – это и есть социальная, т.е. развивающаяся сначала в социуме, во взаимодействии с другими людьми, в культуре. Как мы уже с вами и говорили, что переход от НПФ к ВПФ и состоит в том, что идёт это культурное, социальное развитие человека.

Интрапсихическаядословно можно трактовать как внутриличностная. То есть, сначала наше развитие происходит в социуме, опосредствуется культурой, и только потом это переходит во внутрь нас.

ИТОГ: интерпсихическая (социальная, внешняя) → (интериоризация) → интрапсихическая (личная. внутренняя). Переход между ними называется интериоризацией. Т.е. интериоризация – переход из интер в интра, из внешнего во внутреннее, из социума к человеку.

Таким образом, Выготский формулирует одно из основных положений, что:

ВПФ: социальны по происхождению (развиваются в социуме), опосредствованы по строению (культура посредник), произвольны по способу функционирования (произвольны – сознательны, противоположность непроизвольность – например, делаем что-то не осознавая).

Общая схема: НПФ → (культура) → ВПФ: интерпсихическая → (интериоризация) → интрапсихическая

К ВПФ относятся: память, мышление, внимание, восприятие, воображение, речь, воля, сексуальность.

Это нужно знать для того, чтобы понимать, как работает психика, понимать, как мы интериоризируем знания и др., а также, чтобы понимать в целом развитие, взросление и т.д.

Говоря о детях и Культурно-исторической концепции — важна роль взрослых, именно общение с ними, взаимодействие со взрослыми в жизни ребёнка. Этот процесс взаимодействия ребёнка со взрослым называется СД (совместной деятельностью). Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе СД и существует не в индивидуальном сознании, т.е. не внутри самого ребёнка, а между ребенком и взрослым, т.е. как мы уже говорили первое – это социальное начало.

Немного углубляясь в детскую психологию, нужно отметить ещё один важный закон Л.С. Выготского, а именно:

«Обучение ведёт за собой развитие»

Давайте проясним, для этого введём 2 термина: ЗАР и ЗБР.

· ЗАР (зона актуального развития)это то, что ребёнок может сам сделать, без помощи кого – либо, то что ему доступно.

· ЗБР (зона ближайшего развития)это то, что ребёнок может выполнить, сделать в СД со взрослым.

Ребёнок стоит изначально на ЗАР. Затем в СД со взрослым он начинает выполнять непосильные для него одного какие-то задачи (не в смысле математические, а в целом задачи). Таким, образом ребёнок перемещается в ЗБР. Затем ребёнок это уже хорошо осваивать со взрослым и может выполнять самостоятельно, т.е. это становится вновь посильным для него одного, а, следовательно, это вновь ЗАР.

учение выготского о высших психических функциях

учение выготского о высших психических функциях

Лига психотерапии

4.1K пост 22.5K подписчиков

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.

Все посты и обсуждения по датам

Онлайн сейчас и за последние сутки

Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Культура у животных тоже есть, у тех же обезьян.

Человек это обезьяна с речью и более развитым языком за счет другого строения голосовых связок.

У дельфинов например речь даже более развита чем у человека, но у них лапки, поэтому они и не могут развиться до на шего уровня.

учение выготского о высших психических функциях

учение выготского о высших психических функциях

Ответ на пост «Как доводить все дела до конца!»

В 1919 году ученый Джон Уотсон провел эксперимент над 9-месячным ребенком из приюта.

Вкратце. Рядом с ребенком сажали белую крысу, предполагая, что ребенок захочет с ней поиграть. Но стоило только ребенку прикоснуться крысы, экспериментатор бил железным молотком по металлической пластине, воспроизводя резкий звук. Ребенок пугался, плакал и все такое. После чего опять пытался потрогать крысу, но его снова пугали звуком. После некоторых попыток, Альберт, так звали мальчика, стал бояться эту крысу.

В итоге этот страх перенесся на все предметы, которые напоминали Альберту крысу. А во взрослом возрасте фобия перенеслась и на других животных. При всем этом, Альберт даже не помнил о своем участии в эксперименте.

Вот и Владимир говорит о страхе, перенесенном в детстве, который влияет на всю нашу жизнь. Даже если мы его не помним. И предлагает забыть, отпустить, простить.

К сожалению это сделать не так просто. Есть специальные техники и упражнения для поиска таких страхов и их преодоления.

Возможно Владимир расскажет про эти техники в следующих постах.

учение выготского о высших психических функциях

учение выготского о высших психических функциях

Ответ на пост «Чилийское»

учение выготского о высших психических функциях

учение выготского о высших психических функциях

учение выготского о высших психических функциях

Культурный релятивизм и психические расстройства

Автор: Дмитрий Сувеев.

Несколько лет назад по сети гуляла копипаста с названием типа «25 фраз, за которые вас 25 лет назад отправили бы в психушку». Все они строились вокруг мысли, что пришедшие в нашу жизнь коммуникационные технологии до неузнаваемости изменили наше восприятие вещей в сравнении с недавним прошлым. Действительно, присутствовавшие там реплики типа: «скинь мне фото на мыло», «будешь в лесу – перезвони» и т.п., еще в 90-х выглядели бы бессвязным бредом сумасшедшего. Возможна и другая ситуация: некий человек вам рассказывает, что в доме у него живет невидимое существо. Оно регулярно скрипит половицами, перекладывает вещи с места на место, изводит домашних животных, путает хвосты и гривы лошадям. По ночам оно садится на грудь хозяину дома и начинает душить мохнатыми лапами. В то же время, если его задобрить, оно начинает помогать, предотвращать беду, отводить стороной воров и пожары. Здесь уже современному человеку стоит начать разговаривать с собеседником ласково, во всем с ним соглашаться и поскорее вызывать врача. Ведь перед нами явно психбольной.

учение выготского о высших психических функциях

Но тогда к категории полоумных должны относиться и наши недавние крестьянские предки, потому как описанное невидимое существо очень похоже на домового или скотника, в существовании которых восточные славяне не сомневались до начала XX века.

Действительно, в подавляющем большинстве человеческих сообществ господствуют взгляды, для которых в психиатрии присвоен отдельный код МКБ. Племена, живущие традиционным укладом, верят в колдовство, черную магию и объясняют причины происходящих событий с этих позиций. Вокруг них живут духи, колдуны и прочие сказочные существа. Они ревностно верят в приметы, болезни, а несчастные случаи объясняют порчей и сглазом, а поскольку ни первая, ни второй ничем не фиксируются, это рождает крайнюю форму подозрительности к окружающим: соседям, родственникам. С точки зрения психиатрии такие представления укладываются в рамки т.н. религиозно-архаического бредового комплекса (РАБК), который объединяет в себя религиозные (мистические, мессианские, религиозного реформаторства, греховности) и архаические (колдовства и одержимости) бредовые фабулы. Но тогда безумцами пришлось бы считать поголовно жителей большей половины земного шара, и это без учета людей предыдущих эпох.

В настоящее время антропология, этнография и другие науки, изучающие человеческие сообщества, стоят на позициях так называемого культурного релятивизма, который признает, что все культуры уникальны и имеют собственные системы ценностей. Это означает, что понятие нормы, в том числе психической, относительно и для каждого социума оно свое. Поэтому не стоит всех оценивать меркой европейца, взращённого на рационализме и научном подходе.

учение выготского о высших психических функциях

Например, для среды университетских профессоров верить в колдовство – не норма, если какой-то член-корреспондент РАЕН чрезмерно увлекся каббалистическими практиками, его надо показать психиатру. Если же человек родился в средневековой деревне и утверждает, что колдовства нет, заговоренные амулеты не приносят удачу, а бытие определяет какая-то там квантовая механика и теория суперструн, то с большой вероятностью перед нами не гений, а больной. По крайней мере, с точки зрения окружающего коллектива.

Отсюда может родиться и обратное заблуждение: если с точки зрения культурного релятивизма норма подвижна, то выявить психиатрическое заболевание в традиционном обществе невозможно. Но это не так. Российский антрополог Ольга Христофорова в 90-х гг. несколько лет прожила в деревне староверов в Верхнем Прикамье. Ни колхоз, ни советская власть не отучили ее обитателей глядеть на мир глазами магического мышления, а Перестройка эти взгляды усилила. Там все смотрят на своих соседей, как на «портунов», которые много чего «сделали» окружающим (отправили на тот свет корову, навели болезни, вызвали пожар и т.д.). Короче, обычная современная деревня, у меня в области такие тоже есть.

учение выготского о высших психических функциях

Но даже на общем фоне Христофорова выделила двух старушек: Ефросинью Никитьевну и Нину Игнатьевну. Обе объясняют все окружающие события с точки колдовства и сглаза. Рассказы обеих можно запросто признать за бред РАБК. Ефросинью Никитьевну окружают «еретики»-колдуны. Она списывает свои старческие болячки на козни соседок: одна наслала головную боль, вторая – звон в ушах и т.д. В поисках исцеления она обошла всех старообрядческих и православных священников в округе, но ничего не помогло. К концу беседы Никитьевна даже начала подозревать, что с самой этнографом-антропологом не все чисто и выпроводила ее из хаты восвояси. Нина Игнатьевна рассуждает очень похоже со своей односельчанкой: ей постоянно что-то «делает» колдунья соседка. Но если у Ефросиньи Никитьевны механизм передачи порчи происходит в виде, что кто-то за ее спиной дунул-плюнул-нашептал, то Игнатьевна действительно видит в руках у «портунов» змей, на нее летят насекомые, невидимые для окружающих, которые забираются под одежду. А на коже во время приступов у старушки высыпают бугры и пятна. Проанализировав две истории, Ольга Христофорова приходит к выводу, что в первом случае перед нами особенности характера, а во втором – явная психиатрическая патология.

Культурная среда часто определяет сюжет бреда, который посещает головы психически больных. Российские психиатры отмечают, что с падением популярности Наполеона, как исторической персоны, он заметно реже стал посещать палаты дурдомов. Зато с конца 80-х – начала 90-х к ним валом повалили жертвы колдовства, непризнанные мессии, пророки и тому подобные персонажи.

учение выготского о высших психических функциях

Некоторые относят к культурно-специфическим синдромам и шизофрению в том виде, в каком знают ее европейцы. По крайней мере, в 70-х гг. XX века в Ирландии зафиксировали мировой рекорд по числу госпитализированных шизофреников. Это заинтересовало многих ученых, в том числе молодого антрополога Сидни Шепер-Хьюз, которая отправилась в ирландскую глубинку, чтобы разобраться с причинами этого явления. Шепер-Хьюз пришла к выводу, что сама среда ирландских деревень продуцирует людей, очень похожих на шизофреников. Дело в том, что Ирландия – островная страна с малоземельем. В 70-е она начала свой путь по интеграции в Евросоюз, отчего маленькие фермы начали массово разоряться. Многие старики доживали свой век в одиночестве. Чтобы перенести тяжелые зимы они с радостью были готовы лечь в психлечебницу. Кроме того, родственники были рады сплавить поскорее одинокого старика в больницу, чтобы он освободил земельный участок. Помимо перечисленных чисто практических причин на картину шизофрении накладывалось ирландское мировосприятие, не слишком отличавшееся от взглядов в верхнекамской деревне, о которой шла речь выше. Также на рост шизофреников повлияло изменение в брачном поведении на селе. После наступившей эмансипации девушки смогли сами выбирать себе женихов и за поиском лучшей партии уезжали в города или в Америку. Парни же проявляли застенчивость и неумение общаться. Они не имели социальных навыков, как им заводить знакомства, так как традиционно было принято, что сватать их будут родители. В итоге в ирландских деревнях появился пласт одиноких, замкнутых, социально не адаптированных мужчин, у которых с годами возрастала эмоциональная холодность, характерная для шизофреников. Ирландские психиатры же получали образование в Великобритании, поэтому, когда они приезжали к себе на родину и начинали практиковать, не зная местных особенностей, возникала ситуация гипердиагностики несчастных, но не слишком больных людей.

учение выготского о высших психических функциях

Таким образом, к выявлению психических расстройств в разных культурах и эпохах следует подходить с осторожностью. В научно-популярной литературе весьма популярен жанр, когда психиатры или нейробиологи направо и налево расставляют диагнозы известным личностям прошлого, совершенно не учитывая контекст той среды, в которой они жили. Так делать нельзя. Ведь без прямого обследования и сравнения с окружающими можно не только неверно поставить диагноз, но и здорового исторического деятеля записать в больные. Ведь психиатрическая диагностика – вещь далеко не универсальная.

Автор: Дмитрий Сувеев.

А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.

Подробный список пришедших нам донатов вот тут.

Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

учение выготского о высших психических функциях

учение выготского о высших психических функциях

И ещё немного про подростков

учение выготского о высших психических функциях

Половое созревание очень интересная и оживленная фаза. За это время родителям возвращается всё, что они вложили в своих детей. Они могут узнать, что запомнилось их детям, какие ценности и навыки используют молодые люди на этом сложном этапе, а также были ли родители хорошими образцами для подражания для своих детей. Однако ответы на эти вопросы не легко вынести большинству родителям. Половое созревание не только сбивает с толку самих подростков, но и переворачивает совместную семейную жизнь с ног на голову. Перепады настроения, жаркие дискуссии, непредсказуемые реакции и нарушения любых правил стоят родителям немало нервов. У меня есть несколько примеров, которые чаще всего встречаются мне на практике.

учение выготского о высших психических функциях

В период полового созревания подросткам нужно дать возможность попробовать свои силы. Дайте им эту свободу, доверьтесь ему и отпустите, но не забывайте что он всё-таки ваш ребёнок и если он оступится и «приползёт назад как побитая собака», не надо ему говорить «а я предупреждал/а, будет тебе урок» и уж тем более не надо наказывать. Дети растут и устанавливают свои правила. Никто не хочет, чтобы над ним покровительствовали. А вот защита нужна всем, даже самым смелым и сильным. Молодым людям очень важно знать, что родители всегда рядом, когда им нужна помощь и поддержка. И что когда «ты обделался», то тебе не наденут это на голову в целях наставления твои же мама с папой. Так же в какой-то момент молодые люди должны дистанцироваться от родителей, это важно для их развития. Родителям нужно научиться отпускать без обид и злобы.

учение выготского о высших психических функциях

Ребёнок проявляет неуважение? Обозначьте границы.

Это легче сказать чем сделать и все, даже самые профессиональные профессионалы регулярно делают ошибки в этом деле.

Я считаю установление границ очень ценной вещью. В смысле: я показываю ребенку границу его или ее действий. Для детей это очень узкие рамки, там есть четкие правила и ограничения. Чем старше дети становятся, тем больше у них развиваются навыки и тем шире должны быть эти границы. Тем не менее подросткам особенно необходимы четкие границы в период полового созревания. Их можно и нужно установить вместе. Просто сказать «я хочу так и так, ты будешь делать то и то, потому что я главный/тебя родил/кормил» самый плохой вариант. Мой совет: не бойтесь обсуждений, устанавливайте справедливые границы друг с другом и помните, что вы играете не друг против друга, а в одной команде. Поэтому даже свои самые обидные ошибки лучше признавать. Это вызовет у чада только уважение.

учение выготского о высших психических функциях

Ребёнок часто врёт? Вам нужна «прозрачная» коммуникация.

Даже если вы чувствуете, что дети не идут на разговор, не прекращайте разговаривать со своим сыном или дочерью. По моему опыту молодые люди принципиально заинтересованы в контакте со своими родителями/опекунами. Даже с самыми плохими (пьяницами и распускающими руки). Им просто не нравится, когда их расспрашивают. Так что не приставайте к детям с вопросами, а приглашайте их к разговору. Это включает в себя две вещи: рассказать о своей жизни и своих заботах и слушать сознательно. Надо показать подросткам, что вам и правда интересно как у них дела. Мои интернатовские дети фальшь чуют за версту и делать вид что мне интересно, а самому думать какое я на выходных блюдо съем и куда поеду погулять, не выйдет. Хотя надо сказать, что конфронтации часто избежать не удаётся, но она ценна, потому что только через конфликт может возникнуть обмен «взрослостями». И это то, что подросткам необходимо. Им хочется быть взрослыми в глазах самих взрослых.

учение выготского о высших психических функциях

учение выготского о высших психических функциях

учение выготского о высших психических функциях

учение выготского о высших психических функциях

Как я утратил предпринимательскую жилку

Примерно в 2005 году в 10 лет я начал пользоваться компьютером.

В 2006 году решил почистить компьютер от ненужных файлов и по незнанию попытался удалить важные системные файлы, что закончилось оплатой работы мастера по ремонту компьютеров. Отхватив люлей по полной программе за это благое дело, немного позже в этом же году научился переустанавливать Windows XP, т.к. благополучно запорол систему повторно не один раз.

Примерно в 2006-2007 году все соседи начали активно покупать компьютеры и я, почувствовав себя тыжпрограммистом, решил в особых случаях начать зарабатывать на этом, т.к. очень неплохо научился копить программы, ставить их, а также записывать файлы на пустые диски.

Первый раз отхватил люлей за то, что взял символические деньги от «тёти Моти» за довольно долгую процедуру установки и настройки программ. Родителям не понравилось, что я монетизирую данную деятельность среди «ближнего круга».

Второй раз отхватил люлей за то, что выложил объявление в местную газету и почти начал подрабатывать после школы. Причиной было то, что «мол, маленький еще такими серьезными вещами заниматься, а мы за тебя несем ответственность».

С тех пор я нес славу тыжпрограммиста в ближних кругах и не брал за это деньги, а отказывать было тяжело, не говоря про друзей родителей.

Теперь я не удивлен от того, почему мне так тяжело брать деньги за свою работу.

Промолчу про то, как я сильно люблю свои навыки обесценивать.

учение выготского о высших психических функциях

UPD. Пост не про нытье и гон на родителей. Написано с долей иронии и на заметку родителям, которые любят бить по рукам за инициативу детей.
UPD2. Нет, сейчас я вообще никоим боком не занимаюсь этой деятельностью, т.к. погружен в другую стихию. Максиум могу близким переустановить ноутбук со вшитым в биос ключом, либо на работе с корпоративной лицензией.

учение выготского о высших психических функциях

Как стать менее обидчивым? Часть 1

Всем привет! Чтобы стать менее чувствительным, я начал разбираться, как устроены чувства. В какой-то момент наткнулся на методички Ю.М.Орлова и информация из них мне очень помогла. Решил поделиться с вами тем, что узнал и своими размышлениями по теме. Может кому-то тоже будет полезно.

Начну с чувства обиды и расскажу:

— Что такое чувство обиды;

— Как обида помогает людям выживать;

— Почему обида не работает без чувства вины;

— Какую последовательность операций совершает мозг, чтобы обида появилась;

— Какие последствия могут быть, если обижаться неправильно;

— Почему нельзя отказываться от чувства обиды;

— Как обижаться правильно;

— Как снизить чувство обиды;

— Как избавиться от старых обид;

Обида — это несоответствие моих ожиданий и реального поведения другого человека.

У меня случилась какая-то неприятная ситуация и я звоню другу, чтобы поделиться ей. А он говорит, что ему сейчас некогда и он позвонит попозже. Я ожидал, что он меня выслушает и поддержит. Но ожидания не оправдались и я обижаюсь. Или я иду домой и представляю, как жена мне приготовила ужин. А оказалось, что она ничего не приготовила и, вообще, ушла к подруге. Снова ожидания не оправдались и снова возникает чувство обиды.

Но, чтобы я обиделся недостаточно просто не оправдать мои ожидания. Например, я убежден, что все люди испорченные и каждый заботится только о себе. Но неожиданно, совершенно незнакомый мне человек возвращает телефон, который я потерял пару дней назад. Он не оправдывает мои ожидания, но обижаться на него я не буду.

Получается, чувство обиды возникает, когда другой человек ведет себя хуже, чем я ожидаю. Что значит хуже?

Если копнуть глубже, то в примерах с другом и женой, можно увидеть, что мои ожидания направлены на то, что я буду переживать приятные эмоции. Когда я звоню другу, то ожидаю от него поддержки и успокоения, от того, что я выговорился. Во время ужина буду получать удовольствие от еды и от, того, что обо мне заботятся.

Выходит, что обида возникает, когда не оправдываются мои ожидания, связанные с положительными переживаниями.

Вторым важным условиям возникновения обиды является несущественность причин, по которым человек ведет себя не так, как я хочу. Если друг говорит, что не может меня выслушать, потому что сейчас находится на приеме у врача, я на него не буду обижаться.

Если закруглить, то обида — это несоответствие моих ожиданий и реального поведения другого человека. При этом мои ожидания связаны с положительными переживаниями. А причины, по которым человек ведет себя не так, как я хочу, в данный момент для меня должны быть несущественными.

Обида, как и любая другая эмоция, выполняет важную функцию в выживании. Обида помогает людям приспосабливаться друг к другу. Вот как это работает.

Выраженная обида говорит другому человеку, что он не удовлетворил мои потребности и его поведение должно измениться, иначе я тоже не буду удовлетворять его потребности. Но, чтобы эта схема работала, нужен еще один элемент — чувство вины.

Когда другой человек меня обидел и осознал это, он страдает от чувства вины. Не буду углубляться в это чувство, но отмечу, что вина — это сопереживание чужой обиде. Это неприятное чувство. Человек стремится от него избавится и в будущем не переживать. Поэтому он меняет свое поведение.

Получается обида и вина работают в связке. Я обиделся, другой человек осознал это и чувствует вину. Чтобы избавиться от нее о меняет свое поведение, так чтобы я не обижался.

Как появляется чувство обиды?

Обида возникает в следствие того, что мозг совершает последовательность операций. Обычно они происходят неосознанно:

💭 Построение ожиданий. Они должны быть направлены к другому человеку и связаны с положительными переживаниями

👁 Наблюдение действительного поведения другого человека

⚖️ Сравнение с ожиданиями

🔎 Если ожидания не соответствуют действительности, то поиск причин несоответствия

☹️ Если существенных причин несоответствия ожидания и действительности не найдено, возникает обида

🗄️ Подбирается и воспроизводится шаблон поведения, приводящий к снижению обиды

Что может быть, если обиду переживать неправильно?

Люди часто неправильно переживают обиду: они обижаются неуместно, слишком сильно и застревают в обиде слишком долго. Все это может привести к негативным последствиям.

Реакции и поведение у людей разные. Часто повторяясь они закрепляются и воспроизводятся автоматически при возникновении обиды. Такие шаблоны поведения, которые с высокой вероятностью воспроизводятся в определенных ситуациях, не что иное, как черты характера. Например, у меня есть знакомый, который моментально начинает ругаться, когда обижается. Повышение голоса, мат и крики, включаются автоматически и он даже не успевает этого осознать. Все про него говорят, что он вспыльчивый.

Получается частое или интенсивное переживание чувств формирует характер человека. Неправильное переживание обиды может закрепить такие черты:

Кроме того, обида — это неприятное переживание. Такие переживания мозг стремится не испытывать. Для этого он научился предсказывать их появление и реагировать страхом, запускающим избегающее поведение.

Другими словами, страх заставляет избегать ситуаций и действий, которые могут привести к обиде. А если учесть, что обида возникает при взаимодействии с другими людьми, то ничего удивительного, что у человека может сформироваться ещё одна группа черт:

Черты характера связаны с определенным поведением. Агрессивный человек дерется. Интроверт избегает людей и никак не проявляет свои умения. Любое поведение, которое регулярно воспроизводится приводит к определённым последствиям. Если я все время ругаюсь, то люди будут стараться избегать меня. Те черты, которые сформировались под действием неверного переживания обиды, могут привести к таким последствиям:

— Одиночество. Оно еще обусловлено тем, что люди не хотят общаться с обидчивым человеком, потому что они постоянно чувствуют себя виноватыми

— Отсутствие успехов на работе и т.д.

Не стоит также забывать и про влияние неправильных переживаний чувств на здоровье. Эта та самая психосоматика. Чувства переживаются телом. Во время обиды вырабатываются определенные гормоны, учащается сердцебиение, повышается давление, напрягаются мышцы и т.д. При большом количестве повторений такая реакция на обиду может привести к таким последствиям:

— Нарушение кровообращения, за счет постоянного напряжения групп мышц

— Проблемы с сердцем

— Проблемы с глазами, если обида сопровождается плачем

— Проблемы с желудком и т.д.

Уф, как-то слишком много и мрачно получилось. Но есть и хорошие новости! Если научиться правильно переживать обиду, то можно изменить черты характера и снизить вероятность возникновения неприятных последствий. Но об этом в следующей части.

учение выготского о высших психических функциях

О ЯДАХ

Могу назвать как минимум одну вескую причину, по которой нельзя смотреть плохие фильмы, читать плохие книги и разговаривать с дураками. Всё это отравляет сознание — подобно тому, как плохая еда отравляет организм. Такие яды действуют не сразу; они накапливаются постепенно, зато дают необратимый эффект.

В подавляющем большинстве современных кинофильмов и телесериалов персонажи разговаривают одинаково. Различия невелики: голос женский или мужской, слова из профессионального жаргона или сленга. А музыка речи (если о ней вообще уместно говорить), конструкция фраз, их продолжительность, интонационные особенности и прочие подобные характеристики — усреднённые, почти под копирку.

То же и в безыскусных массовых книжках: все персонажи говорят в единой манере автора. Старые, молодые, сердитые, счастливые, с больными зубами — не важно. Автор выдаёт себя с головой и торчит отовсюду, а картонных героев приходится различать по навешенным ярлыкам.

Я встречаю отравленных и среди редакторов продюсерских компаний, которые норовят кастировать индивидуальные речевые характеристики в диалогах моих персонажей, и среди сетевых комментаторов моих книг. Такие бушуют на форумах: скажем, в «Тайне трёх государей» их коробит присказка моего героя «Интересно девки пляшут, по четыре штуки в ряд» или то, что он рассказывает старый анекдот. Хотя герой — не пятиклассница и не профессор-филолог, а пятидесятилетний отставной майор, и хороший анекдот рассказан к месту.

Увы, отравленные навсегда теряют способность смаковать оттенки, даже если когда-то умели. Вот и приходится кубик Рубика для военных делать одноцветным, а для командного состава — вдобавок монолитным.

. а об оттенках есть интересное замечание у Макса Фриша:

«Актёр, который играет хромого, не должен хромать на каждом шагу. Достаточно хромать в надлежащий момент. Чем скупее, тем достовернее. Но всё дело в надлежащем моменте. Если он хромает только тогда, когда знает, что за ним наблюдают, он производит впечатление симулянта. Если он хромает всё время, мы забываем, что он хромает. Если же он иногда делает вид, будто совсем не хромает, и хромает, когда он один, мы верим этому».

Я прочёл — и подумал про Евгения Евстигнеева в роли профессора Плейшнера. Про его несуразную хромоту, не заметить которую — невозможно, и забыть тоже. Одним тонким оттенком блестящий актёр создал уникальный образ маленького беззащитного человека, решившего, что ускользнул от спецслужб, и радостно ковыляющего навстречу гибели.

Макс Фриш (1911-1991) был швейцарцем. И последние свои хромые шаги Плейшнер сделал в Швейцарии. Связь эфемерная: один писал в Цюрихе — другой шёл на явку в Берне. Но всё-таки.

(На снимке город Берн.)

учение выготского о высших психических функциях

учение выготского о высших психических функциях

учение выготского о высших психических функциях

Странность или мания?

У моей жены синдром новой вещи. Я не знаю как это называется по научному, но это явно какая-то мания. Я сам не особо аккуратен, поэтому могу придя домой могу положить телефон, ключи куда-нибудь на стол, даже на диван бросить. Жена, проходя мимо, тут же хватает эту вещь и убирает. нет, не на место, а просто перекладывает в другое рандомное место. Причём другие вещи могут валятся на «не своём месте» неделями. Утюг с доской погут весь день простоять по причине «я ещё не догладила», привлекают лишь вновь появившаяся вещь.

Я потом ничего не могу найти, на что она ворчит, вот встану и сразу всё найду. И находит.

У меня другой склад ума, мне не надо, чтобы у вещи было своё место, я просто помню, куда положил или где её видел последний раз.

Меня это всегда подбешивало, но вчера был апофеоз. Заходим в магазинчик, в котором часто бываем, соответственно знаем, где что выставлено. И тут она видит ножницы, забытые на полке. Вероятно продавец нарезал ценники и забыл. Тут же хватает их и со словами, «они ведь потеряют так», перекладывает на полку выше и левее. Причём чёрные ножницы лежали на белом фоне, а она переложила на чёрную полку, на которой они почти незаметны.

Человек если потерял ножницы, он может вспомнить, что он там последнее стриг и где он это делал, соответственно он их найдёт. Но как он может догадаться, что кто-то заботливый переложил их на другую полку «чтобы не потерять»?

Когда я сказал вернуть на место, она не поняла, абсолютно уверенная в том, что творит добро. Тогда пришлось надавить на то, что в принципе не стоит трогать чужие вещи, где бы они не находились. Отрицание. Тогда я сам восстановил справедливость и переместил объект спора в исходную точку.

Есть психологи? Как это называется?

учение выготского о высших психических функциях

6. Психология. Абрахам Маслоу

Продолжение разборов тем, которые интересны мне или которые предлагают читатели.

Абрахам Маслоу (психолог, доктор, публицист, основатель гуманистической психологии) изучал то, как на нас влияют вещи, которых нам не хватает. По его идеям, мы во многом детерминированы тем, чего у нас нет, так как эти вещи диктуют нам то, что мы будем желать (а в следствии и делать). Наши желания определяют во многом наше поведение, а значит и жизнь. Его теории также поспособствовали развитию экономики.

Человек обречён вечно удовлетворять свои бесконечные желания. Удовлетворённые низшие потребности сменяются неудовлетворёнными высшими (он корки хлеба до достижения Ницшеанского уберменша). Не желают ничего только мёртвые и буддисты.

* Желания свои пытаться устремлять во вне себя. Как-то так получается, что мы сами себя не можем принять и удовлетворить, однако, когда мы кого-то удовлетворяем безвозмездно, наше состояние бездонности преображается во вполне донное. Это, возможно, связано с субъектно-объектным мировосприятием и интерпретацией фактов.

Абрахам во многом по своим размышлениям совпадает с мыслителями стоиками, поэтому он видит выход из «обреченности» в том, чтобы контролировать свои желания, ограничивать постоянно расширяющиеся потребности в рамках разумного.

Потребность в знаниях

Человек нуждается в правде: ему нужны точные знания о мире и себе. Когда человека пичкают ложью, он становится циничным, недоверчивым, боязливым.

Знакомая однажды углубилась в теории заговора больше чем следовало. Этот тип информации на символическом уровне означает «не всё, что ты воспринимаешь является тем, что есть на самом деле». Это вылилось в экзистенциальный кризис и страх, выраженный в недоверии к собственному восприятию реальности.

Подмена фактов и невозможность получить объективное знание о действительности плохо влияют на психологическое состояние человека.

Потребность в созерцании красоты

Оказалось, что кроме прочего, человек ощущает себя плохо если он не имеет возможность созерцать прекрасное. «Эстетическая потребность» человека выражается в том, что он ищет в себе, мире и окружающих красоту. Если он не видит или не способен видеть вокруг себя прекрасное, то это увеличивает его шанс впасть в деgрессию. (угрюмые, серые пятиэтажки смотрят на тебя)

Образно говоря, человек созерцающий уродство вокруг и внутри себя имеет больше шансов потерять своё психическое здоровье, чем человек, который созерцает красоту мира или внутри себя. То же самое можно сказать и о людях, производящих уродство или красоту.

Потребности и детство

Человек, который в детстве получал достаточно еды, воды, защиты, поддержки, внимания, любви, имеет больше шансов стать полноценной независимой личностью. Так как наши «недосдачи» из детства диктуют наши потребности, надежды, желания во взрослой жизни, то можно понять во что преобразятся эти пробелы в потребностях.

1. Как с большей вероятностью вырастить храброго человека?

Не избивать его в детстве.

2. Как с большей вероятностью вырастить щедрого человека?

Обеспечить его потребности в детстве.

3. Как с большей вероятностью вырастить заботливого человека?

Удовлетворять его потребности в заботе в детстве.

* Способность одаривать людей любовью и вниманием от части продиктовано убеждённостью в то, что мне самому хватает любви и заботы.

Ценности и миропонимание

Абрахам Маслоу в книге «Мотивация и Личность» утверждает то, что ценностная иерархия в нашей голове влияет на то, какую мы будем иметь память, какое будем иметь внимание, что мы будем запоминать и. короче, ценности влияют на когнитивные способности.

Это можно достаточно легко продемонстрировать на примере:

* Человек, ценящий знания и компетентность, будет более умным.

Ценности здесь повлияли на когнитивную систему в целом.

* Ребенок, высоко оценивающий умение играть в Майнкрафт, помнит все блоки и их свойства, но не может вспомнить таблицу умножения.

Ценности здесь повлияли на то, что будет храниться в памяти.

Это какая-то магия. Можно изменить (частично) свои умственные способности просто ценя одни вещи и отвергая другие. Это можно применить прямо сейчас, и это действительно работает.

Это опять же напоминает мне о стоической философии, которая учит правильному построении своей иерархии ценностей.

Не редко психотерапевты описывают случаи, когда пациенты «исцеляются» за один сеанс. Эти люди получают внимание, заботу, интерес к своей персоне и понимание, то есть заполняют свой пробел потребности, после чего происходит «чудо».

Прискорбно то, что некоторые люди страдают от нехватки одной/некоторыми/всеми из вышеперечисленного в гораздо большей степени. Они безуспешно пытаются восполнить их отсутствие искусственно замещающими средствами, что может ухудшить положение. Такого рода нехватки невозможно решить одним сеансом. Иногда их даже сложно определить, так как они могут быть спрятаны за пеленой измененных ценностей и неспособности человека точно осмыслить что ему нужно.

Живя в век одиночества и иллюзорной самодостаточности не могу не согласиться.

Спасибо большое за то, что прочитали этот пост.

учение выготского о высших психических функциях

учение выготского о высших психических функциях

Разговоры с британцами : понимание вещей

Я все время думал, что все люди примерно одинаковы: имеют по 2 руки, 2 ноги, мозг, понимают тебя примерно одинаково и в таком духе. Лет 10 назад, до меня дошло, что это совсем не так. Да, строение человека схоже, но работа его самой главной части тела (мозга) сильно отличается.

Так вот, нам в школе преподавали грамматику английского языка. Многие знают, что в английском языке есть 3 времени: настоящее, прошедшее и будущее. Вроде пока просто. Но если копнуть, то окажется, что времен 24, а если ещё копнуть, то и 32 врарианта времен можно обнаружить (если не ошибаюсь).

Наш вузовский препод на первом занятии поинтересовался нашим знанием времен. Из 30 человек, 99% думали, что в английском 3-5 времен максимум.

Если ещё нет, то возьмём язык, в котором нет понятия «прошлое время». То есть носители этого языка в принципе не способны понять вас, когда вы говорите о каких-то событиях в прошлом.

Пример, конечно, гипотетический, но он полезен для понимания того, что есть люди, которые могут думать иначе.

Если говорить о настрящем/прошлом/будущем английского языка, то нужно выделить о каком варианте события мы хотим говорить: длительное оно или нет.

Тип времени (present/past) Simple уместно употреблять, когда событие происходит постоянно. Заметьте, это важно.

Давайте рассмотрим что-то немного хитрее, чем I work: «I go to uni». Как бы вы перевели то, что человек постоянно «go/идти» в универ. Да, это переводится не «я иду в универ», а «я ХОЖУ в универ». Надеюсь стало немного понятнее то, что времена разные. В школьные годы это все очень меня напрягало. Я буквально не был способен понять, что все работает иначе. Что мозги иностранцев соображаю иначе, что решения принимаются иначе, что восприятие работает иначе, что есть такая страна, где люди не едят супов воооообще, а едят гамбургеры, чииизбургеры и все то, что я бы ел, когда мне было 12 🙂

Давайте ещё посмотрим на PastContinious. Оно, кстати, может быть ещё и Perfect. Это время нужно чтобы сказать о событии, которое было в прошлом, а ещё и продолжалось там какое-то время. Напртмер: я работал.

Постойте, но из «я работал», без контекста, непонятно, делаю ли я акцент на длительной работе или хочу сказать : «да, я работал/делал». То есть как это перевести: как PastSimple или PastContinious.

Хорошо, допустим, моя цель сказать о событии, которое длилось в прошлом.

Тогда: я работал = I was working

Но прстойте. Это ещё не все. I was working говорит о том, что ранее-то вы работали, а сейчас вы уже НЕ работаете. То есть вы сказали человеку не то, что хотели.

Другой вариант: I have been working.

Так вы скажете, что ранее вы работали и сейчас продолжаете работать.

А сейчас я побежал проводить соц. эксперименты, надеюсь было интересно и полезно 🙂

учение выготского о высших психических функциях

учение выготского о высших психических функциях

Исследование личностных черт, психологических границ и профессионального выгорания

Здравствуйте. Меня зовут Евгения, и я студентка 4го курса факультета психологии. Как и всем студентам мне предстоит написание дипломной работы. Расскажу про ситуацию, которая со мной сложилась. Скорее это будет изъяснено более простым языком, а не научным.

Немного предыстории. Или много.

В дальнейшем я планирую, по окончанию моей работы, опубликовать своё исследование, полученные результаты, так как данная тема является достаточно интересной) Думаю, то не только для меня.

Ссылка на опросник тут👇

Так же принимаются Ваши предположения, почему люди «склонны к согласию» касаемо их трудовой деятельности. Почему люди не умеют отказывать (не все, конечно)?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *