учет готовой продукции и ее реализации отчет по практике
Отчет по практике: Учет готовой продукции 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ… 5
2. УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ООО «АЛЬТАИР»… 9
2.1 Учет затрат по выпуску готовой продукции… 9
2.2 Учет выпуска готовой продукции… 13
2.3 Учет продажи готовой продукции… 14
2.4 Учет финансовых результатов… 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК… 22
Готовая продукция – это часть материально – производственных запасов организации, предназначенная дл продажи. Она является конечным результатом производственного процесса, отличается законченной обработкой. Ее технические и качественные характеристики соответствуют условием договора или требованиям других документов в соответствии с установленным законодательством. От того… насколько качественно и в полном объеме она будет изготовлена, зависит сколько предприятие получит прибыли.
В настоящие время все менеджеры стремятся достичь максимально возможных прибылей, увеличивая при этом объем производства и продаж готовой продукции.
Отражение готовой продукции в бухгалтерском учете занимает важное место при ее движении. От того, на сколько рационально будет, выбран метод оценки готовой продукции, зависит доля себестоимости в общей цене, и в размере прибыли.
В условиях рыночной экономики становятся особенно актуальными, вопросы связанны с изменениями в российском учете, переход к международным стандартам, налоговая реформа, все это повлияло на бухгалтерский учет, в том числе и учет готовой продукции по предприятию ООО «Альтаир» г. Москва.
Цель исследования — выявить особенности учета готовой продукции, разработать мероприятия по их совершенствованию.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
— изучить организацию учета затрат на производство готовой продукции предприятия;
— отразить организацию учета продаж готовой продукции предприятия;
— предоставить документальное оформление и отражение в учета операций по выпуску готовой продукции предприятия;
— ознакомиться с организацией учета продажи готовой продукции.
— показать методику формирования и отражения в учете финансовых результатов от продажи готовой продукции.
Объектом исследования в курсовой работе является документация по учету готовой продукции ООО «Альтаир» г. Москва.
Методическую и теоретическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых. Постановления Правительства РФ и другие законодательные акты, а также инструктивный материал по изучаемым вопросам бухгалтерского учета.
В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы экономических исследований: нормативно-правовой, расчетно-конструктивный, балансовый, метод сравнения, монографический, экономико-статистический, сопоставление.
Период исследования: 2002-2004 год.
Информационную основу работы составили годовые отчеты организации, данные первичного и сводного бухгалтерского учета, специальная литература по исследуемой теме за 2002 – 2004 год.
В настоящее время все предприятия независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет согласно законодательству и нормативным документам. Основным документом, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации, является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21 ноября 1996 года, с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г. [3]
В настоящее время порядок формирования себестоимости продукции, работ, услуг регулируется следующими нормативными документами:
· Налоговый кодекс РФ в главах 24 и 25 определяет основные направления формирования состава, классификацию и порядка оценки затрат на выпуск и реализацию продукции (работ, услуг) в целях налогового учета в разрезе статей:
— затраты на оплату труда;
— отчисления на социальные нужды;
· ПБУ 10/99 «Расходы организаций», утвержденное приказом МФ РФ от 06.05.99 № 33н, регулирует определение расходов для целей бухгалтерского учета:
— расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственны запасов;
— расходы, возникающей непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов (расходы по содержанию и эксплуатацию основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие и др.).
Основными задачами учета затрат являются:
— экономически обоснованное разграничение затрат по видам производств и группам затрат;
— точное разделение всех затрат по экономически однородным элементам и статьям, из которых складывается себестоимость производимой продукции;
— современное, точное и полное отражение выхода продукции, получаемой из производства;
— точное отражение затрат по подразделениям предприятия;
— экономически обоснованное определение себестоимости основной и побочной продукции;
— документальное отражение хозяйственных операций в первичном учете, синтетическом и аналитическом;
— предоставление оперативной информации для управления производством в оптимальном варианте.
Целью учета затрат на производство и продажу на Предприятии является получение своевременной, полной и достоверной информации о фактических затратах, связанных с производством продукции, работ, услуг, исчисление фактической себестоимости по каждой калькулируемой группе (заказу) и всему объему произведенной продукции в целом. По данным учета затрат на производство и продажу осуществляется контроль правильного и рационального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов
Законодательное регулирование учета затрат по производству продукции в РФ за последние годы подалось значительным изменениям. Изменения связаны с переходом российской системы учета на МСФО. В настоящее время формирование себестоимости производится предприятием в целях финансового учета и в целях налогообложения. В чем же отличие?
Кузнецова Г.А. [17] в своей статье по этому поводу разъясняет. Во-первых состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг при формировании финансовых результатов для целей финансового учета регулируется ПБУ 10/99, а для целей налогообложения – 25 главой налогового кодекса. При этом порядок формирования выручки от продаж продукции, работ, услуг и состав затрат этих нормативных положений несколько отличается друг от друга. Так рассматривая вопросы формирования показателей выручки от продаж продукции, работ, услуг, следует отметить, что в соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от продаж продукции, работ, услуг, как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от продаж реализации имущественных прав.
В бухгалтерском учете в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 [4], момент признания выручки связан с наличием следующих условий:
— организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
— сумма выручки может быть определена;
— имеется уверенность, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
— право собственности перешло от организации у покупателю или работа принята заказчиком;
— расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Выручка от продаж организацией может определяться кассовым методом или методом начисления. При кассовом методе признания доходов и расходов организация должна признает датой получения дохода момент поступления денежных средств на счета или кассу.
При методе признания доходов и расходов методом начисления организация должна признает датой получения дохода момент совершения сделки, отгрузки товаров и прочего имущества.
Таким образом, при методе начислений состав доходов для целей налогового учета отличается незначительно от бухгалтерского, а состав расходов имеет некоторые более серьезные отличия. Например, автор рассматривает расходы при отнесении тех или иных выплат в пользу работников. Так в соответствии со ст. 255 НК РФ [1] в расходы на оплату труда работников включаются любые начисления работникам в денежный или натуральной форме, предусмотренной нормами Законодательства РФ., трудовыми и коллективными договорами. Таким образом, расходы на оплату труда могут учитываться при исчислении налогооблагаемой прибыли только в том случае, если нормы коллективного договора будут отражены в конкретном трудовом договоре.
После вступления в силу с 1 февраля 2002 г. нового Трудового кодекса РФ для работников, принятых на работу ранее, без заключения трудового договора, расходы на оплату труда будут учитываться в целях налогообложения на основании тех документов, по которым считается, что они приняты на работу.
Автор Палий В.Ф. [21] в своей статье обращается внимание бухгалтера на то, что начисления амортизации в определенных случаях прекращаются (причем данные положения совпадают как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, например, при переводе объектов ОС на консервацию свыше трех месяцев ПБУ 6/01). Однако при передаче в безвозмездное пользование в налоговом учете амортизация также не начисляется.
Таким образом у предприятия возникают постоянные и временные разницы, которые требуют отложенных налоговых активов и обязательств. С 2004 года в бухгалтерском учете отложенные налоговые активы отражаются на одноименном счете 09. А отложенные налоговые обязательства — счете 77.
Автор Глушков И.Е. [8] в своем последнем издании отмечает, что до 01.01.2002 г. при формирование затрат на производство продукции, работ, услуг, включаемых в себестоимость при определении налогооблагаемой прибыли, следовало руководствоваться Положением о составе затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ № 552. С 01.01.2002 г. — с вступлением в силу главы 25 НК РФ данный вопрос регламентируется данной главой. [1]
Захарьин В.Р. [10] в своей статье отражает, что затраты переработки, участвующие в расчете себестоимости продукции, в свою очередь делятся на три группы. Это прямые затраты на производство, которые относятся на производственные подразделения, Общепроизводственные затраты и Затраты вспомогательного характера, каждые из которых, имеют свой способ распределения на себестоимость производимой продукции.
Глушков И.Е [8] поясняет, что к прямым относятся затраты, которые непосредственно могут быть отнесены на себестоимость данного вида продукции.
Если затраты нельзя непосредственно связать с данным видом продукции, то они называются косвенными (накладными).
Для учета и анализа очень важным моментом является точная калькуляция затрат по каждому виду продукции и каждому направлению. Это необходимо, чтобы определить эффективность этих направлений и продукции. Поэтому одной из задач финансового учета является распределение косвенных расходов между ними.
Для этого используются базы распределения. В качестве такой базы выбирается какой-либо параметр, присущий каждому направлению или виду продукции. Например, чтобы распределить затраты на аренду офиса между различными подразделениями компании можно учитывать в качестве базы распределения площадь, занимаемую каждым подразделением или количество сотрудников, занятых в подразделении. Если необходимо распределить затраты на хостинг сайта между его разделами, то в качестве базы распределения можно использовать посещаемость каждого из разделов или количество обновлений страниц в сутки в каждом из них.
Анализируя состав затрат, используемых при выпуске продукции (оказании услуг, выполнении работ), Кондраков Н.П. [15] отмечает, что какие-то затраты можно отнести непосредственно к производству конкретного вида изделия, продукции (к выполнению определенного вида работ, оказанию конкретной услуги), а другие — нельзя. Расходы первого вида называются прямыми, а второго — косвенными.
В общепринятом понимании (без привязки к налоговому законодательству) к прямым расходам относятся сырье и материалы, из которых непосредственно изготавливается определенный вид продукции, а также те расходы организаций, которые можно совершенно четко увязать с каким-либо видом продукции, работ или услуг.
Однако большинство предприятий несут и такие расходы, которые нельзя напрямую соотнести с выпуском конкретного вида продукции, осуществлением определенного вида работ или услуг. Например, если предприятие выпускает большой ассортимент изделий, то стоимость электро- и теплоэнергии, потребляемой предприятием в целом за определенный промежуток времени (при условии, что каждый цех не имеет собственных источников соответствующей энергии), невозможно (да и неправильно) включать в затраты на производство только одного вида продукции, поскольку она использовалась для выпуска всех изделий. Поэтому подобные затраты распределяют между видами выпускаемой продукции (или выполняемых работ, оказываемых услуг) пропорционально установленной базе с целью определения полной производственной себестоимости продукции. Такие расходы называются косвенными.
Введенная в действие с 1 января 2002 г. 25 глава НК РФ в целях исчисления налога на прибыль установила так называемое «налоговое» понятие прямых и косвенных расходов (ст. 318 НК РФ), приведенное в Приложении 1. Причем для каждого вида расходов предусмотрен различный порядок учета в целях налогообложения.
В налоговом учете законодателем определен различный порядок отнесения расходов на уменьшение доходов в зависимости от их характера НК РФ (п. 2 ст. 318 НК РФ):
— сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации данного периода;
— сумма прямых расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, относится к расходам текущего периода не полностью, а лишь в части, относящейся к реализованной в данном периоде продукции (работам, услугам), то есть за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции.
Промышленно-торговое предприятие ООО «Альтаир» представляет собой общество с ограниченной ответственностью и ведет свою деятельность на основе ГК РФ, принятого Госдумой 21.10.94. и одобренного Советом Федерации. Общество является юридическим лицом и действует на основе Устава, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет.
Общество несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ему имущества и имущественных прав, на которые по законодательству РФ может быть обращено взыскание. Собственники предприятия отвечают по обязательствам Общества в пределах их вкладов (принадлежащий им долей) в имуществе Общества.
Основными видами деятельности являются:
1) Производство мебели, продукции деревообработки, иных товаров народного потребления, пиломатериалов, столярных изделий, тары, тарной дощечки, запасных частей, стройматериалов и их реализация.
2) Закупочно-сбытовая деятельность по сырьевым ресурсам, основным и вспомогательным материалам и оборудованию, а также товаров народного потребления, как внутри страны, так и за рубежом.
Структура управления ООО «Альтаир» приведена в приложении 2.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется директором Общества и правлением Общества. Права и обязанности, сроки и размеры оплаты услуг директора Общества, членов правления определяются договором (контрактом), заключенным каждым из них с Обществом.
Директор Общества осуществляет функции исполнительного органа Общества, осуществляет также функции председателя правления Общества. Он самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия, действует от его имени, имеет право подписи и распоряжается имуществом предприятия, осуществляет прием и увольнение работников, несет материальную и административную ответственность за достоверность данных бухгалтерских и статистических отчетов.
В ООО «Альтаир» производственные цехи разделены на две группы: цехи основного производства, вспомогательные и обслуживающие цехи.
К основным цехам относятся:
1) Раскройно-заготовительный (РЗЦ). Здесь производится распиловка пиловочника лиственных и хвойных пород на доски обрезные и необрезные и ЧМЗ (черновая мебельная заготовка).
2) Цех механической обработки древесины. Здесь происходит обработка ЧМЗ ( строгание, торцевание, сверление, фрезерование и т.д.) на детали стульев, кресел, диванов и т.п.
3) Цех плоско-выклейных деталей. В этом цехе осуществляется прессование пакетов из шпона лиственных пород для изготовления деталей мебели.
4) Сборочно-отделочный цех. Здесь производятся следующие операции: шлифование, грунтование, сборка, отделка (лаком), упаковка, сдача готовой продукции на склад.
5) Сушильный цех. Его назначение — довести естественную влажность материалов и пилозаготовок до требуемой влажности ГОСТа.
6) Экспериментальный цех занимается изготовлением мебели по заявкам населения (механическая обработка, сборка и сдача на склад).
Задача вспомогательных цехов — обеспечение нормальной, бесперебойной работы цехов основного производства. К вспомогательным цехам относятся:
1) Электроцех следит за исправностью электрооборудования на всех участках предприятия.
2) Ремонтно-механический цех занимается ремонтом электрооборудования и станков.
3) Автотранспортное хозяйство (гараж) оказывает услуги по доставке грузов, реализации продукции фабрики.
4) Паро-силовое хозяйство (ПСХ) обеспечивает все производственные цеха, контору, а также оборудование (гидровлические цеха) паром и горячей водой.
Производственный процесс, применяемый в Обществе, носит тип мелкосерийного производства, что характеризуется ограниченной номенклатурой продукции в количествах определяемых партиями их выпуска и запуска. Форма специализации подетальная, т.к. за каждым цехом закрепляется изготовление отдельных деталей. При этом производственный процесс осуществляется на различном оборудовании с применением доли ручного труда.
Производственный процесс изготовления стула проект 4.1541 состоит
из следующих технологических стадий:
а) В лесопильном цехе производится распил пиловочника лиственных пород (береза) на ЧМЗ стула определенных размеров.
б) Затем производится сушка ЧМЗ в сушильных камерах до установленной влажности 8%.
в) Далее производится механическая обработка ЧМЗ: строгание, торцевание, фрезерование, сверление, точение.
г) Шлифование деталей в сборочно-отделочном цехе N 2, их крашение водорастворимыми красителями, сборка в каркасы стульев, отделка каркасов лакокрасочными материалами, формирование мягких элементов, маркировка, упаковка, сдача готовой продукции на склад.
Производственный процесс экологически чистый, что вызвано применением экологически безопасного сырья и материалов (на них имеются соответствующие документы). Никаких вредных выбросов ни в атмосферу, ни в виде промышленных стоков не производится.
Основные экономические показатели отображены в таблице 1.
Таблица 1 — Основные технико-экономические показатели ООО «Альтаир»
Отчет по практике: Учет готовой продукции и ее реализации на примере ООО ТЕМП
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Пермский государственный технический университет
Кафедра Управление финансами
по дисциплине «Бухгалтерский учет»
на тему: «Учет готовой продукции и ее реализации
на примере ООО «ТЕМП»
студентка гр. ИЭ-05С
1. Понятие и документальное оформление готовой продукции..
1.1 Понятие и оценка готовой продукции………………………..
1.2 Основные нормативные документы. Документальное оформление готовой продукции…………………………………
2. Учет выпуска готовой продукции и ее реализации в организации……………………………………………………….
2.1 Особенности учета выпуска продукции………………………
2.2 Учет готовой продукции в местах хранения и в бухгалтерии. Учет и оценка отгруженной продукции…………..
Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации, обработки, обобщения информации в денежном выражении об имуществе организации и ее обязательствах; их движении путем сплошного, непрерывного документирования всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета, соответственно, являются имущество предприятия, источники средств, обязательства, хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности.
Главными задачами бухгалтерского учета являются:
— обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами;
— формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и банковскими органами;
— выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности.
Как известно, хозяйственная деятельность любого предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжения (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно.
Под готовой продукцией понимаются полностью готовое изделие, объект строительства, законченные работы или оказанные услуги, соответствующие стандарту или техническим указаниям и принятые отделом технического контроля или заказчиком.
Большую роль в достижении главной цели деятельности любого предприятия – получения максимальной прибыли при минимальных затратах– играет четкая организация учета готовой продукции на предприятии.
Задачи учета: правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции; оценка готовой продукции; контроль за сохранностью готовой продукции; контроль за процессом реализации продукции; выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.
Целью курсовой работы:
— изучение понятия готовой продукции, работ и услуг;
— изучение нормативно-правовой базы и документирования учета готовой продукции, работ, услуг;
— теоретическое изучение учета выпуска и реализации готовой продукции.
1. Понятие и документальное оформление готовой продукции
1.1 Понятие и оценка готовой продукции
Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.
В методических указаниях по учету материально-производственных запасов готовая продукция определена как часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.
Работы и услуги — это стоимость различных работ и услуг, выполненных и оказанных сторонним организациям и лицам, а также работникам организации на условиях оплаты.
Основные задачи бухгалтерского учета готовой продукции:
— правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции;
— контроль за выполнением планов по объему, ассортименту,
— качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;
— контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением
— контроль за соблюдением плана по продаже продукции и своевременностью оплаты проданной продукции;
— выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.
Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.
Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.
Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции.
Оценка готовой продукции
Учет наличия и движения готовой продукции осуществляют на активном счете 43 «Готовая продукция». Готовые изделия, приобретенные для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитывают на счете 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону на счете 43 «Готовая продукция» не отражают, так как их не приходуют на склад.
В балансе в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности готовая продукция подлежит оценке по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости либо по прямым статьям затрат. Фактическая себестоимость, а также прямые затраты также могут быть исчислены лишь по окончании месяца после инвентаризации и соответствующей оценки незавершенного производства. Движение готовых изделий и их реализация происходят непрерывно. Вопрос об оценке созданной продукции в текущем учете должен решаться в учетной политике организации.
Возможны такие варианты оценки в текущем учете. В течение месяца используют учетные цены, разрабатываемые организацией самостоятельно. Записывают их при синтетическом учете на счет 43. По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость выпущенной продукции и отклонения ее в учетных ценах. Эти показатели фиксируют по группам изделий в регистрах аналитического учета по счету 43, т. е. фактическая себестоимость и ее отклонения в бухгалтерских проводках по дебету и кредиту счета 43 не участвуют.
В крупных организациях текущий учет продукции ведут по нормативной (плановой) производственной себестоимости с использованием или без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
После определения фактической себестоимости готовой продукции исчисляют разность (отклонения) между нормативной (плановой) и фактической себестоимостью. Эти отклонения отражают на бухгалтерских счетах синтетического учета. Перерасход, т. е. превышение плана (нормы), записывают обычной проводкой, экономию — отрицательными числами («красное сторно»). Общая стоимость готовой продукции тем самым доводится до ее оценки по фактической себестоимости.
Возможна оценка готовой продукции по прямым статьям расходов с добавлением общепроизводственных (цеховых) расходов, т.е. по неполной производственной себестоимости. При этом методика текущего учета готовой продукции аналогична изложенной применительно к учету по нормативной (плановой) производственной себестоимости.
При любых ценах, используемых для текущего учета выпущенной продукции, по окончании месяца возникает необходимость в расчете среднего процента отклонений между учетной ценой и фактической себестоимостью готовой продукции. Его используют для установления фактической себестоимости реализованной (при экспортных поставках — отгруженной) продукции.
При исчислении указанного процента отклонений следует принимать в расчет и входящее сальдо, т. е. остаток на начало месяца как по готовой продукции, так и по отклонениям.
1.2 Основные нормативные документы. Документальное оформление готовой продукции
Основными регулирующими нормативными документами учета готовой продукции и ее реализации являются:
1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 21.11.96 г.
Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций; закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах; повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и П. — М:
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
6. отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31н).
Положение следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать ФЗ «О бухгалтерском учете».
7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета: ПБУ и Методических указаний.
8. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов — ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. №44н.
10.ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н.
11.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49.
12.Методические указания по бухгалтерскому учету материально-
13.производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ
14.от 28.12.01 г. №119н.
15.Общероссийский классификатор продукции. Утвержден постановлением Госстандарта России от 30.12.93 г.
16.Методические рекомендации по формированию и применению
17.свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги.
18.Утверждены Минэкономики России 06.12.95 г. № СН-484/7-982.
19.Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат,
20.включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания. Утверждены приказом Комитета Российской Федерации по торговле от 20.04.95 г. № 1-55/32-2.
Методические рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и ПБУ.
Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами.
Отпуск готовой продукции покупателям оформляется, как правило, накладными. В качестве типовой формы накладной можно использовать форму № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону». В зависимости от отраслевой специфики организации могут применять специализированные формы накладных и других первичных документов с указанием в них обязательных реквизитов. Основанием для выписки накладных являются распоряжения руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком). Методическими указаниями по учету МПЗ рекомендуется следующий порядок учета отпуска готовой продукции. Накладные формы М-15 выписываются на складе или в отделе сбыта в четырех экземплярах и передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.
Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (или другое аналогичное подразделение организации). Один экземпляр накладной передается кладовщику (или другому материально ответственному лицу), второй служит основанием для выписки счета-фактуры, третий и четвертый передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении продукции. При вывозе продукции через пропускной пункт один экземпляр накладной (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передается получателю в качестве сопроводительного документа на груз.
Служба охраны записывает накладные в журнал регистрации грузов и затем передает их в бухгалтерию по описи, где делают отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции.
Счета-фактуры выписываются в двух экземплярах: первый экземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции высылается или передается покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС.
2. Учет выпуска готовой продукции и ее реализации в организации
2.1 Особенности учета выпуска продукции
В балансе в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности готовая продукция подлежит оценке по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости либо по прямым статьям затрат. Фактическая себестоимость, а также прямые затраты также могут быть исчислены лишь по окончании месяца после инвентаризации и соответствующей оценки незавершенного производства. Движение готовых изделий и их реализация происходят непрерывно. Вопрос об оценке созданной продукции в текущем учете должен решаться в учетной политике организации.
Возможны такие варианты оценки в текущем учете. В течение месяца используют учетные цены, разрабатываемые организацией самостоятельно. Записывают их при синтетическом учете на счет 43. По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость выпущенной продукции и отклонения ее в учетных ценах. Эти показатели фиксируют по группам изделий в регистрах аналитического учета по счету 43, т. е. фактическая себестоимость и ее отклонения в бухгалтерских проводках по дебету и кредиту счета 43 не участвуют.
В крупных организациях текущий учет продукции ведут по нормативной (плановой) производственной себестоимости с использованием или без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
После определения фактической себестоимости готовой продукции исчисляют разность (отклонения) между нормативной (плановой) и фактической себестоимостью. Эти отклонения отражают на бухгалтерских счетах синтетического учета. Перерасход, т. е. превышение плана (нормы), записывают обычной проводкой, экономию — отрицательными числами («красное сторно»). Общая стоимость готовой продукции тем самым доводится до ее оценки по фактической себестоимости.
Возможна оценка готовой продукции по прямым статьям расходов с добавлением общепроизводственных (цеховых) расходов, т.е. по неполной производственной себестоимости. При этом методика текущего учета готовой продукции аналогична изложенной применительно к учету по нормативной (плановой) производственной себестоимости.
При любых ценах, используемых для текущего учета выпущенной продукции, по окончании месяца возникает необходимость в расчете среднего процента отклонений между учетной ценой и фактической себестоимостью готовой продукции. Его используют для установления фактической себестоимости реализованной (при экспортных поставках — отгруженной) продукции.
При исчислении указанного процента отклонений следует принимать в расчет и входящее сальдо, т. е. остаток на начало месяца как по готовой продукции, так и по отклонениям.
Учет наличия и движения готовой продукции осуществляют на активном счете 43 «Готовая продукция». Этот счет используется организациями отраслей материального производства.
Готовые изделия, приобретенные для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитывают на счете 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону также не отражают на счете 43 «Готовая продукция». Фактические затраты по ним списывают со счетов учета затрат на производство в дебет счета 90 «Продажи». Продукция, не подлежащая сдаче на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и на счете 43 «Готовая продукция» не учитывается.
Синтетический учет готовой продукции может осуществляться в двух вариантах: без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и с использованием счета 40.
При первом варианте, являющемся традиционным для нашей учетной практики, готовую продукцию учитывают на синтетическом счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости. Однако аналитический учет отдельных видов готовой продукции осуществляют, как правило, по учетным ценам (нормативной себестоимости, договорным ценам и др.) с выделением отклонений фактической себестоимости готовой продукции от стоимости по учетным ценам отдельных изделий и учитываемых на отдельном аналитическом счете.
Оприходование готовой продукции по учетным ценам оформляют бухгалтерской записью по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство».
По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции, определяют отклонение фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» способом дополнительной бухгалтерской проводки или способом «красное сторно».
Если готовая продукция полностью используется в самой организации, то ее можно приходовать по дебету счета 10 «Материалы» и других аналогичных счетов с кредита счета 20 «Основное производство».
Сельскохозяйственные организации учитывают движение сельскохозяйственной продукции в течение года по плановой себестоимости, а по окончании года ее доводят до фактической себестоимости.
Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию в зависимости от условий поставки, оговоренных в договоре на поставку продукции, списывают по учетным ценам с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счетов 45 «Товары отгруженные» или 90 «Продажи». По окончании месяца определяют отклонение фактической себестоимости отгруженной (реализованной) продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают с кредита счета 43 дополнительной проводкой или способом «красное сторно» в дебет счетов 45 или 90.
Готовую продукцию, переданную другим организациям для реализации на комиссионных началах, списывают с кредита счета 43 в дебет счета 45 «Товары отгруженные».
При использовании для учета затрат на производство продукции счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» синтетический учет готовой продукции осуществляют на счете 43 по нормативной или плановой себестоимости.
По дебету счета 40 отражают фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), по кредиту — нормативную или плановую себестоимость.
Фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счета 40.
Нормативную или плановую себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счета 40 в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи» и других счетов (10, 11, 21, 28,41 и др.).
При использовании счета 40 отпадает необходимость в составлении отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам по готовой, отгруженной и Проданной продукции, поскольку выявленное отклонение по готовой продукции сразу списывают на счет 90 «Продажи».
В бухгалтерском балансе готовую продукцию отражают:
— по фактической производственной себестоимости (если не используется счет 40);
— нормативной или плановой себестоимости (если используется
— неполной (сокращенной) фактической себестоимости (по прямым
— статьям расходов), когда косвенные расходы списываются со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 90 «Продажи»;
— неполной нормативной или плановой себестоимости (при использовании счета 40 и списании общехозяйственных расходов со счета 26 на счет 90).
2.2 Учет готовой продукции в местах хранения и в бухгалтерии. Учет и оценка отгруженной продукции
Количественный учет готовой продукции по ее видам и местам хранения обычно осуществляется аналогично учету материальных запасов, т.е. в карточках учета материалов.
В последнее время многие организации применяют бескарточный метод учета готовой продукции: с помощью ЭВМ ежедневно составляют оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовой продукции относительно складов (других мест хранения). Остатки готовой продукции периодически инвентаризируют.
На автоматизированных складах вместо карточек складского учета используют, как правило, оперативные машинограммы и видеограммы остатков и движения готовой продукции по каждому наименованию и виду.
По готовой продукции составляют номенклатуру-ценник, а также справочники продукции, в которых содержатся сведения об облагаемой и не облагаемой различными видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости и др.
Движение готовой продукции в бухгалтерии учитывают также аналогично учету материалов.
Кроме того, данные платежных требований по отгруженной продукции ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг) (ф. № 16 или 16а). В ведомости указывают дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам. Ведомость ф. № 16 используют при определении выручки по отгрузке, а № 16а — при определении выручки по оплате.
Как уже отмечалось, готовая продукция и товары отгруженные могут отражаться в учете и балансе:
— по полной фактической производственной себестоимости (если в учете не используется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и общехозяйственные расходы списываются на счета 20, 23, 29);
— по неполной фактической производственной себестоимости (если в учете не используется счет 40 и со счета 26 расходы списываются на счет 90);
— по полной нормативной или плановой себестоимости (если в учете используется счет 40 и со счета 26 расходы списываются на счета 20, 23, 29);
— по неполной нормативной или плановой себестоимости продукции (по прямым статьям расходов, когда используется счет 40 и расходы списываются со счета 26 на счет 90).
Отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС и акцизы) отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи». Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 43 «Готовая продукция».
Если выручка от продажи отгруженной продукции в течение определенного времени не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции), то для учета такой отгруженной продукции используют счет 45 «Товары отгруженные». При отгрузке указанной продукции она списывается с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета 45 «Товары отгруженные». После получения извещения о признании выручки от продажи продукции поставщик списывает ее с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Продажи». Одновременно стоимость продукции по цене реализации (включая НДС и акцизы) отражается по кредиту счета 90 и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
На счете 45 «Товары отгруженные» указываются также готовые изделия и товары, переданные другим предприятиям для продажи на комиссионных и иных подобных началах. При отпуске таких изделий они списываются с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета 45 «Товары отгруженные». При поступлении извещения от комиссионера о продаже переданных ему изделий они списываются с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Продажи» с одновременным отражением по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи».
Стоимость сданных работ и оказанных услуг списывается по фактической или нормативной (плановой) себестоимости с кредита счета 20 «Основное производство» или 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи» по мере предъявления счетов за выполненные работы и услуги. Одновременно сумму выручки отражают по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
3 Практическая часть
На основании исходных данных необходимо составить журнал регистрации хозяйственных операций предлагаемой формы, где в зависимости от влияния на баланс хозяйственных операций указать их тип.
Используя исходные данные об остатках средств организации и источников их образования на 01.12. 2009г., открыть счета учебной формы, произвести в них разноску сумм хозяйственных операций согласно журналу регистрации, подсчитать обороты по каждому счету и определить сальдо на конец отчетного периода.
Для контроля учетных записей необходимо использовать форму оборотно-сальдовой ведомости по синтетическим счетам.
После выполнения требуемых расчетов составить бухгалтерский баланс установленной формы и отчет о прибылях и убытках.
Согласно Главной книги ООО «ТЕМП» сальдо на 01.12.2009 г по счетам синтетического учета составляют: