удельнинский храм официальный сайт
Троицкий храм пос. Удельная
Престольный праздник: Святой Троицы (23 июня)
Настоятель: священник Вадим Геннадьевич Суворов, 1972
Приделы:
прп. Серафима Саровского (1 августа, 15 января)
свт. Николая (22 мая, 19 декабря)
Святыни храма Наиболее почитаемыми святынями храма являются Владимирская, Казанская, Почаевская иконы Божией Матери, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», образ равноапостольного великого князя Владимира с частицами мощей многих святых, икона преподобного Серафима Саровского с частичкой мантии. Особым почитанием прихожан пользуется икона священномучеников Алексия и Симеона Удельнинских.
При храме действуют воскресная школа, библиотека.
Из истории
О дате основания Троицкой церкви в Удельной гласит надпись на закладной доске, находящейся за жертвенником в алтаре Троицкого придела: «устроен сей храм… усердием местных дачевладельцев в… 1897 г.». Инициаторами строительства церкви были К.Корчагин, начавший освоение участков под дачи в 1891 г., и инженер-строитель железной дороги Н.К.фон Мекк. Церковь построили по проекту архитектора С.С.Эйбушитца в 1897 г. всего за 4 месяца на земле Удельного ведомства, которое ведало сдачей в аренду земли под дачи. Отсюда и название места — Удельная.
Об освящении храма была напечатана статья в журнале «Московские церковные ведомости» (1897. №25): «…Храм очень красивой архитектуры, деревянный, на каменном фундаменте и имеет крестообразную форму… Его верх увенчан пятью главами, увенчанными куполами с вызолоченными крестами. Иконостас сделан о трех ярусах, дубовый, в византийском стиле.
Святые иконы писаны по вызолоченному фону. Возле левого клироса замечательна, по своей древности, икона св. Николая Чудотворца, писаная на камне; она найдена в Вятке и пожертвована сюда одним из дачников. В алтаре за престолом помещен художественно написанный на стекле образ Воскресения Христова и над жертвенником древняя икона Казанской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, пожертвованная одним благотворителем. Ко дню освящения жертвователями были принесены в дар храму пять серебряных вызолоченных лампад, вся церковная серебряная утварь, художественно вышитые шелками облачения на престол и жертвенник и три священнических и диаконских облачения из парчи и бархата…»
В 1902-1903 гг. к Троицкому храму были пристроены придел в честь святителя Николая и колокольня.
В 1917 г. при Троицком храме впервые был создан церковно-приходской совет. В 1918-1922 гг. на него легло решение таких трудных вопросов, как помощь голодающим, изъятие церковных ценностей, угроза закрытия храма.
В 1934 г., незадолго до своей мученической кончины, в Удельной поселился находившийся на покое священномученик митрополит Серафим (Чичагов). В одном из дачных домов Владыка снимал две небольшие комнаты. В ноябре 1937 г. он был арестован. Прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму. 11 декабря его расстреляли на Бутовском полигоне. Храм не закрывался.
В 1970-е гг. по проекту архитектора В.Ю.Кеслера на территории Троицкой церкви был построен новый дом причта с крестильным храмом, освященным в 1980 г. в честь святителя Иоанна Крестителя.
Летом 1988 г. состоялось освящение скульптуры Христа, выполненной скульптором Ю.П.Колесниковым. Ее установили на постаменте, оставшемся от надгробного памятника Ф.М.Дмитриева (1829-1882) — первого директора Рамен-ской бумагопрядильной и ткацкой фабрики. Федор Михайлович был похоронен у алтаря Троицкой церкви в Рамен-ском. В 1888 г. известным скульптором М.Антокольским был выполнен надгробный памятник в виде сидящей фигуры Христа. В 1935 г. сотрудники Государственного музея архитектуры перевезли скульптуру в Москву. В настоящее время она находится в Донском монастыре. Опустевший постамент впоследствии был перевезен на территорию Троицкой церкви в Удельной, что фактически спасло его от полного уничтожения.
В 1988 г. началось строительство нового придела в честь преподобного Серафима Саровского. Проект был выполнен архитектором А.Л.Смышляевым. Строительство придела затянулось, и первое богослужение в нем состоялось 15 января 2001 г.
В 1998-2005 г. Троицкий храм являлся подворьем Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря Коломны.
История храма
ТРОИЦКИЙ ХРАМ В ПОСЕЛКЕ УДЕЛЬНАЯ
Троицкий храм поселка Удельная расположен в одном из живописнейших уголков Подмосковья со своей богатой историей. Возникнув на рубеже XIX – XX веков, поселок получил свое наименование от Удельного ведомства, которое ведало сдачей в аренду земли под дачные участки. В 1797 году Император Павел I издал «Учреждение об Императорской фамилии», положениями которого устанавливались источники, размеры и средства обеспечения содержания членов Императорского дома. В соответствии с этим «Учреждением…» были выделены недвижимые имущества, которые получили название удельных.
Так возник поселок Удельное, со временем сменивший название на «Удельная».
В период с 1892 по 1896 годы поселок начал интенсивно застраиваться, и к концу Х I Х столетия это был уже сформировавшийся дачный поселок, в котором проживало более двухсот арендаторов с членами семей, прислугой, садовниками. Земли Удельного ведомства арендовали люди, принадлежавшие к разным сословиям: дворяне, купцы, крестьяне, мещане, представители творческой интеллигенции. Дач было большое количество. У некоторых арендаторов их насчитывалось до десяти и более.
Дачи строились по проектам известных архитекторов: К.А. Тона, Ф.О. Шехтеля, И.В. Жолтовского; они были настоящими произведениями искусства.
Поселок Удельная стал излюбленным местом отдыха творческой интеллигенции. Из Москвы сюда приезжали известные деятели культуры: Федор Шаляпин, Надежда Обухова, Ольга Книппер-Чехова, Лидия Коренева, Михаил Булгаков, сестры Анастасия и Марина Цветаевы и многие другие.
В удельнинском обществе долгие годы центральной фигурой была Лидия Александровна Тамбурер. Она устраивала литературные и музыкальные вечера, пикники, на которых присутствовали известные люди того времени. В ее личности мы видим интересное сочетание: зубной врач и потомственная дворянка, жена купца и начитанная, эрудированная женщина, любящая театр, поэзию. Не называя ее по имени, Марина Цветаева упоминает о ней в эссе о М.Волошине и в воспоминаниях об отце, а также пишет в память о ней несколько стихотворений.
У станции располагался театр, в который приезжали на гастроли артисты Московского художественного театра. На даче у Л.А. Тамбурер бывал известный театральный режиссер В.И. Немирович-Данченко, артист Михаил Чехов, оперный певец Леонид Витальевич Собинов. Общаясь с удельнинскими жителями, прогуливаясь по улицам поселка, Леонид Витальевич сравнивал Удельную с немецкими курортами.
Об основании Троицкой церкви в поселке Удельная гласит надпись на закладной табличке, находящейся за жертвенником в алтаре Троицкого придела: «Во славу Св. Живоначальныя и Единосущныя Троицы устроен сей храм в царствование благочестивейшаго Государя Императора Николая II и по благословению Высокопреосвященнейшаго Митрополита Московскаго Сергия * усердием местных дачевладельцев в лето от Рождества Христова 1897 г.».
Среди выборных по построению храма в архивных документах значатся имена Константина Николаевича Корчагина, Николая Федоровича Голованова, Федора Константиновича Клепикова, Николая Васильевича Паншина, Ивана Федоровича Герасимова.
Церковь была построена в 1897 году по проекту архитектора Семена Семеновича Эйбушитца всего за 4 месяца и вначале представляла собой лишь существующий ныне центральный крестообразный объем с шатровым завершением (без Никольского и Серафимовского приделов и колокольни).
Вследствие увеличившегося количества прихожан, церковь решено было расширить устройством придела. В 1902-03 гг. к Троицкому храму был пристроен придел в честь Святителя Николая Чудотворца с колокольней.
Сохранились сведения о том, что существующий поныне деревянный дом причта (в наши дни в нем расположилась приходская библиотека) был построен частично на средства (1500 рублей) заштатного священника Константина Хавского. Условием пожертвования было молитвенное поминовение о упокоении души усопшего иерея Константина.
О благотворительных вкладах свидетельствует и другой сохранившийся в архиве храма документ, датированный 1912 годом. В Прошении Его Преосвященству Преосвященнейшему Василию, Епископу Можайскому, Викарию Московскому, о разрешении на перестройку пришедшего в ветхость сарая, оцененного в 200 рублей, говорится: «За отсутствием в церкви свободных денежных сумм, местный церковный староста Статский Советник Сергей Александрович Петровский изъявляет согласие заново перестроить его на свои личные средства, в святую жертву храму».
В 1917 году при Троицком храме впервые был создан Церковно-приходской Совет. В книге Приходского Совета говорится, как в праздник Преображения Господня, по окончании Литургии, настоятель Троицкой церкви протоиерей Сергий Константинович Хавский огласил положение о православном приходе, после чего состоялись выборы Церковно-приходского Совета. Председателем Приходского Совета был избран настоятель храма протоиерей Сергий Хавский. Казначеем – церковный староста Павел Николаевич Васильев.
В 1922 году на место почившего настоятеля протоиерея Сергия Хавского был избран клирик храма священник Сергий Алексеевич Львов.
Записи в книге Приходского Совета свидетельствуют о заботах, которые решались сообща членами избранного Совета в то время: заготовка дров, ремонт храма, тяжелое материальное положение причта вследствие «страшной дороговизны продовольствия», охрана церкви ввиду участившихся краж.
В связи с принятием в 1918 году декрета об отделении Церкви от государства, дальнейшая деятельность Приходского Совета оказалась под вопросом. На проведение каждого Приходского Собрания Приходской Совет был вынужден получать официальное разрешение от местного Совета крестьянских депутатов. В 1918-22 годах на плечи Приходского Совета легло решение таких трудных вопросов, как помощь голодающим, изъятие церковных ценностей, угроза закрытия храма.
8 апреля 1920 года, поздно вечером, из Хозяйственного отдела Быковского Волостного Совета Крестьянских Депутатов поступило предписание следующего содержания: «Исполком Быковского Волостного Совета предписывает Вам (Церковному Совету) с получением сего в 3-хдневный срок доставить сведения по форме, указанной на обороте». Необходимо было ответить на вопросы: каково количество прихожан, приписанных к храму, какова его фактическая посещаемость, имеется ли настоятельная необходимость использовать часть храма на общеполезные цели и, наконец, «каково в общем отношение населения к возможности утилизации церкви под общеполезные нужды»!
12 апреля настоятелем прихода протоиереем Сергием Хавским было созвано экстренное Приходское Собрание, которое единодушно одобрило направленный в Исполком ответ: «Число прихожан, приписанных к храму, 1850; посещаемость храма постоянная, иногда храм тесен для молящихся; отношение к возможной «утилизации церкви» отрицательное». Аналогичное собрание было проведено в тот же день и в Петро-Павловском храме при платформе «Ильинская», приписанном к Троицкому храму в Удельной. Четырнадцать страниц с подписями, собранными в защиту храма, свидетельствуют о духовном и гражданском подвиге священнослужителей и прихожан, сумевших спасти удельнинский храм от уничтожения в те далекие, страшные годы.
С начала 20-х годов до 1938 года в Троицком храме поселка Удельная служили священник Алексий Никитский и диакон Симеон Кулямин. В 1929 году у отца Алексия как лишенного избирательных прав отняли дом. Притеснения служителей Церкви со стороны советской власти в это время выражались, среди прочего, и в непосильном налоге как на них самих, так и на общины, которые должны были платить налог за использование здания церкви. Сумма налогообложений была такой высокой, что выплатить ее стоило большого труда и самопожертвования. И священноначалие, и рядовые пастыри писали заявления с протестом против фактического ограбления верующих. Делали такие заявления и служители Троицкой церкви в поселке Удельная. Одно из таких заявлений они сделали в 1937 году после того, как районный финансовый отдел в несколько раз по сравнению с предыдущим годом увеличил налог с дохода причта. Сотрудники НКВД провели негласное следствие в отношении священнослужителей Троицкого храма, результатом которого стал арест священника Алексия и диакона Симеона, последовавший 26 января 1938 года.
Из протокола допроса священномученика Симеона:
– Дайте подробные показания, в чем выражалась взаимная связь церковников поселка Удельная?
– Совместная служба в удельнинской церкви сблизила меня со священниками Сергеем Алексеевичем Львовым, Алексием Михайловичем Никитским, Ленинградским митрополитом Серафимом (Чичаговым), а также с активными церковницами. Взаимная связь выражалась в том, что мы, как наиболее религиозно-убежденные верующие люди, прилагали все усилия к тому, чтобы сохранить удельнинскую церковь, не допустить ее закрытия и распространять среди населения религиозные убеждения – не допустить отмирания христианского вероисповедания…
Все время непродолжительного следствия арестованные священнослужители провели в Таганской тюрьме в Москве. 16 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила их к расстрелу. Священник Алексий Никитский и диакон Симеон Кулямин были расстреляны 28 февраля 1938 года и погребены в общей безвестной могиле.
13 марта 2002 г. Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви имена священномучеников Алексия (Никитского) и Симеона (Кулямина) были включены в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.
Память священномучеников Алексия и Симеона совершается в день их мученической кончины 15 (28) февраля, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).
Находящаяся в храме икона новомучеников Удельнинских была написана и передана в дар храму иконописцем П. Гавриченковым.
В 1934 году, незадолго перед своей мученической кончиной, в Удельной поселился вышедший к тому времени на покой митрополит Серафим (Чичагов, священномученик, память 28 ноября (11 декабря н. ст.)). В одном из дачных домов владыка снимал две небольшие комнаты. Несмотря на то, что митрополит Серафим был удален от церковного управления, он не оставался в стороне от церковной жизни: в Удельной его посещали родственники и духовные чада, священнослужители Троицкого храма. Бывали у владыки Серафима и церковные иерархи – митрополиты Алексий (Симанский, будущий Патриарх) и Арсений (Стадницкий), приезжавшие в Москву на заседания Синода. В ноябре 1937 года митрополит Серафим был арестован. Прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и на машине «скорой помощи» доставлен в Таганскую тюрьму. 11 декабря митрополит Серафим был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.
10 декабря 1937 года были арестованы келейницы владыки Серафима – монахини Вера (Втюрина) и Севастиана (Агеева-Зуева), проживавшие в Удельной с владыкой Серафимом. Удивительна их судьба: ордер на арест был выдан только на монахиню Веру, но мать Севастиана добровольно последовала за своей духовной сестрой. В лагере в 1938 году она умерла, а мать Вера, отбыв в заключении пять лет, вышла на свободу и скончалась в 1961 году. В 2005 году монахиня Севастиана была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских (память 28 июня (11 июля н. ст.)).
Вскоре после расстрела владыки Серафима были арестованы и священномученики Алексий (Никитский) и Симеон (Кулямин). Как следует из материалов допросов священномучеников, в вину им обоим ставилось, среди прочих обвинений, близкое знакомство с митрополитом Серафимом.
10 июня 2007 года, в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, М.Ю.Кеслером храму была подарена икона священномученика митрополита Серафима (Чичагова), написанная к освящению храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово в 2007 году.
Сегодня в Удельной священномучеников Алексия и Симеона вместе со священномучеником митрополитом Серафимом и преподобномученицей Севастианой по праву считают небесными покровителями Троицкого храма. Благодаря подвигу их веры и их молитвенному заступничеству храм был спасен от поругания в советские годы (Полностью жития Удельнинских новомучеников см. в разделе «Новомученики»).
В годину гонений удельнинский храм сделался средоточием Православия для огромного района, собирая тысячи людей на праздничные богослужения. Множество церквей в те годы были закрыты или разрушены, а уцелевшие действующие храмы, в которых продолжались богослужения, становились островками духовной жизни и подлинного христианского благочестия.
В 60-е – 90-е годы настоятелями храма были: протоиерей Василий Холявко, протоиерей Василий Брылёв, протоиерей Анатолий Глазунов, протоиерей Дамиан Круглик, архимандрит Иосиф (Пустоутов), протоиерей Владимир Бушуев. В храме служили: протоиерей Александр Сахаров, протоиерей Виталий Турбин, протоиерей Валентин Шацкий, протоиерей Петр Белокрылов, протоиерей Владимир Словашевич, протоиерей Глеб Афанасьев, игумен Пантелеимон (Лебедев), протодиакон Михаил Павлович Розанов, протодиакон Николай Хмылов.
В советские годы, несмотря на сопротивление властей, на территории храма удалось возвести новые постройки. В 1970-х годах, при старосте храма М.П. Рогачеве, на территории Троицкого храма был построен новый дом причта с крестильным храмом (архитектор В.Ю. Кеслер). Храм был освящен в 1980 году в честь Иоанна Крестителя.
Летом 1988 года, в год празднования 1000-летия крещения Руси, состоялось освящение скульптуры Христа, выполненной скульптором Ю.П. Колесниковым. Скульптура была установлена на постаменте от надгробного памятника Ф.М. Дмитриева (1829-1882) – первого русского директора Раменской ткацкой фабрики. Своей активной деятельностью по развитию текстильного производства, а также мероприятиями по улучшению условий труда и жизни рабочих Федор Михайлович заслужил уважение к себе народа и был похоронен у алтаря Троицкой церкви в Раменском. В 1888 году для его могилы известным скульптором М. Антокольским был выполнен надгробный памятник в виде сидящей фигуры Христа. В 1935 году, когда церковь в Раменском была закрыта, скульптура Христа сотрудниками Государственного музея архитектуры была перевезена в Москву и в настоящее время находится в Донском монастыре. Позднее, разрушающийся, опустевший постамент от надгробия был перевезен из Раменского на территорию Троицкой церкви в Удельной, что фактически спасло его от окончательного уничтожения. Здесь памятник обрел вторую жизнь.
На фото справа: М.П. Рогачев и Ю.П. Колесников (справа).
В 1988 году, по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в Троицком храме началось строительство нового придела в честь преподобного Серафима Саровского. Проект был выполнен архитектором А.Л. Смышляевым. 4 декабря 1988 года состоялась закладка первого камня в основание нового алтаря. В связи с изменившейся в стране экономической ситуацией строительство придела затянулось. Первое богослужение в новоустроенном приделе состоялось 10 декабря 2000 года.
К освящению нового придела протоиерей Виктор Шиповальников пожертвовал храму иконы: «Преподобный Серафим» с частичкой мантии, «Преподобный Серафим, молящийся на камне», список иконы Божией Матери «Умиление». Отцом Виктором также были пожертвованы в храм два напрестольных Евангелия и набор евхаристических сосудов. Прихожанин храма художник А.Удачин передал в храм написанный им поясной образ препо добного Серафима.
Среди множества древних и новообре тенных святынь Троицкого храма наиболее почитаемыми являются: иконы Божией Матери «Казанс кая», «Почаевская», «Владимирская», «Взыскание погибших», «Скоропослушница», иконы Святителя Николая Чудотворца и великомученика Пантелеимона, и кона равноапостольного великого князя Владимира с частицами мощей святых, икона преподобного Серафима Саровского с частичкой мантии.
Пользуется почитанием прихожан недавно обретенная новая святыня – икона священномучеников Алексия и Симеона Удельнинских. В этом можно усмотреть еще одно дивное знамение непрекращающейся благодатной жизни Церкви.
Приход Троицкого храма в поселке Удельная живет уже более века и в наше время продолжает активно развиваться. Сегодня деятельность прихода многообразна. Большое внимание уделяется воспитанию и образованию детей: при храме действует воскресная школа. Литературно-музыкальные программы, подготовленные детьми к церковным праздникам, неизменно становятся значимым и радостным событием в жизни прихода. При храме проводятся концерты духовной музыки, организуются экскурсии в музеи, учащиеся воскресной школы с прихожанами ездят в паломнические поездки по святым местам.
На приходе действует библиотека. По субботним дням в помещении библиотеки устраиваются внебогослужебные встречи со священниками храма. Здесь же проводятся огласительные беседы перед Крещением. При библиотеке действует постоянная духовно-краеведческая экспозиция, посвященная истории храма.
Храм окормляет школу-интернат, детский дом, Совет ветеранов и воинскую часть, расположенные на территории поселка. Приходом оказывается посильная благотворительная помощь нуждающимся.
Троицкий храм поселка Удельная является объектом культурного наследия федерального значения.
В период с 21.08.1998 по 16.11.2005 г. Троицкий храм поселка Удельная являлся подворьем Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря г. Коломны.
Использованные источники и литература:
* Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский; † 1898г.)