углич богоявленский монастырь фото

Богоявленский монастырь – обитель в центре Углича

На пересечении главных улиц русского города стоит монастырь, который ведет свою историю с XIV века. По преданию, женская обитель была основана женой Дмитрия Донского – княгиней Евдокией. На долю монастыря выпало немало испытаний. Он был полностью разрушен в Смутные времена и на несколько десятков лет закрывался от верующих в XX веке.

Содержание:

История монастыря

Считается, что самый древний из монастырей Углича изначально построили на территории Угличского кремля углич богоявленский монастырь фото в конце XIV столетия, благодаря княгине Евдокии. По другой версии, девичья обитель была основана на сто лет позже, когда в Угличе жила седьмая жена Ивана Грозного и мать его наследника, восьмилетнего царевича Димитрия.

углич богоявленский монастырь фото

Вид Богоявленского монастыря с улицы 9 января

Некоторые летописи пишут, что история монастыря начинается намного раньше. Скорее всего, он был заложен в 1295 году, во время правления князя Дмитрия Борисовича Угличского.

В 1609 году в русский город на Волге ворвались польско-литовские войска и сожгли все деревянные здания Углича. Женская обитель в кремле не пережила Смутного времени и сгорела дотла. При набеге погибли настоятельница игуменья Анастасия, два священника, 35 монахинь и 260 женщин.

углич богоявленский монастырь фото

Вид на собор Богоявления Господня и северный келейный корпус

После изгнания чужеземцев, в 1620-1629-х годах началось возрождение монастыря. Деревянные храмы и кельи были отстроены заново под руководством матери царя Михаила Федоровича Романова, инокини по имени Марфа.

Шло время, и территория Угличского кремля стала тесной. Монастырю не хватало места, поэтому монахини задумались о переезде. В 1661 году они обосновались в новой части города, рядом с земляным рвом на Ростовской дороге, которую теперь называют «Ростовской улицей».

углич богоявленский монастырь фото

Вид Богоявленского собора с Ростовской улицы

Первое каменное здание – Богоявленская или Смоленская церковь появилось в 1700 году. В XIX столетии старинный монастырь пережил масштабную реконструкцию. На его территории построили большой собор, новую церковь, ограду и сестринские корпуса.

В народе Угличскую обитель называли «государыниным богомольем». Монастырь владел несколькими селами и деревнями, имел пахотные, сенокосные угодья и получал богатые пожертвования от царской семьи и других знатных лиц.

углич богоявленский монастырь фото

Вид на монастырские ворота с территории Богоявленского монастыря

Инокини Богоявленской обители слыли большими рукодельницами. Они мастерски владели орнаментальным и лицевым шитьем, умели искусно вышивать золотом, серебром, жемчугом, шелковыми нитями и создавали настоящие произведения декоративно-прикладного искусства.

В 1930-е годы монастырь закрыли, а колокольню и ограду разрушили. Несколько десятков лет добротные здания использовались под склады и неоднократно перестраивались. В 1970-80-е годы в двух храмах провели реставрацию и передали их городскому историко-художественному музею. Монашеская жизнь на территории обители была возобновлена в 2010 году.

углич богоявленский монастырь фото

Церковь Феодоровской иконы Божией Матери с колокольней (слева), церковь Смоленской иконы Божией Матери (справа)

Архитектурные памятники

Великолепный монастырский ансамбль – одна из главных святынь Угличского края. Самая старая Смоленская церковь была построена в 1700 году. Небольшой пятиглавый храм украшен наличниками, декоративным карнизом и поливной зеленой черепицей.

Вторая церковь – Федоровская посвящена иконе Божьей Матери, которую подарила монастырю инокиня Марфа. Каменное здание в классическом стиле было построено в 1805-1818 годах. Внутри сохранились росписи начала XIX века, сделанные Епифаном Медведевым, и фрески 1862 года, которые написал Егор Дьяконов.

углич богоявленский монастырь фото

Вид церкви Смоленской иконы Божией Матери

Богоявленский собор был возведен в 1853 году за огромные по тем временам деньги – 60 тысяч рублей серебром Помпезный храм в русско-византийском стиле выглядит немного тяжеловесно, но славится богатым декором.

Полезная информация для паломников и туристов

Туристы, которые путешествуют по городам «Золотого кольца» России, с удовольствием посещают старую обитель в Угличе. Монастырь действующий, богослужения в нем проходят дважды в день – в 9:00 и 16:00.

углич богоявленский монастырь фото

Вид церкви иконы Божией Матери «Достойно есть» при кельях

Специальных экскурсий для приезжих нет, но все желающие могут зайти на территорию и посетить храмы. Гостей просят уважать монастырские традиции. Фото- и видеосъемку в обители разрешено проводить только с благословения настоятельницы.

Как добраться

углич богоявленский монастырь фото

Вид церкви иконы Божией Матери «Достойно есть» при кельях

Женский монастырь находится по адресу Студенческий городок, 12, в 0,6 км к юго-востоку от учличского кремля. От автостанции сюда легко дойти пешком по улицам Ольги Берггольц и Октябрьской. Если вы приехали в Углич на поезде, от ж/д вокзала садитесь на любой автобус, который идет в центр города, и выходите на Ростовской улице прямо возле монастыря.

Источник

Богоявленский монастырь в Угличе. Сегодняшний день обители

углич богоявленский монастырь фото

Рассказывая об Угличе, невозможно обойти вниманием его монастыри и многочисленные храмы. Удивительно, но на такой небольшой провинциальный городок и его окрестности одних только действующих храмов приходится порядка двух десятков, и это не считая недействующих или ставших музеями, как храмы кремля.

углич богоявленский монастырь фото

углич богоявленский монастырь фото

углич богоявленский монастырь фото

Мне вспомнился Углич родимый;
Тот домик, где с мамой жила,
И тот монастырь мой любимый,
Куда я с молитвою шла.
И Волга, река темно-синяя,
Где любо в день жаркий играть.
Ах, все, что с охотой я кинула,
Как хочется вновь увидать!
И страстно меня потянуло
К родимым моим берегам.
Ах, я бы охотно взглянула
На все, что оставила там.

(О.Берггольц, «Дневниковые тетради 1923 года»)

углич богоявленский монастырь фото

Богоявленский монастырь находится в одном квартале от Угличского кремля

углич богоявленский монастырь фото

Ограда монастыря восстановлена совсем недавно (в 2010-е гг.)

углич богоявленский монастырь фото

Заходим в Восточные ворота

углич богоявленский монастырь фото

углич богоявленский монастырь фото

углич богоявленский монастырь фото

Напротив Восточных ворот стоит Смоленская церковь (1700). Это самый старый храм обители.

углич богоявленский монастырь фото

углич богоявленский монастырь фото

углич богоявленский монастырь фото

углич богоявленский монастырь фото

углич богоявленский монастырь фото

На месте деревянного мостика раньше стояла колокольня, которую взорвали. К счастью, Федоровская церковь чудом не пострадала, выстояла. Читала, что в планах стоит реконструкция колокольни.

углич богоявленский монастырь фото

Южный келейный корпус (1857). Сейчас здесь находится Художественная школа.

углич богоявленский монастырь фото

углич богоявленский монастырь фото

углич богоявленский монастырь фото

Стена Настоятельского корпуса густо исписана.

углич богоявленский монастырь фото

углич богоявленский монастырь фото

На турниках резвятся мальчишки.

углич богоявленский монастырь фото

углич богоявленский монастырь фото

углич богоявленский монастырь фото

углич богоявленский монастырь фото

Мемориальная доска с именем Ольги Берггольц

углич богоявленский монастырь фото

углич богоявленский монастырь фото

Софи завороженно смотрит на мальчишек в форме. Оказывается, в 2003 году в школе открыт класс милиции.

углич богоявленский монастырь фото

Все-таки в такой школе учиться почетно.

углич богоявленский монастырь фото

Напротив школы находится Богоявленский собор, построенный по проекту самого К. Тона (автор Храма Христа Спасителя в Москве) в 1853 году в русско-византийском стиле. Этот храм чуть ли не единственная сохранившаяся постройка Тона.

углич богоявленский монастырь фото

Территория Богоявленского монастыря небольшая. Через полчаса знакомства с обителью мы отправляемся в Алексеевский монастырь Углича.

Источник

Богоявленский Угличский женский монастырь

Мiръ Россия Ярославская область Углич Богоявленский Угличский женский монастырь

углич богоявленский монастырь фото

Содержание

История [ править ]

углич богоявленский монастырь фото

Богоявленский монастырь основан в конце XIV века женой Димитрия Донского – великой княгиней Евдокией, в иночестве Евфросиньей. Располагалась обитель в северо-западной части кремля.

В Богоявленском монастыре 20 ноября 1591 г. была пострижена в инокини царица Мария Федоровна Нагая, мать царевича Димитрия. В то время обитель была деревянной и имела два храма – Богоявленский и Смоленский.

В 1609 г. поляки сожгли монастырь, убив игуменью Анастасию и пять сестер. В 1629 г. при участии инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича, монастырь восстанавливается на прежнем месте. Великая старица жаловала возрожденной обители деньги, села, пустыни, мельницы.

В 1661 г. игуменья Пелагея обратилась с просьбой к царю Алексею Михайловичу о перенесении построек монастыря на пустопорожние земли, принадлежавшие Ростовскому Архиерейскому дому. Такое разрешение было получено. К 1670-м годам на новом месте уже стояли деревянные церкви во имя Богоявления Господня и во имя иконы Божией Матери, именуемой «Страстная».

Богоявленский собор От удара молнии 26 сентября 1677 г. сгорела деревянная церковь Богоявления. В 1689 г. митрополит Ростовский Иона Сысоевич выдал грамоту на строительство нового, каменного храма. В 1700 г. бригадой строителей из местных посадских людей возведена пятиглавая церковь во имя Богоявления Господня – на подклете, с трапезной и колокольней (сломана в 1834 г.). Главный престол был освящен во имя Богоявления Господня; придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери. В подклете храма было освящено еще два престола – во имя славных и всехвальных апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; а в 1775 г. – во имя Иоанна Милостивого и святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

В 1846 г. нижние престолы храма были упразднены и подклетные помещения заняты больницей.

В 1853 г., в связи с освящением нового Богоявленского собора, церковь Богоявления упразднена. В 1854 г. она переосвящена во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Смоленский же придел бывшей Богоявленской церкви переустроен на средства угличского почетного гражданина Ивана Аркадьевича Зимина и освящен во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В нем место храмовой иконы занял крест с частицей мощей более шестидесяти святых, в том числе и князя Димитрия. Был поновлен и интерьер основного храма – его стены и своды расписаны сценами с изображением чудес Смоленской Богоматери. Старый пятиярусный иконостас заменен новым, трехъярусным. С севера к паперти-галерее пристроено крыльцо.

Особенно почиталась икона «Благовещение», написанная в 1696 г. известным царским изографом И.М. Бобылевым. Эта святыня была подарена храму старцем Пахомием – казначеем Троице-Сергиевой Лавры.

В память Федоровской иконы Божией Матери, подаренной монастырю матерью царя Михаила Федоровича Романова – инокиней Марфой, 21 мая 1805 г. была заложена одноименная каменная пятиглавая однопрестольная церковь.

Строительство храма завершилось в 1818 г. В этом же году церковь была освящена. В 1822-1824 гг. Тимофеем Медведевым расписан интерьер храма. Тогда же установлен иконостас в виде венца, поддерживаемого четырьмя колоннами.

В 1826-1837 гг. с запада пристроена небольшая паперть и возвышающаяся над ней ярусная колокольня (разобрана в 50-е годы того же века), в нижнем ярусе которого размещалась библиотека.

В 1862 г. храм поновлен, вместо старого иконостаса установлен новый, пятиярусный, стены расписаны изображениями чудес от Федоровской иконы Божией Матери. Живописные работы выполнены ярославским мещанином Егором Дьяконовым.

В 1890 г. на заводе купца Оловянишникова заказан колокол в 500 пудов. Он был восьмым по счету, и самым большим.

Строительство нового Богоявленского каменного собора по проекту К.Н. Тона началось 19 октября 1843 г. на земле, купленной монастырем у купца Г.В.Буторина. В октябре 1853 года состоялось освящение трех его престолов: во имя богоявления Господня; во имя Толгской иконы Божией Матери; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца и Иоанна Милостивого.

Пятиглавый, на подклете, собор был точной копией церкви во имя Святой Екатерины в Петербурге.

В 1870-е годы Д.Г. Буренин с сыном Павлом выполнил настенную роспись. В 1881 г. храм был частично отремонтирован, а в 1904-1906 гг. произведен капитальный ремонт.

В подклете под алтарем Толгского престола была устроена часовня для хранения особо чтимой святыни храма – иконы «Недремлющее око».

В Богоявленском соборе особенно почитались: список с чудотворного Толгского образа, пожертвованный обители в 1852 г. московской купчихой Татьяной Степановной Будыниной; икона Николая Чудотворца, подаренная в том же году петербургским купцом Матвеем Тимофеевичем Бриховым; гробница с частичками мощей Иоанна Милостивого, пожертвованная в 1845 г. помещиком Московской губернии Гаврилом Павловичем Головиным.

В 1887 г. в одной из башен монастырской ограды освящена однопрестольная церковь во имя иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», устроенная на средства благодетелей.

Богоявленский монастырь закрыт в 1930-е годы. В советское период его храмы использовались под складские помещения.

В 1970-1980-е годы в Смоленской и Федоровской церквах проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. В 1976 г. Смоленский храм передан Угличскому историческо-художественному музею, в 1992 г. – Федоровский. В 2000 г. Богоявленский собор передан Русской Православной Церкви. в октябре 2010 года монастырь открыт вновь, начинается восстановление утраченной святыни.

Осенним Синодом 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вновь после более, чем 92-годичного забвения обитель возродила свою жизнь. Назначена настоятельница монахиня Антонина (Злотникова). Началось восстановление утраченной святыни.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий.

Богоявленский Собор женского монастыря, храмы Федоровской и Смоленской иконы Божией Матери снова принимают всех верующих, желающих преклонить колена перед чудотворными иконами и мощами святых, которыми славятся они далеко не только за пределами города Углич, но и за пределами Великой Руси.

При монастыре действует просфорный цех, который обеспечивает просфорами соседние приходы.

Храмы [ править ]

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Источник

Углич. Богоявленский монастырь.

углич богоявленский монастырь фото

Храмы монастыря:

Другие постройки и сооружения:

6. Монастырская баня (1872 г.)
7. Северный келейный корпус (1851 г.)
8. Келейный корпус (1895 г., ныне общеобразовательная школа)
9. Настоятельский корпус (1817 г.)
10. Восточный келейный корпус(XIX в.)
11. Юго-восточный келейный корпус (1868 г.)
12. Южный келейный корпус (1857 г., ныне Художественная школа)
13. Келейный корпус
14. Деревянные постройки.
15. Восстановленные участки ограды (2010-е гг.)
16. Восточные ворота (2010-е гг.)
17. Приблизительная граница монастыря к 1917 году.

Карта и ближайшие объекты

углич богоявленский монастырь фото

Статьи

Богоявленский монастырь, 3 класса, в городе Угличе. Основан в 1584-1591 годах; в 1609 году был сожжен поляками; в 1620-629 годах восстановлен; в 1661 году перенесен был из крепости в посад, на настоящее место. Здесь была пострижена царица Мария Федоровна, мать убитого святого царевича Дмитрия. Монастырский соборный храм в честь Богоявления Господня построен в 1843-1853 годах. В монастыре находится местно чтимая Федоровская икона Божией Матери. Ежегодно 15 августа с нею бывает крестный ход вокруг монастыря, в память избавления города от холеры в 1871 году.

В Богоявленской часовне, устроенной под соборным храмом, находится весьма чтимая икона Божией Матери, именуемая «Недремлющее Око». Она пожертвована в монастырь в 1848 году, как древняя и с давних пор чудотворная, жительницей города Углича Александрой Васильевной Лебедевой; писана на доске (17 вершков вышины и 12 вершков ширины); живопись — итальянского стиля; Богоматерь изображена на этой святой иконе сидящею в комнате; голова Ее, покрытая простирающимся до Ее плеч покрывалом, наклонена в левую сторону, а Ее полуоткрытые очи к спящему на Ее левом колене и левой руке Богомладенцу; правой рукой Богоматерь держит на уровне со Своим плечом край белой пелены, на которой покоится Богомладенец; глава Его обращена в левую сторону, руки сложены под грудь, ноги согнуты в коленах и опущены вниз. Празднование в честь этой святой иконы бывает 29 мая. При монастыре больница.

Монастырю принадлежит часовня в городе Рыбинске близ вокзала. Здесь находится другая икона Божией Матери «Недремлющее Око». Она пожертвована сюда в 1871 году дочерью протоиерея Рыбинского собора, знаменитого проповедника, отца Родиона Путятина (+1869 год), питающего к этой святой иконе особенное Благоговение вследствие семейных преданий. Икона имеет 1 аршин высоты и 10 вершков ширины; писана на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись — итальянского стиля; Богоматерь изображена на ней в половину роста, сидящею перед столом; причистое лицо Ее, печальное, с очами, опущенными долу, обращено к лежащему Богомладенцу; левая рука Ее, покоящаяся локтем на столе, поддерживает главу Ее, а правая поддерживает спящего Богомладенца, покоющегося на подушке. Глава Богомладенца обращена в правую сторону, очи Его закрыты; правая Его рука покоится на правой руке Богоматери, а левая — на согнутом колене Его ноги. Внизу изображения надпись: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (песнь песней, 5, 2).

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

На берегу матушки-Волги, на юге Ярославской губернии, находится Богоявленский женский монастырь, который занимал целый квартал в центре г. Углича, выходя своими постройками на четыре улицы. Видимым основанием монастыря является середина 14 века по Р.Х., когда супруга Димитрия Донского княгиня Евдокия (иже во святых инокиня Ефросинья) после смерти мужа помогала своему малолетнему сыну, получившему в княжение Угличский удел.

Благолепию и процветанию монастыря послужило пребывание в ссылке в городе Угличе царицы Марии Феодоровны, матери последнего Угличского князя из рода Рюриковичей, иже во святых убиенного страстотерпца царевича князя Димитрия. В 1591 году, после убиения царевича Димитрия, ноября 20-го дня здесь совершилось невольное пострижение этой несчастной царицы в иночество с именем инокиня Марфа, после чего она была сослана в монастырь Череповецкой губернии. В то время Богоявленский монастырь был весь деревянный и имел две церкви. Жизнь монастыря угасала в силу жизненных обстоятельств смут и гонений на церковь. Но всякий раз вновь возобновлялась по воле Божией и благодаря замечательным личностям Российского государства.

В 1970-80-е годы проводились работы по реставрации фасадов и куполов храмов. Но интерьеры их захламленные, запущенные, с поврежденными росписями к концу 20-го века пришли в плачевное состояние. Только в последние годы появилась надежда на возрождение храмов и возвращение им первоначального назначения. В 2003 году в городе Угличе началось возрождение храмов Богоявленского монастыря. Федоровский летний храм, где находятся дивные фрески, удалось привести в порядок и начать Богослужение.

Монастырь был закрыт примерно в 1930 г. В 1930-1960-е гг. его архитектурный ансамбль значительно пострадал. В 2003 г. Федоровская и Смоленская церкви были возвращены верующим. В 2010 г. началось возрождение монастыря.

Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. Углич, 2003, с. 32.

Угличский Богоявленский женский монастырь Ярославской губернии – место духовного единения двух царских династий – Рюриковичей и Романовых. В местных летописях сохранилось предание о том, что монастырь основан в 16 веке царицей Марией Федоровной Нагой, женой Иоанна Грозного, матерью последнего Угличского князя, убиенного царевича Димитрия.

Первоначально обитель находилась в юго-западной части угличского Кремля. Там и застало ее Смутное время. Деревянный монастырь был уничтожен польскими интервентами в начале XVII века, о чем свидетельствует летопись: «…У Богоявления, что в крепости городской, игумения Анастасия с тридесятью пятью сестрами и двумястами честных дев и жен множеством посечены бяху, а монастырь весь сожжен и разорен…». Впоследствии игумения Анастасия причислена к лику Святых, считается местночтимой святой.

Восстанавливалась обитель стараниями матери царя Михаила Федоровича инокини Марфы Иоанновны (урожденная Ксения Шестова). Но в 1661 году, во время строительства новых крепостных стен, часть монастырских строений подверглись сносу, о чем «. били челом Великому Государю с Углеча Богоявленскаго девича монастыря игумения Пелагия с сестрами…». Великий государь Алексей Михайлович в своей грамоте Угличскому воеводе повелел: «…построить вновь наше Великого Государя богомолье, Богоявленский девичий монастырь, за городом на посаде, на церковной земле Иоанна милостивого…». В том же 1661 году монастырь был перенесен из Кремля на посад, на место, где он до сих пор и находится.

Монастырь креп, и уже в 1689 году был заложен фундамент первой каменной церкви, при игумении Елене в 1700 г. освященной в честь Богоявления Господня с приделом в честь Смоленского образа Богородицы. На нижнем этаже этой церкви был храм Святых Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, а в 1775 г. в находящейся подле него палатке устроен придел во имя Иоанна Милостивого и Димитрия митрополита Ростовского.

Но спустя 65 лет вследствие разных неудобств и темноты, все эти храмы упразднили, и вместо них устроена была больница. В 1853 г. и Богоявленский престол этого храма, по случаю соименности его с главным престолом новопостроенной церкви, упразднен. Год спустя усердием и трудами игумении Еликониды древний упраздненный Богоявленский храм был возобновлен и освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери и устроен придел Воздвижения животворящего креста Господня. Все образы нижнего яруса существовавшего иконостаса «…очень древняго и высокаго письма пожертвованы были в Богоявленский монастырь Троице Сергиевой Лавры казначеем…» – свидетельствовала в 1873 г. настоятельница монастыря игумения Исмарагда.

Свято-Троице Сергиева Лавра, действительно, помогала «угличскому Великого государя богомолью». Но на сегодняшний день сохранилась лишь часть былого величия обители. Храм Смоленской иконы Богородицы расписан был «…чудесами от Смоленской иконы Божией Матери…». Но, к великому сожалению, сохранилась лишь часть росписи на потолке, чудом уцелевшей в «суровые годы». Сегодня возвращена в церковь икона Святого Трифона.

Феодоровская летняя церковь

Спустя сто лет в монастыре разворачивается крупное строительство. В 1805 г. с благословения архиепископа Ярославского и Ростовского Павла, стараниями игумении Маргариты был заложен второй каменный храм во имя Федоровской иконы Божией Матери, строительство которой было завершено через 13 лет, уже при игумении Августе. «…церковь эта очень красивой греко-русской архитектуры, выстроена крестообразно, с пятью куполами. С западного входа находится паперть, при ней трехъярусная колокольня для всех храмов монастырских одна, вышиною со шпилем 30 сажень. В числе 8 колоколов, самый большой в 220 пудов. В нижнем ярусе колокольни помещается библиотека…».

В 1862 г. «…эта церковь любительницею благолепия храмов Божиих игумниею Еликонидой Муратовой была поновлена и украшена…». При этом было нарушено единство, колорит наполнился новыми яркими красками. Роспись с некоторыми утратами сохранилась и до наших дней, со времени начала служения храма после почти столетнего перерыва фрески проявляются.

Освящение церкви в честь патрональной иконы рода Романовых не случайно. Род Шестовых, родителей инокини Марфы, берет свое начало на угличской земле. На территории Воскресенского монастыря Углича было родовое кладбище Шестовых. Сама царица Ксения Романова говорила: «Углич – мое малое Богомолье». Игумения Исмарагда пишет по этому поводу: «…Феодоровская икона Богоматери, служащая храмовым образом, древней и очень высокой греческой иконописи. – Икона – точный список с чудотворной Костромской Феодоровской иконы Богоматери. с которого времени находится в обители эта благоговейно чтимая местно икона, на это не имеется никаких письменных данных; по устному преданию прежних стариц-монахинь известно, что она будто бы современна возобновлению монастыря. Не государыня ли великая старица Марфа Иоанновна Романова пожаловала между прочими святынями и сию икону, пред которою она благословила и пред которой вручила Богоматери судьбу своего сына Михаила Федоровича, избранного на царство…».

Исследователь угличских древностей А. Н. Ушаков в 1891 г. в своей книге описал факт заступничества Божией Матери: «…16-го августа, в день праздника Феодоровской Божией Матери, вокруг монастыря совершается крестный ход, установленный по особому усердию игумении Измарагды в 1871 году, когда свирепствовала в городе холера, монастырь был избавлен от болезни…».

Сегодня Федоровский храм внешне приведен в порядок, проведены реставрационные работы, предполагается восстановление колокольни.

Богоявленский соборный зимний храм

В середине XIX в. Богоявленский монастырь стал одним из богатейших и крупнейших монастырей Ярославской епархии. Его территория постоянно расширялась, строились новые здания. Богоявленский собор – самый внушительный и крупный храм обители и всего Углича. Его построили в 1843-1853 гг. по проекту известного архитектора К.А. Тона в модном тогда русско-византийском стиле. «…Между всеми зданиями монастыря по внешнему благоустройству первенствует Богоявленский соборный храм, с приделами с правой стороны в честь Толгской иконы Богоматери, с левой в честь святителей Николая чудотворца и Иоанна Милостиваго. по своей красоте храм – лучшее украшение монастыря и города, равно как и по своей громадности это высочайшее из всех зданий Углича…». Для насельниц монастыря строительство этого храма стало настоящим подвигом – они сами делали кирпич, поднимали его на стены, собирали пожертвования. Много сил и стараний приложила игумения Еликонида, ставшая инициатором строительства.

Интерьер собора величественный и обширный. Барабаны пятиглавия не открыты внутрь – собор был зимним, и нужно было хранить тепло. Это создавало таинственный и уютный полумрак. Всю восточную стену занимал многоярусный резной иконостас, вызолоченный. Росписи в 1870-х гг. выполнил угличский живописец Дмитрий Григорьевич Буренин с сыном Павлом. «…стены и своды храма расписаны священного содержания картинами из евангельских историй. с правой стороны храма нарисованы чудеса от, Толгской иконы Божией Матери; с левой – чудеса Святителей Николая чудотворца и Иоанна Милостиваго, на паперти изображение страшного суда».

Пол собора был покрыт чугунными плитами, «…нагревается четырьмя изразцовыми печами…». В храме находился мощевик – кипарисовая доска с вставкой мощей Святого Иоанна Милостивого работы неизвестного мастера. Ныне он находится в угличском государственном музее.

Под алтарем Иоанна Милостивого была в те времена устроена часовня с выходом прямо на Ростовскую улицу, т.к. в этом месте Богоявленский храм ограды не имел. В часовне находилась икона Божией Матери «Недремлющее око», от которой многие верующие получали исцеление по своей вере. В часовне прямо под алтарем был колодец, вода из источника по Милости Божией также исцеляла верующих угличан и паломников.

В годы гонений на церковь в храме стали разливать керосин, вскоре там случился пожар и все, что не успели сохранить верующие люди, было уничтожено огнем. Стены храма покрыты толстым слоем гари, копоти – от былого величия не осталось и следа.

Поставленный на перекрестке двух главных магистралей, собор стал одним из самых значительных зданий города. Его главы видны издалека в перспективах улиц, с дальних окраин и Волги.

Храм во имя Пресвятыя Богородицы «Достойно есть»

Последним храмом обители стала небольшая церковь иконы Божией Матери «Достойно есть», находившаяся при кельях в северо-западной части территории. Церковь Достойновская-Богородичная была каменной, двухэтажная, теплая, устроена в 1886–1887 гг. при игумении Измарагды Воскресенской на средства доброхотных дателей; имела один престов в честь иконы Богоматери «Достойно Есть». Церковь появилась в 1886-1887 гг. и представляла собой двухэтажную угловую башню с главкой. В нижнем этаже храма были две келии для монашествующих.

В советское время благополучию обители пришел конец. Монастырь огромный и многолюдный закрыли в конце 1920-х гг., а дальше последовало разорение. Были уничтожены интерьеры церквей, бесчисленные иконы, исчезли колокольня, ограда, а церковь «Достойно есть» перестроена в жилой дом. Уничтожено налаженное монастырское хозяйство, которое трудами насельниц обеспечивало благосостояние.

В более поздние десятилетия памятникам архитектуры обители было уделено некоторое внимание. В частности, отреставрирован и освобожден от искажений Смоленский храм, приведен в порядок Феодоровский, начата реставрация Богоявленского собора. Но территория была лишена единства, келии перестраивались и разрушались.

Рассказывает заслуженный работник культуры, историк, краевед Виктор Ерохин: «В 1989 году, когда я был директором угличского историко-архитектурного музея, мы забрали у торга Богоявленский собор. К нему примыкали ветхие деревянные сараи. Поскольку это пожароопасно, мы решили их снести. Собор надо было реставрировать, ставить леса, а сараи мешали. Разрушив их, под мусором, мы обнаружили памятники игумений монастыря монахини Еликониды и монахини Инокентии. Их пришлось убрать. На территории монастыря в 19 веке не было кладбища. Эти надгробные памятники с надписью сегодня находятся у Федоровского храма. Если провести археологическую зачистку, можно обнаружить и сами могилы. Немаловажно и обнаружение могилы игумении Анастасии с сестрами, убиенных польскими интервентами в 1609 году. По свидетельству летописных источников, могила находится близ церкви Флора и Лавра. Но это место так застроено домами, что сегодня достаточно трудно определить точное местоположение. Игумения Анастасия считается местночтимой святой, есть смысл, несомненно, искать ее мощи».

Немаловажен этот факт в истории монастыря. А.Н. Ушаков пишет: «При Богоявленском женском монастыре, как находящемся внутри города, кладбища не имеется. В стенах монастыря, с особаго разрешения, погребены: игумения Еликонида, как храмосоздательница (с южной стороны храма), и рядом с ней монахиня Еванфия. Над их могилой памятник из серого камня, полированный с надписью…». Как благодетельницу и устроительницу монастыря погребли игумению Еликониду на территории ее обители и, конечно, не случайно, а по воле Божией, место нахождения могил было обнаружено.

Одним из эпизодов советского периода истории монастыря стала жизнь в нем известной поэтессы Ольги Федоровны Берггольц. Она еще маленькой девочкой в годы гражданской войны жила с семьей в келье у церкви «Достойно есть», о чем оставила яркие воспоминания в повестях «Углич» и «Дневные звезды». Богоявленский собор остался в детской памяти писательницы как самый яркий образ Углича. Из дневниковых записей 1958-1959 гг. О. Ф. Бергольц: «… мне снился город детства – Углич, мы жили в келье Богоявленского девичьего монастыря высокий белый собор с синими главами. И главы были усыпаны крупными золотыми звездами…».

Возрождение Богоявленского монастыря

В 2003 г. началось возрождение двух храмов обители. В Феодоровской и Смоленской церквях совершаются службы. В 2005-2007 гг. были восстановлены фасады Богоявленского собора – впервые за много десятилетий разрухи и небрежения самый заметный угличский храм обрел достойный вид.

Осенью 2010 г. Священным Синодом по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла возвращен в лоно Русской Православной Церкви Богоявленский женский монастырь города Углича. Для восстановления монастыря и возрождения монастырской жизни обители сюда приехала монахиня Антонина (Злотникова) с сестрами. В XIX в. на территории Богоявленского монастыря существовала единственная на всей ярославской земле православная гимназия. Монахиня Антонина хотела бы возродить её.

Богоявленский монастырь основан в конце XIV в. женой Димитрия Донского – великой княгиней Евдокией, в иночестве Евфросиньей. Располагалась обитель в северо-западной части кремля. В Богоявленском монастыре 20 ноября 1591 г. была пострижена в инокини царица Мария Федоровна Нагая, мать царевича Димитрия. В то время обитель была деревянной и имела два храма – Богоявленский и Смоленский.

В 1609 г. поляки сожгли монастырь, убив игуменью Анастасию и пять сестер. В 1629 г. при участии инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича, монастырь восстанавливается на прежнем месте. Великая старица жаловала возрожденной обители деньги, села, пустыни, мельницы.

В 1661 г. игуменья Пелагея обратилась с просьбой к царю Алексею Михайловичу о перенесении построек монастыря на пустопорожние земли, принадлежавшие Ростовскому Архиерейскому дому. Такое разрешение было получено. К 1670-м годам на новом месте уже стояли деревянные церкви во имя Богоявления Господня и во имя иконы Божией Матери, именуемой «Страстная».

От удара молнии 26 сентября 1677 г. сгорела деревянная церковь Богоявления. В 1689 г. митрополит Ростовский Иона Сысоевич выдал грамоту на строительство нового, каменного храма. В 1700 г. бригадой строителей из местных посадских людей возведена пятиглавая церковь во имя Богоявления Господня – на подклете, с трапезной и колокольней (сломана в 1834 г.). Главный престол был освящен во имя Богоявления Господня; придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери. В подклете храма было освящено еще два престола – во имя славных и всехвальных апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; а в 1775 г. – во имя Иоанна Милостивого и святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

В 1846 г. нижние престолы храма были упразднены и подклетные помещения заняты больницей. В 1853 г., в связи с освящением нового Богоявленского собора, церковь Богоявления упразднена. В 1854 г. она переосвящена во имя Смоленской иконы Божией Матери. Смоленский же придел бывшей Богоявленской церкви переустроен на средства угличского почетного гражданина Ивана Аркадьевича Зимина и освящен во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В нем место храмовой иконы занял крест с частицей мощей более шестидесяти святых, в том числе и князя Димитрия. Был поновлен и интерьер основного храма – его стены и своды расписаны сценами с изображением чудес Смоленской Богоматери. Старый пятиярусный иконостас заменен новым, трехъярусным. С севера к паперти-галерее пристроено крыльцо.

Особенно почиталась икона «Благовещение», написанная в 1696 г. известным царским изографом И.М. Бобылевым. Эта святыня была подарена храму старцем Пахомием – казначеем Троице-Сергиевой Лавры.

В память Федоровской иконы Божией Матери, подаренной монастырю матерью царя Михаила Федоровича Романова – инокиней Марфой, 21 мая 1805 г. была заложена одноименная каменная пятиглавая однопрестольная церковь. Строительство храма завершилось в 1818 г. В этом же году церковь была освящена. В 1822-1824 гг. Тимофеем Медведевым расписан интерьер храма. Тогда же установлен иконостас в виде венца, поддерживаемого четырьмя колоннами. В 1826-1837 гг. с запада пристроена небольшая паперть и возвышающаяся над ней ярусная колокольня (разобрана в 50-е годы того же века), в нижнем ярусе которого размещалась библиотека. В 1862 г. храм поновлен, вместо старого иконостаса установлен новый, пятиярусный, стены расписаны изображениями чудес от Федоровской иконы Божией Матери. Живописные работы выполнены ярославским мещанином Егором Дьяконовым. В 1890 г. на заводе купца Оловянишникова заказан колокол в 500 пудов. Он был восьмым по счету, и самым большим.

Строительство нового Богоявленского каменного собора по проекту К.Н. Тона началось 19 октября 1843 г. на земле, купленной монастырем у купца Г.В. Буторина. В октябре 1853 года состоялось освящение трех его престолов: во имя богоявления Господня; во имя Толгской иконы Божией Матери; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца и Иоанна Милостивого. Пятиглавый, на подклете, собор был точной копией церкви во имя Святой Екатерины в Петербурге. В 1870-е гг. Д.Г. Буренин с сыном Павлом выполнил настенную роспись. В 1881 г. храм был частично отремонтирован, а в 1904-1906 гг. произведен капитальный ремонт. В подклете под алтарем Толгского престола была устроена часовня для хранения особо чтимой святыни храма – иконы «Недремлющее око».

В Богоявленском соборе особенно почитались: список с чудотворного Толгского образа, пожертвованный обители в 1852 г. московской купчихой Татьяной Степановной Будыниной; икона Николая Чудотворца, подаренная в том же году петербургским купцом Матвеем Тимофеевичем Бриховым; гробница с частичками мощей Иоанна Милостивого, пожертвованная в 1845 г. помещиком Московской губернии Гаврилом Павловичем Головиным.

В 1887 г. в одной из башен монастырской ограды освящена однопрестольная церковь во имя иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», устроенная на средства благодетелей.

Богоявленский монастырь закрыт в 1930-е гг. В советское период его храмы использовались под складские помещения.

В 1970-1980-е гг. в Смоленской и Федоровской церквах проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. В 1976 г. Смоленский храм передан Угличскому историческо-художественному музею, в 1992 г. – Федоровский. В 2000 г. Богоявленский собор передан Русской Православной Церкви. В октябре 2010 г. монастырь открыт вновь, начинается восстановление утраченной святыни.

На исходе ХVII веке в монастыре начинается каменное строительство. Так в 1689-1700 гг при игуменье Елене угличскими мастерами Артемием Птицыным, Иваном Русиновым и Иваном Кисельниковым была построена церковь Богоявления Господня с приделом Смоленской иконы Божией Матери. В её нижней части размещалась тёплая церковь в честь апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. В октябре 1853 года, после освящения нового Богоявленского собора, старая Богоявленская церковь была упразднена. В следующем 1854-м году её главный престол был освящён в честь Смоленской иконы Божией Матери. В начале 1840-х годов монастырём было приобретено соседнее имение купца Г. В. Буторина для строительства грандиозного Богоявленского собора. Игуменья Еликонида (Муратова) несколько раз видела, как зимой в фруктовом саду имения Буториных в огромном количестве слетались вороны и галки, причиняя большое беспокойство хозяевам. А к весне случилась новая напасть: высохли все деревья в этом саду. Буторин решил посадить было новые деревья, но всё тщетно. Тогда Г. В. Буторин предложил игуменье выкупить территорию сада. После приобретения этого участка земли сюда несколько раз прилетали три белых лебедя, садились в одном и том же месте и подолгу не улетали. 19 октября на купленной у помещика территории вместе с некогда богатым фруктовым садом, на углу Ростовской и Петровской улиц, был заложен новый Богоявленский тёплый собор. Алтари его трёх престолов были размещены в тех местах, где садились лебеди. Он возводился с 1843 по 1853 годы по проекту знаменитого зодчего Константина Тона, которому государь доверил создание храма Христа Спасителя в Москве. Храм, очевидно, строился по индивидуальному разработанному проекту, но за основу была взята церковь Святой Екатерины в Санкт-Петербурге за Калинкиным мостом у Обводного канала (1831-1837), ставшая первой попыткой возрождения в церковной архитектуре национального русского стиля.

Ансамбль Богоявленского монастыря был в основном сформирован в ХIХ веке, большинство построек принадлежало этому периоду и было выполнено в классическом и эклектичном стилях. В начале ХХ века обитель имела капитал в процентных бумагах, составлявших 194,957 рублей, с которого монастырь получал средства на содержание сестёр, храмов и причта. По своему положению Богоявленская обитель являлась третьеклассным монастырём и потому получала небольшое содержание от государства в размере 337 р. 43 коп. Число насельниц монастыря составляло примерно 250 человек.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам. Выпуск №360, ООО «Де Агостини», 2019 и с сайта: www.vidania.ru/Архитектурный ансамбль Угличского Богоявленского женского монастыря. Е. А. Лиуконен

7 февраля 2018 года епископ Переславский и Угличский Феодор совершил чин Великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Казанская» в Богоявленском женском монастыре города Углича.

Его Преосвященству сослужили: секретарь Переславской епархии и настоятель Покровского храма города Переславля-Залесского протоиерей Александр Передернин, благочинный монастырей Переславской епархии игумен Димитрий (Горбатюк), благочинный приходов Угличского округа игумен Николай (Шишкин), духовенство Переславской епархии.

Стук забиваемых в престол гвоздей, символизирующий пригвождение Спасителя ко Кресту, возвестил о начале Великого освящения. При открытых Царских вратах епископ Феодор, преклонив колена вместе с верующими, просил Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей. По окончании священнодействий престол облачили в двойные покрывала: нижнее, белое, знаменует собой погребальную плащаницу Спасителя, а верхнее, украшенное, изображает Его вечную Небесную Славу.

В завершение чина Великого освящения храм окропили святой водой, а затем особой кистью были нанесены на стены кресты Святым Миром. Освящение храма завершилось торжественным крестным ходом с мощами, которые впоследствии были вложены в Святой Престол. В новоосвященном храме епископ Феодор возглавил Божественную Литургию.

Проповедь перед причастием произнёс благочинный приходов Угличского округа игумен Николай (Шишкин). По окончании богослужения епископ Переславский и Угличский Феодор обратился к участникам богослужения с архипастырским словом.

Каменная водосвятная часовня-сень построена в 2017 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *