укажите все факторы успеха смешанного обучения

Особенности использования технологии по смешанному обучению

укажите все факторы успеха смешанного обучения Светлана Белоусова
Особенности использования технологии по смешанному обучению

1. Организационные особенности

Главной организационной особенностью смешанного обучения является постепенный уход от фронтальных форм работы, хорошо освоенных и используемых учителями, а также ученического индивидуализма, как основной учебной стратегии. В традиционном классе все организационные формы зависят от местоположения учительского стола, доски и расстановки парт. Они приспособлены для лекций и других занятий, проводимых в жанре монолога. Временные рамки урока также ограничивают объём учебной задачи, которую можно поставить перед учениками. Как правило, 45 минут едва хватает на воспроизведение знаний и отработку навыков. В этих условиях для продуктивной деятельности учеников времени не остаётся, не говоря уже об организации анализа и рефлексии.

Поэтому второй важной организационной особенностьюявляется реструктурирование учебного пространства: выделение рабочих зон, а в некоторых случаях даже полный отказ от жёсткой классно-урочной организации учебного времени и пространства. В итоге переход к смешанному обучению может привести к кардинальной трансформации общей организационной модели школы.

2. Технические особенности

С технической точки обязательным условием реализации смешанного обучения является использование компьютеров. Это могут быть компьютерные ил мобильные классы, компьютеры в школьной библиотеке, личные мобильные устройства учащихся. Следует обратить внимание, что смешанное обучение не требует обязательного наличия устройства у каждого ученика в один и тот же момент времени, хотя в смешанном обучении широко применяются модель «1:1» (один ученик – одно устройство, а также модель BYOD («принеси своё устройство).

Использование современных веб-сервисов позволяет организовать распределённую работу в совместном документе или коллективной карте даже для удалённых участников.

3. Информационные особенности

Информационные ресурсы (в том числе цифровые, используемые при реализации смешанного обучения должны иметь высокий уровень избыточности, которая позволит подобрать учебный контент в соответствии с особенностями каждого ученика. Кроме того, используемые задания должны обеспечивать разнообразные деятельностные формы работы с учебным содержанием (анализ предлагаемых данных, мини-исследования, проекты, игры, дебаты и дискуссии).

4. Методические особенности

Изменение в методах обучения — один из главных признаков изменений при внедрении смешанного обучения. В работу учителей включаются методические приёмы, направленные на эффективное использования технологий и расширение информационно-образовательной среды. Поддерживаются методы обучения, направленные на развитие навыков мышления высокого уровня, жизненных навыков, навыков для карьеры и работы, навыков решения проблем. Распространяются и поддерживаются учебные методы с опорой на коллективное взаимодействие, сотрудничество, само- и взаимообучение. В смешанном обучении важна практика разработки и обмена цифровыми образовательными ресурсами.

Не вызывает сомнения, что применение технологии смешанного обучения предъявляет высокие требования к педагогам,а именно:

— высокая ИКТ-компетентность, владение разнообразным электронным инструментарием, в том числе сервисами коммуникации, совместной онлайн-работы, социальными инструментами, системами управления обучения и т. д.

— умение создавать собственное учебное содержание, т. к. существующие информационные ресурсы не всегда обладают тем уровнем избыточность учебной информации, который необходим для организации смешанного обучения;

— умение дифференцировать образовательный процесс с учётом особенностей каждого ученика.

Внедрение смешанного обучения требует от педагога гораздо больших затрат сил и времени, чем привычная, веками отработанная фронтальная форма работы. Оно также однозначно затрудняется отсутствием психологической готовности учителя изменить свою роль в процессе обучения, превративших из ментора, в помощника. Внедрение смешанного обучения как инновации приводит к ряду изменений в самоопределении и способах деятельности ученика и учителя. Ученик обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия. Учитель начинает функционировать в новых для себя ролях, в частности, уходит от роли транслятора к роли тьютора, и ключевым инструментом педагога становится учебная среда, в которой стираются границы между средой классной комнаты и онлайн-средой.

В результате анализа смешанного обучения можно с уверенностью выделить следующие преимущества, связанные с особенностями использованияцифровых образовательных ресурсов:

1) неограниченный доступ к учебной и иным видам информации, размещённой на электронных носителях и в онлайн-пространстве (в том числе в форме онлайн-курсов); при смешанном обучении учитель перестаёт быть единственным источником информации, а избыточность информации, получаемой учеником, позволяет формировать у него разнообразные навыки работы с ней;

2) возможность «тонкой настройки» содержания, способов и методов обучения, позволяющая удовлетворить запросы на обучение практически каждого ученика;

3) прозрачность и понятность системы оценивания, особенно в той её части, где выставление отметки происходит на основе электронных заданий с автоматической проверкой, а субъективное мнение учителя не влияет на отметку;

4) возможность отслеживать процесс обучения через LMS[1] с разнообразным функционалом.

Источник

Смешанное обучение: Определение и 4 фактора

Определение смешанного обучения

Смешанное обучение — это образовательная технология, в которой учащиеся учатся, по крайней мере частично, через онлайн-обучение, с возможностью личного контроля времени, места, пути и темпа.

Первая часть определения говорит о том, что смешанное обучение — сочетание классической классно-урочной системы и онлайн-обучения. Каковы пропорции этой смеси? Здесь точного ответа нет, это зависит от многих факторов.

Наиболее важная часть определения — это его вторая часть. Она говорит о том, что у учащихся должен быть контроль над временем, местом, путем и темпом обучения. Учащиеся не все учатся одинаково. На усвоение одного материала разным детям необхоимо различное время. Или они могут делать это разными путями.

Взаимосвязь частей смешанного обучения

Две части смешанного обучения взаимосвязаны. То, что происходит в сети, не должно быть отделено от того, что происходит в классе. Это важный момент. Работа в классе должна быть продолжением работы учащихся в интернете и наоборот.

Задача учителя — соединить воедино эти две составляющие. Результаты работы онлайн привнести в класс и на их основе построить занятия. А затем, пообщавшись с детьми лицом к лицу, поняв их проблемы, направить их работу в онлайн.

Необходимо различать смешанное обучение и привнесение информационных технлогий в класс. Регулярное использование планшетов, компьютеров для выполнения заданий, использование интерактивной доски — это просто «использование новых технлогий», сама классно-урочная система остается прежней.

Смешанное обучение предполагает вынесение части учебной работы в интернет под ответственность ученика. За счет этого в классе у учителя высвобождается время, которое он может использовать для групповой или индивидуальной работы, подтягивая отстающих или углубляя и расширяя тему с продвинутыми учениками.

Элементы качественного смешанного обучения

1) Посмотрим снова на определение. Видим, что первая его часть состоит в том, что обучение должно быть персонализированным. Оно должно идти от потребностей каждого ученика, а не класса в целом.

2) Обучение основано на мастерстве. Это означает, что учащиеся могут перейти к следующей теме, только овладев данной. Они должны продемонстрировать свое мастерство и только после этого идти дальше.

3) Третий элемент — высокие ожидания учащихся. Для этого необходимо, чтобы учащиеся имели четко определенные строгие стандарты. Тогда они смогут выстроить свой маршрут к конечной цели, спланировать его во времени и месте.

4) И четвертый фактор — учащиеся должны принимать на себя ответственность за результаты своей учебы. Они должны понимать, что все, чего они достигли, — это результат их деятельности, результат принятых ими решений.

Посмотрев внимательно на эти четыре фактора, мы увидим, что смешанное обучение готовит учащихся к дальнейшему обучению не только в высших учебных заведениях, но и вообще в течение жизни.

Источник

Смешанное (гибридное) обучение: все, что вам нужно знать

Смешанное обучение – это не столько инновация, сколько естественное следствие интеграции электронных технологий в традиционное обучающее пространство.

Давайте подробно разберемся в понятии «смешанное обучение» и рассмотрим его преимущества.

Что такое смешанное обучение?

Смешанное или гибридное обучение сочетает в себе лучшее из двух учебных сред — традиционного очного обучения в классе и высокотехнологичного электронного обучения.

Учитывая преимущества обоих видов, вы можете привлечь все типы учащихся — тех, кто лучше учится в структурированной среде, включающей личное взаимодействие с инструктором, и тех, кто предпочитает самостоятельное автоматизированное электронное обучение.

Наверняка в вашей компании или обучающем проекте вы имеете дело с обоими типами учащихся, поэтому смешанное обучение это именно то, что подойдет им всем.

В то время как традиционное очное обучение предлагает возможность для ролевых игр с немедленной обратной связью лицом к лицу, онлайн-обучение предлагает персонализированное, самостоятельное обучение с использованием элементов электронного обучения, таких как формирование навыков, игры, видео, учебные пособия, викторины, доступные в личном кабинете ученика в системе управления обучением (LMS) со смартфона или планшета.

Преимущества смешанного обучения

В последнее десятилетие многие преподаватели органично внедряют смешанное обучение как инструмент для занятий в аудитории и за ее пределами. В том числе и в корпоративной среде.

Успех смешанного обучения обусловлен 5 основными преимуществами:

1. Учет потребностей всех

Смешанное обучение учитывает все типы учащихся, независимо от того, предпочитают ли они знакомый традиционный класс, хотят учиться онлайн или пробуют сочетание того и другого. Без ограничений, присущих аудиторным занятиям или онлайн-курсу, смешанное обучение использует различные методологии, поэтому содержание может быть адаптировано под ученика и оптимизировано под конкретный предмет. Хотя не все очные курсы легко переводятся в цифровой формат, можно переработать существующий контент для онлайн-обучения таким образом, чтобы это дополняло существующий курс.

2. Тенденции обучения и обратная связь

В смешанном обучении используются онлайн- и офлайн-технологии в тандеме, что позволяет преподавателям быстро внедрять новейшие тенденции и методы обучения в учебную программу. Преподаватели также могут использовать встроенные функции аналитики LMS для более глубокого анализа прогресса и успеха учеников на основе полученных данных.

Для учащихся смешанное обучение также предлагает уникальную возможность обсуждать, моделировать и практиковать новые навыки в безопасном месте, так что они не просто смотрят или слышат — они делают. Применяя новые знания вскоре после того как они покинули физический или виртуальный класс, учащиеся помнят то, что они узнали.

3. Снижение затрат

Обучение в классе может показаться более дешевым вариантом по сравнению с разработкой электронного обучения, но подумайте об истинной стоимости очных занятий: время на поездки и командировки сотрудников, оплата инструкторов, оплата перелета и гостиницы могут составлять значительную часть бюджета на обучение.

Смешанный подход к электронному обучению сокращает командировочные расходы и может использоваться снова и снова, что также сокращает время преподавателя.

4. Удовольствие и участие

Смешанное обучение – это интерактивный опыт. Учащиеся усиливают уроки в офлайн, практикуясь в Интернете с помощью различных форматов и носителей информации, каждый из которых ориентирован на определенный стиль обучения. Ученики могут выбирать с каким типом контента они хотят взаимодействовать, как будут практиковать то, что они узнают, и общаться с инструкторами и другими учащимися в любое время и на любом устройстве.

Опыт группового взаимодействия поддерживает вовлеченность учащихся и информирует преподавателей об их успехах и областях, требующих большего внимания.

5. Охват и персонализация

Большие организации сталкиваются с проблемами, связанными с тем, чтобы сделать обучение универсальным, независимо от местоположения филиала. Повтор обучения и командировки также могут быть проблемами, которые легко решаются с помощью смешанного обучения, обеспечивающего обучение всех сотрудников, независимо от того, работают ли они в другой стране или из дома.

Охват всех также означает учет разных уровней подготовки людей. Если все учащиеся имеют разные уровни понимания и опыта, то зачем заставлять их проходить одну и ту же программу обучения? Смешанное обучение создает подход к обучению в формате «шведского стола», позволяя ученикам управлять и выбирать, как и когда они взаимодействуют с учебным материалом. Возможность протестировать знакомую тему или несколько раз прослушать один и тот же подкаст означает, что каждый ученик получает необходимую (и желаемую) подготовку.

Модели смешанного обучения

Когда вы обучаете разнородную группу, практически невозможно адаптировать процесс обучения к каждому ученику. Модель смешанного обучения может помочь вам персонализировать ваш предмет с учетом временных соображений, методов обучения и даже личных предпочтений, но реализация модели смешанного обучения требует больших изменений в вашем отношении к обучению.

Вот некоторые из методов смешанного обучения:

Традиционные учебные занятия под руководством инструктора дополняются технологией, позволяющей учащимся контролировать свой собственный темп обучения. Это ролевые игры, наставничество, практика и обратная связь.

Учащиеся переходят от одной учебной деятельности к другой либо во время структурированного занятия под руководством преподавателя, либо в онлайн-режиме самостоятельно. Это учебные «станции» и перевернутый класс, где ученики отрабатывают урок перед посещением очного обучения.

Это термин, который можно использовать как синоним индивидуального обучения. Получая доступ к своему личному кабинету в системе управления обучением (LMS), ученики контролируют свой путь обучения, выбирая, что им изучать. Инструктор обычно присутствует в качестве наставника, чтобы отвечать на возникающие вопросы.

Одним из самых эффективных способов мотивации учащихся является игра. Получая игровые элементы, такие как очки или уровни, учащиеся чувствуют небольшую конкуренцию и более мотивированы изучать материал в свободное время.

Эта модель смешанного обучения полностью электронная, с минимальным взаимодействием с инструктором или без него, и применяется до, во время или после обучения. Учащиеся могут получить доступ к контенту на мобильных телефонах, ноутбуках или планшетах. Этот метод вовлекает и укрепляет обучение.

Это дополнительный контент в форме вебинаров, шаблонов документов, отраслевых блогов или видеоуроков, который помогает целеустремленным учащимся глубже изучить предмет. Надежная LMS «АнтиТренинги» может объединить различные типы контента в рамках одной системы, чтобы поощрять любопытство и рост учеников.

Эта модель смешанного обучения полностью ориентирована на ученика и происходит в электронной среде. Учащиеся могут общаться с инструктором через чат или электронную почту. Она обеспечивает гибкий график и персонализированное обучение, но не имеет непосредственного взаимодействия с другими типами смешанного обучения.

LMS в этом случае – лучший способ побудить учеников направлять собственное обучение, продолжая при этом следить за процессом и участвовать в обсуждениях в классе.

Лучшие практики смешанного обучения

Смешанное обучение хорошо подходит для изучения большого количества материала курса самостоятельными и заинтересованными учащимися. Но как заставить учеников брать на себя ответственность за свое обучение? Применяя лучшие практики и стратегии смешанного обучения к остальной части учебной программы, вы можете максимально использовать совместные усилия дома и в классе.

Объясните причины использования вами смешанного обучения

Если ваши ученики до конца не понимают причины объединения самостоятельного и обучения в аудитории, вы можете потерять их с первого дня. Вместо этого найдите время, чтобы объяснить, почему вы выбрали смешанное обучение в качестве учебного метода. Возможно, вы уважаете то, что ваши ученики учатся с разной скоростью, и уважаете их время; или вы предпочитаете проводить время в аудитории, применяя концепции на практике и участвуя в диалоге.

Включайте разнообразные занятия

Постарайтесь учесть все пожелания учеников: например, некоторые предпочитают учиться читая, а другие добиваются лучших результатов на практике. Не существует единого метода эффективного обучения, но включение разнообразных видов деятельности, таких как групповые обсуждения, онлайн-викторины и игры способствует вовлечению учеников во все виды обучения.

Интернет

У вас и ваших учеников есть самый мощный инструмент обучения всех времен, который всегда под рукой – это Интернет. Зачем писать вопрос на доске, если можно показать увлекательное видео? Попросите учащихся посмотреть видео в свободное время, а затем вынесите на обсуждение вопросы по нему в классе на следующий день. Зачем рассказывать ученикам о факте, если можно попросить их провести исследование дома и отчитаться о нем в аудитории?

Или попробуйте онлайн-тему в сочетании с быстрой презентацией в классе. Когда учащиеся получают возможность применить свои новые знания, то они лучше усваиваются.

Смешанное обучение эффективно, потому что учащиеся не просто смотрят или слышат – они делают. Применяя новые знания вскоре после того как они покинули физический или виртуальный класс, учащиеся сохраняют то, что они узнали, что является беспроигрышным для всех.

Как начать смешанное обучение?

Сделайте шаг назад и подумайте, что дает ваше обучение и чему вы хотите, чтобы ученик научился. Вы, вероятно, уже знаете это, так как разработали занятия под руководством инструктора. Используя свой опыт и помощь инструкторов, спросите себя: в чем сложности?

Почти каждый тренер скажет вам, что есть аспекты их программ, которые являются трудными как для них самих, так и для учеников. Подумайте о сухой фактической информации, такой как технические характеристики, информации о соответствии или сложной серии шагов, для выполнения которых может потребоваться практика. Это ваш пробел: что вы можете взять из занятий под руководством инструктора и внедрить в электронном обучении, чтобы учащиеся могли учиться и практиковаться в свободное время и в своем собственном темпе?

Современные подходы к обучению позволяют разработать несколько действительно интересных и увлекательных способов проведения этой оценки, благодаря чему электронное обучение и контент под руководством преподавателя отлично дополняют друг друга.

Перенос части содержания курса в электронный формат также приносит пользу занятиям под руководством инструктора, позволяя преподавателям больше сосредоточиться на применении знаний или на более сложных задачах. Электронное обучение может предоставить информацию о том, «что», в то время как материалы под руководством инструктора могут сосредоточиться на том, «как».

Платформа «АнтиТренинги» позволит вам систематизировать ваше электронное обучение. Загружайте видеоуроки, инструкции и шаблоны, чтобы ваши ученики могли закрепить полученные знания на уроке в аудитории или подготовиться к практике, которую вы подготовили для них в офлайн. Аналитика на сервисе позволит вам отслеживать успеваемость каждого учащегося, вовремя помочь и поддержать при необходимости.

Готовы попробовать смешанное обучение? Ваши ученики будут благодарны за то, что вы учитываете их пожелания и предлагаете им обучение, которое лучше всего работает именно для них.

Источник

Технологии смешанного обучения

Факторы успеха смешанного обучения

Персонализация

Персонализация учебного процесса позволяет обучающимся строить индивидуальную образовательную траекторию и обучаться в своем собственном темпе, то есть это предоставление определенного права самому ученику выбирать, каким образом, когда, как и, до некоторой степени, «что» он будет делать.

Возможно, вам покажется странной рекомендация

применять этот принцип к младшим школьникам: ведь мы все знаем, что в

этот период дети только начинают быть самостоятельными и овладевать

навыками самоорганизации. И тем не менее — как показывают авторитетные

исследования, такой подход нужно использовать уже со второго полугодия в

Мастерство

Высокие ожидания

Ориентация на высокие достижения у каждого ребенка оправдана, поскольку сочетание вышеприведенных свойств смешанного обучения позволяет ожидать от каждого обучающегося высокой вовлеченности и внутренней мотивации, что и будет сказываться на результатах. Не случайно сейчас категория одаренных учеников раскрывается не через концепцию природной генетической предрасположенности, которую можно выявить, например, тестом, а через высокую внутреннюю мотивацию, которая, посредством систематической тренировки, приводит к выдающимся результатам.

Ученик должен стремиться к тому, чтобы регулярно планировать свою работу для достижения более высоких результатов. Для этого он вместе с учителем анализирует свои результаты: что он умел вчера, и чему научился сегодня.

Личная ответственность (Самостоятельность обучающегося)

Четвёртый фактор — личная ответственность. Самостоятельность обучающегося, выражающаяся в ответственности обучающихся,

а не учителей за образовательные результаты и выбор способов их

достижения, учит их самостоятельно ставить цели и задачи, повышает

уровень мотивации и достижений. Дети должны понимать, что они принимают

решения сами, а результаты — это их зона ответственности. Но у этого

стилю обучения, поэтому школа должна быть готова оказать поддержку

Конечно, в первом, и даже во втором, классе, трудно ожидать от детей, что дети могут нести полную ответственность за обучение. И всё же, направляя их в эту сторону, каждый раз подчёркивая, что всё зависит от них самих, уже к третьему–четвёртому классу мы увидим значительные изменения в суждениях и отношении к учёбе, и, как результат, повышение мотивации.

Дополнительные факторы

Придание значимости построению отношений, которые связывают учащегося с учителем, с одноклассниками, с разновозрастными представителями сторонних организаций, участвующих в образовательном процессе. В поддержку этого тезиса высказались Каспржак А.Г. и другие [4]. Они отмечают, что ученики в школе хоть и общаются с разными группами лиц, но готовность полноценно взаимодействовать с окружающими в достаточной степени не проявляют. Поэтому также важно:

Проектная работа в рамках смешанного обучения должна быть максимально ориентирована на прикладные аспекты. Ещё лучше, если она объединяет различные предметные области. В этом случае теоретические знания, применяемые на практике для решения жизненных задач, позволяют формировать метапредметные компетенции.

Совместная работа: работа в парах, в группах сменного или постоянного состава, в зависимости от целей, которые ставит учитель на том или ином уроке. Работая в группе, дети получают возможность развить коммуникативные навыки, которые необходимы в реальной жизни.

Серьезной проблемой традиционного обучения является отсутствие мотивации, личного смысла обучения: дети не понимают, зачем они изучают тот или другой предмет и вообще учатся. В качественном смешанном обучении персонализация связана с постановкой целей и развитием личной ответственности. Когда учитель помогает выстроить путь к поставленным целям через доступные возможности, школьное образование приобретает личный смысл для каждого ученика и возникает сильная мотивация. Все названные факторы успешно помогают реализовать задачи, которые ставит перед учителем ФГОС общеобразовательной школы. Это одно из важных преимуществ использования технологии смешанного обучения.

Модели смешанного обучения. Модель «Перевёрнутый класс»

Модель «Перевёрнутый класс»

Модель перевернутый класс (смотри рисунок). Бишоп Дж. и Верлегер М. [6] определяют этот подход как образовательную практику, состоящую из двух частей: интерактивного группового обучения в классе под руководством учителя и прямого обучения с помощью компьютерных технологий вне класса.

Это самая простая для освоения и реализации модель смешанного обучения. Но при её внедрении могут возникнуть проблемы, связанные с тем, что не все педагоги готовы проводить занятия в классе только в практико-ориентированном и интерактивном формате.

Таким образом цель работы по этой модели — сделать так, чтобы на уроке обучающиеся активно задавали вопросы и глубже осваивали тему, вместо того, чтобы большую часть времени просто слушать педагога и повторять за ним. Для кого она подходит? Данная модель может быть реализована на всех ступенях школьного образования, но особенно подходит для НОО. В начальной школе она подходит для уроков закрепления и обобщения. Преимущества модели Перевёрнутый класс переворачивает сознание обучающихся: они начинают чувствовать ответственность за свои образовательные результаты. Также формируется понимание, что переход к изучению новой темы возможен только тогда, когда освоена предыдущая. Дети становятся самостоятельнее и активнее, прилежнее относятся к работе. Они получают метапредметные компетенции — учатся планировать свою деятельность, корректировать её — и учатся сотрудничать в ходе совместной работы. аким образом, работа в этом формате помогает: — выполнить требования ФГОС касательно представления содержания обучения, выбора образовательных технологий и оценивания результатов образовательного процесса; — реализовать личностно-ориентированное обучение; — экономить время учителя: затратив один раз время то, чтобы подготовить учебный материал — занятия в Яндекс.Учебнике, ссылки на учебные видео или ЦОРы — учитель может пользоваться ими впоследствии многократно. Учитель даёт ученикам возможность: — изучать самостоятельно учебный материал дома; — взаимодействовать с одноклассниками на уроке, обсуждать проблемы и решать их; — создавать совместные продукты; — задавать вопросы и делиться полученными сведениями; — оценивать собственную работу и работу других; — проявлять лидерство и нести ответственность; — проявлять инициативность и самостоятельность. Учебное видео или другие материалы к уроку можно просмотреть несколько раз, вернуться к любому фрагменту, обдумать, записать вопросы, если что-то осталось непонятным. И всё это ученик выполняет в своём темпе, в удобное для него время. Меняется и роль учителя — он выступает в качестве консультанта, фасилитатора, поощряя учеников на самостоятельные исследования и совместную работу.

Требования модели

Необходимо, чтобы у каждого ученика был дома компьютер (смартфон, планшет) с доступом в интернет. Это возможно далеко не всегда, поэтому, ориентируясь на возможности своего класса, каждый учитель может разработать собственный сценарий для изучения теоретического учебного материала, который не потребует работы именно в сети. Можно собрать все необходимые видеоролики и записать их на диск или флеш-накопитель, предложить ученикам посетить библиотеку, распечатать и раздать тексты с дополнительной информацией по учебной теме, адаптированной для восприятия учеников.

Также в первое время использование модели «перевёрнутый класс» требует от учителя временных затрат, пересмотра своей позиции на уроке, большего доверия к ученикам, изменения подходов в организации уроков.

Поэтапное проектирование и реализация учебного процесса в рамках модели «перевёрнутый класс»

Важно решить, какую часть учебного материала и как именно вы будете изучать с детьми в классе, а какую часть обучающиеся будут изучать самостоятельно онлайн и на какой платформе. Ориентируйтесь на конкретный класс и конкретных учеников. Чаще всего ученикам неинтересно и даже неважно получить от вас ответ на незаданный им вопрос — важно, чтобы сначала они сами задали вам этот вопрос.

Алгоритм процесса и распространённые ошибки в модели «перевёрнутый класс»

Алгоритм процесса в модели «перевёрнутый класс»

Этап проектирования:1. Определение учебного предмета и тем, которые младшие школьники в состоянии изучить самостоятельно.2. Информирование родителей о новой модели обучения.

Этап подготовки к уроку:1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов.2. Формулировка цели урока.3. Отбор видов учебной деятельности и конструирование учебных ситуаций.4. Выбор средств обучения.5*. Корректировка сценария урока, в соответствии с результатами выполнения детьми интерактивных заданий в онлайн-среде.

Этап реализации:

1. Изучение и закрепление учебного материала дома. Ученики свободны в выборе темпа, места и времени обучения.2. Обсуждение изученного материала в начале урока, ответы на вопросы детей.3. Деление учеников на группы и организация групповой работы.4. Подведение итогов.5. Рефлексия.

Распространённые ошибки и способы их решения

Модель «Ротация станций»

Модель «Ротация станций» предполагает перемещение, ротацию учащихся между различными обучающими станциями таким образом, чтобы, как минимум, на одной из них проходило онлайн-обучение. Другие станции могут задействовать учеников в работе в малых либо в больших группах, групповых проектах, индивидуальной работе, выполнении письменных заданий. В этой модели учащиеся перемещаются между всеми станциями.[5]

Распределение учеников и учителей в классе выглядит следующим образом:

Модель «ротация станций» позволяет ученикам переходить от станции к станции по фиксированному расписанию. По крайней мере на одной из станций они работают онлайн.Каждая группа в ходе урока работает по очереди на трёх или более станциях, перемещаясь по кругу, например:

Для какого возраста подходит «ротация станций»? Подходит для всех школьников и студентов. Она очень нравится детям младшего школьного возраста. Её можно использовать уже в конце первого класса.

В чём её преимущества? Даёт возможность проявить самостоятельность и ответственность каждому ученику, обеспечивает дифференцированное обучение, развитие навыка работать в группе слаженно и быстро.

Что требуется для организации работы по этой модели?● Компьютеры или планшеты по количеству человек в одной группе учащихся. Если это невозможно, можно попросить учеников принести с собой устройства из дома;● Онлайн-платформа, на которой можно выбрать учебные материалы (например, Яндекс.Учебник, Учи.ру, Якласс и др.) или загрузить свои файлы.

Учитель должен также уметь организовывать работу детей в группах.

Как строится урок?

Чаще всего класс делится на три группы. Соответственно, учителем выделяется три зоны:1 станция – работа с учителем,2 станция – самостоятельная работа онлайн с компьютерами или планшетами,3 станция – групповая проектная работа.

В течение урока ученики переходят по кругу от одной станции к другой, выполняя задания на каждой из них в течение 8–12 мин. Каждая группа детей должна обязательно побывать на каждой станции.Учитывая, что урок длится 45 минут, работа на всех станциях занимает около 30–35 минут. 2-3 минуты можно отвести на переходы от одной станции к другой. 7–10 минут остаётся на инструктаж в начале урока и подведение итогов в конце.Можно разделить класс на четыре группы, добавив станцию индивидуальной самостоятельной работы.

Принципы деления обучающихся на группы

По какому принципу нужно делить детей на группы?

Мы рассмотри 4 варианта деления на группы:

1. Деление по уровню успеваемости и мотивации к учению. Самые активные и хорошо успевающие в учёбе ученики объединяются в одну группу или группы, пассивные, с низкой мотивацией обучающиеся — в другую группу или группы. Такое деление лучше использовать в самом начале знакомства со смешанным обучением и в некоторых случаях, требующих решения конкретных педагогических задач.Возможно, вы проведёте 2–3 урока с группами, построенными по такому принципу, и поймёте, что пора переходить к следующему этапу. Всё зависит от того, насколько быстро слабоуспевающие ученики освоятся в новой для них образовательной среде.

2. Группы смешанного состава. После того, как слабоуспевающие ученики с низкой мотивацией адаптируются к частой смене видов деятельности, быстрому переключению внимания, достаточно высокому темпу работы и насыщенному содержанию урока, учеников можно объединять в смешанные группы.

Состав меняется в зависимости от задач, которые учитель ставит перед учениками на конкретном уроке. Оптимально, чтобы из 10 человек было 7 хорошо успевающих, активных учеников и 3 с низким уровнем активности. Это хорошо тонизирует всех участников группы и позволяет создать ситуацию, когда дети учат детей.

3. Деление по уровню подготовки к уроку Если некоторые из ваших учеников систематически пропускают уроки, бывают невнимательны на уроках, не выполняют домашнее задание или выполняют его не очень хорошо, то самостоятельная работа онлайн над некоторыми заданиями может быть им не под силу. Им потребуется больше времени для его выполнения или, возможно, они не справятся с ним совсем.

Поэтому детям с низким уровнем подготовки к уроку полезнее будет повторить и закрепить то, что они недоучили, чем применять на практике обрывочные знания. Бессмысленно объединять их в группу с более ответственными детьми, которые пойдут далеко вперёд в освоении новых способов решения учебных задач.

Чтобы определить уровень подготовки детей к уроку, можно провести небольшой опрос в начале или накануне урока, предложив детям выполнить задания из Яндекс.Учебника. На этой платформе учитель сразу видит результаты работы каждого ученика и общую картину по классу. Это позволяет сэкономить время на уроке и разделить учеников на группы уже перед уроком.

4. Деление по заинтересованности детей в теме урока. Предположим, что какая-то часть детей любит решать задачи на движение, а другая часть не понимает, как их решать, поэтому не любит эту тему. Разбейте их на соответствующие группы. На одной из станций предложите первой части детей не просто решать эти задачи, а составить свои — например, задачи со сказочным сюжетом — и прописать к ним алгоритмы решения и/или нарисовать карточки-опоры для второй группы. Поработав на этой станции с материалами, подготовленными первой группой, вторая группы сможет лучше усвоить эту тему. Для всех учеников такой формат занятия будет максимально полезен.

Подготовка к уроку по модели «Ротация станций»

С чего начать подготовку к уроку по модели «ротация станций»?

1. Работа с программой и

календарно-тематическим планированием. Определите для себя, на каком

уроке и с какой темой вам и детям было бы интересно работать по группам.На

этапе освоения новой технологии проводить такие уроки каждый день будет

непросто. Поэтому лучше запланировать 3–4 урока в I четверти и затем

проанализировать результаты: что у вас получилось реализовать, а что нет

и почему, как можно это исправить. Оцените, как отреагировали ваши

ученики на новую форму обучения: приняли они её или нет, включились ли в

работу сразу, соблюдая заранее оговоренные правила — или нет? И

получилось ли у них достичь запланированных результатов?

2. Подготовка сценария урока. Определение и анализ планируемых образовательных результатов и формулировка цели урока.3. Отбор видов учебной деятельности и конструирование учебных ситуаций.4. Выбор средств обучения.При проектировании урока необходимо определить, какую часть учебного материала дети будут изучать вместе с вами на уроке, какую вы предложите для самостоятельного изучения в онлайн среде, а какую выделите на проектную работу.

Работа на станциях

1 станция. Работа с учителем.

На этой станции учитель управляет учебной деятельностью, используя различные её формы, в том числе и фронтальную.

Цель работы — получение индивидуальной обратной связи от учителя. Это очень важный момент: чем больше времени учитель уделяет каждому ученику, ориентируясь на его особенности, тем точнее будет его оценка — что у ученика получается хорошо, а над чем ещё стоит поработать. В таком формате есть возможность предлагать детям индивидуальные задания на отработку именно того, что не получается на данный момент. Это помогает повысить мотивацию и успеваемость.

Такая форма работы хорошо подходит для активизации знаний учащихся, для изучения нового материала и его первичного закрепления.

2 станция. Работа онлайн.

Цель данной станции — создать

условия для развития навыков самостоятельной работы, личной

ответственности, самоорганизации. Дети должны научиться учиться

самостоятельно. На этой станции они могут как знакомиться с новым

материалом, так и повторить и закрепить уже изученный или проверить свои

знания на онлайн-платформе — например, в Якласс, Учи.ру, LECTA, Яндекс Учебнике и др.

Количество заданий должно быть достаточно большим, чтобы дети смогли глубоко познакомиться с темой урока. Предложите классу как обязательный список заданий, так и дополнительные задания/материалы для углублённого освоения темы.

Это могут быть задания, относящиеся не к одному конкретному уроку, а целой теме, чтобы обеспечить каждому ученику возможность продвигаться в её изучении в своём темпе. Кто-то быстро справится с базовыми заданиями и пойдёт дальше выполнять задания повышенной сложности. Другой ученик за то же самое время осилит только базовые задания.

Прогресс в освоении можно отследить детально, если вы выдаёте ученикам задания по всей теме и проводите уроки в модели «ротация станций» каждый день или через день, в зависимости от расписания.

Онлайн-работа предусматривает наличие электронного устройства у каждого ученика. Такими устройствами могут быть: планшет, ноутбук, персональный компьютер. Устройства должны иметь возможность выхода в интернет. Важно проверить количество заряда на устройствах, чтобы устройство не разрядилось во время урока.

Задача учителя — научить детей использовать мобильные устройства и компьютеры именно в образовательных целях. Проведите с детьми беседу, объясните, что на уроке не сидят в социальных сетях и не играют в игры, работая на строго определённых ресурсах.

Количество устройств должно соответствовать числу детей в группе. В крайнем случае можно использовать один компьютер на двух-трёх учеников, тогда на группу из шести человек понадобится всего два-три устройства. В этом случае придётся договариваться об очерёдности выполнения заданий, что приведёт к сокращению объёма работы каждого ученика. Также становится сложнее отследить, выполнил ли ребёнок задание сам или с подсказкой одноклассников.

Если вам приходится просить детей приносить свои гаджеты, а в школе нет Wi-Fi, поставьте в известность администрацию и получите разрешение от родителей: ведь именно они платят за мобильный интернет.

3 станция. Проектная работа в группе.

На этой станции дети работают над созданием

совместного проекта. Способ организации групповой работы зависит от

задач урока В зависимости от размера группы и выбранного задания по

необходимости можно внутри них создать подгруппы по два–четыре человека,

каждая из которых может работать над одной из его частей. В конце урока

все части соединяются в единое целое, и продукт обсуждается всеми

Дайте детям необходимые источники информации, задайте определённые вопросы для обсуждения и предложите короткие инструкции, если они требуются, чтобы они смогли самостоятельно решить проблему и представить проекте.

Модель «Ротация станций»: вопросы и проблемы

Как избежать потери времени при переходе от одной станции к другой?
Каким образом выставлять отметки за работу на уроке?

Оценки обеспечивают своевременную обратную связь для ваших учеников. Критерии их выставления должны быть понятны и доступны всем участникам образовательного процесса. В младших классах их не должно быть слишком много, они могут соответствовать планируемым результатам. Например, на уроке ребёнок должен изучить способ проверки безударной гласной в корне и выполнить задание на закрепление. После выполнения вы просите ребёнка выбрать одно из утверждений:

1. Я хорошо понял правило и смог его применить при закреплении.2. Я хорошо понял правило, но не смог его применить при закреплении.3. Я пока не понял правило, поэтому не смог его применить при закреплении.

За что можно выставлять отметки на уроке, который проводится по модели смешанного обучения?

1. За работу на станции с учителем, когда ученик выполняет задание у доски.2. За самостоятельную работу в тетради.3. За работу онлайн: данные с результатами выполненных детьми заданий сохраняются автоматически. Вам остаётся их лишь перевести в отметку. Не забывайте озвучивать критерии и в этом случае.

Каким образом выставлять отметки за работу на уроке?

Оценки обеспечивают своевременную обратную связь

для ваших учеников. Критерии их выставления должны быть понятны и

доступны всем участникам образовательного процесса. В младших классах их

не должно быть слишком много, они могут соответствовать планируемым

результатам. Например, на уроке ребёнок должен изучить способ проверки

безударной гласной в корне и выполнить задание на закрепление. После выполнения вы просите ребёнка выбрать одно из утверждений:

1. Я хорошо понял правило и смог его применить при закреплении.2. Я хорошо понял правило, но не смог его применить при закреплении.3. Я пока не понял правило, поэтому не смог его применить при закреплении.

За что можно выставлять отметки на уроке, который проводится по модели смешанного обучения?

1. За работу на станции с учителем, когда ученик выполняет задание у доски.2. За самостоятельную работу в тетради.3. За работу онлайн: данные с результатами выполненных детьми заданий сохраняются автоматически. Вам остаётся их лишь перевести в отметку. Не забывайте озвучивать критерии и в этом случае.

Возможные ошибки и их решение

Модель «Ротация лабораторий»

Модель ротации лабораторий предполагает перемещение ротацию учеников в определенные периоды времени между фиксированными аудиториями, в которых проходят занятия под руководством учителей, а в одной из них учащиеся занимаются самостоятельно за компьютерами. Схема работы класса при таком подходе показана на рисунке.

«Гибкая» модель и индивидуальный учебный план

Гибкая модель модель смешанного обучения

Суть гибкой модели заключается в том, что онлайн-обучение является стержневой деятельностью обучающихся, которая периодически прерывается короткими сессиями директивного обучения под руководством учителя. Каждый обучающийся может самостоятельно перемещаться в течение урока, занимаясь командными заданиями, индивидуально или с учителем. Модель работы школы показана на рисунке.

Главная идея состоит в том, что учащиеся могут свободно перемещаться из одного учебного пространства в другое исходя из своих нынешних потребностей. Главным образом «гибкая модель» отличается от предыдущих моделей тем, что учащиеся не обязаны тратить четко отведенное время на какой-либо вид учебной деятельности. Наоборот, у каждого ученика есть индивидуально разработанный график соответствующий его запросам.

Вывод

При проведении урока по гибкой модели (также называемой «индивидуальный план») ученики свободно перемещаются по зонам учебного пространства и объединяются в группы по разным основаниям: по готовности к уроку, по успеваемости, по наличию пробелов в знаниях.

Работа учеников в каждой зоне не ограничена по времени. У каждого из них есть отдельный план, на который он ориентируется. При необходимости учитель вносит в него изменения.

Для кого подходит эта модель?Для учеников с индивидуальными образовательными потребностями. Это могут быть как школьники с высоким уровнем освоения программы, так и те, кто нуждается в коррекции познавательной сферы.

Плюсы гибкой модели1. Индивидуализация: можно подобрать материалы и упражнения с учётом способностей, опыта и уровня подготовки каждого ребёнка.2. Можно достичь сильной вовлечённости в образовательный процесс за счёт увлекательных интерактивных заданий в разного уровня и геймификации.3. Ученики сами принимают решения и поэтому чувствуют больше ответственности за результат.

Требования для работы по этой модели

Отличие этой модели от ротации станций в том, что работа в каждой зоне для ученика не ограничена по времени. У него есть собственный график, разработанный совместно с учителем, где указано, с какой зоны он начнёт работу в этот день. При необходимости в этот график можно вносить изменения.

С чего начать реализацию гибкой модели обучения?

Работая с такой таблицей, вы сможете определить группы детей со схожими показателями, чтобы впоследствии все они выполняли определённый вид заданий.

На следующем этапе приступаем к составлению индивидуального плана с привлечением к этому учеников. Основа плана – содержание базовой программы.

Алгоритм составления индивидуального плана

1. Определение смысла деятельности

Спросите у ученика: для чего ему необходимо научиться находить периметр и площадь прямоугольников? Он должен чётко понимать, зачем он это изучает, как он сможет это использовать. Такие вопросы нужно задавать детям каждый раз перед изучением новой темы и в ходе её изучения.

2. Определение личной цели — планируемого результата

В младшем школьном возрасте целеполагание находится в активной стадии

развития. Дети учатся понимать и принимать цели, которые ставит учитель.

Они учатся удерживать эти цели в течение длительного времени, работая

по инструкции. И самое главное, именно в младших классах закладывается

умение соотносить цели со своими возможностями.

Обсудите с ребёнком, который с трудом усваивает тему, какую цель он может перед собой поставить. Попросите его записать эту цель в таблице, которую позже вложите в портфолио этого ученика. «Научиться правильно писать» — не подходит, слишком широко сформулировано. Помогите ребёнку определить конкретную цель, например: «не допускать ошибок в правописании безударных гласных».

3. Составление плана действий Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. — Москва, 2016.// [ Электронная книга]: http://openschool.ru/ru/content/lesson/18852

2. Сорока Мария. Российский учебник/ Статья/ Работаем с электронной формой учебника: технология смешанного обучения. 2018.// [Электронный ресурс]: https://rosuchebnik.ru/material/rabotaem-s-elektronnoy-formoy-uchebnika/

3. Staker H., Horn M., «Classifying K-12. Blended Learning», Innosight Institute, 2012

4. Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г.. Поливанова К.Н., Соколова О.В., Цукерман Г.А., «Российское школьное образование: взгляд со стороны», Вопросы образования, №1, 2004

5. Смешанное обучение. [Электронный ресурс]: https://vuzlit.ru/340184/smeshannoe_obuchenie#675

6. Bishop J.L. и Verleger M.A., «The Flipped Classroom: a Survey of the Research», American Society for Engineering Education, 2013

7. Alexander, K. L., Entwisle, D., & Olson, L., Lasting consequences of the summer learning gap. American Sociological Review, 2007

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *