успенский собор краткая характеристика

Успенский собор Московского Кремля

успенский собор краткая характеристика

успенский собор краткая характеристика

ГЛАВНОЕ

Успенский собор Московского Кремля — главный православный храм Русского государства XV-XIX веков, в котором венчались на царство все императоры династии Романовых. Успенский собор также являлся усыпальницей московских митрополитов и патриархов. Это один из самых древних и замечательных культурно-исторических памятников России, символ древнерусского зодчества. Собор был построен в 1475-1479 годах и посвящен празднику Успения (отхода к Богу) Богоматери, которая, как считается, особо покровительствует России. Свой высокий статус собор сохранил и после того, как в начале XVIII века столица Российской империи была перенесена в Санкт-Петербург.

успенский собор краткая характеристикаАрхитектор собора, итальянец Аристотель Фиораванти, удивительным образом соединил русские традиции церковного строительства и современные ему европейские архитектурные технологии. Помимо архитектуры, храм примечателен настенной живописью: прекрасные фрески XV‒XVII веков являются наглядным примером православного монументального искусства. С 1990 года Успенский собор является Патриаршим кафедральным собором. Но богослужения в соборе проводятся редко, и фактически он всегда открыт для туристов.

Здесь в раках почивают мощи святителя Петра Московского, по благословению которого в 1326 году на этом месте был заложен первый Успенский собор, а также покоится прах московских патриархов свв. Ионы, Филиппа II и Гермогена. В Успенском соборе находятся несколько бесценных древние иконы XIII в.-XIV в.

История строительства собора

Строительство велось быстро, новый храм был возведен до уровня сводов, но в 1474 году обрушился в результате землетрясения. Созванная тут же «следственная комиссия», состоявшая из псковских мастеров-каменщиков, установила, что при работах был использован некачественный раствор, да и материал был плохой. Возможно, не случись природного катаклизма, здание простояло бы несколько лет, но вряд ли дошло бы до наших дней. Тогда великий князь Иван III, очевидно, утратив доверие к отечественной строительной школе, принял решение заказать проект приглашенному архитектору из Италии – Аристотелю Фиораванти. Ему также было предписано ориентироваться на владимирский Успенский собор, в остальном же была предоставлена относительная свобода действий. Стройка, которой руководил итальянец, поразила москвичей скоростью и новыми приемами работы. При этом Фиораванти пришлось построить первый в Руси кирпичный завод, располагавшийся в современном московском районе Калитники.

Архитектура и убранство

успенский собор краткая характеристикаТворение Фиораванти является украшением Москвы и жемчужиной Соборной площади. Он чутко воспринял дух и смысл русского церковного зодчества, его простоту, строгость, традиционное пятиглавие, перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояса. Использовал он характерный для Москвы облицовочный материал – белый камень. Однако Фиораванти привнес и новые черты в русское искусство: Успенский собор напоминает некоторые зальные церкви севера Италии, так как все его своды расположены на одной высоте. Благодаря этому его внутреннее пространство получилось очень целостным и светлым. Опираются своды на четыре круглые колонны с капителями, форма которых также была традиционной для Италии XI‒XIII веков. Еще одна особенность Успенского собора – удлиненная западная часть, что роднит его с привычными для Аристотеля базиликами. Таким образом, архитектору удалось сделать собор большим и вместительным, сохранив при этом привычные для русского храма пропорции. Из-за этого главный купол храма, расположенный по традиции над амвоном, поддерживается опорами разной формы: двумя круглыми колоннами и двумя квадратными столбами, расположенными за алтарной преградой. Новым для Руси было широкое применение в строительстве кирпича, из которого выложены крестовые своды, квадратные столпы и барабаны.успенский собор краткая характеристика

На фресках, которыми покрыты стены собора, четко и подробно изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, а также почитаемые на Руси святые. Основные работы по росписи стен и пятиярусного иконостаса Успенского собора относятся к середине XVII века. Реставрация этих росписей была проведена в 70-80-е годы XX века. Стоит обратить внимание на интересный художественный прием: поверхность колонн разбита художником на ярусы более низкие по сравнению с теми, что расположены на стенах. Таким образом, пространство храма кажется менее просторным, зато более высоким, устремленным вверх. Кроме того, в Успенском соборе находятся несколько бесценных древних икон: «Спас Златые власы» (XIII в.) и «Спас Ярое Око» (XIV в.).

И, конечно, на Успенский собор необходимо посмотреть как на часть Кремля и города: он не только организует пространство Соборной площади, но и во многом формирует знаменитую кремлевскую панораму, которая давно стала визитной карточкой Москвы.

Источник

Успенский собор

успенский собор краткая характеристика

успенский собор краткая характеристика

успенский собор краткая характеристика

успенский собор краткая характеристика

успенский собор краткая характеристика

Отправляясь на экскурсию в Московский кремль, нельзя обойти стороной старейшее здание Москвы и одну из величайших святынь России — Успенский собор. На протяжении нескольких веков он служил духовным и политическим центром страны. Именно здесь венчали на царство и короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, патриархов и митрополитов.

Все началось в 1326 г., когда великий князь Иван Калита заложил на этом месте первый каменный собор в Москве. Но вскоре храм обветшал, а первая попытка перестроить его закончилась неудачей — обвалился купол. Осуществил замысел итальянский архитектор Аристотель Фиораванти в 1475-1479 гг., ход работ был с большой точностью отражен в летописях. За образец зодчий взял Успенский собор во Владимире, возведенный на три века раньше. Фиораванти повторил наиболее существенные его черты, но соединил их с элементами ренессансного архитектурного пространства. Здание отличается строгостью и лаконизмом, в тоже время не оставляя без внимания особенности древнерусского зодчества.

Что посмотреть

Особое внимание стоит уделить убранству храма. Многочисленные иконы и стенопись собора — поистине величайшие произведения искусства мирового значения. Его внутренний облик определяют росписи 1642-1643 гг. и грандиозный иконостас 1653 г. Перед ним расположены молитвенные места царя, царицы и патриарха. Привезенные в Москву из суздальского собора двери начала 15 века украшают храм на южной стороне, это древнейший памятник прикладного искусства.

Во время Отечественной войны 1812 г. наполеоновские войска разграбили собор. Но во время ответных действий русским казакам все же удалось отбить у французов часть серебра — из него впоследствии была выкована великолепная люстра, украшающая центральную часть храма. Революция 1917 г. превратила собор в музей. Его сотрудники при создании композиции старались максимально сохранить интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам, проводившимся в храме, удалось раскрыть практически все иконы и росписи, притом что научные реставрации в советское время там не проводились.

Практическая информация

Ближайшие ст. метро — «Библиотека им. Ленина», «Александровский сад», «Боровицкая».

Режим работы: ежедневно 10:00-17:00. Выходной — четверг. Стоимость посещения: Единый билет для посещения Архитектурного ансамбля Соборной площади — 700 RUB, студенты и пенсионеры — 500 RUB, лица до 16 лет — бесплатно. Цены на странице указаны на март 2021 г.

Источник

Успенский собор Кремля

Фото и описание

Один из самых значимых православных храмов России и мира, Успенский собор Московского Кремля был построен во второй половине XV века. Сегодня храм является частью Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» и самым старым из полностью сохранившихся архитектурных сооружений столицы Российской Федерации.

Строительство Успенского собора

Первый Успенский собор в столице появился после того, как Митрополит Киевский и Всея Руси перенес престол в Москву из Владимира. Это случилось в 1326 году при Иване Калите. Храм был похож на церкви Суздаля и Владимира – одноглавый, увенчанный традиционными кокошниками и построенный в технике грубой каменной кладки.

Спустя полтора столетия Успенский собор в Кремле сильно пострадал при пожаре. Митрополит Филипп выступил инициатором реставрации храма, и в государстве начался сбор пожертвований. Торжественная закладка краеугольного камня состоялась в 1472 году. Было решено строить новый храм по подобию владимирского Успенского собора. Через два года стены новой постройки обрушились после землетрясения. Подобные стихийные катаклизмы в ту пору не были редкостью даже в Москве.

Работы на следующем этапе строительства Успенского собора возглавил Аристотель Фиораванти. Он был итальянцем, и его карьера блестяще началась в родной Болонье, где Аристотель воплотил в жизнь несколько весьма смелых архитектурных проектов. Исследователи называют деятельность Фиораванти не столько архитектурной, сколько инженерной – настолько технически сложные задачи решал итальянец.

Проект Аристотеля Фиораванти предполагал не только использование тесаных каменных блоков, но и закладку железных свай для укрепления стен будущего собора. Кирпичи встраивались в каменную кладку очень искусно и общий белокаменный облик постройки в целом сохранялся. Роспись собора доверили ведущему московскому мастеру Дионисию, и в 1479 году храм освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Пять столетий истории

успенский собор краткая характеристика

Первая реставрация случилась в середине XVI века, когда после очередного московского пожара требовалось привести Успенский собор в порядок. Тогда купола и крыша были покрыты медными листами, вызолоченными и придававшими постройке особо торжественный вид. Дополнительно укреплять своды армированным связным железом пришлось в 1624 году, но всего лишь через четыре года Успенский собор вновь оказался объят пламенем пожара. После очередного ремонта стены были заново расписаны, и на фрагменты фресок той эпохи в Успенском соборе можно посмотреть и сегодня. Среди мастеров, работавших над росписями, были многие знаменитые иконописцы XVII века из Костромы и Владимира, Суздаля и Новгорода. Всего ими было написано почти 250 сюжетных композиций и более 2000 фигур.

Великий пожар 1737 года, названный позже Троицким, вновь повредил целостность храма и его настенные росписи. После проведенного через несколько десятилетий ремонта в собор были переданы ценнейшие образа, хранившиеся в Оружейной палате. Все старинные иконы закрыли окладами из драгоценных металлов.

Суровые испытания выпали на долю Успенского собора в начале XIX века, когда отступавшая армия Наполеона грабила Москву. Французы похитили много ценных икон и реликвий, в помещениях собора разместили лошадей, а драгоценные ризы переплавили. Заново собор освятили в 1813 году.

Перед коронациями Александра III и Николая II проводились очередные реставрационные работы, в результате которых была раскрыты фрагменты древней живописи и дописаны некоторые сюжеты, ранее утраченные.

Храм закрыли в 1918 году после пасхальной службы, как и другие церкви на территории Московского Кремля. Исследование настенных росписей, тем не менее, продолжалось. В 1930 году иконы и исторические раритеты были переданы на хранение в Третьяковку и Оружейную палату, а после Великой Отечественной войны очередная реставрация позволила расчистить несколько образов XIV века.

Сегодня Успенский собор Кремля сохраняет статус музея, хотя в отдельные дни в нем проводятся богослужения.

Важные события

Успенский собор служил местом проведения многих значимых событий в жизни России. В нем венчался на престол Иван IV, а Михаил Романов был избран царем Земским собором, проходившем в храме в 1613 году.

После того, как Петр I заменил венчание на царство коронацией, собор стал свидетелем вступления на престол нескольких государей. Последний обряд коронации провели здесь в 1896 году. Для торжественной церемонии было нанято 2500 человек, готовивших коронацию. Священнослужители, благословившие Николая II на царство, были одеты в парчовые облачения, расшитые золотом.

В 1391 году череду знаменитых бракосочетаний, проходивших в Успенском соборе, открыло венчание великого князя Василия Дмитриевича с княжной Софьей, дочерью Великого литовского князя Витовта Кейстутовича. В храме венчались также Иван III с Софьей Палеолог в 1472 году и Василий III с Соломонией Сабуровой в 1505.

Снаружи и внутри

успенский собор краткая характеристика

Наверху собора можно видеть пять апсид и пять глав, а на фасаде – простенки, называемые пряслами и разграниченные вертикальными плоскими выступами-«лопатками». Декоративный поясок из невысоких арок и колонн делит постройку по горизонтали, а пилястры со стрельчатыми окнами – по вертикали.

Главная инженерная находка итальянского архитектора – крестовые своды, толщина которых составляет всего один кирпич. Так Аристотель Фиораванти добился увеличения внутреннего объема собора. При этом дополнительные арки позади иконостаса придали сооружению особую прочность и легко держали нагрузку.

Храм не случайно имеет статус музея, ведь его внутреннее убранство и особенности внешней отделки достойны особого внимания поклонников древнерусской архитектуры.

Южный фасад собора украшен фресками с изображениями московских митрополитов и новгородских святых. Над ними располагается образ Владимирской Богоматери с архангелами.

Портал южного фасада представляет собой двустворчатые врата, привезенные, как гласит предание, Владимиром Мономахом из Херсонеса Таврического в XII столетии. Створки ворот выполнены из меди и украшены двадцатью золотыми иллюстрациями библейских сюжетов. Через южный портал в собор входили члены императорской семьи.

Северная стена храма содержит изображения Сергия Радонежского, Дмитрия Прилуцкого, Пафнутия Боровского и других православных святых и монахов.

На восточном фасаде можно увидеть фрески с новозаветной Троицей с Богом-Отцом, изображенном в облике старца, Богом-Сыном и голубем, символизирующим Святой Дух.

Внутри собора достойно особого внимания Царское место – высокий шатер, установленный по повелению Иоанна Грозного. Царское место изготовлено из орехового и липового дерева, украшено резными орнаментами с изображениями цветов, животных и птиц. Высота шатра составляет 6,5 метров. Сверху Царское место накрывает купол, искусно вырезанный из дерева и декорированный рядами кокошников. Венчает шатер двуглавый орел, а снизу трон опирается на фигуры зверей, выполненных мастерами-краснодеревщиками.

Своды собора украшены росписями на евангельские темы. Среди прочих можно увидеть Рождество Христово, Введение Богоматери во храм и Сретение Господне.

Крупнейший из звонящих и поныне колоколов также установлен в Успенском соборе Московского Кремля. Колокол был перелит после окончания войны с французами в 1817 году на заводе купца Богданова. Колокол украшают барельефы, изображающие фрагменты сражений с Наполеоном и портреты императора Александра I и членов царской семьи.

Иконостас храма

успенский собор краткая характеристика

Главный иконостас Успенского собора – шедевр средневековой православной иконописи. Его размеры, возраст и искусство оформления внушают уважение даже тем, кто относит себя к отряду атеистов.

Иконостас расписывали мастера из старинных русских городов – Костромы, Осташкова и Ярославля. В 1653 году они прибыли в Москву, чтобы создать 69 образов, которые в будущем станут бесценными образцами старинного искусства иконописи.

Иконостас состоит из пяти ярусов, его общая высота составляет 16 метров. Праотеческий чин представлен изображениями праотцов, написанных в полный рост, и иконой Святой Троицы. Семнадцать образов пророческого яруса предстают перед иконой Знамение Пресвятой Богородицы. Образы праздничного ряда напоминают о важнейших евангельских событиях, о которых в течение года вспоминают православные верующие: Рождество и Благовещение, Крещение и Вход Господень в Иерусалим, Пасха и Успение Пресвятой Богородицы. Молитвенное предстояние святых перед Христом Вседержителем и Страшный Суд – темы деисусного чина иконостаса.

Двустворчатые двери напротив Престола являются главными в иконостасе и символизируют врата Рая. В Успенском соборе на Царских вратах изображены Богородица с архангелом Гавриилом и евангелисты – Иоанн, Лука, Марк и Матфей. Правее можно увидеть образ Спаса на Престоле, написанный в XII столетии.

В храме есть также иконостасы вдоль южной стены и северный иконостас. Южные содержат иконы XVI-XVII веков, одна из которых написана, по всей вероятности, Дионисием и называется «Митрополит Петр с Житием». Северный иконостас знаменит образами, доставленными в Успенский собор из Соловецкой обители.

Захоронения Успенского собора

На протяжении всего существования собора в нем хоронили патриархов и митрополитов. Могилы святителей XIV-XVI веков можно увидеть в алтаре, в юго-западном углу и у северной стены. Более поздние захоронения были сделаны в XVII столетии и находятся у стен на юге и западе. Всего в храме погребено двадцать русских святителей.

Захоронения располагаются под полом, и выделяются невысокими памятниками прямоугольной формы. Могилы патриархов накрыты плитами с эпитафиями, а рядом с ними можно видеть гроб Господень. В нем хранятся посох митрополита Петра и Гвоздь Господень. Митрополит Петр первым из Киевских митрополитов перебрался в 1325 году в Москву. Он посвятил свою жизнь борьбе за единство Русского государства. Митрополит Петр был канонизирован РПЦ как святитель, а его мощи захоронены в Успенском соборе. Там же нашел последний приют и патриарх Гермоген, замученный предателями-боярами за верность русскому народу и призыв бороться с польской интервенцией.

Источник

Успенский собор краткая характеристика

успенский собор краткая характеристика

Описание Успенского собора Московского Кремля в г. Москва

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятыя Богородицы во исполнение пожелания Киевского митрополита Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

успенский собор краткая характеристика

Успенский собор 1326-1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Это был четырёхстолпный, трехапсидный, трехпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотесаными элементами архитектурного декора.

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Русского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подперты древами толстыми.»

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведенный до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642-1644 годы собор был расписан заново, старые росписи не сохранились.

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по измененному рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1547 году здесь было впервые совершено «венчание на царство» Ивана IV.

В 1625 году в соборе была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю).

В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмировским Августином (Виноградским).

15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявшего в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда сюда правительства РСФСР.

Открыт как музей в 1955.

В феврале 1960 передан в ведение Министерства культуры СССР.

С 1990 совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея России.

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме Николая в Толмачах).

Паломнические поездки к Успенскому собору Московского Кремля в г. Москва

Источник

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1475 год
Окончание строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фьораванти
Святыни: Гвоздь Господень, посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Координаты: 55°45’03.6″N 37°37’01.9″E

успенский собор краткая характеристика

Вид на собор от Колокольни Ивана Великого

И вот уже в 1327 году в Москве был возведён первый храм из камня. Его расположением является самая высокая точка на Кремлевском холме, поэтому собор и получил интересное историческое название «собор, что на Маковице».

успенский собор краткая характеристика

Вид на восточный фасад собора

Разрушение «собора, что на Маковице»

Об истории Успенского Собора в 15 веке

успенский собор краткая характеристика

успенский собор краткая характеристика

Вид на собор с Соборной площади

успенский собор краткая характеристика

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Новая жизнь Успенского Собора

Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного. Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией. Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.

успенский собор краткая характеристика

Вход в собор с Соборной площади

Успенский Собор в 20 веке.

В неспокойное начало 20 века, которое переживала вся Россия, в Успенском Соборе было принято судьбоносное для Русской Православной Церкви решение о том, чтобы патриаршество на Руси было вновь возобновлено. Так же здесь была проведена церемония интронизации патриарха Тихона. В первые годы Советской власти Успенский Собор был закрыт, последняя церковная служба прошла в 1918 году на Пасху. Именно это событие и послужило сюжетом для картины известного русского живописца Павла Корина «Русь уходящая».

. и в наши дни

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *