усталый после длительной тренировки брат проспал почти весь день

Обособленные члены предложения. Теория к заданию 9. ОГЭ.

9. Тема «Обособленные члены предложения».

СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБОСОБЛЯЮТСЯ:

Распространенные или несколько одиночных определений, если стоят после определяемого слова ( в том числе причастные обороты): Молодой казак, стройный и красивый, встал на моем пути. Белые стволы берез, посеребренные луной, рисовались на темном фоне дуба.

Препозитивные (стоящие перед определяемым словом) и постпозитивные ( стоящие после определяемого слова) одиночные и распространенные определения, относящиеся к личному местоимению: Старая, скособоченная, она ( изба) со всех сторон заросла крапивой. Меня, лукавого и хитрого, вдруг обманули. Примечание. Определения, относящиеся к неличным местоимениям, не обособляются: А в слишком упорном взоре что-то тяжелое и вместе с тем ласковое, притягивающее.

Препозитивные и постпозитивные одиночные и распространенные определения, относящиеся к имени собственному: В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад.

Определения, стоящие перед определяемым словом, если они привносят дополнительное обстоятельственное значение(причинное, условное, уступительное или временное): Проникнутая гуманизмом, муза Пушкина умеет глубоко страдать от противоречий жизни ( причина). Усталый после длительной тренировки, брат проспал почти весь день( причина). Отрезанные от всего мира, уральцы с честью выдержали казачью осаду ( уступительные: «несмотря на то, что были отрезаны»).

НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБОСОБЛЯЮТСЯ:

Несогласованные определения, выраженные существительными в формах косвенных падежей (часто с предлогами) обособляются:

если относятся к личному местоимению: После обеда я, в самом веселом расположении духа, отправился в залу. В халатишке, в смешном колпаке и в туфлях, иногда даже босиком, он ходит по улицам и просит копеечку.

если относятся к имени собственному: Любочка, в черном платьице, вся мокрая от слез, опустила головку.

если при определяемом существительном уже есть согласованное определение ( в этом случае несогласованное определение включается в ряд однородных): К нему подбежал другой подводчик, низенький и коренастый, с черной окладистой бородой, одетый в жилетку и рубаху навыпуск.

если несогласованное определение отделено от определяемого слова другими членами предложения: Она вошла в дверь комнаты свиданий, под густой вуалью, и стала по ту сторону частой двойной решетки.

Несогласованные определения, выраженные оборотами со сравнительной степенью прилагательных обособляются: Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Непонятная тень, темнее и гуще других, плыла над землей.

Несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, если при определяемом слове имеется слово, свидетельствующее о дальнейшем пояснении ( инфинитив отделяется знаком тире и обычно расположен в конце предложения): Я шел к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием – сделать добро. Он выбрал для себя самый досадный для следствия путь – отвергать решительно все.

Обособленные и необособленные приложения

Одиночное приложение, как правило, присоединяется к определяемому существительному дефисом: Какой-то повар-грамотей с поварни побежал своей… Начальник госпиталя повернулся к молодой женщине-врачу.

Дефис н е с т а в и т с я:

если приложение по смыслу приближается к качественному прилагательному и находится перед определяемым словом: красавец теплоход ( красивый теплоход), гордец самоучка ( гордый самоучка),

если одно существительное обозначает родовое понятие, а другое – видовое: рыба окунь, дерево береза, город Москва, ( но: медведь-муравьятник, мышь-полевка, гриб-паразит – терминологические обозначения)

после слов-обращений товарищ, гражданин, господин и др.: гражданин следователь, товарищ Ермаков; после должностных и военных званий: капитан Миронов, прораб Потапов.

Приложения, относящиеся к личному местоимению или нарицательному существительному о б о с о б л я ю т с я:

Любое приложение, если оно относится к личному местоимению: Философ ранний, ты бежишь пиров и наслаждений жизни. Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке.

Приложение, стоящее после определяемого слова, обозначенного нарицательным именем существительным ( с зависимыми словами или без них): Добродушный старичок, больничный сторож, тотчас же впустил его. Яков был крепостной, весьма преданный человек.

Препозитивное приложение (обычно оно распространенное), если имеет дополнительное обстоятельственное значение (причинное или уступительное). Одержимый ботаник, мой сосед не расставался с сачком для ловли бабочек ( не расставался, так как был одержимым ботаником). Недоросток, мой новый знакомый оказался самым выносливым среди участников похода ( несмотря на то, что был маленького роста).

Приложение, относящееся к отсутствующему определяемому имени существительному, которое подсказывается контекстом: Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала.

Приложения, относящиеся к имени собственному,

о б о с о б л я ю т с я:

Приложение, которое стоит после имени собственного и выполняет уточняющую функцию: А Вале, девочке-сироте, было в рыжем домике все на радость. Всегда в глазах его стоял Мишка, младший брат, таким, каким он видел его в последний раз. В пяти шагах от Красногорья, деревни Ленского, живет и здравствует еще доныне в философической пустыне Зарецкий, некогда буян, картежной шайки атаман, глава повес, трибун трактирный.

Препозитивное приложение, относящееся к имени собственному, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение: Фанатик своего дела, Кузьмичев всегда, даже во сне и за молитвой в церкви, думал о своих делах ( так как был фанатиком своего дела).

Приложение обособляется знаком тире (вместо запятой):

Если распространенные или однородные приложения находятся в середине предложения (перед ними без изменения смысла можно

поставить слова а именно, то есть): Два мальчика – одиннадцати и шести лет, Алешка и Мишка,- внимательно глядели, что он делает. Его Дамка- помесь дворняжки с сеттером – необыкновенно худая, поджимая под себя мокрый хвост, плелась за хозяином.

Если распространенное или одиночное приложение находится в конце предложения: Восход солнца мы встречали, сидя под суковатой развесистой сосной – могучим чудовищем, вымахавшим на приволье.

Обособленные и необособленные обстоятельства

О б о с о б л я ю т с я:

Деепричастные обороты независимо от позиции по отношению к глаголу-сказуемому: Не выпуская из рук плети, Марьянка ласково улыбнулась и принялась за работу. Говорил он осторожно, опасаясь сказать что-то лишнее.

Одиночные деепричастия, если они обозначают добавочное действие, сохраняют значение глагольности, указывая причину, время, условия совершения действия: Спрашивая, она смотрела в сторону, голос ее звучал безразлично. Сашенька, улыбаясь, посмотрела на них и стала заваривать чай.

Н е о б о с о б л я ю т с я:

Устойчивые выражения в роли обстоятельств, выступающие как один член предложения ( фразеологические обороты): С утра до поздней ночи работал Федор не покладая рук.

Одиночные деепричастия, если они утратили значение глагольности и по функции близки к наречиям образа действия: Я шагаю не торопясь по мягкой серой дороге.

Деепричастия и деепричастные обороты, соединенные союзом и с необособленным обстоятельством: Он отвечал ему смотря в сторону и невпопад. Спрыгнув с лошади, всадник резко и не оборачиваясь что-то сказал денщику.

Деепричастие и деепричастный оборот не отделяется от союза а, если нет противопоставления глаголов-сказуемых: Я не мог понять, что за шорохи доносились из соседней комнаты, а войдя в нее, увидел ежика, шуршащего газетой (перестановка невозможна).

Обособляются дополнения, имеющие значение включения, исключения или замещения, то есть они называют предметы, включенные в ряд однородных, исключенные из него или замещающие подобные им. При этом используются такие предлоги как включая, вместо, за исключением, кроме, наряду и др.: Быстрыми шагами прошел я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожидаемой знакомой равнины с дубовым леском напротив и низенькой белой церковью в отдалении, увидел совершенно другие, мне неизвестные места. Пыль и зной стояли везде, исключая нашего любимого местечка в саду. В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов, прозрачного воздуха.

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Алгоритмы и теоретические материалы для подготовки к В-части ЕГЭ по русскому языку

усталый после длительной тренировки брат проспал почти весь деньусталый после длительной тренировки брат проспал почти весь деньусталый после длительной тренировки брат проспал почти весь деньусталый после длительной тренировки брат проспал почти весь деньусталый после длительной тренировки брат проспал почти весь день

Часть В.
Здания 1 – 8э

Алгоритмы решения заданий ЕГЭ. Часть В.

Пошис Л.В.,
учитель русского языка и литературы
высшей категории

В 1.Способы образования слов.
Алгоритм действий
1. Внимательно прочитайте задание: какой способ образования слова требуется найти в предложении или определить у данного слова.
2.

Если слово даноЕсли слово надо найти в предложении
1) определите часть речи;
2) выделите окончание (помните, что наречия, деепричастия, инфинитивы, сравнительные степени наречий и прилагательных не имеют окончаний; зато у существительных мужского рода 2 склонения и женского рода 3 склонения, кратких прилагательных и причастий мужского рода, глаголов прошедшего времени мужского рода есть нулевое окончание);
3) подобрав однокоренные слова, выделите те морфемы, которые входят в основу слова (часть слова без окончания): приставку (-и), корень (-и), суффикс (-ы);
4) после этого закройте приставку – проверьте: существует ли оставшаяся часть слова без данной приставки. Если существует, способ приставочный;
5) если нет такого слова, закройте только один (если суффиксов несколько) – последний- суффикс; проверьте, добавив какое-либо окончание к оставшейся без этого суффикса основе, существует ли полученное слово. Если есть – способ суффиксальный.
6) если нет такого слова, закройте одновременно и приставку и суффикс (если их два, то последний), добавьте любое окончание. Если получили слово, способ приставочно-суффиксальный.
7) слово может быть образовано путем сложения (целые слова, часть слова с целым словом, начальные буквы слов, сочинительные и подчинительные словосочетания; буквы, звуки);
7) ещё раз прочитайте задание, выберите вариант ответа.
1. в данном предложении определите у каждого слова часть речи;
2) выпишите через запятую те слова, в состав которых входят нужные вам для выбора морфемы (если требуется найти слова, образованные приставочным или приставочно-суффиксальным способом, выпишите все слова только с приставками; если требуется найти слова, образованные суффиксальным способом, выпишите слова с приставками и без приставок);
3) подобрав однокоренные слова, выделите те морфемы, которые входят в основу слова (часть слова без окончания): приставку (-и), корень, суффикс (-ы);
4) если нужно найти слово, образованное приставочным способом, закройте приставку – проверьте: существует ли оставшаяся часть слова без данной приставки. Если существует, способ приставочный;
5) если нужно найти слово, образованное суффиксальным способом, закрываем только один (если несколько суффиксов – последний) суффикс. Если слово существует – способ суффиксальный.
6) если нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, закрываем одновременно и приставку и один (последний) суффикс. Если слово существует, способ приставочно-суффиксальный;
7) если нужно найти слово, образованное бессуфиксальным способом, выбираем только существительные, которые в именительном падеже имеют нулевое окончание и проверяем: образованы ли они от глагола или прилагательного;
8) если нужно найти слово, образованное сложением, выделяем слова с двумя корнями (к сложению относятся и аббревиатуры – ВУЗ);

Помните!
Существительные чаще образуются от других существительных при помощи суффиксов (дом- домик); приставок (город – пригород); при помощи приставок и суффиксов ( мастер – подмастерь[й]е); от глаголов – при помощи суффиксов (строить – строение) и без суффиксов (вкладыватьвклад); от прилагательных – при помощи суффиксов (добрый – доброта) и без суффиксов (синий – синь);

Прилагательные образуются от других прилагательных при помощи суффиксов (белый – беловатый), приставок (красивы – некрасивый); от существительных при помощи суффиксов (длина – длинный); от глаголов только несовершенного вида при помощи суффиксов (красить – крашеный);

Глаголыобразуются от других глаголов при помощи приставок (бежать – прибежать), суффиксов (дорисовать – дорисовывать); от прилагательных – при помощи суффиксов (белый – белить);

Причастия всегда образуются от глаголов только при помощи суффиксов (закрыть – закрытый, промешать – промешенная).

Деепричастиявсегда образуются только от глаголов при помощи суффиксов ( прыгать – прыгая, нарисовать – нарисовав).

4. Проведя морфемный анализ слова, определить способ образования слова.
5. Сделать выбор варианта ответа.

В 2.Морфология. Умение находить в тексте самостоятельные и служебные части речи.

1. Внимательно прочитать задние: какой части речи необходимо найти слово и в какой части текста: абзац или предложение (-я).
2. Найти данной отрывок текста и определить часть речи каждого слова этого отрывка.
3. Внимательно просмотреть и выписать слово (-а) той части речи, которые необходимо было найти.
4. Обратив внимание на морфологические признаки слов, выбрать нужное (-ые).

Служебные части речи

Помните! Слова одной части речи могут выступать в роли другой части речи – субстантивация. Прилагательное, причастие, наречие в роли существительного (Так слова: столовая, отдыхающие, вчера – могут в предложении отвечать на вопрос ЧТО?)

В 3. Типы подчинительной связи в словосочетаниях.

1. Внимательно прочитать задание: необходимо определить тип подчинительной связи в словосочетании или найти словосочетание определенного типа связи в предложении.
2.

Если определить тип связи данного словосочетанияЕсли найти словосочетание в предложении
1. определить в словосочетании главное и зависимое слово;
2. определить части речи в данном словосочетании;
3. если зависимое слово отвечает на вопрос какой? чей? И выражено прилагательным, причастием, притяжательным, отрицательным, определительным или неопределенным местоимением, порядковым числительным, тип связи в словосочетании – согласование;
4. если зависимое слово отвечает на вопрос где? когда? зачем. и выражено наречием, деепричастием, сравнительной степенью наречия или инфинитивом, тип связи в словосочетании – примыкание.
5. если зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему. ) и выражено существительным, местоимением-существительным, количественным числительным, субстантивированным словом тип связи в словосочетании – управление.
1. в предложении, в котором необходимо найти словосочетание с определенным типом подчинительной связи, определить у каждого слова часть речи.
2. выделить все имеющиеся словосочетания (помнить, что подлежащее и сказуемое, а также однородные члены предложения не являются словосочетаниями);
3. в каждом словосочетании найти главное и зависимое слово;
4. если зависимое слово отвечает на вопрос какой? чей? И выражено прилагательным, причастием, притяжательным, отрицательным, определительным или неопределенным местоимением, порядковым числительным, тип связи в словосочетании – согласование;
5. если зависимое слово отвечает на вопрос где? когда? зачем. и выражено наречием, деепричастием, сравнительной степенью наречия или инфинитивом, тип связи в словосочетании – примыкание.
6. если зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему. ) и выражено существительным, тип связи в словосочетании – управление.

3. Ещё раз внимательно прочитать задание, сравнить с ответом, записать вариант ответа.

В 4. Предложение. Грамматическая основа. Двусоставные и односоставные предложения.

1. Внимательно прочитать задание: какое предложение необходимо найти двусоставное или односоставное.
2. Если необходимо найти односоставное, внимательно прочтите какое из них назывное, определенно-личное, обобщённо-личное, неопределенно-личное или безличное.

3. Если необходимо найти назывное предложение, в предложенном отрывке текста найдите предложение, в котором один главный член предложения – подлежащее. (Дом … Необычайно красивый дом …)

4. Если необходимо найти определённо-личное предложение, в предложенном отрывке текста найдите предложение, в котором один главный член предложения сказуемое, выраженный глаголом 1 или 2 лица единственного или множественного числа изъявительного или повелительного наклонения. (Прощайте. И на меня не сердитесь.)

5. Если необходимо найти неопределённо-личное предложение, в предложенном отрывке текста найдите предложение, в котором один главный член предложения сказуемое, выраженный глаголом 3 лица множественного числа настоящего, будущего времени или глаголом прошедшего времени множественного числа.( Пусть знают наших! Его вызывали в прокуратуру.)

6. Если необходимо найти обобщённо-личное предложение, в предложенном отрывке текста найдите предложение, в котором один главный член предложения сказуемое, выраженный глаголом 2 лица единственного числа изъявительного или повелительного наклонения или 3 лица множественного числа. Чаще этот тип употребляется в пословицах, советах. Происходит обобщение личного опыта и выражение его как «обязательного» для всех. (Из черного не сделаешь белого. На сердитых воду возят.)

7. Если необходимо найти безличное предложение, в предложенном отрывке текста найдите предложение, в котором один главный член предложения сказуемое, выраженный безличным глаголом, словами состояния, инфинитивом, отрицательным словом НЕТ, словами НУЖНО, НАДО, НЕОБХОДИМО … (Мне страшно. На улице сыро. Необходимо сообщить.)

8. Проанализировав предложения, ещё раз прочитать задание и выбрать нужный вариант ответа.

Помните!Односоставные предложения являются полными и отсутствие подлежащего или сказуемого это их структурная особенность.

В 5.Осложненное простое предложение. Умение находить обособленные члены предложения в тексте.

Помните! Обособленные члены предложения всегда выделены запятыми или тире!

Однородные члены предложенияОбособленные определенияОбособленные обстоятельстваОбособленные приложенияВводные слова и предложения
Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами.
1. Запятая не ставится между однородными членами, соединенными одиночными (неповторяющимися) соединительными и разделительными союзами (и, да в значении и, или, либо): Колодец кругл, глубок и мрачен. От соединительных союзов следует отличать присоединительные союзы: и, да, да и. Перед присоединительными одиночными союзами запятая ставится. ( В этом взгляде, да и во всем поведении девушки появилось нечто новое.)
2. Запятая ставится между однородными членами, соединенными противительными союзами а, но, да в значении но, однако, зато, тем не менее, хотя (с уступительным значением): Домик наш мал, зато спокоен.
3. Между двумя однородными сказуемыми, соединенными одиночным союзом и, ставится тире для указания следствия, содержащегося во втором сказуемом, или для выражения резкого противопоставления, быстрой смены действия и т.д. (Хотел объехать целый свет – и не объехал даже малой части.)
Однородные члены, соединенные парными союзами
1. Если однородные члены предложения соединены парными союзами как…так и, не только…но и, не столько…сколько, насколько…настолько, хотя…но и, если не…то, то запятая ставится только перед второй частью союза (Как наше, так и вражеское минное поле начиналось за кустами.)
2. Внутри сопоставительных союзов не то что…а, не то чтобы…а (но) запятая перед что и чтобы не ставится (Выражение не то что жалости, а сумрачной озабоченности появилось на лице генерала.)
Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами
1. Между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами и…и, да…да, ни…ни, или…или, ли…ли, то…то, не то…не то, либо…либо, ставится запятая (Он и красовался, и гордился собой, и смеялся над собою.)
2. Если число однородных членов больше двух и союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между всеми членами (Поет, и смеется, и веселится, и радуется весь дом.)
3. Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между парными группами, а не внутри пар (За войну мое поколение научилось любить и верить, ненавидеть и отрицать, смеяться и плакать.)
4. Союзы ли…или, стоящие при однородных членах, не приравниваются к повторяющимся союзам, поэтому запятая между ними не ставится (Знает ли он о случившемся или не знает?)
5. Запятая не ставится внутри цельных выражений фразеологического характера, образованных из двух слов с противоположным значением и соединенных повторяющимися союзами И или НИ ( И день и ночь; и там и сям; ни свет ни заря, ни слуху ни духу.)
Однородные члены, не соединенные союзами.
1. Запятая ставится между однородными членами, не соединенными союзами (Мы идем, бредем домой.)
2. Запятая не ставится:
1) между двумя глаголами в одинаковой форме, которые указывают на движение и его цель или образуют единое смысловое целое. Такие сочетания не являются однородными членами. (Пойду посмотрю. Возьми почитай.)
2) в устойчивых выражениях со словами в одинаковой форме (То сё, про то про сё, о том о сём)
3. Ставится тире при выражении противопоставления между двумя однородными членами, не связанными союзами (Не лодки – корабли мне снятся.)

Вводные слова, начинающие обособленные обороты, уточняющие обороты и присоединительные обороты, не отделяются запятой от этих оборотов.

В 6.Сложное предложение. Умение проводить синтаксический разбор сложного предложения.

Вид придаточноговопросыСоюзы и союзные слова
1. времени

8. образа действия и степени

9. сравнительные

1. Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

3. При каком условии?

4. Зачем? Для чего? С какой целью?

6. Несмотря на что? Вопреки чему?

7. Что из этого следует?

8. Как? Каким образом? В какой мере или степени? Как?
9. Как?

1. Когда, едва, как только, прежде чем, в то время как…

3. если, когда (=если), раз, коли…

4. чтобы, для того чтобы, затем чтобы, с тем чтобы…
5. потому что, оттого что, так как, ибо, вследствие того что, из-за того что …
6. хотя, несмотря на то что, пускай, пусть, что ни, как ни, где ни, куда ни, кто ни, сколько ни …
7. так что

8. как, насколько, поскольку …

6. Если необходимо определить тип подчинения, к каждому придаточному предложению (а их должно быть не меньше двух) задаем вопрос и определяем ко всему главному или к какому-либо одному слову в главном относится придаточное. Если первое придаточное относится к главному, а второе придаточное к первому придаточному и т. д. – это последовательный тип подчинения. Если первое придаточное и второе придаточное относятся к одному и тому же слову в главном предложении, отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми по значению – это однородный тип подчинения. Если первое придаточное относится к главному и отвечает на какой-либо вопрос, а второе придаточное относится к этому же главному, но отвечает на другой вопрос, и эти придаточные являются разными по значению – это неоднородный тип подчинения.

7. Проведя исследования, делаем вывод, ещё раз прочитав задание.

В 7.Средства связи предложений в тексте. Умение находить средства связи между предложениями.

1. Внимательно прочитайте задание: какие средства связи должны связывать предложенные для анализа предложения.
2. Выделить предложенные предложения для анализа в тексте.
3. Внимательно проанализировать начло каждого предложения с точки зрения предложенных для анализа средств связи. Если необходимо найти повтор как средство связи, значит ищем повторение какого-нибудь слова из предыдущего предложения. Если необходимо найти какое-либо местоимение, значит ищем местоимение в начале предложения. И так далее…

Помните!Средства связи могут быть не только на первом месте в предложении, они могут находиться и в середине предложения.

Средства, обеспечивающие синтаксическую связь:
1) анафора и эпифора (повтор первых или последних слов соседних предложений);
2) параллелизм (рядом стоящие предложения имеют одинаковое синтаксическое строение);
3) союзы, частицы.
Логическая связь между предложениями текста:
1) последовательность в изложении мыслей, событий, фактов, действий: Пришел, увидел, победил.
2) правильность причинно-следственных связей: Листья опадают, потому что наступила осень.
3) слова-организаторы логических связей: вот почему, поэтому, из этого следует …
4) вводные слова, организующие порядок высказывания: во-первых. Во-вторых, наконец, итак …
5) резюмирующие слова: подведем итог, в заключение выступления

В 8.Речь. Анализ средств выразительности.
1. Внимательно прочитать задание: в части текста необходимо определить средства выразительности или во всем тексте.
2. Внимательно читая отрывок текста или весь текст, выделить слова или словосочетания, заинтересовавшие вас своей необычностью.
3. Проанализировать выделенные слова с точки зрения выразительности средств, вспомнив тропы и фигуры речи.
Помни! Виды тропов:

2)Метони’мия – троп, основанный на смежности предметов и явлений. Примерами метонимии является употребление слов класс, школа, квартира, дом, завод для обозначения людей. Часто в метонимическом значении используются географические наименования: Переговоры между Москвой и Вашингтоном (в значении правительство); Аудитория встретила лектора стоя (в значении люди).
3) Синекдоха – разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет целиком, или, наоборот, название целого предмета на его часть: Все флаги в гости будут к нам, и запируем на просторе. Слово флаг (часть) обозначает государство (целое).
4)Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух объектов или состояний, имеющих общий признак: Её уста, как роза, рдеют. Уста (объект) сравниваются с розой (образ) по признаку «красный цвет».
5)Эпитет – художественное определение: черная тоска, седая старина, приторная вежливость. Эпитеты ярко характеризуют свойства, качества предмета или явления, обогащают содержание высказывания.
6) Гипербола– прием выразительности речи, используемый говорящим с целью создать у слушателей преувеличенное представление о предмете речи: На краю земли… Я сто раз тебе говорил…

7) Литота– прием выразительности речи, намеренное преуменьшение малых размеров предмета речи: Мужичок с ноготок…. От вершка два вершка… Одну секундочку…
8) Олицетворение –стилистический прием, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются свойства, действия, поступки, присущие человеку: Зарницы огневые ведут беседу меж собой…
9) Перифраза – замена обычного однословного названия предмета, явления, лица и т.д. описательным оборотом: голубая планета (Земля), город на Неве (Санкт-Петербург)
10) Аллегория– прием, основанный на замене названий абстрактных понятий названием конкретных предметов; иносказание: в баснях Крылова – хитрость – лиса, трудолюбие – муравей…
11) Оксюморон – прием, основанный на соединение несоединимых понятий с целью подчеркнуть противоречивость явления: Убогая роскошь наряда… Природы пышное увяданье… Живой труп…
12) Ирония – насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Противоположный смысл возникает как подтекст и создается общим содержанием текста и особой интонацией, которая выражает юмор, укор, неодобрение, осуждение: Отколе, умная, бредешь ты, голова? Лисица, встретяся с ослом, его спросила.
13) Символ –многозначный и глубокий по смыслу образ, который соотносит разные планы изображаемой действительности на основе их общности, родственности. Символ должен разгадаться, как иероглиф. Сосна Лермонтова, одиноко стоящая на утесе – символ одиночества…

Фигуры речи

10)Парцелляция – членение цельного высказывания на интонационно самостоятельные части, используемое для большей выразительности речи: Он любил ее. Преданно. Безответно. И безнадежно. Как любят только в старости.

5. Проведя анализ слов или словосочетаний, сделать выбор, ещё раз обратив внимание на задание (формулировку как оформить ответ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *