При растаможке автомобилей необходимо заплатить утилизационный сбор. Этот сбор платят при ввозе ТС на территорию России, производстве и при покупке у собственника, который его не заплатил. Этот установленный законодательством (89-ФЗ) сбор платится только один раз и предназначен для утилизации автомобиля с соблюдением всех экологических норм. Соблюдение этих норм обеспечивает защиту окружающей среды, а также жизни и здоровья граждан. Поставить на учёт и пользоваться транспортным средством, до оплаты утильсбора невозможно. НДС с утилизационного сбора не взимается. В декларацию вносится, как часть суммы потраченной на приобретение средства или как актив для перепродажи. Если сбор заплачен, то в паспорте транспортного средства ставится отметка.
Важно! С 1 января 2020 года Правительством Российской Федерации утверждено повышение утилизационного сбора на транспортные средства и спецтехнику Подробнее >>>
Образцы документов для уплаты утилизационного сбора
Утилизационный сбор на легковые автомобили
Расчёт утилизационного сбора на легковой автомобиль происходит по формуле умножив базовую ставку на коэффициент.
Базовая ставка утильсбора на легковые автомобили составляет 20000 рублей.
Для физических лиц (физлиц) размер утилизационного сбора зависит от возраста легковых автомобилей.
Таблица 1. Утилизационный сбор на автомобили для физических лиц
Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для физических лиц
Возраст легкового автомобиля
k 1
Сумма, руб.
Новые до 3-ёх лет
0,17
3400 руб.
Старше 3-ёх лет
0,26
5200 руб.
1 – коэффициент (k)
ВАЖНО!За ввоз прицепов для легковых автомобилей, грузоподъемностью до 10 тонн утильсбор не уплачивается
Для юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей (ИП) утилизационный сбор зависит от возраста автомобиля и объема двигателя.
Таблица 2. Утилизационный сбор на автомобили для юридических лиц и ИП
Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для юридических лиц и ИП
Виды и категории легковых автомобилей
Новые до 3-ёх лет
Старше 3-ёх лет
k 1
Сумма, руб.
k 1
Сумма, руб.
1. Электромобиль (без гибридного двигателя)
1,42
28400
5,3
106000 руб.
2. С объемом двигателя:
Не более 1000 куб. см
1,42
28400
5,3
106000 руб.
Свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см
2,21
44200
8,26
165200 руб.
Свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см
4,22
84400
16,12
322400 руб.
Свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см
5,73
114600
28,5
570000 руб.
Свыше 3500 куб. см
9,08
181600
35,01
700200 руб.
1 – коэффициент (k)
Утилизационный сбор на транспортные средства таблица 2019
Размеры утилизационных сборов не остаются постоянными. Чтобы узнать величину утилизационного сбора в 2019 году можно воспользоваться таблицами. Эти таблицы составлены для удобства определения сумм сбора, в них указываются ставки утилизационного сбора, коэффициенты и уже рассчитанные значения сумм утилизационного сбора. Таблицы разбиты по категориям транспортных средств.
Таблица 3. Утилизационный сбор на ТС и спецтехнику для юридических лиц и ИП
ПЕРЕЧЕНЬ видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора
Идентификационный код 1
Виды и категории самоходных машин и прицепов к ним 2, 3
Коэффициент расчета утилизационного сбора / сумма в рублях 4, 7
Новые самоходные машины и прицепы к ним 5
Самоходные машины и прицепы к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет 5
k
сумма, руб.
k
сумма, руб.
Автогрейдеры (классифицируемые по кодам 8429200010, 8429200091, 8429200099) 6
Базовая ставка равна 172500 руб.
A01
Автогрейдеры мощностью силовой установки менее 100 л.с.
3,2
552000 руб.
8,5
1466250 руб.
A02
Автогрейдеры мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 140 л.с.
4,2
724500 руб.
11
1897500 руб.
A03
Автогрейдеры мощностью силовой установки не менее 140 л.с. и менее 200 л.с.
6
1035000 руб.
16,2
2794500 руб.
A04
Автогрейдеры мощностью силовой установки не менее 200 л.с.
8
1380000 руб.
23,7
4088250 руб.
Бульдозеры (классифицируемые по кодам 8429110010, 8429110020, 8429110090, 8429190001, 8429190009) 6
Базовая ставка равна 172500 руб.
B01
Бульдозеры мощностью силовой установки менее 100 л.с.
4
690000 руб.
12
2070000 руб.
B02
Бульдозеры мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.
7
1207500 руб.
35
6037500 руб.
B03
Бульдозеры мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 300 л.с.
8,4
1449000 руб.
55
9487500 руб.
B04
Бульдозеры мощностью силовой установки не менее 300 л.с. и менее 400 л.с.
10
1725000 руб.
70
12075000 руб.
B05
Бульдозеры мощностью силовой установки не менее 400 л.с.
15
2587500 руб.
100
17250000 руб.
Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры (классифицируемые по кодам 842951, 842952, 8429590000) 6
Базовая ставка равна 172500 руб.
C01
Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры мощностью силовой установки менее 170 л.с.
4
690000 руб.
17
2932500 руб.
C02
Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры мощностью силовой установки не менее 170 л.с. и менее 250 л.с.
6
1035000 руб.
25
4312500 руб.
C03
Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры мощностью силовой установки не менее 250 л.с.
8
1380000 руб.
40,5
6986250 руб.
Перегружатели колесные (классифицируемые по коду 8429590000) 6
Базовая ставка равна 172500 руб.
D01
Перегружатели колесные мощностью силовой установки менее 100 л.с.
2,5
431250 руб.
76,6
13213500 руб.
D02
Перегружатели колесные мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 125 л.с.
3,3
569250 руб.
125,3
21614250 руб.
D03
Перегружатели колесные мощностью силовой установки не менее 125 л.с. и менее 150 л.с.
4
690000 руб.
125,3
21614250 руб.
D04
Перегружатели колесные мощностью силовой установки не менее 150 л.с.
4,4
759000 руб.
160,9
27755250 руб.
Катки дорожные (классифицируемые по кодам 8429401000, 8429403000) 6
Базовая ставка равна 172500 руб.
Катки дорожные мощностью силовой установки менее 40 л.с.
II. Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной
таможенной службой в части его исчисления и уплаты
11. Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), следующие документы:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приведенный в приложении N 1;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
11(1). Уплата утилизационного сбора, взимаемого Федерального таможенной службой, может осуществляться с использованием электронных средств платежа (в том числе через платежные терминалы или банкоматы).
(п. 11(1) введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81)
11(2). Документы, предусмотренные пунктами 11 и 14 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента:
а) выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования);
б) фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1381)
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1381)
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1381)
(п. 11(2) введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2017 N 1215)
11(3). Документы, указанные в подпунктах «в» и «г» пункта 11 настоящих Правил, не представляются, если учет остатков денежных средств на лицевом счете плательщика осуществляется таможенным органом без детализации по платежным документам.
(п. 11(3) введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2019 N 389)
12. На основании представленных в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил документов таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2019 N 389)
(см. текст в предыдущей редакции)
12(1). Таможенный орган осуществляет проверку поступления суммы утилизационного сбора по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства или наличия чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом (если его уплата осуществляется отдельными расчетными (платежными) документами), либо наличия остатка денежных средств на лицевом счете плательщика, достаточных для уплаты утилизационного сбора (если его уплата осуществляется посредством авансовых платежей).
(п. 12(1) введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2019 N 389; в ред. Постановления Правительства РФ от 24.06.2021 N 984)
(см. текст в предыдущей редакции)
12(2). По результатам проведенных проверок в соответствии с пунктами 12 и 12(1) настоящих Правил таможенный орган осуществляет:
либо возвращает плательщику комплект документов с указанием причины отказа.
(п. 12(2) введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2019 N 389)
12(3). Основаниями для возврата плательщику комплекта документов являются:
а) недостоверность или неполнота сведений, представленных плательщиком на основании пункта 11 настоящих Правил;
б) отсутствие чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом (если уплата утилизационного сбора осуществляется отдельными расчетными (платежными) документами);
в) отсутствие поступления суммы утилизационного сбора по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.06.2021 N 984)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) отсутствие денежных средств на лицевом счете плательщика, достаточных для уплаты утилизационного сбора (если его уплата осуществляется посредством авансовых платежей).
(п. 12(3) введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2019 N 389)
13. Таможенный орган выдает плательщику или его уполномоченному представителю таможенный приходный ордер. Особенности порядка заполнения и применения таможенного приходного ордера, добавочных листов к таможенному приходному ордеру в связи с уплатой утилизационного сбора определяются Министерством финансов Российской Федерации.
(п. 13 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2019 N 389)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. На колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не уплачивается, лица, осуществляющие их ввоз в Российскую Федерацию, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2017 N 1215)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2017 N 1215)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
(п. 15(1) введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81)
(п. 15(2) введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2019 N 389)
15(3). Плательщики, указанные в пункте 15(2) настоящих Правил, или их уполномоченные лица в целях подтверждения вывоза колесных транспортных средств представляют в таможенный орган следующие документы (сведения):
а) копии международной товарно-транспортной накладной «CMR» либо копии товарно-транспортной накладной и товарной накладной;
(п. 15(3) введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2019 N 389)
15(4). Таможенный орган осуществляет проверку полноты и достоверности информации, представленной в документах (сведениях), указанных в пункте 15(3) настоящих Правил, и по ее результатам устанавливает факт излишней уплаты утилизационного сбора с аннулированием либо соответствующей корректировкой таможенного приходного ордера.
Порядок проведения проверки определяется Федеральной таможенной службой.
(п. 15(4) введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2019 N 389)
Особенности уплаты утилизационного сбора при ввозе автомобиля
Если организация импортирует автомобили в Россию, как для перепродажи, так и для собственного использования, ей надо уплатить утилизационный сбор.
Когда надо уплачивать утилизационный сбор
За каждый автомобиль, который ввозится в РФ, надо уплачивать утилизационный сбор (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Это правило распространяется как на организации, которые ввозят автомобили для перепродажи, так и на организации, которые приобретают их за границей для собственного использования.
Однако, предусмотрены случаи, когда утилизационный сбор уплачивать не надо. Это касается, в том числе, автомобилей:
Если организация приобрела автомобиль у лица, которое нарушило свою обязанность по уплате утилизационного сбора или было освобождено от его уплаты, например, являясь участником программы по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа, то обязанность уплатить сбор возникает у нового собственника такого транспортного средства (п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Особенности подтверждения уплаты утилизационного сбора
По общему правилу взимание утилизационного сбора осуществляет ФТС России.
Утилизационный сбор – неналоговый платеж. Однако, если автомобиль был приобретен у лица, которое нарушило свое обязательство и его не уплатило, то за взимание сбора в таком случае отвечает ФНС.
Для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора плательщик должен представить таможне расчет суммы утилизационного сбора, а также копии платежных документов о его уплате.
Расчет заполняется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@.
Срок его подачи – 15 дней со дня ввоза автомобиля.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и ее поступления по соответствующему КБК на счет Федерального казначейства, таможня проставит на бланках ПТС отметку об уплате утилизационного сбора.
Кроме того, в подтверждение уплаты сбора таможня должна выдать плательщику таможенный приходный ордер.
Последствия неуплаты утилизационного сбора
Если утилизационный сбор не был уплачен в срок, организации следует уплатить пени.
Они начисляются по истечении 15-ти дней со дня ввоза автомобиля за каждый календарный день просрочки обязательства по уплате сбора.
Пени рассчитываются исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Кроме того, если в течение 3-х лет с момента ввоза автомобиля в РФ таможня установит факт неуплаты или неполной уплаты этого сбора, то в 10-ти дневный срок она должна проинформировать плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора, сумме неуплаченного сбора, а также о начисленных пени.
Эту информацию таможня должна направить в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
При этом организации отведено 20 календарных дней на уплату сбора со дня получения от таможни такой информации.
Если доначисленный сбор не уплачен, его взыщут в судебном порядке.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование