в чем главная задача машинного обучения

Машинное обучение для чайников

С технологиями машинного обучения сегодня сталкивается повседневно каждый житель мегаполиса. Но не каждый знает, на что машинное обучение действительно способно.

Машинное обучение с каждым днем занимает всё большее место в нашей жизни ввиду огромного спектра его применений. Начиная от анализа пробок и заканчивая самоуправляемыми автомобилями, всё больше задач перекладывается на самообучаемые машины.

Мы порой даже примерно не представляем, как работают некоторые приложения, основанные на методах машинного обучения. Скажем, никто не сможет вам ответить на вопрос «Почему мне сегодня в рекламе показали сайт A, а не Б?». Наиболее печальным во всей этой ситуации является то, что большинство людей имеет неверное представление о машинном обучении.

Вводная

Машинное обучение считается ветвью искусственного интеллекта, основная идея которого заключается в том, чтобы компьютер не просто использовал заранее написанный алгоритм, а сам обучился решению поставленной задачи.

Любую работающую технологию машинного обучения можно условно отнести к одному из трёх уровней доступности. Первый уровень — это когда она доступна только различным технологическим гигантам уровня Google или IBM. Второй уровень — это когда ей может воспользоваться людей студент с некоторым багажом знаний. Третий уровень — это когда даже бабуля способна с ней совладать.

Машинное обучение находится сейчас на стыке второго и третьего уровней, за счёт чего скорость изменения мира с помощью данной технологии растет с каждым днем.

Обучение с учителем и без учителя

Большую часть задач машинного обучения можно разделить на обучение с учителем (supervised learning) и обучение без учителя (unsupervised learning). Если вы представили себе программиста с плёткой в одной руке и куском сахара в другой, вы немного ошиблись. Под «учителем» здесь понимается сама идея вмешательства человека в обработку данных. При обучении с учителем у нас есть данные, на основании которых нужно что-то предсказать, и некоторые гипотезы. При обучении без учителя у нас есть только данные, свойства которых мы и хотим найти. На примерах разницу вы увидите немного яснее.

Обучение с учителем

У нас есть данные о 10 000 квартирах в Москве, причём известна площадь каждой квартиры, количество комнат, этаж, на котором она расположена, район, наличие парковки, расстояние до ближайшей станции метро и так далее. Кроме того, известна стоимость каждой квартиры. Нашей задачей является построение модели, которая на основе данных признаков будет предсказывать стоимость квартиры. Это классический пример обучения с учителем, где у нас есть данные (10 000 квартир и различные параметры для каждой квартиры, называемые признаками) и отклики (стоимость квартиры). Такая задача называется задачей регрессии. О том, что это такое, мы поговорим чуть позже.

Другие примеры: на основании различных медицинских показателей предсказать наличие у пациента рака. Или на основании текста электронного письма предсказать вероятность того, что это спам. Такие задачи являются задачами классификации.

Обучение без учителя

Интереснее ситуация обстоит с обучением без учителя, где нам неизвестны «правильные ответы». Пусть нам известны данные о росте и весе некоторого числа людей. Необходимо сгруппировать данные на 3 категории, чтобы для каждой категории людей выпустить рубашку подходящего размера. Такая задача называется задачей кластеризации.

Еще одним примером можно взять ситуацию, когда у нас каждый объект описывается, скажем, 100 признаками. Проблема таких данных заключается в том, что построить графическую иллюстрацию таких данных, мягко говоря, затруднительно, поэтому мы можем уменьшить количество признаков до двух-трёх. Тогда можно визуализировать данные на плоскости или в пространстве. Такая задача называется задачей уменьшения размерности.

Классы задач машинного обучения

В предыдущем разделе мы привели несколько примеров задач машинного обучения. В этом мы постараемся обобщить категории таких задач, сопроводив список дополнительными примерами.

Нейронные сети

В машинном обучении есть большое число алгоритмов, причём некоторые являются довольно универсальными. В качестве примеров можно привести метод опорных векторов, бустинг над решающими деревьями или те же нейронные сети. К сожалению, большая часть людей довольно смутно представляет себе суть нейронных сетей, приписывая им свойства, которыми они не обладают.

Нейронная сеть (или искусственная нейронная сеть) — это сеть нейронов, где каждый нейрон является математической моделью реального нейрона. Нейронные сети начали пользоваться большой популярностью в 80-х и ранних 90-х, однако в конце 90-х их популярность сильно упала. Впрочем, в последнее время это одна из передовых технологий, используемых в машинном обучении, применяемая в огромном количестве приложений. Причина возврата популярности проста: увеличились вычислительные способности компьютеров.

С помощью нейронных сетей можно решать как минимум задачи регрессии и классификации и строить крайне сложные модели. Не вдаваясь в математические подробности, можно сказать, что в середине прошлого века Андрей Николаевич Колмогоров доказал, что с помощью нейронной сети можно аппроксимировать любую поверхность с любой точностью.

Фактически же, нейрон в искусственной нейронной сети представляет собой математическую функцию (например, сигмоидную функцию), которой на вход приходит какое-то значение и на выходе получается значение, полученное с помощью той самой математической функции.

Ограниченность нейронных сетей

Впрочем, в нейронных сетях нет ничего магического и в большинстве случаев опасения касательно сценария «Терминатора» не имеют под собой оснований. Допустим, учёные натренировали нейронную сеть на распознавание рукописных цифр (такое приложение может использовать, скажем, на почте). Как может работать такое приложение и почему здесь не о чем беспокоиться?

Допустим, мы работаем с изображениями 20×20 пикселей, где каждый пиксель представляется оттенком серого (всего 256 возможных значений). В качестве ответа у нас имеется одна из цифр: от 0 до 9. Структура нейронной сети будет следующая: в первом слое будет 400 нейронов, где значение каждого нейрона будет равно интенсивности соответствующего пикселя. В последнем слое будет 10 нейронов, где в каждом нейроне будет вероятность того, что на изначальном изображении нарисована соответствующая цифра. Между ними будет некоторое число слоев (такие слоя называются скрытыми) с одинаковым количеством нейронов, где каждый нейрон соединён с нейроном из предыдущего слоя и ни с какими более.

Рёбрам нейронной сети (на картинке они показаны как стрелочки) будут соответствовать некоторые числа. Причем значение в нейроне будет считаться как следующая сумма: значение нейрона из предыдущего слоя * значение ребра, соединяющего нейроны. Затем от данной суммы берётся определенная функция (например, сигмоидная функция, о которой мы говорили ранее).

В конечном итоге задача тренировки нейронной сети заключается в том, чтобы подобрать такие значения в ребрах, чтобы отдавая первому слою нейронной сети интенсивности пикселей, на последнем слое мы получали вероятности того, что на изображении нарисована какая-то цифра.

Более простыми словами, в данном случае нейронная сеть представляет собой вычисление математической функции, где аргументы — это другие математические функции, которые зависят от других математических функций и так далее. Разумеется, при подобном вычислении математических функций, где подгоняются некоторые аргументы, ни о каком экзистенциальном риске речи идти не может.

Интересные факты и лайфхаки

Приведём несколько интересных и не совсем очевидных примеров использования машинного обучения в реальной жизни.

Например, вторая кампания Барака Обамы была фактически выиграна лучшей на тот момент командой в области анализа данных. Разумеется, речь не идет о том, что они советовали ему соврать о чем-то, работа строилась значительно более умным путем: они выбирали, в каком штате, перед какой аудиторией, в какой день и на какую тему он должен выступать. Причем каждый раз они замеряли, как это сказывается на опросах вида «За кого бы вы проголосовали, если бы выборы были в ближайшее воскресенье?». Другими словами, подобные решения принимали не политтехнологи, а исключительно специалисты по анализу данных. Особенно интересным это становится в свете того, что, по оценкам специалистов, это дало ему преимущество в 8-10%.

Кроме того, современный интернет довольно сложно представить без ретаргетинга, или персонализированной рекламы. Вспомните: вы выбираете какой-то продукт в интернете, а после покупки ещё на протяжении двух недель вам показывают его в различного рода рекламе. В одном из своих выступлений директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс» Андрей Себрант дал на этот счёт такой совет:

Дарю лайфхак. После того как вы купили топор, чтобы не любоваться топорами ещё две недели, зайдите в магазин модной одежды. Дальше, в зависимости от ваших гендерных предпочтений, зайдите либо в мужское, либо в женское бельё. Бросьте несколько предметов в корзину, закройте корзину и уйдите. У этих ребят очень большие бюджеты на ретаргетинг: следующие две недели вас, в зависимости от ваших предпочтений, будут преследовать либо красивые полуодетые мужчины, либо красивые полуодетые женщины. Это лучше, чем топор.

Рекомендации по обучению

Если у вас появилось желание изучить технологии машинного обучения, стоит отметить, что для глубокого изучения предмета с пониманием всего фундамента следует разбираться как минимум в математическом анализе, линейной алгебре и методах оптимизации (с упором на последние два). Кроме того, желательно знать основы программирования и какой-нибудь язык программирования. В машинном обучении, как правило, используется R, Python или Matlab.

Для самого начального изучения отлично подойдет классический курс Эндрю Энга на Coursera по машинному обучению. Главной его особенностью является исключительная практическая направленность, причём обширный багаж математических знаний в данном курсе абсолютно не обязателен.

Мотивировать его изучение можно следующим образом: посмотрите учебный план. Если вы просмотрите все лекции и решите все задания, то вы гарантированно сможете применять все эти вещи на практике. В частности, вы освоите алгоритмы линейной регрессии (задача регрессии), логистической регрессии, метода опорных векторов, нейронных сетей (задача классификации), K-means (кластеризация), PCA (понижение размерности), выявления аномалий и узнаете как построить рекомендательную систему (рекомендация товаров по вашим оценкам, например, фильмов или песен). На последней неделе курса вам также расскажут, как построить систему, которая будет находить и расшифровывать надписи на картинках или опознавать людей.

Для тех, кто хочет изучать предмет со всеми математическими тонкостями в лучших традициях сильных технических вузов, можно порекомендовать курс от ВШЭ или специализацию от МФТИ. Заметим лишь, что специализация является платной и для доступа к ней придется оформить подписку приблизительно за 3000 рублей в месяц. Впрочем, есть бесплатный период в 7 дней.

Источник

Machine Learning – не только нейронки

Нейронные сети и глубокое обучение (deep learning) у всех на слуху, но нейросети – это лишь подобласть такого обширного предмета, как машинное обучение (machine learning). Существует несколько сотен других алгоритмов, которые способны быстро и эффективно решать задачи искусственного интеллекта и в большинстве случаев являются более интерпретируемыми для человека. В этой статье рассмотрим алгоритмы классического машинного обучения, принцип работы нейросетей, подготовку данных для обучения моделей и задачи, которые решают с помощью искусственного интеллекта.

в чем главная задача машинного обучения

Основные задачи машинного обучения

Восстановление регрессии (прогнозирования) – построение модели, способной предсказывать численную величину на основе набора признаков объекта.

Классификация – определение категории объекта на основе его признаков.

Кластеризация – распределение объектов.

Допустим, есть набор данных со статистикой по приложениям. В нем есть следующие сведения: размер, категория, количество скачиваний, количество отзывов, рейтинг, возрастной рейтинг, жанр и цена. С помощью этого набора данных и машинного обучения можно решить такие задачи:

Прогнозирование рейтинга приложения на основе признаков: размер, категория, возрастной рейтинг, жанр и цена – задача регрессии.

Определение категории приложения на основе набора признаков: размер, возрастной рейтинг, жанр и цена – задача классификации.

Разбиение приложений на группы на основании множества признаков (например, количество отзывов, скачиваний, рейтинга) таким образом, чтобы приложения внутри группы были более похожи друг на друга, чем приложения разных групп.

Нейронные сети (многослойный перцептрон)

Существует мнение, что лучшие идеи для изобретений человек заимствует у природы. Нейронные сети – это именно тот случай, ведь сама концепция нейросетей базируется на функциональных особенностях головного мозга.

Принцип работы

Есть определенное количество нейронов, которые между собой связаны и взаимодействуют друг с другом путем передачи сигналов. Также есть рецепторы, которые получают информацию, поступающую извне, и исполнительный орган, на который приходит итоговый сигнал. По схожему принципу работают искусственные нейросети: есть несколько слоев с нейронами и связи между ними (каждая связь имеет свой весовой коэффициент). По связям передаются сигналы в виде численных значений, первый слой выполняет собой роль рецепторов, то есть получает набор признаков для обучения, и есть выходной слой, который выдает ответ.

в чем главная задача машинного обученияНейронные связи в головном мозге («Создаем нейронную сеть», Тарик Рашид) в чем главная задача машинного обученияПример искусственной трехслойной нейросети («Создаем нейронную сеть», Тарик Рашид)

Каждый слой нейросети оперирует разными представлениями о данных. На рисунке ниже можно увидеть пример использованиям глубокого обучения (нейросети) для распознавания образа на картинке. На входной слой нам поступают пиксели изображений, далее после вычислений между входным и первым скрытым слоем мы получаем границы, на втором скрытом слое – контуры, на третьем – части объектов, на выходном – вероятности принадлежности изображения к каждому типу объектов.

в чем главная задача машинного обученияПример использования нейросети для распознавания образа ( «Глубокое обучение», Ян Гудфеллоу)

Как настраивать

Настраивается путем задания количества узлов, скрытых слоев и выбора функции активации. В искусственных нейронных сетях функция активации нейрона отвечает за выходной сигнал, который определяется входным сигналом или набором входных сигналов.

Задачи: классификация, регрессия, кластеризация.

Классические алгоритмы машинного обучения

K-ближайших соседей

Метод K-ближайших соседей – простой и эффективный алгоритм, его можно описать известной поговоркой: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”.

Принцип работы

Пусть имеется набор данных с заданными классами. Мы можем определить класс неизвестного объекта, если рассмотрим определенное количество ближайших объектов (k) и присвоим тот класс, который имеет большинство “соседей”. Посмотрим на рисунок ниже.

Есть набор точек с двумя классами: синие крестики и красные кружки. Мы хотим определить, к какому классу относится неизвестная зеленая точка. Для этого мы берем k ближайших соседей, в данном случае 3, и смотрим, к каким классам они относятся. Из трех ближайших соседей больше оказалось синих крестиков, соответственно, мы можем предположить, что зеленая точка также, скорее всего, относится к этому классу.

в чем главная задача машинного обучения

Как настраивать

Необходимо подобрать параметр k (количество ближайших соседей) и метрику для измерения расстояний между объектами.

Задачи: классификация, также может применяться и для задач регрессии.

Линейная регрессия

Линейная регрессия – простая и эффективная модель машинного обучения, способная решать задачи быстро и недорого.

Принцип работы

Модель линейной регрессии можно описать уравнением

в чем главная задача машинного обучения

Здесь x – это значения признаков, y – целевая переменная, a – весовые коэффициенты признаков. При обучении модели весовые коэффициенты подбираются таким образом, чтобы как можно лучше описывалась линейная зависимость признаков от целевой переменной.

Пример: задача предсказания стоимости квартиры в зависимости от площади и удаленности от метро в минутах. Целевой переменной (y) будет являться стоимость, а признаками (x) – площадь и удаленность.

На рисунке ниже также представлен пример построения линейной регрессии. Красная прямая более точно описывает линейную зависимость x от y.

в чем главная задача машинного обучения

Как настраивать

Для многих моделей Machine Learning, в частности и для линейной регрессии, можно улучшить итоговое качество с помощью регуляризации.

Регуляризация в статистике, машинном обучении, теории обратных задач — метод добавления некоторых дополнительных ограничений к условию с целью решить некорректно поставленную задачу или предотвратить переобучение, то есть ситуацию, когда модель хорошо показывает себя на тренировочный данных, но перестаёт работать на новых.

Распространенные методы регуляризации для повышения качества модели линейной регрессии:

Ridge — один из методов понижения размерности. Применяется для борьбы с переизбыточностью данных, когда независимые переменные коррелируют друг с другом (мультиколлинеарность), вследствие чего проявляется неустойчивость оценок коэффициентов линейной регрессии.

LASSO — также как и Ridge, применяется для борьбы с переизбыточностью данных.

Elastic-Net — модель регрессии с двумя регуляризаторами L1, L2. Частными случаями являются модели LASSO L1 = 0 и Ridge регрессии L2 = 0.

Задачи: регрессия.

Логистическая регрессия

Логистическая регрессия – также простая и эффективная модель машинного обучения, способная решать задачи быстро и недорого.

Принцип работы

в чем главная задача машинного обучения

Указанная выше сумма проходит через функцию сигмоиды, которая возвращает число от 0 до 1, характеризующее вероятность отнесения объекта к классу 1. Пример: логистическую регрессию часто применяют в задачах кредитного скоринга, когда по определенным данным о клиенте нужно определить, стоит ли выдавать ему кредит.

в чем главная задача машинного обучения

Иллюстрация алгоритмов линейной и логистической регрессии (источник)

Как настраивать

Задачи: классификация.

Метод опорных векторов (SVM)

Принцип работы

Чтобы лучше всего понять алгоритм метода опорных векторов, рассмотрим рисунок. На рисунке приведен пример двух линейно разделимых классов в двумерном пространстве. Идея алгоритма заключается в нахождении оптимальной разделяющей прямой (или гиперплоскости для более высоких пространств) для отделения объектов одного класса от другого. Пунктирные линии выделяют разделяющую полосу и проводятся через объекты, которые называют опорными. Чем шире разделяющая полоса, тем качественнее модель SVM. Чтобы определить класс объекта, достаточно определить, с какой стороны гиперплоскости он находится.

в чем главная задача машинного обучения

Как настраивать

Необходимо подобрать оптимальное ядро (функцию переводящую признаковое пространство в более высокую размерность), если линейная зависимость слабо выражена.

Задачи: классификация и регрессия.

Сравнение классических алгоритмов с нейросетью

Для примера мы взяли датасет со статистикой приложений в Play Market. Датасет содержит следующие данные: размер приложения, возрастной рейтинг, количество скачиваний, жанр, категория и др. На данном датасете были обучены модели: линейная регрессия, метод опорных векторов, нейронная сеть (многослойный перцептрон).

В ходе экспериментов были подобраны следующие параметры для моделей машинного обучения:

Линейная регрессия – модели линейной регрессии с регуляризацией не показали результат, превосходящий качество классической линейной регрессии.

Метод опорных векторов – модель метода опорных векторов с RBF-ядром показала лучший результат по сравнению с другими ядрами.

Многослойный перцептрон – оптимальный результат показала модель с 4 слоями, 300 нейронами и функций активацией ReLu. При попытках увеличить количество слоев и нейронов прирост качества не наблюдался.

Решена задача прогнозирования потенциального рейтинга приложения в зависимости от его признаков.

Результаты ошибки среднего отклонения от истинного значения целевой переменной в процентах для каждой модели:

Линейная регрессия6.13 %

Метод опорных векторов6.01%

Нейронная сеть6.41%

Таким образом, классические алгоритмы машинного обучения и нейросети показали приблизительно одинаковое качество. Это связано с тем, что нейросети хорошо обучаются на датасетах с большим размером и обычно применяются для решения задач, где зависимость в данных очень сложна. Поэтому для решения данной задачи можно обойтись применением классических алгоритмов и не прибегать к использованию нейросетей.

На гистограмме ниже представлены итоговые весовые коэффициенты a, полученные при обучении модели линейной регрессии. Чем больше столбик, тем выше влияние признака на целевую переменную. Если столбик направлен вверх, то он оказывает положительное влияние на рост целевой переменной, если вниз – то отрицательное. Другими словами, если приложение имеет жанр “Other” или “Tools”, то, скорее всего, его рейтинг будет высоким, а если у него категория “FAMILY” или “GAME” – то, вероятно, низким. Данная интерпретация весовых коэффициентов линейной регрессии бывает очень полезной при анализе данных.

в чем главная задача машинного обученияГистограмма значений коэффициентов линейной регрессии

Больше наших статей по машинному обучению и обработке изображений:

Источник

Что такое машинное обучение и как оно работает

в чем главная задача машинного обучения

Что такое машинное обучение?

Единого определения для machine learning (машинного обучения) пока нет. Но большинство исследователей формулируют его примерно так:

Машинное обучение — это наука о том, как заставить ИИ учиться и действовать как человек, а также сделать так, чтобы он сам постоянно улучшал свое обучение и способности на основе предоставленных нами данных о реальном мире.

Вот как определяют машинное обучение представители ведущих ИТ-компаний и исследовательских центров:

Nvidia: «Это практика использования алгоритмов для анализа данных, изучения их и последующего определения или предсказания чего-либо».

Университет Стэнфорда: «Это наука о том, как заставить компьютеры работать без явного программирования».

McKinsey & Co: «Машинное обучение основано на алгоритмах, которые могут учиться на данных, не полагаясь на программирование на основе базовых правил».

Вашингтонский университет: «Алгоритмы машинного обучения могут сами понять, как выполнять важные задачи, обобщая примеры, которые у них есть».

Университет Карнеги Меллон: «Сфера машинного обучения пытается ответить на вопрос: «Как мы можем создавать компьютерные системы, которые автоматически улучшаются по мере накопления опыта и каковы фундаментальные законы, которые управляют всеми процессами обучения?»

История машинного обучения

Дмитрий Ветров, профессор-исследователь, заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Факультета компьютерных наук ВШЭ, отмечает: изначально компьютеры использовались для задач, алгоритм решения которых был известен человеку. И только в последние годы пришло понимание, что они могут находить способ решать задачи, для которых алгоритма решения нет или он не известен человеку. Так появился искусственный интеллект в широком смысле и технологии машинного обучения в частности.

Как связаны машинное и глубокое обучение, ИИ и нейросети

Нейросети — один из видов машинного обучения.

Глубокое обучение — это один из видов архитектуры нейросетей.

в чем главная задача машинного обучения

Глубокое обучение также включает в себя исследование и разработку алгоритмов для машинного обучения. В частности — обучения правильному представлению данных на нескольких уровнях абстракции. Системы глубокого обучения за последние десять лет добились особенных успехов в таких областях как обнаружение и распознавание объектов, преобразование текста в речь, поиск информации.

Какие задачи решает машинное обучение?

С помощью машинного обучения ИИ может анализировать данные, запоминать информацию, строить прогнозы, воспроизводить готовые модели и выбирать наиболее подходящий вариант из предложенных.

Особенно полезны такие системы там, где необходимо выполнять огромные объемы вычислений: например, банковский скоринг (расчет кредитного рейтинга), аналитика в области маркетинговых и статистических исследований, бизнес-планирование, демографические исследования, инвестиции, поиск фейковых новостей и мошеннических сайтов.

В Леруа Мерлен используют Big Data и Machine Learning, чтобы находить остатки товара на складах.

В маркетинге и электронной коммерции машинное обучение помогает настроить сервисы и приложения так, чтобы они выдавали персональные рекомендации.

Стриминговый сервис Spotify с помощью машинного обучения составляет для каждого пользователя персональные подборки треков на основе того, какую музыку он слушает.

Сегодня ключевые исследования сфокусированы на разработке машинного обучения с эффективным использованием данных — то есть систем глубокого обучения, которые могут обучаться более эффективно, с той же производительностью, за меньшее время и с меньшими объемами данных. Такие системы востребованы в персонализированном здравоохранении, обучении роботов с подкреплением, анализе эмоций.

Китайский производитель «умных» пылесосов Ecovacs Robotics обучил свои пылесосы распознавать носки, провода и другие посторонние предметы на полу с помощью множества фотографий и машинного обучения.

«Умная» камера на базе микрокомпьютера Raspberry Pi 3B+ с помощью фреймворка TensorFlow Light научилась распознавать улыбку и делать снимок ровно в этот момент, а также — выполнять голосовые команды.

В сфере инвестиций алгоритмы на базе машинного обучения анализируют рынок, отслеживают новости и подбирают активы, которые выгоднее всего покупать именно сейчас. При этом с помощью предикативной аналитики система может предсказать, как будет меняться стоимость тех или иных акций за конкретный период и корректирует свои данные после каждого важного события в отрасли.

Согласно исследованию BarclayHedge, более 50% хедж-фондов используют ИИ и машинное обучение для принятия инвестиционных решений, а две трети — для генерации торговых идей и оптимизации портфелей.

Наконец, машинное обучение способствует настоящим прорывам в науке.

Нейросеть AlphaFold от DeepMind в 2020 году смогла расшифровать механизм сворачивания белка. Над этой задачей ученые-биологи бились больше 50 лет.

Как устроено машинное обучение

По словам Дмитрия Ветрова, процесс машинного обучения выглядит следующим образом.

Есть большое число однотипных задач, в которых известны условие и правильный ответ или один из возможных ответов. Например, машинный перевод, где условие — фраза на одном языке, а правильный ответ — ее перевод на другой язык.

Модель машинного обучения, например, глубинная нейронная сеть, работает по принципу «черного ящика», который принимает на вход условие задачи, а на выходе выдает произвольный ответ. Например, какой-либо текст на втором языке.

У «черного ящика» есть дополнительные параметры, которые влияют на то, как будет обрабатываться входной сигнал. Процесс обучения нейросети заключается в поиске таких значений параметров, при которых она будет выдавать ответ, максимально близкий к правильному. Когда мы настроим параметры нужным образом, нейросеть сможет правильно (или максимально близко к этому) решать и другие задачи того же типа — даже если никогда не знала ответов к ним.

в чем главная задача машинного обучения

Основные виды машинного обучения

1. Классическое обучение

Это простейшие алгоритмы, которые являются прямыми наследниками вычислительных машин 1950-х годов. Они изначально решали формальные задачи — такие, как поиск закономерностей в расчетах и вычисление траектории объектов. Сегодня алгоритмы на базе классического обучения — самые распространенные. Именно они формируют блок рекомендаций на многих платформах.

в чем главная задача машинного обучения

Но классическое обучение тоже бывает разным:

Обучение с учителем — когда у машины есть некий учитель, который знает, какой ответ правильный. Это значит, что исходные данные уже размечены (отсортированы) нужным образом, и машине остается лишь определить объект с нужным признаком или вычислить результат.

Такие модели используют в спам-фильтрах, распознавании языков и рукописного текста, выявлении мошеннических операций, расчете финансовых показателей, скоринге при выдаче кредита. В медицинской диагностике классификация помогает выявлять аномалии — то есть возможные признаки заболеваний на снимках пациентов.

Обучение без учителя — когда машина сама должна найти среди хаотичных данных верное решение и отсортировать объекты по неизвестным признакам. Например, определить, где на фото собака.

Эта модель возникла в 1990-х годах и на практике используется гораздо реже. Ее применяют для данных, которые просто невозможно разметить из-за их колоссального объема. Такие алгоритмы применяют для риск-менеджмента, сжатия изображений, объединения близких точек на карте, сегментации рынка, прогноза акций и распродаж в ретейле, мерчендайзинга. По такому принципу работает алгоритм iPhoto, который находит на фотографиях лица (не зная, чьи они) и объединяет их в альбомы.

2. Обучение с подкреплением

Это более сложный вид обучения, где ИИ нужно не просто анализировать данные, а действовать самостоятельно в реальной среде — будь то улица, дом или видеоигра. Задача робота — свести ошибки к минимуму, за что он получает возможность продолжать работу без препятствий и сбоев.

Обучение с подкреплением инженеры используют для беспилотников, роботов-пылесосов, торговли на фондовом рынке, управления ресурсами компании. Именно так алгоритму AlphaGo удалось обыграть чемпиона по игре Го: просчитать все возможные комбинации, как в шахматах, здесь было невозможно.

3. Ансамбли

Это группы алгоритмов, которые используют сразу несколько методов машинного обучения и исправляют ошибки друг друга. Их получают тремя способами:

Ансамбли работают в поисковых системах, компьютерном зрении, распознавании лиц и других объектов.

4. Нейросети и глубокое обучение

Самый сложный уровень обучения ИИ. Нейросети моделируют работу человеческого мозга, который состоит из нейронов, постоянно формирующих между собой новые связи. Очень условно можно определить их как сеть со множеством входов и одним выходом. Нейроны образуют слои, через которые последовательно проходит сигнал. Все это соединено нейронными связями — каналами, по которым передаются данные. У каждого канала свой «вес» — параметр, который влияет на данные, которые он передает.

ИИ собирает данные со всех входов, оценивая их вес по заданным параметрами, затем выполняет нужное действие и выдает результат. Сначала он получается случайным, но затем через множество циклов становится все более точным. Хорошо обученная нейросеть работает, как обычный алгоритм или точнее.

Настоящим прорывом в этой области стало глубокое обучение, которое обучает нейросети на нескольких уровнях абстракций.

Здесь используют две главных архитектуры:

Нейросети с глубоким обучением требуют огромных массивов данных и технических ресурсов. Именно они лежат в основе машинного перевода, чат-ботов и голосовых помощников, создают музыку и дипфейки, обрабатывают фото и видео.

Проблемы машинного обучения

Перспективы машинного обучения: не начнет ли ИИ думать за нас?

Вопрос о том, не сделает ли машинное обучение ИИ умнее человека, изначально не совсем корректный. Дело в том, что в природе нет универсальной иерархии в плане интеллекта. Мы по умолчанию считаем себя умнее остальных существ, но, к примеру, белка способна запоминать местонахождения тысячи тайников с запасами, что не под силу даже очень умному человеку. А у осьминогов каждое щупальце способно мыслить и действовать самостоятельно.

Так же и с ИИ: он уже превосходит нас во всем, что касается сложных вычислений, но по-прежнему не способен сам ставить себе новые задачи и решать их, подбирая нужные данные и условия. Это ограничение в последние годы пытаются преодолеть в рамках сильного ИИ, но пока безуспешно. Надежду на решение этой проблемы внушают квантовые компьютеры, которые выходят за пределы обычных вычислений.

Зато мы в ближайшем будущем сможем заметно расширить свои возможности с помощью ИИ, передавая ему рутинные и затратные операции, общаясь и управляя техникой при помощи нейроинтерфейсов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *