в честь какого события на красной площади в москве был построен казанский собор
История создания храма
Казанский собор на Красной площади — э тот великолепный храм — был построен в 1620-х годах на средства возглавившего ополчение русского воинства против польско-литовских интервентов князя Дмитрия Михайловича Пожарского и бывших ополченцев в память о победе над поляками в Московской битве в 1612 году. Храм нарекли Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери — главной войсковой святыни Второго народного ополчения, которая была принесена в собор лично князем Пожарским из Введенской церкви на Лубянке.
Первоначально храм был деревянным с двумя приделами. Верх собора перекрывала пятиярусная пирамида кокошников, что создавало необыкновенно нарядный и торжественный вид. В октябре 1625 года собор был освящен патриархом Филаретом.
Однако в 1630 году сильнейший пожар сильно повредил храм, и он был перестроен по образцу Малого собора Донского монастыря мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии – царским мастером Абросимом Максимовым). Строительство осуществлялось на средства государя Михаила Федоровича. Каменный храм был освящен патриархом Иоасафом 15 октября 1636 года и с этого времени стал важнейшим среди Московских церквей, поскольку его настоятель занимал одно из первых мест в Московском духовенстве.
Новое сооружение поражало своей архитектурой, иногда называемой «огненной» за счет большого количества кокошников, напоминавших языки пламени, и невероятной гаммой цветов. Каждый цвет и материал символизировал что-то свое, уникальное. Традиция эта пришла из Византии. Золото символизировало Божественное сияние, красные и охристые цвета — огонь и кровь. Всё это напоминало не только о тяжелых и кровавых битвах Второго народного ополчения, но и о каре Божией и очищении человеческой души, а также о том, что когда-то Иисус Христос Своей святой кровью искупил грехи всего человечества.
В 1650 году перед собором были построены новая паперть и колокольня, а в конце 17 века устроено парадное крыльцо. После окончания строительства собора была сделана гладкая деревянная мостовая от него до Лобного места, получившая сначала название Красный мост, а возле храма – Красная площадь.
Многие известные деятели церкви и государства бывали и служили в Казанском соборе. В 1636 году здесь на освящении присутствовал вместе с патриархом Иоасафом первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович. Здесь служили не принявшие реформу патриарха Никона протопоп Аввакум (Петров) и его сподвижник протопоп Иоанн (Неронов). Кстати, здесь же в храме они были арестованы и отправлены в ссылку.
За ветхостью в 1801 году собор был перестроен в стиле классицизма. Была сломана прежняя шатровая колокольня и к 1805 году выстроена новая двухъярусная. В 1812 году здесь, перед Казанской иконой Божией Матери, присутствовал на молебне о спасении Российской империи полководец М.И. Кутузов. Французское нашествие не пощадило храм. Он был осквернен и ограблен.
Послевоенная реконструкция окончательно изменила первоначальный вид храма. В 1849 году внутри собора был установлен новый иконостас, в 1865 году надстроен третий ярус колокольни, а в 1873 году сделана новая роспись стен. Однако, современники в один голос утверждали, что перестройка сильно повредила храму, лишив его своей оригинальности. Он из уникального архитектурного сооружения превратился в типичный провинциальный храм. В таком виде он и просуществовал вплоть до грозных революционных событий.
Именно с амвона Казанского собора 8 (21) июля 1918 года, во время службы, патриарх Тихон произнёс проповедь о расстреле императора Николая II и его семьи. В сентябре того же года произошло самое драматичное событие в истории храма — была похищена его главная святыня — список с иконы Казанской Божией Матери, почитавшийся верующими как чудотворный.
В 1925 году под руководством архитектора Петра Барановского на средства прихода была проведена серьезная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращен первоначальный облик, открыты его знаменитые кокошники.
Но смутное время ХХ века не пощадило Казанский собор. В 1929 году новая власть приняла решение снести храм, как мешающий проведению массовых мероприятий на Красной площади. Благодаря самоотверженности Петра Барановского, который вместе со своими учениками произвел необходимые замеры и фотофиксацию собора, сохранились подробные сведения об его архитектурном облике. Вскоре Казанский собор закрыли. Сначала там находилась столовая, потом склад, а летом 1936 года здание собора снесли.
Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала, затем открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроен общественный туалет(. ).
Но Бог поругаем не бывает! В 1990-1993 году по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры храм был восстановлен в своих первоначальных формах. Автором проекта стал архитектор Олег Журин, один из учеников Петра Барановского. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) были предоставлены правительством Москвы. 4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а ровно через три года освятил заново возведенный храм. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская».
Краткая история Казанского собора в Москве
Программа экскурсии по Красной площади
Цена: 450 рублей
В стоимость поездки входит : сопровождение профессиональным гидом-экскурсоводом.
Туристы, приезжавшие в Москву еще 30 лет назад, совершенно не помнят эту небольшую церковь, сразу слева, как зайдешь на Красную Площадь. Уничтоженная при советской власти, она возрождена лишь в 1990-е годы. Собор Казанской Божией Матери восстановлен в XX веке. Прежде он был любим русскими государями и играл заметную роль в духовной жизни столицы.
Осенью 1612 года в Москву входило народное ополчение, руководимое князем Дмитрием Пожарским. Столица была сильно разрушена, частью сожжена: город сильно пострадал от польских интервентов. Даже военная победа над ними пока не была фактом. Но ополченцы веровали Пресвятой Богородице, чья икона «Казанская» (один из списков) пребывала среди воинов. Ее несли перед отрядами. Так, практически крестным ходом, подошли они к Кремлю. А через несколько дней сердце столицы было освобождено от врагов. Список образа Пречистой Девы, ведший ополченцев князя Дмитрия, остался жителям столицы. Именно для него была построена церковь – там, где встретили икону москвичи.
Строительство
По распространенной версии, храм был построен в 1625 году на средства, выделенные лично Пожарским. Первоначально строение было деревянным. Многие также полагают, что церковь выстроена по обету, данному князем при освобождении столицы. Место строительства выбрали близ торговых рядов. И еще довольно долгое время совсем рядом находился рынок.
Через 10 лет деревянное здание сгорело при пожаре. Тогда царь Михаил Феодорович решил возводить для чтимого Казанского образа каменный храм. Он освящен патриархом Иоасафом I (1636). Впоследствии русские цари, иерархи, аристократы-благотворители, уделяли немало внимания месту хранения чудотворного образа:
Будучи совсем небольшой, Казанская стала одной из значимых церквей столицы, благодаря хранившейся здесь Богородичной иконе. Настоятель храма занимал первенствующее положение среди духовенства Москвы. Сюда ежегодно совершались крестные ходы на день памяти образа (8 июля), на годовщину взятия Китай-города войсками Пожарского (22 октября). Важнейшие события истории Церкви, страны почти всегда касались собора.
В середине XVII столетия именно здесь, впервые в русской богослужебной практике, введены проповеди священника с амвона. Инициаторами новшества стали близкие к царю Алексею Михайловичу иереи Иоанн Неронов и Аввакум Петров, будущие лидеры старообрядчества. Современники вспоминают, что даже не хватало места для желающих послушать живое слово батюшек.
Последние годы
Первоначально приход смог отстоять свою церковь, пусть даже лишенную главной святыни. Произошло это во многом потому, что верующие присоединились к обновленческому расколу, которому благоволила советская власть. За несколько лет прихожанам удалось на свои средства провести реставрацию, насколько возможно восстановив первоначальный облик. Так, архитектор П. Барановский обнаружил закрашенные росписи XVII столетия. Он смог провести реконструкцию декора стен. Планировалось заново отстроить шатровую колокольню.
Однако власти приняли решение об уничтожении древней церкви, которая не соответствовала новому видению Красной Площади как места советских праздников, парадов, церемоний. Архитектор Барановский с коллегами смогли выполнить детальные чертежи, которые бережно хранились верующими, а впоследствии помогли при восстановлении.
Уничтожение
В 1936 году Казанский собор снесли. На его месте расположился павильон, посвященный III Интернационалу. Музей В.И.Ленина, находившийся рядом, позже предлагал устроить здесь зал для приема в пионеры, однако идея не нашла поддержки. Наконец, на образовавшемся пустыре просто разместился… общественный туалет.
Возрождение
Благодаря сохранившимся чертежам, с начала 1990-х годов стало возможно восстановление святыни. Инициатором процесса оказалось Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, ратовавшее за воссоздание этого своего рода монумента воинской славы России. Проект восстановления создан О.И.Журиным, учеником П. Барановского, которому архитектор передал чертежи церкви.
Строительство проходило на пожертвования верующих, но основную часть финансирования взяло на себя правительство Москвы. Освящение совершил патриарх Алексий II (1993).
Современное состояние
Сейчас собор воссоздан, насколько это оказалось возможным, с учетом обстоятельств разрушения и последующего восстановления. Например, не сохранилось никаких данных о росписи стен. Историкам лишь удалось установить, на какие темы были сделаны фрески. Нынешняя роспись сделана современными иконописцами Брянска и Палеха, работающими в традиционной древнерусской манере.
В настоящее время церковь, кроме главного престола, имеет 4 придела по 2 с северной и южной стороны:
Главной святыней является список Казанской иконы Богородицы. Кроме того, здесь находятся:
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной Площади (Москва)
Мiръ Россия Москва Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной Площади (Москва)
Собо́р Каза́нской ико́ны Бо́жией Ма́тери — православный храм перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве. Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм построен на средства царского семейства в память о победе над польскими интервентами в 1612 г., был освящен в 1632 г.
Содержание
История [ править ]
Основание [ править ]
В «Историческом путеводителе по Москве» (1796) появилось утверждение, что первый Казанский храм на Никольской улице, тогда ещё деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Пожарского. Распространено предположение, что этот храм возведён по обету в честь изгнания из Москвы польско-литовских интервентов. Более ранним источникам про эту церковь, сгоревшую якобы в 1634 году, ничего не известно.
Каменный храм для размещения «лубянского» списка с Казанской иконы был построен на средства царя Михаила Фёдоровича и освящён патриархом Иоасафом I в 1636 году. Ещё через 11 лет к нему был пристроен придел в честь казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. На церемонии освящения присутствовал сам царь Алексей Михайлович. Шатровая колокольня, вероятно, была пристроена к четверику с северо-западной стороны, как было принято в церковном зодчестве начала XVII века, для колоколен, единовременных храмам.
Несмотря на миниатюрность, храм стал одной из важнейших церквей Москвы: его настоятель занимал одно из первых мест в ряду московского духовенства.
Строительная история Казанского собора сложная. В конце 1760-х гг. храмовый комплекс был реконструирован на средства княжны М. А. Долгоруковой. При этом был снесён «за ветхостью» придел свв. Гурия и Варсонофия. Перестройка верхних торговых рядов почти закрыла вид на собор с Красной площади. Нижний ярус колокольни был обстроен лавками. Духовенство требовало сноса Аверкиевского придела, в котором давно перестали вести службу.
В первой половине 1802 года по резолюции митрополита Платона была разобрана прежняя шатровая колокольня, и к 1805 году выстроена на другом месте новая двухъярусная, позднее (1865) ставшая трёхъярусной. В 1865 году фасады храма оформили в классическом стиле по проекту архитектора Н. И. Козловского. После такого «поновления» храм мало отличался от тысяч церквей трапезного типа, раскиданных по русским весям.
Размеренный ход жизни в приходе был ознаменован несколькими яркими событиями. Во время французской оккупации 1812 года, по свидетельству А. А. Шаховского, «в алтарь Казанского собора втащена была мёртвая лошадь и положена на место выброшенного престола». Казанская же икона остававшимся при храме протоиереем Мошковым была спрятана.
8 (21) июля 1918 г., во время службы в соборе, патриарх Тихон произнёс проповедь о расстреле Николая II. В сентябре того же года из собора была похищена его главная святыня — список с иконы Казанской Богоматери, почитавшийся как чудотворный.
Советский период [ править ]
В 1925—30 гг. под руководством Петра Дмитриевича Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьёзная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращён предполагаемый первоначальный облик. В деталях точность проведённой реконструкции оспаривается, что неизбежно при скудости документального материала: например, снесённая в 1802 году шатровая колокольня на всех сохранившихся изображениях выглядит по-разному.
К 1929 году Барановским были воссозданы древние кокошники и предполагаемый декор стен, но реставрационные воздействия ещё не коснулись навершия и колокольни, когда было принято решение о сносе храма. Культовые сооружения не соответствовали новому назначению Красной площади как места проведения торжественных церемоний социалистического светского государства. Узнав об этом, Барановский распорядился выполнить обмеры собора с северным приделом; эти документы пригодились потом при его воссоздании.
Решение об уничтожении храма было исполнено в 1936 году, в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади. На его месте был выстроен павильон в честь III Интернационала (автор проекта Борис Иофан); позднее это место занимал общественный туалет. Руководство Центрального музея Ленина предполагало в северо-восточном углу Красной площади возвести ритуальный зал для приёма в пионеры.
Воссоздание [ править ]
Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.
Воссоздание было осуществлено в 1990—1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК). После принятия решения Моссовета о восстановлении «памятника воинской славы» (1989) начался сбор пожертвований. Автором проекта стал архитектор О. И. Журин, один из учеников П. Д. Барановского.
Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) предоставлены правительством Москвы. Освящён патриархом Алексием II 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).
Фотографий дореволюционной стенописи не сохранилось, однако историку С. Смирнову удалось установить темы росписей. Отталкиваясь от его изысканий, художники из Палеха и Брянска в 1990-е гг. расписали храм в ретроспективной, канонической манере.
Описание [ править ]
Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII века тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий, вероятно, к старому собору Донского монастыря. Среди храмов московского посада к этому типу принадлежала церковь Николы Явленного на Арбате. Храм с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского.
По замечанию П. А. Раппопорта, в расположении кокошников и особенно в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями — предвестие наступления эпохи «узорочья».
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
северные приделы — свт. Гурия, архиеп. Казанского, и свт. Варсонофия, еп. Тверского;
южные приделы — сщмчч. Ермогена и Тихона, патриархов Московских и всея Руси.
Как добраться [ править ]
Адрес: 109012, Москва, Никольская ул., д.3;
Телефоны: (495) 698 27 26 (староста); 698-19-96 (свечной ящик); 698-27-01 (церковный дом)
КАЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ
построен для Казанской иконы Божией Матери царем Михаилом Феодоровичем Романовым в ознаменование чудес от этого образа, совершившихся при освобождении Московского гос-ва от иноплеменников в 1612 г.
История престола
Место для каменного собора выбрали в незастроенном сев.-вост. углу Красной пл., против Никольских ворот Кремля, выше Неглименских ворот Китай-города, у начала Никольской ул. («Никольского мосту»), на «крестце» (перекрестке) возле каменного (1596) Ножевого ряда. Раскопки показали, что земля под будущей площадью обрабатывалась уже в XII в.; в XIII в. здесь стояли жилища и хозяйственные постройки. В кон. XV в. перестройка Кремля затронула и площадь, с напольной стороны ее очистили от построек и вымостили булыжником. До сер. XVI в. этот «плац» сохраняли, но к концу столетия севернее «крестца» стали появляться торговые и адм. постройки. Здесь и начали, вероятно, в 1632 г. строительство каменного собора.
Источники единогласно относят собор к числу царских построек: из царской казны шло жалованье причту (наравне с жалованьем причту Верхоспасского собора Кремля); от царя за организацию строительства получили награды руководители Приказа каменных дел С. Глебов и Н. Петров; царская семья сделала вложения в храм (2 колокола, в надписи на одном из них, главном, упом. царь Михаил Феодорович, царица Евдокия Лукьяновна и их дети; в надписи на 2-м упом. только царь; украшенный драгоценностями образ Спасителя с предстоящими прп. Михаилом Малеиным и сщмч. Феодором, тезоименитыми святыми царя Михаила Феодоровича и его отца патриарха Филарета).
К. с. объединил дворцовое пространство кремлевских теремов и посадское знатных землевладельцев, простых торговцев и ремесленников. С этим собором связан ряд обычаев городской жизни: здесь приводили московских купцов к очистительной присяге (процедура включала благовест с колокольни); рядом помещалась «яма» (тюрьма для должников) и стояли искавшие службы подьячие «от Казанской». У К. с. пересекались 2 центральные улицы и кипела торговая жизнь главной площади, встречали послов; в 1687/88 гг. вблизи собора построили род батареи («раскат») с 2 пушками; в сев.-зап. углу церковного участка традиционно торговали церковной утварью, книгами, гравированными изображениями религ. тематики.
Архитектурная история собора
Зодчий храма неизвестен (возможно, подмастерье каменных дел Обросим (Амвросий) Максимов, чье участие в строительстве до 1638 документально подтверждено).
Архитектура храма соответствует архитектуре московских церквей 30-х гг. XVII в., причем аналогичные здания были построены в Китай-городе, т. е. недалеко от К. с. Собор отличается сдержанностью архитектурного решения. Крупный бесстолпный четверик (стороны снаружи 12,5 м (север-юг) и 13,5 м (запад-восток), внутри 9 и 9,2 м соответственно) с одной массивной апсидой был лишен подклета, перекрыт сомкнутым сводом (информация об этом содержится в записях П. Д. Барановского) и увенчан «горкой кокошников» и световой главой. Одновременно с собором были построены сев.-вост. придел, галереи и колокольня.
Небогатый по сравнению с церквами Св. Троицы в Никитниках и Всех святых на Кулишках декор К. с. включал: филенчатые лопатки, разделявшие стены четверика на 3 равные части и украшавшие столбы галереи; килевидные кокошники с глубокими, многообломно профилированными архивольтами (в завершении главного четверика и придела); рамочные наличники окон с простыми треугольными сандриками; валиковую аркатуру барабана с множеством мелких перехватов на колонках; профилированный карниз в завершении барабана, под к-рым был помещен фриз консолей, типичный как для архитектуры кон. XVI в., так и для храмов 20-х гг. XVII в. (напр., ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле). В декоре использовались резные белокаменные детали с красной прокраской фона: в частности, при раскопках найдена резная гирька, рисунок к-рой близок к рисункам гирек ц. Св. Троицы в Никитниках и Теремного дворца; однако количество резных украшений К. с. было, по-видимому, существенно меньшим, чем на упомянутых памятниках. Кровлю украшала черепица желтого, коричневого, красного и черного цвета.
Во время пожара Москвы и взрывов Кремля в 1812 г. К. с. был ограблен, но чудотворную икону, оставленную в Москве, укрыли в доме прот. Сергия и вывезли под Тарутино. В 30-х гг. XIX в. обновили главный иконостас, отремонтировали фасады и ограду. Заново освятили северный придел, использовавшийся как ризница, и пристроили небольшую трапезную (а в 1861 и новую ризницу), обновив полы и престол. Был заказан проект (не осуществлен) полной перестройки, предполагавший возведение на прежнем плане храма в стиле позднего классицизма.
Приступив к реставрации в 1925-1933 гг., Барановский (до ареста) вернул верхним частям и стенам четверика первоначальный облик. По Генеральному плану реконструкции г. Москвы (1935) часть сооружений Красной пл. подлежала сносу, и в год 300-летия освящения (1936) К. с. был полностью разобран (в 1929 снесли колокольню, затем трапезную). Вернувшийся из заключения в 1936 г., Барановский успел сделать последние замеры и фотографии; остатки храма превратили в груду мусора и вывезли для использования в дорожном строительстве. На его месте был выстроен павильон с фонтаном (архитекторы Л. И. Савельев, О. А. Стапран), а в послевоенные годы вместо павильона разбит газон, окруженный гранитным парапетом и засаженный деревьями. Сохранялись только документы фиксации К. с., составленные Барановским (особенно фотоснимки, запечатлевшие все стадии снятия поздних наслоений), и фундаменты, погруженные в культурный слой. Движение за восстановление собора началось в 1985 г., в нем участвовали зам. председателя Президиума совета Московского городского отделения (МГО) ВООПИиК С. В. Королёв, акад. И. В. Петрянов-Соколов (И. В. Петрянов-Соколов: О себе и своем деле. О нем и его делах. М., 1998. С. 191-194), архит. Г. Я. Мокеев ( Мокеев Г. Я. Казанский собор на Красной площади в Москве // Вестник МГО: Метод. сб. М., 1989. Вып. 1. С. 6-20). Началом работ по воссозданию памятника стало проведенное в 1989-1991 гг. сектором археологии г. Москвы Ин-та археологии РАН под рук. Л. А. Беляева полное раскрытие фундаментов собора, документально восстановившее все стадии изменения здания. Были собраны фрагменты резного декора XVII в., черепичных кровель, богослужебной утвари, в т. ч. более древней (крест-мощевик XIV-XV вв., стеклянная иконка с изображением равноапостольных Константина и Елены, застежки богослужебных книг и чеканные накладки, тельники начиная с XIII в.), и бытовые предметы XIII-XVI вв. Инициатором работ и заказчиком выступили МГО ВООПИК и церковная община (с 1990), была оказана поддержка правительством Москвы. 4 нояб. 1990 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заложил камень в основание нового храма. К. с. был восстановлен в 1991-1993 гг. (архит. О. И. Журин) и вновь освящен 4 нояб. 1993 г.