В хибины на автомобиле летом
«Затерянный мир» в России, в котором стоит побывать хотя бы раз в жизни. Хибины.
В своем автопутешествии на «Край земли» мы посетили одно из уникальнейших мест нашей Страны — Хибины.
Хибины — это крупнейший горный массив на Кольском полуострове, возраст которого около 390 млн. лет.
Надо отметить, что, прочитав про Хибины и посмотрев фотографии, мы решили, что нам нужно обязательно туда заехать, для этого пришлось перекроить план путешествия и где-то ужаться. В дальнейшем мы не пожалели об этом. Хибины стали второй природной достопримечательностью, вместе с участком Карелии (между Сортавалой и Петрозаводском), куда нужно будет обязательно вернуться.
Чтобы попасть в Хибины, нужно приехать в город Кировск. Это небольшой городок с населением 25 тыс. чел., расположенный на Кольском полуострове на южной окраине горного массива Хибины, на берегах озера Большой Вудъявр.
Вид на озеро и горный массив впечатлили.
Сам город очень популярен среди туристов, т.к. является горнолыжным курортом. В районе города есть три горнолыжных спуска, а снег здесь лежит с октября по июнь.
Хибины популярны не только среди любителей горнолыжных курортов, но и любителей турпоходов, а также альпинистов.
В наших планах было заехать максимально вглубь Хибин на машине, т.к. дети много ногами пройти не смогут. В идеале мы хотели добраться до базового лагеря МЧС, который находится в центре Хибин, и, оставив там машину, погулять по горам с рюкзаками.
Въехав в Хибины, мы как будто попали в кинофильм «Затерянный мир». Казалось, что сейчас из-за горы вылетит птеродактиль, настолько дикая и нетронутая природа предстала перед нами.
Следуя за навигатором, мы продвигались к базе МЧС. После очередного поворота, проскочив небольшую речушку, мы потеряли дорогу. Немного вернувшись, мы поняли, что «дорога» идет по руслу реки.
Засушливое лето, которое избавило нас от комаров и мошки в Карелии, также помогло нам и за Полярным кругом. Многие реки обмельчали, и передвигаться по ним на нашем маленьком джипике было вполне комфортно. Все броды мы прошли удачно. Единственной проблемой были большие камни и крутые подъемы.
Природа Хибин представляет собой тундру, покрытую горами, озерами и реками. Горы невысокие, до 1-1,2 км, с плоской вершиной и покрытые мхами, лишайниками, грибами и ягодами. В ущельях есть небольшие лесные участки. Много озёр, есть водопады.
Взбираться на гору было нелегко. Под ногами был мягкий и пушистый мох, покрытый черникой и брусникой. Приходилось проедать дорогу к вершине, отчего с каждой съеденной горсткой ягод становилось всё тяжелее идти.
Подъем стоил затраченных усилий. Сверху открывались великолепные панорамы. Отдохнув наверху, мы спустились и направились к машине, чтобы засветло выехать из Хибин.
Возвращаясь в Кировск, мы еще несколько раз останавливались, чтобы пофотографировать и получше запомнить эту красоту.
Я бы хотел сюда вернуться и походить здесь с рюкзаком подольше. Возможно, когда дети подрастут. По Хибинам разработано много маршрутов разной сложности и продолжительности – от однодневных до двухнедельных и более.
В этом уникальном «Затерянном мире» стоит побывать хотя бы раз в жизни каждому.
Сказочные Хибины и дорога на Север.
02.День в марте становится длиннее, полярная ночь давно закончилась. На закат остановились прямо на дороге половить последние лучи. Позже стемналось, и когда проезжали по трассе, местами видны были заснеженные деревья, как в сказке. Ага, то, что нужно! За этот день мы проехали 1200км по асфальтовым дорогам.
03.Следующим днём в Хибинах дороги были снежно-накатанные и чистые. После грязной трассы такие дороги нельзя не любить.
04.Прокатились по округе и нашли необычное для нас, и привычное для местных болото с лесом на фоне гор. В небольших сугробчиках скрываются маленькие деревья и кустарники.
05.А в лесах не вполне понятные дорожки. Увидев сворот от трассы в одну колею, повернули и прокатились по узкой тропе. Дорога привела к шлагбауму частной базы отдыха. Теперь этот некогда тихий уголок у Умбозера закрыт для туристов…
06.По дороге вокруг росли высокие ели.
07.После осмотра лесов переключились на осмотр гор. Поехали к уже знакомой трансхибинской трассе, пока не уперлись в накат от снегоходов. Удивительно, но я думал, что зимой дорогу до карьера чистят, а нет. Зимой только снегоход, и дорога по ущелью весьма лавиноопасное место. Если посмотреть фотографию крупно, то можно найти следы от лавин.
08.Дальше был фитнес до гейзеров по очень широкой снегоходной дороге. Нас обгоняли то лыжники, то снегоходчики. Дорог от них накатано много в округе, и в целом по ним удобно ходить в обычной обуви. Гейзер замерз, да замёрз так, что увеличился раза в три. Этому поспособствовал любитель природы здешних мест, воткнув в скважину длинные жерди. Вода намерзала и превратилась в небольшой айсберг. Подойдя поближе, слышно как журчит вода, жизнь продолжается и зимой.
09.Теперь предстояло забраться на гору Кукисвумчорр по лыжному склону. Катающихся было мало, и мы выбрали самую короткий путь напрямик в горку, где практически никого нет. Ползем, сразу же стало жарко. Потом горка пошла круче и круче, на глаз было 45 градусов и ползти стало трудно, но потом обувь отказалась цепляться за твердый снег. Вместо подъема только съезжал вниз. Засняв панораму, пришлось спуститься. Подъемник работал только для лыжников, они ехали, держась за поручни.
10.Лыж у нас не было, но был фотоаппарат. Поехали искать виды в городе. В одном месте у дороги была большая куча снега, а у дороги стояла табличка, предупреждающая о лавинах. То ли это последствия недавнего схода, то ли просто грунт, сваленный в кучи. Забрались наверх. Внизу было «хоккейное поле» Большой Вудъявр, а справа в углу, гора на которую только что пытались подняться.
11.Зимой конечно очень мало мест в Хибинах, которые можно посетить пешком. Все завалено снегом и лавиноопасность. При нас кого-то из сноубордистов катающихся с гор завалило снегом. Съехал по целине и спровоцировал лавину сам, а спустя пару дней еще завалило пару человек… Каждый сезон без жертв не обходится. Будьте осторожны, и отдавайте себе отчет, когда лезете в горы.
13.Встречать рассвет поехали на Большой Вудъявр. Там есть цивильные подъемники, он очень популярен у лыжников и сноубордистов. Режим работы оказался неправильным для правильного света фотографов. Как потом подсказал местный фотограф, там есть тропки, куда можно подняться пешком в обычной обуви за красивыми видами, но про это я уже узнал потом. А пока утром снял вот такой кадр с трассой Апатиты-Кировск.
14.Снегопада давно не было, дороги хорошо почищены и виды радуют. Еще когда ехали в темноте, я заприметил сказочный лес у дороги. Теперь в него нужно попасть.
16.А потом бац, и ты в сказке! Радости нет предела, это именно то, что хотел увидеть на Кольском.
17.Деревья обросли толстым слоем снега и стали похожи на забавные существа. Действительно сказка, за этим мы и ездим!
18.Тропка стала уже, и шагать можно было только след в след, иногда проваливаясь по колено (кое какой наст уже сложился, иначе бы утонул по пояс). Кто-то до нас ходил на снегоступах, спасибо доброму человеку за это, если читаешь! Без снегоступов, конечно, делать нечего, в следующую поездку обязательно прикуплю.
19.Красивые виды и снежные формы открывались все лучше и лучше.
20.Впервые такое вижу, наснимал сотню кадров. Может показаться, что все они похожие, так и автомобили все похожие: колеса, кузов, руль. Так и тут.
Хибины. Маршрут, карты и другая техническая информация
Если вы готовы променять зной пляжей Краснодарского края на прохладу короткого северного лета. Если вас манит несколько угрюмая красота северной природы – серые камни, прозрачные озера и холмы, расписанные разноцветными мхами. Если вам нравится, как солнце, уставшее от полярного дня, медленно садится за горизонт, окрашивая соседние вершины невысоких гор в оранжевые тона…
В этом случае вам обязательно нужно побывать в Хибинах. Просто обязательно.
И это именно тот случай, когда автомобиль нужно оставить на парковке в городе или, на крайний случай, совершить безумный джиперский подвиг и доехать до базы контрольно-спасательной службы, что расположена в самом сердце Хибинских гор. Там верный четырехколесный конь должен остаться отдыхать от преодолений множества препятствий, а экипажу стоит закинуть на плечи рюкзак и отправиться смотреть Хибины. Пешком.
Потому что Хибины, как и любые другие горы, можно посмотреть только пешком…
Почему именно Хибины?
Потому что эти горы очень удобны для походов. Они компактны, но в то же время имеют много перевалов и долин. При планировании маршрута можно подобрать препятствия на любой вкус, от некатегорийных до 2Б категории сложности.
Из большинства долин есть возможность относительно быстрой аварийной эвакуации (в пределах 1-2 дней) либо к населенному пункту, либо к базе контрольно-спасательной службы, находящейся в центре массива и на которой постоянно дежурят представители МЧС. До базы КСС ведет автомобильная дорога, доступная любому паркетнику. Там вполне можно поставить полноценный базовый лагерь и совершать радиальные выходы.
Заброска и выброска
С точки зрения логистики Хибины очень хороши. Традиционно маршрут начинается со станций Имандра, Хибины или Нефелиновые пески, где останавливаются железнодорожные поезда на Мурманск. Оттуда за несколько часов можно дойти до ущелья Аку-Аку, а там уже совсем рукой подать до ущелья Юмьекорр, которое еще называют западными воротами в Хибины.
Можно добраться самолетом до Апатит или Мурманска и начинать путешествие непосредственно из Кировска, через озеро Малый Вудъявр и ущелье Рамзая. Даже наша, совершенно дикая логистика с автомобильной заброской до Апатит, парковкой около вокзала и железнодорожным перегоном Апатиты-Имандра вполне имеет право на жизнь.
Джиперы, ежегодно массово мигрирующие на Кольский полуостров! Заложите 3-4 дополнительных дня, бросайте своих колесатых монстров в Апатитах, Кировске или на базе КСС, и вперед, в Хибины, за прекрасностями и чудесатостями. Пешком!
Карта Хибин+GPS
Чтобы уместить в голове все эти урчащие слова Вудъявр, Юмьекорр и Юдычвумчорр, и привязать их к сторонам света, вам обязательно понадобится карта. Вот тут можно скачать 500-метровку Хибин повышенной прекрасности. На ней отмечены все перевалы с указанием категорийности и высоты. У кого я ее стырил при подготовке маршрута, уже и не вспомню, но спасибо тебе, хороший человек.
Если же вы пользуетесь шайтан-машинкой, которая называется GPS навигатор, то качайте вот эту карту для Garmin (img файл для загрузки в навигатор). Или можно загрузить карту от Славы Завьялова, что с командой единомышленников рисует подробную карту Подмосковья, так любимую всеми ммбшниками. Сам с удовольствием пользуюсь GPS и шел по первой карте.
Подготовка маршрута
Про снаряжение я уже писал в этом посте, который недавно обновил. В этот раз из списка снаряжения использовалось практически все, что не может не радовать. И да, совершенно точно не нужно брать в летние Хибины фонарик, о чем мне и говорили опытные товарищи. Не включал ни разу.
Общие советы:
— на перевалы выходить утром
— ночевку планировать около воды
— дневной перегон не больше 10 км. Если в организме проснется лось, то лучше сбегать радиалку
— обязательно заложить несколько дней на непогоду и дневки
— если поход длительный, то можно заложить в середину дневку на базе КСС. Баня и другие блага цивилизации
Итоговая нитка маршрута на 7 дней у меня получилась такой:
ст. Имандра – ущ.Аку-Аку – ущ. Юмъекор (н/к) – руч. Меридиональный – р. Гольцовка — пер. Восточный Арсеньева (н/к) – руч. Ферсмана – р. Малая Белая — радиалка на Юдычвумчорр – пер. Петрелиуса Западный (н/к) – база КСС — пер. Рисчорр Южный (н/к) – оз.Академическое – пер.Академический (1А) – база КСС – г. Кировск – г. Апатиты.
Забегая вперед скажу, что маршрут пришлось сильно менять на ходу.
При планировании стоянок и дневных переходов удобно пользоваться чужими маршрутами. Вот, например, хороший пример на 13-16 ходовых дней, охватывающий почти все интересные точки Хибин. По этой же ссылке есть и карта с отмеченными местами ночевок. Берете его и кромсаете под свои нужды.
В конце хочу дать ссылку на очень правильный сайт по Хибинам — hibiny.pro. Помимо ценной информации на сайте, авторы этого ресурса входят в Нижегородский горный клуб.
Это организация с близким мне по духу подходом – категорийность и прочая спортивность не очень приветствуется, но в то же время, вопросам безопасности уделяется повышенное внимание. Перед выходом каждая группа должна защитить свой маршрут, например. Короче, если вы живете в Нижнем Новгороде и хотите в горы, то вам прямая дорога туда.
Все, с техническими премудростями я закончил. В следующих сериях, как обычно, картинки и рассказ о невероятных трудностях, и про их героическое преодоление. Не переключайтесь…
Как мы пробирались на автомобилях в самое сердце Кольского полуострова — Хибины
Находятся Хибины в Мурманской области за полярным кругом, в самом сердце Кольского полуострова. Хибины – очень древний горный массив, его геологический возраст составляет примерно 390 млн. лет. Взглянув на карту можно заметить, что Хибинский массив и впрямь напоминает по форме огромное сердце, расколотое с севера на юг долиной реки Кунийок.
Но наше желание побывать в Хибинах чуть не разбилось о карантин, который ввели в этих местах в городах Кировск и Апатиты. Нам сильно повезло и проехать получилось, об этом я даже написал отдельный пост, кому интересно. Во многих северных городах становится небольшой традицией рисовать красивые яркие картины на стенах домов. Это как-то скрашивает серые виды долгими мрачными зимами.
Сначала проезжаем Апатиты, потом Кировск. И вот перед нами уже предстает горный массив Хибин
Довольно быстро хороший асфальт заканчивается/ Сначала начинаем идти по пыльной щебенке
А потом и вовсе по руслу горной реки
Самая большая опасность здесь — это острые большие камни/ Можно легко пробить колесо, картер двигателя ли что-нибудь оторвать
Мой товарищ, который приехал сюда через пару недель на аутлендере, оторвал глушитель
Наши Амароки прошли без проблем, хотя регулярно что-то задевали днищем. В общем, советую брать сюда машины повыше, а резину покрепче
Что касается дорог, то тут она фактически одна, очень живописная и с небольшими отворотами. Но чтобы подняться куда-нибудь в сторону, нужно все-таки походить пешком, совмещая автопутешествие и походный туризм
Август. А снег здесь еще не растаял
Делаем небольшую остановку, чтобы посмотреть водопад с названием Красивый
Ну что сказать, действительно красивый:)
Дальше проезжаем базу МЧС. Рядом с базой расположена гостиница Куэльпорр, которая носит название одной из ближайших вершин. В гостинице есть разные по удобствам номера, это для тех, кто не любит палаточный отдых.
А в этих местах в 2012 году хотели начать разработку нового месторождения апатит, поэтому вырубили все леса. Но «зеленые» вовремя забили тревогу и разработку запретили
Как доехать до Хибин и что там посмотреть за пару дней?
Многие знают Хибины только как зимний горнолыжный курорт, приезжая в Кировск и останавливаясь где-то в городе или неподалёку. А вот осенние и летние Хибины слегка недооценены — поклонников этого сезона в разы меньше. Потому что не знают, что там делать летом или осенью. А ведь залитые золотом и рубинами осенней листвы склоны ничуть не уступают по красоте снежным пейзажам! В этой статье я по пунктам распишу, как устроить недельную поездку в Хибины в сентябре: где жить, какие цены, что смотреть и куда гулять.
Хибины — это Мурманская область, это Кировск и Апатиты. Именно сюда вам нужно приехать, чтобы оказаться рядом с горами. Кировск находится прямо у подножья Хибин — это самый близкий к горам крупный населённый пункт. Сюда идёт отличного качества асфальтовая трасса «Кола» — из Питера можно доехать на машине за 14 часов. Трафик на «Коле» не сравнится с М-5 и южными трассами — это вам не курорты Краснодарского края. Заправок в Карелии не очень много, поэтому лучше всегда держать бак полным. После Сегежи крупных населённых пунктов в Карелии уже не будет до самой Мурманской области, если не считать Кемь, которая находится в стороне от трассы. Поэтому лучше заранее спланировать места ночёвок, если они будут нужны. Но и эти 1000 км по Карелии проезжаются одним днём легко.
В Кировске традиционно много жилья для аренды. В основном вся движуха активизируется в зимний сезон, когда город превращается в заполярный Куршевель. Как правило, это квартиры в сталинских домах, небольшие турбазы и огромный санаторий, гостиничный комплекс «Тирвас». Но в этом году он так и не открылся из-за коронавируса. Город территориально разделён на две части — сам город и микрорайон Кукисвумчорр, который находится у подножья одноимённой горы с одноимённым горнолыжным комплексом, где проводят соревнования по фрирайду.
Кукисвумчорр находится ближе всего к началу популярных туристических маршрутов — можно пойти в поход пешком прямо из подъезда дома. Я тоже остановился в этом микрорайоне и он мне очень понравился — никакого трафика, одна улица, продуктовые магазины и уютные дворики.
Хибины до безобразия простые горы с точки зрения географии и расположения. Фактически, это круглая лепёшка на лике планеты, разделённая на две половинки ущельем, по которому проложена сносная грунтовая дорога. С неё можно уходить на радиальные маршруты, поднимаясь через перевалы на низкие, древние горы. Но небольшая высота гор создаёт ложное ощущение полной безопасности и расслабленности, чего, конечно же, допускать нельзя. Хибины такие же горы, как Кавказ или Алтай, поэтому без подготовки и регистрации в МЧС на маршруты уходить не стоит. Но заехать по дороге на машине в самый центр горного массива сможет каждый.
Можно даже, не имея машины, сходить в лёгкий поход по горам из Кировска. В 4 километрах от Кукисвумчорра есть очень живописное озеро Малый Вудъявр, куда местные выезжают на природу. Даже никуда не поднимаясь, можно просто погулять по лесочку у озера, в окружении красивых гор. Либо подняться к заброшенным молибденовым рудникам — этот маршрут на 3-4 часа максимум.
Дорога на Куэльпорр
Если хотите прям вот диких условий вдали от цивилизации, где даже мобильник не берёт, нужно ехать на турбазу «Куэльпорр» («Рамзай-север»). Место известно еще как «база МЧС» или КСС (контрольно-спасательная станция). Чтобы попасть туда, нужно проехать 20 км от Кировска по накатанной грунтовке, по речной долине, окружённой пологими склонами гор.
И всё было бы хорошо, если бы не один коварный участок, длинной в километр, из-за которого до базы можно добраться не на любой машине. Этот участок дороги проходит по каменистому руслу реки Вудъяврйок.
На «пузотёрке», наверное, не стоит сюда соваться, чтобы не сесть на крупные булыжники. При прохождении участка на не сильно высокой машине желательно как следует стравить давление в шинах, чтобы глубоко не проваливаться в мокрые камни.
В сентябре 2020 года я прошёл этот участок на Outlander 1 c AT-резиной с минимальными потерями — порванной гофрой выхлопа. Видимо, сильно ударился подвесом трубы о камень и выдернул гофру из обойки.
В остальном, дорога осенью очень простая и живописная. Ехать будете по ней долго из-за постоянных остановок на фотографирование хибинских красот.
Дорога проходит мимо трёх озёр. Первое на пути — Длинное:
Памятный крест у дороги за Длинным озёром — за ним идёт еще одно небольшое озерцо.
И, наконец, третье — Сердцевидное. Если у вас есть дрон, то быстро поймёте, почему оно так называется.
По дороге можно полазить по склонам и пособирать чернику, бруснику, шикшу, которые тут растут в огромных количествах, разноцветным ковром.
Можно даже грибов набрать.
Ближе к базе накатанная грунтовка превращается в череду больших, но не очень глубоких луж, которые, впрочем, тоже очень легко проходятся.
Вот подборка самых интересных моментов пути на Куэльпорр.
А вот и база «Куэльпорр». Это двухэтажное здание, рядом с которым стоят домики поменьше — изба МЧС и гостевые дома. На турбазе всего около 8 номеров или чуть более того, поэтому бронировать нужно заранее. Но скажу, что в сентябре номера были свободные и особого ажиотажа не было. Стоимость койка-места — 1500/2000 рублей в сутки. Цена зависит от категории номера — есть с собственным туалетом и душем, а есть с общим. Своя кухня с поваром и меню. Вечером в кафе собирается много людей — некоторые приходят сюда погреться и поесть из палаточного лагеря, который расположен неподалёку.
Любимица базы — маламутка Айка. Она уже старая, плохо видит и слышит, но очень любит поесть — нюх на туристические консервы у неё отменный. На базе царит какая-то особенная тёплая и домашняя атмосфера. Чужих тут не бывает — люди приезжают сюда (или приходят через перевалы) не первый год, многие друг друга знают.
Хозяин турбазы подробно расскажет о том, что можно посмотреть в окрестностях базы. Самая главная достопримечательность Куэльпоррра — водопад Красивый на реке Рисйок. Идти до него пешком минут 15, не больше. Вокруг него полно обзорных площадок, все они отмечены в MAPS.ME. Можно посмотреть водопад снизу и подняться наверх.
Сверху открывается очень крутой вид на долину реки Кунийок и склон горы Куэльпорр (слева). Отсюда можно поснимать Млечный путь и закаты.
Штольня ядерного взрыва
Если пройти по дороге чуть дальше, то она приведёт к засыпанной штольне подземного ядерного взрыва, которые тут проводили в 1972 и 1984 годах. Залезать внуть совершено не стоит, потому что фон там выше, чем ествественный. Но не убийственный, конечно — около 50 мкР или чуть выше.
С площадки у штольни открывается еще один красивый вид на долину и Хибины.
Если перейти по мосту на базе через реку Кунийок, то, пользуясь картой MAPS.ME (везде натоптаны тропы — заблудиться невозможно) можно за полчаса дойти до красивых Полигональных озёр. Их несколько — от больших и просторных, до маленьких и тихих, окружённых высокими елями и карликовыми берёзами. Выберите то, которое вам по душе и проведите тут несколько часов наедине с природой.
Сентябрь — удивительно удачный месяц для того, чтобы приехать в Хибины.
Загибайте пальцы:
А теперь десерт — полярное сияние! Да, даже в первых числах сентября в этих широтах уже можно наблюдать потрясающее по своей красоте природное явление. Нам повезло — небо полыхало обе ночи, что мы тут были. Правда, не долго — по 30-40 минут. Но мы успели и глазами посмотреть, и поснимать.
К примеру, вот это световое шоу мне удалось запечатлеть на большом Полигональном озере.
Для двух дней на Куэльпорре программа получилась очень насыщенной. По ощущениям мне не хватило 3-5 дней, чтобы остановиться и просто послушать местную тишину, посидеть у реки, побросать в воду камни, проводить закат у водопада, сидя в удобном туристическом кресле, разжечь ночью костёр, набрать 5 литров брусники, погулять по мягкому мху и пособирать огромные подосиновики и белые. Наверное, я так и сделаю в следующий визит.