В иран на своем авто

Иран. Инструкция к применению для автопутешественников.

В иран на своем авто

По вопросам из комментариев и переписки в личке решил написать небольшой ЧАВО для желающих поехать в эту страну на автомобиле.

В иран на своем авто

1. Почему именно Иран?
Очень необычная и красивая страна. Приветливые люди. Отличные дороги. Множество удивительных и красивых древностей и природных достопримечательностей. Древняя Персия же!

2. Это безопасно?
Да. Иран на сегодняшний день самая безопасная страна Ближнего Востока. Помните теракты в Турции, Израиле или Египте? А в Иране? К чести правительства Ирана его политика ежовых рукавиц играет нам на руку. Единственная неспокойная область в Иране – Систан и Белуджистан на границе с Афганистаном и Пакистаном.

4. Правила поведения?
Прежде всего, Иран – исламская страна. Поэтому помните по шариат и забудьте про Тагил. Не вздумайте везти туда водку с салом. Это реально статья УК со всеми вытекающими последствиями. Нельзя туда ехать в шортах, платьях и прочих одеждах, которые не закрывают ноги. Женщинам – строго в платке. В противном случае есть шанс нарваться на полицию нравов. Желателен длинный рукав – просто чтобы не обгореть на солнце.
У Милы Деменковой хорошо написано по одежду.
Кроме того официально запрещено фотографировать государственные учреждения, военные объекты и сооружения. Также нельзя фотографировать женщин, а у мужчин следует спросить разрешения. Правда, на эти запреты никто не обращает внимания, но я все же старался не нарываться и снимал людей по возможности незаметно.

5. Нужна ли виза для граждан РФ? Как ее можно получить?
Да, нужна. Президент Ирана как-то пообещал сделать для граждан РФ безвизовый въезд, но пока не сделал.
Визу можно получить несколькими путями.
– По прилету в международном аэропорту Тегерана, Шираза, Тебриза, Мешхеда и Исфахана. При себе иметь действующий загранпаспорт и страховку. Способ не годится для тех, кто пересекает границу через наземные погранпереходы.
– В посольстве ИРИ в Москве
– В любом консульстве ИРИ. Например, в Астрахани.

6. Как попасть в Иран?
– На самолете. Банально.
– На машине через наземные погранпереходы. Для едущих из России актуальны переходы Агарак-Нордуз в Армении и Астара в Азербайджане. Про последний сказать ничего не могу. Судя по отчетам других путешественников переход Астара достаточно долгий и нервотрепный. Переход Нордуз же поразил меня восточными неторопливостью и спокойствием. Никаких очередей, никакой нервотрепки. Кроме нас границу проходила еще одна иранская семья. Вся процедура заняла не больше часа. И лишь отсутствие карнета на машину заставило нас немного задержаться.

7. Нужна ли страховка?
На машину – нет. На людей – при получении визы. На границе ее не спрашивали.

8. Как проходить границу?
Как и любую другую. Пассажиры отдельно, машина отдельно.
Я ожидал пристально досмотра/допроса, но получилось как у Жванецкого:
– Все вещи нужно доставать из машины и нести на сканер, но можно и так.
– Машину должны досмотреть на предмет запрещенных вещей, но можно и так.
– На выезде должны были проверить количество топлива, но можно и так.
– Я должен был заплатить пошлину за вывозимое топливо, но не платил. Таким образом, я вывез два полных бака по 38 литров плюс 20 литров в канистре.

11. На какой машите можно ехать?
На любой. Дороги и топливо европейского уровня.

12. Что с топливом?
Газовых заправок нет совсем. ДТ по рассказам владельцев дизельных машин заправить тоже проблематично. Зато бензин стоит 10000 IR (

18 RUR) на любой заправке.

13. Что с деньгами?
Валюта Ирана – иранский риал. (IR). Курс на август 2017: 1 RUR = 550 IR; 100 USD = 3.800.000 IR.
В повседневных расчетах иранцы используют неофициальную единицу «туман», равную 10 риалам, а в разговорной речи нули отбрасываются. Поэтому, если на ценнике написано 15000, то в разговоре это будет «пунздах» (пятнадцать), а в реальности 150.000 IR.
Банкоматов много, но карты VISA и Master они не принимают. Также невозможно расплатиться картой в терминалах. Поэтому везти деньги можно только в виде наличности. Доллары или евро. Обменять можно в любом банке или обменнике. Обменников немного, они чаще всего находятся в туристических местах. Работают до 7 – 8 вечера, поэтому озаботьтесь обменом заранее. Рядом с обменниками обычно роятся менялы. Курс у них чуть более выгодный, но я не рисковал. Можно платить долларами/евро в гостиницах или кафе, но, во-первых это незаконно, а во-вторых по очень невыгодному курсу.

15. Что кушать?
Кухня в Иране своеобразна. Из относительно привычного – отварной рис и кебабы. Есть суп, который называется «аб-гушт». На любителя – овощи, вымоченные в уксусе. Очень понравился кисломолочный напиток «ала» – соленый кефир с мятой. В жару очень хорошо утоляет жажду. Есть безалкогольное пиво, в том числе с фруктовым вкусом. Очень необычно.
В больших городах есть типичные заведения фастфуда с типичным же ассортиментом.
Поесть в кафе от 100.000 IR до 500.000 IR (180 – 900 RUR) на троих.
Можно также купить еду в магазинах и приготовить самим.

16. Общение и язык.
Официальный язык Ирана – фарси. В городах встречаются люди в разной степени говорящие по-английски. Во всех же остальных местах готовьтесь к тому, что английский никто не понимает. Потому желательно заранее выучить пару десятков фраз на фарси и носить с собой разговорник. Необходимо также выучить числительные и вопрос «сколько стоит» – в восточной стране без этого никуда. Написание цифр тоже очень желательно запомнить. Это пригодится, например, на заправках.
Надписи на дорожных указателях в 90% случаев дублируются на английском. Тем не менее, я с горем пополам научился читать и это пару раз нас выручало.

17. Навигация.
Я пользовался Навителом. Не самый лучший вариант. Во-первых, карты, за исключением крупных городов, весьма неточные. Во-вторых, все надписи на картах Навител сделал на фарси (лучи добра ему!). Поэтому пришлось поставить поддержку персидского языка и научиться писать на нем.
Если у кого есть опыт использования других систем навигации, поделитесь.
upd: sashkaSam: А насчёт навигации — под андроид OSMand или maps.me (тот же osm, но в другой оболочке) — работают оффлайн и достаточно подробны.

18. Связь и интернет.
Местные сим-карты не покупали, поэтому подробностей не знаю. Использовали российский Теле2 для SMS и Viber/WhatsApp для звонков домой. Бесплатный WiFi есть практически во всех отелях, заправках и кафе. Скорость довольно неплохая.
upd: RomanVR: Местную симку трудно купить. Ирансел покупали через местных. Зато никакого роуминга)

19. Об интимном.
В Иране, как впрочем и в других исламских странах, не пользуются туалетной бумагой. Зато имеющаяся альтернатива – торчащий из стены шланг с краником – есть исключительно во всех туалетах. Насколько это приспособление удобно мы оценили еще во время путешествий по Турции. Если же вы жизни не представляете без туалетной бумаги – берите ее с собой.

Источник

Путешествие по Ирану на машине.

В иран на своем авто

Странствия по разным странам из года в год, привели нас с сыном к следующей цели — государство Иран (до 1935г Персия), раньше казавшийся не достижимой. Название «Иран» (перс. ايراﻥ‎) означает «Страна ариев».

В иран на своем авто

В иран на своем авто

В общем, здесь есть что посмотреть, и как авто-путешественников, нас прежде всего интересуют мало-посещаемые туристами места: первозданная природа, колоритный вкус местной жизни. путешествие по Ирану на машине — это возможность больше увидеть. Здесь большинство достопримечательностей расположено так, что до них надо ехать и порой много часов, страна то большая, поэтому на машине все это сделать гораздо удобнее. Античные дворцы, мечети и прочие показные достопримечательности для «пакетных» туристов, это конечно «вау» и дома мы такого не увидим, но когда парковщик прыгает под колеса, официант тянет за рукав, а продавец тычет в лицо сувениром, это напрягает. Поэтому Тегеран, Исфахан, Шираз и другие города посещали, но по минимуму.

В иран на своем авто

А вот то, чем мы интересовались:
Кандован — деревня расположенная между Тебризом и городом Оску в Иране. Она известна своими жилищами, вырубленными в скалах. Возраст некоторых из этих скальных жилищ насчитывает до 700 лет, при этом они до сих пор населены.

В иран на своем авто

Мейманд — старинное село в провинции Керман, где люди до сих пор живут здесь в 350 вырытых вручную каменных домах.

В иран на своем авто

Таш-кух – гора, пылающая день и ночь, уже много веков.

В иран на своем авто

Пытались углубленно вникнуть в особенности пляжного отдыха на берегу Персидского залива, но из этого мало что получилось.

В иран на своем авто

В иран на своем авто

Иран — не только пустынная, но и гористая страна. Десятки горных цепей и хребтов отделяют речные бассейны и плато друг от друга. Самая высокая вершина г. Демавенд (5671м)
В общем, есть где покататься и есть что посмотреть)

В иран на своем авто

После Ирана, возвращались домой тем же путем — через Азербайджан, Дагестан, Чечню. Таким образом мы проехали вдоль Черного, Азовского, Каспийского и Аравийского моря.

В иран на своем авто

Режим движения — световой день, с ночевками в машине (спальник). Режим отдыха предполагал дневки раз в неделю в интересных местах. Стартовали из Симферополя 26 апреля 2019 на а\м Ниссан Патрол (дизель) Экспедиция не являлась спортивным или коммерческим мероприятием. Ехали на свои деньги, на своей машине и никак не были застрахованы от неожиданностей.
Основная цель — познавательная, основная задача — пройти весь маршрут и сберечь машину — получилось!

Удивительная страна! Одной машиной мы проехали по маршруту Крым — Персидский залив — Крым, почти 10000км, из них по Ирану 5500км, очень довольны! Впечатления и полезная информация здесь:
По Ирану на машине 5500км

В иран на своем авто

Поскольку транзитом проезжать Азербайджан, вот вам инфа:
правила въезда в Азербайджан на автомобилях:

В иран на своем авто

Согласно законам Азербайджанской Республики, на каждую пересекающую границу республики машину должен быть оформлен страховой полис ОСАГО. Страховку легко купить на контрольно-пропускном пункте при въезде в страну. Полис выдается на заявленное количество дней (от 15 до 90). Стоимость страховки на год составляет от 50 азербайджанских манатов (AZN) (примерно 2000 руб.), на месяц — 20% от суммы годовой страховки ОСАГО для конкретного типа автомобиля. Страхование (Зеленую карту) Вы также можете заранее оформить у себя дома на минимальный срок (убедитесь, что AZ есть в списке) Если застрахуетесь дома, сообщите об этом на таможне, чтобы повторно по умолчанию Вам не оформили.

Кроме того, при выезде водитель обязан оплатить транспортный налог за фактическое пребывание дней в стране. На въезде оформляется талончик со штрих-кодом, его нужно сохранять т.к. на выезде по этому талончику оплачивается налог.
Карты на границе не принимают, но принимают валюту.

Для въезда в Иран на своем авто
необходимо получить международную таможенную декларацию (фр. Carnet de Passages en Douane) необходима для временного ввоза транспортного средства в Иран, а это уже не просто и не дешево.
Для оформления Карнета в РФ
едете в Москву, в Российскую автомобильную федерацию, оплачиваете стоимость самого Карнета (от 17000 руб) и вносите залог (до 75 % от стоимости авто). Когда Вы возвращаетесь из Ирана, там же в Москве предоставляете документы с отметкой о выезде залог Вам возвращается. Либо договориться и оформить его на пункте въезда в Иран, что может быть весьма проблематично, учитывая языковый барьер и некоторые бюрократические тонкости)

В иран на своем авто

Внимание
-Получение визы в Иране невозможно, если в течение последнего года турист ездил в Израиль. По истечении года после поездки в Израиль, въезд в Иран проблем не представляет, даже если имеются израильские отметки в паспорте.
-В Иране законодательно требуется соблюдение исламских норм в одежде на улице и в общественных местах (т.е. везде за пределами Вашего номера в отеле).
-Для женщин обязателен платок на голове, свободный плащ/туника/рубашка до середины бедра и с длинными рукавами, длинные брюки. Шапка/шлем и горнолыжный комбинезон (куртка со штанами) считаются адекватной заменой хиджаба.
-Мужчинам не разрешено носить шорты короче колен. Не допускаются майки без рукавов (короткий рукав допустим).
-На провоз дрона в Иран тоже нужно оформлять корнет де пассаж, с получением разрешений где и что конкретно вы будете снимать. Как это все узаконить без знания языка не знаю, но знаю, что в АZ ввоз дронов запрещен однозначно.
В Иране действует сухой закон. Употребление алкоголя в общественных местах и его провоз на территорию страны уголовно наказуемы.
В Иране не работают кредитные карты общемировых систем (Visa, MasterCard и т.п.). Иранцы пользуются картами внутренних систем, поэтому банкоматы бесполезны, если у вас нет счета в местном банке и местной карты. В короткие поездки рекомендуется брать только наличные. Евро и доллары в стране обмениваются свободно (в обменниках («сарафи»)).
Одинокие девушки-иностранки, а также иностранные пары, состоящие в гражданском браке, свободно допускаются в Иран. Их статусом никто не интересуется. Неженатой иностранной паре не откажут в совместном проживании в гостиничном номере.
Религиозная и этническая принадлежность иностранных туристов в Иране не важна. Никаких вопросов по этому поводу не задают ни при получении визы, ни на границе.

В иран на своем авто

PS. Провожу экскурсионные фото-туры по Крыму на большом комфортном и безопасном внедорожнике Nissan Patrol. Маршруты от простых до экстремальных, в зависимости от ваших предпочтений — однодневные или с ночевкой. Максимальное количество достопримечательностей за минимальное время! Ничего не нужно таскать на себе — все необходимое снаряжение уже на борту!
Обращайтесь, я обязательно отвечу!

Источник

Грузия, Азербайджан и Иран в мае 2016 в одной поездке 2 часть

В иран на своем авто

Азербайджан.
2 мая. Из Тбилиси выехали утром около 9.00 и через час были на Грузино-Азербайджанской границе на КПП Красный мост. Перед нами 3 машины. Формальная проверка документов, оформление ввоза машины в Азербайджан, страховка и спустя 40-50 минут мы в Азербайджане. Все чинно и благородно, никакого вымогательства. Вещи из багажника для досмотра не доставали и на сканер не носили. Не спеша покатили в Астару. Заехали в город Казах. Когда то служил там в СА. Городок разросся. Симпатичный. Остановились около магазина автозапчастей. Я пошел искать перегоревшую лампочку, а Дима в банк добывать манаты.
Должен сказать, что я был приятно удивлен. В целом, сейчас в Азербайджане молодежь знает русский язык гораздо лучше, чем в Грузии. Лампочку нашел – 1.5 маната (1 доллар). Незамедлительно получил предложение в гости от молодого человека лет 30. Поблагодарил и извинился, что мы не сможем сегодня быть его гостями. Уж чего-чего, а гостеприимства, у азербайджанцев не отнять.
Пообедали на трассе в какой то забегаловке. Салат, картошка с мясом, чай, лаваш. На четверых вышло 26 манат ( около 17 долларов). Заправились, 95 бензин — 0.95 манат. Поехали дальше. А потом мы влипли. После Евлаха навигатор стал уводить в сторону с трассы Е60. Остановились и спросили дорогу у местных. Зря мы их послушались. Сначала дорога стала чуть хуже, потом еще чуть хуже. А мы уже проехали километров 50, ну не возвращаться же! Тем более увидели аистов, вдруг дальше будет лучше.

В иран на своем авто

В иран на своем авто

А потом я единственный раз в жизни увидел двойную радугу, одну над другой. Удивительное зрелище! Присмотритесь.

В иран на своем авто

В иран на своем авто

Лучше бы вернулись. В конце концов, с дороги исчез асфальт, потом от дороги осталось одно направление. Видимо это направление целенаправленно и долго бомбили. Потом там в течение месяца ездила танковая дивизия. А потом пришли кладоискатели и перекопали все, что осталось. В общей сложности около 180 км такой дороги. А ведь мы проезжали через какие то села. Как там люди живут? Плохие участки без асфальта на Военно-Грузинской дороге – это просто хайвей по сравнению с этой «дорогой» в Азербайджане. Стемнело. Слава богу, что мы успели проехать эти ужасные 180 км в светлое время суток. Что сказать про Азербайджан. Не съезжайте с центральных автомагистралей, иначе жестко пожалеете. Дорог нет, проезжая через небольшие городки мы обратили внимание на темные окна домов, темные неосвещенные улицы. Очень неуютно. Наверное, все электричество в Баку, на провинцию денег не хватает. Дороги на тройку с минусом. С Грузией разительный контраст. Опять же своего президента азербайджанцы выбрали сами, это их выбор. Наверное азербайджанцев такая жизнь устраивает. Это их выбор.
Около 10 вечера приехали в Ленкорань. Достаточно быстро нашли приличный новый отель Starway. Большие чистые номера. Новая мебель и белье, ТВ, сплит. 15 манат (10 долларов) с завтраком.
Заплатили 2 маната (1,5 доллара) таксисту, который по совету администратора отеля отеля отвез нас поужинать в заведение для местных. Огромные порции. Нет не так, ну просто гигантские порции. Очень вкусно. Очень понравился домашний компот из фейхоа, просто божественно. Еле все осилили. Обожрались. 23 маната (15 долларов) за ужин на четверых и еще 2 маната таксисту. Вернулись в отель, посмотрели по местному ТВ серию «17 мгновений весны» на русском языке, и баиньки. Завтра нас ждет Иран. Утром решили заехать на Каспийское море, благо от отеля в двух кварталах. Каспийское море ни разу не впечатлило.

В иран на своем авто

К тому же прохладно +15 и ветер. Вперед в Астару на границу.
Астара.
3 мая. На границу приехали около 12.00. Сначала прошли азербайджанскую таможню за 15 минут. Проехали на иранскую таможню. К нам подошел молодой человек. Представился Пейманом.
Небольшое отступление. Немного расскажу о самом принципе въезда в Иран на автомобиле без Карнета. Иранская фирма берет на себя ответственность за то, что Вы, въехав в Иран на своем автомобиле, через оговоренное время выедите обратно. За это Вы и оплачиваете основную часть денег + 10-20 долларов за работу представителя такой фирмы + обязательные платежи за оформление документов около 30 долларов. Если Ваша машина не выедет из Ирана, то фирма-поручитель оплатит государству рыночную стоимость Вашего автомобиля в Иране + нехилый штраф. Если Вы просрочите срок выезда, то за каждый день просрочки заплатите по 5 долларов. Стоимость услуг фирмы зависит от автомобиля, объема и мощности двигателя, а также срока, на который Вы въезжаете в Иран. Также возможны варианты: Въезд и выезд в одном месте (как мы), въезд через Азербайджан и выезд через Армению или Турцию, ну или в любом другом порядке. В этих случаях цена будет несколько отличаться в большую сторону. Общие расходы на оформление моего автомобиля составили 310 долларов. Внимание! Так как у нас в СТС не указывается объем двигателя, я настоятельно рекомендую взять с собой ПТС. Объем двигателя важен для оформления документов на авто. Я как в воду глядел, ПТС взял с собой.
Вернемся к иранской таможне. Пейман показался хорошим парнем, но он знает только фарси и азербайджанский языки. В принципе, это не стало для нас большой проблемой. На таможне всегда много людей, которые знают русский и рады помочь с переводом. Видел и русских и азербайджанцев и дагестанцев. В общем, языковой барьер мы преодолели легко. Пока Пейман побежал оформлять документы на автомобиль, мы немного осмотрелись. Тут же познакомились с компанией из Москвы, которые путешествовали на Рено Дастер. У москвичей имелся Карнет, но была одна маленькая загвоздка. При оформлении Карнета в номере автомобиля была сделана маленькая ошибка, толи в букве, толи в цифре. И Карнет стал просто никчемной бумажкой. Москвичи уже переночевали в Астаре одну ночь и пытались решить возникшую проблему, но пока безуспешно. Тем временем часы показали 13.00, и на таможне начался перерыв. Вернулся Пейман и сказал, что документы мы сегодня точно не оформим. Только завтра с утра. Эх, надо было приезжать к 9.00. Пейман сопроводил нас и москвичей в отель, который располагался буквально в двух шагах рядом с таможней. Shariar Hotel, новый, чистый. Сторговались за 20 долларов за номер без завтрака. Кстати это был наш самый дешевый отель в Иране. Немного погуляли по Астаре.

Источник

По Ирану на своей машине

Как я уже говорила ранее, когда писала о въезде на своей машине в Армению в предыдущем отчете «Сквозь Армению на своей машине», мы, отметив великие грузинские праздники Тбилисобу, Мцхетобу и Сигнахобу и закупившись вином и чачей в Мукузани (в Кахетии), сразу же утром по возвращении в Тбилиси поехали в посольство Исламской республики Иран (на Чавчавадзе, 80), чтобы получить визу. Посольство располагается рядом с украинским посольством. Работает с понедельника по пятницу включительно — несмотря на то, что в Иране в пятницу выходной (а иногда и в четверг).

В иран на своем авто

Небольшое отступление. В украинское посольство мы тоже заглянули, так как хотели на пароме (с машиной или без) сплавать в Одессу, где никогда не были (пока делается иранская виза). В посольстве нам сказали, что для россиян нужно приглашение от украинского гражданина. Если такого приглашения не будет — то на границе пограничники могут развернуть. Хотя могут дать добро и пустить. Поэтому в Одессе мы так и не побывали. Зато посетили Иран (в очередной раз).

Итак, зашли мы в иранское посольство. Там в приемной сидело человек пять с какими-то бумагами. Но нас сразу заметили и спросили (по-английски), что мы хотим. Мы ответили. Нам дали адрес сайта и сказали, чтобы мы вначале на сайте заполнили заявку, с фотками и копией паспорта, а потом бы и приходили. Сайт такой: http://e_visa.mfa.ir

В иран на своем авто

Мы попрощались и ушли. С мобильника сайт может отображаться некорректно. Заполняла я анкеты в отеле с ноутбука. Чача из Мукузани очень помогла разобраться. Нужно в анкету-заявку загрузить копию паспорта и фото. (Требования к файлам jpg по ссылкам можно прочитать.) Так как у меня с собой был фотик, макрообъектив и ноутбук, я все это сделала быстро и без проблем. Отфоткала паспорта, затем мы друг друга пофоткали на фоне светлой стены (фон я потом удалила в «Фотошопе»). Копия паспорта цветная — одна страница (НЕ разворот) — 900×613 пикселей. Фото фэйса (цветное) произвольно, у меня было 866×1134 пикселей. Я фотографировалась без платка. Хотя везде в интернете написано, что женщина должна быть в платке. Отправила всё это, обе заявки. Мне на е-мейл никак не приходило сообщение, что моя заявка отослана и зарегистрирована в системе — сообщение должно прийти сразу на почту. Я поменяла свой е-мейл (у меня две почты на Яндексе) — и сообщение пришло — с tracking кодом. Это не что иное, как еще одно название референс-кода.

В иран на своем авто

На другой день мы пошли в этнографический музей Тбилиси и заодно посмотрели с высоты сванской башни на Черепашье озеро — Кус тба. Зашли и в иранское посольство, которое расположено там же, рядом. Мы дали свои паспорта и сказали в приемной, что послали заявку посредством веб-сайта. И — о чудо! — нас пропустили через рамку — в кабинет консула! Там сказали, что наши заявки в системе (и даже показали их нам на компьютере), и спросили, желаем ли мы отослать заявки в МИД Ирана. Конечно, я сказала что «йес оф коз». На мой вопрос, как долго ждать нам визу, сказали, что максимум через 10 дней визу мы получим.

В общем, эти 5–10 дней мы решили поездить по Грузии. Поехали на Черное море искупаться (пляжи пустые, а вода теплая), потом поехали в горы Сванетии… Погода в конце октября была прекрасная. Вернулись как раз к нужному времени. А по пути из Сванети в Тбилиси заехали в Рачу в село Хванчкара, чтобы купить вина (возвращаться с пустым багажником в Тбилиси не хотелось, ибо вино Мукузани мы допили в сванских горах).

В понедельник пошли в посольство с трекинг кодом (он же референс код).

С трекинг-кодом можно заходить на сайт www.e_visa.mfa.ir и смотреть статус заявки. Через 5 дней (рабочих) должен быть статус «Одобрено» — тогда можно идти в посольство. Трекинг-код надо предъявить консулу. Мобильники, большие сумки перед входом нужно оставить — выдают номерок.

В общем, далее в кабинете консула выдают бумагу с банковским счетом, на который надо перечислить денежки за визу в отделении TBC банка. Еще нужно сделать по 1 цветной фотографии на каждого, в бумажном виде, чтобы прикрепить к анкете, бланк которой выдают в посольстве.

По пути от посольства до отеля мы и фотки сделали, и заплатили по 40 евро в отделении TBC банка. Но чтобы оплатить, нужно создать аккаунт в этом банке — то есть заполнить анкету в базе банка, с адресом и грузинским номером телефона… Девушки в банке владеют русским, так что помогли нам…

Вечером в отеле заполнили бумажные бланки анкеты, 2 страницы. Вино из Хванчкары очень мне помогало.

На другой день, во вторник, в 10 утра мы вернулись в иранское посольство и отдали квитанции об оплате, фотки, анкеты. И в паспорта нам сразу вклеили визы.

На следующий день мы уже ехали по направлению к Армении.

Как мы проехали сквозь Армению, я уже рассказывала ранее.

В пятницу нас были готовы пустить в Иран, но не машину. На машину нужна была ИРАНСКАЯ страховка, а ее оформление было возможно только в субботу. Поэтому мы развернулись обратно в Армению, оставив на границе машину.

Переночевав в отеле в Агараке, мы вернулись на армянскую границу. Снова нам поставили штампы о выезде. Мы нашли свою машину, которая ночевала на стоянке около армянской таможни. Снова прошли осмотр, выдвинулись к иранцам. Они сразу отправили нас ставить в паспорта штампы о въезде в отдельное здание, где с нас взяли немного армянских драм за медицинскую страховку (напечатана на А4 на фарси и армянском), поставили штампы и, когда мы вернулись к машине, послали нас на стоянку около следующего офиса, где оформляется страховка на машину. Переговоры с иранцами происходили на английском. В офисе иранцы долго заполняли бумаги, потом дали заполнить анкету на машину, куда надо было вписать номер транспортного средства, цвет и пр. В тот же день из Армении ехал на автомобиле армянин с женой, который знает и русский, и фарси (так как в Иране у него бизнес). Он нам помог общаться с иранцами, рассказал, как найти нужное топливо в Иране и другие необходимые вещи.

В иран на своем авто

Пока ждали ответа от страховой компании, выучили арабские (они же иранские) цифры. Это пригодилось нам в оплате за платные дороги, при покупке овощей и фруктов — иногда цену писали.

Наконец к нам подошел армянский друг и сказал: страховку они сделали, надо им 20 долларов заплатить. Типа это бакшиш. Заплатили.

Туалет на границе (иранской) — только мужской. Женский был закрыт… Не впервой я наблюдаю такую несправедливость, и поэтому мне как-то пофиг… Ну, а что делать оставалось. На улице — раковина с водой. Можно умыться или попить воды. (В иранских туалетах (часто на заправках), где мы наливали воду, иранцы говорили, что вода не для питья, а для мытья, но мы воду эту кипятили и пили чай и кофе. В пустыне Маранджаб и в прилегающих районах вода в туалетах была соленая, что, конечно, сказывалось неприятно на вкусе чая и кофе….)

В иран на своем авто

Итак, наконец иранцы вышли с бумагами и осмотрели машину, сверили данные в бумаге… Выдали страховку (на 2 листах А4). Сказали, что это копия, присланная по е-мейлу. А оригинал надо щас поехать получить в офисе в городе и там же заплатить. Так как мы знали иранские цифры, то рассмотрели, что в графе TOTAL была написана сумма чуть более 250 долларов. Вся страховка была на фарси и на армянском. То есть ни слова и ни буквы не понятно. Но TOTAL было написано латинскими буквами. А сумма — иранскими цифрами.

Итак, армянский друг сказал, что тоже едет в город (ехать 2 часа) и ему тоже нужна страховка, так что он всё покажет и расскажет.

Ок. Поехали. Уже темнело… Получается, что приехав на границу в 10 часов, мы весь день провели, оформляя страховку на машину.

В иран на своем авто

Наконец приехали в город. Не могу сказать, в какой. Возможно, это была Джульфа. Но не уверена. Долго кружили по городу, искали нужную улицу, спрашивали… Наконец нашли контору без вывески. Зашли. Оформили всё, вернее получили оригиналы и заплатили денежки. Ну, округлили сумму, ну, бакшиш еще учитывать надо. В итоге с нас взяли 300 долларов. При условии что через 15 дней мы вернемся в Армению через тот же погранпереход. Возвращаться через Азербайджан наверняка вышло бы дороже. Армянский друг сказал, что если мы вернемся на 4–5 дней позже, а не через 15, то ничего страшного.

Там же, в конторе, поменяли 400 долларов на иранские риалы. И распрощались с армянским другом. Он поехал в Тебриз, а мы — куда глаза глядят.

В иран на своем авто

О топливе. В Иране заправки для дизеля и для бензина чаще всего разделены. Красные колонки — для бензина, а желтые, грязные, с лужами на асфальте — для дизеля, и там можно видеть грузовики. Часто заправки для дизеля находятся в каких-то подворотнях и имеют только одну колонку, куда выстраивается очередь из грузовиков. Оплата по карточкам. Если карточки нет — то и заправляют дороже и наливают меньше. Но, даже в этом случае, в Иране топливо стоит очень и очень дёшево (от 8 рублей российских за литр дизеля). Заправки только с бензином встречаются чаще. Но в крупных городах мы ни одной заправки не видели, поэтому начинали дёргаться и искать заправку, когда топлива оставалось на 250 км. Всегда спрашивайте у местных в городах, где заправка. Дизель на фарси — газойл.

В иран на своем авто

В Иране мы были не в первый раз, поэтому решили посмотреть то, чего еще не видели. Например, минеральные источники Бадаб-е Сурт. Около города Сари, недалеко от Каспийского моря. Путь лежал через Тегеран.

В иранской столице, как вы понимаете, вечные пробки. Мотоциклы, пешеходы появляются отовсюду. Светофоры мигают кто желтым, кто красным. Это значит: езжай как тебе нравится, но будь осторожен. Редко когда светофоры сменялись немигающим красным или немигающим зеленым.

Таксисты при виде иностранцев радуются и непонятно как при таком безумном движении догоняют, обгоняют, сравниваются с окном и, высовываясь в окно, говорят: «Привет, ты откуда? Хэлло. Вэ, а ю фром?» И машут рукой! Как они при этом следят за дорогой? Нужно не только за дорогой, за навигатором и следить, да еще и смотреть на таксиста в окно и говорить: «Русия». Приветствовать туриста могут и мотоциклисты. И прохожие тоже. Так как движение по загруженным дорогам Тегерана медленное.

В иран на своем авто

Наконец мы проехали Тегеран и добрались до источников Бадаб-е Сурт, до кемпинга, откуда можно пешком дойти до желто-красных террас с минеральной водой или же доехать на тракторе с иранцами по камням. Мы спросили разрешения въехать на машине на площадку для кемпинга и там переночевать. Иранцы дали согласие. Мы переночевали бесплатно и даже помылись в ручье (там была пресная вода). Купили у них литр сока из горных ягод, который прекрасно заменил нам красное грузинское вино в пустыне Маранджаб.

Следующая остановка у нас была около Каспийского моря. После плотного ужина иранским кебабом в городе Сари.

Заплатили за въезд к морю, ночевали в машине, выбрав место потемнее — около утиной фермы.

Другую ночь, проехав снова через Тегеран, мы ночевали, съехав с трассы почти в сумерках, около древнего заброшенного разрушенного города. Иранец, пришедший перекрыть воду в ручье и отправить ее на другое поле, пожелал нам приятных сновидений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *