в каком соборе гайдн служил певчим

В каком соборе гайдн служил певчим

в каком соборе гайдн служил певчим

Гайдна справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра.

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, в небольшом местечке Рорау, расположенном на левом берегу реки Лейты, между городками Брук и Хайнбург, вблизи венгерской границы. Предки Гайдна были потомственными австро-немецкими ремесленниками-крестьянами. Отец композитора, Матиас, занимался каретным делом. Мать — урожденная Анна Мария Коллер — служила кухаркой.

Музыкальность отца, его любовь к музыке унаследовали дети. Маленький Йозеф уже в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Он обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Его звонкий серебристый голос приводил всех в восхищение. Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям мальчик попал сначала в церковный хор небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном (главном) соборе Св. Стефана в Вене. Это было знаменательным событием в жизни Гайдна. Ведь иной возможности получить музыкальное образование он не имел.

Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но единственной школой. Способности мальчика быстро развивались, и ему стали поручать трудные сольные партии. Церковный хор часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах. Приглашали хор и для участия в придворных торжествах. А сколько времени уходило на выступления в самой церкви, на репетиции? Все это было тяжелой нагрузкой для маленьких певчих.

Йозеф был понятливым и быстро воспринимал все новое. Он даже находил время заниматься игрой на скрипке и клави-корде и достиг значительных успехов. Только вот его попытки сочинять музыку не встречали поддержки. За девять лет пребывания в хоровой капелле он получил от ее руководителя всего два урока!

Когда у Гайдна стал ломаться голос и он не смог больше петь в хоре, его бесцеремонно уволили. Для юноши началась самостоятельная жизнь, полная невзгод и лишений, а главное — непрерывного и упорного труда.

«Когда я, наконец, потерял свой голос, — пишет Гайдн в автобиографической заметке, — мне пришлось целых восемь лет едва перебиваться обучением юношества».

Впрочем, и уроки появились не сразу. До того пришлось пережить отчаянное время поисков заработка. Понемногу удалось найти кое-какую работу, хотя и не обеспечивавшую, но все же позволявшую не умереть с голода. Гайдн стал давать уроки пения и музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда и просто на больших дорогах. По заказу он сочинил несколько своих первых произведений. Но все эти заработки были случайными. Гайдн понимал: чтобы стать композитором, нужно много и упорно учиться. Он начал изучать теоретические труды, в частности книги И. Маттезона и И. Фукса.

Полезным оказалось содружество с венским комиком Иоганном Йозефом Курцем. Курц был в то время весьма популярен в Вене как талантливый актер и автор ряда фарсов.

Курц, познакомившись с Гайдном, сразу оценил его талант и предложил сочинить музыку к составленному им либретто комической оперы «Кривой бес». Гайдн написал музыку, которая, к сожалению, не дошла до нас. Мы знаем лишь, что «Кривой бес» исполнялся зимой 1751-1752 годов в театре у Каринтских ворот и имел успех. «Гайдн получил за него 25 дукатов и считал себя очень богатым». Смелый дебют молодого, еще мало известного композитора на театральной сцене в 1751 году сразу принес ему популярность в демократических кругах и. весьма дурные отзывы ревнителей старых музыкальных традиций. Упреки в «шутовстве», «легкомыслии» и прочих фехах были позднее перенесены различными ревнителями «возвышенного» на остальное творчество Гайдна, начиная с его симфоний и кончая его мессами.

в каком соборе гайдн служил певчим

Последним этапом творческой юности Гайдна — перед тем как он вступил на самостоятельный композиторский путь — были занятия с Никола Антонио Порпорой, итальянским композитором и капельмейстером, представителем неаполитанской школы. Порпора просматривал композиторские опыты Гайдна и делал ему указания. Гайдн, чтобы вознаградить учителя, был аккомпаниатором на его уроках пения и даже прислуживал ему.

Под крышей, на холодном чердаке, где ютился Гайдн, на старом разбитом клавикорде он изучал произведения прославленных композиторов. А народные песни! Сколько он их переслушал, бродя днем и ночью по улицам Вены. Тут и там звучали самые различные народные напевы: австрийские, венгерские, чешские, украинские,, хорватские, тирольские. Поэтому произведения Гайдна пронизаны этими чудесными мелодиями, в большинстве своем веселыми и жизнерадостными.

В жизни и творчестве Гайдна постепенно назревал перелом. Его материальное положение стало мало-помалу улучшаться, жизненные позиции крепнуть. Вместе с тем великое творческое дарование принесло свои первые значительные плоды.

Примерно в 1750 году Гайдн написал маленькую мессу (в фа мажоре), выказав в ней не только талантливое усвоение современных приемов данного жанра, но и очевидную наклонность к сочинению «веселой» церковной музыки. Более важным фактом является сочинение композитором первого струнного квартета в 1755 году.

Толчком послужило знакомство с любителем музыки, помещиком Карлом Фюрнбергом. Окрыленный вниманием и материальной поддержкой со стороны Фюрнберга, Гайдн написал сначала ряд струнных трио, а затем и первый струнный квартет^ за которым вскоре последовало около двух десятков других. В 1756 году Гайдн сочинил концерт до мажор. Меценат Гайдна позаботился также об упрочении его материального положения. Он рекомендовал композитора венскому аристократу из Чехии и любителю музыки графу Йозефу Францу Морцину. Зиму Мор-цин проводил в Вене, а летом жил в своем имении Лукавец около Плзеня. На службе у Морцина, в качестве композитора и капельмейстера, Гайдн получал даровое помещение, питание и жалованье. Служба эта оказалась кратковременной (1759-1760 годы), но все же помогла Гайдну сделать дальнейшие шаги в композиции. В 1759 году Гайдн создает свою первую симфонию, а вслед за ней в ближайшие годы четыре других.

Как в области струнного квартета, так и в области симфонии Гайдну предстояло определить и кристаллизовать жанры новой музыкальной эпохи: сочиняя квартеты, создавая симфонии, он проявил себя смелым, решительным новатором.

Во время пребывания на службе у графа Морцина Гайдн влюбился в младшую дочь своего приятеля, венского парикмахера Иоганна Петера Келлера, Терезу и всерьез собирался соединиться с ней узами брака. Однако девушка по причинам, оставшимся неизвестными, покинула родительский дом, и ее отец не нашел ничего лучшего, чем сказать: «Гайдн, Вы должны бы жениться на моей старшей дочери». Неизвестно, что побудило Гайдна ответить положительно. Так или иначе, но Гайдн согласился. Ему было 28 лет, невесте — Марии Анне Алоизии Аполлонии Келлер — 32. Брак был заключен 26 ноября 1760 года, и Гайдн стал. несчастным мужем на долгие десятилетия.

Его жена вскорости проявила себя женщиной в высшей степени ограниченной, тупой и сварливой. Она абсолютно не понимала и не ценила великое дарование своего мужа. «Ей было все равно, — выразился Гайдн однажды в старости, — кто ее муж — сапожник или артист». Мария Анна безжалостно истребила ряд нотных рукописей Гайдна, употребляя их на папильотки и подкладки под паштеты. Притом она была очень расточительной и требовательной.

Женившись, Гайдн нарушил условия службы у графа Морцина — последний принимал в свою капеллу только холостых. Впрочем, ему не пришлось долго скрывать перемену в своей личной жизни. Финансовое потрясение заставило графа Морцина отказаться от музыкальных удовольствий и распустить капеллу. Над Гайдном нависла угроза опять остаться без постоянного заработка.

Источник

ГАЙДН, ФРАНЦ ЙОЗЕФ

(1732-1809) австрийский композитор

Гайдн считается ведущим композитором-классиком XVIII столетия, чье мастерство способствовало развитию новых музыкальных форм — струнного квартета и симфонии.

Будущий композитор родился в деревне Рорау в простой семье: его отец был каретным мастером, а мать до рождения сына — кухаркой у владельцев деревни. Но это не мешало его родителям любить музыку. Она постоянно звучала на импровизированных домашних концертах, которые по воскресеньям устраивал отец. В основном это были народные песни — австрийские, немецкие, венгерские, славянские.

Так уже с детства Гайдн полюбил фольклор, и в дальнейшем он будет часто использовать народные мелодии в своем творчестве. В частности, они прозвучат в зингшпиле «Асмодей, или Хромой бес», который Гайдн написал в девятнадцать лет.

Музыкальную одаренность мальчика заметил его двоюродный брат, который был директором школы и руково­дителем хора в городке Хайнбург. Он забрал шестилетнего Йозефа в свой дом и стал обучать его азам музыкальной грамоты. Основной школой для мальчика становится хор, где он поет до начавшегося изменения голоса.

Когда Йозефу исполнилось восемь лет, его услышал музыкальный директор хора венского собора святого Стефана. Он пригласил мальчика служить певчим в главном соборе австрийской столицы. Родители Гайдна с радостью приняли это приглашение, и в 1740 году Йозеф перебирается в Вену.

В соборе он прослужил девять лет, за это время хорошо узнал сочинения австрийских, нидерландских и итальянских композиторов, научился искусству полифонии. Правда, Гайдн практически не владел музыкальной теорией.

После мутации голоса Йозефа исключают из кафедрального хора и кафедральной школы, и он остается без средств к существованию. Ему приходится самому заботиться о себе и перебиваться случайными заработками, играя во время трапез богатых вельмож. Живет он на чердаках у друзей, иногда просто ночует то у одного, то у другого.

Но несмотря на столь сложное существование, Гайдн не теряет присутствия духа. Он много занимается самообразованием, штудируя основные учебники по музыкальной теории, и тщательно разыгрывает на стареньком клавикорде сонаты Карла Ф.Э.Баха.

И тут ему неожиданно улыбается удача. Итальянский композитор, певец и вокальный педагог Н.Порпора открыл в Вене музыкальный класс и пригласил Гайдна в качестве аккомпаниатора. Гайдн не только работал, но и учился. Он получил здесь основы вокальной педагогики, узнал современную музыкальную литературу. Порпора заметил композиторский дар Гайдна и после уроков разбирал с ним его первые композиции. В те же годы Йозеф познакомился с итальянской оперой, которая тогда господствовала на сцене венского оперного театра.

В девятнадцать лет Гайдн пишет свою первую оперу «Асмодей, или Хромой бес», которую ставит театр у Каринтийских ворот. В 1755 году он становится участником музыкального кружка в усадьбе австрийского дворянина Карла Йозефа фон Фюрнберга. Для него Гайдн написал свои первые струнные квартеты. Всего же для этого музыкального кружка композитор написал двадцать квартетов.

Начиная с 1759 года Гайдн служит в должности капельмейстера при дворе чешского графа Й.Морцина. В то время аристократы часто содержали небольшие оркестры, члены которых нередко сами писали музыку для своих выступлений.

Гайдн очень хорошо зарекомендовал себя здесь не только как руководитель оркестра, но и как сочинитель. Он пишет свою первую симфонию, которая пока что мало чем отличалась от танцевального дивертисмента. И тем не менее ранние композиции Гайдна, несмотря на всю их традиционность, наполнены какой-то особой свежестью интонации.

Второй период творчества Гайдна связан с его капельмейстерской и композиторской работой при дворе князя П.Эстерхази. Сначала его пригласили сюда как помощника дирижера. Однако Гайдн сумел перестроить репертуар оркестра, сделал его более современным. Он сам писал музыку для оркестра и уже в первый год сочинил три симфонии — «Утро», «Полдень» и «Вечер».

Но он чувствовал себя все-таки не очень комфортно. Сложное положение слуги и хозяина небольшой музы­кальной группы порождало у него ощущение раздвоенности. Он был тактичен, ровен и корректен в общении, за что его иногда даже называли дедушкой. И в то же время он страдал без творческого и дружеского общения, выезжая в Вену лишь на концерты вместе с капеллой. Во время одной из таких поездок Гайдн познакомился с В.Моцартом.

В восьмидесятые годы Гайдн и Моцарт подружились, у них было много творческих контактов. Моцарт признавал влияние Гайдна на свои квартеты, шесть из которых он посвятил своему другу.

В конце шестидесятых годов XVIII века Гайдн уже становится зрелым композитором. Написанные в то время Stabat Mater и месса Святого Николая уже могли быть признаны лучшими произведениями столетия. Но ведь были еще «Траурная симфония» и «Прощальная симфония» (1773), две оперы-буффа на тексты К.Гольдони «Аптекарь» (1768) и «Лунный мир» (1777)

Гайдн писал симфонии, дивертисменты, квартеты, произведения для баритона (струнного инструмента, близкого к виолончели), оперу для придворного театра, музыку для театра марионеток.

Но личная жизнь композитора складывалась неудачно. В 1760 году он женился на Марии Келлер, однако этот брак не принес ему счастья. Жена Гайдна оказалась сварливой и злобной женщиной, она использовала рукописи мужа для папильоток или накрывала ими выпечку. Разочаровавшись в семейной жизни, Гайдн заводит романы на стороне. В течение нескольких лет его близкой подругой была юная итальянка Л.Ползели, которая служила у князя в качестве меццо-сопрано.

Вместе с тем слава Гайдна растет. Его творчество становится известно во всей Европе. В 1786 году оркестр под управлением Госсека исполняет Парижские симфонии Гайдна, в которых композитор делает очередной шаг по обновлению жанра симфонии. В них сохранена танцевальная мелодия, но сам оркестр уже звучит гораздо мощнее, расширяется и состав музыкантов-исполнителей.

В 1790 году Гайдн решает изменить свою жизнь и принимает приглашение английского виолончелиста и организатора концертов Д.Соломона. Тот специально приезжает из Лондона, чтобы заключить с Гайдном контракт на исполнение шести новых симфоний и двадцати небольших композиций. К тому времени Гайдн живет в поместье князя Эстерхази на положении приживальщика. Старый князь умер, а его наследникам композитор оказался не нужен.

Поездка в Англию ошеломила Гайдна. Он никак не ожидал, что здесь его будут принимать как гения. Обласканный и обихоженный, Гайдн проводит в Лондоне примерно полтора года. Он живет здесь в 1791-1792 годах, а потом приезжает еще в 1794-1795 гг. В Лондоне композитор пишет новые шесть симфоний и руководит их исполнением в оркестре, который состоит уже из 45 музыкантов. Как и раньше, Гайдн придумывает для своих новых произведений характерные названия — «Сюрприз», «Военный», «Часы» и «Барабанная дробь». Всего по официальным заказам композитор написал 104 симфонии, а лучшей из них считается Симфония № 102.

Король Англии Георг III предлагал Гайдну остаться в Англии на постоянное жительство. Но композитор предпочел вернуться на родину. В те же девяностые годы он совершает короткий визит в Германию, где знакомится с Л.Бетховеном. Гайдн был совершенно очарован этим темпераментным юношей, который только начинал писать музыку, и они договариваются, что Бетховен приедет к нему в Вену на стажировку. Музыка Бетховена настолько нравилась Гайдну, что впоследствии он напишет несколько сочинений под ее явным влиянием.

Особое влияние на его творчество оказали и произведения Генделя, которые он слышал в Лондоне. Уже вернувшись в Вену, он создает в духе Генделя два своих последних крупных произведения — оратории «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1800). В 1802 году оратория «Сотворение мира» прозвучала в Петербурге в концерте Филармонического общества.

Сам же Гайдн сосредоточился на создании вокальной музыки и струнных квартетов. Он пишет поразительные по силе звучания мессы. В них он проявляет себя как блестящий мастер контрапункта, который впитывает новые принципы гармонии и развивает собственные принципы построения произведений.

Последние годы жизни композитора прошли в творческом молчании. Гайдн редко выступает, отдавая все свое время сочинению музыки и встречам с учениками. Время требовало фундаментальных произведений, в эпоху наполеоновских войн любовные переживания и мелодическая чистота оказались никому не нужными. Гайдн, принадлежавший восемнадцатому веку, уступает первенство Бетховену. Он вновь возродится со своим гармоническим, изящным, интеллектуальным и жизнерадостным миром только в музыке XX века, когда придет время Стравинского и Скрябина.

Источник

Йозеф Гайдн

в каком соборе гайдн служил певчим

Капелла была для маленького Гайдна единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.

В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой и некоторое время был аккомпаниатором у итальянского композитора и преподавателя пения Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Изучение музыкальных произведений предшественников и теоретических трудов И. Фукса, И. Маттезона и других восполнило Йозефу Гайдну отсутствие систематического музыкального образования. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора святого Стефана.

В период с 1754 года по 1756 Гайдн работал при венском дворе на правах свободного художника. В 1759 году композитор получил должность капельмейстера (музыкального руководителя) при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказался небольшой оркестр, для которого композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.

В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена очень холодно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета. Это был крайне несчастливый брак, а законы того времени не позволили им разойтись. Оба завели себе любовников.

За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.

11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К Истинной Гармонии» («Zur wahren Eintracht»). Моцарт не смог присутствовать на посвящении, так как был на концерте своего отца Леопольда.

В 1790 году умер князь Николай Эстерхази, а его сын и преемник, князь Антон Эстерхази, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон (1791-1792 и 1794-1795) по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Заломона, где он для концертов Заломона написал свои лучшие симфонии (12 Лондонских (1791-1792, 1794-1795) симфоний), расширили кругозор, ещё более упрочили славу и способствовали росту популярности Гайдна. В Лондоне Гайдн собирал огромные аудитории: на концерты Гайдна собиралось огромное количество слушателей, что повышало его известность, способствовало сбору больши́х прибылей и, в конечном итоге, позволило стать финансово обеспеченным. В 1791 году Йозефу Гайдну присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета.

Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.

Гайдн вернулся и поселился в Вене в 1795 году. К тому времени принц Антон умер и его преемник Николай II предложил возродить музыкальные учреждения Эстерхази под руководством Гайдна, выступающим снова в роли капельмейстера. Гайдн принял предложение и занял предлагаемую вакансию, хотя и на неполный рабочий день. Он провёл своё лето с Эстерхази в городе Айзенштадт, и в течение нескольких лет написал шесть месс. Но к этому времени Гайдн становится общественным деятелем в Вене и проводит бо́льшую часть своего времени в своём собственном большом доме в Гумпендорфе (нем. Gumpendorf), где написал несколько работ для публичного исполнения. Среди прочего, в Вене Гайдн написал две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), в которых композитор развил традиции лирико-эпических ораторий Г. Ф. Генделя. Оратории Йозефа Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство композитора как колориста.

Скончался композитор в Вене. Он умер в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года, вскоре после нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона. Среди его последних слов была попытка успокоить своих слуг, когда в окрестностях дома упало пушечное ядро: «Не бойтесь, дети мои, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может». Две недели спустя, 15 июня 1809 года, в церкви Шотландского монастыря (нем. Shottenkirche) состоялась панихида, на которой был исполнен Реквием Моцарта.

Композитор создал 24 оперы, написал 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию). Среди сочинений 3 оратории («Сотворение мира», «Времена года» и «Семь слов Спасителя на кресте»), 14 месс и другие духовные произведения.

Самые известные оперы Гайдна:

«Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 г.
«Истинное постоянство»
«Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г.
«Асмодей, или Новый хромой бес»
«Аптекарь»
«Ацис и Галатея», 1762 г.
«Необитаемый остров» (L’lsola disabitata)
«Армида», 1783 г.
«Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769 г.
«Обманутая неверность» (L’Infedeltà delusa)
«Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775 г.
«Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777 г.
«Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776 г.
«Вознаграждённая верность» (La Fedeltà premiata)
«Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд».

Наиболее известные мессы Гайдна:

малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.)
большая органная месса Es-dur (1766 г.)
месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.)
месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.)
малая органная месса (В-dur, 1778 г.)
Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.)
месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.)
месса Heiligmesse (B-dur, 1796 г.)
Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.)
месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.)
месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.)
месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.).

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Видео

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Йозеф Гайдн (1732 — 1809)

Йозеф Гайдн (1732 — 1809)

в каком соборе гайдн служил певчимГайдна справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра.

Йозеф Франц Гайдн родился 31 марта 1732 года в деревне Рорау (Нижняя Австрия).

В шестилетнем возрасте Йозеф был отдан в школу в Хайнбурге, где обучался игре на различных музыкальных инструментах и пению. В 1740 Гайдн, благодаря прекрасному голосу, стал певчим в соборе Святого Стефана в Вене. В хоре собора он пел до 1749. Живя в крайней бедности и нужде, Гайдн находил отраду только в занятиях музыкой. В австрийской столице он познакомился с итальянским поэтом, драматургом и либреттистом П. Метастазио, который познакомил Гайдна с композитором и педагогом Н. Порпорой.

С 1753 по 1756 Гайдн работал у Порпоры аккомпаниатором и одновременно изучал основы композиции. Порпора просматривал композиторские опыты Гайдна и делал ему указания. Гайдн, чтобы вознаградить учителя, был аккомпаниатором на его уроках пения и даже прислуживал ему.

Под крышей, на холодном чердаке, где ютился Гайдн, на старом разбитом клавикорде он изучал произведения прославленных композиторов. А народные песни! Сколько он их переслушал, бродя днём и ночью по улицам Вены. Тут и там звучали самые различные народные напевы: австрийские, венгерские, чешские, украинские, хорватские, тирольские. Поэтому произведения Гайдна пронизаны этими чудесными мелодиями, в большинстве своем весёлыми и жизнерадостными.

В это время им была написана первая симфония, имевшая большой успех и завоевавшая ему симпатию князя Эстергази, который предложил Гайдну место капельмейстера в своём оркестре и он принял это предложение в 1761.

Иногда Гайдну удавалось вырываться и бывать в Вене, видеть знакомых, друзей. Сколько радости доставляли ему встречи с любимым Моцартом! Увлекательные беседы сменялись исполнением квартетов, где Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте. С особым удовольствием Моцарт исполнял квартеты, написанные Гайдном. В этом жанре великий композитор считал себя его учеником.

В 1791 году, когда Гайдну было уже около 60 лет, умер старый князь Эстергази. Его наследник, не питавший большой любви к музыке, распустил капеллу. Но и ему было лестно, чтобы композитор, ставший известным, числился его капельмейстером. Это вынудило молодого Эстергази назначить Гайдну пенсию, достаточную для того, чтобы «его слуга» не поступал на новую службу.

Гайдн был счастлив! Наконец-то он свободен и независим! На предложение поехать с концертами в Англию он дал согласие. Совершая путешествие на корабле, Гайдн впервые увидел море. А сколько раз он мечтал о нём, стараясь представить себе безбрежную водную стихию, движение волн, красоту и изменчивость окраски воды. Когда-то в молодости Гайдн даже пытался передать в музыке картину разбушевавшегося моря.

Имя Гайдна уже было широко известно. Особенно прославили Гайдна его симфонии. Всего им написано 119 симфоний, в том числе 45-я «Прощальная» (1772), шесть Парижских симфоний (1785—1786), 92-я «Оксфордская» (1789), двенадцать Лондонских симфоний (1791—1795), явившихся откликом на поездки в Лондон.

Гайдн дважды посетил Англию. «Лондонские симфонии» завершают эволюцию симфонизма Гайдна. Талант его достиг наивысшего расцвета. Глубже и выразительнее зазвучала музыка, серьёзнее стало содержание, богаче и разнообразнее краски оркестра.

Серов восторженно написал по поводу «Сотворения мира»:

Ораторию «Времена года» следует признать ещё более значительным произведением Гайдна, чем «Сотворение мира».

Талант Гайдна был высоко оценён его современниками. В 1792 учеником был Людвиг ван Бетховен. В 1798 Йозеф Гайдн стал членом Шведской королевской академии музыки. В 1804 композитор был избран почётным гражданином города Вены, а в 1808 — почётным членом Филармонического общества в Петербурге.

Всю жизнь искусство было для Гайдна главной опорой и постоянным источником внутренней гармонии, душевного равновесия и здоровья, Он надеялся, что таковым оно останется и для будущих слушателей.

«В этом мире так мало радостных и довольных людей», — писал семидесятилетний композитор, — «везде их преследуют горе и заботы; быть может, твой труд послужит подчас источником, из которого полный забот и обремененный делами человек будет черпать минутами свое спокойствие и отдых».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *