в каком стиле построен собор парижской богоматери во франции
Готический символ Франции: история Нотр-Дама
Собор Парижской Богоматери является символом французской столицы. В нем находится кафедра архиепископа Парижа. Церковь располагается в самом центре исторической части города – на острове Сите. На месте, где стоит Нотр-Дам, в раннем Средневековье существовала базилика Святого Стефана, а до этого, в языческие времена, – храм Юпитера.
Ныне существующий собор строился почти 200 лет – c середины XII до середины XIV веков. В готическом стиле. И сейчас, когда говорят о «готике», сразу же вспоминают как раз эту церковь, хотя храм сохранил и некоторые черты более раннего «романского» стиля.
Высота колоколен собора – почти 70 метров. Длина церкви – 130 метров, ширина – около 50-ти. Внутри храма, как и во многих других готических соборах, нет фресок. Но зато есть многочисленные витражи.
Церковь устояла во время Французской революции. Хотя тогда ее объявили Храмом Разума. Собор вернули верующим уже при Наполеоне, который там же был коронован, став императором французов.
Задолго до этого – в начале XIV века – в Нотр-Даме были собраны Генеральный Штаты – французский средневековый парламент. Здесь же состоялось венчание Генриха Новарского и будущей королевы Марго. Собору Парижской Богоматери посвящен одноименной роман Виктора Гюго.
В церкви хранится одна из главных христианских реликвий – терновый венец Иисуса Христа. Он был возложен на голову Христа римскими воинами во время его поругания. Считается, что эта святыня долгое время находилась в Иерусалиме. Затем ее перенесли в Константинополь. После разграбления столицы Восточной Римской империи венец оказал у крестоносцев. И как раз у них реликвию выкупил французский король Людовик IX.
В середине XIII века он построил недалеко от Нотр-Дама огромную часовню – Сент-Шапель – специально для венца. Но позднее терновый венец перенесли в собор Парижской Богоматери. До последнего времени он хранился там в одной из капелл, позади главного алтаря.
Ежегодно Нотр-Дам посещают 14 миллионов человек. Собор является одним из самых известных архитектурных памятников Европы, да и всего мира.
Где деньги на Нотр-Дам? Счётная палата Франции подозревает реставраторов собора в растрате
Реставрация Нотр-Дама в Париже – под угрозой срыва. Французское министерство культуры, которое руководит работами, обвинили в растрате. Ведомство израсходовало нецелевым образом уже полмиллиона евро, посчитали в Счетной палате.
Споры вокруг шпиля: реконструкция Нотр-Дама ещё не началась, а уже всех перессорила
Восстановление сгоревшего в середине апреля Собора Парижской Богоматери еще не началось, а руководители реконструкции уже успели публично поссориться. Скандал возник из-за противоположных взглядов на то, каким должен быть шпиль собора.
Нотр-Дам не пустил в школы тысячу юных парижан
В Париже перед началом учебного года школы повторно проверят на наличие свинца. Особое внимание – к детским учреждениям в окрестностях собора Парижской Богоматери.
Во Франции приостановлена реконструкция собора Парижской Богоматери. Весь квартал экстренно эвакуировали, после того как был зафиксирован экстремально высокий уровень свинца.
Из-за пожара в Нотр-Даме парижан проверяют на наличие свинца в организме
Парижских детей пришлось проверять на содержание свинца в крови из-за пожара в Нотр-Даме. Несмотря на то, что анализы оказались в норме, медики призывают жителей столицы при малейших заболеваниях обращаться к специалистам. В мэрии также внимательно следят за ситуацией и уже приступили к очистке школ от выбросов свинца.
Месса в Нотр-Даме – хороший знак для всех французов
Первая после пожара месса завершилась в соборе Парижской Богоматери. В ней участвовали около 30 человек. Месса прошла в небольшой часовне собора, которая не была затронута огнем.
Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris)
Собор Парижской Богоматери (фр. Notre-Dame de Paris) – величественный католический храм на острове Сите в центре Парижа. Этот выдающийся памятник архитектуры воспет в искусстве и является одним из самых известных культовых сооружений мира. Каждый год посмотреть на Нотр-Дам де Пари приезжает 13-14 миллионов туристов, желая лично увидеть устремленный вверх готический силуэт, украшенный живописными витражами и жуткими горгульями. Собор Парижской Богоматери является географическим центром не только Парижа, но и всей страны. Именно здесь находится так называемый «Нулевой километр», от которого ведут отсчет все расстояния во Франции.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Нотр-Дам де Пари
История строительства собора
Храмы располагались в этом месте с незапамятных времен, еще в эпоху римлян тут стоял храм, посвященный Юпитеру. Позднее Меровинги, правившие Галлией в 500-571 годах, построили здесь собор Св. Этьена.
Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 году Морисом де Сюлли, епископом Парижа, а краеугольный камень был заложен папой римским Александром III. Его возведение продолжалось до 1345 года, то есть заняло почти два века. За это время проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало им воздвигнуть прекрасный и органичный ансамбль. Согласно историческим данным, ранее на этом же месте существовало еще несколько церквей, как христианских, так и языческих.
Строительство собора Нотр-Дам де Пари проходило с участием многих архитекторов, но основными его создателями, внесшими наибольший вклад, считаются Пьер де Монтрей и Жан де Шель. Закладывалось здание во времена царствования Людовика VII. Именно тогда стал популярен готический стиль в архитектуре, который и был использован зодчими. Это направление удачно смешалось с романским стилем из традиций Нормандии, что придало собору уникальный облик.
Картина «Коронация Наполеона I» (2 декабря 1804 г.), написанная Жак-Луи Давидом в 1807 г. Восточный фасад собора, 1860-е
Историю Франции и Нотр-Дама невозможно разделить, ведь именно здесь возносили свои молитвы рыцари, отправляясь в Крестовые походы, проходили коронация Наполеона, празднование победы над гитлеровскими войсками и многие другие события.
Норт-Дам окутан атмосферой мистицизма и темной романтики Западный фасад собора Парижской Богоматери
Именно здесь находится «Нулевой километр» – точка отсчета всех расстояний во Франции
Было принято решение реконструировать Нотр-Дам по всем правилам старинных технологий. Виолле-ле-Дюка успешно справился с такой непростой задачей, поскольку архитектор владел знаниями о способах строительства древних мастеров, работавших над постройкой храма. Реставрация собора Парижской Богоматери продолжалась более четверти века. За это время восстановили фасады и внутреннее убранство, реконструировали загубленную революционерами галерею скульптур и часть горгулий, вернули на свое законное место всех сохранившихся инфернальных «охранников».
Дополнительно был сооружен и установлен на крышу шпиль высотой более 95 метров. В последующие годы парижане крайне трепетно относились к своей святыне. Примечательно, что храм практически не пострадал за период двух Мировых войн. В конце XX века была инициирована еще одна реставрация, позволившая полностью очистить здание от городской пыли, вернуть песчанику, из которого сложен фасад, первоначальный золотистый оттенок.
Вид на собор Парижской Богоматери через арку
Видео: Последствия пожара в соборе
Фасад и горгульи
Самым популярным атрибутом внешнего убранства собора Парижской Богоматери остаются каменные демонические существа. Горгульи присутствуют здесь в большом количестве и предназначены не только для украшения, но и для отведения воды из многочисленных стоков на кровле. Дело в том, что необыкновенно сложная конструкция крыши способствует накоплению влаги из-за осадков, поскольку она не может стекать так же свободно, как с обычных домов. Это способно привести к развитию плесени, отсыреванию и разрушению камня, поэтому качественные водостоки просто необходимы любому готическому собору.
По традиции малопривлекательные выходы труб маскировали фигурами горгулий, химер, драконов, реже – людей или реальных животных. Многие усматривают в этих демонических образах скрытые смыслы, поэтому здесь открывается большой простор для фантазии. Примечательно, что на момент постройки каменных демонов на соборе не было, их установили с подачи реставратора Виолле-ле-Дюка, использовавшего данную средневековую традицию.
Барельеф собора Дева Мария с младенцем и ангелами Горгульи Нотр-Дама
Собор Парижской Богоматери на закате
Главный фасад украшен каменными статуями и имеет три портала. Основной находится посередине, его арки поддерживают по семь изваяний с каждой стороны, а главным декором являются рельефные сцены Страшного Суда. Правый портал посвящен Святой Анне, где изображены Пресвятая Дева с Младенцем, а левый – Богородице, со знаками зодиака и изображением коронации Девы Марии. Огромные двери украшены коваными рельефными изображениями.
Уже упомянутый шпиль на крыше заменил тот, что был разобран в конце XVIII века. Конструкция украшена четырьмя группами апостолов, а также соответствующими евангелистам животными. Все изваяния обращены лицом к французской столице, за исключением покровителя архитекторов Святого Фомы, который словно любуется шпилем.
Практически все витражи довольно современны, выполнены при реставрации храма в XIX веке. Только в центральной розе ветров сохранились некоторые средневековые части. Узор этой масштабной конструкции (диаметр 9,5 метров) из цветного стекла изображает Марию, а также сельские работы, знаки Зодиака, людские достоинства и грехи. Северный и южный фасады оборудованы самыми крупными розами, которые существуют в Европе. Каждая из них имеет около 13 метров в диаметре.
Фасад Нотр-Дама, включающий 3 портала: Богородицы, Страшного Суда и Святой Анны, а также Галерею Королей сверху
Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери
Конструкция в продольном сечении представляет собой крест, по центру которого располагается комплекс скульптурных изображений различных евангельских сцен. Интересно, что внутренние поддерживающие стены здесь отсутствуют, их функцию выполняют многогранные колонны. Большое количество художественной резьбы залито неземным светом, который окрашивается в разные цвета, проходя сквозь стекла нескольких роз. В правой части Нотр-Дама туристы могут полюбоваться на замечательные скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые традиционно преподносятся в дар Богоматери каждый год первого мая. Величественная центральная люстра выполнена по эскизам Виолле-ле-Дюка, после реконструкции она заменила паникадило, переплавленное во время Французской Революции.
Интерьер Нотр-Дама
Витраж Нотр-Дама. Из-за обилия библейских сцен в Средние века собор называли «Библией для нечитающих»
Между порталом и более высоким ярусом находится Галерея Царей, где выставлены скульптуры Ветхозаветных правителей. Революционеры безжалостно уничтожили изначальные статуи, поэтому они были сделаны заново. В конце XX века фрагменты отдельных скульптур были найдены под одним из парижских домов. Оказалось, что владелец выкупил их в смутное время, чтобы похоронить с почестями, а позже построил на этом месте свое жилище.
Нельзя не упомянуть о величественном органе, установленном в соборе Парижской Богоматери. Он был оборудован еще при возведении храма, множество раз перестраивался и реконструировался. На сегодняшний день этот орган является самым крупным во Франции по количеству регистров и вторым по числу труб, часть из которых сохранилась со времен Средневековья.
Орган в соборе Парижской Богоматери
Южная колокольня
Если вы хотите насладиться парижскими панорамами, не уступающими по красоте виду с Эйфелевой башни, обязательно стоит подняться на Южную башню собора Парижской Богоматери. Сюда ведет спиральная лестница из 387 ступеней, поднявшись по которым, вы увидите главный колокол собора, Эммануэль, а также сможете в непосредственной близости рассмотреть горгулий. Считается, что они так внимательно смотрят на запад, потому что ожидают захода солнца, после которого каждую ночь оживают.
Музей и сокровищница
В соборе функционирует музей, где каждый посетитель сможет узнать об истории храма во всех подробностях, послушать множество знаменитых и малоизвестных рассказов, связанных с этим местом. Здесь хранятся различные экспонаты, которые непосредственно касаются многовековой жизни Нотр-Дама.
В Сокровищнице Норт-Дама де Пари
Из святыни можно пройти в подземную Сокровищницу, вынесенную под площадь перед собором. В ней находятся исторические и религиозные реликвии: утварь, драгоценные предметы искусства и так далее. Но самыми главными экспонатами являются Терновый венец Христа, один из гвоздей, которыми Иисус был распят, и фрагмент того самого креста.
Порядок и стоимость посещения
Чтобы попасть внутрь собора Парижской Богоматери, вам придется отстоять большую очередь. По статистике, каждый день порог Нотр-Дама, в зависимости от времени года, переступает от 30 до 50 тысяч людей. Вход в сам собор бесплатный, но чтобы подняться на колокольню каждому взрослому человеку придется заплатить 15 евро. Те, чей возраст меньше 26 лет, могут пройти бесплатно. Стоимость посещения Сокровищницы составляет 4 евро для взрослых, 2 € – для молодых людей 12-26 лет, 1 € – для посетителей 6-12 лет. Бесплатно могут входить дети до 6 лет. Кроме того, во все пятницы Великого Поста, а также в первые числа каждого месяца сокровища бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Такие выставки начинаются обычно около трех часов дня.
Около собора можно покормить птиц
Каждый посетитель имеет возможность воспользоваться аудиогидом на английском, немецком, французском, португальском, испанском, китайском или японском языках. Стоимость этой услуги составляет 5 евро.
Как добраться
Полный адрес святыни: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris. В пяти минутах ходьбы расположены станции метро «Шалете», «Остров Сите» и «Отель-де-Виль». Кроме того, можно воспользоваться автобусными маршрутами № 21, 38, 47 или 85. По будням собор Парижской Богоматери открыт с 8.00 до 18.45, по субботам и воскресеньям – с 7.00 до 15.00. Каждую субботу здесь проходят службы в 5.45, а также в 18.15.
Собор Парижской Богоматери – каким был уникальных храм до пожара
Собор Парижской Богоматери в Париже
Собор Парижской Богоматери – католический храм в центре Парижа, кафедральный собор архиепархии Парижа, расположен в восточной части острова Сити на месте первой христианской церкви – базилики святого Стефана. Место, на котором построен собор, считалось священным со времен появления здесь первых поселенцев.
Notre-Dame de Paris – известнейший памятник архитектуры в мире, воспетый в искусстве. Каждый год посмотреть на устремленный вверх готический силуэт собора, украшенного живописными витражами, приезжают 13-14 миллионов туристов.
Notre-Dame de Paris через века
Собор Парижской Богоматери, заложенный в 1163 году епископом Парижа, Морисом де Сюлли, возводили 180 лет, до 1345 года. Проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало воздвигнуть прекрасный органичный ансамбль. Основные создатели собора – архитекторы Пьер де Монтрей и Жан де Шель.
Во времена царствования Людовика VII, когда закладывались основы здания, смешение популярного в то время готического стиля с романским создало уникальный облик собора, неразрывно связанного с историей Франции. Здесь возносили молитвы к Богу рыцари, отправляясь в Крестовые походы, здесь короновались и сочетались браком правители Франции, здесь праздновали победу над Гитлером.
Собор, превращенный в продовольственный склад, от полного разрушения уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». История любви безобразного горбуна Квазимодо к красавице цыганке Эсмеральде, развернувшаяся на фоне таинственных шпилей, привлекла внимание публики к ценности древнего здания.
Собор реконструировали по всем правилам старинных технологий. За 25 лет реставрации восстановили фасады и внутреннее убранство, на крышу установили шпиль высотой 95 метров. С тех пор парижане трепетно относились к святыне, так что храм практически не пострадал во время двух Мировых войн. Очередная реставрация, проведенная в конце XX века, очистила здание от городской пыли, песчанику, из которого сложен фасад, придали первоначальный золотистый оттенок.
Симфония в камне
Виктор Гюго назвал собор «застывшей каменной симфонией», к нему ведут все дороги Франции. Считается преступлением, посетив страну, не побывать в Соборе Парижской Богоматери: здесь по внутренним фрескам можно изучить содержание Библии. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что подвигают на молитву даже закоренелых атеистов.
Внешний облик собора
Собор Парижской Богоматери – величественное здание длиной –130, шириной – 48 и высотой –35 метров. Высота колокольни превышает собор – 69 метров.
Стрельчатые крестовые своды, прекрасные витражи и окна-розы украшают фасад, разделенный на три части и по вертикали, и по горизонтали. В нижней части – три портала (монументальных входа), каждый из которых назван по-своему:
В соответствие с названием на сводах порталов – скульптурные композиции. Арки центрального портала поднимают по 7 статуй с каждой стороны. Изгибы свода заняты изображением ангелов, патриархов, пророков, мучеников. В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, увлекаемые Дьяволом в Ад, по правую – праведники, идущие в Рай.
Портал святой Анны украшает изображение Пресвятой Девы с Младенцем. Портал Богородицы рассказывает об Успении Девы Марии, ее вознесении в рай и коронации как Царицы Небесной. Огромные двери украшены коваными рельефами. Поражает мастерство затейливых узоров, переплетенных в волшебную композицию. Вход в собор – через арочный портал на главном фасаде.
Крыша со шпилем и статуями
Крыша собора из свинцовых плиток толщиной 5 мм, уложенных внахлестку весом 210 тонн. На верхней части собора – горгулии, торчащие концы балок, украшенные изваяниями фантастических существ. Каменные демонические существа на крыше – это не только украшение, они незаменимы и с практической стороны.
Сложная конструкция не позволяет накопившимся осадкам свободно стекать вниз. Чтобы камень не разрушался от сырости, устроили оригинальные водостоки, которые установили по проекту реставратора Виолле-ле-Дюка.
Если преодолеть 387 ступенек узкой лестницы, то можно близко рассмотреть химер. Это фантастические изваяния, олицетворяющие людские грехи и пороки и одновременно охраняющие собор. Священная обитель христианства и злые духи на его колокольнях существуют здесь независимо друг от друга в «застывшей музыке».
Легкую воздушность монолитному зданию дарит конструкция шпиля. Дубовый, покрытый свинцом 96-метровый шпиль, у основания украшен четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой – тетраформ евангелиста: лев –символ Марка, телец – Луки, орел – Иоанна, ангел –Матфея. Все изваяния обращены лицом к столице, Фома рассматривает шпиль.
Над порталами – галерея царей, представленная 28 статуями ветхозаветных правителей, над ними – окно-роза. Со стороны западного фасада – две колокольных башни с едва уловимой асимметрией: левая башня чуть массивнее правой.
Колокола
Все колокола в колокольне Нотр-Дам имеют собственные имена: Анжелина-Франсуаза весом 1765 кг. Антуанетта-Шарлотта – 1158 кг. Гиацинт-Жанна – 813 кг. Самый большой колокол Эммануэль весит 13 тонн, язык весом 500 кг. Раскачать его неимоверно трудно, поэтому звенит он редко, только во времена главных праздников. Остальные – регулярно оглашают Париж в 8 часов утром и в 7 – вечером.
Интерьер собора
Особенность внутреннего устройства собора Парижской Богоматери – внутренние поддерживающие стены заменены многогранными колоннами с арками.
Концепция оформления
На стенах храма нет росписей и икон, но он полон света, проникающего через огромные окна, украшенные витражами с библейскими сценами. Единственный источник света в соборе – многочисленные витражи больших высоких стрельчатых окон, которых в храме насчитывается 110.
Средневековое стекло, массивное и неровное, с пузырьками воздуха и случайными вкраплениями. Витражисты храма умело использовали «дефекты» для отражения, сверкания, теней и отблесков, мерцания и варьирования оттенков и вспышек света.
Причудливая игра света на сводах центрального нефа зрительно увеличивают его объем, хотя здесь свободно может уместиться 10-этажный дом. Неудивительно, ведь по задумке создателей, собор должен был вмещать все население Парижа, которого в то время насчитывалось 10 000 человек.
Алтарь
Продуманная система освещения, при которой ярче высвечивается алтарь, расположенный в середине центрального нефа, создает здесь особую, мистическую атмосферу. По обеим сторонам от него – алтарная преграда, на которой в скульптурном исполнении запечатлены сцены из Евангелия. Алтарная преграда охватывает 14 сцен из Библии, рассказывая о рождении и жизни Иисуса Христа.
Сюжетная линия – непорочная Дева Мария встречает праведную Елизавету, потом следует Рождество Христово и благая весть пастухам, волхвы подносят свои дары. Далее – убиение невинных младенцев и бегство в Египет.
Выбраны такие сцены: встреча Младенца Иисуса с мудрым старцем Симеоном в храме Иерусалима, Крещение и свадьба в Канне, вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря и омовение ног ученикам.
По бокам главного алтаря – фигуры четырех библейских пророков: Исайи, Иеремии, Иезикилия, Даниила. Впереди – фигуры 4 евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, символизирующие связь Ветхого и Нового Заветов.
Пьетта – статуя скорбящей матери
За алтарем – скульптурная композиция, статуя скорбящей матери «Пьетта»: Дева Мария, удерживающая на руках мертвого сына, только что снятого с креста. Взгляд Богоматери устремлен на небеса, в нем одновременно скорбь о сыне и надежда на воскресение Христа, обещанное ей свыше.
По обеим сторонам от Девы Марии – изваяния двух монархов: Людовика XIII и Людовика XIV. Необычный ансамбль окружен шестью бронзовыми ангелами, держащими в руках символы Страстей Христовых: терновый венец и гвозди, губку с уксусом, бич и пику, табличку с надписью: «Иисус Назарянин Царь Иудейский».
Часовня рыцарей Гроба Господня
В центре собора – Часовня рыцарей Гроба Господня. Здесь, в современном реликварии из красного стекла, лежит сокровище – терновый венец Христа, завернутый в пурпурную мантию. Священный венец – пучок сплетенных терновых веток без шипов, которые в древние времена разобрали по храмам и монастырям, с вплетенными в него веточками ароматического растения зизифуса. Венец заключен в хрустальное кольцо с золотой оправой.
В 1238 году король Людовик IX выкупил венец у римского императора за 135 000 ливров, сумму, равную половине годового бюджета королевства. Людовик лично встречал святыню. Босой, в нательной рубахе, без королевских регалий, он нес венец в Париж лично 40 километров. Для хранения реликвии построили часовню, где венец и хранился 500 лет.
Для поклонения верующим венец торжественно выносят каждую пятницу во время Великого поста и в первую пятницу каждого месяца в 15:00. Демонстрируют реликвию торжественно: по собору проходит процессия из рыцарей ордена Гроба Господня, дам из этого ордена, священников и хранителей святыни. Венец несут на носилках, обитых бархатом. Здесь же – статуя Богоматери Семи Скорбей, которая держит в руках гвозди и венец, изранившие ноги, руки и голову ее сына.
Часовня пресвятых даров
Рядом с часовней Рыцарей Гроба Господня – Часовня пресвятых даров, посвященная Матери Иисуса Христа. На алтаре часовни, которая увенчана статуей Девы Марии, – Святые Дары: хлеб, ставший Телом Христовым, символизирующим присутствие самого Бога. Люди приходят сюда, чтобы молча созерцать Бога, просто побыть перед ним, мысленно поговорить с ним в тишине и покое, отрешившись от повседневной суеты.
Сокровищница
Храмовая сокровищница находится в небольшом здании – пристройке. Здесь коллекция старинных золотых и серебряных изделий, церковная утварь и одежда священников, древние манускрипты. Особая ценность – терновый венец Иисуса Христа и Крест-реликварий, где под стеклом в нижней части –гвоздь, а в верхней – 7 частиц Животворящего Креста.
Коллекция реликвий Собора Парижской Богоматери собирали с начала его возникновения, и к концу XVIII века сокровищница считалась самой великолепной в Европе.
Статуя Парижской Богоматери
Справа от главного алтаря, в глубине храма, – статуя Девы Марии с Младенцем на руках, созданная в XIV веке, – Парижская Богоматерь. Это одно из 37 изображений Девы Марии, представленных в соборе. Оконца под потолком украшены витражами, которые иллюстрируют библейские сюжеты.
От скульптуры исходит голубоватый свет. Огромный букет королевских лилий, постоянно обновляющийся у подножия, источает тонкий изумительный аромат. Все устроено в знак глубочайшего поклонения Богородице.
Трансепт
Трансепт – это поперечный неф в храме, посвященный святым покровительницам Франции: Жанне де Арк и святой Герде, покровительнице младенца Иисуса. Здесь состоялся знаменитый судебный процесс, на котором полностью оправдали Жанну де Арк, к сожалению, уже после смерти.
Окна-розетки
Впечатляют окна-розетки в виде круга с лучами из мрамора. На южном фасаде нефа – огромное витражное окно в форме розы диаметром 13 метров с изображением в центре Иисуса Христа, окруженного апостолами и почитаемыми во Франции святыми и мучениками. 20 ангелов держат в руках венки, свечи и кадильницы.
По левой стороне от алтаря – витражное окно-роза, расположенное на высоте 21 метр диаметром 13 метров. В центре – Дева Мария с новорожденным Иисусом на руках, вокруг – судьи, пророки, цари и первосвященники. В окне-розе диаметром 10 метров, благодаря игре света видны изображения Богоматери, сцены из крестьянской жизни, изображение грехов и достоинств людей.
Орган – самый крупный во Франции
В соборе Парижской Богоматери самый крупный во Франции орган. С момента построения собора за прошедшие века инструмент многократно настраивали. В XX веке заменили кабель и компьютеризовали управление. Должность органиста собора Парижской Богоматери – престижнейшая во Франции. Собор – действующий католический храм, в котором постоянно проходят богослужения.
При помощи спецэффектов на огромный экран проецируются молитвы на английском и французском языках. Свои молитвы к Богу верующие возносят под звуки самого большого во Франции органа, в котором 110 регистров и 7400 труб.
Посещение Нотр-Дама
Каждый день порог Нотр-Дама переступают 30-50 тысяч человек. В пятницы Великого поста и первые числа каждого месяца сокровища собора бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Вход в собор бесплатный. Плата взимается за вход на колокольню и сокровищницу.
К услугам посетителей – аудиогид на английском, немецком, французском и португальском, испанском и китайском, японском языках стоимостью 5 евро. Перед фасадом – конная скульптура Карла Великого, позади собора – фонтан Девственницы и сквер.
Здесь тихонько журчит вода в фонтане, благоухают цветочные клумбы, в тени деревьев отдыхают прохожие. Венчает тишину и спокойствие собор Парижской Богоматери – место невероятной силы. Так называют его парижские гиды во время экскурсий.
Трагедия Франции – пожар
Вечером 15 апреля 2019 года в мансарде храма начался пожар, который назвали трагедией всей Франции. Огонь быстро уничтожил старинную деревянную кровлю. Шпиль высотой 96 метров обрушился, повредив в трех местах центральный неф. Борьбу с огнем вели пожарные расчеты из 400 человек.
Парижане, стоя на коленях, молились о благополучном исходе. Утром 16 апреля пожар потушили. Деревянный каркас кровли сгорел, пострадали и внутренние помещения. Пожарные спасли обе колокольни. Пламя не затронуло и главные святыни.
Президент Франции, прибывший на место пожара вместе с супругой, пообещал полностью восстановить реликвию: собор досконально изучен и сохранены старинные чертежи. Ущерб обойдется в сотни миллионов евро, на восстановление здания уйдет 10 лет.
На реконструкцию собора выделил средства владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино, обещавший пожертвовать 100 миллионов евро.