в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ

Проблемой формирования интереса к учебной деятельности занимались Морозова Н. Г., А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и многие другие. Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед подростком начинают открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий».

Отношение к учению — понятие, которое по своему содержанию делится на три вида: положительное, отрицательное и пассивное. Любое отношение учащегося к учению характеризуется наличием у него желания учиться. Но различается это отношение по уровню активности и усердия, а также по характеру переживаний, обусловленных учением. Чтобы не изучал подросток в школе, у него всегда возникают определенные переживания, вызванные выполнением той или иной деятельности, которые отражаются в его психическом состоянии, — радость, скука или огорчение.

Безусловно, переживания, которые доставляют удовольствие, повышают успешность и результативность учебной деятельности, а также работоспособность учащихся. Все это способствует формированию положительного отношения к учению. И, наоборот, переживания, которые рождают ощущение скуки и безразличия или даже неудовольствия и равнодушия неизбежно приводят к формированию пассивного и отрицательного отношения к школе. Если же такое состояние возникает на каждом уроке, независимо от учебной дисциплины, то у учащегося формируется, а затем и закрепляется устойчивое безразличие к учению вообще. В итоге, это приводит к проблемам в знаниях, несовершенству навыков и умений. У некоторых школьников отношение к учению легко установить по проявлению эмоций, психического состояния. Однако не всегда эмоции ученика имеют отчетливое и действительно соответствующее переживанию внешнее выражение. Внешнее выражение зависит от глубины и продолжительности переживаний, темперамента, силы воли и характера школьника. Так, у меланхоликов и флегматиков внешнее выражение своих эмоций менее выразительно, чем у сангвиников и холериков. В подростковом возрасте, в пору самоутверждения и нравственного самосовершенствования, ребята пытаются скрыть, замаскировать присущие им черты характера. Например, холерики пытаются скрыть свою неуравновешенность и чрезмерную активность, а флегматики стремятся избежать вялости и равнодушия.

Также одним из источников положительного отношения к учению является значимость получаемых знаний. Знания, которые воспринимаются как бесполезные, усваиваются формально и поверхностно. Все, чему обучают в школе, тесно связано с жизнью и жизненно необходимо. Задача учителя — раскрыть учащимся научную и практичную значимость получаемых в школе знаний, умений и навыков и тем самым сформировать положительное отношение к изучаемому. Чешский педагог Ян Амос Коменский, обращаясь к учителю, писал: «… ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его ни учил, покажешь ему, какую это приносит повседневную пользу в общежитии». В передовом опыте учителей определились методы и формы работы, ведущие к глубокому и всестороннему раскрытию значимости знаний.

Главное создать ситуацию, в которой учащийся прочувствует потребность в тех или иных знаниях. Такая ситуация может быть создана как на уроке, так и во внеклассной работе. На уроке самостоятельные и творческие работы — тем более индивидуальные задания — требуют, чтобы учащийся проявил самостоятельность мысли и определенные знания и умения. Внеклассная работа же, проводимая систематически учителями школ, включает учащихся в деятельность, по своему содержанию отличающуюся от учебного труда на уроках, но в большей или меньшей степени связанную с учебными предметами имеющую легко осознаваемую общественную значимость.

Итак, отношение учащегося к учению формируется в результате взаимодействия большого числа факторов, берущих свое начало и в состоянии здоровья ученика, и в его домашних условиях, и в особенностях семейного воспитания, и во многом другом. Но главные факторы — это мотивы учения и разнообразные воздействия на личность ученика в процессе обучения и его участия в жизни классного и школьного коллективов. Положительное отношение подростка к предмету, школе, учителю проявляется в его настроении, самочувствии, в том душевном подъеме, благодаря которому учение переживается как радостная деятельность. Положительное отношение к учению, как указывает Н. Г. Морозова, является «лишь психологической предпосылкой интереса, на основе которой легче создается интерес; она необходима, но недостаточна для развития интереса». Многочисленными исследованиями доказано, что подлинный интерес возникает и развивается в условиях активной деятельности, выполнение которой требует от учащихся проявления интеллектуальной активности, самостоятельной мысли.

Формирование учебного интереса

И так, разобрав, что же такое учебный интерес переходим к той части работы, где определим какими средствами сформировать интерес ребенка к учебе и конкретно к нашему предмету.

Выделяются три уровня мотивации:

Основная задача преобразования первого уровня развития заключается в обогащении содержании мотивации, в формировании социально значимых мотивов учения и труда. У учащихся этого уровня необходимо формировать предметную направленность мотивации: увлечь занимательными фактами, историческими примерами, вызвать стремление к выполнению несложных (пока) самостоятельных работ.

Здесь можно выделить разнообразные мотивы: и узколичного плана, и долга, ответственности, осознания практической значимости знаний, социального значения труда. Однако все положительные мотивы связаны лишь с результативной стороной процесса обучения, ориентированы на успех, достижение результата. В то же время учащийся еще не способен руководить своими побуждениями, заниматься самовоспитанием, преодолевать свои недостатки, к которым относится, прежде всего, формальное усвоение ценностных ориентаций.

Цели обучения в учебном учреждении учащиеся этого уровня мотивации видят в том, что оно позволит быстро получить самостоятельность, профессию, научиться работать. Но эти цели не оказывают существенного влияния на учебную деятельность; учащееся стремятся учить только то, что, по их мнению, пригодится им на производстве.

Учащиеся, которых мы относим к третьему уровню развития мотивации, отличаются достаточной сформированностью всех компонентов мотивации. Они четко выделяют учебные предметы, которые кажутся им наиболее важными и интересными. На интересующих их уроках они активны, самостоятельны, могут помощью преподавателя ставить цели предстоящей деятельности, сознательно стремятся овладевать знаниями и умениями, работая организованно, собранно и столько, сколько нужно. Для мотивации третьего уровня характерно не только развитие таких положительных мотивов, как осознание нужности получения среднего образования и профессии. Однако учащиеся этого уровня мотивации еще нуждаются в руководстве. Задачи воспитания здесь состоят в том, чтобы развить у них умения ставить цели предстоящей деятельности, развивать познавательный интерес и потребность, формировать интерес к профессии, потребность в труде, ответственное отношение к своим обязанностям, к учению, к труду.

Учащихся четвертого уровня мотивации отличает глубокое сознание необходимости получения среднего образования наряду с профессией. Свое будущее они уверенно связывают с полученной специальностью. Они легко включаются в поисковую познавательную деятельность. Такие учащиеся глубоко изучают предмет, занимаются самообразованием. Цели учения эти учащиеся связывают с необходимостью стать квалифицированным рабочим, нужным обществу человеком, они имеют непоколебимые нравственные идеалы, служащие им ориентирами в жизни. Мотивация характеризуется четко выраженными потребностями и ценностными ориентациями, которые пронизывают учение и труд. Направленность мотивации включает потребность глубокого изучения общеобразовательных предметов, специальности, готовность к труду, стремление к самообразованию.

В целом четвертый уровень характеризуется высоким развитием всех компонентов и признаков мотивации.

Определения уровней мотивации даны условно, выделены основные доминирующие признаки и показали наиболее характерные присущие каждому уровню. Конечно, у реальных учащихся всегда имеется значительно больше оттенков в различных целях, мотивах, потребностях. Выявление уровней развития мотивации необходимо для того, чтобы педагогически обоснованно осуществлять программу воспитания и развития личности обучающихся. Эти знания позволяют фиксировать состояние, и помогают определять и ставить цели воспитания в определенной последовательности. Так, если в группе больше обучающихся первого уровня, то задачи воспитания мотивации должны быть связанны прежде всего с формированием ее предметной направленности, со стремлением преподавателя возбудить у обучающихся заинтересованность предстоящей деятельностью.

Задачи воспитания обучающихся, находящихся на втором уровне развития мотивации, уже выше: более широко проектируется развитие идейности. В этом случае необходимо постановка другой цели воспитать ответственное отношение к выполнению своих обязанностей.

Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду: формирование стремления к труду на благо общества, стремление принести пользу в соответствии со своими возможностями; воспитание уважения к правам и интересам людей труда; формирование потребности в труде у самой личности.

Источник

В каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще

Гунча Бердиева, Эгамберген Сабуров

Студенты факультета информатики, математики и физики
Шадринский государственный педагогический университет

Статья опубликована в сборнике: Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction: materials of the X international scientific conference on May 15–16, 2019. – Prague : Vědecko vyda-vatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2019.
Любые нововведения в систему образования направлены, в первую очередь, но развитие ученика, не только в плане учебы, но развитие его личных качеств. Поэтому процесс обучение должен быть как полезным, так и интересным. Для учителя одной из основных задач на уроке является построить урок таким образом, чтобы ученик шел на урок с желанием узнать что-то новое.

в каком возрасте учебные интересы могут принимать форму интересов к учению вообще

Начиная со школьных лет, следует прививать у ребенка стремление к систематическому повышению уровня имеющихся знаний. Лучше всего это осуществлять посредством самообразования, то есть познание учащегося идет самостоятельно, и внутренне он осознает важность более углубленного изучения материала. Именно поэтому одной из наиболее актуальных проблем современного образования – формирование интереса у обучающихся. Именно, такая проблема, как целенаправленное формирование интереса к обучению у современных школьников должна быть хорошо изучена педагогами, поскольку именно интерес является обязательным условием учебной деятельности.

— избирательная направленность внимания человека;
— выражение его умственной и эмоциональной активности;
— активатор различных чувств;
— активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру;
— специфическое отношение личности к объекту, обусловленное осмыслением его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.

Основу любого обучения составляет познавательный интерес. Он понимается, как выборочный интерес к чему-то более конкретному, в последующем, его более глубокое изучение.

При системном развитии и укреплении, познавательный интерес выступает уже как основа положительного отношения к обучению и имеет поисковый характер. Когда у ребенка сформировался интерес к процессу обучения, то он начинает задавать вопросы, на которые пытается самостоятельно найти ответы, в этом и заключается поисковой интерес. Поисковая деятельность протекает совместно с увлечением. Учащийся в познавательном процессе испытывает радость от удач в проделанной работе. Сам интерес имеет многостороннюю значимость. Во-первых, воздействует на процесс познания, а во-вторых, характеризует психологические процессы – мышление, логику, память, воображение, которые в познании очень активно выражены.

Особенностью, которая отличает познавательный интерес, является его волевая направленность. Познавательный интерес характеризуется не только усердным познавательным процессом, но и достижением каких-либо результатов, а так же их индивидуальных анализ. Ведь, даже неудача или ошибка является результатом, который в дальнейшем ученик детально рассмотрит и извлечёт опыт.

Современный ученик характеризуется стремлением к реальной самостоятельности, к самопознанию. Главной чертой современных школьников считается более сильное ощущение своего «Я» в мире. Именно поэтому для формирования интереса к обучению необходима атмосфера диалога и взаимодействия педагога и ученика, регулярная самооценка и самоконтроль детьми своей деятельности.

В современном мире учащиеся проявляют огромный интерес к информационно-коммуникационным технологиям и хорошо ориентируются в них. Поэтому при использовании ИКТ у преподавателя возрастает шанс заинтересовать учеников.

На сегодняшний день у школьников изменилась позиция в отношении обучения. Это говорит о том, что учитель должен как можно чаще обращаться к практической деятельности, приводить какие-либо жизненные ситуации. Когда педагог организует сам процесс обучения, он должен вызвать у учеников интерес, а для этого требуется, чтобы были созданы благоприятные педагогические условия, позволяющие школьнику утвердиться как личности в системе человеческих отношений. Это характеризует получение независимости в мнениях, суждениях, поступках; самостоятельным определением своей позиции в проблемах, которые интересуют взрослых.

Выделим важнейший источник интересов к самой учебной деятельности. Им является содержание самого предмета изучения, и для того, чтобы оно оказало наибольшее стимулирующее воздействие, оно должно соответствовать требованиям, сформулированным в принципах обучения (научности, связи с жизнью, систематичностью и последовательность, комплексным образовательным, воспитывающим и развивающим влиянием и т.д.).

В современной педагогике выделены специальные методы и приемы, способствующие формированию интереса к обучению у современных школьников. В первую очередь, к этому относится материал, который будет для детей новым, также он должен быть актуален в настоящее время, рассказ о самых значимых открытиях в различных сферах жизни человека: социальной, духовной, политической, может быть, затронута сфера экономики как национальной, так и международной, которая касается жизни каждого. Поэтому педагогом должны использоваться конкретные примеры, достоверные факты, которые в данный момент вызывают повышенный интерес у всей общественности страны, публикуются в печати, сообщаются в средствах массовой информации. Это наглядно показывает ученикам, что нужно развиваться разносторонне, что изучение каждого предмета, хотя бы на базовом уровне, положительно скажется на их личностном интеллекте.

Также действующим методом формирования интереса к обучению является метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра с давних пор считается самым эффективным методом повышения интереса учеников к познанию, даже ученикам старших классов будет интересна такая форма обучения. Анализ практической деятельности педагогов показывает, что целесообразно использовать настольные игры с познавательным характером. Например, игры-путешествия, игра типа электровикторин, позволяющих ознакомиться ученику с животным миром определенных районов, типами самолетов, кораблей. Игры имеют огромный спектр их проведения. Если же для учащихся начальных классов, игры должны сопровождаться больше наглядным примером, например, картинки, различные сюжеты мультфильмов, видео и т.д. Для школьников старших классов можно проводить викторины с развернутым ответом, где ученики могли дискуссировать. То есть, игра может в себя включать различные методы проведения занятия, но в большей степени, это зависит от творческой личности педагога.

Помимо предыдущего метода, есть еще один эффективный метод стимулирования интереса к обучению у учеников это метод создания ситуаций познавательного спора. Как принято, что в споре рождается истина. К тому же, спор повышает интерес к обсуждаемой теме. Но не все педагоги осмеливаются пользоваться этим методом, так как ситуация может легко выйти из-под контроля, особенно у не совсем опытных педагогов. А те учителя, которые все-таки используют этот способ, они, во-первых, умело применяют исторические факты борьбы разных научных точек зрения по какой-либо проблеме, например, рассказывают о борьбе сторонников «боязни пустоты в природе» и сторонников учения об атмосферном давлении. Это вызывает интерес к изучению атмосферного явления учениками. Подобное вовлечение школьников в научные споры позволяет ученикам углубляться не только в определенные темы, но и произвольно провоцирует прилив интереса ко всему процессу обучения. Спор для одного ученика откроет что-то новое, для другого поможет удостовериться в имеющихся знаниях. В процессе спора происходит взаимный обмен информацией между школьниками, что в лучшем случае, может наладить межличностные отношения.

Ситуации спора, учебные дискуссии педагоги могут организовывать в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке. Для этого они предлагают детям высказать свою точку зрения о причинах того или иного явления, доказать какое-либо мнение. Традиционным здесь является вопрос «Кто считает иначе?». И если такой прием вызывает спор, то обучающиеся невольно распределяются на сторонников и противников того или иного объяснения. В итоге преподаватель должен привести ряд аргументации в сторону верного мнения, а ученики подведут итоги проделанной работы. Таким образом, учебный спор является методом формирования интереса к обучению у современных школьников.

Создание в процессе познания такой ситуации, где бы присутствовал успех для учеников, у которых возникают некие трудности в учебе, также является методом повышения интереса обучающихся. Но на самом деле у каждого метода есть два исхода, в приведенном способе: либо ученик охваченных чувством радости и гордости за себя, будет иметь желание добиваться дальнейших результатов, либо, достигнув одного положительного результата, он остановится на достигнутом (чего допустить ни в коем случае нельзя). Для этого очень важно осуществляют такой поиск заданий, чтобы они способствовали формированию интереса у учеников. Для начала, даются такие задания, которые подходят по уровню образованности для ученика, потом для учащихся предлагаются такие задания, в которых могли бы возникнуть трудности. Ну и в конце, если остается время, то детям даются задания, над которыми нужно действительно задуматься. В данном методе в первую очередь учитывается индивидуальный подход учителя к ученикам.

Источник

«Формирование интереса к учению младших школьников»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формирование интереса к учению у младших школьников

Илькина Елена Александровна

учитель начальных классов

Введение (цель, задачи, практическая значимость)

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках, с удовольствием ходили в школу. В этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать тот факт, что у ребёнка пропадает желание ходить в школу, учиться. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить проблемы мотивации. Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии школы, современные технологии. Этот вопрос в настоящее время особенно актуален. Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдет.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из основных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у младших школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.

Цель: формировать положительные мотивы к изучению различных предметов в условиях общеобразовательной школы, повышать эффективность обучения через использование в учебном процессе современных образовательных технологий.

1. И зучить психологические основы деятельности учащихся

Теоретические основы мотивации учебной деятельности

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желательного, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении.

Большинство психологов сходятся в том, что мотивация это довольно общее и широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности, в том, что она побуждает поведение, направляет, организует его, придает ему личностный смысл и значимость.

Смысл деятельности человека, в том числе и учебной деятельности, по мнению А.Н. Леонтьева, не только в том, чтобы получить определенный результат, а смысл и в самой деятельности, в ее процессе, в том, чтобы проявить физическую и умственную активность. Процессуальная сторона мотивации имеет особое значение, когда речь идет о мотивации ребенка. Ведь мотив игры дошкольника лежит в самом ее процессе, а не в результате.

В учебной деятельности процессуальная сторона также занимает соответствующее место. Стремление преодолеть препятствия в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учения.

Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы.

Ребенок приходит в школу с широкими социальными мотивами. В первую очередь в его сознании выступают мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым, умным) и мотивы самоопределения (после школы работать, продолжать образование. Указанные мотивы — результат социальных влияний, рассуждений взрослых типа: «Будешь хорошо учиться в школе, сможешь стать летчиком, поступишь в институт» и т. п. В первые дни пребывания в школе такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала учения.

И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни. Познавательные мотивы имеют следующие уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Социальные мотивы могут иметь следующие уровни : широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе. В разных видах деятельности проявляются различные мотивы. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования и т.д.

Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:

Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению.

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Учитель должен помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции.

По мнению А.К. Марковой и ее сотрудников существует три типа отношения школьника к учению:

1) отрицательное (бедность и узость мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату, не сформированы умения ставить цели; преодоление трудностей);

2) безразличное (или нейтральное) которое характеризуется теми же особенностями что и отрицательное отношение;

3) положительное (аморфное, нерасчлененное) наблюдаются неустойчивые переживания новизны, любознательности, непреднамеренного интереса; понимание и первичное осмысление целей, поставленных учителем; положительное (познавательное) характеризуется переопределением и до определением задач учителя; постановка новых целей и возникновение на этой основе новых мотивов; положительное (личное) характеризуется со-подчинением мотивов и их иерархией; устойчивостью и неповторимостью мотивационной сферы; сбалансированностью и гармонией между отдельными мотивами

Уровни учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

Учебную деятельность можно определить, как специально организованную активность субъекта учения, направленную на усвоение содержания предмета.

Учитель осуществляет регуляцию деятельности ученика, пока тот не будет в состоянии делать это самостоятельно. Учитель организовывает деятельность ученика по освоению предмета. Функции учителя: мотивация ученика, планирование, контроль и коррекция его деятельности.

Способы формирования мотивации у детей младшего школьного возраста

Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной. Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Мотивационную роль играют и получаемые школьниками отметки. При этом учащиеся 1-2 классов воспринимают ее как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Не все мотивы осознаются младшими школьниками в одинаковой степени (М. В. Матюхина). К плохо осознаваемым относятся мотивы долга и ответственности, благополучия, престижа, целый ряд мотивов, связанных с содержанием и процессом учения (интерес к объекту деятельности, к процессу деятельности, к результату деятельности). Но именно эти мотивы выступают в качестве реальных побудителей учебной деятельности. В то же время мотив самоопределения, на который чаще всего указывают школьники, является не реально действующим, а просто «знаемым». Существенной особенностью мотивации учебной деятельности младших школьников является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому между созданием у них соответствующего намерения и выполнением его не должно проходить много времени. Перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие.

Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:

1. Создание проблемной ситуации (например, в начале урока на этапе актуализации и повторения для того, чтобы установить связь между деятельностью учителя и школьника, чтобы обеспечить переход от ранее изученной темы к новой теме, обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучающую деятельность, разбираются несколько вопросов устно, фронтально, возможно с записью на доске) на повторение и актуализацию ранее полученных знаний, и задается вопрос или ставится задача, подводящая к изучению новой темы. При этом организуется живой диалог, начинается обсуждение проблемы, поиск решения или вывод правила.

3 . Нестандартные формы обучения : уроки с элементами ролевых игр, защита проектов, уроки путешествия, у роки “погружения”, деловые игры, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки-аукционы, уроки-экскурсии, уроки-игры «Поле чудес» и др.

4. При использовании технологии уровневой дифференциации, учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;

ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках, обеспечивается усвоение всеми учениками содержания образования. В процессе использования технологии уровневой дифференциации у сильных учащихся реализуется возможность быстрее и глубже продвигаться в образовании, утвердиться в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *