В кировск на машине зимой
Новогодний вояж «Москва-Хибины» 2017
Небольшой рассказик о том как на большие Новогодние каникулы ездили на машине на Севера в Мурманскую область. Отдохнуть и покататься на горных лыжах.
Перед дорогой долго думали ехать на машине или нет…
Дорога предстояла не близкая, но и не дальняя – 1800 км в одну сторону. Опыт поездок на такие расстояние был. Смущало в этой цифре только зимние условия и около 300-400 км по Карелии по малонаселённой местности, где даже сотовые телефоны не работают.
Вопрос дороги осложнялся ещё нашим самым дорогим пассажиром – 1,5 годовалой дочкой.
Но охота пуще неволи, взвесив «все» за и «против», решили всё таки ехать.
ПОДГОТОВКА
Полистал интернет про дорогу и взяв консультации у друзей которые ездили этот маршрут пошёл готовить машину. Сгонял на мойку и попылесосил.
Собственно она была в нормальном состоянии, нужно было кое чего посмотреть.
Из кое чего посмотрел состояние ходовой, тк недавно делал сход-развал с диагностикой, поэтому ограничился визуальным осмотром (полазил с фонариком по машиной), ну и давлениеце в шинах проверил.
Залез в движок, подраскрутил кожух оглядел ГРМушку и приводные ремни. Проверил уровни всех жидкостей.
Подкупил канистру для бензина на 10 литров.
Так же позаботился о других нужных вещах (лопата, трос, набор зап лампочек, компактная газовая горелка, фонарики, масла и пр)
ДОРОГА ТУДА
Из Москвы выехали утром, как обычно пробки в Химках и дальше уже спокойненько по М10 в сторону Питера. Чтобы не «ушататься» спланировали ехать с ночёвкой. В нашем случае это было целесообразно в Петрозаводске (1000 км) Примерно середина пути (даже большая часть).
Ехали не через Питер, а сделали срезку в районе Чудово. Экономия 100-150 км. Дорога после срезки 20 км очень плохая. Сверху сыпал снего-дождь, дорога не чищенная, вся во льду. Шкреблись потихоньку. После Волхова выехали уже на Мурманскую трассу, там хоть и узкая (по одной колее в каждую сторону) была, но зато в хорошем состоянии. К вечеру были в Петрозаводске. Заранее договорились с знакомыми на ночлег, поэтому всё было тип-топ.
Спозаранку, опять в темноте стартанули на Мурманск. В километрах 50 от Петрозаводска началась метель, видимость минимальная, снег валил как из ведра. Ползли тихонько 50 км/ч в большом «паровозе» из легковух и фур. В середине дня погода подразгулялась, метель кончилась, местные карельские дорожные службы уже более-менее почистили трассу, (и даже посыпали кое-где реагентом) мы поехали побыстрее. Но больше 80-90 ехать всё равно не хотелось – гололёд и местами снежные перемёты не мотивировали на быструю езду. Чуть выезжаешь из колеи, сразу начинает бросать и вертеть.
Хотя видно было, что асфальт на трассе в отличном состоянии.
Местность вокруг была очень приятная – леса, реки, озёра – я видел её уже десятки раз из окна поезда, когда ездил в те края. Но на этот раз из машины полюбоваться и пофотографировать не удалось — видимость была очень плохая – всё время облачно и снег.
Так не спешно и добрались до Мурманской области и конечной точке – города Апатиты.
НА СЕВЕРАХ
Встреча НГ прошла успешно, тут рассказывать особо не интересно, всё как у всех – оливье, шампанское и Дед Мороз.
В лесу на склоне горы
В один из дней пока катались на склоне — машину за 5 часов так замело
ДОРОГА ОБРАТНО
Обратно после праздников ехали на Москву уже через Питер. Погода была получше, чем в ту сторону. Трасса была уже немного знакома. До Питера 1200 км проехали на одном дыхании…
Заночевали у питерских друзей. Место для парковки искал 30 мин – почти центр города (пл Победы), даже платные автостоянки были все заняты в районе. Но таки нашёл и практически рядом с домом.
Утром выехали в сторону дома. По этой трассе уже ездил десятки раз, поэтому эмоций особых не было
Ещё из примечательного на этом перегоне – это попробовали проехать по платному куску М11 в обход В Волочка. 60 с гаком км хорошей дороги за 200 руб – иногда такое можно позволить!
Но иногда!:)))
Если скоростную дорогу до Питера сделают по таким ценам – реально очень дорого получается!
Видели кстати на питерской трассе по пути 3 раза палатки МЧС – слышал в новостях что они организованы во время адских холодов, и действительно они стоят. Это порадовало.
_______________________________________________________________________
Резюмируя скажу, что поездка удалась, появились некоторые мысли (возможно не новые, но проверенные на себе):
По времени у нас был такой расклад:
Москва- Петрозаводск 7:30 – 23:00
Петрозаводск – Апатиты 8:00- 21:30
За поездку 1800 км туда и 1900 км обратно (+ каждодневные рейсы по окрестностям) мы сожгли 95го на 8 000 руб.
На всём протяжении пути есть прекрасные и интересные места и виды, если есть время и позволяет погода можно наслаждаться.
Кстати, с про эту дорогу есть прекрасный рассказик от Олега Иванова в ЖЖ, там же есть и дельные советы которые нам пригодились в пути, рекомендую (ссылку не даю, тк этот пост за это могут убрать, если кого заинтересует — пишите в личку).
Под покровом полярной ночи из Москвы в Кировск, или Двадцать лет спустя
Дорога
Ничего сложного или экстремального: за 13 часов проехали 1000 км до мотеля «Вилга» под Петрозаводском, на второй день около 11 часов потратили на 800 км до Кировска. С платными участками трассы М-11 и бесплатной М-10 «Россия» все, в общем-то, понятно.
Хуже всего оказалась дорога 49К-05, идущая вдоль р.Волхов, причем это касается только Ленинградской области.
Зато это была самая живописная часть пути, где можно было посмотреть много интересного: факел нефтеперерабатывающего завода «Нефтеоргсинтез» в Киришах, одну из первых советских гидроэлектростанций – Волховскую ГЭС, а также завод «Метахим им. Кисыча», с дымным шлейфом на многие километры. Компенсацией за всю эту индустриализацию стал городок Старая Ладога, с древней крепостью, монастырями и видом на замерзшую реку. Летом я бы сюда вернулся…
Горнолыжный центр «Большой Вудъявр»
Горнолыжный центр «Большой Вудъявр» (BigWood) виден издалека, чуть ли не от Полярных Зорь — южный склон, которого и в помине не было в 1999 году, заливает светом мощная система освещения.
Вообще за 20 лет изменилось, конечно, многое. Хозяином склонов стал российско-кипрский химический холдинг «Фосагро», который и является источником основных вложений в инфраструктуру горнолыжного центра и города Кировска. Таким образом, закончилась чехарда с собственниками подъемников, дележ «шкуры неубитого медведя», и появились реальные перспективы дальнейшего развития.
Погода и места отдыха на склонах
Праздник начала зимы
Город Кировск
Не знаю, хорошо это или плохо, но Кировск перестает быть исключительно шахтерским городом. Открыты современные кафе и бары, есть ночной клуб, большой фитнес-зал Khibiny Fitness, в скором времени будет достроен спортивно-развлекательный комплекс — на фоне полного инфраструктурного уныния конца 90-х перемены просто бросаются в глаза.
Особенно порадовал вид Парковой улицы, на которой в 1999-м здания пугали выбитыми окнами и отвалившейся штукатуркой. Теперь здесь вполне приличного вида особняки, в некоторых домах появились мини-гостиницы.
В городском парке проложена очень качественная беговая лыжня (под классику и под коньковый ход), сделано освещение. На беговых лыжах можно покататься и в 5-ти км от центра города, в парке Тирвас.
Здесь же можно взять в аренду снегоход и отправиться в путешествие по Кольскому полуострову (максимальная протяженность самого сложного маршрута — 450 км). В общем, теперь в Кировске есть куда пойти, где провести время и чем заняться помимо катания на горных лыжах или сноуборде.
Что в итоге?
Большого смысла ехать из Москвы в Кировск на машине нет – если только не везти с собой несколько пар лыж и оборудование для тренировок. Сейчас, помимо традиционного «ночного» поезда, из Москвы в Мурманск есть регулярные рейсы а/к «Нордавиа» (в феврале можно слетать туда-обратно за 10200 рублей), в аэропорту Мурманска можно взять такси и доехать до Кировска.
Далее: «О перспективах развития горнолыжного центра BigWood и города Кировска. Интервью с директором горнолыжного центра Александром Лапп»
Как доехать до Хибин и что там посмотреть за пару дней?
Многие знают Хибины только как зимний горнолыжный курорт, приезжая в Кировск и останавливаясь где-то в городе или неподалёку. А вот осенние и летние Хибины слегка недооценены — поклонников этого сезона в разы меньше. Потому что не знают, что там делать летом или осенью. А ведь залитые золотом и рубинами осенней листвы склоны ничуть не уступают по красоте снежным пейзажам! В этой статье я по пунктам распишу, как устроить недельную поездку в Хибины в сентябре: где жить, какие цены, что смотреть и куда гулять.
Хибины — это Мурманская область, это Кировск и Апатиты. Именно сюда вам нужно приехать, чтобы оказаться рядом с горами. Кировск находится прямо у подножья Хибин — это самый близкий к горам крупный населённый пункт. Сюда идёт отличного качества асфальтовая трасса «Кола» — из Питера можно доехать на машине за 14 часов. Трафик на «Коле» не сравнится с М-5 и южными трассами — это вам не курорты Краснодарского края. Заправок в Карелии не очень много, поэтому лучше всегда держать бак полным. После Сегежи крупных населённых пунктов в Карелии уже не будет до самой Мурманской области, если не считать Кемь, которая находится в стороне от трассы. Поэтому лучше заранее спланировать места ночёвок, если они будут нужны. Но и эти 1000 км по Карелии проезжаются одним днём легко.
В Кировске традиционно много жилья для аренды. В основном вся движуха активизируется в зимний сезон, когда город превращается в заполярный Куршевель. Как правило, это квартиры в сталинских домах, небольшие турбазы и огромный санаторий, гостиничный комплекс «Тирвас». Но в этом году он так и не открылся из-за коронавируса. Город территориально разделён на две части — сам город и микрорайон Кукисвумчорр, который находится у подножья одноимённой горы с одноимённым горнолыжным комплексом, где проводят соревнования по фрирайду.
Кукисвумчорр находится ближе всего к началу популярных туристических маршрутов — можно пойти в поход пешком прямо из подъезда дома. Я тоже остановился в этом микрорайоне и он мне очень понравился — никакого трафика, одна улица, продуктовые магазины и уютные дворики.
Хибины до безобразия простые горы с точки зрения географии и расположения. Фактически, это круглая лепёшка на лике планеты, разделённая на две половинки ущельем, по которому проложена сносная грунтовая дорога. С неё можно уходить на радиальные маршруты, поднимаясь через перевалы на низкие, древние горы. Но небольшая высота гор создаёт ложное ощущение полной безопасности и расслабленности, чего, конечно же, допускать нельзя. Хибины такие же горы, как Кавказ или Алтай, поэтому без подготовки и регистрации в МЧС на маршруты уходить не стоит. Но заехать по дороге на машине в самый центр горного массива сможет каждый.
Можно даже, не имея машины, сходить в лёгкий поход по горам из Кировска. В 4 километрах от Кукисвумчорра есть очень живописное озеро Малый Вудъявр, куда местные выезжают на природу. Даже никуда не поднимаясь, можно просто погулять по лесочку у озера, в окружении красивых гор. Либо подняться к заброшенным молибденовым рудникам — этот маршрут на 3-4 часа максимум.
Дорога на Куэльпорр
Если хотите прям вот диких условий вдали от цивилизации, где даже мобильник не берёт, нужно ехать на турбазу «Куэльпорр» («Рамзай-север»). Место известно еще как «база МЧС» или КСС (контрольно-спасательная станция). Чтобы попасть туда, нужно проехать 20 км от Кировска по накатанной грунтовке, по речной долине, окружённой пологими склонами гор.
И всё было бы хорошо, если бы не один коварный участок, длинной в километр, из-за которого до базы можно добраться не на любой машине. Этот участок дороги проходит по каменистому руслу реки Вудъяврйок.
На «пузотёрке», наверное, не стоит сюда соваться, чтобы не сесть на крупные булыжники. При прохождении участка на не сильно высокой машине желательно как следует стравить давление в шинах, чтобы глубоко не проваливаться в мокрые камни.
В сентябре 2020 года я прошёл этот участок на Outlander 1 c AT-резиной с минимальными потерями — порванной гофрой выхлопа. Видимо, сильно ударился подвесом трубы о камень и выдернул гофру из обойки.
В остальном, дорога осенью очень простая и живописная. Ехать будете по ней долго из-за постоянных остановок на фотографирование хибинских красот.
Дорога проходит мимо трёх озёр. Первое на пути — Длинное:
Памятный крест у дороги за Длинным озёром — за ним идёт еще одно небольшое озерцо.
И, наконец, третье — Сердцевидное. Если у вас есть дрон, то быстро поймёте, почему оно так называется.
По дороге можно полазить по склонам и пособирать чернику, бруснику, шикшу, которые тут растут в огромных количествах, разноцветным ковром.
Можно даже грибов набрать.
Ближе к базе накатанная грунтовка превращается в череду больших, но не очень глубоких луж, которые, впрочем, тоже очень легко проходятся.
Вот подборка самых интересных моментов пути на Куэльпорр.
А вот и база «Куэльпорр». Это двухэтажное здание, рядом с которым стоят домики поменьше — изба МЧС и гостевые дома. На турбазе всего около 8 номеров или чуть более того, поэтому бронировать нужно заранее. Но скажу, что в сентябре номера были свободные и особого ажиотажа не было. Стоимость койка-места — 1500/2000 рублей в сутки. Цена зависит от категории номера — есть с собственным туалетом и душем, а есть с общим. Своя кухня с поваром и меню. Вечером в кафе собирается много людей — некоторые приходят сюда погреться и поесть из палаточного лагеря, который расположен неподалёку.
Любимица базы — маламутка Айка. Она уже старая, плохо видит и слышит, но очень любит поесть — нюх на туристические консервы у неё отменный. На базе царит какая-то особенная тёплая и домашняя атмосфера. Чужих тут не бывает — люди приезжают сюда (или приходят через перевалы) не первый год, многие друг друга знают.
Хозяин турбазы подробно расскажет о том, что можно посмотреть в окрестностях базы. Самая главная достопримечательность Куэльпоррра — водопад Красивый на реке Рисйок. Идти до него пешком минут 15, не больше. Вокруг него полно обзорных площадок, все они отмечены в MAPS.ME. Можно посмотреть водопад снизу и подняться наверх.
Сверху открывается очень крутой вид на долину реки Кунийок и склон горы Куэльпорр (слева). Отсюда можно поснимать Млечный путь и закаты.
Штольня ядерного взрыва
Если пройти по дороге чуть дальше, то она приведёт к засыпанной штольне подземного ядерного взрыва, которые тут проводили в 1972 и 1984 годах. Залезать внуть совершено не стоит, потому что фон там выше, чем ествественный. Но не убийственный, конечно — около 50 мкР или чуть выше.
С площадки у штольни открывается еще один красивый вид на долину и Хибины.
Если перейти по мосту на базе через реку Кунийок, то, пользуясь картой MAPS.ME (везде натоптаны тропы — заблудиться невозможно) можно за полчаса дойти до красивых Полигональных озёр. Их несколько — от больших и просторных, до маленьких и тихих, окружённых высокими елями и карликовыми берёзами. Выберите то, которое вам по душе и проведите тут несколько часов наедине с природой.
Сентябрь — удивительно удачный месяц для того, чтобы приехать в Хибины.
Загибайте пальцы:
А теперь десерт — полярное сияние! Да, даже в первых числах сентября в этих широтах уже можно наблюдать потрясающее по своей красоте природное явление. Нам повезло — небо полыхало обе ночи, что мы тут были. Правда, не долго — по 30-40 минут. Но мы успели и глазами посмотреть, и поснимать.
К примеру, вот это световое шоу мне удалось запечатлеть на большом Полигональном озере.
Для двух дней на Куэльпорре программа получилась очень насыщенной. По ощущениям мне не хватило 3-5 дней, чтобы остановиться и просто послушать местную тишину, посидеть у реки, побросать в воду камни, проводить закат у водопада, сидя в удобном туристическом кресле, разжечь ночью костёр, набрать 5 литров брусники, погулять по мягкому мху и пособирать огромные подосиновики и белые. Наверное, я так и сделаю в следующий визит.
Кировск на новогодние праздники
Говорят, что в Кировске зимой темно и полярная ночь. Говорят, что там пурга, ветер и холод. Некоторые даже говорят, что Кировск – это унылейшее место, населенное гопниками, живущими в старых панельных пятиэтажках, которые удачно вписываются в окрестный индустриальный пейзаж. Может быть и так.
Но я успел полюбить и эти горы, и этот город, и этот край. Город искрящегося белого снега, бесконечных фиолетовых рассветозакатов и летающих собак.
Вот и на этот раз, крутя баранку и наблюдая за северными пейзажами за окном, я невольно улыбался про себя, предвкушая очередную встречу…
2. Дорога, что туда, что обратно, прошла как-то совсем буднично. Завелся и поехал. Сначала 700 км до Питера за 10 часов, а на следующий день 1250 до Кировска за 13 часов. 2 и 3 января ездить по дорогам нашей прекрасной страны очень приятно, что тут говорить.
На обратном пути попал в ледяной дождь. На машине – первый раз. Стекло покрывалось ледяной коркой буквально за 10 минут и никакие дворники не помогали. Чуть дольше сохранить хоть какую-то видимость позволял метод постоянного обрызгивания стекла незамерзайкой. Так можно было продержаться уже 11 минут, а при известной сноровке – целых 12.
3. Кировск встретил холодами, пасмурным небом и лавинной опасностью в 4 балла из 5:
4. Теплый и ламповый подъемник:
5. Про холода. Пару дней было прохладно, особенно наверху, пришлось конопатить все щели в одежде. Мы оказались немного не готовы – куртка у дочки была маловата, чтобы под нее запихать все желаемые слои одежды. И варежек не хватало.
6. Как-то так и поднимались, да… Ладно, шучу. Эта штука остановлена и существует специально для создания морозных фоточек:
7. Полярная ночь к нашему приезду как раз закончилась. Солнце ежедневно выпрыгивало из-за горизонта, демонстрируя желающим трёхчасовой рассвекат фантастических красок, и уходило обратно, затягивая горы темнотой:
8. С разбега прыгали в сугроб. Да, это второй дубль, на первом горе-фотограф не справился с кнопками:
9. Про доску. У меня давно уже не было такого ощутимого удовольствия от материальной вещи. Я ее втихаря даже глажу иногда. На лыжах никогда такого не было!
Одна проблема, с ней люди на горе здороваются. Не со мной, а с доской. И я тут же становлюсь с этими людьми грубым и неприветливым, так как боюсь, что должен буду на склоне соответствовать. А соответствовать пока еще не могу.
10. В первый же день нехило убрался на большой скорости. Тормозил перед препятствием, победить центробежную силу не смог, словил передний кант и ударился солнечным сплетением. Убедился, что просто иметь возможность дышать, это прекрасно. Примерно как на видео по ссылке, только на большой скорости.
11. Запилить себяшечку на вершине Айкуайвенчорр – святое. Это один из прохладных дней:
12. Про каталку. Прет и таращит от самого процесса, что очень радует. Прогресс явно идет большими шагами, в том числе благодаря новой доске. На лыжах никогда такого не было!
У дочки суммарно к концу поезди вышло 5 дней на сноуборде. 4 дня в этом году и один в прошлом. Спускается вполне уверенно с любой подготовленной трассы:
13. Больше всего в Кировске радует особенный «жёсткий» снег. В результате, в отличие от той же Красной Поляны, склон не разбивается практически до самого вечера. А как там можно карвить, ммм.
Вечернее освещение выше всяких похвал, рельеф читается даже лучше, чем днем:
14. В один из вечеров заехали в снежную деревню. Это такой огромный лабиринт в сугробе, где на стенах вырезаны из снега разные тематические картинки. В этом году вся тематика касалась истории России – от Рюриков до перестройки. Горбачев там тоже был на стене.
Тетушка-смотритель очень жаловалась, что все фотографируются с ледяным водочным графином и хватают его за горлышко теплыми руками. Приходится этот графин очень часто ремонтировать — тает. А в зале, посвященном перестройке, была картинка с советским магазином и практически пустыми прилавками. Так в первый же день работы с этих почти пустых прилавков наши неунывающие граждане сперли ледяную колбасу и буханку хлеба. Консервы же с морской капустой стоят нетронутые до сих пор.
Забавно, можно разок сходить.
15. В последние два дня меня настиг какой-то неимоверно злобный вирус, и каждое утро начиналось с борьбы здравого смысла и желания катать. Здравый смысл стоял за то, чтобы лежать под одеялом и пить чай с малиной. Здравый смысл всегда проигрывал.
16. Самое главное было в кафе не заходить. Если согреешься, то все, полный алес. Здравый смысл оттаивал и начинал нудеть:
17. На обратном пути в Карелии, ближе к закату, окончательно устал от пилежки по трассе «Кола» и свернул ненадолго на ближайшую отворотку в лес:
18. Закат вот поймал красивый:
19. До встречи, Кировск
20. Город индустриальных пейзажей, оранжевого зимнего солнца и правильных людей. Мы еще обязательно вернемся