в отечественной и международной практике наибольшим доверием пользуется

в отечественной и международной практике наибольшим доверием пользуется в отечественной и международной практике наибольшим доверием пользуется в отечественной и международной практике наибольшим доверием пользуется в отечественной и международной практике наибольшим доверием пользуется

в отечественной и международной практике наибольшим доверием пользуется

в отечественной и международной практике наибольшим доверием пользуется

За соблюдением обязательных требований стандартов на территории Российской Федерации осуществляется государственный надзор, организуемый Госстандартом и другими государственными органами в соответствии с их компетенцией. Основной задачей государственного надзора за соблюдением стандартов является предупреждение нарушений законов РФ, содержащих обязательные требования к объектам стандартизации, а также требований государственных стандартов. Нарушение требований государственных стандартов влечет за собой уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность, что оговорено в соответствующей статье Закона «О стандартизации».

В зависимости от того, кто ее проводит, сертификация бывает трех видов:

Наибольшим доверием в международной и отечественной практике пользуется сертификация, осуществляемая третьей стороной.

В развитии сертификации отмечается смещение акцента от сертификации продукции к сертификации используемых на предприятии систем обеспечения качества. В последнем случае она может осуществляться по трем моделям, установленным МС ИСО 9001-87, 9002-87, 9003-87 и соответствующими государственными стандартами (ГОСТ 40.9001 и ГОСТ 40.9003). Российское предприятие может выбрать модель, сообразуясь с потребностями рынка и конкретных потребителей.

Сертификация позволяет реализовать единый подход к оценке качества различных объектов, дает возможность гарантии стабильного выпуска продукции или предоставления услуг необходимого уровня качества, поскольку охватывает не только собственно качество продукции или услуги, но и организацию производства. В конечном итоге развитая национальная система сертификации призвана защищать потребителей от низкокачественной, а то и просто вредной для его здоровья продукции.

в отечественной и международной практике наибольшим доверием пользуется

Обязательная сертификация туристских услуг и услуг гостиниц, а также предприятий питания введена Госстандартом России с 1 июля 1995 г.

Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, утвержденные постановлением Госстандарта России от 14.10.94 № 18, разработаны на основе Правил по проведению сертификации в РФ (утверждены постановлением Госстандарта России от 16.02.94 № 3) и основополагающих документов Системы сертификации ГОСТов России. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц устанавливают общие правила, организационную структуру, схемы сертификации и порядок проведения работ по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, соответствуют Законам РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», руководству ИСД/МЭК 2, стандартам ИСД 8402 и ИСД 90042.

Сертификацию туристских услуг и услуг гостиниц осуществляют органы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке и зарегистрированные в Госстандарте России, являющимся национальным органом по сертификации и ведущим общероссийский реестр выданных сертификатов соответствия. Непосредственную работу по организации сертификации в каждой сфере осуществляет соответствующий центральный государственный орган сертификации.

Методическое обеспечение работ по сертификации осуществляет Московский экономико-статистический институт, являющийся методическим центром системы.

В Москве действуют свыше 10 органов. Функции органов по сертификации могут выполнять предприятия и организации, отвечающие требованиям независимости и компетентности, а также имеющие аттестат аккредитации, лицензию и не менее двух аккредитованных экспертов в штате, аттестованных для проведения этих работ.

В сфере туристских услуг и услуг гостиниц указанные функции возложены на Госкомспорт России. Система сертификации туристских услуг и услуг гостиниц является открытой для участия в ней предприятий и организаций различных форм собственности, предпринимателей, заинтересованных в деятельности по сертификации данных услуг.

Нормативными документами при обязательной сертификации туристских услуг и услуг гостиниц могут быть межгосударственные стандарты, государственные стандарты России, а также другие документы (правила, СНиПы, СанПиНы, инструкции), утвержденные органами государственного управления, которые устанавливают обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья туристов и окружающей среды, сохранности имущества туристов, соответствия услуги функциональному назначению, точности и своевременности исполнения.

При добровольной сертификации заявитель сам определяет документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации, аккредитованным в системе.

В настоящее время в системе ГОСТов Р при сертификации туристских услуг и услуг гостиниц используются четыре схемы сертификации. Для гостиниц и прочих мест проживания при проведении обязательной сертификации Госстандартом России рекомендована схема № 4 аттестация предприятия. Аттестация предприятия подразумевает оценку состояния материально-технической базы предприятия, номенклатуры и качества предоставляемых услуг, квалификации персонала.

Обязательным условием сертификации гостиниц и других мест проживания является документальное подтверждение (наличие заключений) соответствующих государственных служб (пожарной, санитарной, технического и других органов надзора), осуществляющих контроль за безопасностью в пределах своей компетенции. Предприятия питания при местах проживания должны иметь сертификат соответствия на требования безопасности.

В соответствии с ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсион-ное обслуживание. Классификация гостиниц» при сертификации гостиниц по схеме № 4 предприятию присваивается определенная категория («звезда»). Если гостиница не отвечает требованиям, достаточным для присвоения категории («звезды»), но соответствует требованиям безопасности, выдается сертификат соответствия только требованиям безопасности.

Для гостиниц знаком соответствия категории служит «звезда» (ГОСТ Р 50645-94), которая проставляется на сопроводительных документах (путевках, квитанциях, карточках гостя, рекламных проспектах и других материалах), выдаваемой потребителю, а также на вывесках.

На должностных лиц и предпринимателей может быть наложен штраф за предоставление несертифицированных услуг и несанкционированное использование знака соответствия (п. 5 ст. 5 р. I; п. 4 ст. 7 р. II Закона РФ «О сертификации продукции и услуг», Кодекс РСФСР об административных правонарушениях).

Порядок проведения сертификации (подача заявки, в том числе выбор схемы, методика проведения сертификационной проверки, выдача сертификата соответствия, заключение договора на инспекционный контроль) определен в нормативных документах системы ГОСТов России. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на сертифицируемую услугу, результатов оценки услуги, но не более чем на три года. При отрицательных результатах сертификационных проверок, несоблюдении иных требований, предъявляемых к сертифицированной услуге, или отказе заявителя от оплаты работ по сертификации орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.

Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность (ст. 20 р. IV Закона РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Источник

Виды сертификации, установленные законом РФ «О сертификации туристической деятельности». Цели и порядок проведения сертификации

45. Планирование и организация работы СМК.

Система менеджмента качества (СМК) — часть системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребностям, ожиданиям и требованиям заинтересованных сторон. Современные СМК базируются на принципах TQM.

Планирование системы менеджмента качества

это установление механизмов для достижения целей высшего уровня. Иначе говоря, на каждую цель надо составить реальный план достижения этой цели. За составление этого плана, естественно, отвечает тот, кто назначен ответсвенным за достижение цели.

Цели подлежат обязательному документированию. А план достижения цели? Об этом Стандарта ISO 9001 напрямую ничего не говорит. Но из контекста и жизненных реалий следует, что план достижения целей надо также документировать. Хотя бы потому, что он содержит цели, адресованные следующим иерархическим уровням. А это очень часто не выполнятся.

Это требование может быть реализовано в очень большом числе документов, например:

· Карта процессов верхнего уровня, а также система идентифицированных подпроцессов;

· План изменения процессов, их взаимосвязей;

· Штатное расписание предприятия;

· План изменения штатного расписания;

· План достижения того, что записано в документе «Цели в области качества»;

· Цели, установленные для соответствующих функций, т.е цели для каждой функциональной «вертикали»: коммерция, разработки, производство, снабжение, логистика, инженерная и кадровая службы;

· Цели, установленные внутри каждой функциональной «вертикали» для каждого уровня управленцев.

Обобщая этот список, можно так сформулировать: должны быть установлены и документированы «Цели – задачи» и «Цели – функции», которые приводят к достижению «Целей – результатов».

Технология выполнения работы «Создание подразделения «Служба качества» содержит в себе последовательный перечень работ, который необходимо выполнить для создания в организации подразделения «Служба качества» и организации начала работы этого подразделения. В рамках этого вида работ могут осуществляться:

· разработка нормативной документации для работы подразделения «служба качества»;

· выделение ресурсов для работы подразделения;

· поиск и обучение сотрудников в это подразделение;

· контроль работы подразделения.

46. Системы управления качеством. TQM, ISO 9000.

Total Quality Management — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции. Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством работы в целом, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование этих трех составляющих: качества продукции, качества организации процессов, и уровня квалификации персонала — позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса. Качество определяется такими категориями, как степень реализации требований клиентов, рост финансовых показателей компании и повышение удовлетворенности служащих компании своей работой.

TQM включает два механизма: Quality Assurance (QA) — контроль качества и Quality Improvements (QI) — повышение качества. Первый — контроль качества — поддерживает необходимый уровень качества и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги. Второй — повышение качества — предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий.

На основании рассмотрения концепции TQM можно сделать выводы, что всеобщее управление качеством – это:

— концепция системы качества, направленная на то, чтобы контроля было меньше;

стандарты на процессы;

— статистика, основанная на конкретных цифрах;

— подход к управлению с акцентом на предупреждение отклонений качества;

— концепция, при которой управление качеством – не только задача службы качества;

— концепция, при которой управление качеством – дело каждого, всего персонала;

— концепция, при которой система управления качеством не механически-административная, а органическая система;

— ориентация на «прозрачную» технологию;

— мотивация персонала на высокое качество;

— концепция, направленная на объединение сотрудников фирмы;

— ориентация на «ноль дефектов»;

— концепция, позволяющая завоевывать клиентов;

— подход, предусматривающий необходимые затраты на качество, чтобы экономить и снижать издержки производства и использовать продукцию по назначению;

— концепция, применение которой выгодно, прибыльно для фирмы.

ISO 9000 — серия стандартов ISO, которые применяются при создании и совершенствовании систем менеджмента качества организаций. Серия стандартов по системному менеджменту качества разработана Техническим комитетом ТК 176 Международной Организации по Стандартизации (ISO, International Organization for Standardization). Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 90 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности.

Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения используются во всех стандартах серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания базовых элементов системы менеджмента качества согласно стандартов ISO. ISO 9000 определяют Восемь Принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшения.

В России сертификацией ИСО занимаются аккредитованные в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии организации.

Особенность ИСО 9000 в России заключается в том, что версия международных стандартов серии ISO 9000 официально заменила предыдущую версию стандартов ISO 9000 от 1994 г. с 15 декабря 2000 г. В результате чего новая версия стандартов серии ISO 9000 получила обозначение ISO 9001:2000. В России же новые стандарты ISO 9001:2000 утверждены в качестве Национальных стандартов (ГОСТ) с 15 августа 2001 г. Поэтому в настоящее время в Российской Федерации действует абсолютно идентичная международным стандартам серии ISO 9001 версии 2000 года серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 версии 2001 года.

На сегодняшний день в России утвержден стандарт ISO 9001 версии 2008 года и вводится в действие 13 ноября 2009, стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 — 10 сентября 2009 года.

Сертификаты, выдаваемые аккредитованными в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии России компаниями, не являются международными. Такие сертификаты выдаются в соответствии с Российским стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и действуют только на территории РФ.

Источник

Какие торговые марки пользуются наибольшим доверием потребителей

Издательский дом «Ридерз Дайджест» уже девятый год подряд проводит уникальное исследование «Марка Доверия 2009», в результате которого определяются торговые марки, пользующиеся наибольшим доверием потребителей.

«Марка Доверия» на протяжении всех этих лет остаётся самым масштабным в Европе исследованием потребительских предпочтений. Респонденты выбираются из базы данных о подписчиках Издательского Дома. В этом году в опросе приняли участие более 23 тысяч европейцев из 16 стран. Их состав отражает максимально широкий срез населения каждой из стран.

Поскольку исследование является независимым и повлиять на его результаты могут только сами респонденты, компании-победители могут с уверенностью сказать, что их бренды получили высокую оценку в равной борьбе и им действительно доверяют. «Марка Доверия 2009» отражает не только интересы потребителей, но и тот авторитет, которым пользуются в Европе те или иные производители, что особенно важно в условиях экономического спада. В среднем у 42% европейцев доверие крупнейшим предпринимателям и международным компаниям значительно снизилось по сравнению с результатами опроса пять лет назад. Наиболее значительно этот показатель пострадал в промышленно-развитых странах: в Германии, Великобритании, Франции, Швейцарии и Австрии. Например, в Германии 70% опрошенных заявили, что утратили доверие к международным компаниям, и 60% респондентов потеряли доверие к крупнейшим предпринимателям.

Российские потребители доверяют как известным европейским, так и отечественным брендам.

в отечественной и международной практике наибольшим доверием пользуется

Всемирно известные бренды Nivea и Nokia сохраняют доверие потребителей на всей территории Европы. Девятый год подряд Nivea и Nokia становятся победителями в категориях «Уход за кожей» и «Мобильный телефон» во всех 16 странах-участницах опроса. Visa и Canon в своих категориях также продолжают удерживать первые позиции.

в отечественной и международной практике наибольшим доверием пользуется

*16 стран: Австрия, Бельгия, Чешская Республика, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания.

В среднем по Европе доверие потребителей банкам снизилось на 39%, однако эти показатели в значительной степени варьируются по странам. Категория «Финансы» остается одной из наиболее «локальных», так как в 16 странах на первое место вышли 15 различных банков. Несмотря на текущую экономическую ситуацию, потребители в каждой стране продолжают доверять примерно тем же банковским брендам, которые были названы во время предыдущего опроса. Заметно снизилось доверие к банкам в Швейцарии, Германии и Великобритании, где финансовый сектор занимает значительную долю в экономике. А в Чешской Республике, Польше, Румынии и России этот показатель менее драматичен. Более того, в этих странах некоторые из опрошенных доверяют своим банкам больше, чем пять лет назад, особенно в Румынии (+18%) и в России (+19%).

в отечественной и международной практике наибольшим доверием пользуется

В категории «Автомобили» нет бренда, который бы доминировал во всех странах-участницах опроса. В 16 странах победителями оказались 8 различных марок автомобилей, и только Volkswagen, Mercedes, Opel и Toyota стали брендами № 1 более, чем в одной стране.

Источник

В отечественной и международной практике наибольшим доверием пользуется

В зависимости от того, кто ее проводит, сертификация бывает трех видов:

сертификация, осуществляемая потребителем;

Наибольшим доверием в международной и отечественной практике пользуется сертификация, осуществляемая третьей стороной.

Сертификация позволяет реализовать единый подход к оценке качества различных объектов, дает возможность гарантии стабильного выпуска продукции или предоставления услуг необходимого уровня качества, поскольку охватывает не только собственно качество продукции или услуги, но и организацию производства. В конечном итоге развитая национальная система сертификации призвана защищать потребителей от низкокачественной, а то и просто вредной для его здоровья продукции.

1. Сущность сертификации

Часто отождествляют сертификацию и лицензирование.

Декларация о соответствии об обязательной сертификации продукции и услуг документ, в котором производитель удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует требованиям определенных стандартов качества. Если продукция входит в указанную «Номенклатуру продукции подлежащих обязательной сертификации», то для ее реализации или прохождения таможенной очистки необходимо получение сертификата соответствия в системе БелСТ.

Если продукция не подлежит обязательной сертификации, то для нее возможно оформление либо отказного письма, либо добровольного сертификата.

Отказное письмо БелСТ справка, выдаваемая аккредитованным в соответствующей системе органом и сообщающая о том, что данная продукция не подлежит обязательной сертификации в данной системе сертификации.

Существует также относительно небольшой перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.

Сертификаты соответствия на ту или иную продукцию выдаются органами по сертификации, имеющими соответствующую область аккредитации, на основании представленных им документов на продукцию, основным из которых является протокол испытаний.

Протоколы испытаний выдаются в свою очередь аккредитованной испытательной лабораторией после проведения испытаний соответствующим образом отобранных образцов продукции. На практике лаборатории могут сделать указанный протокол просто на основании экспертизы технических документов о продукции.

На самом сертификате внизу стоит две подписи: руководителя органа сертификации и эксперта по данной продукции, который так же, как орган сертификации и исследовательская лаборатория, имеет свою узкую область аккредитации. [4, c. 40].

На практике это иногда может привести к тому, что даже если данная продукция входит в область аккредитации органа сертификации, но эксперта нет ни в штате, ни в пределах досягаемости вне штата, то сертификат выдать не смогут.

сертификация качество товар

2. Проблемы и методы обеспечения качества продукции

Так в чем же состоит проблема качества продукции?

Во-первых, это проблема теоретическая, требующая осмысления понятийного аппарата.

Во-вторых, это проблема обеспечения качества продукции.

В-третьих, это проблема улучшения качества продукции.

В-четвертых, это проблема системного подхода, позволяющая обеспечить и улучшить качество продукции в зависимости от конкретных объективно складывающихся условий, в которых работает предприятие.

Решение проблемы качества продукции основывается на знании понятий и определений.

Качество продукции представляет собой совокупность потребительских свойств, отражающих степень новизны, обусловливающих способность ее удовлетворять конкретные или предполагаемые потребности в системе производственных отношений.

Любая продукция, выпускаемая предприятиями, обладает многочисленными свойствами, которые отражают объективную реальность материального мира. Эти свойства познаются благодаря развитию науки и позволяют отличать одну продукцию от другой. Задача состоит в том, чтобы придать продукции те свойства, которые определяются конкретной потребностью, позволяют использовать продукцию с минимальными издержками. Многочисленные свойства продукции часто бывают не равнозначны и не всегда являются необходимыми с точки зрения потребления этой продукции. Необходимые свойства, характеризующие качество продукции, фиксируются в нормативных документах: стандартах и технических условиях.

В этом смысле качество продукции имеет однозначное определение. Оно характеризует соответствие качества продукции требованиям нормативной документации.

Всякое отступление от требований нормативной документации называется дефектом.

Продукция, имеющая дефект, называется браком. Дефекты выявляются на стадии изготовления продукции на основе пооперационного контроля. Брак выявляется после завершения технологического цикла на стадии приемочного контроля.

В зависимости от значимости, определяемой степенью влияния на качество продукции, все дефекты делятся на малозначительные, значительные и критические.

Малозначительные дефекты несущественно влияют на использование продукции по прямому назначению. Значительные дефекты существенно влияют на использование продукции по прямому назначению, но не являются критическими. Критические дефекты исключают возможность использовать продукцию по прямому назначению, приводят к аварийным ситуациям в процессе использования продукции.

Все дефекты делятся на явные и скрытые, исправимые и неисправимые. К явным дефектам относятся такие, которые выявляются действующими методами и средствами контроля. Те дефекты, которые не выявляются действующими методами и средствами контроля, называются скрытыми.

Дефекты, которые технически возможно и экономически целесообразно исправлять, называются исправимыми, а те, которые исправить технически невозможно и экономически нецелесообразно, называются неисправимыми. Продукция, имеющая значительные и критические неисправимые дефекты, считается окончательно забракованной и подлежит утилизации. Рассмотренные теоретические положения не предполагают низкого и высокого качества продукции.

Здесь речь идет об уровне качества продукции, определяемом относительной характеристикой достигнутых значений свойств продукции с базовой величиной, взятой для сравнения. На практике в качестве такой базы принимаются требования нормативной документации. Таким образом, продукция, используемая с малозначительными дефектами, имеет уровень качества ниже единицы. Если на предприятии создаются объективные производственные условия для выпуска продукции выше требований нормативной документации и это поощряется реальной потребностью, такая продукция имеет уровень качества выше, единицы.

Рассмотренные обстоятельства свидетельствуют о раздвоении проблемы качества продукции на проблему обеспечения и улучшения (или повышения) уровня ее качества.

С точки зрения обеспечения проблема качества продукции решается путем осуществления комплекса организационных, технических и экономических мероприятий, направленных на достижение установленных требований нормативной документации.

С точки зрения улучшения (повышения) уровня качества проблема качества продукции предполагает осуществление указанных выше мероприятий, направленных на достижение свойств этой продукции выше требований нормативной документации. О значении проблемы обеспечения требований нормативной документации можно судить хотя бы по двум примерам из практики строительства. Несоблюдение геометрических размеров наружных стеновых панелей в крупнопанельном строительстве приводит к тому, что наши дома, сданные в эксплуатацию, бывают выше «ростом» до 1,2 метра против проекта. А это по стране излишне потраченные впустую миллионы капиталовложений.

Несоблюдение требований по массе заполнителей и отсутствие контроля за массой изделий (многие из них превышают нормативную массу до 30 процентов) имеют следствием то, что соответственно повышается теплопроводность наружных стен, что приводит к огромному перерасходу тепловой энергии при эксплуатации зданий. В условиях рынка и наметившейся тенденции постоянного роста цен на энергоресурсы такие отступления от проекта, требующие повышенных затрат на отопление, скоро станут не по карману даже очень обеспеченным владельцам, рискнувшим приватизировать подобные объекты. [8, c. 117].

Большую роль в обеспечении качества продукции играют статистические методы.

Целью методов статистического контроля является исключение случайных изменений качества продукции. Такие изменения вызываются конкретными причинами, которые нужно установить и устранить. Статистические методы контроля качества подразделяются на:

статистический приемочный контроль по альтернативному признаку;

выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам качества;

стандарты статистического приемочного контроля;

система экономических планов;

планы непрерывного выборочного контроля;

методы статистического регулирования технологических процессов.

Многие из оценок качества продукции вытекают из самих особенностей сбора информации.

Каждая из разновидностей статистических методов контроля качества имеет свои преимущества и недостатки. Например, выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам имеет то преимущество, что требует меньшего объема выборки. Недостаток этого метода заключается в том, что для каждой контролируемой характеристики нужен отдельный план контроля. Если каждое изделие проверяется по пяти характеристикам качества, необходимо иметь пять отдельных планов проверок.

. Особенности системы сертификации продукции в Республике Беларусь

Обязательной сертификации подлежат товары народного потребления, а также товары и услуги, предоставляющие потенциальную опасность для жизни, здоровья и имущества граждан и потенциальную угрозу для окружающей среды.

Документ вобрал в себя все аспекты систем технического регулирования и стандартизации России, Украины и других стран, а также Европейского Союза.

В 2006 году был разработан и вступил в действие Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

Этот документ, в свою очередь, предусматривал внесение изменений и дополнений почти в 50 законов и кодексов, с целью обеспечения приведения в соответствие с новым законодательством в области технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия этих законов и кодексов.

В соответствии с новой системой технического регулирования и стандартизации Республики Беларусь к техническим нормативным правовым актам в этой области следует относить:

государственные стандарты Республики,

Правительством Республики Беларуси утверждена «Программа по разработке технических регламентов», согласно которой в срок до 2011 года должно быть разработано более 30 технических регламентов.

На соответствие требованиям регламентам будут проводиться процедуры сертификации и декларирования продукции. На сегодняшний день утверждено 10 регламентов, в числе которых:

«Парфюмерно-косметическая продукция. Безопасность»,

«Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность»,

«Автомобильный бензин и дизельное топливо. Безопасность»,

«Низковольтное оборудование. Безопасность» и другие.

Республика Беларусь наряду с Российской Федерацией и Казахстаном вошла в состав таможенного союза с начала 2010 года. А это значит, что в перспективе Республику Беларусь ждет приведение технических регламентов к единому стандарту наряду с остальными участниками союза.

Сделано это для того, чтобы сертификат и декларация выданной в одной стране имели правомочность в двух других.

Основными принципами построения системы сертификации в Республике Беларусь являются:

создание национальной нормативно-методической базы на основе международных норм и правил сертификации;

использование действующих в Республике Беларусь государственных стандартов и другой нормативно-технической документации, принятой в системах сертификации конкретных видов продукции;

проведение независимой оценки характеристик и свойств продукции (работ, услуг) и систем качества третьей стороной, которая не входит в организационную структуру производителя и потребителя;

установление правил сертификации конкретных видов продукции с учетом их характеристик, особенностей производства и поставок, требований международных систем и соглашений по сертификации;

внедрение систем сертификации, установленных Комитетом Совета Международной организации по стандартизации (ISO);

открытость государственной системы сертификации продукции для присоединения систем сертификации других государств и международных систем сертификации продукции.

Государственная система сертификации Республики Беларусь предусматривает обязательную и добровольную сертификацию.

предотвращения реализации продукции, опасной для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей природной среды;

помощи потребителю в компетентном выборе продукции;

создания условий для участия субъектов предпринимательской деятельности в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

определяет основные принципы, структуру и правила системы сертификации в Республике Беларусь;

утверждает перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, и определяет сроки ее выполнения;

назначает органы сертификации;

аккредитирует органы сертификации и испытательные лаборатории, аттестует экспертов-аудиторов;

устанавливает правила признания сертификатов других стран.

Сертификация на соответствие обязательным требованиям нормативных документов проводится исключительно в государственной системе сертификации.

Обязательная сертификация во всех случаях должна включать проверку и испытание продукции для определения ее характеристик и дальнейший надзор за сертифицированной продукцией.

В результате позитивного решения органа сертификации заказчику выдается сертификат и право маркировать продукцию специальным знаком соответствия.

Государственная система сертификации включает в себя несколько разновидностей сертификатов:

сертификат аудитора в отрасли сертификации;

сертификат на систему качества;

сертификат соответствия продукции требованиям различных нормативных документов;

сертификат качества продукции;

сертификат о происхождении товара;

сертификат работ и услуг собственного производства;

сертификат продукции собственного производства.

Оценка квалификации аудиторов из органов сертификации. В результате проверки устанавливается соответствие аудитора требованиям и выдается сертификат аудитора в отрасли сертификации, который аттестует на право заниматься аудиторской деятельностью.

Согласно приказу Госстандарта «О повышении требований к подготовке специалистов организаций, осуществляющих контроль за функционированием сертифицированных систем менеджмента» от 09.12.2008 г. №241 Белорусский государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством, начиная с 1 февраля 2009 г. вместе со свидетельством о повышении квалификации выдает слушателям, успешно прошедшим обучение, «Сертификат внутреннего аудитора».

«Сертификат внутреннего аудитора» выдается слушателям, прошедшим обучение по направлениям:

Требования стандарта СТБ ИСО 9001 и внутренний аудит системы менеджмента качества (начальное обучение внутренних аудиторов);

Аудит системы управления охраной труда на соответствие требованиям СТБ 18001;

Внутренний аудит системы менеджмента качества (повышение квалификации внутренних аудиторов);

Создание системы обеспечения безопасности пищевых продуктов на базе принципов НАССР и СТБ 22000;

Инженер по стандартизации и качеству.

Сертификат на систему качества выдается Госстандартом Республики Беларусь и подтверждает соответствие системы качества производства продукции (работ, услуг) предприятия, учреждения, организации требованиям государственных стандартов Республики Беларусь.

Контроль соответствия системы качества требованиям стандарта осуществляется путем технического надзора, периодичность и процедуры которого регламентируются программой.

Сертификат соответствия продукции требованиям различных нормативных документов свидетельствует, что идентифицированная надлежащим образом продукция опробована и отвечает всем требованиям, установленным в нормативных актах.

Сертификат распространяется на предприятие, партию продукции или период выпуска продукции на определенном оборудовании. Контроль соответствия продукции требованиям нормативных документов во время ввода в производство осуществляется путем проб продукции, технического досмотра за производством сертифицированной продукции аттестованным оборудованием или системой качества.

Означенный сертификат полностью подтверждает наличие необходимых для данного продукта свойств и качеств, которые определены нормативными и законодательными документами.

Товар, получивший сертификат, таким образом показывает свою надежность и имеет все шансы получить больший спрос у покупателей.

В добровольном порядке получить сертификат соответствия можно на основании тех же документов, которые регулируют обязательную сертификацию, но с одной разницей: производитель сам выбирает параметры, на соответствие которым будет проводиться подтверждение (в т.ч. и лабораторные испытания).

Недавно сертификат качества продукции разрешили заменить декларацией на некоторые группы товаров. То есть, вместо сертификата выдается декларация, заверенная гербовой печатью органа по сертификации.

Сертификация качества может проводится только аккредитованным органом по сертификации.

Сертификат, выданный органом по сертификации, имеет регистрационный номер бланка. Подделка сертификата качества карается лишением свободы и попадает под действие уголовного кодекса РБ, в частности под статью о подделке документов.

Не рекомендуется также смотреть сквозь пальцы на оформление сертификата качества продукции с нарушением порядка этого самого оформления.

Преимущества предпринимателей, имеющих сертификат на свою продукцию следующие.

Во-первых, наличие данного сертификата обеспечивает большую вероятность победы в конкурентной борьбе.

Во-вторых, покупатели предпочитают приобретать именно ту продукцию, которая обладает документальным подтверждением качества, а таковым которым является сертификатами качества или безопасности.

Информативная база о стандартах и директивах, требованиям которых должен соответствовать объект проверки содержится в сертификатах качества и протоколах испытаний.

Совет Министров Республики Беларусь Постановлением №1306 от 10.10.2007 «О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров» определил, что происхождение товаров из Республики Беларусь удостоверяется сертификатом, выданным Белорусской торгово-промышленной палатой и ее подразделениями.

Сертификаты о происхождении товара предоставляются в официальные государственные органы стран импортеров, с которыми Республика Беларусь имеет соглашение о режиме наибольшего благоприятствования, для получения покупателями белорусских товаров преференций, т.е. льгот экономического режима.

В зависимости от государства, в которое осуществляется экспорт белорусского товара, могут быть оформлены сертификаты:

по форме «СТ-1» при экспорте продукции в страны СНГ;

по форме «А» при экспорте продукции в страны ЕС, США, Канаду, Японию, Турцию и Швейцарию;

по форме «Текстильная продукция» при экспорте продукции в страны ЕС;

по форме «ASB.1» при экспорте продукции в Сербию;

по форме, установленной Мексикой;

общая форма сертификатов при экспорте продукции в страны, не перечисленные выше.

Предприятие-изготовитель предоставляет пакет документов, свидетельствующих о правах на произведенную продукцию.

Сертификация работ и услуг собственного производства.

Специалисты Унитарного предприятия по оказанию услуг «Брестское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты» выдают сертификаты работ и услуг собственного производства в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2001 №1817 «Об утверждении положения об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства».

Сертификаты подтверждают выполнение производителем условий и критериев, предъявляемых к работам и услугам собственного производства, и оформляются по заявлениям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями и резидентов «СЭЗ», при участии в тендерах, аукционах, торгах; получение таможенных и налоговых преференций, льготные условия продажи валютной выручки и т.д.

Сертификация продукции собственного производства.

Специалисты Унитарного предприятия по оказанию услуг «Брестское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты» выдают сертификаты продукции собственного производства в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2001 №1817 «Об утверждении положения об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства».

Данные сертификаты подтверждают выполнение производителем условий и критериев, предъявляемых к продукции собственного производства, и оформляются по заявлениям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями и резидентов «СЭЗ», при участии в тендерах, аукционах, торгах и т.д.

Проблема качества продукции:

Во-первых, это проблема теоретическая, требующая осмысления понятийного аппарата.

Во-вторых, это проблема обеспечения качества продукции.

В-третьих, это проблема улучшения качества продукции.

В-четвертых, это проблема системного подхода, позволяющая обеспечить и улучшить качество продукции в зависимости от конкретных объективно складывающихся условий, в которых работает предприятие.

Большую роль в обеспечении качества продукции играют статистические методы. Целью методов статистического контроля является исключение случайных изменений качества продукции. Такие изменения вызываются конкретными причинами, которые нужно установить и устранить.

В 2006 году был разработан и вступил в действие Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

Список использованных источников

Теги: Процесс сертификации Контрольная работа Менеджмент

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *