в практике спортивного массажа приняты следующие приемы разминания за исключением тест
Спортивный массаж
Спортивный массаж – вид механического воздействия на мышцы, кости и суставы человека, активно занимающегося спортом, с целью усовершенствования его физических возможностей и подготовки к большим физическим нагрузкам. После данной процедуры у спортсмена улучшается кровообращение, ускоряется обмен веществ, исчезает излишнее напряжение, мышцы легко растягиваются и быстрее приходят в тонус.
Классификация спортивного массажа
В зависимости от поставленных задач спортивный массаж можно разделить на три вида: тренировочный, предварительный и восстановительный.
Записаться на спортивный массаж
Тренировочный массаж
Отличное средство повышения работоспособности спортсмена, которое рекомендуется проводить параллельно с тренировками. Для получения максимального результата необходимо учитывать индивидуальные особенности человека и наиболее задействованную им в процессе занятий мускулатуру. Массаж выполняется спустя несколько часов после нагрузки. Его продолжительность составляет от 40 до 60 минут. Основные приёмы выполняются по направлению лимфотока и включают в себя:
Предварительный массаж
Задачей данной процедуры является подготовка спортсмена к соревнованию или тренировочному процессу с максимальной мобилизацией возможностей его организма. Массаж выполняется за 10-20 минут до разминки перед стартом или тренировкой. Продолжительность сеанса составляет не более 20 минут. Предварительный массаж делится на разминочный, предстартовый и согревающий. Разминочный массаж повышает общий тонус мышц и при этом помогает снять «предстартовую лихорадку», успокаивая спортсмена. Согревающий массаж необходим для подготовки (разогрева) мышц и связок с целью избежать травм и растяжений во время резких движений и нагрузок. Массажист использует приёмы, которые усиливают циркуляцию крови:
Восстановительный массаж
Назначение данного вида массажа – снять нагрузку с уставших мышц и максимально восстановить их работоспособность. Процедура проводится после состязаний, тренировок или в перерывах между спортивными мероприятиями. Интенсивность воздействия и глубина проработки мышц зависит от индивидуальных особенностей спортсмена с учётом его физического состояния и величины мышечного аппарата. Массаж можно начинать через 15-20 минут после прекращения нагрузок или гигиенических водных процедур. Следует убедиться, что дыхание и пульс спортсмена пришли в норму. Продолжительность сеанса составляет 40-60 минут. Длительность реабилитационных мероприятий в перерывах между соревнованиями (раундами, подходами к снарядам) составляет 5-10 минут. Такой короткий сеанс хорошо помогает снять нервно-психическое напряжение и устранить болевые ощущения. Наибольшее воздействие оказывается на нагруженные мышцы. Основные приёмы:
Восстановительный массаж очень полезен после перенесённых травм в период реабилитаций. Он способствует быстрому восстановлению повреждённых тканей, рассасыванию застойных явлений (кровоизлияний, инфильтратов), а также возвращает эластичность мышцам. В зависимости от характера повреждения специалист комбинирует различные приёмы и техники, используя лекарственные мази и крема, снимающие болевой синдром. Процедуры рекомендуется начинать через несколько дней после повреждения после постановки точного диагноза. Воздействия должны начинаться с мягкого поглаживания, разминания и надавливания на мышцы над поражённым участком. По мере приближения к области травмы интенсивность надавливания следует снижать. Продолжительность сеанса составляет 5-10 минут с частотой до нескольких раз в день.
Стоимость консультации при спортивном массаже?
Особенности и техника спортивного массажа
Чтобы добиться наилучшего результата и принести организму только пользу рекомендуется обратиться услугами специалиста, хорошо знающего технику проработки разных участков тела. Чаще всего массажист использует следующие приёмы:
Поглаживание – начало любого сеанса. Тело постепенно разогревается и подготавливается к дальнейшим процедурам. Интенсивность воздействия может быть разной. Выполняется одной или двумя руками, а также всей поверхностью ладони.
Выжимания – приём выполняется интенсивнее, чем поглаживание. На область воздействия оказывается большее давление, затрагивающее глубокие слои тканей. Чем больше мышца, тем больше давление.
Растирание – сильные, активные движения по кругу или спирали ребром или основанием ладони, пальцами. Воздействие оказывается на мышцы, сухожилия, суставы. В результате улучшается кровообращение, выводится лишняя жидкость, исчезают отёки, происходит насыщение тканей кислородом.
Разминание помогает хорошо растянуть мышцы, придать им эластичность, снять напряжение. Движения выполняются плавно, аккуратно. О время массажа спортсмен должен быть расслаблен, дышать ровно и спокойно.
Потряхивание, чаще всего, делают после разминания. Приём может применяться на всех участках тела. Положительный эффект – улучшение кровотока и быстрый вывод лишней жидкости.
Поколачивание, похлопывание, «рубка» используются для восстановления бодрости и сил спортсмена, а также нормализации работы его нервной системы. Это ритмичные удары, выполняемые одной или двумя руками попеременно. Движения должны быть сильными, но не резкими. Не рекомендуется воздействовать на область почек.
Существует ряд особенностей проведения спортивного массажа. Среди основных:
Противопоказания к спортивному массажу
Положительный эффект массажа
Благотворное влияние спортивного массажа на организм сделало его незаменимым средством восстановления сил после тренировок и состязаний. Массаж получил широкое распространение среди физкультурников и любителей активного образа жизни. После правильно проведённых курсов оздоровительных мероприятий можно отметить такие положительные результаты:
Записаться на спортивный массаж
Где сделать спортивный массаж в Москве?
В многопрофильном медицинском центре «ДокторСтолет» вы всегда можете сделать спортивный массаж. Наш медицинский центр расположен между станциями метро «Коньково» и «Беляево» (ЮЗАО г. Москвы в районе станций метро «Беляево», «Коньково», Тёплый Стан», «Чертаново», «Ясенево», «Севастопольская», «Новые Черёмушки» и «Профсоюзная»). Здесь Вас ждет высококвалифицированный персонал и самое современное диагностическое оборудование. Приятно удивят наших клиентов и вполне демократичные цены.
Лечебная физическая культура и массаж. Приемы и техника массажа, средства массажа. Контрольные вопросы+ответы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Лечебная физическая культура и массаж.
Тема 3.5.2. Приемы и техника массажа, средства массажа.
Охарактеризуйте понятие «массаж».
Массаж – это механическое, дозированное воздействие на тело человека руками массажиста или специальными аппаратами в целях лечения, оздоровления и профилактики заболеваний.
Перечислите основные виды массажа.
Лечебный массаж – используется для лечения различных заболеваний для нормализации функции органов.
Гигиенический массаж – используется для профилактики заболеваний, сохранения работоспособности у практически здоровых людей.
Спортивный массаж. Его цель – повышение функциональных способностей организма и устранение явлений утомления спортсмена.
Косметический массаж . Цель его – устранение явлений старения и улучшение состояния кожи лица, шеи, рук.
Аппаратный массаж – осуществляется с помощью специальной аппаратуры.
Сегментарный массаж – это массаж, при котором воздействуют на рефлексогенные зоны на теле человека.
Гидромассаж – комбинированное воздействие струи воды и массажных манипуляций руками или аппаратом.
Самомассаж – особенно широко используется при занятиях физкультурой и спортом.
Криомассаж – массаж льдом, холодом (используется широко при травмах опорно-двигательного аппарата).
Какие требования к проведению массажа вы знаете.
Массажный кабинет должен быть не менее – 12 квадратных метров плюс 8 квадратных метров на каждую последующую. Свет на рабочее место должен падать сверху, сбоку. Для улучшения скольжения массирующей руки применяют различные смазывающие средства, присыпки, косметический тальк.
Руки массажиста должны быть чистыми, теплыми, мягкими. Все лечебные мази должны использоваться только после проведения процедуры массажа. Массажные движения не должны вызывать болезненных ощущений, оставлять на коже синяки.
Перечислите основные приемы классического массажа.
Охарактеризуйте технику проведения приема «поглаживание», его виды.
Прием осуществляется всей кистью ладонной поверхностью, тыльной стороной кисти, одним, двумя или несколькими пальцами, опорной частью кисти, локтевым краем кисти. Все приемы выполняются медленно, ритмично, по ходу лимфы, от периферии к центру.
Вспомогательные приемы поглаживания:
Граблеобразное поглаживание – концами граблеообразно поставленных пальцев под углом 45 градусов к массирующей поверхности, одной или двумя руками.
Гребнеобразное поглаживание – выполняется костными выступами основных фаланг согнутых в кулак пальцев.
Крестообразное поглаживание – производится одновременно ладонными поверхностями обеих кистей. Кисти массажиста сцеплены в «замок» и обхватывают массируемый участок.
Охарактеризуйте технику проведения приема «растирание», его виды.
Растирание – прием, при котором рука массажиста производит надавливание, смещая в разных направлениях подлежащие ткани. Отличие этого приема от поглаживания:
Рука массажиста не скользит по коже, а кожа сдвигается вместе с массирующей рукой, образуя впереди себя кожную складку в виде валика.
Массажные движения при растирании могут производиться как по ходу, так и против тока лимфы и крови.
Основные виды растирания:
Растирание ладонью или ее опорной поверхностью.
Локтевым краем кисти или локтевым краем предплечья.
Растирание выполняется одной или двумя руками и может выполняться продольно или поперечно, кругообразно, зигзагообразно, спиралевидно.
Вспомогательные приемы растирания:
Гребнеобразное растирание – костными выступами средних межфаланговых суставов.
«Пиление» – локтевым краем кисти одной или обеих кистей, находящихся друг от друга на расстоянии 1 – 2 см.
Охарактеризуйте технику проведения приема «разминание», его виды.
Разминание – при нем воздействие идет на мышцы: производится их захват или надавливание на них, приподнимание, сдавливание и отжимание тканей (разминание между пальцами).
Основные виды разминания:
Продольное разминание. Выпрямленные 4 пальца при отведенном большом накладывают на участок таким образом, чтобы большой палец лежал по одну сторону, а остальные – по другую сторону, плотно обхватывая мышцу. Затем приподнять мышцу, оттягивая ее от костей и не выпуская из рук поступательно – отжимающим движением производить разминание.
Поперечное разминание – двумя руками, руки поперек мышцы. Мышца плотно обхватывается ладонями и пальцами обеих рук, при этом с одной стороны мышцы находятся большие пальцы, а с другой – все остальные. Захваченная мышца оттягивается кверху, сдавливается, отжимается одной рукой по направлению от себя, другой – к себе. Разминание производится медленно. После разминания должно следовать поглаживание. Движения могут быть как по ходу лимфы и крови, так и против.
Охарактеризуйте технику проведения приема «вибрация», его виды.
Вибрация – массажный прием , в результате которого массируемым тканям придается колебательное движение с различной частотой и амплитудой.
Основные виды вибрации:
Тесты курсов НМО/Эргономика в практике специалиста по медицинскому массажу
Эргономика в практике специалиста по медицинскому массажу
Содержание
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. не менее 1 раза в сутки
b. не менее 2 раз в сутки
c. после каждого пациента
d. не менее 3 раз в сутки
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. неудовлетворительное состояние организма работника
b. статическое действие
c. работа в неправильной позе
d. многократно повторяющиеся действия
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. фиксированная, равная 0,5-0,7м
b. индивидуальная, на высоте опоры ладонями на поверхность стола
c. индивидуальная, на высоте опоры пальцами на поверхность стола
d. фиксированная, равная 0,6м
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. сначала не энергозатратные, потом энэргозатратные, потом не энергозатратные
c. сначала не энергозатратные, потом энэргозатратные
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. использования подставки для ног
b. выдвижения ноги вперед
c. сведения ног и их выпрямления
d. раздвигания ног и слегка согнуть их в коленях
Выберите один ответ:
c. нижних конечностей
d. верхних конечностей
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. легкую подошву, обладать амортизирующими свойствами, гасить ударные нагрузки, не скользить
b. пассивную вентиляцию
c. анатомическую стельку, быть удобной
d. возможность к её обработке
e. всё перечисленное
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. скольжение руки по коже
b. смещение подлежащих тканей, без скольжения по коже
c. смещение кожной складки, без скольжения по коже
Выберите один ответ:
a. эстетики – весь инвентарь должен находится в убранном виде, вне зоны видимости его пациентом
b. эргономики – весь инвентарь должен находится под рукой и иметь быстрый свободный доступ
Выберите один ответ:
a. при переносе веса тела массажиста на кисти рук
b. давлении кистями рук на тело пациента
Выберите один ответ:
a. менять рабочую стойку
b. использовать вес тела
Выберите один ответ:
a. сведения ног и их выпрямления
b. выдвижения ноги вперед
c. использования подставки для ног
d. раздвигания ног и слегка согнуть их в коленях
Выберите один ответ:
a. повышенную утомляемость со стороны массажиста
b. приятные ощущения у пациента
c. более глубокое и мягкое проникновение в мышцы
d. смещение центра тяжести у массажиста
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. свести ноги, и их выпрямить
b. использовать подставку для ног
c. раздвинуть ноги, и слегка согнуть в коленях
d. выдвинуть ногу вперед
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. на одинаковом расстоянии от стола
b. на разном расстоянии
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. восприятие и понимание партнера
b. обмен действиями
c. обмен информацией
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. паравертебральной группы
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. массажная стойка
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. мышечно-дистонический синдром
b. миофасциальный болевой синдром
c. компенсаторный механизм
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. нарастающее эмоциональное истощение
b. процесс установления и развития контактов между людьми и группами
c. осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия, которые возникают между людьми, вступающими в контакт друг с другом
d. восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
b. пространство общения
c. поза, жесты, мимика
e. устная речь, письменность
Выберите один ответ:
a. нарастающее эмоциональное истощение
b. восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях
c. осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия, которые возникают между людьми, вступающими в контакт друг с другом
d. процесс установления и развития контактов между людьми и группами
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. процесс установления и развития контактов между людьми и группами
b. восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях
c. осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия, которые возникают между людьми, вступающими в контакт друг с другом
d. нарастающее эмоциональное истощение
Выберите один ответ:
a. обмен информацией
b. восприятие и понимание партнера
c. обмен действиями
Выберите один ответ:
c. поза, жесты, мимика
Выберите один ответ:
a. Методических рекомендациях по проведению массажа
b. Карте формы № 025/у
c. Личной карточке санаторного больного
d. Процедурной карте массажа
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. на разном расстоянии
b. на одинаковом расстоянии от стола
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. многократно повторяющиеся действия
c. работа в неправильной позе
d. работа в плохих условиях окружающей среды
Выберите один ответ:
a. паравертебральной группы
Выберите один ответ:
a. обмен действиями
b. восприятие и понимание партнера
c. обмен информацией
Выберите один ответ:
a. процесс установления и развития контактов между людьми и группами
b. осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия, которые возникают между людьми, вступающими в контакт друг с другом
c. восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях
d. нарастающее эмоциональное истощение
Выберите один ответ:
a. сохранять нейтралитет
Отработка основных и вспомогательных приемов массажа.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым
«Крымский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по теме: Отработка основных и вспомогательных приемов массажа.
По дисциплине ОП. 11 Основы реабилитологии
для специальности 31.02.02 Акушерское дело
Разработали: преподаватели Крат Т.Н.
протокол № 1от «10» 09 2020 г.
Председатель ЦМК _______/ Тихонова О.А.
Методические разработка практического занятия составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.02 Акушерское дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 514 от 12.05.2014г.
Крат Т.Н. – преподаватель первой квалификационной категории,
«Основ реабилитации и медико-социальной реабилитации» ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»
«Основы реабилитологии» ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»
Данная методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП.11 Основы реабилитологии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для специальности 31.02.02 Акушерское дело
Ознакомить студентов основными и вспомогательными приемов массажа в медицине.
Ознакомить студентов с техникой безопасности при работе в физиотерапевтическом кабинете.
Раскрыть сущность методик проведения физиотерапевтических процедур.
Развивать устойчивый познавательны интерес к основам реабилитации..
Способствовать развитию у студентов умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Прививать навыки медицинской этики и деонтологии.
Воспитывать гордость в связи с приобретением выбранной профессии.
Изучение данной темы способствует формированию у студентов следующих компетенций:
ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача.
ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.
ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.
ПК 4.2. Оказывать профилактическую и медико-социальную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
I . МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Технологическая карта практического занятия
По дисциплине ОП 11. Основы реабилитологии
Специальност ь: 31.02.02 Акушерское дело
Тема занятия : «Отработка основных и вспомогательных приемов массажа»
Вид занятия: практическое
Тип занятия : на закрепление знаний и формирование профессиональных умений
Студент должен иметь практический опыт:
– освоить основные правила и принципы проведения опроса, осмотра больного, сбора жалоб;
– научиться оценивать общее состояние больного;
– научится технике лечебного массажа
анатомо-физиологические особенности кожи;
анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарат;
правила осмотра кожных покровов пациента на наличие мацерации;
основные и вспомогательные приемы массажа;
показания и противопоказания для проведения массажа;
Подготовка рабочего места для проведения массажа;
Выполнять основные и вспомогательные приемы массажа;
Проводить общий осмотр и оценивать полученные данные;
Соблюдать технику безопасности при работе с пациентом;
Соблюдать личную гигиену;
— развивать клиническое мышление;
развивать устойчивый познавательный интерес к основам реабилитации;
развивать умение студентов воспринимать и осмысливать знания, полученные на занятии;
способствовать развитию у студентов умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи.
3. Воспитательные цели:
прививать навыки медицинской этики и деонтологии .
ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача.
ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.
ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.
ПК 4.2. Оказывать профилактическую и медико-социальную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Уровень освоения знаний: 3
Мотивация занятия: Массаж важная часть функциональной терапии, применяется на всех этапах реабилитации при различных заболеваниях. С помощью массажа можно лечить, снимать болевые синдромы, проводить профилактику укрепления организма пациентов различного профиля и различных возрастов.
Место проведения: кабинет Основы реабилиталогии
Материально-техническое обеспечение: изобразительные: плакаты, схемы, рисунки.
Учебно-методическое оснащение: рабочая программа учебной дисциплины, КТП, технологическая карта практического занятия, методические рекомендации для студентов, инструкция к практическому занятию, материалы контроля.
ОП.01 Основы лат. яз. с медицинской терминологией
ОП. 02 Анатомия и физиология человека
ПМ.05 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
ОП.10 Общественное здоровье и здравоохранение
ОП.12 Безопасность жизнедеятельности
ПМ.03 Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни
ПМ.04 Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода
Соматические заболевания органов дыхания.
Соматические заболевания сердечно-сосудистой системы.
Соматические заболевания органов пищеварения.
Соматические заболевания органов мочевыделения.
Соматические заболевания органов кроветворения.
Соматические заболевания органов эндокринной системы.
Острые экзогенные отравления.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов в подготовке к занятию
1. Mедицинская студенческая библиотека // [электронный ресурс].- http:// www.rosmedlib.ru/
2. Все о массаже на массаж [электронный ресурс] //http:// ру massage.ru
3. Лечебная гимнастика (физкультура) лфк [электронный ресурс] //http:// spihet.ru
4. Информационный портал о физиотерапии [электронный ресурс] //http:// physiotherapy.ru
Рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы:
Внеаудиторная самостоятельная работ №12
ОП11. Основы реабилитологии
Специальность: 31.02.02 Акушерское дело
Тема: « Отработка основных и вспомогательных приемов массажа..»
Учебные цели: После выполнения самостоятельной работы студент должен
— физиологическое и лечебное действие массажа
— техника и методики массажа
— показания и противопоказания к массажу
Вид самостоятельной работы студентов: составление таблиц и схем «Основные и вспомогательные приемы массажа».
Вопросы и содержания материала для самостоятельного изучения:
— показания и противопоказания к массажу
— методики аппаратного массажа
Форма отчетности : защита таблиц и схем, выступление на п/з № 13.
Основные этапы занятия и их содержание
Дидактическая цель этапа
Методы, приемы, формы обучения
Проверка присутствующих, внешнего вида студентов и т.п.
Воспитание дисциплинированности и организованности студентов
Учебный журнал груп
Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов,
Готовятся к занятию
Сообщение темы занятия, ее актуальности, целей, плана занятия
Мотивация необходимости получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности.
Инструкция к практическому занятию № 1
Контроль исходного уровня знаний
Проведение тестового опроса
Раздаточный материал в виде тестовых заданий по количеству студентов
Раздает студентам тесты. Знакомит с инструкцией выполнения задания, с критериями оценивания
Выполняют задания, письменно фиксируя ответы. Сдают выполненную работу преподавателю.
Проведение устного индивидуального опроса
Индивидуальные вопросы по теме
Вопросы по теме для каждого студента
Раздает студентам вопросы. Знакомит с инструкцией выполнения задания, с критериями оценивания
Отвечают устно на вопросы.
Демонстрация преподавателем основных методик проведению физиотерапевтических процедур
Закрепление и расширение имеющихся знаний, формирование профессиональных умений
Демонстрация практических навыков
Массажный стол, пеленка, базовое масло, таблицы
Демонстрирует выполнение практических навыков
Наблюдают за выполнением практических навыков преподавателем и фиксируют информацию в дневнике
Демонстрация здоровьезберегающих технологий
Демонстрация различных упражнений применяемых в здоровьесберегающих технологий
Электронный носитель. Раздаточный материал комплексов упражнений (Приложение)
Выполняют комплекс упражнений
Самостоятельная работа студентов
Отработка техники и методики основных и вспомогательных приемов физиотерапевтических процедур при различных заболеваниях
Формирование практических навыков по проведению процедур
-Моделирование проведения электросна и амплипульстерапии при различных заболеваниях;
Распечатки иллюстративного материала
Организует работу студентов.
Наблюдает за ходом выполнения и дает рекомендации.
Работают малыми группами под контролем преподавателя,
отрабатывают практические навыки согласно алгоритму
Контроль конечного уровня усвоения знаний.
Решение ситуационных задач
Определение степени усвоения и понимания изученного материала
Решение ситуационных задач
Раздаточный материал(ситуационные задачи)(Приложение 4)
Раздает студентам ситуационные задачи. Знакомит с инструкцией выполнения задания, с критериями оценивания
Отвечают в письменном виде и фиксируют информацию в дневнике
Демонстрируют полученные знания
Обращает внимание на трудности в подготовке, нацеливает на устранение их
Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от занятия
Анализ достижений целей, подведение итогов работы группы на занятии
Учебный журнал груп
Делает заключение, оценивает деятельность группы и каждого студента. Оценивает достижение целей занятия.
Анализируют свою работу
Анализ достижений целей, подведение итогов работы группы на занятии
Учебный журнал груп
Оценивает деятельность каждого студента и
выставляет оценки в журнал. Обосновывает качественный и количественный результат.
Анализируют свою работу
Ориентация на подготовку к следующему занятию
Сообщает домашнее задание
Записывают задание на дом- учебник:
ФИО и подпись преподавателя Крат Т.Н._________________
II . ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
б) Оценка общего состояния пациента
в) Проведение основных приемов массажа
г)Проведение вспомогательных приемов массажа
3. Распечатка иллюстративного материала для мультимедийного сопровождения и/или перечень таблиц.(см.Приложения)
III . БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Вопросы для индивидуального опроса студентов:
1.История возникновения массажа?
2.Техника безопасности при массаже?
3 Анатомо-физиологические особенности кожи?
4.Противопоказания к массажу?
5.Показания к массажу?
6.Лекарственные средства применяемые к массажу?
Критерии оценки тестовых заданий и задач:
«удовлетворительно» – 71-84 % правильных ответов,
Критерии оценки выполнения практического навыка:
Инструкция к практическому занятию
Тема: «Отработка основных и вспомогательных приемов массажа.»
По дисциплине ОП. 11 Основы реабилитологии
Специальност ь: 31.02.02 акушерское дело
Оборудование : тесты, ситуационные задачи, таблицы, схемы, дидактические материалы, алгоритмы, видеофильм.
Учебные цели занятия :
Основные и вспомогательные приемы массажа
Анатомо-физиологические особенности кожи
Анатомо-физиологические особенности ОДА
Показания и противопоказания к проведению массажа
Подготовить место для проведения массажа
Выполнять основные и вспомогательные приемы массажа
Проводить массаж при различных заболеваниях
2. Тестовый контроль.
3. Изучение основных приемов массажа.
4. Изучение вспомогательных приемов массажа.
5. Изучение массажа при различных заболеваниях.
6. Решение ситуационных задач для отработки навыков.
Контролирующие материалы в форме тестовых заданий с эталонами ответов
1.Положение пациента при массаже спины — это
1) лежа на животе, руки вверху
2) лежа на животе, руки вдоль туловища
2.Основным приемом разминания является
3) не прерывистое разминание
3.Вспомогательным приемом поглаживания является
3) плоскостное поглаживание
4) обхватывающее поглаживание
4.Противопоказанием к массажу является
1) хроническая пневмония
5.Целесообразнее укреплять мышцу, выпрямляющую позвоночник
6.При выполнении приема массажа поглаживания какое должно быть направление руки массажиста
1) по направлению тока лимфы
2) против направления тока лимфы
3) по ходу нервных волокон
4) все ответы верны
8. При проведении массажа нельзя массировать
1) область лимфатических узлов
2) область нервного окончания
3) область коллоидного рубца
9.Механизм действия массажа
10.Основные приемы вибрации
11.Показания к массажу
12.Основные приемы массажа
4) все ответы верны
13.Основной прием разминания
14.Массируемые зоны при гипертонической болезни
1) голова, воротниковая зона
2) область грудного отдела позвоночника
3) область шейного отдела позвоночника
15.Показание к постуральному дренажу
1.Основные приемы вибрации
2.Показания к массажу
3.Основные приемы массажа
4) все ответы верны
4.Основной прием разминания
5.Массируемые зоны при гипертонической болезни
1) голова, воротниковая зона
2) область грудного отдела позвоночника
3) область шейного отдела позвоночника
6.Показание к постуральному дренажу
7.Положение пациента при массаже спины — это
1) лежа на животе, руки вверху
2) лежа на животе, руки вдоль туловища
8.Основным приемом разминания является
3) не прерывистое разминание
9.Вспомогательным приемом поглаживания является
3) плоскостное поглаживание
4) обхватывающее поглаживание
10.Противопоказанием к массажу является
1) хроническая пневмония
11.Целесообразнее укреплять мышцу, выпрямляющую позвоночник
12.При выполнении приема массажа поглаживания какое должно быть направление руки массажиста
1) по направлению тока лимфы
2) против направления тока лимфы
3) по ходу нервных волокон
4) все ответы верны
14. При проведении массажа нельзя массировать
1) область лимфатических узлов
2) область нервного окончания
3) область коллоидного рубца
15.Механизм действия массажа
Эталоны ответов к тестовым заданиям:
Перечень вопросов для индивидуального опроса
1.История возникновения массажа?
2.Техника безопасности при массаже?
3 Анатомо-физиологические особенности кожи?
4.Противопоказания к массажу?
5.Показания к массажу?
6.Лекарственные средства применяемые к массажу?
Контролирующие материалы в форме задач
Проводится путем контроля в процессе обследования друг друга.
Больной К. 40 лет ДЗ: гипертоническая б-нь II степени. Назначен массаж головы и воротниковой зоны.
— Объяснить действие медицинской сестры.
— Объяснить специфика массажа при гипертонической болезни
— Техника и методика массажа
Больной С. 45 лет ДЗ: артроз левого коленного сустава (характеризуется воспалительным отеком). Назначен лечебный массаж левого коленного сустава.
— Объяснить действие медицинской сестры.
— Объяснить специфику массажа при воспалительном отек.
— Техника и методика массажа
. Больной К. 12 лет ДЗ: бронхит (характеризуется скудным отхождением мокроты).
Назначен постуральный дренаж.
— Объяснить действие медицинской сестры.
— Объяснить специфику постурального дренажа.
— Техника и методика массажа
. Больной Н. 8 лет ДЗ: сколиоз «С» образный.
Назначен лечебный массаж спины.
— Объяснить действие медицинской сестры.
— Объяснить специфику массажа спины при «С» образном сколиозе.
— Техника и методика массажа
Больной Б. 30 лет ДЗ: перелом правой лучевой кости, после снятия гипсовой повязки характеризуется контрактурой лучезапястного сустава.
Назначен лечебный массаж правого лучезапястного сустава.
— Объяснить действие медицинской сестры.
— Объяснить специфику массажа при контрактурах.
— Техника и методика массажа
Больной О. 11 месяцев ДЗ: здоров.
— Объяснить действие медицинской сестры.
— Объяснить специфику профилактического массажа детям до года.
— Техника и методика массажа.
Ответы на ситуационные задачи:
— Ознакомится с назначением врача, осмотреть кожные покровы, зоны воздействия, рассказать пациенту о своем действии. Подготовить место работы, обработать руки
— Специфика лечебного массажа при ГБ. Применяется методика отсасывающего массажа, от волосистой части головы к плечевому поясу.
— В методике применяется три основных приема массажа поглаживание, растирание и разминание средней интенсивности сверху вниз. Время 10 минут, ежедневно, курс 10 дней.
Ознакомится с назначением врача, осмотреть кожные покровы, зоны воздействия, рассказать пациенту о своем действии. Подготовить место работы, обработать руки
— Специфика лечебного массажа при воспалительном отеке. Массаж начинаем с выше лежащего сегмента от отека, за тем зону отека.
— В методике применяется три основных приема массажа поглаживание, растирание, разминание начиная с проксимального отдела затем зону отека с последующим переходом к дистальному сегменту всей конечности. Время 20 минут, ежедневно, курс 10 дней.
Ознакомится с назначением врача, осмотреть кожные покровы, зоны воздействия, рассказать пациенту о своем действии. Подготовить место работы, обработать руки
— Специфика постурального дренажа заключается в применении основного приема вибрации и положении пациента по отношению к плоскости.
— В методике применяется четыре основных приема массажа поглаживание, растирание, разминание, вибрация. Массаж проводится грудной клетки, спины затем постуральный дренаж при использовании только приемом вибрации до отхождения мокроты. Время 20 минут, ежедневно, курс 10 дней.
Ознакомится с назначением врача, осмотреть кожные покровы, зоны воздействия, рассказать пациенту о своем действии. Подготовить место работы, обработать руки
— Специфика «С» образного сколиоза заключается в укреплении расслабленной прямой мышцы спины с вогнутой стороны и расслабление прямой мышцы спины с другой стороны, в сочетании с применением комплекса лечебной гимнастики.
— В методике применяется четыре основных приема массажа поглаживание, растирание, разминание, вибрация. Массаж проводится на укрепление мышечного корсета. Время 20 минут, ежедневно, курс 10-15 дней.
Ознакомится с назначением врача, осмотреть кожные покровы, зоны воздействия, рассказать пациенту о своем действии. Подготовить место работы, обработать руки
— Специфика массажа при контрактуре заключается в сочетании с теплолечением (парафин, озокерит) и применении ЛГ.
— В методике применяется четыре основных приема массажа поглаживание, растирание, разминание, вибрация. Массаж проводится после теплолечения, начиная с дистального отдела и заканчивается массажам проксимального отдела с акцентом на разработку лучезапястного сустава. Время 20 минут, ежедневно, курс 10-15 дней.
Ознакомится с назначением врача, осмотреть кожные покровы, зоны воздействия, рассказать пациенту о своем действии. Подготовить место работы, обработать руки
— В методике применяется два основных приема массажа поглаживание, растирание в легкой форме с упражнениями направленными на разработку всех суставов ребенка. Массаж проводится на укрепление мышц и подвижность суставов. Время 20 минут, ежедневно, курс 10 дней.
Схема массажа (Бирюкову и Макарову )