в процессе обучения пению у детей
Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста
Таболина Надежда Павловна
Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста
Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста
На третьем году жизни певческий голос ребенка начинает формироваться — певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.
Ставится задача развивать и укреплять у детей первоначальные певческие интонации. Ребенок еще не может петь всю песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов.
На четвертом году жизни певческий голос у детей звучит сильнее, они могут пропеть несложную песню. У некоторых детей появляется даже крикливость.
Формируя певческое звучание, педагог следит, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне (ре-ми-ля первой октавы).
Большое место в младших группах отводится работе над дикцией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысла.
Необходимо объяснить значение отдельных, непонятных слов, научить правильному произношению.
Детям этого возрастатрудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся. Педагогу надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению.
Ребенок первой младшей группы к концу года может петь несложные песни вместе со взрослым.
К концу четвертого года жизни они должны петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него.
Эти задачи решаются с помощью песенного репертуара, включающего несложные, мелодичные, удобные для дыхания песни небольшого диапазона.
Дети третьего года в песнях «Кошка» Лн. Александрова, «Спи, мой мишка» В. Тиличеевой подпевают лишь заключительную фразу,наиболее удобную для первоначального интонирования:
Русскую народную песню «Зайка» они могут спеть целиком, так как она построена па повторяющемся мотиве.
Во второй младшей группе задании постепенно усложняются, исполняются песни большего диапазона (ре-ля, ми-си первой октавы). Построение песен, включающее повторение отдельных фраз, способствует их лучшему запоминанию и усвоению. Большинство песен для детей этого возраста исполняется не спеша, в умеренном темпе. Но есть и более подвижные («Дед Мороз» Л. Филиппенко, «Игра с лошадкой» И. Кишко).
Методические приемы:
Рассмотрим методические приемы, используемые в работе по пению с детьми третьего года жизни.
Основным является эмоциональное выразительное исполнение песни педагогом. Для этого необходимо хорошо продумать и передать особенности песни, се характер, настроение.
Исполняя песню впервые, педагог использует игрушки, картинки, которые помогают детям попять содержание песни.
Кроме этого, используются игровые приемы. Например, знакомя ребят с песней «Кошка» Аи. Александрова, педагог показывает игрушку и после пения говорит: «Кошечка просит молока». «Мя-у, мя-у», —напевает он и спрашивает: «Как кошечка просит молока?» Это побуждает ребят пропеть вместе с ним последнюю фразу.
Разучивая с детьми песню (как правило, без фортепианного сопровождения, педагог одобряет наиболее активных и своим участием помогает более робким.
Во второй младшей группе чаще используются обучающие приемы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню, 2—3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним. Наиболее активные начинают петь сразу. Постепенно включа-ются все.
Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Педагог выразительно пропевает долгие звуки. Дети следуют этому примеру.
В процессе обучения пению необходимо слышать каждого ребенка, отмечать сто исполнение. Хорошо поющим предлагать спеть группой для всех детей, с интонирующими неточно позаниматься отдельно, чтобы научить их «подстраиваться» к пению взрослого.
Если в песне встречается трудноисполнимый интервал, его можно спеть на какой-либо слог. Текст песни усваивается вместе с мелодией, отдельно повторяются только наиболее трудные слова.
В конце года отмечается, смогут ли дети петь некоторые песни с музыкальным сопровождением и без него с помощью воспитателя.
Формируя коллективное (хоровое) пение, нужно упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать и пении и не опережать друг друга, обращать их внимание на совместное дружное пение.
Диагностирование детей дошкольного возраста «Методика словарной работы с детьми дошкольного возраста» Цель: изучить некоторые особенности словаря дошкольного возраста. Задачи: изучить знание бытового словаря по одной из тем программы детского.
Методический материал «Теория и методика обучения детей дошкольного возраста взаимодействию и сотрудничеству» МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 378» г. Перми Воспитатель: Балабанова Л. А. Методический материал «Теория и методика обучения.
Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов) Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов) Активный образ жизни, частые стрессы в семье и на.
Консультация для педагогов «Методика обучения детей рисованию предметов» Методика обучения детей рисованию предметов. В дошкольном детстве предметное рисование направлено на освоение основных способов изображения.
Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее.
Родительское собрание «Особенности адаптационного периода детей младшего возраста. Зaдaчи воспитания и обучения» 1. Адаптация детей раннего возраста 2. Задачи воспитания и обучения детей раннего возраста Цель: рассказать родителям, что важно знать,.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: цели и методика Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей.
Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение).
Новые технологии и приёмы в обучении детей пению
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Новые технологии и приёмы в обучении детей пению».
«Музыка начинается с пения»
(Курт Закс-немецкий музыковед)
На современном этапе развития дошкольного образования происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, обогащается; внимание педагогов акцентируется на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания.
Поэтому очевидна актуальность поиска инновационных музыкально-педагогических технологий музыкального образования дошкольников, обеспечивающих творческое развитие целостной личности каждого ребенка и качество его музыкального образования.
Применение современных педагогических технологий необходимо для того, чтобы идти со временем в постоянно меняющемся мире, для того, чтобы ребёнок мог ориентироваться в этом мире на прочном фундаменте знаний и навыков, приобретённых человечеством в процессе развития всей мировой цивилизации. Надо твёрдо знать, что владение новыми технологиями не дань моде, а необходимость, без которой современный образовательный процесс не будет реализован полностью.
Сегодня мы поговорим о современных технология, которые применяются при обучении детей пению.
Пение – основной вид музыкальной деятельности и является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Пение наиболее близко и доступно детям. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.
Применение новых технологий в пении помогает решать следующие образовательные задачи:
— Формирование певческих умений и навыков, необходимых для выразительного пения;
— Обучению понимать и оценивать произведения вокального искусства;
— Развитию вокального слуха воспитанников, формированию представления о полноценном звучании певческого голоса;
— Ознакомление родителей с теоретическими основами вокала, природой детского голоса.
Необходимо внедрять новые педагогические технологии для осуществления воспитательных задач:
— Средствами вокального искусства осуществлять воспитание дошкольников;
— Развивать художественно – творческие способности детей;
— Вызывать эстетические эмоции, сопереживание настроению музыки, развивать интерес к музыке, к певческой деятельности. Прививать любовь к вокалу.
Характеристика новых педагогических технологий и их применение в процессе обучения пению
Технологии исследовательской деятельности;
Технология проектной деятельности;
Информационно – коммуникационные технологии;
Личностно – ориентированные технологии;
Технология «Портфолио дошкольника»;
Технология «Портфолио педагога»;
Технология К. Тарасовой «Постановка детского певческого голоса»;
Технология В.В. Емельянова ФМРГ (фонопедический метод развития голоса).
Основное место в занятиях по пению должно отводиться беззвучному тренингу голосового аппарата (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, валеологические песенки – распевки, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые и т.д.), что способствует бережному отношению к голосу ребёнка, тренирует и развивает дыхательную и сердечно сосудистую систему, укрепляет здоровье ребёнка. Пение способствует эмоциональному подъёму, общей радости, эмоциональной отзывчивости на музыку, вызывает интерес к образному содержанию песни, поднимает настроение. А это значит, пение способствует психологическому здоровью ребёнка. Не зря занятие пением называют вокалотерапией.
Занятия пением оказывают влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, его умственное развитие, но и являются профилактикой заболеваний органов дыхания. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Воспитание музыкального ладового чувства связано с развитием способности нервной системы к регулированию процессов возбуждения и торможения, протекающих в организме, которые лежат в основе поведения человека.
Многолетний опыт работы показал, что методика вхождения ребёнка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мир игры». Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь красиво и выразительно. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации. Игровая технология замечательна тем, что процессы обучения происходят незаметно для детей. В основе приёмов и методов вокально – хоровой работы с детьми дошкольного возраста все упражнения предлагаются в виде игры. Игра – это именно то, что увлекает детей, делает незаменимым путь преодоления трудностей в обучении и позволяет в кратчайшие сроки достигнуть высоких результатов. Играя, дети познают навыки звукообразования, получая ещё большее удовольствие от пения. При этом используются игры – упражнения, которые направлены на расширение певческого диапазона, приобретение певческой свободы, а также оберегают детский голос от форсирования и крика. Одна из таких игровых технологий «Игровая методика обучения детей пению» О.В Кацер.
Технологии исследовательской деятельности
Выполняя игровые упражнения, дети имитируют игру на дудочке, голоса птиц, езду на автомобиле и другие имитации – звукоподражания, развивая при этом звуковысотный слух, гибкость голоса, лёгкость и светлость звукоподражания, воображение и представление об окружающей среде. Играя на шумовых инструментах, дети передают тембры голосов животных и птиц, развивая при этом тембровый слух и чувство ритма.
Имитируя голоса птиц, животных, звуки движущего транспорта, дети знакомятся с окружающим миром, исследуя звуки различной высоты и тембры различно окраски. Весь этот процесс обеспечивается предметно – развивающейся средой, позволяющей детям рассматривать сюжетные картинки и картинки с животными и птицами, разными звучащими предметами и т. П. Все эти условия помогают ребёнку в исследовании предметов и явлений окружающего мира во всём многообразии. Исследуя свойства предметов и явлений в звуковом аспекте, дети формируют вокальные навыки, навыки игры на детских инструментах, развивают чувство ритма, интонационный и тембровый слух, одновременно развивая образное восприятие окружающего мира.
Технологии проектной деятельности
Весь образовательный процесс выстраивается по определённой проектной схеме достижения планируемого результата, а дети непосредственные участники этого процесса. Элемент проектирования даёт ребёнку возможность синтезировать полученные знания и умения, позволяет ребёнку познавать окружающий мир и себя. Через исследования и эксперимент дети, обучаясь пению, непременно должны научиться определять жанр и характер вокальных и инструментальных произведений.
Информационно – коммуникативные технологии
Мир, в котором развивается ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как к первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет). Любой раздел НОД «Музыка» оснащён компьютером и проектором для мультимедийной презентации, в которой можно красочно и ярко представить вниманию детей информацию о композиторах, жанрах музыки, танцах, оркестрах и т.д.
Необходимо играть с детьми в музыкально – дидактические игры, разработанные с помощью компьютера. Ведь преимущества компьютера в том, что он несёт образный тип информации понятной дошкольникам, надолго привлекает внимание детей посредством звука, движения, мультипликации, обладает стимулом активности детей, позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Личностно – ориентированные технологии
Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
В обучении пению создаются прекрасные условия для личностно – ориентированных взаимодействий с детьми в развивающемся пространстве. При обучении детей пению педагог в применении различных упражнений создаёт игровую ситуацию, в которой ребёнок максимально проявляет собственную активность, имеет возможность полностью реализовать себя.
В песенном творчестве дети проявляют себя в театрализации песни, сопровождении мелодии с помощью детских музыкальных инструментов, музыкально – ритмических движений.
Педагог, применяя систему творческих заданий, даёт возможность каждому ребёнку раскрыть художественный образ песни по своему, дать ему возможность проявить собственное творческое воображение и фантазию.
В применении личностно – ориентированной технологии формируются основы гуманно – личностных отношений в детском образовательном учреждении, где оказывается помощь в адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения.
Технология «Портфолио дошкольника»
Портфолио – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребёнка.
Современной педагогической технологией является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Основная цель – развитие интеллекта дошкольников и предпосылок творческой деятельности. К этим методам относятся приёмы фантазирования и прекрасно используются в песенном творчестве.
Дети реализуют свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях, праздничных программах, конкурсах.
Технология К.Тарасовой «Постановка детского певческого голоса»;
Несмотря на то, что певческие возможности дошкольников невелики, специальные исследования, проведенные К.В. Тарасовой показали, «что голоса уже в дошкольном возрасте делятся на три природных типа: высокие, средние, низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами». Поэтому, уже с младшего возраста, обучение детей пению должно осуществляться в соответствии с природными типами голосов, иметь индивидуальную направленность. Педагог уже в младшем дошкольном возрасте должен выявить для себя по тембру голоса ребенка его примарный диапазон и в дальнейшем подбирать удобную тональность для пения, соответствующий репертуар, с целью развития у дошкольника чистоты интонации.
Авторская технология Т.М. Орловой «Учите детей петь»;
В своей работе Т.М. Орлова уделяет большое внимание музыкально – дидактическим играм, которые способствуют развитию музыкального слуха дошкольников. Эти развивающие игры вводятся с первых занятий в младшей группе. «Музыкальная лесенка» и другие наглядные пособия помогают педагогу задействовать в обучении и слух, и зрение, и мышечно – двигательное чувство одновременно. Данный опыт может служить примером установления преемственности в работе по развитию музыкального слуха и голоса между дошкольной ступенькой и начальной школой.
Технология В.В. Емельянова ФМРГ (фонопедический метод развития голоса)
Представляет интерес технология В.Емельянова, в которой представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса.
Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова направлен на укрепление гортани, расширение звукового диапазона детского голоса.
Оздоровительные и фонопедические упражнения (разработки В. Емельянова, М. Картушиной) проводятся под наблюдением педиатра для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Методики, направленные на развитие вокально – хоровых навыков:
«Вокалотерапия» (методика А.И. Попова и С.В. Шушурджана). Вокалотерапия – лечение пением. Развивает межличностные отношения, регулирует психовегетативные процессы, формирует оптимистическое отношение к жизни. Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Кроме того, правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений способствует более качественному функционированию сердечно – сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря активной работе которых массируются внутренние органы.
Физвокал (основатель А.И. Попов) – способ оптимизации межмышечной координации биоакустического резонанса в организме человека; системы вокальных упражнений А.И. Попова, направленная на увеличение объёма лёгких, обеспечение их качественной вентиляции, нормализацию работы сердечно – сосудистой системы. Методика физвокала построена на выполнении определённых звукоподражательных упражнений, способствующих не только развитию голоса и мышц, но и избавлению от многих внутренних патологий сердечно – сосудистой системы и пищеварения.
гимнастика имеет необыкновенно широкий спектр воздействия, и используется в работе над вокалом. [3, с. 1]
Игровые методы и приемы обучения пению детей дошкольного возраста.
Как и в любом деле, в певческой деятельности существуют определённые устоявшиеся формы и этапы работы. Музыка, однако, часто вносит свои коррективы в привычные схемы. При работе по разучиванию песни происходит то же самое: этапы работы остаются прежними, а их эмоциональное наполнение, объём и содержание каждый раз разное.
1 этап: Вступительное слово (объяснение, разъяснение, беседа, музыкальный пример, проблемная задача, демонстрация различной печатной продукции, творческих работ детей, игрушек и т.п.)
2 этап: Слушание-знакомство (исполнение педагогом, исполнение хорошо поющими детьми, аудиозапись или видеозапись с данной песней, сравнение различных интерпретаций, прослеживание мелодии по партитуре)
3 этап: Обсуждение (беседа, разъяснение, пример, анализ ситуаций, проблемное задание, коллективно-трудовая работа, дискуссия, метод эвристических вопросов)
4 этап : Разучивание (метод предупреждения ошибок, метод сравнения, фонетический метод, объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод мысленного пения, метод анализа ситуаций, метод игрового проектирования, метод разучивания по слуху, метод свободного дирижирования, метод высотного моделирования, метод пластического интонирования, метод создания ассоциаций, метод театрализации, метод работы по партитуре, метод сольфеджирования, транспонирование песни или отдельной части в удобную тональность, пение вокализом песни или её части, выстраивание первого звука, настройка на тональность, нахождение наиболее сложных интонационных и текстовых частей, прохлопывание ритма по слуху или по графической записи, выстраивание по фермате созвучий и аккордов, произношение текста песни активным шёпотом, высоким или низким голосом, активная артикуляция текста при пении про себя
5 этап: Освоение (впевание) (целостное исполнение, сравнение различных интерпретаций разных исполнителей, сравнение интерпретаций данного коллектива или исполнителя, звукозапись исполнения с последующим обсуждением, исполнение для экспертов, для жюри с последующим обсуждением, исполнение в концертном зале, на сцене
6 этап: Концертное исполнение (метод создания эмоционального настроя, состояния, метод театрализации, приёмы взаимодействия дирижёра и исполнителя, ансамбля или хора)
Поскольку у детей дошкольного возраста в процессе знакомства с песней задействовано только слуховое восприятие, то на разучивание текста и мелодии песни требуется не одно занятие. Чтобы подкрепить интерес к песне, помочь ее разучить быстрее применяю следующие игровые приемы:
в подкрепление слушанию наглядные иллюстрации, передающие содержание песни;
использование моделей изображающих действие, соответствующее тексту песни;
слушание мелодии песни с прохлопыванием метроритма песни, отдельного ритмического рисунка,
слушание с элементами массажа (прохлопывание метроритма песни по спине в парах, по рядам, стоя в кругу друг за другом и т. д), применяются разные виды похлопывания;
слушание песни с предложением детям хлопнуть на каком-то определенном слове; впоследствии на самом высоком звуке;
передать в образных движениях содержание песни;
слушать песню в кругу с передачей предмета, способного извлекать звук во время паузы;
пение, начало фразы музыкальный руководитель, конец фразы дети;
запев музыкальный руководитель, припев дети и наоборот;
пение по руке с показом звуковысотности;
пение в различных настроениях (плаксиво, задорно, хитренько, лениво, активно, грустно..) по желанию детей;
пение в различных темпах;
пение на различные слоги, в том числе и звукоподражания;
пение с изменением места после каждого куплета;
пение с перестроением в конце песни (по диагонали, в три круга, в две шеренги…)
Игровые приемы способствуют поддерживанию интереса детей на протяжении всей работы с песней, развитию музыкальных способностей, внимания, памяти, мышления, сохранению двигательной активности, и непроизвольному заучиванию песни.
Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать.
Я считаю, что владея набором различных методов и приёмов, используя в практической деятельности современные технологии в соответствии с ФГОС ДО, мы сможем научить наших воспитанников полюбить песню, сам процесс пения, и музыку в целом!