в россии лекционная форма обучения впервые была введена

Интерактивные формы лекций в высшей школе.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой.

Лекция в учебном процессе выполняет следующие функции:

· информационная (изложение необходимых сведений);

· стимулирующая (пробуждение интереса к теме);

· развивающая (дает оценку явлениям, развивает мышление);

· ориентирующая (в проблеме, литературе);

· разъясняющая (направленная на формирование основных понятий науки);

· убеждающая (с акцентом на системе доказательств);

· систематизирующая и структурирующая (знания по данной дисциплине;

Если интегрировать современные представления об особенностях лекционной формы обучения, можно определить ее специфику следующим образом.

Лекция – одна из форм организации обучения, в условиях которой преподаватель системно, последовательно преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал по целой теме, а студенты слушают и записывают содержание лекции, а в отдельных ситуациях задают вопросы, на которые преподаватель отвечает.(http://www.asu.ru/education/activity_edu/lessons/)

Выделяют следующие виды лекций.

По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.

По научному уровню: академические и популярные.

По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).

По способу изложения материала: традиционная, проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция-провокация, лекция пресс-конференция, лекция-беседа, дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций.

С позиции классификации методов обучения по степени осознанности восприятия учебного материала, существующие по способу изложения материала виды лекций мы соотнесли следующим образом.

Таблица 2.3.

ПассивныеАктивныеИнтерактивные
традиционнаяпроблемнаяпровокация
визуализациявизуализацияпресс-конференция
вдвоемдискуссия
пресс-конференцияразбор конкретных ситуаций
беседа

В настоящее время наряду со сторонниками лекционного изложения учебного материала, существуют «противники» лекций, как основной формы обучения в вузе, утверждающие, что:

· лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление, при этом «чем лучше лекция, тем эта вероятность больше»;

· лекция отбивает привычку к самостоятельным занятиям;

· лекции нужны лишь при недостатке учебной литературы;

В тож опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция, по-прежнему, остается ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены рациональным сочетанием традиционных и нетрадиционных форм лекций в учебном процессе(www.edu54.ru/sites/default/files/upload/2010/11/Intieraktivnyie_formy_i_mietody.).(.Коротко остановимся на нетрадиционных формах организации лекций и некоторых особенностях их построения (организации).

1. Проблемная лекция начинается с постановки проблемных вопросов, с выделения проблемы, которую в ходе изложения/изучения материала необходимо решить, причем скрытая в них проблема требует не однотипного решения, а готовой схемы решения в прошлом опыте нет.

Проблемная лекция обеспечивает достижение следующих дидактических целей:

1. усвоение студентами теоретических знаний;

2. развитие теоретического мышления;

3. формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, а в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты получают новые знания, изучают теоретические особенности своей профессии. На наш взгляд, можно выделить следующие особенности проблемной лекции.

1. Полученная на лекции информация (новое знание) вводится как неизвестное для студентов и усваивается как личностное открытие, которое создает у студентов иллюзию «открытия» уже известного в науке.

2. Познания студента приближаются к поисковой, исследовательской деятельности, в которой участвуют мышление студента и его личностное отношение к усваиваемому материалу, благодаря формированию учебной проблемы.

3. В течение лекции мышление студентов происходит с помощью создания преподавателем проблемной ситуации до того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание.

Следовательно, компонентами проблемной ситуации являются объект познания (материал лекции) и субъект познания (студент), процесс мыслительного взаимодействия субъекта с объектом и будет познавательной деятельностью, усвоение нового, неизвестного еще для студента знания, содержащееся в учебной проблеме.

Учебный материал в проблемной лекции представляется в форме учебной проблемы, которая имеет логическую форму познавательной задачи, отмечающей некоторые противоречия в ее условиях и завершающейся вопросами, объективизирующими данное противоречие. Проблемная ситуация возникает после обнаружения противоречий в исходных данных учебной проблемы. Для проблемного изложения отбираются важнейшие разделы курса, составляющие основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являющиеся важными для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения студентами.

Источник

Понятие и функции лекционной формы обучения

в россии лекционная форма обучения впервые была введена в россии лекционная форма обучения впервые была введена в россии лекционная форма обучения впервые была введена в россии лекционная форма обучения впервые была введена

в россии лекционная форма обучения впервые была введена

в россии лекционная форма обучения впервые была введена

В КУРСЕ ПСИХОЛОГИИ (4ч)

Тема 5. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ПЛАН:

1. Понятие и функции лекционной формы обучения

На протяжении всей истории в высшей школе с момента за­рождения до наших дней ведущей организационной формой и методом обучения является лекция. С нее начинается первое зна­комство студентов с учебной дисциплиной, именно лекция закла­дывает основу научных знаний. Лекция появилась в Древней Греции. Яркие страницы в ис­торию развития лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М.В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лек­ционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

Отсюда вытекают ее функции:

1) информационная, заключается в сообщении преподавателем основных положений учебной дисциплины, раскрытии особенности конкретной темы или отдельной проблемы. Исторически первая функция. В настоящее время в связи с появлением большого количества учебников, которые печатаются большими тиражами, эта функция лекций отчасти потеряла свое значение, при этом остается актуальной при чтении спецкурсов, а также по тем дисциплинам, по которым еще не изданы учебные пособия.

2) ориентирующая, заключается в последовательном и структурированном изложении преподавателем ключевых идей курса. Данная функция реализуется еще и в том, что преподаватель сообщает студентам, на какие темы, понятия им следует обратить особое внимание, какие дополнительные источники целесообразно использовать.

3) разъясняющая, цель которой заключается в разъяснении наиболее трудных вопросов, терминов учебного курса. Это не только раскрытие смысла терминов, но формирование понятий в сознании студента. (Известно, что основные научные понятия психологической науки содержатся в словарях и справочниках, а многие – в учебниках. Однако никакая дефиниция не охватывает предмета всесторонне и с исчерпывающей полнотой. Поэтому в лекции нельзя обойтись без разъяснения определений – смысла каждого слова, входящего в них.) ПРИМЕР – МЫШЛЕНИЕ. Для этого необходимо умение преподавателя изложить отдельные положения курса в более ясной и доступной форме.

4) убеждающая, которая заключается в том, что лекция стимулирует не только запоминание материала, мыслительную деятельность, но и мотивационную сферу студентов. Осуществляется через доказательность утверждений лектора. Обеспечивается как реальными фактами, так и силой логики.

5) увлекающая, сущность которой в том, что Л. должна быть интересной, но не развлекательной. Чтобы быть интересной, Л. должна отвечать нескольким психологическим условиям:

— осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки (этот момент наступает тогда, когда студент понял полезность преподносимых лектором знаний лично для себя)

— осознание аудиторией новизны излагаемого материала, однако такой, которая сразу связывается в сознании слушателей с имеющимися знаниями, существенно их дополняя и проясняя.

в россии лекционная форма обучения впервые была введена

Исходя из такого понимания роли и места лекции в учебном процессе, возникает вопрос о содержании лекции – о чем в лекции нужно сказать обязательно, а о чем нет. Невозможность вложить в лекцию все достаточно очевидна. Поэтому стремление к раскрытию в Л. всех вопросов темы нежелательна.

Методическая ошибка. Происходит перезагрузка теоретическими сведениями – снижается эффективность.

В целом, лекция представляет собой обучающий монолог преподавателя, в тоже время, в зависимости от вида лекции степень взаимодействия преподавателя и студентов может быть различной.

2.Виды лекций

Традиционная вузовская лекция обычно имеет несколько разновидностей.

Важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, озна­комить слушателей с обязательным списком литературы, расска­зать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

Информационная лекция. Предполагается, что преподаватель в систематизированном виде сообщает новые знания, а также разъясняет новые термины и понятия, составляющие главное содержание курса.

Развитие отечественной образовательной системы, ее гума­низация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реа­лизацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм.

— диалог преподавателей демонстрировал культуру дискус­сии,

— втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы.

Преимущества такой лекции:

— наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор;

— выявляется профессионализм педагога.

Визуализованная лекция представляет собой устную инфор­мацию, преобразованную в визуальную форму. Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны обеспечить:

— систематизацию имеющихся знаний;

— усвоение новой информации;

— создание и разрешение проблемных ситуаций;

В визуальной лекции важны: определенная визуальная логи­ка и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией.

— уровень подготовленности и образованности аудитории;

— особенности конкретной темы.

На разбор ошибок отводится 10—15 минут. Лекция выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помо­гая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала. Данная лекция призвана:

— активизировать внимание студентов;

— развивать их мыслительную деятельность;

— формировать умение выступать в роли экспертов.

Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формируются ответы.

В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Такую лекцию можно проводить:

— в начале темы с целью выявить потребности, круг инте­ресов группы или потока, его модель: установки, воз­можности;

— в середине темы, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизации знаний;

Рассмотрим методические аспекты подготовки к этому виду учебных занятий.

Источник

Интерактивные формы лекций в высшей школе.

в россии лекционная форма обучения впервые была введена в россии лекционная форма обучения впервые была введена в россии лекционная форма обучения впервые была введена в россии лекционная форма обучения впервые была введена

в россии лекционная форма обучения впервые была введена

в россии лекционная форма обучения впервые была введена

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой.

Лекция в учебном процессе выполняет следующие функции:

· информационная (изложение необходимых сведений);

· стимулирующая (пробуждение интереса к теме);

· развивающая (дает оценку явлениям, развивает мышление);

· ориентирующая (в проблеме, литературе);

· разъясняющая (направленная на формирование основных понятий науки);

· убеждающая (с акцентом на системе доказательств);

· систематизирующая и структурирующая (знания по данной дисциплине;

Если интегрировать современные представления об особенностях лекционной формы обучения, можно определить ее специфику следующим образом.

Лекция – одна из форм организации обучения, в условиях которой преподаватель системно, последовательно преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал по целой теме, а студенты слушают и записывают содержание лекции, а в отдельных ситуациях задают вопросы, на которые преподаватель отвечает.(http://www.asu.ru/education/activity_edu/lessons/)

Выделяют следующие виды лекций.

По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.

По научному уровню: академические и популярные.

По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).

По способу изложения материала: традиционная, проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция-провокация, лекция пресс-конференция, лекция-беседа, дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций.

С позиции классификации методов обучения по степени осознанности восприятия учебного материала, существующие по способу изложения материала виды лекций мы соотнесли следующим образом.

Таблица 2.3.

ПассивныеАктивныеИнтерактивные
традиционнаяпроблемнаяпровокация
визуализациявизуализацияпресс-конференция
вдвоемдискуссия
пресс-конференцияразбор конкретных ситуаций
беседа

В настоящее время наряду со сторонниками лекционного изложения учебного материала, существуют «противники» лекций, как основной формы обучения в вузе, утверждающие, что:

· лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление, при этом «чем лучше лекция, тем эта вероятность больше»;

· лекция отбивает привычку к самостоятельным занятиям;

· лекции нужны лишь при недостатке учебной литературы;

В тож опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция, по-прежнему, остается ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены рациональным сочетанием традиционных и нетрадиционных форм лекций в учебном процессе(www.edu54.ru/sites/default/files/upload/2010/11/Intieraktivnyie_formy_i_mietody.).(.Коротко остановимся на нетрадиционных формах организации лекций и некоторых особенностях их построения (организации).

1. Проблемная лекция начинается с постановки проблемных вопросов, с выделения проблемы, которую в ходе изложения/изучения материала необходимо решить, причем скрытая в них проблема требует не однотипного решения, а готовой схемы решения в прошлом опыте нет.

Проблемная лекция обеспечивает достижение следующих дидактических целей:

в россии лекционная форма обучения впервые была введена

1. усвоение студентами теоретических знаний;

2. развитие теоретического мышления;

3. формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, а в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты получают новые знания, изучают теоретические особенности своей профессии. На наш взгляд, можно выделить следующие особенности проблемной лекции.

1. Полученная на лекции информация (новое знание) вводится как неизвестное для студентов и усваивается как личностное открытие, которое создает у студентов иллюзию «открытия» уже известного в науке.

2. Познания студента приближаются к поисковой, исследовательской деятельности, в которой участвуют мышление студента и его личностное отношение к усваиваемому материалу, благодаря формированию учебной проблемы.

3. В течение лекции мышление студентов происходит с помощью создания преподавателем проблемной ситуации до того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание.

Следовательно, компонентами проблемной ситуации являются объект познания (материал лекции) и субъект познания (студент), процесс мыслительного взаимодействия субъекта с объектом и будет познавательной деятельностью, усвоение нового, неизвестного еще для студента знания, содержащееся в учебной проблеме.

Учебный материал в проблемной лекции представляется в форме учебной проблемы, которая имеет логическую форму познавательной задачи, отмечающей некоторые противоречия в ее условиях и завершающейся вопросами, объективизирующими данное противоречие. Проблемная ситуация возникает после обнаружения противоречий в исходных данных учебной проблемы. Для проблемного изложения отбираются важнейшие разделы курса, составляющие основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являющиеся важными для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения студентами.

Источник

33. Лекции роль, структура, развитие лекционной фо

33. Лекции: роль, структура, развитие лекционной формы в системе вузовского образования
1.4. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения

Предлагаемые ниже лекционные варианты могут успешно дополнять традиционную лекцию-информацию, будучи использованными в полном объеме лекционного времени на одном или нескольких занятиях либо как элементы традиционной формы на части занятия (полпары); может быть также разработан авторский лекционный курс в любой из упомянутых форм.

Попытаемся кратко охарактеризовать новые варианты подачи лекционного материала, направленные как на интенсификацию учебного процесса, так и на развитие личностных качеств Обучаемых.

Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации.

Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

• обеспечить систематизацию имеющихся знаний;
• обеспечить усвоение новой информации;
• обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций;
• демонстрировать разные способы визуализации.

В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

• натуральные (минералы, реактивы, детали машин);
• изобразительные (слайды, рисунки, фото);
• символические (схемы, таблицы).

• уровень подготовленности и образованности аудитории;
• профессиональную направленность;
• особенности конкретной темы.

Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета. В этом плане частичной иллюстрацией такого метода могут служить лекции по культурологии, сопровождаемые слайдами, комментарии к которым систематизируют и углубляют текст информационной лекции (показ слайдов осуществляется после лекции), и лекции по эргономике и дизайну с наглядным демонстрационным и раздаточным материалом.

• диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;
• втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Преимущества такой лекции:

• актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем;
• создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств и т.д.;
• наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою;
• вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений;
• выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность.

Подготовка к лекции такого типа предполагает предварительное обсуждение теоретических вопросов плана лекции ведущими, к которым предъявляются определенные требования:

• у них должна быть интеллектуальная и личностная совместимость;
• они должны владеть развитыми коммуникативными умениями;
• они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.

Лекция с заранее запланированными ошибками призвана:

• активизировать внимание студентов;
• развивать их мыслительную деятельность;
• формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д.

Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты, и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.

Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех- пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Такую лекцию можно проводить:

1.1. Роль и место лекции в вузе

К числу наиболее прославленных лекторов отечественной школы следует отнести математика М. В. Остроградского. Михаил Васильевич Остроградский придавал большое значение как научной, так и методической стороне лекции. Он начинал с обзора прочитанного ранее, затем следовали рассуждения и методы доказательства по новой теме. Лекция заканчивалась выводами и оживлялась экскурсами в жизнь и деятельность маститых ученых.

Выдающимися лекторами были историки О. В. Ключевский и Т. Н. Грановский. Лекции Грановского были столь блестящи, что отодвинули на второй план книгу, учебник. Н. Г. Чернышевский называл Грановского «одним из сильнейших посредников между наукой и нашим обществом». Лекции этого ученого-гуманитария оказывали сильнейшее духовное, нравственное воздействие на слушателей.

В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала. В их контраргументах есть доля истины, во всяком случае над ними стоит подумать. Каковы их доводы?

Территория низких цен на электроинструменты! Очень мощный ПК

Большой ассортимент кроссовок от ведущих брендов!
sapato.ru
от 1 880 руб.
1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

2. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

В этой базе есть КАЖДЫЙ! Взгляните что написали о Вас!

Жир с ЖИВОТА И БОКОВ уйдет за 2 недели! БЕЗ изнурительных тренировок. Метод Феофилактовой.

Поиск ДВОЙНИКА среди ЗВЕЗД по ФОТО! Загрузи свою Фотку! ЖМИ!

Загрузите ФОТО, посмотрите на СЕБЯ в СТАРОСТИ прямо сейчас!
• новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

• отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

• по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

• лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании гуманитарных дисциплин. Но и преподавателям естественных и точных наук не следует ее недооценивать.

• творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

В последнее время наметилась тенденция свободного выбора лектора студентами, которая актуализирует проблему лекторского мастерства. От мастерства преподавателя зависит максимальное использование потенциальных возможностей этой ведущей формы вузовского обучения. Но процесс обучения, начинаясь на лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой.

Многие преподаватели считают, что задача лектора заключается в том, чтобы хорошо знать предмет и ясно его излагать. Но что значит «ясность изложения»? Это сложнейшая педагогическая проблема: это и последовательность, и наглядность изложения, и сознательное активное усвоение излагаемого слушателями, и, как результат, понимание.

Каким же требованиям должна удовлетворять лекция?

1.2. Структура лекции

Мохсен Норузи предрек кровавый АД

Шуба к новому году всего за 3500 рублей

Пожалуйста ВЫБЕРИТЕ свой ЗНАК

Поцарапали авто? Просто зарисуйте!
По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего это сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов.

Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. При раскрытии темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции полезно подвести итог услышанному. Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной, имея несколько разновидностей.

Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса.

Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект.

«Неубиваемый» ТЕЛЕФОН на 2 SIM-карты!
6299.00 руб
ГРОМКИЕ динамики, прочный КОРПУС

Бесплатная доставка и большой гарантийный срок
Самые мощные компьютеры и комплектующие этого года!

1.3. Оценка качества лекции

При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество.

Можно назвать узловые критерии оценки качества. Это содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции. Раскроем смысл каждого из них.

Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.

Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения. Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов.

Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.

Руководство работой студентов: требование конспектировать и контроль за выполнением. Обучение студентов методике записи и помощь в этом: темп, медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков.

Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях.

Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).

Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.

Результативность лекции: информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.

1.4. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения

Предлагаемые ниже лекционные варианты могут успешно дополнять традиционную лекцию-информацию, будучи использованными в полном объеме лекционного времени на одном или нескольких занятиях либо как элементы традиционной формы на части занятия (полпары); может быть также разработан авторский лекционный курс в любой из упомянутых форм.

Попытаемся кратко охарактеризовать новые варианты подачи лекционного материала, направленные как на интенсификацию учебного процесса, так и на развитие личностных качеств Обучаемых.

Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации.

Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

• обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

• обеспечить усвоение новой информации;

• обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций;

• демонстрировать разные способы визуализации.

В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

• натуральные (минералы, реактивы, детали машин);

• изобразительные (слайды, рисунки, фото);

• символические (схемы, таблицы).

• уровень подготовленности и образованности аудитории;

• особенности конкретной темы.

Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета. В этом плане частичной иллюстрацией такого метода могут служить лекции по культурологии, сопровождаемые слайдами, комментарии к которым систематизируют и углубляют текст информационной лекции (показ слайдов осуществляется после лекции), и лекции по эргономике и дизайну с наглядным демонстрационным и раздаточным материалом.

• диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;

• втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Преимущества такой лекции:

• актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем;

• создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств и т.д.;

• наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою;

• вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений;

• выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность.

Подготовка к лекции такого типа предполагает предварительное обсуждение теоретических вопросов плана лекции ведущими, к которым предъявляются определенные требования:

• у них должна быть интеллектуальная и личностная совместимость;

• они должны владеть развитыми коммуникативными умениями;

• они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.

Лекция с заранее запланированными ошибками призвана:

• активизировать внимание студентов;

• развивать их мыслительную деятельность;

• формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д.

Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты, и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.

Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех- пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Такую лекцию можно проводить:

• в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его (ее) модель: установки, возможности;

• в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *