валдай достопримечательности иверский монастырь
Иверский Валдайский монастырь
Начнем с самого начала. После Вознесения Господа на небо апостолы стали готовиться к проповеди Евангелия в разных странах. Чтобы узнать, кому какая страна достанется, они метали жребий. Так и Божья Матерь просила узнать, куда отправиться ей. Выпала Иверская земля, но Ангел предупредил, что и в другой земле суждено ей послужить Господу. Так и случилось.
Однажды пришел на Афон простым монахом храбрый военачальник Иверского царства Торникий. А в те дни ополчилось на царствующий град персидское войско, и не находилось того, кто бы мог ему противиться. Тогда царица просила придти Торникия, и он, перебив воинство варварское, возвратился с великой победой. Царица, как победителю, предлагала ему много золота, но он завещал ей на те деньги поставить монастырь, чтобы он был пристанищем иверскому народу. И она пообещала построить так, чтобы не нашлось ничего прекраснее того во всем мире. И вот что Господь судил для него.
В IX веке случились гонения на святые иконы. Одна вдова из города Никеи хранила икону Божией Матери. Узнав об этом, явившиеся солдаты-иконоборцы стали требовать за образ деньги, угрожая сжечь его, и в злобе проткнули икону копьем. И, – о, ужас! – на щеке Богородицы появилась кровь как от живой раны. Спасая образ Божьей Матери, вдова понесла его к морю, и икона, стоя на воде, удалилась от нее. Явилась она в огненном столпе уже много лет спустя (999 г.) у стен Иверской обители и пожелала быть на вратах ее, отчего и зовется Вратарницей. И множество великих чудес ею совершается даже доныне. Существует и множество списков Афонской Вратарницы по всей земле, есть и чудотворные.
Через паломников слух об Иверской святыне распространился и по России, будущий патриарх Никон заказал ее копию. Отсюда и начинается история Иверского Святоозерского Богородицкого Валдайского монастыря. Но – обо всем по порядку.
Еще будучи митрополитом новгородским, Никон часто бывал в Москве, и проезжал он туда именно через Валдай. Возвышенность Валдайская – самая высокая точка Европейской России и место живописнейшее. Особенной красотой отличается Валдайское озеро (и сейчас, обжитое и многолюдное, оно прекрасно, а раньше это была дивная глушь, сияющая прозрачными кристально чистыми глубокими водами, покрытая зелеными островками с узкими проливами, украшенными живописнейшими резными берегами с редкими селениями). Заметив такую красоту, подробно расспросив жителей даже о рыбных ловлях, Никон решил, что такое место достойно того, чтобы на нем стоял монастырь. Сказалась, видно, тоска будущего патриарха о месте своего последнего, перед отбытием в Москву, игуменства – далеком Кожеозерском Богоявленском монастыре, другой духовной жемчужиной православного русского Севера, где остался и его духовник старец Боголеп (Львов).
Тогда не медля обратился Никон к государю Алексею Михайловичу, и тот, словно извещенный от Бога, радостно одобрил мысль об обители, обещая ей свое покровительство. Во время путешествия на Соловки за мощами московского святителя Филиппа, Никон удостоился видения этого подвижника, который также одобрил его намерение. И вот, когда Никон стал патриархом, он и осуществил свою давнишнюю мечту. Еще раньше, будучи архимандритом, он много слышал о чудесах от иконы Иверской, что на Афонской горе. И когда по случаю Иверский архимандрит был в Москве, Никон попросил снять с чудотворной иконы копию и прислать ее в Москву вместе с планом самой обители.
Икона прибыла в 1648 году вместе с письмом от всего Иверского братства, в котором рассказывалось, как творилась будущая святыня. Вся братия после длительной молитвы облила чудотворную икону святой водой, и к той воде вместе с мощами святых добавили краски. Ими и писали. Иконописец же только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия находилась в молитве. Сообщалось, что икона явилась такая же, как и на Афоне, только новая. Обретя икону, Никон приступил к созданию обители, за образец он взял обитель Иверскую и назвал ее тем же именем. В 1653 году начались постройки монастырских храмов и зданий под наблюдением патриарха и самой деятельной поддержке царя и вельмож. Сам патриарх освятил созданную обитель, поместил в ней богато украшенный образ Иверский и повелел для духовной поддержки новой братии перевезти сюда мощи святого Иакова Боровического, а также частицы мощей московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, что и было торжественно совершено под колокольный звон. Явилось и великое чудо – столп огненный, от которого шел блистательный свет – Бог благословил обитель. Тогда же Никон освятил и Валдайское озеро, погрузив на дно его Евангелие с крестом, и переименовав его в Святое. Так родилась обитель. Во время патриаршества Никона Валдайский монастырь находился под его покровительством и процветал, но с заточением патриарха упало и благосостояние обители. Царские милости прекратились, вотчины постепенно отбирались, большие бедствия принесли пожары и только заступничеством Пресвятой и энергичной деятельностью настоятелей спаслась Иверская.
Как и другие обители, не избежала она печальной участи после революции, не уцелели многие монастырские постройки, утварь, а также главная святыня – Иверская икона Богородицы в драгоценной золотой ризе. Лишь в 1991 году монастырь снова вернули Церкви. Перед одним из списков Иверской иконы, который сохранился в Валдайской церкви, отслужили молебен, и началась монашеская жизнь: молитвенная трудовая и праздничная. Кстати, особо чтимые на Валдае праздники – это память Иверской иконы, совершаемая, как и на Афоне, во вторник Светлой седмицы, Благовещение, Успение, день св. Иакова Боровического и главный монастырский праздник в честь Иверской иконы (спасшей Валдай от чумы) 10 августа. В этот день обитель наполняется богомольцами, монастырские гостиницы полны паломниками, всем места не хватает, хоть и спят даже на полу.
Утром в летнем храме Успения Божьей Матери начинается праздничная литургия. «Иверская Матушка» украшена цветами, монастырскими, что на клумбах выращены, дорогими, специально ради великого дня купленными, а то и просто полевыми, что детишки принесли. Служба будто на небесах, ведь ризы священнические, покровы все дивного голубого цвета, богородичного. Алтарной преграды в храме нет, весь храм – алтарь, Божье жилище. Заранее пришли в храм богомольцы, хоть и велик Успенский собор, а народу еще больше, места всем не хватает, да еще ведь поближе хочется посмотреть на архиерея, наместника, и все духовенство из Подмосковья, Боровичей, из Новгородской, Ленинградской областей ради праздникасвятую обитель посетивших. Петь специально приезжает Московская школа регентов Кустовского. После Литургии – традиционный крестный ход, обычно благословляемый дождем и сразу ярким солнцем. Впереди несут Иверскую, все вместе поют тропари, поздравляют, а после все проходят под иконой, которую держат два священника, пройдешь в храм, а чувство такое, будто Божья Матерь по голове погладила. В храме проповедь тоже праздничная, а после: трапеза для всех, да такая вкусная и изобильная, а как иначе – ведь пируем на именинах самой Богородицы. Зело насытившись, разговоришься с паломниками. Кто? Откуда? Как Бог привел? Оказываются в основном из Петербурга и Новгорода, есть и москвичи.
Едут не только к Владычице, но и к воспитанникам ее – батюшкам, поучиться благонравному житию. Все монахи, послушники, даже паломники на Валдае – семья, приезжаешь как к родным, а как сложно от родных уезжать – кто-то и всплакнет украдкой. Но знают, что обязательно вернутся, кто был на Валдае хоть раз – всех обратно тянет, и возвращаются. Всего братии не более 20 человек, все из разных мест, да и по характеру разные – откуда такое единство? Говорят, может, потому, что веселые, приветливые – Божья радость.
Отец Борис шутит, подсмеивается над паломниками, говорят, смиряет, но это не обидно вовсе, а приятно, дети просят в камушки поиграть – играет. Еще он служит в окрестных деревнях, у «любимых бабушек», печет просфорки и самый вкусный хлеб, даже из газеты за рецептом приезжали, но, говорят, не дал.
Отец Никандр – благочинный, на нем все хозяйство монастырское и храм, очень он за чистоту в храме радеет, паломники знают, что если он просии помыть храм, значит, снискали его расположение.
Отец Антоний – сосредоточенный, он все больше на службе. Много можно про батюшек рассказывать, это любимые паломнические разговоры.
Управляет всем архимандрит Ефрем (Барбинягра), его трудами и возрождается обитель, ведутся реставрационные и ремонтные работы. Отец наместник – молдаванин, и клирос на Пасху решили сделать ему подарок – пели «Христос воскресе» по-молдавски. Тут приехал паломнический автобус с православными румынами, как они обрадовались, услышав пасхальное приветствие на родном языке, тоже ведь нашли семью, такие счастливые уехали. Вот такой он, Валдай. И у всех там будет что-то любимое: у ребятишек – озеро, где так здорово купаться, для художников и фотографов – восхитительные пейзажи, археологи что-то раскапывают, историки что-то изучают, а простые богомольцы едут помочь, кому что по силам, да помолиться. Всех ждут и уже любят.
Валдай и Иверский монастырь
Из Торжка мы направились на Валдай. Точнее на базу отдыха «Еремина гора», что в нескольких километрах от города. Здесь у нас запланированы две ночевки и, соответственно, один полный день для знакомства с городом и близлежащими достопримечательностями. Отзывы об этой базе отдыха вы всегда найдете на сайтах бронирования отелей или сайтах агрегаторах, то есть сервисах, собирающих информацию об отелях и стоимости проживания с разных систем бронирования. Это, как правило, позволяет выбрать наиболее интересный вариант. Например, на Roomguru. В целом Еремина гора нам понравилась — живописное озеро, уютные домики, баня. Зимой, как мы поняли, там тоже есть чем заняться и совсем недалеко от самого города и близлежащих интересных мест.
Начать освоение Валдая мы решили с главной и по большому счету единственной достопримечательности (не считая изумительной природы разумеется) — Иверского монастыря. Ехать от города примерно 10 км. по извилистой дороге. В нескольких местах есть возможность остановиться и полюбоваться на пейзажи Валдайского озера.
Сам монастырь расположен на Сельвецком острове, но добраться можно на машине, так как остров соединен с берегом узким перешейком. В плане расположения Иверский монастырь очень похож на Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь, который также расположен на острове (о нем мы подробно рассказывали в прошлых статьях). Интересно, что Иверский монастырь строился по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. похожесть требовалась во всем. Например, монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.
Построен монастырь был в 1656 году. В советский период на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха. В 1991 году монастырь снова вернули церкви, а восстановлен полностью он был уже в 2008 году. Судьба во многом типичная для многих храмов в России. Сегодня Иверский монастырь привлекает как поломников со всей страны, так и обычных туристов.
Территория монастыря ухожена, на подъезде есть парковка, которая впрочем в выходные дни, похоже, не вмещает всех желающих. В лесу и по всему побережью острова палатки и шатры разбили туристы-дикари. Так что уединиться и подумать «о вечном» в этом Святом месте не получится. На радость посетителям у небольшого мостика собираются целые стаи уток с утятами. Птицы настолько привыкли к присутствию здесь людей и обильному подкорму, что ведут себя даже более бесцеремонно чем их домашние собраться.
Вообще природа на Валдае волшебная. Вода в озерах прозрачная, а пейзажи буквально завораживают и притягивают взгляд. Огорчает лишь отношение некоторых сограждан к этой красоте — после их присутствия природу уже не назовешь нетронутой, а некоторые места и вовсе из природного парка превращаются в мусорную свалку. Пакетами, пластиковыми бутылками и прочими продуктами жизнедеятельности обильно покрыты почти все доступные места стоянок. И все это при наличии достаточного количества мусорных баков вдоль дороги. В этом смысле на очень похожие пейзажи Прибалтики, Финляндии, Словакии и даже Белоруссии смотришь с откровенным уважением и нескрываемой завистью — по какой-то удивительной причине и местные и туристы находят в себе силы донести (довезти) мусор до надлежащего места и при этом за каждым деревом не прячется полицейский и вдоль дорог не бродят толпы сборщиков мусора. Увы, проблема давняя и проблема без очевидного решения…
Город Валдай. Музей колоколов
Сам по себе город Валдай вряд ли представляет очевидный интерес для туриста. Но есть достопримечательность, которая является обязательной для посещения почти у каждого путешествующего на Валдай — Музей колоколов.
Валдайский Музей колоколов в здании Екатерининской церкви
Музей расположен в двух зданиях. Одно (на фото выше) Церковь Великомученицы Екатерины (другое название — Льво́вская рото́нда), являющемся памятником архитектуры. Интересно то, что архитектурный облик Екатерининской церкви представляет собой колокол. Поэтому устройство в этом здании музея колоколов явно не случайно и весьма уместно. Проект ротонды, к слову, разработан архитектором Н. А. Львовым, произведения которого мы уже видели в Тверской области — усадьба Знаменское-раек. Не будучи специалистом в архитектуре стиль автора угадывается вполне очевидно. Особенно это хорошо заметно на примере колоннады. Вторая часть музея расположена в паре сотен метров в здании из красного кирпича.
слева здание Музея колоколов, справа за деревьями Часовня Иакова Боровичского
Поначалу к музею колоколов я отнесся с определенным скептицизмом. Колокола они есть колокола. Сегодня их практическое применение сведено к минимуму — церкви и храмы. Однако мой скепсис развеяла экскурсовод. Вход в музей платный, а экскурсионная программа оплачивается отдельно. Возможностью послушать рассказ местного экскурсовода определенно стоит воспользоваться, в противном случае посещение музея (особенно первой части) рискует стать скучным мероприятием и при этом вы не почерпнете массу интересной информации о колоколах и колокольчиках и не поймете, почему собственно этот предмет достоин отдельного музея.
Например, я впервые узнал о разнообразии видов колоколов и колокольчиков: церковные, пастушьи, ямщицкие, кабинетные, дверные, корабельные, пожарные, сувенирные, школьные, свадебные… И все они звучат по-разному. В этой части музея можно попробовать себя в роли звоноря. Экскурсовод также дает возможность послушать колокольные звоны, увидеть технику звона, приемы звонарного мастерства, попробовать позвонить в колокола самому посетителю.
Предания связывают начало колокольного производства на Валдае с разбившимся здесь в конце XV в. вечевым новгородском колоколом. По легенде из его осколков и родились знаменитые ямщицкие колокольчики Валдая…
…В 1478 году по приказу царя Ивана III вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но пленник так и не добрался до Москвы. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, напуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. Бесчисленные осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету…
Другое поверье (а их множество) относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в. В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, в Валдае и льют колокола…
Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков. Технология их производства отлична от литья церковных колоколов и выработана была впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик (и в первую очередь валдайский) исключительно русским национальным явлением. Валдайские колокольчики стали со временем настолько популярными, что их начали подделывать мастерские из других губерний, ставя клеймо валдайского. Стоит также отметить, что в России был изобретен колокол, в котором язык бьет о купол (наиболее нам привычный). В Европе звучание достигается путем раскачивания купола о язык. Казалось бы разница незначительная, однако «русский» метод позволяет создавать колокола значительно больших размеров.
На второй территории музея экспозиция более обширная. Кроме собственно колокольчиков, здесь показаны предметы быта в основном 19 века, так или иначе связанные с колокольчиками. Есть интерактивные игры, где посетителю предлагается (виртуально) запрячь лошадь или отлить колокол. Также можно посмотреть документальные фильмы о колоколах.
Валдай достопримечательности иверский монастырь
Написать заявку на проживание или трудничество
Паломникам
Как доехать до монастыря
Требы
Крещение, записки, поминания
Новости Иверского Валдайского мужского монастыря
Монастырь закрыт на карантин
В связи с эпидемиологической ситуацией Валдайский Иверский монастырь закрыт для посещений, предварительно до 14 ноября 2021 года. Читать далее
Митрополит Лев совершил Литургию в день Иверской иконы Богородицы
26 октября 2021 года митрополит Лев совершил Божественную литургию в Иверском монастыре на Валдае. В этот день Церковь вспоминает. Читать далее
Митрополит Лев совершил Литургию в Иверском монастыре
20 октября 2021 года митрополит Лев совершил Божественную литургию в Иверском монастыре. После Литургии была совершена панихида по приснопамятным. Читать далее
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
14 октября Русская Православная Церковь празднуют праздник Покрова Божией Матери. В этот день, иеромонах Антоний в сослужении братии монастыря. Читать далее
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
В Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, наместник монастыря иеромонах Антоний (Битьмаев) совершил Божественную Литургию в Иверском соборе. Читать далее
Неделя 14-я по Пятидесятнице
В воскресный день, наместник Иверского монастыря иеромонах Антоний, совершил Божественную Литургию в Иверском соборе монастыря. Накануне вечером было совершено. Читать далее
Рождество Девы Марии
21 сентября православные празднуют Рождение Пресвятой Богородицы от святых праведных Иоакима и Анны — один из 12 главных, или. Читать далее
Неделя 13-я по Пятидесятнице
В воскресный день, наместник Иверского монастыря иеромонах Антоний, совершил Божественную Литургию в Иверском соборе монастыря. Накануне вечером было совершено. Читать далее
Проект реставрации монастыря
Чертежи: планы, фасады и разрезы Валдайского Иверского монастыря
Паломничество в Валдайский Иверский монастырь
В мае 2016 г мы с замечательным петербуржским композитором Михаилом Малевичем поехали на Валдай с Пасхальным концертом, который состоялся в детской музыкальной школе этого славного города. До этого на Валдае я ни разу не была, но конечно, была наслышана о его красотах, Троицком соборе, знаменитом на всю Россию музее колоколов и о главной достопримечательности – Валдайском Иверском Богородицком Святоозерском мужском монастыре.
Экскурсию в монастырь организаторы концерта пообещали нам на второй день пребывания на Валдае. Наша команда состояла в основном из людей православных и поэтому мы договорились выехать пораньше, чтобы успеть на Литургию и по возможности причаститься. Так и получилось. Солнечным весенним утром нас привезли к воротам монастыря. Наверное, каждому известно, что в Иверский монастырь находится на острове, и еще совсем недавно до него можно было добраться только на катере. Но в наше время уже построен мост, поэтому паломники имеют возможность посетить это святое место на автомобиле.
Монастырь открыт для посещения с 7.00 до 21.00. Я не уверена, можно ли добраться до святого места на общественном транспорте. По крайней мере, я не замечала автобусов и маршрутных такси около входа, за исключением большого экскурсионного автобуса. Мне кажется, удобнее всего добираться с помощью такси, благо, цены довольно демократичные, особенно если вызвать машину по телефону.
Мы добрались до монастыря на двух машинах такси. Еще в дороге выяснилось, что местные жители очень гордятся своей близостью к святому месту, почитают монастырь, знают его историю и словоохотливо готовы поделиться информацией с туристами. Так мы узнали, что при монастыре функционирует гостиница для паломников и тех, кто хочет пожить какое-то время и потрудиться на благо обители. Для того, чтобы иметь возможность посетить монастырь паломнику или паломническим группам, необходимо заполнить специальную анкету на официальном сайте монастыря, а перед этим взять благословление на поездку и указать в анкете, кто именно его дал. Конечно же, необходимо взять с собой документы: паспорт или свидетельство о рождении, если речь идет о ребенке.
Местные жители стараются приложиться сами и привести своих детей к главной иконе Храма – Иверской Божьей Матери перед каждым учебным годом, а также в тех ситуациях, когда учеба дается тяжело по каким-то причинам.
Считается, что по молитвам Божьей Матери детям или взрослым, приложившимся к иконе и попросившим помощи, учение дается гораздо легче, решаются сами собой те вопросы, которые до этого казались трудновыполнимыми. Не чуждаются иконы и сами валдайские педагоги, прося у Богородицы вразумления, сил и терпения на свой нелегкий труд.
А вот и сам Храм. Купола нестандартного для этих мест золотого цвета. Должны были быть голубого, но в то время пожертвования монастырю были обильными, и в результате приняли решение сделать купола золотыми.
Итак, мы оказались у ворот монастыря, спеша на Литургию. В самом Храме, вопреки нашим ожиданиям, людей оказалось не так уж много. Помолившись, те из нас, кто готовились к Причастию, причастились, остальные стали обходить Храм, прикладываться к иконам. Вот дошли мы и до главной святыни – Иверской иконы Божьей Матери, и о Ней хочется поговорить отдельно.
Я напомню историю обретения Святыни. Еще при своей земной жизни Богоматерь благословила Святого апостола Луку написать Ее Божественный образ. В дальнейшем во время гонений христиан одна благочестивая вдова, страшась смерти, опустила икону в реку, моля Пресвятую Деву о прощении и помощи. Икона не легла на воду, а встала вертикально, лицом к берегу и плавно стала удаляться, пока совсем не исчезла. И однажды, уже на стыке 9–10 вв икона явила себя на берегу Афона и стала достоянием Иверской обители. Находящаяся в настоящее время в монастыре икона Иверской Божьей Матери была написана в 1854г как благословение Валдайскому ополчению, шедшему на Крымскую войну. Утверждают, что ни от одной Святыни не бывает столько чудесных исцелений, как от образа Иверской Божьей Матери. И в самом деле, икона, словно живая, не отпускала нас от себя. Все мы с надеждой и упоением приложились к образу Владычицы, прося каждый о своем. Невозможно было расстаться с чудесным образом и казалось, что рядом с ним не страшны никакие беды, и все наши земные страхи и тревоги не больше чем суета. Несмотря на то, что икону Иверской Божьей Матери можно приобрести сейчас в любом Храме, я все равно сфотографировала для себя эту главную гордость Валдайского монастыря, чтобы время от времени смотреть на Нее и вспоминать то состояние покоя и благодати, которое посетило меня в тот момент, когда я находилась рядом с иконой.
Изображения на воротах,описывающие часть истории монастыря, в том числе явление иконы Иверской Божьей Матери.
Как и большинство православных паломников, мы набрали с собой святой воды из обители. И вот еще что удивительно: на вкус она оказалась сладкой! Как будто добавили в нее сахара, хотя, конечно, это невозможно.
Несмотря на то, что службы в монастыре длинные, время для нас пролетело быстро, вот уже настал обеденный час, и мы поспешили в трапезную. Сказалась усталость и духовные и душевные переживания, мы радовались возможности подкрепиться и предвкушали вкусный обед, после которого нам предстояло знакомство с нашим экскурсоводом и собственно, сама экскурсия по монастырю. И вот тут-то нам и выпала возможность смирить свои плотские желания, так как обед наш (несмотря на празднование Пасхи) был довольно скуден: постный жидкий суп и каша на второе, чай без сахара. Мы, живущие в миру, паломники расслабились было и приготовились к душевному разговору, нам очень хотелось поделиться друг с другом своими радостями от посещения обители и впечатлениями от службы.
Монастырская трапезная
Гостиница для паломников
Например, указав на огромный старый дуб, растущий на территории обители, сказал, что великану порядка 300 лет. И дерево чем-то так приглянулось разного рода колдунам, экстрасенсам и горе-целителям, что последние толпами приходят приложиться к дереву, а то и унести с собой часть его коры. На что догадливые монахи придумали повесить на дубе икону. На наш вопрос, прекратилось ли после этого нашествие данного рода посетителей к дереву, батюшка ответил просто:” Нет, я бы не сказал, что меньше стали подходить. Ну да и пусть целуют, жалко, что ли?”
Затем наш замечательный экскурсовод, к которому мы потянулись сердцем, как дети, продолжал водить нас по территории монастыря, показывая его красоты и рассказывая историю. Что нас всех поразило, так это идеальная чистота и порядок обители. Молодая зеленая трава аккуратно подстрижена, дорожки выметены, здания отремонтированы, вокруг все сверкает и радует глаз. С гордостью батюшка сообщил нам, что такой идеальный порядок поддерживается силами всего десяти монахов и нескольких паломников. В этот же момент сказал и о том, что на территории существует гостиница для паломников и почти в любое время можно приехать в монастырь, пожить и потрудиться на славу! На мой вопрос как мамы двоих маленьких детей, можно ли приехать вместе с ними, возможно ли будет для меня какое-то послушание, батюшка со свойственной ему радостью ответил: “Конечно! И не только для Вас! Я и малышам найду дело, дам шланг и пусть траву поливают!” Вообще атмосфера в монастыре очень радостная, покойная. Чувствуется, что люди живут там мирно и тихо, и поэтому так хорошо чувствуют себя и гости обители и хочется посетить ее снова.
Далее батюшка продемонстрировал нам отремонтированную огромную трапезную, которая на тот момент не функционировала, но для нас сделали исключение и разрешили войти и даже сфотографировать зал. Показал братский корпус и конечно, повел нас снова в Храм, откуда мы направились на, так называемый, задний двор монастыря, где расположено несколько могил. Меня удивило, что там захоронены совсем разные люди: и священнослужители, и миряне. Среди них погибший в аварии 16-летний подросток, на котором батюшка заострил наше внимание, призывая всегда бодрствовать, так как никогда не известно, когда придет последний час. После посещения могил, как это часто бывает, мы находились в тихом настроении, заметили, что даже разговаривать друг с другом начали шепотом и мало, не пускаясь в пустые беседы. А между тем наш улыбающийся экскурсовод пожелал нам всем здоровья, благополучия, творческих успехов и выразил пожелание видеть нас в стенах обители еще не раз. Я успела сфотографировать его в стенах Храма и буду надеяться на чудо, что батюшка сам прочтет мою статью или кто-то ему об этом скажет, и он снова почувствует нашу благодарность за его безграничную любовь к людям и высокую эрудицию, благодаря которым время, проведенное в его обществе, было очень полезно для нас и оставило хороший след в наших душах. А также простит меня, грешную, за забывчивость его имени.
Убранство храма, наш экскурсовод и Иверская икона Божией Матери
Возвращались мы из монастыря утомленные и умиротворенные, гораздо ближе друг другу стали за эту поездку. И мне пришла в голову мысль, как хорошо было бы ввести такую традицию посещения святых мест руководителям организаций. Вместо шумных и выматывающих “корпоративов”, после которых некоторых сотрудников мучает стыд и даже, я знаю, распадаются семьи, вот так вот вместе посещать новые обители. Люди за время этой поездки действительно сближаются, становятся даже как-то роднее друг к другу, на душе воцаряется мир и хоть ненадолго возникает ощущение радости и полной уверенности в том, что Господь рядом и что Он нас любит, и это знание дает чувство полноты и счастья! А разве не к этому мы все и стремимся?