вариативный метод тренировки это
Методы вариативного упражнения с регламентацией нагрузки и интервалов отдыха
К методам вариативного упражнения с регламентацией нагрузки и интервалов отдыха относятся переменный метод и интервальный метод.
Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, ритма, амплитуды движений.
В циклических упражнениях нагрузки регулируются за счет варьирования скорости передвижения. Она может изменяться от умеренной до соревновательной. От варьирования скорости и длительности выполнения упражнения зависят характер физиологических сдвигов в организме, что, в свою очередь, ведет к развитию аэробных или анаэробных возможностей.
В ациклических упражнениях переменный метод реализуется путем выполнения упражнений, непрерывно изменяющихся как по интенсивности, так и по форме движений.
Выделяют несколько вариантов переменного метода: 1) с ритмичным колебанием интенсивности – одинаковые периоды работы с повышенной интенсивностью чередуются с такими же периодами работы пониженной интенсивности; 2) с неритмичными колебаниями интенсивности и длительности мышечной работы.
Преимущества метода заключаются в том, что он исключает монотонность в тренировке. Недостатком является то, что нагрузки планируются приблизительно, как правило, по самочувствию на основании текущего субъективного контроля, хотя предварительное планирование примерного диапазона работы также ведется.
Интервальный метод характеризуется системным повторением нагрузки через определенные интервалы отдыха, причем, как нагрузка, так и интервал отдыха могут изменяться в различных соотношениях,
Сущность этого метода заключается в том, что к концу однократной нагрузки ЧСС должна быть 160 – 180 ударов в минуту. Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения пульс был в пределах 120 –140 ударов в минуту, т.е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Так как длительность нагрузки обычно невелика, потребление кислорода во время выполнения упражнения не достигает своих максимальных величин. В паузе же отдыха, несмотря на снижение ЧСС, потребление кислорода в течение первых 30 секунд увеличивается и достигает своего максимума. Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только в момент выполнения упражнения, но и в период отдыха.
Упражнения повторяются сериями до полного восстановления, обычно 10 – 15 минут. Отдых может быть активным, либо пассивным.
Интервальный метод имеет ряд вариантов.
По интенсивности нагрузки выделяют два варианта: метод экстенсивного (неинтенсивного) и метод интенсивного интервального упражнения.
Для экстенсивного интервального метода характерны следующие параметры:
* интенсивность работы 50 – 60% максимальной в ациклических упражнениях и 60 – 80% в циклических. ЧСС во время работы находится на уровне 160 – 180 ударов в минуту;
* продолжительность однократной работы 45 – 90 секунд. В беге, гребле и некоторых других видах сорта применяются и более продолжительные нагрузки 2 –3 минуты и более. Установлено, что они оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие и весьма эффективны для развития специальной выносливости;
* характер отдыха активный – легкий бег, ходьба, свободная гребля, плавание и др.
* число повторений упражнений подбирается с таким расчетом, чтобы вся серия проходила при сравнительно устойчивом пульсовом режиме. В одной серии может быть 3 –4 повторения упражнения, а всего выполняется от 2 до 6 серий.
Экстенсивный вариант интервального метода направлен на развитие аэробной производительности организма. Применительно к видам спорта, характеризующимся преимущественно аэробным энергообеспечением, его можно рассматривать в качестве одного из методов развития специальной выносливости.
Интенсивный вариант интервального метода характеризуется следующими параметрами:
* интенсивность работы 80 –95% максимальной мощности в циклических упражнениях и около
75% в ациклических. ЧСС в конце упражнения не должна превышать 180 ударов в минуту;
* продолжительность однократной работы от 30 секунд до 2 минут;
* интервал отдыха контролируется по восстановлению ЧСС до уровня 120 – 130 ударов в минуту и составляет в среднем 2 – 3 минуты. Между сериями отдых до 15 – 20 минут;
* количество повторений упражнений в одной серии 3–4. Серии повторяются в отдельном тренировочном занятии от 2 до 6 раз.
Интенсивный вариант интервального метода применяется для развития анаэробно-гликолитических возможностей организма занимающихся.
Разновидностью интенсивного варианта интервального метода является, так называемый, интервальный спринт. Он используется, главным образом, для повышения анаэробно-алактатных возможностей организма в легкоатлетическом беге, плавание, гребле и некоторых других видах спорта.
Вариант метода интервальный спринт характеризуется следующими параметрами:
* интенсивность работы близка к предельной 95 – 100% ;
* длительность работы 8 –15 секунд;
* число повторений упражнений в одной серии 10 – 20 ;
* количество всех серий в одном занятии от 2 до 8 и более;
* интервал отдыха между сериями 7 –10 минут.
В зависимости от характера повторяемых физических упражнений спринтерская интервальная тренировка может быть направлена на развитие силовых, скоростных или скоростно-силовых качеств.
По изменению длительности нагрузки при очередном повторении упражнения можно выделить следующие варианты интервального метода:
с постепенным увеличением длительности работы;
с постепенным уменьшением длительности выполнения упражнения;
с постепенным увеличением, а затем снижением к концу серии длительности работы.
По характеру изменения продолжительности интервалов отдыха между очередным выполнением упражнения можно выделить:
1) жесткий интервальный метод, когда используются очень короткие или постепенно сокращаются интервалы отдыха при сохранении высокой интенсивности работы;
2) облегченный (щадящий) интервальный метод, когда применяются постепенно увеличивающиеся интервалы отдыха, сохраняющие возможность восстановления работоспособности в субкомпенсаторной фазе.
Преимущество интервального метода заключаются в том, что он позволяет достаточно точно дозировать величину нагрузки. Его применение экономит время при проведении тренировок, так как обеспечивает высокую плотность нагрузки и позволяет быстрее, чем посредством какого-либо другого метода, повысить уровень выносливости.
Методы развития координационных способностей
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:
Стандартно-повторного упражнения;
Вариативного упражнения;
Игровой;
Соревновательный.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода – со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
— строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в пол силы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);
— изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений – бросок мяча вверх из исходного положения стоя – ловля сидя и наоборот);
— изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
— «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);
— выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);
— выполнение упражнений с исключением зрительного контроля – в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).
Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.
Для стимулирования процесса совершенствования способности поддерживать равновесие целесообразно использовать соответствующие методические приемы (табл. 2) [14, 21].
Необходимо отметить, что упражнение на равновесие следует включать во все части урока. Их целесообразно чередовать другими упражнениями, чтобы развитие статокинетической устойчивости осуществлялось наряду с развитием всех остальных способностей.
Методические приемы, используемые при совершенствовании способности поддерживать равновесие(по Л.П. Матвееву)
Способы повышения требований к способности поддерживать равновесие | Примеры реализации приема в действиях |
Удлинение времени сохранения неустойчивой позы | Продление фазы неподвижной фиксации тела в позе «ласточка», в положении горизонтального наклона туловища назад в стойке на одной ноге, в стойке на руках и т.д. |
Временное исключение или ограничение зрительного самоконтроля | Статические упражнения и повороты на гимнастическом бревне или парные и групповые акробатические упражнения с повязкой на глазах |
Уменьшение площади опоры | Статические и динамические упражнение на рейке гимнастической скамейке или на зауженном бревне, подскоки и другие перемещения на одной ноге |
Увеличение высоты опорной поверхности или расстояние от центра тяжести тела от опоры | Передвижение и фиксация поз на ходулях, выполнение упражнений на гимнастическом бревне или брусьях увеличенной высоты |
Введение неустойчивой опоры | Упражнение на качающемся бревне, горизонтально подвешенном канате, скользящей на роликах площадке |
Включение предварительных и сопутствующих движений, затрудняющих сохранение равновесия | Фиксация статических положений после вращательных движений (на полу, на гимнастическом бревне, на льду и т.п.); жонглирование мячами или другими предметами в неустойчивой позе (в стойке на одной ноге, в положении «ласточка» и т.п.) |
Введение сбивающего противодействия партнера | Перетягивание партнера в относительно неустойчивой стойке, приемы единоборства с задачей сохранить устойчивость позы |
Использование условий внешней среды, усложняющих поддержание равновесие при перемещениях | Бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде по сильнопересеченной местности, при различном состоянии трассы, в затрудняющих поголовных условиях |
Совершенствование ритмических способностей. Важным фактором, характеризующим двигательную деятельность человека, является способность выполнять ритмические движения. Ритмичность, как сенсорно-моторная способность человека, характеризуется строгим чередованием наиболее акцентированных и наименее акцентированных моментов движений в пространстве и времени. Ритмичность выступает в качестве одного из показателей моторной одаренности. Эти способности определяются обычно двумя способами:
1. Когда человек выполняет ритмические движения в такт звуковым или другим сигналам (световым, тактильным), следующие друг за другом в определенной последовательности и через соответствующие интервалы времени.
2. Когда испытуемый воспроизводит заданный ритм в том или ином движении после прослушивания этих сигналов (т.е. по памяти). К примеру, путем его выстукивания палочками на румба-шариках, на барабане и т.п.
Средствами развития ритмичности могут быть:
— упражнения на месте, включающие в себя выполнение движений руками, ногами, головой и туловищем под счет, под музыкальный аккомпанемент, в соединении с чтением стихов;
— упражнения в движении – ходьба с хлопками в ладоши, ходьба и бег в постоянном темпе, с изменением темпа и направления движения под музыку – под команды преподавателя;
— импровизированные упражнения – двигательная импровизация по музыкальному и ритмическому образцу, свободный танец под современную музыку.
Вариативный метод тренировки это
Как известно, один метод, даже если он очень совершенен, не способен до конца решить всего комплекса задач физического воспитания. Поэтому методы часто бывают представлены в разнообразных сочетаниях. В этих случаях они могут называться комбинированными.
Соединение особенностей различных методов упражнения, например, позволяет во многих случаях обеспечить более полное соответствие методике занятий их содержанию, гибко регулировать нагрузку и отдых, более направленно воздействовать на определенные качества, умения, навыки, и таким образом целесообразно управлять их формированием и развитием.
В принципе возможны самые различные варианты комбинирования черт, характеризующих отдельные методы: моменты стандартизации воздействий могут сочетаться в различном порядке с их варьированием, повторяемость нагрузки — с ее изменением, непрерывность одних фаз упражнения сменяться интервальной работой и т. д. Соответственно велико и число комбинированных методов упражнений (1; 8; 26).
Вот только некоторые примеры.
Метод серийно-стандартного упражнения с прогрессирующей нагрузкой
Метод серийно-стандартного упражнения с прогрессирующей нагрузкой характеризуется сочетанием моментов повторного воздействия внешне одной и той же нагрузки с нарастанием ее по ходу упражнения (например, при поднимании штанги, вес которой не меняется в пределах отдельных серий движений, состоящих из 2—5 повторений, но увеличивается с каждой новой серией); интервалы отдыха при этом устанавливаются, понятно, с таким расчетом, чтобы можно было от серии к серии увеличить внешнюю нагрузку (для этого в ряде случав бывает достаточно 3—5 минут). Все это обеспечивает достаточно многократное и вместе с тем интенсивное воздействие на определенные функциональные системы организма, чего не удается достичь только при стандартном повторении либо только при прямолинейном наращивании нагрузки. В другом методе комбинированного характера — методе стандартно-вариативного упражнения — объединяются моменты стандартизации и разнонаправленного варьирования воздействий. Например, при повторном пробегании с ускорением на первом отрезке и замедлением темпа до относительно умеренного на втором (и так многократно в одном и том же порядке) одновременно используются два противоположных фактора: фактор переключения регуляторных механизмов по ходу упражнения (в связи со сменой скорости и темпа) и фактор, как бы унифицирующий ответные реакции организма (один и тот же порядок нарастания и уменьшения интенсивности движений). Это обстоятельство позволяет предъявить к приспособительным возможностям организма достаточно высокие и в то же время не слишком жесткие требования (16, с. 70).
Метод повторного упражнения с убывающими интервалами
Еще один пример — метод повторного упражнения с убывающими интервалами. По внешним признакам он подобен некоторым разновидностям стандартно-повторного упражнения. Однако в отличие от методов, имеющих стандартные интервалы отдыха, в данном случае интервалы планомерно сокращаются, благодаря чему достигаются направленные функциональные сдвиги в организме. Так, при воспитании выносливости в беге на средние дистанции один из вариантов этого метода состоит в следующем. За основу берется повторное выполнение работы субмаксимальной мощности, например серийное пробегание 200 м 3–4 раза с субмаксимальной скоростью, а затем повторение этой серии с нормированными паузами. Интервал отдыха внутри каждой серии задается не одинаковым, а переменным — с убыванием по ходу повторений (например, с 5–8 мин. после начального отрезка до 2–3 мин. после трехкратного пробегания его). Отдых же между сериями нормируется в пределах 15–20 мин. Подобный режим нагрузок и отдыха ведет к прогрессирующему по ходу каждой серии увеличению биохимических сдвигов в организме, существенных для развития выносливости определенного типа (Н. И. Волков и др.).
Модификации методов строго регламентированного упражнения при комплексном содержании занятий
В практике физического воспитания даже отдельные занятия чаще всего имеют комплексное содержание и потому включают ряд различных видов двигательных действий. При этом возникает необходимость методически упорядочить их влияние на занимающихся, соответственно организовав в составе целостной комплексной деятельности. Для этого опять-таки могут быть использованы подходы, характерные для методов строго регламентированного упражнения. Естественно, в таких ситуациях они приобретают свои особенности, вытекающие из комплексного характера деятельности.
В последние десятилетия широкое применение нашли специальные методические формы регламентации упражнений при комплексном содержании занятия. Основная из них — так называемая круговая тренировка. Вообще говоря, ее нельзя отождествлять с каким-либо отдельным методом. По сути, это организационно-методическая форма занятий, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения.
Круговая тренировка
Основу круговой тренировки составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединенных в комплекс в соответствии с определенной упорядочивающей схемой — символом «круговой тренировки» (рис. 6).
Рис. 6. Символ круговой тренировки — ориентировочная схема подбора упражнений на различных станциях (по М. Шолиху)
Упражнения выполняются в порядке последовательного прохождения 8—10 «станций» (мест для каждого из них с соответствующим оборудованием), которые располагаются в зале или на площадке по кругу либо похожим образом, так чтобы путь через них образовывал замкнутый контур. На каждой «станции» повторяется один вид движений или действий (приседания с отягощением, отжимания в упоре, подтягивание, наклоны и т.д.). Большинство из них обычно имеет относительно локальную или региональную направленность, то есть воздействует поимущественно на определенную мышечную группу (мышцы нижних конечностей, пояса верхних конечностей, передней или задней поверхности тела), но есть, как правило, и 1–2 упражнения общего воздействия.
Число повторений на каждой «станции» устанавливают индивидуально, в зависимости от показателей так называемого максимального теста (МТ) или «максимума повторений» (МП) – предварительного испытания на доступноепредельное число повторений (часто в качестве тренировочной нормы берут 1/2 или 1/3 до 2/3 МТ).
В комплексы круговой тренировки включают в большинстве случаев технически сравнительно несложные и предварительно хорошо разученные движения, главным образом из числа средств общеподготовительной и спортивно-вспомогательной гимнастики, а также из тяжелой и легкой атлетики и некоторые другие. Хотя преобладающая часть этих движений имеет ациклическую структуру, в ряде вариантов «круговой тренировки» им придают искусственно циклический характер путем слитных повторений и таким образом дозируют по типу циклической работы.
Весь «круг» проходят в отдельном занятии от 1 до 3 раз слитно или интервально (в зависимости от избираемого метода), дозируя общее время прохождения, интервалы отдыха (если они есть) и число повторений.
Круговая тренировка имеет ряд методических вариантов, рассчитанных на комплексное воспитание различных физических качеств. К основным вариантам относятся:
– круговая тренировка по типу непрерывного длительного упражнения (преимущественная направленность на развитие общей выносливости);
– круговая тренировка по типу интервального упражнения с напряженными интервалами отдыха (преимущественная направленность на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости);
– круговая тренировка по типу интервального упражнения с ординарными интервалами отдыха (преимущественная направленность на развитие силовых и скоростных способностей в сочетании с воздействием на другие компоненты общей физической работоспособности).
В круговой тренировке хорошо сочетаются достоинства избирательно направленного и общего, комплексного воздействия, а также строго упорядоченного и вариативного воздействия. В частности, наряду с четкой повторяемостью тренирующих факторов широко используется эффект переключения (смены деятельности), что создает благоприятные условия для проявления высокой работоспособности и положительных эмоций (29).
Несмотря на все достоинства и разнообразие методов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий, предполагающая возможно полное упорядочение действий занимающихся и условий их выполнения. В определенном отношении не менее существенное значение имеет и иная методическая линия, реализуемая в игровом и соревновательном методах.
Игровой метод
Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей — в самопознании и общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении и т. д. Однако одна из главных функций игры — педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.
Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан лишь с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на материале любых физических упражнений, при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода (1; 8; 16).
Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты.
Сюжетно-ролевая основа
Деятельность занимающихся организуется на основе условного сюжета (своего рода фабулы, смысловой канвы поведения в игре, намечающей главные линии действий и взаимоотношений играющих) и самостоятельно-импровизационного выполнения ими тех или иных ролей (игровых функций), предусматриваемых сюжетом.
Отсутствие жесткой регламентации действий, вероятностные условия их выполнения, широкие возможности для самостоятельного проявления творческих начал
Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие линии поведения играющих, не предопределяют жестко все конкретные формы их действий; как правило, они, наоборот, допускают возможность широкого выбора и комбинирования способов достижения игровых целей. Существенно также, что в играх, особенно с конфликтными ситуациями, ход и исход игры не заданы однозначно: возможны различные перипетии и исходы (и том числе выигрыш и проигрыш), зависящие от всей совокупности действий, взаимодействий и противодействий играющих, а также от других обстоятельств, включая и случайные. Отсюда — импровизационный характер действий в игре (действия не по шаблону, а с самостоятельным выбором и конструированием целесообразных вариантов) и в связи с этим широкие возможности для проявления самостоятельности, инициативности, находчивости и других непосредственно связанных с ними личностных качеств.
Моделирование эмоционально насыщенных межличностных и межгрупповых отношений
В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения, как типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, так и типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления, возникают и разрешаются игровые конфликты. В атмосфере таких психически напряженных отношений рельефно выявляется — а при определенных условиях и формируется — ряд этических качеств личности.
Особенности регулирования воздействующих факторов
Исходя из сказанного, нетрудно сделать вывод, что игровой метод не предоставляет тех возможностей для точной реализации заранее намеченной программы действий и нормирования их влияния на занимающихся, какие имеются в методах строго регламентированного упражнения. Это связано с такими особенностями игровой деятельности, как неизбежная быстротечная изменчивость реальных игровых ситуаций, их вероятностный характер, многообразие способов достижения цели и др. Разумеется, это не значит, что педагогическое управление при использовании игрового метода вообще исключается. Речь идет лишь о том, что оно усложняется и приобретает особые формы. Программирование имеет здесь вероятностный характер (в расчете на ряд достаточно вероятных игровых вариантов, которые могут быть предусмотрены в плане игры, сюжетных разработках, тактических установках и т.д.). В определенной мере обеспечивается и регулирование нагрузки (например, путем изменения продолжительности и темпа игры, числа участников, размеров игровой площадки, а также посредством игровых снарядов и оборудования и другими способами), но точность нормирования ее при этом, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.
Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.
В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с ними способности), быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
Соревновательный метод
Соревнование (или состязание), как и игра, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет очень большое значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни: в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т.д. Естественно, что конкретный смысл соревнований в них различен.
Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала в качестве подчиненного элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором — в качестве относительно самостоятельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).
Основная, определяющая черта соревновательного метода — конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.
Факторы соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официально определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально их уровню, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях, первенствах и т. д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями).
Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, еще в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, поскольку постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели.
Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т.п.). В спорте же она закрепляется едиными правилами, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется во многом логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Поэтому соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для точного нормирования нагрузки, регулирования воздействий и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения (если соревну ются в играх, то соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают).
Выводы
Нами проанализирована и дана характеристика целой серии комбинированных методов, используемых при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту. В контексте нашего исследования особый интерес представляют:
а) комбинированные методы упражнений в самых различных вариантах, это: метод серийно-стандартного упражнения с прогрессирующей нагрузкой; метод повторного упражнения с убывающими интервалами и др. Эти методы имеют свойство модифицироваться при комплексном содержании занятий;
б) игровой метод в самых различных вариантах;
в) соревновательный метод.
Именно данная совокупность комбинированных методов способна обеспечить физическое здоровье и развитие школьников специальных медицинских групп, что мы последовательно доказываем в следующей практической главе.