важины храм воскресения христова
Храм Воскресения Христова (Курпово)
Церковь Воскресения Христова − памятник деревянного зодчества 1-й половины XVII века в деревне Курпово, недалеко от пгт. Важины в Подпорожском районе Ленинградской области. Единственный известный деревянный храм, имеющий в плане десятигранник («десятерик»).
Содержание
История [ править ]
Первоначальная деревянная церковь (нач. XV в.) была сожжена шведами в 1581 и в следующем году возобновлена.
В 1630 на ее месте построена новая деревянная церковь.
В 1872–1874 пристроены приделы: прор. Илии и Свт. Николая Чудотворца.
С 1935 храм не действовал и в 1941 закрыт.
В 1942–1944 вновь действовал.
В 1946 официально возвращен верующим и с 1947 вновь постоянно действует.
Памятник истории и культуры.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 187742, Ленинградская обл., Подпорожский р-н, д. Курпово, ул. Ветеранов, д. 29.
Проезд: от автовокзала на Обводном канале или с Ладожского вокзала до г. Подпорожье, оттуда – автобусом до д. Курпово; от автовокзала на Обводном канале до с. Важины.
Паломнику [ править ]
Богослужения совершаются по воскресным дням.
Всенощное бдение накануне – 17.00.
В праздничные дни и родительские субботы богослужения совершаются по особому расписанию.
Важины храм воскресения христова
ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (Подпорожский район)
Памятник деревянного зодчества 1-й половины XVII века в деревне Курпово, недалеко от пгт. Важины в Подпорожском районе Ленинградской области. Единственный известный деревянный храм, имеющий в плане десятигранник («десятерик»).
Погост расположен в нижнем течении реки Важинки, на участке, где река делает крутую излучину. На прилегающей к церкви территории находится кладбище. Неподалёку сохранилась также церковь Георгия Победоносца в Юксовичах (д. Родионово).
Воскресенская церковь строилась как главный храм Важинского погоста − одного из духовно-административных центров Обонежской пятины. Колокольня первоначально стояла отдельно от храма − соединяющий их объём с двумя приделами («тёплая церковь») пристроен в 1870-х годах.
На протяжении сорока послевоенных лет это был единственный действующий храм на территории двух восточных районов Ленинградской области (Подпорожского и Лодейнопольского).
Погост расположен в нижнем течении реки Важинки, на участке, где река делает крутую излучину. На прилегающей к церкви территории находится кладбище. Неподалёку сохранилась также церковь Георгия Победоносца в Юксовичах (д. Родионово).
Воскресенская церковь строилась как главный храм Важинского погоста − одного из духовно-административных центров Обонежской пятины. Колокольня первоначально стояла отдельно от храма − соединяющий их объём с двумя приделами («тёплая церковь») пристроен в 1870-х годах.
Важины храм воскресения христова
Церковь Воскресения Христова находится на территории Важинского погоста деревни Курпово Подпорожского района Ленинградской области. Обиходные названия: Воскресенская или Воскресения Христова. Имеет один одноименный престол.
Первые упоминания о церкви Воскресения Христова в Курпово, стоящей на этом месте, это 1563 год. Храм, который сейчас является действующим, построен в 1630 году, от постройки уцелел основной десятигранный сруб. В 1827-1831 году его отремонтировали и перекрыли купольной кровлей в стиле классицизма. В 1874 году к основному объему пристроили зимнюю трапезную, которая соединила колокольню, раньше стоящую отдельно, с церковью. Колокольня представляет собой высокий восьмигранник в плане с открытой беседкой звона, на колоннаду которого опирается купол со шпилем. В храме не велись богослужения с 1935 года, в 1941 году здание передали под клуб. Работала церковь с1942 году по 1944 год. Здание вернули верующим в 1946 году. Регулярные богослужения начали проводиться с 10 апреля 1947 года. В 1980 году ее отремонтировали. Стены обшиты тесом и покрашены в белый цвет. Отделкой служат отдельные части здания: ребра, оконные проемы, крыши, купола выкрашены в темно-коричневый цвет.
Церковь Воскресения Христова в Курпово кладбищенская, находится на погосте и расположена около реки Важинки. Она живописна и имеет очень необычный вид.
Церковь Воскресения Христова (Важины)
Важины известны ещё со времен Святослава Ольговича, в летописях XI века есть упоминание, что жители Важин платили дань новгородцам. Воскресенская церковь построена в XVI в., в XIX перестроена «под камень» с утратой самобытности.
Историческое название места — Важинско-Курповский (или просто Важинский) погост. Известен по летописям с XIII века. Сохранились фрагменты поздней кирпичной ограды с калиткой и ее северные ворота. Внутри ограды — кладбище со старинными чугунными крестами, открытое в сторону Важинки.
Главная примечательность Воскресенской церкви, построенной в 1630 году и капитально перестроенной в XIX веке — десятерик основного объема. Лишившись в 1827−31 гг. своего шатрового завершения и западной галереи, он был увенчан каскадным округлым куполом в духе архитектурных вкусов той эпохи. Тогда же, видимо, появилось близкое к нынешнему навершие прямоугольного алтарного прируба. Каким оно было до переделки — остается гадать. Возможно, тут была бочка с лемеховой главкой, а возможно — их комбинация с шатром. Неподалеку располагалась семиглавая Богоявленская церковь (не сохранилась).
Мощная восьмигранная колокольня нынешней Воскресенской церкви в то время стояла отдельно — формируя, таким образом, классический северный тройник. В основании колокольни — невысокие крытые изначально на два ската треугольные приширения, позволяющие формально отнести ее к типу «восьмерик на четверике», хотя эти части и несоразмерны. Над повалом восьмерика расположен открытый ярус звона, на колоннаду которого опирается, в свою очередь, ярусное купольное завершение со шпилем (также пОзднее, сменившее первоначальный шатер). В 1874 г. колокольня была соединена с десятериком папертью с северным входом и теплой трапезной с двумя увенчанными престольными главками приделами (Ильинским и Никольским) — образовав, таким образом, нынешнюю единую «корабельную» конструкцию. К несуразностям внешнего вида, помимо вымученной формы алтарного свода, можно отнести промежуточные восьмерички, поддерживающие маленькие верхние купола венчания десятерика. Особенно нижний восьмеричок — несущий восьмискатный купол и опирающийся на десятискатный — доставляет глазу исподволь ощущаемый дискомфорт.
С левого берега Важинки хорошо видно, что разнородные части Воскресенской церкви — восьмигранная колокольня и десятерик основного объема — наклонены в противоположные стороны относительно общей осевой плоскости. Это подчеркивет искусственность сооружения, с трудом сохранившего элементы традиционной северной архитектуры — но так и не усвоившего до конца классицистических форм начала XIX века.
Деревянное кольцо Подпорожья: Согиницы, Курпово (Важины). 3 часть
Продолжение нашего автомобильного путешествия по Деревянному кольцу Подпорожья, где мы знакомимся с шедеврами деревянного зодчества. Впереди нас ждёт жемчужина Деревянного кольца – Согинский погост.
Никольская церковь и Ильинская церковь в деревне Согиницы
Издали разглядев шатровый купол Никольской церкви в Согиницах, мы остановились, чтобы сделать панорамное фото. Однако, назойливый памятник российской бесхозяйственности – деревянный барабан для высоковольтных кабелей, неумолимо попадал в кадр.
Церковный ансамбль в Согиницах состоит из двух деревянных церквей. На переднем плане, построенная в 1864 году Ильинская церковь. А за ней, высится шатровый купол церкви Николая Чудотворца, построенной в 1696 году. Что ж, попробуем сейчас выяснить за что так любят Согиницы паломники и многочисленные туристы.
И вот…оно… Потрясающий, завораживающий вид. В который раз удивляемся умению наших предков выбирать места для строительства храмов. В нижнем левом углу фотографии, практически сливаясь с прибрежными кустами, притаился живописец. Он тоже хочет перенести на холст эту красоту.
А рядом – быстрое течение реки Важинки… зелёные леса…синее небо…
И такое благостное состояние наступает от лицезрения этой красоты…
Очень трудно налюбоваться этой красотой…
Через открытую калитку проходим на территорию Согинского погоста. Вокруг – ни души. Только умиротворяющая тишина, которую не встретишь рядом с городскими храмами. Несколько слов скажем об архитектурной уникальности Никольской церкви. Из ныне существующих церквей, Никольская церковь – единственная имеющая архитектурную композицию, состоящую из восьмигранного сруба («восьмирика») с алтарём и притвором в виде двух прирубов, а также шатровой колокольней соединённых между собой папертью.
Купол Никольской церкви.
Церковь является культурно-исторической ценностью и находится под охраной государства. Только в чём эта охрана заключается?
Деревянный декор частично утрачен, лемеховое покрытие главы заметно поистрепалось, а крест снесло порывом ветра. Однако, почему-то, именно здесь, в этом тихом уединённом месте, хочется думать о Боге и вере.
В верхней оконечности углов сруба находятся водостоки.
Паперть Никольской церкви.
Зимняя Ильинская церковь.
Резной деревянный декор.
Для кого эти кресты? Ведь в деревне практически не осталось постоянных жителей. Только летом сюда приезжают немногочисленные дачники, да любители красоты русской навещают это место.
«Дом-Титаник» – вторая, после церковного ансамбля, достопримечательность деревни Согиницы. Дом находится через дорогу от погоста. Проехать мимо него невозможно.
В этом доме живёт одинокая старушка – последний постоянный житель деревни. Как выяснилось позднее, Андреевские флаги и сбор средств «на помощь Титанику» – инициатива сына этой старушки, который её время от времени навещает.
Очень колоритный дом.
На выезде из деревни, с удивлением обнаруживаем местный парк развлечений…
…с шикарными деревянными качелями.
Воскресенская церковь в деревне Курпово (Важины)
Прощаемся с умиротворяющими Согиницами и держим путь в деревню Курпово – на Важинский погост. Первое, что мы увидели у церковной ограды – это нелицеприятная куча мусора, в которой, к нашему глубочайшему сожалению, мы увидели исторические надгробия.
Проходим через ворота и оказываемся перед церковью Воскресения Христова, построенной в 1630 году. Сразу бросается в глаза, что архитектура храма не типична для этих мест.
Издалека создаётся полное впечатление, что храм построен из камня. Любопытно, что церковь, изначально была построена в виде сруба, но в ходе реконструкции 1874-1877 г.г. была обшита досками для придания «каменного» вида.
Только лишь подойдя вплотную видно, что церковь – деревянная.
Отметим, что Воскресенская церковь в Курпово, по-своему, баловень судьбы. В послевоенные годы, когда подавляющее большинство храмов было закрыто или уничтожено, церковь Воскресения Христова была открыта специальным решением Совета Министров от 06.11.1946. А церковные службы начались в апреле 1947 г. Добавим, что на всём северо-востоке Ленинградской области, а это Подпорожский и Лодейнопольский районы, вплоть до 1990-х годов, Воскресенская церковь была единственным действующим храмом.
Деревянный крест на строительных лесах.
На кладбище вокруг церкви, наряду с могилами простых людей, встречаются захоронения именитых горожан. Например, здесь был похоронен коллежский советник, к которому, в соответствии с табелем о рангах, необходимо было обращаться, не иначе как «Ваше высокоблагородие». Надгробие когда-то венчал большой крест…
А это надгробие почётного гражданина. Что интересно, данное звание можно было получить за полезную деятельность на благо общества продолжавшуюся не менее 10 лет. Доля почётных граждан в царской России, в общей массе, была около 0,3%.
Ремонтные работы зачастую затрагивают покой давно усопших людей.
Некоторые захоронения со временем уходят под землю…
… и только мох на буквах позволяет что-то прочитать.
После деревни Курпово, мы решили заехать в посёлок Никольский, в котором имелась обозначенная на карте небольшая деревянная церквушка.
Кружащее вороньё и заколоченные окна брошенных изб – это ли будущее подпорожских деревень?
Пасторальный пейзаж с элементом советской индустриализации.
Привет из прошлого. Забытое ныне слово – «кооператор». А ведь когда-то, в далёких 80-х годах прошлого века, кооператоры были первыми, кто ступил на скользкую дорожку частного бизнеса.
Деревянная красота. Стоило нам остановить машину и расчехлить фотоаппарат, как в окне появилась озорная физиономия мальчугана.
А вот и искомая нами церквушка. О шедеврах деревянного зодчества, в этом случае говорить не приходится.
Возвращение к Верхнесвирской ГЭС. Здесь мы и замкнём Деревянное кольцо Подпорожья.
Переезжаем по плотине реку Свирь. На этом наша поездка по Деревянному кольцу Подпорожья подошла к концу. Полные впечатлений и приятной усталости мы направляем железного коня в сторону Санкт-Петербурга. Мы ещё не знали, что нас ждёт впереди и какой сюрприз нам подготовит «Яндекс-Навигатор»…
Возвращаться в Санкт-Петербург летним вечером в воскресенье – это, в любом случае, испытание! И чуда не произошло – мы встали в жуткую многочасовую пробку. И тут внезапно, как чёртик из табакерки, ласковый женский голос из навигатора сообщил, о более короткой дороге… Мы были первыми, кто туда свернул… В начале всё выглядело более или менее благополучно – узкая, в больших выбоинах, асфальтовая дорога позволяла думать, что мы обхитрили всех остальных глупцов оставшихся на шоссе. Потом, асфальт незаметно перешёл в грунтовую дорогу, а чуть позже на грунтовке стали появляться огромные ямы заполненные водой. Преодоление этих ям было поистине эмоциональным приключением. Не единожды, в этот вечер, женская осторожность просила мужскую решительность повернуть назад… Кончилось это тем, что в одной из ям мы категорично застряли. Начало смеркаться…
На наше счастье, поверили навигатору не только мы. Мы с радостью наблюдали, как к нам, попутно застревая, движется цепочка таких же бедолаг. Внезапно, как рыцарь на белом коне, рядом появился подготовленный к офф-роуду Лендкрузер, который и оказался нашим спасителем. На фото – наш спаситель.
Наш верный железный конь, уже выдернутый из огромной ямы, и слабая половина со слезами на глазах. А кто говорил, что будет легко?
Фото на память, перед принятием машиной водных процедур. Юный исследователь очень сожалеет, что не принял участие в подпорожском трипе.
Подведём итоги. В плюсах – неповторимые и незабываемые впечатления от Деревянного кольца. В минусах – деформированный бампер и оторванный локер. Естественно плюсы в миллион раз перекрывают минусы.
Прочитать о нашей подпорожской экспедиции с самого начала можно здесь: Часть 1 и Часть 2