важнейшее деяние всероссийского поместного собора русской православной церкви 1917 1918 годов

100 лет назад завершился известный Собор 1917-1918 годов: каковы его итоги? Разбираем максимально коротко

Приблизительное время чтения: 5 мин.

20 сентября 1918 года завершился Всероссийский Поместный Собор. Больше года духовенство и миряне обсуждали важнейшие вопросы церковной жизни, определяя будущее устройство Церкви. О том, каковы главные итоги этого Собора, «Фома» попросил рассказать Глеба Запальского, кандидата исторических наук, доцента кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ.

Восстановлено Патриаршество

После продолжительных дискуссий и прений на Соборе было принято решение восстановить Патриаршество. В ведение Патриарха входило: нести попечение о благополучии Русской Церкви, отстаивать ее интересы перед государством, взаимодействовать с другими поместными Церквами, председательствовать в органах высшего церковного управления, обеспечивать своевременное замещение архиерейских кафедр в случае, если епископ по тем или иным причинам не может больше возглавлять свою епархию, обращаться к верующим с вероучительными посланиями и пр. Первым Патриархом после более чем двухсотлетнего перерыва стал митрополит Московский Тихон (Беллавин).

важнейшее деяние всероссийского поместного собора русской православной церкви 1917 1918 годов

Создана соборная модель управления Церковью

Главные управленческие функции в Русской Церкви были предоставлены не Патриарху, а регулярно созываемым Поместным Соборам. В периоды между их созывами действовали два новых органа высшего управления: Священный Синод и Высший Церковный Совет. В Священный Синод входили только архиереи, он занимался вероучительными, каноническими, литургическими вопросами. Высший Церковный Совет включал в себя представителей разных церковных групп — епископов, белых клириков (то есть женатых священников), монашествующих, мирян — и решал церковно-общественные, хозяйственные, финансовые вопросы. Первый орган сохранился до наших дней, второй просуществовал очень недолго — до начала 1920-х гг. В сегодняшней Церкви появился орган с таким же названием, но ближе к Высшему Церковному Совету столетней давности по составу и кругу обсуждаемых вопросов скорее нынешний президиум Межсоборного присутствия.

Практика созыва Поместных Соборов продолжилась после большого перерыва — с 1940-х гг., но чаще проходили Архиерейские Соборы в более узком составе.

Введена широкая система выборности в епархиях, на приходах, в монастырях

На Соборе были приняты программы епархиального, приходского и монастырского управления. Учреждались новые органы, вводилась широкая система выборности. Некоторые исследователи отмечают, что как раз во многом благодаря принятым решениям в ближайшие годы после Собора 1917–1918 гг. в Церкви начался «ренессанс» приходской активности. Миряне получили возможность более деятельно участвовать в жизни прихода, что оказалось особенно важным в условиях давления со стороны большевиков на центральные органы церковного управления. При этом ясно, что в советские годы реализация многих положений данных реформ оказалась невозможной.

важнейшее деяние всероссийского поместного собора русской православной церкви 1917 1918 годов

Женщины получили право голоса в Церкви

Принятое на Соборе определение «О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения» дало женщине право участвовать и голосовать на приходских, благочинных и епархиальных собраниях — случай в истории Русской Церкви беспрецедентный. На самом Соборе членов-женщин не было, но в качестве экспертов на заседания отдела о монастырях и монашествующих были приглашены игуменьи нескольких обителей. Любопытно, что это происходило на фоне предоставления женщинам избирательных прав на государственных выборах после революции.

В дальнейшем тенденция к расширению участия женщин в церковном служении сохранилась. Например, избранные настоятельницы монастырей со второй половины XX века стали полноправными членами Поместных Соборов.

важнейшее деяние всероссийского поместного собора русской православной церкви 1917 1918 годов

Проведена монастырская реформа

Соборное определение «О монастырях и монашествующих» стало своего рода общемонастырским уставом. Он предполагал создание органов монастырского самоуправления, понижение минимального возраста для принятия пострига до 25 лет (и выравнивание условий для мужчин и женщин в этом вопросе), расширение общежительных принципов (в т. ч. избрание настоятеля монастыря братией) и традиции старчества.

Положения этого документа не могли быть реализованы в советское время, когда обители подвергались уничтожению, но стали ориентиром для воссоздания монашеских традиций в новейшую эпоху.

Сформулирована позиция Церкви в отношениях с государственной властью

Определение «О правовом положении Православной Российской Церкви» выражало официальную позицию Церкви по вопросу взаимоотношений с государством. В частности, в документе были зафиксированы сферы, куда, с точки зрения Церкви, государство не имеет права вмешиваться.

Текст определения вырабатывался в условиях политической неясности: никто не знал, какие именно силы придут к власти в стране в будущем. Соборяне исходили из идеальной, «симфонической» модели церковно-государственных отношений. Так что в документе присутствовали положения, которые сегодня кажутся удивительными. Например, о том, что глава государства должен быть православным или что власть обязана гарантировать Православию свободу и одновременно привилегии по отношению к иным религиям. Более того, в тексте определения было сказано, что церковные постановления, если они не противоречат государственному законодательству, по своему юридическому статусу должны восприниматься государством как закон. Ясно, что этот документ оказался неприменимым на практике.

важнейшее деяние всероссийского поместного собора русской православной церкви 1917 1918 годов

Положено начало почитанию новомучеников

В начале 1918 года на Соборе была создана специальная комиссия, которая занималась сбором информации, связанной с начавшимися гонениями на Церковь в России. Стоит отметить, что уже во время соборных дискуссий и обсуждений было сформулировано церковное отношение к погибшим в те годы за веру православным христианам как к новомученикам — еще до их официальной канонизации. В честь пострадавших за веру в церковном календаре был выделен день (25 января по старому стилю), посвященный их памяти, написаны особые молитвы. В соборных обсуждениях проводились параллели между их подвигом и свидетельством о вере раннехристианских мучеников, а также деятелей отечественной истории: митрополита Филиппа, Патриарха Гермогена. Звучали тревожные слова о начале нового Смутного времени.

Что нужно помнить, когда мы читаем о Соборе 1917–1918 годов?

Хотя Собор был задуман задолго до революции, созван он был только после свержения самодержавия, при Временном правительстве, и испытал на себе влияние революционных лозунгов и настроений, которому поддалась тогда значительная часть общества. Это отразилось во многих принятых решениях, проявилось в тяге к демократизации, к корпоративному представительству, в отстаивании интересов разных церковных групп.

Однако свою работу Собор начал в августе 1917 года, а закончил уже в сентябре 1918-го. За это время политическая ситуация в стране радикально изменилась — к власти пришли большевики, разразилась Гражданская война, начались гонения на Церковь. И на Соборе произошло переосмысление революции. К ней стали относиться не просто как к политическому вопросу, смене формы правления, а как к явлению мистическому, духовному. Противопоставить ему можно было не силовую борьбу, а самоотверженное свидетельство истинной веры — вплоть до принятия мученической смерти. Эта позиция, сформулированная и освященная на Соборе, оказалась одним из самых важных, судьбоносных его плодов.

Источник

Отцы Поместного собора 1917-1918 годов

Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице

Скачатьважнейшее деяние всероссийского поместного собора русской православной церкви 1917 1918 годов
(MP3 файл. Продолжительность Размер )

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день Церковь Русская чтит память отцов Поместного Собора 1917–1918 годов. Этот праздник был установлен на русской земле год назад решением Священного Синода. Дата 18 ноября по новому стилю была выбрана неслучайно. Год назад в этот день мы отмечали 100-летие избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол. Помимо святителя Тихона в этот день мы также чтим память 45 участников Собора 1917–1918 годов, которые в годы гонений пострадали за Христа как священномученики, священноисповедники и мученики.

Всероссийский Поместный Собор был первым с конца XVII века. В нем участвовали не только все архиереи Русской Церкви, но и наместники крупнейших монастырей, представители Академии наук, университетов, Государственного Совета и Государственной Думы. Отличительной чертой Собора было то, что помимо иерархии и духовенства в его составе было значительное число делегатов от мирян. Из 564 делегатов 299 были мирянами со всех уголков России, избранными путем многоступенчатой системы голосований на епархиальных собраниях.

Среди первых деяний Собора в 1917 году, буквально через три дня после захвата власти большевиками в Петрограде, было принято решение о восстановлении патриаршества. Одним из самых активных поборников восстановления патриаршества был архимандрит (впоследствии архиепископ) Иларион (Троицкий). После этого Собор обсуждал вопрос «О правовом положении Российской Православной Церкви», который стал первой реакцией Церкви на действия новой власти.

В январе 1918 года Совет народных комиссаров издал «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», который объявлял имущество религиозных организаций «народным достоянием», лишал Церковь права юридического лица и фактически закладывал основы для атеистического воспитания детей в школе. Участники Собора назвали данный декрет злостным «покушением на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения». В стране развернулась атеистическая пропаганда.

Собор успел принять определение «Об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания», утвердил новый приходской устав, в котором была отражена некоторая автономность приходов от центральной власти. В состав православных епархий были приняты единоверческие приходы. Обсуждалось множество иных проектов документов, которые касались как внутрицерковной жизни, так и отношений Церкви и государства в свете актуальных перемен. Были и достаточно новаторские для своего времени проекты, как, например, о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения.

Всего за 1917–1918 годы было подготовлено около ста деяний Собора, многие из которых легли в основу решений Архиерейских соборов последних лет. Прозвучавшие на Соборе доклады свидетельствуют не только о реакции Поместного Собора на происходящие в государстве события, попытке отстоять независимость Церкви от государства, но и о высокой чуткости Собора к месту христианских ценностей в новой идеологии, которую навязывала гражданам большевистская власть.

Несмотря на то, что политика новой власти была дискриминирующей в отношении всех религий, главным направлением применения репрессивных мер на протяжении 1920–1930-х годов советское правительство сделало Православную Церковь. Закрытие духовных учебных заведений, изъятие церковной собственности, введение системы светской регистрации актов гражданского состояния, запрет на обучение религии в школе – все эти меры были частью общего курса советской власти на государственный атеизм.

И хотя Конституция СССР 1936 года якобы уравнивала в правах верующих с атеистами – «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами», – говорилось в Сталинской Конституции (ст. 124), – однако при внимательном прочтении становится ясно, что право исповедания своей веры в этом документе заменено правом совершения религиозных обрядов. Поскольку исполнение религиозных обрядов в публичных местах в СССР запрещалось, следовательно, даже совершение панихиды на кладбище могло быть инкриминировано как противоправное деяние. По смыслу «Декрета об отделении церкви от государства», существование церковной иерархии как таковой было несовместимым с идеологией большевистской партии. Декрет признавал существование только религиозных обрядов, а не религиозных общин, объединенных между собой центральной властью.

В отличие от обновленческого духовенства, пользовавшегося дурной славой, среди сторонников святого Патриарха Тихона было много выдающихся архипастырей, которые готовы были ради Христа и Его паствы отдать и имущество, и свою жизнь. Так, во время кампании по изъятию церковных ценностей, на которые советское правительство якобы планировало за границей купить продовольствие для голодающих Поволжья, Петроградский митрополит Вениамин (Казанский) распорядился произвести сбор денежных средств в помощь голодающим и даже разрешил жертвовать на нужды бедных ризы со святых икон и предметы церковной утвари, кроме Престола, принадлежностей алтаря и особо чтимых икон. Несмотря на его аполитичное поведение, выступления с призывами к миру и терпимости, огромное количество ходатайств о помиловании со стороны адвокатов, петроградских рабочих и даже самих обновленцев, митрополит Вениамин был приговорен большевиками к расстрелу.

Иной выдающийся иерарх Поместного Собора 1917–1918 годов, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), который был в числе наиболее вероятных кандидатов на Патриарший престол, также отличался обходительностью по отношению к пастве и твердым сторонником канонического устроения Церкви. Будучи архимандритом, Кирилл несколько лет был начальником духовной миссии в северном Иране. Будучи епископом Тамбовским, он занимался широкой благотворительностью, за что был очень почитаем в народе. В частности, он привлек монастыри своей епархии к помощи ремесленно-воспитательному приюту для малолетних. С назначением на Казанскую кафедру в 1920 году и вплоть до расстрела в 1937 году владыка был в постоянных тюремных заключениях и ссылках в силу того, что отказался поддержать связанное с большевиками «обновленческое» движение.

Они страдали за веру в Церковь как Тело Христово, членом которого является каждый христианин

В тропаре сегодняшнего праздника мы прославляем отцов Собора Русской Церкви, которые своими страданиями прославили нашу Церковь. За что же страдали эти выдающиеся архипастыри и миряне? Они страдали за веру в Бога, за ту живую веру, которая не может быть сведена к обряду, за ту таинственную веру, которая посредством церковных Таинств делает человека «причастником Божеского естества», за ту веру в Церковь как Тело Христово, членом которого, по апостолу Павлу, является каждый христианин: «Вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12: 27).

Отрицание Церкви приводит к отрицанию Божества Иисуса Христа, Его спасительного воплощения

Перед лицом воинствующего атеистического режима новомученики и исповедники – отцы Собора – показали свою кротость нравов и стойкость в убеждениях. Они хотели идти в ногу со временем в отношении роли мирян в жизни приходов, социального попечения о нуждающихся и школьного образования, но были против навязывания атеизма в школах и падения общественных устоев, которые вели к распаду института семьи.

Их труды, монографии и примеры из жизни актуальны как никогда в наши дни, когда все больше раздается голосов, прямо порочащих образ священства и Церкви, а косвенно и Самого Христа и всех Его учеников.

Будем же мы, дорогие братья и сестры, следовать примеру новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые 100 лет назад отдали Богу душу, чтобы свидетельствовать о вере во Христа перед лицом безбожного режима. Будем же чтить их память и призывать в молитвах как небесных заступников. Будем же следовать их наставлениям, ибо, как поется в кондаке сегодняшнего праздника, «отцы Собора Церкве нашея к покаянию чада верныя призывают и стояти твердо за веру Христову благословляют».

[1] Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994 (репринт). Вып. 3. С. 55.

[2] Левитин-Краснов А.Э. Очерки по истории русской церковной смуты. Institut Glaube in der 2. Welt CH-8700. Küsnacht, 1978. Т. 3. Епископ Антонин и «Союз Церковного Возрождения», С. 255. Цит. по: http://www.odinblago.ru/istoriya_rpc/levitin_shavrov_ocherki/26_2/.

[3] Иларион (Троицкий), священномученик. Творения. Т. 3. М., 2004. С. 208.

Источник

Глава 3. Деятельность Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов

Порядок представительства, права членов Собора и его состав

С учётом работы предыдущих предсоборных учреждений, а также имевшихся на данный момент мнений, высказывавшихся на различных церковных съездах и собраниях, Святейший Синод, по наставлению Предсоборного Совета, 5(18) Июля 1917 года вынес по этому вопросу следующее решение:

Собор состоит из епископов, клириков и мирян. Епархиальные епископы состоят по должности членами Собора, епископы же викарные и пребывающие на покое могут участвовать на Соборе в качестве его членов лишь по приглашению самого Собора. В состав Собора входят члены по выборам, по должностям и по приглашению Святейшего Синода. Каждая епархия, кроме правящего епископа, представляется на Соборе пятью членами (2 клирика, из которых один обязательно пресвитер, и 3 мирянами), избранными в епархиальном избирательном собрании. 128 Кроме того в состав членов Собора входят 10 представителей от монашествующих, избранных на съезде представителей мужских монастырей, намеченном на 16–23 Июля 1917 г. и 10 представителей от единоверцев. Военное и морское духовенство представляется на Соборе 10 членами (из них не менее 5 – в сане пресвитера), избранными на своем съезде 1/14 июля 1917 г.

Этому же съезду предлагалось изыскать и осуществить способ избрания 15 представителей от действующей армии. Также предлагалось избрать по 3 члена Собора от каждой из четырех Духовных Академий и по одному члену из лиц православного исповедания от Академии Наук и каждого из одиннадцати российских университетов. 15 мест предоставлялось православным членам Государственной Думы и Государственного Совета. Представителям восточных патриархатов и православных автокефальных церквей предоставлялось право участия в работе Собора в качестве его полноправных членов. Членами Собора по должности, кроме того, являлись: наместники лавр и настоятели ставропигиальных монастырей, а также настоятели Саровской и Оптиной пустыней, протопресвитеры Московского Успенского Собора, – военного и морского духовенства, а также члены Предсоборного Совета в составе 62 человек. 129

Все члены Собора наделялись правом решающего голоса по всем вопросам, подлежащим его разрешению. Правда, в рамках Собора действовало особое Совещание епископов, которому вменялось обсуждать каждое принятое Собором правилодательное и основоположное постановление с точки зрения его соответствия Слову Божьему, догматам, канонам и преданию Церкви. Если Соборное постановление или часть его отвергались Совещанием, то оно вносилось вновь на соборное обсуждение. Если же и после этого оно отвергалось большинством в три четверти от числа епископов, то уже теряло силу соборного определения. 130

Этапы деятельности Собора

Поместный Собор Православной Российской Церкви, открывшийся торжественным Богослужением в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском Соборе Московского Кремля 15/29 Августа 1917 года, продолжал свою деятельность немногим более года с некоторыми перерывами между тремя его сессиями. Особо важные и торжественные заседания Собора происходили в величественном храме Христа-Спасителя, рабочие заседания (дважды в неделю) проводились в Соборной палате Московского епархиального дома, а заседания соборных отделов (каждый отдел собирался также дважды в неделю) в помещениях Московской духовной семинарии на Божедомке.

Собор проходил в переломное время не только для нашей Церкви, но и для всей страны, поэтому, решая вопросы церковного устройства, он должен был так или иначе откликаться, выражая церковное мнение, на события общественной жизни, имевшие важное значение для чад Церкви, для всего населения.

Первая сессия Собора продолжалась фактически до конца 1917 года. За это время обсуждались, и после продолжительных и всесторонних дискуссий были приняты следующие Соборные определения принципиального характера, а также имели место следующие события. 134

1. 30 Октября (12 Ноября) – Собор принимает решение о восстановлении Патриаршества и о порядке избрания Патриарха.

2. 31 Октября (13 Ноября) – Определение после двух туров голосования трех кандидатов в Патриархи (архиепископ, с 23 Ноября 1917 г. митрополит Харьковский Антоний (Храповицкий) – 159 голосов, архиепископ, с 23 Ноября 1917 г. митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) – 148 голосов, митрополит Московский Тихон (Беллавин) – 125 голосов).

3. 5 (18) Ноября – принято Общее положение о высшем управлении Православной Российской Церкви.

4. 6 (19) Ноября – Избрание по жребию митрополита Тихона Патриархом Московским и всея России.

5. 21 Ноября (4 Декабря) – Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – торжественная интронизация Патриарха Тихона в Успенском соборе Кремля.

В дальнейшем на первой сессии Собора были приняты следующие документы:

1. 2 (15) Декабря – Определение о правовом положении Православной Российской Церкви. 135

2. 4 (17) Декабря – Определение о церковном проповедничестве. Этим определением духовенству вменялась всяческая активизация проповеднической и духовно-просветительской деятельности, предписывалось регулярное проведение в храме духовных бесед во вне-богослужебное время, а также вводился институт благовестников из числа мирян, занимавшихся по благословению епископа проповеднической деятельностью.

3. 7 (21) Декабря – Определение о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете.

4. 8 (22) Декабря – Определение о правах и обязанностях Патриарха и Определение о круге дел, подлежащих ведению высшего церковного управления.

Перед Собором также стояла проблема противостояния усилившимся внутри Церкви национально-сепаратистским настроениям. Ещё 12 Марта 1917 года Грузинская Церковь, вопреки канонам, в одностороннем порядке, без соборного обсуждения с Русской Церковью, в состав Которой она до того входила в течении более чем столетия, объявила о своей автокефалии. В связи с этим 29 Декабря (12 Января 1918 г.) Патриарх Тихон от имени Матери-Церкви обратился к Грузинским иерархам с посланием, в котором в частности, писал:

«Только Собор кириархальной Церкви может даровать независимость той или иной Поместной Церкви, без Собора же кириархальной Церкви всякие акты провозглашения церковной независимости признаются недействительными и не имеющими канонической силы. Если это требование не соблюдается, Церкви угрожает схизма.

Умоляем вас, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа: да не будет между нами разделений и да будем мы все соединены в одном духе и в одних мыслях. Станем на путь мира и взаимной любви и совместно обсудим создавшееся положение. ». 136

Кроме того, вследствие обозначившегося в этот период раскола в русском обществе, грозившего гражданской войной, Собор, исполняя миротворческое служение Церкви, выступал с многочисленными обращениями, посланиями и постановлениями, имевшими целью предотвратить народное бедствие. 137

25 Октября (7 Ноября) в Петрограде произошёл государственный переворот. Временное правительство было свергнуто, власть перешла к Совету «Народных» Комиссаров во главе с В.И. Лениным (Ульяновым-Бланком). В это время в Москве сложилось очень тяжёлое положение. Часть города находилась в руках Военно-революционного комитета, другая его часть, включая центральные районы и Кремль, под контролем войск Московского гарнизона. Не вмешиваясь в вопрос о форме государственного устройства, Собор 2(15) Ноября обратился с призывом к обеим воюющим сторонам «о прекращении кровопролития, недопущении расправы с побежденными и сохранении святынь Кремля». Уже после овладения отрядами РВК Кремлём и установления ими полного своего контроля в городе Собор 11(25) Ноября принял решение об отпевании погибших с обеих сражавшихся сторон. Был также принят ещё ряд соборных воззваний, с попыткой национального примирения.

Для характеристики настроений, царивших на Соборе в это время, интересно обратиться к воспоминаниям его непосредственного участника и очевидца митрополита Евлогия (Георгиевского). Отмечая, что первое время после интронизации Патриарх Тихон на Соборе не появлялся, и Собор заседал под председательством митрополита Новгородского Арсения, он далее писал:

«Но вот, как-то раз, словно ясное солнышко, появился на Соборе Патриарх. С каким благоговейным трепетом все его встречали! Все – не исключая «левых» профессоров, которые ещё недавно так убедительно высказывались против патриаршества. Когда, при пении тропаря и преднесении патриаршего креста Патриарх вошел, – все опустились на колени. Патриарх проследовал прямо в алтарь, вышел в мантии, приветствовал Собор и после молебна, благословив всех, – отбыл.

Это посещение – высшая точка, которую духовно достиг Собор за первую сессию своего существования. В эти минуты уже не было прежних несогласных между собою и чуждых друг другу членов Собора, а были святые, праведные люди, овеянные Духом Святым, готовые исполнить Его веления. И некоторые из нас в тот день поняли, что в реальности значат слова «Днесь благодать Святаго Духа нас собра. ». 138

Следует добавить, что хроника деятельности первой сессии Собора служит неплохой иллюстрацией к словам Преосвященного Евлогия. Если первые два месяца были временем дискуссий, то затем наступило время совместных решений и действий, в общей ответственности пред Богом и всей Церковью. Остается отметить, что группа т.н. реформаторов из числа либерально-настроенного духовенства и интеллигенции, некоторые из которых явились впоследствии деятелями «обновленчества» (например, проф. – прот. Н.Г. Попов, проф. Б.В. Титлинов, бывший обер-прокурор Синода В.Н. Львов), оказалась на Соборе в явном меньшинстве и, проявляя активность в дискуссиях, всё же не смогла влиять на соборные решения.

Вторая сессия Собора открылась 20 Января (здесь и далее все даты по новому стилю) и закончилась 7 Апреля 1918 года. Началось время коренной перестройки всего общественно-политического и экономического уклада Русского общества. Эта перестройка самым непосредственным образом коснулась и Церкви, отразившись на Её внешнем положении в условиях нового социалистического государства. 23 Января 1918 года Совет Народных Комиссаров обнародовал Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. 139 Отныне отношения государства и церкви должны были строиться на новых, невиданных до того в истории нашей страны условиях. Православная Церковь не только окончательно утрачивала Свое положение господствующей в Российском Государстве, но и вообще вместе с другими исповеданиями лишалась права юридического лица. Отныне Она не только не получала никакой материальной поддержки со стороны государства, но и всё Её имущество становилось «общенародным достоянием». Религия объявлялась частным делом граждан, религиозная присяга изымалась из государственного употребления, церковный брак утрачивал юридическую силу. Из школ устранялось преподавание Закона Божьего. Впрочем, за религиозными обществами оставалось право иметь на свои средства специальные учебные заведения, а верующим обучаться и обучать детей духовным дисциплинам частным путем. 140 Одновременно в стране была развёрнута широкая антирелигиозная и антицерковная кампания. 141 Поскольку в действиях, направленных на похуление Православной веры, осквернение святынь и вообще нанесение вреда Церкви, а также в сопровождавших порой эти действия расправах на невинными гражданами участвовали люди, формально считавшиеся ещё чадами церковными, но своими взглядами и действиями фактически отпадшие от Нее, то Церковь, в соответствии со Своими канонами и традицией, обязана была вынести о них Своё суждение. В связи с этим 19 Января 1918 года Патриарх Тихон выступил с посланием, отлучавшим подобных лиц от Церкви. Описывая в послании гонения на Церковь и жестокие расправы над верующими, попиравшие всякое право и законность, Патриарх обращался к руководителям советской власти («безбожным властелинам тьмы века сего»):

Это был голос, созвучный первым христианам, мученикам за Веру Христову, голос Святого Патриарха Гермогена. Это был голос Церкви Христовой. Однако, народ наш голоса этого не услышал, – а если и услышал, то не внял.

В свою очередь собравшийся на свою вторую сессию Поместный Собор 22 Января принял постановление с его одобрением. 143 27 Января Собор обратился с Воззванием к Православному народу, призывая к сохранению веры христианской и верности Матери-Церкви. Верующие горячо откликнулись на призыв Собора. Повсеместно стали возникать братства защиты Православной веры, а вскоре был создан Всероссийский союз объединенных приходов. Но сила гражданского сопротивления была всё же недостаточной, чтобы укреплявшиеся у власти большевики почувствовали себя в изоляции. В ряде мест многим церковным деятелям пришлось пасть жертвами произвола. Так, 25 Января 1918 года в Киеве, большевистскими злоумышленниками был зверски убит замечательный русский иерарх митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Когда известие о его мученической кончине дошло до Москвы, Собор 15 Февраля в полном составе собрался на торжественное заседание, посвященное его памяти. Позднее, когда стали известны имена других «скончавших жизнь свою исповедников», Собор 18 Апреля принял специальное определение, устанавливающее 25 Января днем их молитвенного поминовения. 144

В этих условиях Собору пришлось продолжать свою деятельность по устроению церковной жизни.

Среди определений, касающихся устройства церковных дел, были приняты следующие:

25 Января – о местоблюстителе Патриаршего Престола «на случай болезни, смерти и других печальных для Патриарха возможностей».

1–9 Февраля – обсуждалось и было принято Определение об епархиальном управлении.

7 Марта – о единоверии.

5 Апреля – деяние о прославлении Святителя Софрония, епископа Иркутского.

6 Апреля – о мерах по прекращению нестроений и церковной жизни.

16 Февраля состоялось открытие заседаний новых органов высшего церковного управления – Священного Синода и Высшего Церковного Совета.

Откликаясь на печальные события общественной жизни, в связи с началом гражданской войны, Патриарх Тихон 2 Марта выпустил послание с призывом «к прекращению междоусобной брани». А 5 Апреля Собор принял определение «о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» с призывом к молитвенному поминовению всех за веру пострадавших и единению всех верных чад Церкви в их исповедническом подвиге.

Третья, заключительная сессия Собора продолжалась со 2 Июля до середины Сентября. Она проходила в условиях усиления антицерковной кампании. Были закрыты все специальные духовные учебные заведения и прекращено преподавание закона Божьего в школе на частные средства. По местам продолжали происходить случаи глумления над святынями. Немало священнослужителей оказалось среди жертв начавшегося красного террора. 145

В это время Собор принимает ряд определений, имевших, как увидим ниже, принципиальное значение для всего дальнейшего хода церковной жизни.

8 Августа – об учреждении новых епархий и викариатств.

9 Августа – о местоблюстителе Патриаршего Престола (общее положение в отличие от чрезвычайного постановления от 25 Января 1918 г.).

13 Августа – о порядке избрания Святейшего Патриарха.

15 Августа – о возможности восстановления в священном сане лиц, лишенных сана по церковному суду.

Вместе с этим было принято определение о признании недействительным лишение сана по политическим мотивам, с применением этого определения в отношении митрополита Ростовского Арсения (Мациевича) и священника Григория Петрова.

26 Августа – о восстановлении дня памяти всех святых земли Российской.

3 Сентября – о порядке прославления святых к местному почитанию.

7 Сентября – о церковном имуществе и хозяйстве.

12 Сентября – об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания.

13 Сентября – о монастырях и монашествующих.

Пришедшее в 1918 году к власти в Киеве правительство Центральной Рады объявило о независимости Украины (Украинской Державы). В связи с этим возникал вопрос об устройстве церковных дел на Украине. Раздавались даже голоса об украинской «автокефалии». Однако проходивший в Киеве Собор Украинской Церкви, сознавая ненормальность подобной возможности, в положении о временном высшем церковном управлении на Украине, принятом 9 Июля 1918 г., указал на каноническую связь Православной Церкви на Украине с Патриархом Всероссийским. Этим же Собором было также принято специальное постановление, которым «все постановления Всероссийского Церковного Собора и Святейшего Патриарха должны быть безусловно обязательны для всех епархий Украины». 146 В свою очередь Всероссийский Поместный Собор 20 Сентября 1918 г. принял определение с утверждением Положения о церковном управлении на Украине, принятого ранее на Соборе в Киеве, и таким образом придающее ему каноническую силу.

В этот же день Собор принял Определение о созыве очередного Поместного Собора Русской Церкви весной 1921 года. Тогда же было принято Определение о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения. Этим Определением сверх предоставленного Собором права женщинам участвовать в приходских собраниях и Советах, занимать должности церковных старост, им также предоставлялось право участия в благочиннических и епархиальных собраниях, занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссионерских и хозяйственных учреждениях. В исключительных случаях женщин разрешалось допускать к исполнению должности псаломщика.

Следует отметить, что в отделах Предсоборного Совета были также выработаны положения по следующим вопросам для включения в программу Собора:

– о клятвах Патриарха Антиохийского Макария и Московского Собора 1666–67 гг. 147

– об иерархии Белокриницкой и Старокатолической.

– об упорядочении Богослужения.

– о Богослужебном языке и т.д.

Таковы вкратце основные этапы Поместного Собора Русской Церкви 1917–18 гг. и тот исторический фон, который отразился на его деятельности. Теперь перейдем к рассмотрению его основных решений.

Осецкий А.А. Поместный Собор. Пг. 1917. Сс.84–92.

Выборы членов Собора от епархий проходили следующим образом: на приходских собраниях тайным голосованием прихожанами избирались выборщики, участвовавшие затем в благочинническом избирательном собрании, где также закрытым голосованием из числа штатных клириков и выбранных мирян избирались члены епархиального собрания, из числа которых и избирались, опять-таки тайным голосованием, члены Собора в указанном выше составе. Таким образом, к участию в соборной деятельности были привлечены практически все преданные чада Церкви.

Для епархий Американской и Японской был определен состав представительства из трех человек: епископ, пресвитер и мирянин, такой же состав был определен для епархий и некоторых викариатств Закавказья.

Положение о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Цер-кви. ЦВ. 1917. № 29. Сс.211–217; Дн. Кн.1. Вып.1. М. 1918. Сс.12–18.

Устав Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви принят Св. Синодом 10–11 Августа 1917 г. № 4969. Глл. III, Х-ХII. Дн. Кн.I. М. 1918. Сс.39–41, 47–51; и гл.IV. Сс.66–67.

Для лучшего представления о вопросах, подлежавших решению Собора, приводим список Соборных отделов: 1. Уставный. 2. Высшее церковное управление. 3. Епархиальное управление. 4. Церковный суд (председ. архиеп. Сергий (Страгородский). 5. Благоустроение прихода. 6. Правовое положение Церкви в Государстве (председ. архиеп. Арсений (Стадницкий). 7. Богослужение, проповедничество и храмы (председ. архиеп. Евлогий (Георгиевский). 8. Церковная дисциплина (председ. митр. Киевский Владимир). 9. Внешняя и внутренняя миссия. 10. Единоверие и Старообрядчество (председ. архиеп. Анто-ний (Храповицкий). 11. Монастыри и монашество. 12. Духовные Академии. 13. Духовно-учебные заведения. 14. Церковно-приходские школы. 15. Преподавание Закона Божия (председ. архиеп. Кирилл (Смирнов). 16, Церковное имущество и хозяйство (председ. архиеп. Анастасий (Грибановский). 17. Правовое и имущественное положение духовенства. 18. Устройство Православной Церкви в Закавказье в связи с объявленной Грузинами автокефалии своей Церкви. 19. Библейский. 20. Издательский. 21. Личный состав. 22. Редакционный. 23. Совещания при Соборном Совете: I. Религиозно-просветительское (пред-сед. архиеп. Анастасий (Грибановский). II. Хозяйственно-распорядительное. III. Юридическое. Дн. Кн.I Вып.I М. 1918. Сс.134–138.

Устав. Гл.V. Дн. Кн.I Вып.I. С.42.

См. Список членов Священного Собора (по основаниям полномочий). Дн. Кн.I Вып.I Сс.97–133.

Здесь и далее хроника деятельности Собора приводится по “Церковным Ведомостям” за Август 1917-Май 1918 гг. и Деяния. Кнн.I-Х. Собр. опред. и пост. Выпп. 1–4. М. 1918.

Подробнее об этом см. в разделе «Отношения Священного Собора к политическим и общественным событиям в России».

ЦВ. 1918. №№ 3–4. Сс.13–18.

Например, см. Постановление Собора “По поводу угрожающей Родине братоубийственной войны”. ЦВ. 1917. № 40–41. С.359–360.

Евлогий, митроп. “Путь моей жизни”. Париж. 1947. С.212.

“Известия”. 1918. № 16. 21 Января 1918.

См. Декрет СНК РСФСР об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. “Известия”. 1918. №16. 21 Января; в сборнике “Государство и религия”. Политиздат. М. 1975.

Характерные выступления в газ. “Известия” в этот период: “Воинствующая Церковь” (30 Января 1918); В. Славский “Мобилизация Церкви” (2 Февраля 1918); С. Данилов “Черное воинство” (6 Февраля 1918); Р. Иванов “Великий гнев или великое кощунство” (7 Февраля 1918).

Кроме того., начиная с 12 Января 1918 г. в “Известиях” (статья М. Рейcлер) и др. советских газетах появлялись статьи в связи с готовящимся Декретом, выдержанные в резко антицерковном духе.

Новые мученики Российские. 1949. Ч.I. Сс.94–95.

Подробнее об этом см. в разделе «Отношение Священного Собора к политическим и общественным событиям в России».

По неполным данным только за период с Июня 1918-Января 1919 гг. было убито 469 представителей православного духовенства. Тобольск, епарх. вед. 1919. № 8,9. Сс.15–19.

Опред. и пост. Вып. 4. М. 1918. Сс.15–19.

Решение по этому вопросу было окончательно принято лишь на Поместном Соборе Русской Церкви 1971 года, отменившем клятвы Московского Собора 1666–67 гг. на старые обряды и держащихся их. Немалая работа в этом отношении была предпринята покойным митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *