важный фактор компетентного обучения

Доклад на тему: «Преподаваемая дисциплина как фактор подготовки компетентного выпускника»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Преподаваемая дисциплина как фактор подготовки

Мир стареет в былых надеждах.
Но сегодня, как и вчера –
На плечах эту землю держат
И несут на себе Мастера!
Мастера.
Профессионалы!

Р.Рождественский

Наша жизнь значительно изменилась. Настал новый век с огромным информационным полем. Многим учащимся уже не интересны стандартные уроки в аудиториях. Они считают, что все знают и во всем могут ориентироваться «на скорую руку». Эти знания чаще всего бывают поверхностными. Так кто же сможет помочь молодому поколению сориентироваться в просторах новых технологий, собрать и обработать информацию, получить комплексный подход к выбранной ими профессии? Я считаю – это педагог, Мастер своего дела.

Мастер производственного обучения не должен быть просто рассказчиком или строгим надзирателем, он должен быть куратором, ведущим своих подопечных по дорогам знаний.

В ГБПОУ РО «РИПТ» работаю мастером производственного обучения и преподавателем более 30 лет.

Я выпускница этого учебного заведения, которое окончила в 1983 году. Важнейшая задача моей профессиональной деятельности – это:

создание условий для формирования познавательного интереса обучающихся к выбранной профессии;

содействие приобретению профессиональных компетенций; адаптации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе;

развитие творческого подхода к работе, умения принимать профессионально грамотные решения в различных производственных ситуациях;

воспитание у обучающихся аккуратности, целеустремленности и чувства профессиональной ответственности за результаты своей работы.

На уроках учебной и производственной практики необходимо придавать большое значение планомерно организованному процессу совместной деятельности мастера и обучающихся, который направлен на то, чтобы учащиеся в полной мере овладели профессиональными навыками, соответствующими современному уровню технологий, высокому уровню компетентности по выбранной профессии.

На уроках я применяю элементы деловых игр; делаю упор на самостоятельную творческую работу обучающихся; на активные методы работы: работу в мини-группах, в парах; активно использую взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся.

Учебная и производственная практика – это непрерывный процесс. Тесная взаимосвязь теории и практики неотъемлемая часть уроков производственного обучения. Проводя уроки я стараюсь избегать дублирования и перегрузки обучающихся изучением второстепенных вопросов; рационально планирую время на изучение нового материала; привлекаю обучающихся к самостоятельной работе с научно-технической и справочной литературой, технологической документацией.

На уроках учебной практики, в период производственной практики, при проведении вводного инструктажа, в процессе текущего инструктирования обучающихся уделяю большое значение соблюдению правил и норм безопасности труда, организации труда и рабочего места, производственной санитарии и гигиены, внешнему виду обучающихся, нормам поведения, экологическим требованиям, правилам электро- и пожаробезопаности.

Особое значение на уроках учебной и производственной практики придаю показу трудовых приемов работы на печатном оборудовании, в период допечатной и постпечатной работы, это способствует приобретению, развитию компетенций, необходимых в профессиональной деятельности молодого специалиста.

Личный пример мастера – это важная стадия обучения учащихся способам работы.

Такие методы обучения дисциплинируют обучающихся, развивают заинтересованность в качественном и быстром выполнении производственных заданий, обучающиеся стремятся проявить все свои положительные качества, знания и умения в достижении поставленной цели. По качеству выполненных работ можно судить о качестве усвоения обучающимися учебного материала, об уровне подготовленности в профессиональном учебном заведении компетентного специалиста в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Много времени уделяю подготовке и проведению конкурсов профессионального мастерства, выпуску тематических газет по профессии, проведению викторин, внеклассных мероприятий, экскурсий. Активно привлекаю обучающихся к совместной работе и проведению этих мероприятий. Наиболее отличившихся ребят обязательно награждаю небольшими призами, грамотами, т.е. применяю один из принципов воспитания – все хорошее должно быть замечено и одобрено.

На каждом уроке демонстрирую различные наглядные пособия, применяю технические средства обучения, что способствует эффективной познавательной деятельности обучающихся, формированию компетенций работы с ними.

Тесное сотрудничество и взаимосвязь с наставниками, руководителями производственной практики способствует адаптации обучающихся в новой обстановке, их плодотворной работе на предприятиях, в рабочих коллективах.

Постоянные партнеры по производственной практике – это типографии: «Донской издательский дом», «Проф-Пресс», «Полиграф-Принт» и др.

Мастер не должен останавливаться в своем профессиональном развитии, необходимо постоянно повышать свою квалификацию, свои профессиональные компетенции, т.е. постоянно находить все новые приемы и методы в обучении. Перенимать опыт своих коллег, экспериментировать. Современный педагог должен быть эрудированным, многогранным, разносторонним и компетентным во всех вопросах, обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий и использовать их в своей профессиональной деятельности.

Результат обучения компетентного выпускника:

Умение обучающихся применить на практике полученные теоретические знания, использовать информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.

Осваивание рациональных приемов и методов труда, умение принимать профессионально грамотные решение в различных производственных ситуациях, путем самостоятельного поиска решения проблемных задач обучающимися.

Нести ответственность за результаты своей работы, бережно относиться к оборудованию и выпускаемой продукции, добросовестно относиться к своему труду.

Профессиональная мобильность, адаптация к рабочему месту и коллективу.

Дальнейшее повышение квалификации на основе ранее сформированного у обучающихся набора личностных и профессиональных качеств и умений

Очень важно учитывать требования работодателей к содержанию и уровню подготовки компетентного выпускника

Делать упор на престижность и востребованность компетентного специалиста

Качество подготовки выпускника, овладение обучающимися современными научными знаниями и технологиями

Пусть будет меньше праздников, чем будней,
Но тот, кто стал учителем, поймет:
Какое счастье быть полезным людям,

Источник

KLIM.KZ

Интернет-магазин «Канцелярская лавка»

канцтовары и игрушки в Нур-Султане (Астане) оптом и в розницу

Мы живем в эпоху наступающей глобализации, революции средств коммуникации, которые меняют наш образ жизни, общения и мышления и предъявляют особые требования к образовательной системе. Будущее во многом зависит от способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, постоянно учиться и адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей жизни. Новое поколение компьютеров, глобальная сеть Интернет обусловили изменения роли человеческой личности в развитии общества. Путь по которому люди создают, строят, хранят, передают информацию – радикально изменился, следовательно, изменились формы коммуникации, обучения, работы.

Тенденции развития цивилизации нового времени определяют вызовы образованию. Обучение будет эффективным только в том случае, если оно позволит удовлетворить требования, предъявляемые новой эпохой, поэтому в настоящее время цель школьного образования во всем мире заключается в удовлетворении потребностей современной экономики и общества. В связи с этим наиболее востребованными компетенциями, способностями людей в формирующейся новой экономике знаний, являются умение получать знания, применять их, структурировать и генерировать.

Экономика Казахстана так же, как и экономика развитых стран испытывает потребность в людях, умеющих работать со знаниями, умеющих превращать знания в предмет целенаправленной работы, работать с неопределенностью, осуществлять постановку проблему, намечать ее решение, определять принципы разработки стратегий. Вызовы времени обуславливают модернизацию отечественной системы образования.

Понятия «компетентность», «компетенция» прочно вошли в педагогическую терминологию, объективизировали формулировку социального заказа общества к результатам образования. Компетентностному подходу посвящено исследование Д.Кулибаевой, где автор указывает на роль образовательного процесса при компетентностном подходе, как на основное средство целенаправленной подготовки человека к самообразованию. Поэтому образовательный процесс, должен быть ориентирован на управление самообразованием человека, на создание внутренних условий для формирования у личности способности самостоятельно проектировать и осуществлять свои жизненные планы путем самообразования. Компетентностный подход при этом позволяет подготовить человека к жизни в условиях постоянной ее изменчивости и развития и предлагает следующее определение:

Компетентность – качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности на его основе к успешной деятельности.

В решениях ЮНЕСКО определены глобальные задачи образование в ХХ1 веке, решение которых позволит научить каждого школьника познавать (научить учиться); действовать(научить разрешать возникающие проблемы); взаимодействовать(научить строить отношения как с людьми, так и с окружающим миром); самосовершенствоваться(научить личностному развитию).

Основным приоритетом нового качества образования являются компетенция, которая на сегодня является индикатором образовательной успешности, дающим возможность определить готовность выпускника школы к дальнейшему активному участию в жизни общества. Государственный, социальный заказ к подготовленности выпускника средней школы, предполагает сформированность следующих компетенций:

— готовность к разрешению проблем

— готовность к самостоятельной познавательной деятельности

— готовность к коммуникации

— готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий

-готовность к социальному взаимодействию

— готовность нести ответственность за свою Родину

— готовность к самосовершенствованию, самоопределению, самореализации.

Компетенция – это результат образования в широком смысле слова, она включает в себя все остальные результаты образования и является личностным качеством, позволяющим мобилизовать для достижения цели как внутренние ресурсы, это – знания (усвоенная информация), умения( действия), навыки( действия, доведенные до автоматизма); компетентности( освоенные способы деятельности); систему ценностей, норм, отношений, мотивов так и внешние, это – источники информации, средства коммуникации, материально-технические средства и др.

В период модернизации содержания образования одной из самых актуальных тем становится компетентностное обучение. Его особенностью является основной результат деятельности образовательного учреждения, где признается не сама по себе система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах.

Компетентностное обучение- это:

-метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества.

-совокупность общих принципов:

*определение целей образования;

*отбора содержания образования;

* организации образовательного процесса;

*оценки образовательных результатов.

Очень важно понять принципиальные отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного подхода к нему.

Компетентностный подход- это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний; в качестве конечных результатов образования рассматривается развитие личностных качеств (прежде всего нравственных), формирование системы ценностей.

Характерные особенности компетентностного обучения:

— наука (основа содержания образования) рассматривается как общечеловеческий

свод опыта решения проблем;

— изучение основ наук является средством принципов научного мышления;

-учитель ставит вопросы «зачем?» и «как?» и отвечает на них вместе с учениками;

— методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения определенных педагогических целей (например, групповые формы работы подчинены задаче формирования умений работы в сотрудничестве);

— применение знаний и умений проводится в жизненных (или приближенных к ним) ситуациях;

— жизненный контекст и формирование жизненного опыта вводятся в рамки учебного процесса как его значимые элементы;

— накапливается и осмысливается опыт решения жизненных задач;

-оценивается способность применить накопленный багаж дидактических единиц в различных ситуациях;

-школа готовит человека к решению трудных жизненных проблем;

-школа учит человека полагаться на свою самостоятельность.

Для некомпетентностного обучения:

-наука (основа содержания образования) рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий ;

— изучение основ наук является главной и самодостаточной целью учебного процесса;

— учитель ставит вопросы «что?» и «почему?» и отвечает на них вместе с учениками;

-методы и формы обучения подчинены учебному содержанию;

-применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями;

-основной результат обучения- знания, умения, навыки, ценности;

-жизненный опыт учащихся формируется стихийно, за пределами учебного процесса;

-накапливается и осмысливается опыт решения учебных задач;

-оценивается накопленный багаж дидактических единиц;

-школа уводит человека от решения трудных жизненных проблем в область, близкую к «чистой науке» ;

— школа учит человека полагаться на свою память.

Формы организации занятий в условиях компетентностного образования должны быть различные, это и традиционные уроки и новые технологии обучения, отвечающие запросу на формирование на ключевых компетентностей, как новых результатов образования – исследовательские и проектные.

Исследовательские умения и навыки необходимы сегодня не только людям, связанным с научной работой, но и каждому человеку в самых разных сферах деятельности. Творческий исследовательский поиск становится неотьемлемой частью любой профессии. В связи с этим подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска выдвигается в ряд важнейших задач современного образования.

Современный человек может быть признан компетентным в широком смысле этого слова только при условии воспитанности.

В Казахстане впервые о компетентностном образовании было заявлено в Государственной программе развития образования на 2005-2010 годы от 11октября 2004 года.

Группа ученых Казахской академии образования – М.Джадрина, Н.Н.Нурахметов, С.Муканова, С.Халикова, Р.А.Сулейменова и др.- на основе изучения компетентностного подхода в образовании, предложила сдедующие определения:

Базовые компетенции – готовность учащихся к выполнению роли во взрослой жизни, готовность играть конструктивную роль гражданина, готовность к продолжению образования на протяжении всей жизни;

Ключевые компетенции – способность к мобилизации своих потенциальных возможностей для решения проблемной ситуации(учебные, жизненные); способность интегрировать полученные знания, умения и навыки и жизненный опыт для достижения цели в определенном контексте.

Компетентность как результат образования является: стандартизуемым; целезаданным и конкретно определяемым; дифференцируемо по формируемым компетенциям; потенциально – прогнозируемым; диагностируемым; и квалимитрически измеряемым.

Разработчиками казахстанского стандарта общего среднего образования(2007) – У.Б.Жексенбаева, Н.Н.Нурахметов, К.Жампеисова, Ш.Курманалина, К.Аганина, Ж.Самуратова, Б.Игенбаева, Ш.Таубаева, Н.Н.Хан, С.И.Калиева, Е.Я.Коган, В.Прудникова, Г.Голуб, И.Фишман и др.- приняли следующие определения:

Компетенция – готовность личности к успешной деятельности, способность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;

Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся универсальными способами деятельности.

Таким образом, развитие компетентностного подхода в образовании имеет полувековую традицию, когда происходило уточнение его сущности и содержания. Проблема компетентности развивается, как в русле требований к образованию личности, так и в аспекте профессиональной подготовки специалистов в целом.

Источник

Профессиональная компетентность учителя –важный фактор современного образования

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Профессиональная компетентность учителя –важный фактор современного образования»

На свете ни единому уму,

Имевшему учительскую прыть,

Глаза не удалось открыть тому,

Кто сам не собирался их открыть.

И. Губерман (р.1936) – российский поэт

Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.

В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека.

Что определяет степень профессионализма педагога, уникальность его творческого «Я»? Только постоянно развиваясь, он может соответствовать требованиям времени и профессии, а в чем-то даже опережать их.

Древнекитайский мыслитель Конфуций (551-479) говорил: « Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, способен быть учителем».

Деятельность педагога во многом ориентирована на будущее. Для совершенствования профессионализма, как и совершенствования личности, возможны разные пути.

Слагаемых развития профессиональной компетентности педагога достаточно много. Одно их перечисление займет не мало времени, да и рационально ли это делать? Поэтому остановлюсь лишь на тех, которые, прежде всего, в моей профессиональной деятельности обеспечивают высокую производительность и качественную результативность обучения школьников, определяют радость и наслаждение от любимого дела.

Состояние творчества является основой педагогического мастерства учителя. Оно приобретается только в процессе значимой деятельности. Сама профессиональная деятельность многое дает педагогу для развития его творческого потенциала. Он всегда в поиске.

Привлекательная сторона педагогической профессии именно в творчестве. По мере усиления творческой составляющей возрастает интерес учителя к профессии, становление педагога приобретает личностный смысл и набирает оптимальный темп. Такой учитель работает с перспективой; он не распыляется на сиюминутные педагогические задачи, знает им цену и место. Учитель-исследователь ставит перед собой сложные психолого-педагогические и методические задачи, связанные с подготовкой учащихся к творческому труду.

Высшей потребностью личности является потребность в реализации своих возможностей. Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, быть востребованной обществом личностью. Полноценно функционирующий человек открыт для всех источников знания, способен выбирать из возможных вариантов поведения то, что отвечает его природе. Он открыт для изменения и готов к личностному росту, саморазвитию.

Акценты во взаимодействии между педагогом и учащимися сместились. Наиболее успешными и популярными среди современных школьников становятся учителя с более выраженной общительностью, умением устанавливать контакты с учениками, с открытостью, активностью, дипломатичностью и тактом, более выраженной экспрессией. Совокупность этих качеств определяет партнерский тип личности.

Но весь профессионализм учителя пронизан личностным содержанием: и культура, и ценности, и характер находят в нем свое отражение. В успешном обучении и воспитании подрастающего поколения личность учителя не могут заменить ни отличные учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки и рекомендации. Личность педагога надо рассматривать в неразрывном единстве с методами и средствами достижения качественных показателей его деятельности. Именно в контексте таких умозаключений мы можем говорить о его призвании, природой данной способности выполнять особую миссию в жизни общества.

Следовательно, невозможно добиться высокой мотивации, удовлетворенности работой без значительных вложений в нее. Здесь будет уместно предложить несколько способов самомотивирования, опробованных на собственном опыте.

1. Всегда настраиваться на успех, на достижение намеченных планов и целей.

2. Брать на себя ответственность за свою мотивацию к жизни, к работе. Чем в большей степени ощущаешь себя хозяином своего положения, тем выше мотивированность и удовлетворенность.

3. Определять приоритеты своих целей, которые для человека в разное время могут выстраиваться в разную по значимости шкалу. Умение ставить перед собой четкие и ясные цели, а затем планировать их достижение делает его преуспевающим в жизни.

4. Аналитически относиться к кризисам, воспринимать их как необходимый этап развития, личностного роста.

5. Доводить начатое, задуманное до конца. Не отступать от желаемого, запланированного.

6. Уважать себя, стараться себе нравиться. Неуверенность в себе блокирует социальную активность. Помнить: каждый человек обладает уникальностью, исключительностью.

Мое педагогическое кредо: «Творить, пробовать, искать и развиваться»

Часто для учителя его ученики становятся источником обретения силы и веры. Мы – счастливые люди. Мы каждый день смотрим в широко раскрытые глаза детей и вместе с ними живем в детстве и юности. Их достижения и успехи, радость доверительного общения позволяют обрести внутреннюю устойчивость, уверенно глядеть в будущее, обновлять свои взгляды и позиции. Если обратить внимание на людей чье творческое долголетие вызывает восхищение, то можно обнаружить, что оно связано, прежде всего, с постоянными контактами, обменом мнениями, взаимодействием с молодыми людьми.

Народная мудрость гласит: много званых, но мало избранных. За то, чтобы учитель был не просто «званый», а «избранный», в ответе – все мы, все наше общество.

Источник

Компетентностный подход. Компетентностный подход в профессиональном образовании

Компетентностный подход получил распространение относительно недавно в результате поиска новых путей по модернизации российского образования. Обращение к этому понятию связано с желанием определить изменения в образовании (и в школьном в том числе), необходимость в которых возникает из-за перемен, происходящих в обществе.

В настоящее время появляется множество научно-теоретических и научно-методических работ, посвященных анализу сущности этого подхода и проблемам формирования ключевых компетенций.

Определение

Понятийный аппарат, который характеризует компетентностный подход в образовании, еще не до конца устоялся. Но, тем не менее, уже есть возможность для того, чтобы выделить некоторые характерные его черты. Компетентностный подход – это комплекс общих принципов, которые необходимы для того чтобы определить цели образования, организовать образовательный процесс и оценить его результаты.

важный фактор компетентного обучения

Принципы компетентностного подхода

Что такое компетенция

Но школа не может сформировать достаточный уровень компетентности учеников для того, чтобы решать проблемы во всех конкретных ситуациях и сферах деятельности, учитывая то, что общество очень быстро меняется, в нем появляются новые ситуации и новые сферы деятельности. Целью школы становится необходимость формирования ключевых компетентностей.

Как появилась идея компетентностного подхода

Выше было отмечено, что изменения в обществе обусловили появление нового подхода в образовании. Но какие это были изменения? Для чего необходима была модернизация?

Нужно отметить, что само понятие «модернизация образования» нельзя свести к какой-то конкретной программе, которая рассчитана на определенный промежуток времени. Модернизация образования, то есть обеспечение соответствия его возможностям и запросам общества, в какой-то мере осуществляется всегда. Это зависит от способностей системы образования к изменениям.

На ситуацию в образовании влияет темп развития общества. Получается так, что школа обязана подготовить своих учеников к дальнейшей жизни, о которой она сама мало что знает. Ведь могут произойти очень сильные изменения за жизнь человека. Вот почему школе нужно готовить учеников к возможным переменам, развивая у них разные качества, такие как конструктивность, мобильность, динамизм.

важный фактор компетентного обучения

Компетентностный подход в обучении появился при изучении ситуации на рынке труда: были рассмотрены требования, которые предъявляются по отношению к работнику. Поэтому современное образование должно формировать профессиональный универсализм – способность человека менять способы и сферы своей деятельности. Хороший сотрудник должен быть профессионально подготовлен, а также от него сейчас требуется умение работать в команде, принимать самостоятельные решения, он должен проявлять инициативу и быть способным к инновациям. Готовность к перегрузкам, психологическая устойчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям – вот к чему должен быть готов современный работник, который стремится построить карьеру.

Отличие традиционного от компетентностного подхода

Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их.

Традиционный подход стремится к результату, который показывает, что нового узнает учащийся в школе. А компетентностный подход дает понять, чему научился учащийся за период обучения в школе.

Оба подхода стремятся развить у ученика определенные качества личности, сформировать систему ценностей. Различия связаны с разными представлениями о способах достижения желаемого. При традиционном подходе считается, что всего этого можно достичь путем приобретения новых знаний. Компетентностный подход в обучении рассматривает получение опыта при самостоятельном решении проблем.

Таким образом, решение проблем в первом случае выступает как способ закрепления знаний, а во втором – это смысл всей образовательной деятельности.

Включение компетентностного подхода в школьное образование

Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.

важный фактор компетентного обучения

Таким образом, отсюда вытекают новые цели школьного образования:

Ключевые компетентности – это универсальные способы деятельности, при освоении которых человек понимает ситуацию и достигает желаемых результатов в профессиональной и личной жизни в условиях конкретного общества. Применяя компетентностный подход на уроке, преподаватель подготавливает ученика к дальнейшей взрослой жизни, способствует его успеху в дальнейшем.

Принципы компетентностного подхода

В своей основе компетентностный подход в образовании имеет три принципа.

Первый из них гласит, что основой образования должны являться базовые знания и соответствующие им умения, навыки и способы обучения. Для того чтобы этого достичь, учащимся необходимо овладеть основными инструментами учения: письмом, чтением, математической грамотностью.

Следующий принцип заключается в следующем: в содержании современного образования должны включаться необходимые и действительно важные, а не второстепенные знания. Можно сказать, что система образования должна иметь ориентацию на базовые отрасли науки и носить академический характер. Школа должна направлять свое внимание на то, что уже проверено временем, является основой.

Реализация компетентностного подхода не может быть возможной без принципа гуманного отношения к каждой личности – это третий принцип.

важный фактор компетентного обучения

Проблемы

Проблемы компетентностного подхода рассматриваются в виде ряда вопросов, ответив на которые можно понять, возможно ли внедрение подхода в систему образования или же все его идеи останутся на бумаге и в умах ученых. Готово ли образование в России и сознание педагогов к внедрению подхода, какова цена этого (в том числе и в экономическом смысле)? При каких субъективных и объективных условиях компетентностный подход прочно войдет в систему образования? Приведет ли переход к этому подходу к повышению уровня качества образования? Что такое качество выпускника с позиции этого подхода? Можно ли внедрять технологии компетентностного подхода без осуществления кардинального реформирования традиционной системы профессиональной и общеобразовательной школы? Подойдет старая система или ее необходимо полностью поменять? Есть ли возможность не применять развитую психолого-педагогическую теорию, которая лежит в основе компетентностного подхода? Если нет, то существует ли теория, которая подойдет для этого?

Компетентностный подход в профессиональном образовании

Подготовка высококвалифицированного специалиста профессионального образования является основным этапом в процессе его реформирования. Происходят изменения, которые необходимы для того, чтобы обеспечить повышение качества образования выпускников и приведение их компетенций в соответствие с запросами работодателей в различных сферах деятельности. Компетентностный подход в профессиональном образовании формирует новую модель будущего специалиста, который отвечает условиям экономического развития страны и востребован на рынке труда.

важный фактор компетентного обучения

Этот подход позволяет актуализировать у учащихся спрос на образование и обеспечивает высокое качество подготовки будущих специалистов. Результатом обучения является получение студентами компетенций в процессе освоения профессиональных модулей.

Компетентностно-деятельностный подход лучше всего осуществлять при использовании модульной технологии, которая позволяет гибко строить содержание образования из блоков, использовать разные формы и виды обучения, выбирать наиболее удачные для определенных групп обучаемых.

При этом подходе цели образования связаны с объектами и предметами труда, а также с выполнением определенных конкретных функций и с междисциплинарными требованиями к результату процесса образования. Можно сказать, что результатом образования будет являться совокупность результатов по становлению и развитию основных компетенций, которые будут дополнением к привычным целям образования.

Большое внимание при компетентностном подходе уделяют самостоятельной работе студентов. Это может быть выполнение домашних заданий, опираясь на рекомендованные источники по теме занятий в аудитории, а также подготовка рефератов и сообщений с помощью дополнительной литературы. Рост компетенции студента в профессиональном смысле подразумевает под собой не только выполнение указаний преподавателя, но и поиск эффективных способов обучения.

Компетентностный подход подразумевает изменение и других компонентов, включенных в образовательный процесс. Это педагогические технологии, содержание, средства оценки и контроля. Огромную роль играют такие активные методы обучения, как решение ситуационных задач, общение, диспуты, дискуссии, выполнение проектов.

важный фактор компетентного обучения

Одобрен и внедряется в профессиональные учебные заведения компетентностный подход. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) определяет основу обучения. Это уже не предметные, а ценностные ориентиры. Обучение, которое основано на компетенциях, строится на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов отношений и поведения, которые нужны для определенной трудовой деятельности.

Внедрение такого обучения помогает развить творческое мышление и привлечь интерес студентов к важным вопросам в последующей профессиональной деятельности. Сутью образовательного процесса становится создание различных ситуаций и поддержка действий, приводящих к формированию какой-либо компетенции.

В итоге можно сказать, что повысить эффективность обучения в профессиональном образовании помогает реализация компетентностного подхода при тесном взаимодействии с будущими работодателями, научно-методического содержания подготовки специалистов и мотивации студентов к хорошему уровню своей профессиональной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *