вечерняя служба перед троицей
Богослужение в День Святой Троицы
День Святой Троицы или Пятидесятница, как это следует из названия, празднуется в пятидесятый день после Воскресения Христова. Торжество всегда приходится на воскресенье, хотя праздник является переходящим и зависит от даты Пасхи.
В этот день служба совершается по самому праздничному чину. На богослужении опускаются традиционные песнопения воскресенья, чтобы всецело сосредоточиться на празднике. Так случается очень редко, и с очень немногими праздниками, например, с Рождеством.
В наши дни в ночь на Пятидесятницу богослужения нет, но служба на Троицу всё равно особенная, длинная. Сразу после литургии начинается особая вечерня. Она посвящена уже следующему дню, в который мы чтим Святого Духа.
В следующие семь дней после Троицы не бывает поста в среду и пятницу, как и на Светлой седмице после Пасхи. Мы прославляем Святой Дух так же, как чествовали воскресение Сына Божия. Церковный писатель начала тринадцатого века Иоанн, епископ Китрский, пишет: «Разрешаем пост на седмице по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святый равночестен Отцу и Сыну, и по благоволению Их совершилось таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания».
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Службы праздника Троицы (текст)
Нередко «Троицей» именуют весь временной промежуток времени от Троицкой родительской субботы до Духова дня, то есть Дня Святого Духа, который Церковь отмечает в понедельник после Пятидесятницы. Приводим тексты богослужений, совершаемых в эти дни.
Троицкая родительская суббота — это вторая вселенская родительская суббота (после Мясопустной), в которую Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Приходится она на субботу, предшествующую празднику Троицы, или Пятидесятницы. В этот день верующие приходят в храмы на особую вселенскую панихиду — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших». Накануне вечером совершается особое заупокойное богослужение с парастасом.
Текст службы Троицкой родительской субботы (вечерня, утреня с парастасом, Божественная литургия) содержит все песнопения и стихословия заупокойной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.
Троица, или Пятидесятница, — это день рождения Церкви.
Последование богослужения СВЯТОЙ ТРОИЦЕ, ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ (Всенощное бдение, Литургия, Вечерня коленопреклонения) содержит все песнопения и стихословия праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.
Церковь установила праздник Святого Духа «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы» в противовес тем ересям, которые в своем учении умаляли Святого Духа.
Последование богослужения Дня Святого Духа, включающей утреню и литургию, содержит все песнопения и стихословия праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.
Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. На пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.
Сошествие Св. Духа. Рабула. Евангелие Рабулы. Фолио 14v. 586 год. (cod. Plut. I, 560). Библиотека Лауренциана, Флоренция
Подобным образом День Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой, потому что на пятидесятый день после своего воскресения из мертвых и на десятый день после вознесения к своему Небесному Отцу, Иисус Христос послал апостолам Утешителя – Духа Святого. Сошествием Святого Духа всему человечеству был дан благодатный закон любви и утверждено новозаветное священство. Сионская горница, в которой Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, стала первым христианским храмом, а день сошествия Святого Духа стал днем основания на земле Новозаветной Церкви.
Изначально Пятидесятница праздновалась вместе с Пасхой, как одно из тесно связанных с ней духовных событий, но уже в III веке, по свидетельству древних церковных писателей, этот день окружен обычаями и обрядами, требовавшими не малого времени для своего предварительного развития и представляет собой широко распространенный христианский праздник.
В «Постановлениях Апостольских» – историческом литературном памятнике, относящимся в разных своих частях к периоду от III до IV века, от лица апостолов говорится «спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником». В другом месте Апостольских постановлений в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работы после Пасхи и Вознесения упоминается и Пятидесятница.
С IV века упоминание о Пятидесятнице, и как о священном пасхальном периоде, и как об особом празднике, становятся частыми, если не сказать общими. Закон византийского императора Феодосия Младшего запрещает публичные зрелища во время праздников Пасхи и Пятидесятницы. У святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова есть беседы на день Пятидесятницы. Уже Иоанн Златоуст упоминает об обычае в этот день украшать дома зеленью.
От IV до нас дошло подробное описание Богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской Церкви передаваемое одной западной паломницей Сильвией. По этому описанию в ночь под Пятидесятницы бывало обычное воскресное бдение в церкви Воскресения, причем, как и в каждое воскресение, епископ читал воскресное евангелие. На рассвете народ шел в главную церковь (Мартирум), где была проповедь и совершалась обычная литургия, которую старались закончить к третьему часу дня (около 9 часов утра). После литургии весь народ и епископ с песнями шли на гору Сион. Там читалось место из Деяний апостолов о сошествии Святого Духа, бывала проповедь об этом и совершалась другая литургия, по окончании которой архидьякон приглашал народ в шестом часу собраться на горе Елеон. До этого времени народ расходился по домам отдохнуть.
Потом на горе Елеон совершался крестный ход к самому месту вознесения Иисуса Христа, и там читалось Священное Писание, пелись песни и антифоны, соответствующие праздничному дню и месту. Затем уже в 9-м часу совершались молитвы в церкви пещеры, где Христос учил апостолов, там же совершалась и вечерняя служба. Оттуда все снова шли в Матриум и в городские ворота входили уже ночью, там крестный ход встречали со множеством светильников. В Матриум народ приходил уже во втором часу ночи (около 7 часов вечера), там пелись песни и читались молитвы с благословением оглашенных и верных. Потом снова совершались молитвы в храме Воскресения и наконец совершался крестный ход на Сион где бывали чтения, пелись псалмы и антифоны. Все оканчивалось около полуночи, таким образом Богослужение почти непрерывно продолжалось почти целые сутки. Нечто подобное бывало только в ночь на Великую Пятницу.
Древнейший известный нам чин Богослужения на пятидесятницу датируется VII веком, это иерусалимский чин, во многом совпадающий со свидетельствами Сильвии. В VIII веке Иоанном Дамаскиным Космой Маюмским составлены каноны на Пятидесятницу. К IX веку относится полный чин Богослужения на Пятидесятницу в уставе Великой Константинопольской церкви (св. Софии). Богослужение Пятидесятницы по этому уставу одно из самых торжественных в году.
Богослужение Дня Святой Троицы, почти что в нынешнем своем виде, сложилось в период XI-XIII веков
Песнопения праздника
Тропарь праздника, глас 8:
Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.
Благословен Ты, Христе Боже наш, сделавший премудрыми рыбаков, ниспослав на них Духа Святого, и через них уловивший весь мир. Человеколюбец, слава Тебе!
Кондак, глас тойже:
Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / негда же огненные языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятого Духа.
Когда, сойдя, Всевышний смешал языки, то разделил народы; когда же раздал огненные языки, то всех призвал к единству; и мы единодушно славим Всесвятого Духа.
Величание:
Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, / послал еси божественным учеником Твоим.
Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем Всесвятого Духа Твоего, Которого Ты послал от Отца божественным ученикам Твоим.
Задостойник, глас 4-й:
Радуйся, Царице, матеродевственная славо: всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витийствовати не могут, Тебе пети достойно; изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим.
Радуйся, Царица, преславная Мати-Дева! Никакие искусные, красноречивые уста не могут так витийствовать, чтобы Тебя воспевать по достоинству, и всякий ум изумляется, пытаясь постигнуть рождение Тобою Христа; потому мы Тебя согласно славим.
Православная Жизнь
О богослужебных особенностях праздника Троицы – протоиерей Константин Пилипчук, секретарь Киевской епархии, доцент КДА.
– Какие богослужебные особенности праздника Пресвятой Троицы?
– Богослужение на Троицу, совершающееся в нынешнее время, значительно отличается от службы в первые века христианства. Тогда этот праздник не был так широко известен и, по мнению литургистов, праздновался в воскресный день, фактически ничем не отличаясь от обычной воскресной службы.
Со временем, начиная с III и особенно с IV века, когда Церковь уже получила легитимный статус, богослужение Троицы начинает приобретать новые краски и новые молитвословия.
– Когда появилась коленнопреклонная молитва?
– В IV веке уже появляются коленопреклонные молитвы, авторство которых приписывают перу Василия Великого. Также IV столетием датируется свидетельство святителя Иоанна Златоуста о том, что храм на этот праздник украшался зеленью и цветами. С VII столетия нам известен кондак праздника, авторство которого принадлежит Роману Сладкопевцу. К VIII столетию Иоанном Дамаскиным и Косьмой Маюмским были написаны торжественные каноны Троицы.
И вот с IX–Х столетий в литургических источниках возникает торжественная, очень полюбившаяся теперь православному народу стихира праздника: «Царю Небесный…» Эта стихира настолько хорошо иллюстрирует образ третьей Ипостаси Святой Троицы – Духа Святого, которого в Евангелии Сам Господь называет «Утешителем», что с XIV–XV веков она входит в так называемое начало обычное всех чинопоследований Православной Церкви, всех молитвословий, даже утреннего и вечернего правил.
Полный чин торжественного богослужения Пятидесятницы впервые появляется в уставе Константинопольской Церкви в Х веке.
– Есть ли богослужебные особенности Литургии?
Основную особенность и особую торжественность Литургии предавал обычай древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных (готовящихся принять христианство). Отсюда происходит появление торжественного крещального песнопения «Елицы во Христа крестистеся. » вместо «Трисвятого». Эта особенность способствовала популяризации этого праздника в древности и его распространения. Причем эта особенность также совподает с праздником Святой Пасхи и Крещения.
М. Нестеров. Троица Ветхозаветная
– Еще одно песнопение, которое тоже относится к этому празднику, – это замечательная стихира «Видехом свет истинный…»
– Со временем она тоже вошла в чинопоследование Литургии. Ее стали воспевать после Причастия на каждой службе. Причем в период от Пасхи до Пятидесятницы, 50 дней, эти молитвословия не используются, подготовляя человека к тому, чтобы он с особым вниманием воспринял смысл этих песнопений в день Святой Пятидесятницы.
Также от Пасхи до Пятидесятницы Церковь отменяет коленопреклонение. И самой яркой особенностью службы Троицы является служение Великой Вечерни в сам день праздника после Божественной литургии, с чтением коленопреклонных молитв. Именно с этого дня мы снова начинаем петь молитвенное обращение к Святому Духу и снова получаем разрешение Церковного Устава на коленопреклонение.
Прп. Андрей Рублев. Троица
– Что значит коленопреклонение в религиозном отношении?
– В древней Церкви ектении, которые использовались в богослужениях и были не так многочисленны и не так содержательны, как в настоящее время, всегда сопровождались коленопреклонением.
Само коленопреклонение в религиозном отношении имеет очень важное значение – человек через свои физические, внешние проявления демонстрирует свое отношение к Богу, свое особое Его почитание. Когда человек в умилении и благоговении стоит перед Богом – ему хочется преклонить свои колени перед Ним.
В коленопреклонных молитвах на Троицу каждый из нас обращается к Богу, во Святой Троице Единому, Отцу, Сыну и Святому Духу, дабы Господь не оставил свое творение, не оставил всех нас без Своего личностного внимания, без Своей Благодати, Своей любви и заботы.
Троица. Коленопреклонные молитвы
– Правда ли, что Пятидесятница является венцом спасительного замысла Божиего о человеке, исполнением всего земного служения Иисуса Христа?
– Совершенно верно. Господь перед Своими страданиям сказал апостолам, что Он должен пойти на страдания, иначе не придет к ним Утешитель: «. Ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. » (Ин 16:7). Завершая свою земную миссию, Господь посылает нам Духа-Утешителя, Который собирает всех нас воедино, в особое мистическое Тело Христово – Церковь, и дарует нам особые благодатные дары, особую помощь, без которой мы не сможем войти в Царствие Небесное.
Особенно важно, что с этого момента, с момента сошествия Святого Духа, Господь открывает нам возможность быть вместе с Ним, открывает нам Царские врата в рай. Но надо понимать, что для нас это лишь потенциальная возможность.
Господь никогда не нарушает воли человека. Он в Своей любви желает, чтобы каждый из нас, по собственной воле и без принуждения, вернулся в лоно отчее, в эдемские обители. Но своими собственным усилиями, талантами или дарованиями мы не сможем этого сделать, не сможем противостоять греху. Поэтому Господь учредил Церковь и преподает нам в Ней Божественные Таинства. Первые Таинства это – Крещение и Миропомазание, которыми Господь запечатлевает человека в Святом Духе, через помазание миром дарует нам обетование, что не оставит нас. И уже от нас самих зависит: быть с Господом или нет, войти в Царствие Божье или нет, прийти к Творцу или нет.
Александро-Невский храм п. Вербилки
Московская епархия, Дубненско-Талдомское благочиние
День святой Троицы. Пятидесятница. (Всенощное бдение)
19 июня 2005 года — день святой Троицы, Пятидесятница.
Накануне вечером в храме служится всенощное бдение. Этот вид богослужения сложился во времена первых христиан. Тогда служба продолжалась всю ночь, отчего и получила такое название. В наше время служба, конечно, короче, однако духовный смысл ее остался прежним — достойно подготовить верующего человека к Божественной литургии.
Всенощное бдение включает вечерню и утреню.
Давайте посмотрим как проходит эта служба в храме святого Александра Невского в Вербилках
Еще днем накануне праздника святой Троицы храм преобразился. Вход в храм и иконы в притворе украшены березовыми веточками.
Служба еще не началась, прихожан пока нет, но все готово к началу службы. Иконостас храма украшен березовыми веточками. Сменился на зеленый и цвет завесы за царскими вратами
До начала службы свечи еще не затеплены, только слабый отсвет лампад на иконах, украшенных березовыми ветками. Праздник Троицы всегда приходится на время самых коротких в году ночей, поэтому во время вечерней службы храм освещается лучами заходящего солнца, а к окнам храма подступают ветки деревьев, налившиеся зеленью в полную силу. Так и кажется, что березки с улицы вошли в храм и все иконы разместились в их ветвях.
Запах свежих березовых веток, лампадного масла и восковых свечей создают удивительный аромат, особенно ощутимый в деревянном здании храма.
Постепенно храм наполняется верующими. В праздник святой Троицы многие прихожане стараются добавить что-то зеленое к своей одежде.
Иной горожанин, увидев в первый раз звонницу храма, подумает: «Да разве на таких колоколах можно отзвонить благовест?»
Но, право, стоит однажды услышать звон во все колокола, когда звонит Анатолий Васильевич, чтобы почувствовать, насколько обманчивым может быть первое впечатление. Дружный и слаженный звон высокого тона и красивого тембра слышен далеко от храма. Закончит звонарь свою работу, а звук колоколов еще долго слышен, словно колокола состязаются, чей звук дольше продержится в густеющем вечернем воздухе.
Начинается всенощное бдение великой вечерней. Отверзаются царские врата, проводится каждение алтаря, затем иконостаса и всего храма. Вечерня наполнена глубоким духовным смыслом, она символизирует Божественную благодать, наполнявшую Рай в ветхозаветные времена.
Каждение всего храма знаменует Духа Святого, Который, как повествует Библия, «носился над водою» при создании мира. Каждением воздается честь иконам и всем святым, призывается благодать Божия на предстоящих людей.
Перед началом всенощного бдения прихожане прикладываются к иконам и затепляют свечи.
На богослужених в храме святого Александра Невского всегда много детей, которые приходят на богослужение вместе с родителями Дети, так же как и взрослые, прикладываются к иконам и ставят свечи.
Дети постарше, особенно ученики воскресной школы, уже знакомы с церковным уставом и с пониманием участвуют в богослужении. Маленькие дети пока не понимают всего смысла происходящего и проявляют непосредственный детский интерес к тому, что делают родители.
Важное священнодействие вечерни — вход с кадилом. Он символизирует сошествие на землю Сына Божия для спасения людей. Сам вход символизирует Воплощение, а свещеносцы со свечами символизируют свет учения Христова.
Во время вечерни проводится освящение хлебов, пшеницы, вина и елея. Перед началом освящения читаются особые молитвы — литии, в которых церковь просит ходатайства перед Богом у всех святых. В литийных молитвах церковь просит об оставлении грехов, избавлении от стихийных бедствий, войн, междоусобиц.Эти молитвы усиливаются многократным пением «Господи, помилуй»
В воспоминание о пяти евангельских хлебах, которыми Господь насытил пять тысяч человек, освящаются пять хлебов, а также пшеница, вино и масло (елей). Священник молится об умножении этих Божиих даров и благословляет их.
Во время освящения проводится каждение Божиих даров.
Освящение хлебов, пшеницы, вина и елея завершает вечерню. Песнопение «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века» служит переходом к службе утрени.
По завершении чтения Псалтири начинается самая торжественная и яркая часть утрени — полиелей. В переводе с греческого полиелей означает «обилие масла» — символа Божией милости и благодатных даров. В это время в храме возжигаются все светильники. Эта часть всенощного бдения символизирует нетварный Свет Христов, явленный в Его Воплощении и Воскресении из мертвых. Прихожане с началом полиелея затепляют свечи.
Те из прихожан, кто не успел до начала службы подойти к иконам, прикладываются и затепляют свечи в начале полиелея.
В заключительной части утрени священник проводит помазание прихожан освященным елеем (маслом).
Перед елеопомазанием прихожане прикладываются к иконам.Одновременно с помазанием маслом священник окропляет освященной водой ветки березы и букеты цветов, которые приносят с собой прихожане, ведь завтра день святой Троицы и многие стремятся украсить свое жилище освященными веточками березы
После помазания маслом прихожане получают частицы хлебов, смоченные вином, которые освящались во время вечерни.
«Ведомо же будет, яко благословенный хлеб есть помогательный от всяких зол, аще с верою приемлется»
В самом конце всенощного бдения начинается, возможно, самая сокровенная и важная для прихожан часть службы — исповедь. В храме святого Александра Невского неукоснительно соблюдается правило, по которому каждый желающий причаститься на Божественной литургии должен побывать накануне на вечернем богослужении и исповедаться.
Среди исповедующихся и взрослые и дети. Кто-то исповедуется по памяти, но многие приносят записочки. Это выглядит со стороны особенно трогательно, когда с записочками исповедуются дети. Как тут не вспомнить о пользе духовного просвещения в воскресных школах.
Желающих причаститься в великий церковный праздник — день святой Троицы много. Уже закончены основные службы всенощного бдения, догорели почти все свечи и священник в алтаре уже снял праздничное облачение, а очередь прихожан на исповедь еще не закончена. Принятие святых Христовых Таин на литургии должно быть достойным, причастники придут на литургию с чистой совестью после исповеди.