вечное сияние чистого разума актер

Вечное сияние чистого разума, 2004: актеры и роли

Кейт Уинслет Kate Winslet Джерри Роберт Бирн Gerry Robert Byrne

Элайджа Вуд Elijah Wood Томас Джей Райан Thomas Jay Ryan

Интимный секрет Орбакайте стал публичным достоянием из-за Пугачевой

«Даже я был удивлен»: близкий друг Пугачевой вскрыл правду о ее отношениях с Галкиным

Вставные челюсти? «Слишком белые» зубы Виктории Бони вызвали оторопь

Самойлова в бикини показала недостатки на «честном» видео

Лукашин или Калугина? Какой вы герой по знаку зодиака из фильмов Рязанова

Стилист Джулии Робертс пришел в ужас от Пугачевой

«Дала путевку к славе»: Пугачева щедро одарила свою фаворитку

Тест на эрудицию: ответь на 12 вопросов и выясни, насколько больше ты знаешь, чем обычный человек

«В отличие от них, я профессор»: Малышева прилюдно опозорила бьюти-блогеров

Татьяна Васильева плюнула в россиян: «Это мои враги»

Экономный «Мосфильм»: как детали интерьера и одежда кочевали из фильма в фильм

«У них мощная диаспора»: Татьяна Васильева заявила о геях в российском кино

Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!

Источник

Вечное сияние чистого разума

Энтони Брегмэн
Стив Голин

This Is That Productions
Focus Features
Anonymous Content

Выход фильма «Вечное сияние чистого разума» (оригинальное название — Eternal Sunshine of the Spotless Mind)

«Ве́чное сия́ние чи́стого ра́зума» (англ. Eternal Sunshine of the Spotless Mind ) — романтическая драма с элементами фантастики, снятая Мишелем Гондри по сценарию Чарли Кауфмана в 2004 году. Фильм удостоен «Оскара» за лучший оригинальный сценарий. Один из немногих фильмов, где Джим Керри занят не в комедийном амплуа.Фильм занимает 75-е место в списке «250 лучших фильмов по версии IMDb»

Содержание

Сюжет

Теглайн: Можно стереть любовь из памяти. Выкинуть из сердца — это уже другая история.

В день святого Валентина Джоэл (Джим Кэрри), как обычно, собрался идти на работу, но в последнюю минуту, стоя на вокзале, он решил, что необходимо сменить маршрут, и садится в поезд до Монтока. На пляже он видит девушку, у которой синие волосы, а в поезде она проявляет инициативу и с ним знакомится. В путешествии они понимают, что имеют очень много общих фактов из биографии. К примеру, Джоэл очень часто ходит в книжный магазин, в котором работает Клементина (Кейт Уинслет). Она представилась Клементиной, умоляя Джоэла не петь песню «Дорогая Клементина», которую обычно поет собака Гека Финна в мультфильме. За короткое время они достаточно сближаются и проводят вечер Святого Валентина лежа на льду замерзшего озера и глядя на темное звездное небо.

…Джоэл — мечтательный меланхолик, встречает весёлую и жизнерадостную Клементину. Их жизнь — это фейерверк ярких событий. Однажды Джоэл приходит в книжный магазин, где работает Клементина, с намерением извиниться перед ней и подарить валентинку, но Клементина не узнает его, а созванивается с неким Патриком, мило беседуя с ним. Этот факт очень удивляет Джоэла, пока его друзья — муж и жена — не показывают ему карточку из фирмы «Лакуна», которая предоставляет услуги по стиранию некоторых воспоминаний. Спустя некоторое время Джоэл понимает, что Клементина обратилась в эту самую компанию «Лакуна», которая занимается удалением воспоминаний о неприятных людях. Утром 12 февраля Джоэл приезжает в «Лакуну», чтобы ответить Клементине тем же самым и стереть все воспоминания о ней. Врач Говард Мерзвияк (Том Уилкинсон) беседует с Джоэлом, который в конечном итоге решается на то, чтобы стереть все воспоминания о Клементине Кручински из своей памяти. Приготовления к операции включали в себя составление карты воспоминаний. Джоэл должен был принести абсолютно все предметы из своего окружения, которые хоть как-то напоминали бы ему о Клементине. Составив карту воспоминаний, Джоэла отпускают домой, ожидать прихода техников, Стена и Патрика, которые в домашних условиях должны были произвести процедуру стирания воспоминаний. Имя Патрик резануло слух Джоэлу, но он не смог вспомнить, где он слышал и почему это имя ему так неприятно.

Накануне Дня святого Валентина двое техников компании «Лакуна» — Стен (Марк Руффало) и Патрик (Элайджа Вуд) — наблюдают за процессом стирания воспоминаний. По ходу дела Патрик рассказывает, что когда он стирал воспоминания одной клиентке, он «влюбился» в неё, и даже украл пару её трусиков. У Стена это вызывает отвращение, и, после упоминания её имени, Стен сообщает Патрику, что это девушка Джоэла. Позже к ним присоединяется Мэри (Кирстен Данст) — секретарша доктора Мерзвияка. Внезапно Патрику звонит взволнованная Клементина и просит срочно приехать к ней. Он срывается и оставляет Стена с Мэри.

Мэри и Стен, отвлекшись на свои любовные игры прямо на кровати Джоэла, не замечают, что процесс стирания воспоминаний пошел не по плану. В своем подсознании Джоэл активно сопротивляется стиранию воспоминаний, которые как в кино прокручиваются одно за другим у него в голове, вызывая ностальгию и грусть. Джоэл переживает одно за другим романтические свидания с Клементиной, которая в его подсознании активно помогает ему бороться со стиранием, она преследует его в воспоминаниях и даже сподвигает на некоторые уловки, перенеся Клементину в детские воспоминания, Джоэл пытается сохранить её образ в своей памяти, чтобы, очнувшись, все вспомнить. Однако их план проваливается. Как только Стэн обнаруживает проблему, он немедленно вызывает доктора Мерзвияка. Тот приезжает, и наконец проблема устраняется, все следы воспоминаний о Клементине стерты из мозга Джоэла. Стэн выходит из комнаты, оставляя Мэри, секретаршу фирмы «Лакуна», и доктора Мерзвияка наедине. Мэри признается в любви доктору, однако тот просит её не озвучивать больше никаких признаний, но она целует его в губы, и свидетельницей поцелуя случайно становится жена доктора, которая видела все это через окно. Мэри извиняется перед женой доктора, однако та поступает неожиданно. Она рассказывает о том, что уже два раза воспоминания о любовных похождениях доктора с Мэри были стерты из её мозга. Мэри серьёзно обижается и покидает место событий. Мэри, секретарша «Лакуны», была шокирована вскрывшейся информацией и решила разослать всем клиентам фирмы все материалы, касающиеся их дел.

День Святого Валентина. Клементина, собираясь поехать к Джоуэлу, зашла к себе в дом за зубной щеткой и нашла свой конверт от Мэри, в котором была аудиокассета с записью её голоса и все подробности по делу о стирании воспоминаний, связанных с ней. Джоэл слышит её признание, оно было сделано в довольно резких тонах, просит Клементину оставить его и уезжает, расстроенный гневными словами Клементины в свой адрес, считая, что всё это какая-то нелепая и грубая шутка. Клементина дослушивает пленку дома и приходит к выводу, что у них был роман. Клементина в итоге решает извиниться перед ним, входит в его квартиру в тот момент, когда он прослушивает точно такую же кассету со своим признанием. Прослушав пленку с признанием Джоэла, в котором он раскрыл все её пороки и негативные стороны, она понимает, что конец их романа был довольно печален, раз Джоэл позволил себе высказываться подобным образом. Столкнувшись с тем, что были безумно влюблены, а потом не смогли вытерпеть друг друга, Клементина и Джоэл решают начать все сначала.

В ролях

АктёрРоль
Джим КерриДжоэл Джоэл
Кейт УинслетКлементина Клементина
Элайджа ВудПатрик Патрик
Кирстен ДанстМэри Мэри
Марк РуффалоСтэн Стэн
Том УилкинсонГовард Мерзвяк Доктор Говард Мерзвяк
Дэвид КроссРоб Роб
Джейн АдамсКэрри Кэрри

Название

В российский прокат фильм вышел под названием «Вечное сияние страсти». Однако позднее издания картины на DVD и VHS были выпущены под заголовком «Вечное сияние чистого разума». Оригинальное название фильма «Eternal Sunshine of the Spotless Mind» представляет собой цитату из поэмы Александра Поупа «Элоиза Абеляру» (1717), смысл и ритм которой более точно передаётся на русском языке фразой «Сиянье вечное беспечного ума». Соответствующее четверостишие из поэмы цитируется в фильме:

Источник

Вечное сияние чистого разума

Главное о фильме

Сюжет происходит в будущем, когда технологии уже достигли определенного уровня и можно стереть отдельные воспоминания, не принеся вреда другим. Именно этой услугой решили воспользоваться двое влюбленных, которые считают, что их отношения уже исчерпали себя. Но, все оказывается не так просто.

вечное сияние чистого разума актер

Идея фильма пришла режиссеру Мишелю Гонтри после разговора с Пьером Бисмутом. Он предложил идею, которая позже легла в основу фильма, хотя сам Бисмут не особо горел воплощением в жизнь собственных слов. Но, все же, работа началась и конечный результат не только порадовал создателей, но, и принес им в награду «Оскаров».

Съемки проходили достаточно необычно, как для актеров, так и для съемочной группы. Обычно режиссеры предпочитают все держать под контролем. Но, не Гонтри. Он очень любит импровизировать и придумывать на ходу выход из положения, если что-то вдруг пошло не так. Точно также он призывал к оригинальности и актеров. Гонтри удалось сделать съемочный процесс фильма «Вечное сияние чистого разума» уникальным – он смог соединить точное следование сценарию и умелую спонтанную игру актеров.

Съемочный процесс

Для создания картины практически не использовались спецэффекты, все сцены снимались «дедовскими» методами. Кадры в вагоне снимались в настоящем едущем поезде. В сцене, где Джоэл на приеме у доктора, актеру Джиму Керри, который играл эту роль, пришлось быстро бегать и переодеваться, чтобы сыграть разные версии самого себя.

Погода, тоже, внесла свою лепту в работу над фильмом «Вечное сияние чистого разума». Одна из самых популярных сцен, где актеры Уинслет и Керри лежат на замершем озере, могла не попасть в картину. Но, фанатам стоит сказать спасибо матушке-природе. Зима в Нью-Йорке в тот год выдалась суровой, озеро замерзло и мы могли наблюдать один из самых романтических кадров картины.

Интересные детали

Коротко об актерах

На образ главного персонажа изначально претендовал актер Николас Кейдж, но, она досталась Джиму Керри.

Кстати, роль Джоэля, наверное, единственная не комическая в списке Керри. Стоит отдать должное, и в этом амплуа актер великолепен.

Любимой сценой режиссера является та, где Клементина внезапно исчезает. Керри не знал об этом, и когда Уинслет исчезла, эмоции актера были самыми настоящими.

В первой версии сценария, у Джоэля есть сцена с его бывшей девушкой Наоми, но, в конечную версию она не вошла из-за ограниченного хронометража.

Импровизировать на съемочной площадке можно было всем, кроме актера Керри, что немало расстроило актера. Просто его персонаж был неимпульсивным и спокойным, последовательным, дело совершенно не в таланте Джима.

«Вечное сияние чистого разума» заслуженно вошло в список лучших фильмов 21 века. Кстати, события, показанные на экране, вполне возможно станут реальностью. Ученые давно проводят исследования, схожие с главной идеей фильма. Что ж, возможно совсем скоро история Клементины и Джоэля станет реальностью.

Источник

«Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри Журналист Артем Макарский — о фильме, в котором любовь проиграла

вечное сияние чистого разума актер

В рубрике «Новая классика» авторы The Village предлагают по-новому взглянуть на фильмы, вышедшие в течение последних 20 лет, но уже успевших стать классикой — иногда позабытой, иногда — не очень. В первом выпуске Артем Макарский рассказывает о «Вечном сиянии чистого разума» Мишеля Гондри — необычном романтическом фильме, в котором любовь, вопреки обыкновению, не побеждает обстоятельства. «Оскар»-2004 за лучший сценарий.

вечное сияние чистого разума актер

«Вечное сияние чистого разума»

вечное сияние чистого разума актер

Описание

Режиссер: Мишель Гондри

Сценаристы: Мишель Гондри, Чарли Кауфман, Пьер Бисмут

В ролях: Джим Керри, Кейт Уинслет, Кирстен Данст, Марк Раффало, Элайджа Вуд и другие

Где смотреть фильм

вечное сияние чистого разума актер

Джоэл Бэриш (Джим Керри), умеренно молодой человек с настолько скучной работой, что о его должности даже не упоминают, в канун дня Святого Валентина решается на нетипичный для него импульсивный поступок. Взяв отгул с работы, он прыгает в закрывающиеся двери поезда на Монток — что-то явно его туда тянет. В Монтоке, а потом и в обратном поезде в Нью-Йорк он встречает девушку с синими волосами, которую зовут Клементина (Кейт Уинслет). Джоэл иногда совсем не понимает, как реагировать на ее реплики, но вечером они уже едут на озеро смотреть на звезды, лежа на льду. Как выяснится, два года назад у них уже были отношения, а практически весь остальной фильм будет воспоминанием о том, как Джоэл в отместку попытался забыть Клементину так же, как она забыла его.

2004-й год — бум авторского кино. С успехом проходит огромное количество фильмов как от классиков, так и от молодых режиссеров. Француз Мишель Гондри в эту волну вписался — хотя он был больше похож на Софию Копполу и Уэса Андерсона, чем на Жене и остальных. Картина собрала в прокате 72 миллиона долларов (при бюджете в 30) и стала прорывом клипмейкера, получила «Оскар» за сценарий и окончательно утвердила Керри в статусе драматического актера. Это один из главных ромкомов века — но, как и все лучшие фильмы в жанре, с подвохом. Точнее, с целой кучей подвохов.

Другие авторские фильмы, вышедшие в 2004-м году

— «Дом летающих кинжалов» Чжана Имоу

— «Водная жизнь Стива Зиссу» Уэса Андерсона

— «9 песен» Майкла Уинтерботтома

— «Таинственный лес» М. Найта Шьямалана

— «Долгая помолвка» Жана Пьера Жене

— «Жизнь как чудо» Эмира Кустурицы

— «Дурное воспитание» Педро Альмодовара.

вечное сияние чистого разума актер

Чарли Кауфман, человек, превративший концепт режиссера Мишеля Гондри и художника Пьера Бисмута в полноценный сценарий, вышел из себя, когда в 2000-м году узнал о выходе «Помни» Нолана — там тоже обыгрывалась тема постоянной потери памяти.

Кауфман даже пытался уговорить всех оставить работу над проектом, но у него, к счастью, ничего не вышло. До выхода «Вечного сияния» оставалось четыре года, но работа над ним началась еще в 1998 году, поэтому понять переживания Кауфмана довольно легко. А тем, кто смотрел фильм «Адаптация» Спайка Джонзи, их можно еще и представить. Нолан был не единственной проблемой съемочной группы — на работу соглашались не все, продюсеры пытались намекнуть, что Кейт Уинслет можно заменить на Джулию Робертс, только что получившей «Оскар» за «Эрин Брокович», Гондри никто не понимал из-за акцента, ну и так далее. Впрочем, вернемся к началу.

Художник Пьер Бисмут, с которым Гондри познакомился через парижскую арт-тусовку, возможно, является одним из немногих людей, получивших «Оскар» за то, что он чего-то не сделал. В конце девяностых у него никак не получалось воплотить в жизнь арт-проект, в котором он собирался раздавать случайным людям карточки «Вас стерли из памяти» и проследить за их реакцией. Замысел так и остался замыслом — и Бисмут отдал идею Гондри. Об участии Бисмута в разработке сценария известно мало, но в этот момент в истории появляется Кауфман, с которым Гондри уже работал над «Звериной натурой», совсем дурацкой версией «Собачьего сердца». Кауфмана привлекла идея стирания памяти и он погрузился в попытки понять, как работают человеческие отношения.

Трудности перевода

2004-й был проклятым годом для перевода названий фильмов на русский — «Водная жизнь» Уэса Андерсона шла в прокате как «Унесенные морем» (чтобы, не дай бог, не сравнили с «Водным миром»), а «Сияние» вышло как «Вечное сияние страсти». По такому вольному переводу прошлись практически все критики, а Кауфман в интервью «Афише» о нем отозвался совсем уж резко. Конечно, очень жаль, что никто не пошел бы на фильм «Невинностью лучатся их сердца» (хотя покупают же до сих пор «Под сенью девушек в цвету»), а ведь именно так переводится строчка из Александра Поупа, давшая название фильму. Но вкупе с довольно дурацким трейлером зрители ожидали увидеть романтическую комедию, а получили известно что. Одна радость: примерно такой же трюк был провернут в итальянском прокате, где фильм вообще назывался «Если ты меня оставишь, я тебя оставлю тоже». Конечно же, там фильм провалился.

вечное сияние чистого разума актер

То, как человеческие отношения работают по версии Кауфмана, можно узнать в «Аномализе», которой фирменный цинизм сценариста совсем не пошел на пользу, — в «Вечном сиянии» же Гондри удалось его уравновесить.

В изначальном сценарии мы видим тех же героев через пятьдесят лет — и выясняем, что они стирали друг друга уже пятнадцать раз; впрочем, раз в три с половиной года — уже неплохой для них результат. Один из персонажей стирает себе воспоминания об аборте. Джоэл договаривается о сексе с бывшей в день повторного знакомства с Клементиной. Все это в фильм не вошло.

Гондри умело очистил картину от лишнего: еще немного и все эти игры и спецэффекты начали бы раздражать, но режиссер не перегибает палку. История взаимоотношений вообще оттеняет все остальное, однако задний план ее подкрепляет и с ней контрастирует: друзья Джоэла хоть и кажутся необязательными, но у них тоже все не в порядке. Работники стирательной компании веселятся только лишь для того, чтобы мы поняли, что они тоже люди. Кирстен Данст, влюбленная в женатого доктора, который постоянно стирает ей память, отдувается за то, чтобы показать, что любовь может быть проклятием. Элайджа Вуд показывает, что взаимности и близости нельзя добиться благодаря избитым фразам и действиям по правилам. Марк Руффало слишком неуверенно показывает невзаимную любовь — и поэтому кажется немного лишним. И все-таки в центре истории — два человека, а остальное — неважно, нет.

вечное сияние чистого разума актер

«Мне всегда будет двенадцать», — так назывался автопортрет Гондри для DVD из серии Directors. Внутренний ребенок Гондри — его визитная карточка, его достояние, его кредо.

Можно легко списать все на его мальчишество и на этом успокоиться. Но что, если все не так просто? Мир аналоговых спецэффектов, в который большинство его героев убегает от реального мира, если задуматься, чуть ли не страшнее того, что вокруг. В «Сиянии» этот мир, в котором ты делаешь из одеяла палатку, точно враждебен для главного героя: он подминает Джоэла под себя, работает на то, чтобы тот принял происходящее в настоящем мире — и вот это уже настоящее предательство.

Гондри говорил о том, что не может пересматривать фильм, потому что во время монтажа с ним рассталась девушка и он сам прожил те эмоции, о которых снял фильм. В этом одновременно есть и правда, и лукавство. Одна из самых инфантильных вещей, которые могут быть — нежелание справляться с потерей, через которое проходят герои фильма. Гондри, который прошел через унизительную процедуру отправки чужих вещей бандеролью, тем не менее, не готов признать то, что он взрослее своих героев. Он также понимает, что снял честный фильм, которому не нужны никакие спецэффекты — машины сколько угодно могут падать с неба, а важнее все равно лежбище на льду озера. Лукавство же в том, что Гондри проиграл, не смог сделать трюки и спецэффекты обязательными и необходимыми, поэтому через антураж фантастического фильма, сделанного на коленке, постоянно прорывается настоящее чувство.

Но все же «Вечное сияние» — победа Гондри. Иные могут залезть в голову Джона Малковича, но в голову Мишеля Гондри не может залезть никто. Что для него было важнее в истории — чувства или блестящие фантики спецэффектов? До конца неясно. Понятно лишь, что весь цинизм Кауфмана Гондри сглаживает не ребяческим отношению к истории, а человечностью, большей эмпатией. Это чувство вообще присуще ему в фильмах: главные герои для него важнее, чем кто бы то ни было, им он сопереживает, как мало кто из коллег. Однако нельзя не отметить, что на пробах Гондри так понравилось состояние Кэрри, который тогда расстался с партнером, что то ли в шутку, то ли всерьез попросил его сохранить это настроение еще на год. Судя по фразе «вот настолько у нас двинутый бизнес», брошенной в документалке «Джим и Энди», Кэрри просьбу не оценил — зато Гондри явно добился своего.

Интересные факты со съемок фильма

— У Джима Кэрри в детстве был такой же велосипед, как в сцене флэшбэка из детства Джоэла, но об этом он узнал уже во время съемок;

— Камеры снимали все без остановки, но с почтительного расстояния, поэтому актерам было проще расслабиться;

— Всех кроме Кэрри на съемках просили импровизировать, чтобы он был более грустным;

— Сцену прохода цирка по городу снимали без сценария, просто всем понравилось, как ходят слоны.

вечное сияние чистого разума актер

Но «Вечное сияние» — редкий фильм, который интересные факты со съемок делают

не тем, чем он кажется.

Все эти вещи помогают забыть о том, что это — грустный фильм о проблеме коммуникации. Джоэл и Клементина обсуждают все, что угодно, кроме самих себя, скрываются от разговоров друг о друге в алкоголе, веселье, быту, чем угодно еще — лишь бы не поговорить о наболевшем. Самая душераздирающая сцена фильма — та, где до начала процесса стирания памяти они слушают, что наговорили друг о друге: обидные, делающие больно слова сразу отрицаются, а значит, необходимый разговор может так и не состояться.

И все-таки им, неудобным людям в удобном мире, друг с другом чаще всего хорошо — есть в их отношениях какая-то предначертанность, ради которой можно пожертвовать постоянным возвращением к началу, к нулевой точке. Джоэл и Клементина будут вместе, пока им не надоест — а потом начнут все заново. Если вернуться к первой версии сценария, где мы видим героев спустя 50 лет, то в начале 2018 года Клементина стерла Джоэла из памяти в четвертый раз. Все будет так, как должно.

Источник

Снимаясь в фильме «Вечное сияние чистого разума», Джим Керри был в депрессии

вечное сияние чистого разума актер

Страна: США

Жанр: фантастика, мелодрама

Год производства: 2004

Режиссёр: Мишель Гондри

Актёры: Джим Керри, Кейт Уинслет, Элайджа Вуд и другие

Вряд ли смысл фильма «Вечное сияние чистого разума» («Eternal Sunshine of the Spotless Mind»), пронзительной фантастической драмы Мишеля Гондри с Джимом Керри и Кейт Уинслет в главных ролях, остался совсем непонятен тем, кто его посмотрел. Ведь о нём говорит даже официальный слоган: «Можно стереть любовь из памяти, другое дело — выкинуть её из сердца». И всё же есть детали, которые могут дополнить и, возможно, в чём-то переосмыслить идею картины.

О чём фильм

Джоэл Бериш, замкнутый меланхолик, просыпается и собирается ехать на работу, но уже на вокзале резко меняет маршрут и отправляется на холодный пляж. На обратном пути в поезде он знакомится с экспрессивной и жизнерадостной Клементиной Кручински.

Далее нас возвращают в прошлое главного героя. Оказывается, Джоэл и Клементина не просто уже были знакомы, а находились в отношениях. Их жизнь была наполнена яркими эмоциями, но всё чаще происходили скандалы. В итоге Клементина бросила Джоэла. Тот пришёл к девушке в магазин, где она работала кассиром, чтобы извиниться. Однако Клементина не узнала его. Выяснилось, что она стёрла воспоминания о Джоэле в компании «Лакуна». Герой решает ответить ей тем же.

Сотрудники «Лакуны» приезжают домой к Джоэлу, чтобы по его заказу стереть все воспоминания о Клементине и приступают к процедуре. Мы видим главного героя в мире сновидений-воспоминаний, наблюдаем за эпизодами его взаимоотношений с Клементиной — среди них есть и тяжёлые, и счастливые моменты.

В конце концов Джоэл осознаёт, что, несмотря на всё плохое, что было между ним и девушкой, он не хочет забывать её. Он пытается спрятать воображаемую Клементину в воспоминаниях о событиях своего детства, к которым та не имеет отношения, в результате чего техникам «Лакуны» приходится стереть и их.

Также нам показывают истории других несчастных влюблённых — второстепенных персонажей. Мы видим, что техник «Лакуны» Патрик пытается очаровать Клементину, используя вещи и информацию, предоставленную компании Джоэлом, но та ближе к финалу раскрывает обман.

Сотрудники «Лакуны» Мэри и Стэн кажутся влюблёнными друг в друга людьми, но выясняется, что Мэри любит своего начальника — доктора Мерзвияка. Она пытается сблизиться с ним, свидетелем чего становится жена доктора. Под давлением супруги Мерзвияк признаётся, что у них уже был роман, но он стёр воспоминания Мэри об этом. Девушка понимает, что технология «Лакуны» уничтожает память о любви, но не в состоянии убрать саму любовь.

Мэри отправляет Джоэлу и Клементине посылки с информацией о деле по стиранию памяти и аудиокассетами с записями, на которых они подробно рассказывают, чем именно не устраивают друг друга и почему хотят уничтожить воспоминания о своей любви. Герои понимают, что, испытывая сильное притяжение поначалу, к концу своих забытых отношений они уже испытывали злость, расставание было неизбежным. Несмотря на это, Джоэл и Клементина решают начать всё с чистого листа.

Смысл фильма

Режиссёр и сценаристы не пытались сделать тайны из сюжета «Вечного сияния чистого разума». Никакого особенного скрытого смысла здесь искать не стоит.

Суть, состоящая в том, что настоящую любовь невозможно стереть, читается почти сразу, даже если зритель не понял слоган фильма.

Объяснение игры со временем (эпизоды из будущего персонажей, постепенное возвращение в прошлое, затем в память о прошлом и снова в будущее) тоже быстро становится понятным. Специального разбора тут, пожалуй, не требуется.

Глубины фильму придаёт не сюжет, а уникальный режиссёрский подход Мишеля Гондри и великолепная актёрская игра Джима Керри и Кейт Уинслет. Именно благодаря этому сочетанию фильм ни на йоту не скатывается в пошлую, хоть и поучительную, мелодраму.

Мишель Гондри известен своим видением, который можно охарактеризовать как реализм сюрреализма. Смысл его в том, чтобы изобразить что-то фантастическое или даже бредовое, но так, чтобы зритель почувствовал себя наблюдателем за событиями с очень близкого расстояния.

«Вечное сияние чистого разума» снято на ручную камеру, которую часто используют в документальных и псевдодокументальных фильмах. Играет свою роль и особое освещение в сценах в воспоминаниях Джоэла. Во время работы над монтажом Гондри бросила девушка, что уже на этой стадии добавило ещё больше реализма картине.

Один из главных сценаристов «Вечного сияния чистого разума» Чарли Кауфман также известен своим весьма оригинальным подходом к кинокартинам. Критики в рецензиях на его фильмы часто говорят, что он снимает всё исключительно про себя и про нерадостные события и переживания в своей собственной жизни, заставляя и зрителя сливаться с личностью режиссёра. Некий реалистичный и бытовой сюр в его фильмах тоже присутствует в большом количестве.

Джим Керри, приступая к съёмкам, был опустошён и близок к депрессии. Гондри, видя это его состояние, попросил актёра оставаться в нём до конца работы над фильмом. Так что можно сказать, что мы увидели не просто Джима Керри без его обычных ужимок и кривляний (почти), а в принципе настоящего Керри, играющего самого себя в тяжёлый период жизни.

Все эти элементы, добавляющие реализма в фантастический фильм, заставляют его воспринимать как драму, которая имела место быть на самом деле. Даже название «Вечного сияние чистого разума» – это отсылка к реальным событиям. Точнее, это цитата из поэмы английского поэта восемнадцатого века Александра Поупа. В фильме эти строки звучат из уст Мэри, благодаря поступку которой Джоэл и Клементина в конце, по сути, вновь обрели друг друга.

Поэма повествует о несчастной любви французского философа и богослова двенадцатого века Петра Абеляра и его ученицы Элоизы. Абеляр известен тем, что провозгласил разум единственным инструментом познания божественного, что, разумеется, в те времена было немыслимо, и его учение было предано суду. Влюблённые были разлучены, но могли переписываться друг с другом. Эта переписка наполнена болью и тоской двух несчастных людей.

Элоиза, которую принудили стать монахиней, в поэме Поупа скорбит и говорит о том, что подлинную любовь невозможно забыть, даже будучи полностью отрешённым от всего мирского. Строка «Вечное сияние чистого разума» («Eternal Sunshine of the Spotless Mind»), которую исходя из контекста следует перевести как «Молитвы приняты — усмирены желания» — как раз об отрешённости.

Концовка

В концовке фильма зрителя ждёт катарсис — герои остаются вместе, несмотря на то что знают неприглядную правду и даже на то, что, возможно, их отношения снова обречены на провал. И здесь есть интересный перевёртыш.

Режиссёр и сценаристы «Вечного сияния чистого разума» ходили по тонкому льду: если бы они хотели подсунуть нам банальное объяснение «просто любовь оказалась сильнее», то финал бы получился предельно слащавым и совсем не жизненным. Однако герои решаются быть вместе не под влиянием необъяснимой силы. Это поступок в духе «была не была», но осознанный поступок, что заставляет нас уважать и ещё больше любить этих персонажей.

Здесь мы в первую очередь понимаем, как изменился Джоэл — в отличие от открытой и свободной Клементины он всё время был замкнутым и погружённым в свои переживания. Для своей возлюбленной, часто ведущей себя как ребёнок, которому интересно всё яркое и новое, он пытался быть здравомыслящим родителем. Но наступил момент, когда Джоэл понял, что иногда нужно просто отдаться любви и нырнуть в объятия тёплого солнечного света, в противовес «вечному сиянию чистого разума» подразумевающему открытость жизни и миру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *