вечное сияние чистого разума фото клементина
15 незабываемых фактов о фильме «Вечное сияние чистого разума»
«Вечное сияние чистого разума» заняло прочное место в сердцах киноманов, не говоря уже о списке «Лучших фильмов 21 века». Ошеломляющая романтическая трагикомедия с Джимом Керри и Кейт Уинслет в главных ролях стала плодом необычного союза сценариста Чарли Кауфмана и режиссера Мишеля Гондри, чье уникальное видение нашло воплощение в таких фильмах как «Наука сна» и «Перемотка». Предваряя ваш следующий просмотр «Вечного сияния чистого разума», mentalfloss.com подготовил для вас подборку из некоторых деталей о фильме, которых вы скорее всего знали, или знали до того, как заплатили кому-нибудь, чтобы стереть их.
1. Стоит сказать спасибо матери природе за классическую сцену на замерзшем озере
Эта сцена могла быть убрана из сценария в виду неблагоприятных погодных условий, но, к счастью, зима в штате Нью-Йорк в тот год была суровой и озеро замерзло, как и планировалось. Кадр с Керри и Уинслет, лежащими возле трещины во льду, стал одним из культовых в этом фильме.
2. Мишелю Гондри нравится, когда его заставляют импровизировать
В отличие от большинства режиссеров, которые любят держать каждый аспект фильма под контролем, Гондри нравится, когда проблемы с погодой заставляют его придумывать решение на ходу. Он комментирует: «Это заставляет всех работать быстрее, вкладывать больше энергии».
3. Гондри позаимствовал идею у своего французского друга-художника
Художник Пьер Бисмут считается со-сценаристом «Вечного сияния чистого разума». Гондри сообщил в одном из интервью, что у Бисмута «была идея отправить человеку письмо, сообщавшее, что тот, кого он знал стер его из памяти. Ему было интересно изучить реакцию на этот эксперимент». Бисмут в результате отказался от опыта, но Гондри понравилась идея, которую он и воплотил в фильме с помощью Чарли Кауфмана. Все трое получили «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
4. Большинство визуальных эффектов было достигнуто «дедовскими методами»
На 57 минуте фильма есть сцена, где Джоэл видит себя на приеме у доктора Говарда Мерзвяка. Камера направлена на Джоэла, наблюдающего за собой, затем она переключается на доктора, говорящего с Джоэлом, пришедшим на прием, затем снова на первого Джоэла. Здесь не было никакой цифровой обработки: Гондри заставил Джима Керри бегать взад-вперед, меняя одежду и играя различные версии самого себя.
5. «Мементо» заставил Кауфмана понервничать
6. По сценарию офис «Лакуны» должен был располагаться в том же здании, что и в фильме «Быть Джоном Малковичем»
Кауфман добавил эту деталь просто для себя. Но использовать то же здание для «Вечного сияния» не получилось, поэтому идею пришлось свернуть.
7. По сценарию действие начинается через 50 лет в будущем
И начинается оно с попытки старой женщины – оказывающейся впоследствии Мэри, героиней Кирстен Данст – опубликовать рукопись под названием «Вечное сияние чистого разума», в которой она собирается рассказать все о «Лакуне». В конце сценария мы узнаем, что Мэри до сих пор работает на Говарда (который очень-очень стар, и что Клементина стирала Джоэла из памяти по меньшей мере 15 раз за прошедшие десятилетия.
8. Во время съемок Кейт Уинслет носила парики, чтобы показать различные оттенки волос Клементины
9. Гондри хотел, чтобы в главной роли был Николас Кейдж
По словам Гондри, «Каждый независимый режиссер, который хотел снять коммерческий фильм, хотел заполучить Николаса Кейджа в свой фильм, но он соглашался на один из 10 таких проектов». Приятно осознавать, что когда-то Николас Кейдж был более разборчивым.
10. В вырезанной сцене появляется бывшая девушка Джоэла – Наоми
В вырезанной сцене появляется бывшая девушка Джоэла – Наоми В вырезанной сцене появляется бывшая девушка Джоэла – Наоми
11. Гондри не осознавал, насколько реалистичен его фильм, пока его не бросила девушка
Она ушла от него в процессе монтажа (упс!), и он говорит, что поэтому ему слишком грустно смотреть фильм. Но этот опыт также позволил ему увидеть то, насколько близок фильм к реальности. Гондри думал, что момент, где Джоэл выкидывает вещи Клементины типичен. После того, как девушка бросила его, он говорит: «Я пережил это! Мне пришлось сложить все свои вещи в коробку и отправить обратно в Лос-Анджелес, и подумал: «Теперь я понимаю, что имелось ввиду в фильме».
12. Этот фильм вдохновил Канье Уэста на «Gold Digger»
Композитор Джон Брайон никогда не делал ничего в стиле хип-хоп, пока Канье Уэст, впечатленный его музыкой к «Вечному сиянию» не предложил сотрудничество. Так появилась песня «Gold Digger».
13. Всем разрешили импровизировать – всем, кроме Джима Керри
14. Они создали впечатление волны, наступающей на пляжный домик, построив домик на пляже и позволив приливу затопить его
Иногда самое простое решение – самое лучшее. Большинство эффектов в фильме созданы вручную, а не с при помощи обработки, и это касается и прилива, затопившего пляжный домик.
15. Возможно, это скоро перестанет быть выдумкой
В 2014 году ученые сообщили, что провели успешные манипуляции с памятью мышей или, по крайней мере, с эмоциональной составляющей воспоминаний. Видите ли, мы формируем информационную составляющую воспоминаний – факты и события – в гиппокампе нашего мозга. Эмоции, связанные с ними – то, как мы чувствуем себя по поводу этих фактов и событий – хранятся в миндалевидном теле. Ученые покопались в миндалевидном теле мышей и изменили их чувства по отношению к проведенным в лаборатории экспериментам – они заменили неприятные ассоциации на приятные и наоборот.
Ученые сообщили, что стереть негативные эмоции человека, связанные с определенными переживаниями, может быть полезно, в то время как полное удаление воспоминаний о событии может быть плохой идеей. Что означает, что они ухватили идею «Вечного сияния чистого разума».
Эта статья создана пользователем Онедио. Со стороны редакции изменений не было. Вы тоже можете создавать свои статьи на нашем сайте.
Кино15 лет «Вечному сиянию чистого разума»: Зрители
о памяти и отношениях
Стоит ли возвращать утраченные отношения
В ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ фильму «Вечное сияние чистого разума». Удачный тандем режиссёра Мишеля Гондри и сценариста Чарли Кауфмана сделал первого звездой инди-драм, а второму принёс «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Мы попросили людей, которые помнят историю Джоэла и Клементины, рассказать, что́ на самом деле важнее — отпустить или вернуть прошлые отношения.
Таня Решетник
Честно говоря, я никогда не была большой поклонницей «Вечного сияния чистого разума», хотя пересматривала фильм как минимум трижды. Меня раздражала нарочитая взбалмошность Клементины и нерешительность героя Джима Керри. Возможно, знай я в тринадцать лет (столько мне было, когда фильм вышел на широкий экран) о психических расстройствах или опыте неудачных отношений чуть больше, сопереживать главным героям было бы легче.
Да, возможно, это одна из лучших ролей Джима Керри. И да, снимать в 2004 году об отношениях что-то кроме ромкома или слезливой драмы, лихо вкрутив в сюжет элементы научной фантастики, — это мощно. Но если вдуматься, отношения Клементины и Джоэла были не очень-то жизнеспособны с самого начала — сегодня мы сказали бы о них «токсичные». Пьяное демонстративное вождение? Держите! Выяснение отношений посреди прогулки по блошиному рынку? Пожалуйста! Обесценивание партнёра? В этом Клементине нет равных, да и Джоэль не отстаёт.
Именно поэтому финал фильма меня смущает. Пока Гондри говорит, что можно стереть память с помощью компании «Лакуна», но настоящую любовь всё равно не вытравить с подкорки, меня больше интересует другой вопрос: как не путать любовь и созависимые отношения? По-моему, это самый страшный вопрос фильма — он пугает сильнее смазанных лиц второстепенных персонажей из воспоминаний Джоэла и постоянных рывков рваного сюжета.
Лиана Искандарян
Свой первый просмотр фильма я почему-то не помню. В памяти сохранились только отдельные кусочки, вырванные из сознания героев, что неудивительно, ведь почти каждая лента Гондри похожа на сон. Но, как говорит в конце фильма Клементина, «волшебство уходит» — так сцены, в которых герои смотрят друг на друга влюблёнными глазами, резко сменяются раздражением по отношению друг к другу. Первую половину фильма их отношения кажутся обречёнными, и ты начинаешь думать: «Может, это и не любовь, а какое-то навязчивое влечение?» Но всё, на мой взгляд, не так однозначно.
Раньше я недолюбливала Клементину, казалось, что она издевается над героем Джима Керри, хочет устроить ему проверку на прочность своими перепадами настроения и взбалмошным характером. И только пересмотрев фильм недавно, я заметила, что и у этой героини есть свои страхи, неуверенность в себе. Возможно, из-за этого она в какой-то момент и решает пойти на крайние меры и навсегда избавиться даже от малейшего напоминания о неудавшихся отношениях. Если честно признаться, то нам всем в такой ситуации хочется поступить именно так, вместо того, чтобы признать свои ошибки, чужие недостатки и возможные сложности. Но, как показывает практика и дальнейший сюжет, прошлое не перечеркнёшь.
Это фильм, который, казалось бы, говорит о таких простых вещах, но мы часто о них забываем: что симпатию нельзя просчитать, поэтому всегда нужно оставаться собой; что нельзя насильно сказать себе «Не чувствуй!», хотя очень хочется; что можно перестать думать, но не забыть. Даже если стёр все воспоминания.
Майя Гимаева
Скажу честно — сначала я не поняла этот фильм, смотрела его только из-за цвета и атмосферы. Мне он безумно понравился, и я до сих пор думаю, что цветокорректор и художник-постановщик — гении. Я тогда училась в художественной школе и покрасила волосы хной — иссушила их, конечно, но зато вроде как стала частью фильма. После первого просмотра я грустила, но не очень заморачивалась по поводу того, что там происходит у героев. Казалось, что может быть проще, чем любовь? Поцелуй — и всё будет хорошо. Сейчас я понимаю, насколько это поэтичный и плавный, непростой фильм — не только технически, но и для восприятия.
Во-первых, идея. Сколько было снято фильмов об отношениях? Но именно эта лихо воплощённая концепция делает фильм особенным. Во-вторых, название — правильные заголовки помогают хорошим фильмам существовать, как «Убийство священного оленя» или «Великая красота». Самое главное — режиссура, то, как Гондри доверял тем людям, с которыми работал. Я читала, что он никогда лично не присутствовал на съёмочной площадке и только направлял операторов, сидя за несколько кварталов от них, чтобы позволить актёрам расслабиться и импровизировать.
Правильно ли возвращать отношения, которые прошли? Я бы, если честно, всю жизнь бы только их и возвращала. Глупая позиция, наверное, но, чёрт, я — это Джоэль в чистом виде.
Сергей Сдобнов
Когда на экранах появилось «Вечное сияние чистого разума», я оканчивал восьмой класс в провинции, а все вокруг смотрели «Очень страшное кино» и ждали нового «Человека-паука». Пока за сценарий этого фильма Кауфман получал «Оскара», я посмотрел его фильм и почти сразу забыл. Джим Керри играет неприступного размазню Джоэла, Кейт Уинслет, напротив, проактивную Клементину. Главные герои в двухтысячных казались людьми с другой планеты: ты просто смотрел, как за океаном живут в совершенно другом малодоступном мире, закрывая глаза на фантастичность сюжетной линии.
В 2019-м отношения героев можно представить как битву за право на личное пространство — освобождение памяти, своего мира от нежелательных, токсичных элементов. Хочет человек избавиться от некоторых воспоминаний? Не вопрос, машина прогресса поможет. Этическое измерение таких желаний осталось за кадром. Кто ещё из близких пострадает от ментальной «стирки»? Да какая разница? Я просто хочу измениться.
Сегодня, в обществе тотальной коммуникации и связи всех со всеми, герои фильма выглядят как два инфантильных эгоиста. Она стёрла воспоминания о нём, он в отместку решил забыть её. Забывание, как и другие процессы в нашей жизни, отдаётся на аутсорс — сам не могу, но вот техника наконец-то поможет. По ходу дела герои проходят тревел-терапию, перезагружают отношения. Учитывая, что мы живём в мире постоянно ломающейся коммуникации, мне понятен выбор Джоэла. Если тебе что-то важно, а это плохо работает, можно сначала разобраться, а потом ломать. Но инфантильный ремонт не действует — надо учиться разговаривать с близкими в любой ситуации.
Катя Диденко
Кажется, что это фильм о том, что не стоит пытаться бежать от себя и искать простых решений, даже если дело касается чего-то очень болезненного. Мне сложно вспомнить, каким именно был мой первый просмотр, но он точно был эмоциональным. Хотя теперь сильный отклик вызывают не столько сцены с Клементиной, сколько куски из детства Джоэла: эти самые далёкие уголки памяти кажутся самым уязвимым и от этого искренним местом в голове главного героя. Кажется, что это и есть то «эмоциональное ядро», о котором говорят сотрудники «Лакуны».
Когда я вспоминала свой первый просмотр, мне казалось, что раньше я воспринимала «Вечное сияние…» как фильм о «вечной любви» — некой объективной, физической константе, которая способна остаться в памяти, даже если люди всё забудут или проживут много жизней. Сейчас мне кажется, что в фильме Гондри гораздо больше «воздуха» и неопределённости: то, что произошло с героями, случилось из-за стечения обстоятельств и специфики характеров. И чем это закончится, мы тоже не знаем.
Клементину изображают импульсивным и сумасбродным человеком, за которым легко тянуться тем, кто считает себя более заурядным (что, кстати, довольно противоречиво, если посмотреть на Джоэла — местами он изображён гораздо более творческим человеком). В какой-то момент девушка становится самостоятельным персонажем в голове Джоэла: мы почти не видим реального человека, зато видим воспоминания о ней и фантазии о том, как она могла бы поступить. Мне кажется, это важная, но не очевидная, деталь: Гондри показывает, что каждый из нас живёт в немного выдуманном мире.
Не думаю, что герои приняли финальное решение и что они что-то «возвращают» — скорее в финале им сложно сопоставить себя нынешних с собой тогдашними, а их прошлое кажется им возможным будущим. Тем риском, на который они решатся пойти. Когда что-то закончилось, ты ощущаешь это как по-настоящему финальный этап. Красота «Вечного сияния чистого разума» как раз в том, что этого ощущения нет.
Катя Мазепо
Помню, что была в восторге от сюжета, и подумала, что именно такой должна быть «настоящая любовь» — мне тогда было шестнадцать лет. В то же время герой Джима Керри показался странным: какой-то закрытый и меланхоличный парень. Я ещё думала, что в конце он наверняка окажется маньяком и из-за любви пойдёт на убийство. После просмотра я впала в эдакую романтическую кому. Мне казалось, что это идеальные отношения и у меня таких никогда не будет, ведь их любовь не может победить даже машина.
Сейчас же отношения героев кажутся вполне обычными: встретились, понравились друг другу, поссорились, поняли, что ничего не получится, и разошлись. Но потом поведение героя Джима Керри начинает вызывать вопросы. Преследование бывшей девушки, которая призналась (а вдруг соврала, чтобы спастись?), что не помнит его, попытки нового знакомства, выяснение того, как это возможно. Грубо говоря, мне бы не хотелось оказаться на месте Клементины.
Я считаю, что возвращать отношения, которые прошли, неправильно. Ведь партнёры уже получили друг от друга всё, что могли, включая негативные эмоции. Зачем входить в ту же реку второй раз, думая, что всё будет иначе? Пытаться исправить ситуацию в надежде, что это — та самая «настоящая любовь»? Лучше просто забыть и жить дальше. Радоваться жизни и находить чудесных партнёров, которые, например, не будут вас преследовать.
Вечное сияние чистого разума фото клементина
За 21 год 21 века кинематограф сотворил не мало отличных мелодрам. Однако эту антиутопию можно назвать самой неожиданной из них. Картина получила премию «Оскар» за сценарий, не раз попадала в списки лучших фильмов XXI века и входит в число самых пересматриваемых влюбленными парочками, несмотря на то, что это кино про одиночество.
Уныние и одиночество — эту сторону любви, которую киноделы часто не замечают, решили осветить Режиссер Мишель Гондри и сценарист Чарли Кауфман. Это чисто кауфмановский фильм, в котором можно разглядеть и «Человека без прошлого», и «Темный город» и «Ванильное небо». Выражается это сходство в одной простой фразе из «Вспомнить все»: «Ты — это не ты. Ты — это я». Мы — то, что мы помним. Человека определяет прошлое, и эти фильмы представляются пронзительным исследованием того, что вообще значит быть.
Герой Джима Керри — Джоэл — человек серый, замкнутый, сдержанный. А героиня Кейт Уинслет — Клементина — импульсивная, обожает делать глупости, любит выпить и погулять и красит волосы в дикие цвета. Встречаются он и она в поезде, и кажется, что впервые, но нет — они просто забыли друг друга, потому что некая организация «Лакуна» стерла их отношения.
Гений чуть всё не испортил.
Кауфман и Гондри впервые попытались найти поддержку со стороны киностудий в 1998-м, но через два года в прокат вышла картина Кристофера Нолана «Помни», тоже затрагивавшая темы памяти и потери. Кауфман запаниковал, позвонил Гондри:
И отказался работать над «Вечным сиянием». Тот его поддержал, но, продюсер Стив Голин не поддался всеобщей панике и весело, с матерком настоял на продолжении работы. Работа продолжилась.
Изначально Гондри не планировал погружаться в научную фантастику. «Мы определенно не хотели снимать что-то в этом жанре, — утверждает режиссер. — Процедура, которую предлагает компания «Лакуна», — способ добраться до неконтролируемого чувства ностальгии. Из книги, посвященной работе мозга, я узнал, что это чувство проявляется в момент какого-то воспоминания, поскольку мозг знает, что он, этот момент, больше не повторится. Мне всегда было интересно, как воспоминания приносят нам радость или причиняют боль, хотя на самом деле они не существуют. Моему другу, художнику Пьеру Бисмуту, пришла в голову идея — посылать людям карточки, где было бы написано, что их стер из памяти знакомый человек. Он хотел посмотреть на реакцию адресатов в качестве художественного эксперимента, но в итоге не решился на такую жестокость. А мне эта задумка так понравилась, что мы вместе с Пьером набросали историю, которую Чарли Кауфман впоследствии трансформировал в сценарий».
Джоэл и Клем — натуры абсолютно полярные, и играют их не Ромен Дюрис и Одри Тоту (как у Гондри в «Пене дней»), а Джим Керри и Кейт Уинслет, для которых это нетипичные образы. Керри — не дурак и не комик, а хмурый, застенчивый, молчаливый страдалец с «жалкой, глупой, извиняющейся улыбкой». Редкий случай, когда Керри не корчит из себя шута. И Уинслет — не барышня и не домохозяйка, а вульгарная, самая необаятельная и непривлекательная, «мстительная сучка». Отсюда и недопонимание персонажей и мир полный бардака.
Тех, кто до «Вечного сияния чистого разума» видел Кейт Уинслет лишь в «Разуме и чувствах» и «Титанике», Клементина приводила в шок. Спонтанная и веселая, с прической, цвет которой менялся от синего до оранжевого, Уинслет открылась с новой стороны. Актриса после прочтения сценария согласилась на участие в съемках без раздумий. По её словам, это для неё был словно отпуск. А еще за эту роль ее номинировали на премию «Оскар».
«Вечное сияние» — триумф художественной изобретательности. Лабиринтообразная, полуфантастическая история иллюстрирует любовь романтично и сюрреалистично. Это изумительный образец олдскульного кинематографического волшебства. Мишель Гондри — мастер изображения абсурдно-фантастических образов. Именно про «Вечное сияние» небанально сказать — так бывает только в кино. Дом наполняется водой и песком, дождь льет прямо в квартире, взрослый оказывается ребенком и прячется под столом, а потом плещется в раковине. Сон и реальность в фильме сновидца и кукольника Гондри соединяются. Экспрессионистская игра со светом, «живая камера», будто мы смотрим чей-то семейный архив, и рукодельные эффекты делают каждый кадр подлинным, хотя суть картины сказочная.
Правда, смысл антиголливудского ромкома даже не в «стирке» памяти, пускай замах явно антиутопический, а в чувствах, связанных с памятью. Это элегантная метафора монтажа кино — значение имеет не столько видеоряд, сколько чувства, вызванные этим видеорядом. Гондри умудряется выразительно, с чудинкой под душевную музыку Джона Брайона передать внутреннее состояние персонажей через внешнее.
Удивительно, что такое кино вообще было сделано, потому что оно головоломное от начала и до конца, но это потому, что история изображена так, как работает память — крошечными отрывками, мечущимися взад-вперед. Люди перемещаются в пространстве и времени, а «как это сделано» не закрывает собой «зачем». Разумеется, такая наслоенность и странность непоследовательного повествования может отпугнуть и запутать зрителя, но нельзя не признать умение режиссера выразить понятие памяти буквально. Люди в прямом смысле скитаются во сне и прошлом. Воспоминания путаются и переплетаются, потому что как в песне, «вечная любовь — верны мы были ей, но время — зло для памяти моей». Даже «чистый лист» внушает страх.
Безусловно, сценарий «Вечного сияния» — лучшее из Кауфмана, который тогда уже был известен закрученными трагикомедиями «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация», а гений Гондри придает картине изысканность и причудливость, и это понятно, ведь действие фильма происходит в человеческом подсознании. И опять же по Ницше, которого цитируют герои, «в настоящем мужчине сокрыто дитя, которое хочет играть». Вот и режиссер Гондри нашел дитя в небритом актере Керри. Джоэл прячет Клементину, в глубоком воспоминании, в детстве. Эта сцена единственная, где актер кривляется, но сдержанно, не как в «Эйс Вентуре». Джоэл вроде бы становится ребенком, но выглядит таким же — взрослым и слабым. Мужик залезает под стол и капризничает, а потом вместе с девушкой (тоже взрослой) купается в пенной раковине. Здесь, как и в «Шоу Трумана», «Мажестике» и «Человеке на Луне», драматический талант Джима Керри превышает комический. Кстати, затем Керри под руководством режиссера Гондри сыграл главную роль в шикарном трагикомическом сериале «Шучу», и там тоже история про никому не нужного страдальца с глубочайшими страхами и душевными трещинами.
Случайная встреча, опьяняющая радость и очередное самозабвение получают для героев прелесть новизны. «Вечное сияние» не только хитро придумано и виртуозно сделано, но и довольно безнадежно, если не сказать, тупиково, ведь жизнь — бесконечная, закольцованная борьба с прошлым, то есть бегство и желание забыть самих себя. Жизнь испачкана страданиями и болью, поэтому «сияние» невозможно — чистый разум невозможен. А название фильма — это обещание, мечта и ложь — все в одном. И храбрец тот, кто помнит и признает свое прошлое, смотрит правде в глаза. Фильм изобретательно и поэтично иллюстрирует, что происходит с человеком, когда он опустошен, одинок и испуган, когда фантазии умирают, и как он отчаянно сопротивляется чувствам, без которых не жить, поэтому и «стирка» бессмысленна — рискуешь потерять себя прошлого, а значит настоящего. Чувства не обманешь и воспоминания не изменишь.
Придется принять жизнь такой грубой и очевидной, и рассмеяться, потому что не отказ, а принятие даже самых дурных воспоминаний освобождает.