верхотурский монастырь покровский женский монастырь
История
Основание обители восходит к 1621 году. Это первый женский монастырь в Сибири со времен ее покорения московскими царями. Именно обитель способствовала просвещению бывших тогда в крае инородцев (вогул) и обращению к святой вере христианской прибывших для заселения вновь основанного Верхотурья. По примеру существовавшего здесь уже с 1604 года мужского монастыря, некоторые старицы и девицы, хотя и жили в миру, но искали жизни иноческой. В 1620 году после совещания с патриархом Филаретом Никитичем царь Михаил Федорович учреждает Сибирскую епархию, а город Тобольск назначает местом архипастырской кафедры. Первым архиепископом становится бывший архимандрит Новгородского Спасского-Xутынскаго монастыря Киприан (Старорусенников), хиротонисанный 8 сентября 1621 года в архиепископа Сибирского (Пермск. летоп. В. Шишонко).
Таким образом в Верхотурье и вообще в Сибири был основан первый женский монастырь, именовавшийся по храму «Покровским». Первоначально в нем поселились десять «безместных» стариц. В следующем же 1622 году была назначена первая игумения Анисия. Она обращается с челобитною к Царю Михаилу Феодоровичу о пожаловании хлебного и денежного жалования, а также просит помощи на устройство храма и ограды вокруг монастыря. 2 декабря 1622 года на ходатайство следует Царская грамота на имя верхотурского воеводы Пушкина. Из нее видно, что первое время своего существования Покровский монастырь был довольно обеспечен. Грамота от 6 июня 1645 года на имя верхотурского воеводы Максима Стрешнева свидетельствует об отправке денежной сметы на материалы для постройки церкви и прочих зданий.
6 июня 1645 года старица Марфа с сестрами отправляет челобитную в Тобольск для возведения в храме придела во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи. Разрешение было получено, но пожар 1651 года уничтожил все строения. Настоятельница монастыря игумения Мария обращается к царю Алексею Михайловичу с прошением устроить в обители новую церковь.
Благодаря помощи Великого Государя Покровский храм был вновь воздвигнут и освящен в 1687 году по благословенной грамоте Сибирского митрополита Павла. В 1651 году игумения Мария привозит из Москвы царские дары: церковные сосуды, облачения, книги. Кроме того, выходит распоряжение отпускать в год по ведру церковного вина и по два фута ладана. В следующем 1652 году, как видно из указа Тобольского и Сибирского митрополита Симеона, в монастырь присылают новый антиминс взамен сгоревшего.
Позднее в 1690 при церкви устанавливают деревянную колокольню, а вокруг нее ограду. В 1694 Тобольскому митрополиту Игнатию поступает челобитная о строении в Верхотурье новой Покровской церкви. Неизвестно, была ли она заложена. Но согласно преданию, после так называемого Ильинского пожара бывшая в Никольском мужском монастыре Покровская деревянная церковь, по сооружении каменной, перенесена в 1739-40 годах в женский монастырь.
В 80 саженях к югу от Покровской церкви, у моста по левую сторону речки Дернейки, находилась каменная часовня Спаса Нерукотворного Образа. Точная дата ее основания неясна, но из грамоты митрополита Антония 22 декабря 1727 года видно, что по прошению игуменьи Анисьи с сестрами дозволено возобновить упраздненную в 1727 году часовню. Таким образом ее строительство восходит практически ко времени основания самого монастыря. По преданию же, она была построена за городом.
В 1740 году монастырь становится местом ссылки княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты Императора Петра II. Саму невесту Екатерину Алексеевну Долгорукую отправляют в Рождественский женский монастырь в Тюмень, где она и скончается. Еще ранее, в 1619 году в Верхотурье ссылают Марию Хлопову, невесту царя Михаила Федоровича. После недолгого пребывания ее переводят в Нижний Новгород, где она и умирает.
При царствовании Императрицы Елисаветы Петровны по благословенной грамоте митрополита Антония от 19 сентября 1744 года в монастыре закладывают новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Освящают его в 1753 году с благословения митрополита Тобольского Сильвестра. Тогда же, благодаря попечению основателя Богословских заводов Максима Походяшина, посреди монастырской ограды начинают строительство еще одной каменной двухэтажной церкви. Нижний престол во имя святой великомученицы Варвары освящают в 1768, а верхний во имя Рождества Иоанна Предтечи, с колокольнею над папертью, в 1776.
Покровский женский монастырь существовал при поддержке и помощи граждан Верхотурья, а также усердного благотворителя Максима Походяшина. Но сильный пожар 18 июля 1738 наносит большой ущерб городу. Закрываются таможни, переносят Сибирский тракт на Екатеринбург, жители обеднели. Скончался Походяшин. И в 1782 отсутствие средств на содержание приводит к упразднению монастыря. Находящаяся в нем Покровская церковь обращается в приходскую. Приход, называемый «Покровским», состоит из жителей города Верхотурья и нескольких окрестных деревень.
За 161 год существования Покровского монастыря сменилось несколько настоятельниц :
1) Анисия (1622-1623 г.);
2) Ираида (1645-1646 г.);
3) Мария (в феврале-июле 1651);
4) Марфа (1684-1685 г.);
5) Феодора (1690-1693 г.)
6) Александра (1763-1764 г.)
Официальное упразднение монастыря было фиктивным, так как старицы продолжали жить в кельях до 1853 года. По указу Пермской духовной Консистории, от 10 февраля 1853 года, монастырь принимают в Епархиальное ведомство в качестве «Богадельни», которая в 1889 году становится «Богадельным женским общежитием». Девица Августа Павловна Панова назначается смотрительницей. Монастырь находится под ближайшим наблюдением особого Совета при председательстве настоятеля Верхотурского Николаевского мужского монастыря.
Указ Святого Синода от 30 ноября 1895 года обращает Богадельное общежитие в «Покровскую» женскую общину. Она открывается 27 марта 1896 года, и в должность начальницы вступает Августа Панова, в иночестве монахиня Агния.
Согласно Высочайше утвержденному положению Комитета Министров от 6 июля 1987 года Покровская община получает в безвозмездное владение земельный и лесной участок размером сто десятин в шести верстах от города.
Первая начальница общины, монахиня Агния, добивается разрешение построить каменный однопрестольный храм в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, который закладывают 12 сентября 1898 года.
Своим восстановлением древний памятник старины, Покровская обитель, всецело обязан бывшему настоятелю Верхотурскаго Николаевского монастыря, архимандриту Григорию (Зеленину) и его матери Мариамне Тимофеевой Зелениной, в иночестве монахине Марии. Первый из них проявил деятельное участие в осуществлении официального общежития и затем в преобразовании его в общину. Кроме того, он обеспечил общину капиталом в сумме 25000 руб., проценты с которого шли на ее содержание. Он также построил большой деревянный двухэтажный дом и потратил свыше 1000 рублей на капитальный ремонт существующих надворных построек. Мария Зеленина пожертвовала обители большую усадьбу со всеми зданиями. На ней и находится нынешний женский монастырь.
К сожалению, первой начальнице монахине Агнии не суждено было увидеть завершение строительства первого в общине храма: она скончалась 6 июля 1901 года, в возрасте 51 года. Вместо нее была избрана, а затем и утверждена в должности начальницы, монахиня Таисия, бывшая ранее казначеем. Ей суждено было стать первой настоятельницей вновь восстановленного монастыря.
Новый храм был довольно вместительный и благоустроенный и отличался простой, но красивой архитектурой. Иконостас изящной работы, вызолоченный весь на полимент, был заказан А. П. Кожевниковым в Екатеринбурге за 3000 рублей. Колокольня состояла из семи колоколов.
Xрам монастыря с любовью посещали не только местные граждане, но и множество паломников, стекающихся в Верхотурье на поклонение мощам святого Праведного Симеона в Николаевский мужской монастырь. 27 апреля 1907 года состоялось официальное открытие Покровского женского монастыря. Это торжественный день стал великим и светлым праздником для сестер. Они горячо возблагодарили Господа Бога и милостивого архипастыря, отечески посодействовавшего в этом важном деле. Настоятельница получила большое количество поздравительных приветствий: от Пермского Губернатора, секретаря Екатеринбургской Консистории, настоятельницы Колчеданского монастыря и многих других.
В 1909 все население обители состояло из 5 монахинь, 148 послушниц и 12 девочек из детского приюта. В нем было 14 мастерских: рукодельня изящных работ, иконописная, где изготавливались иконы на дереве и полотне, мастерские платьев и церковных облачений, ткацкие мастерские отдельно для ковров, шерстяных тканей, холстов и паласов, а еще чеботарная, цветочная, чулочная, переплетная, лудильная. В 1911-1912 гг. открыла свои двери церковноприходская школа.
В 1914 г. обитель, в качестве паломников, встречала важных гостей: Великую Княгиню Елисавету Федоровну и близкую подругу Императрицы фрейлину Анну Вырубову.
Октябрьская революция 1917 года прервала мирное течение жизни насельниц Покровской общины. Настал самый драматический момент не только для Верхотурских храмов, но и для всей Русской Православной Церкви. Покровский монастырь сохранял свое название до 1922 года, когда и его затронула притеснительная политика советской власти. Но надо сказать, что до этого обитель сравнительно благополучно переносила годы лихолетия. Отступающие белые войска обошлись с монастырем грубо и безобразно, разграбив хозяйство. Красноармейские же части к всеобщему удивлению, напротив, обращались очень вежливо. Даже в 1918 году во время «военного коммунизма» советская тоталитарная власть не производила изъятий монастырского имущества и хлебных запасов, и без того скудных.
В начале 20-х годов территорию общины занял детский дом. Официальные власти стремились покончить с монастырским житьем как можно скорее, но оставшиеся сестры столь же твердо желали сохранить свою обитель.
В 1922 году под угрозой разгона как «вредного пережитка» монашеская община была переименована в сельскохозяйственную артель «Надежда». Сохраняя прежний распорядок жизни, она продолжала оставаться фактически тем же традиционным монастырем. Артель обрабатывала участки земли, располагающиеся вдоль речки Черной. На заседании 16 апреля 1924 года, где остро обсуждался вопрос о судьбе Покровской женской общины, Тагильский райисполком положительно отозвался о положении дел, заявив, что монахини «экономически укрепляются». Но президиум Тагильского ОКРИК Уральской области вынес постановления от 16 апреля 1924 года о закрытии монастыря.
Таким образом, женская Покровская община прекратила свое существование. Сестры остались без убежища, питания и средств и были лишены возможности выполнять монастырские правила. Игумения Таисия скончалась в 1925 году, и ее место заняла монахиня Олимпиада (Ольга Михайловна Шубина). Сестры обители расселились по домам г. Верхотурья, нанимались на работу к зажиточным людям, шили одеяла, подушки и другие вещи. Их оплотом стала еще действующая в те поры Знаменская церковь, которую они и посещали до ее закрытия в начале 30 годов.
В это же время органами ОГПУ велось следственное дело по настоятелю Верхотурского Николаевского монастыря Архимандриту Ксенофонту под кодовым названием «Историческая гниль». Именно по нему проходило свыше 70 сестер Покровского женского монастыря. После суда все они были высланы в ссылку в Казахстан и Новосибирск. Только в начале 40-х годов некоторые из них смогли вернуться в родное Верхотурье. Осталось около 50 человек. Они селились по частным домам и продолжали жить и молиться с упованием на милость Божию и заступничеству Св. Преподобного Симеона. В 1946 году открылась кладбищенская Успенская церковь, которую и стали посещать монахини. В те же годы из тюрем, ссылок и лагерей вернулся насельник Верхотурского Николаевского монастыря иеромонах Игнатий (Кевролетин). Он-то и возглавил духовно сестер бывшего Покровского монастыря, храм которого к тому времени был превращен в баню.
Лагеря сильно отразились на здоровье отца Игнатия. Тяжелая болезнь ног позволяла передвигался лишь с помощью палки и костыля. Находясь в Верхотурье неофициально, он скрывался и служил в подполье Божественные Литургии, крестил и исповедовал. Скитаясь из дома в дом по ночам, переодетый в женскую одежду, он нес слово Божие людям. К нему ехали огромные толпы народа, прося его молитв и находя в общении с ним успокоение души. Многих он благословлял остаться на жительство в Верхотурье, многих постриг в монашество. Скончался отец Игнатий (в схиме Иоанн) 27 января 1961 года. Похоронили его возле Успенской церкви. В 1992 году по благословению Архиепископа Мелхиседека его прах был перенесен и перезахоронен возле в алтаря Преображенской церкви в Верхотурском Николаевском монастыре.
После ухода о. Игнатия духовно окормлять сестер продолжила монахиня Олимпиада (Шубина), которая была начальницей Покровской обители с 1925 года до самой своей смерти 24 февраля 1963 года. Похоронили ее на Успенском кладбище возле игуменьи Таисии. Последняя из сестер Покровского монастыря схимонахиня Магдалина прожила 100 лет до 1983 года.
Свято-Покровский женский монастырь г. Верхотурье Епархиальные монастыри РПЦ
История
женский монастырь был основан в 1621 году архиепископом Сибирским Киприаном (Старорусенниковым), следовавшим на Тобольскую кафедру через Верхотурье и, «видя многих стариц и дев, ищущих иноческой жизни, архипастырь разрешает поставить за острогом деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а рядом разместить келии».
Таким образом в Верхотурье и вообще в Сибири был основан первый женский монастырь, а в следующем же 1622 году была назначена первая игумения Анисия.
Она обращается с челобитною к Царю Михаилу Феодоровичу о пожаловании хлебного и денежного жалования, а также просит помощи на устройство храма и ограды вокруг монастыря. 2 декабря 1622 года на ходатайство следует Царская грамота на имя верхотурского воеводы Пушкина. Из нее видно, что первое время своего существования Покровский монастырь был довольно обеспечен.
Пожар 1651 года уничтожил все строения, которые были деревянными. Настоятельница монастыря игумения Мария обращается к царю Алексею Михайловичу с прошением устроить в обители новую церковь. Благодаря помощи Великого Государя Покровский храм был вновь воздвигнут и освящен в 1687 году по благословенной грамоте Сибирского митрополита Павла. В 1651 году игумения Мария привозит из Москвы царские дары: церковные сосуды, облачения, книги. Позднее в 1690 при церкви устанавливают деревянную колокольню, а вокруг нее ограду.
В 1740 году монастырь становится местом ссылки княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты Императора Петра II. Еще ранее, в 1619 году в Верхотурье ссылают Марию Хлопову, невесту царя Михаила Федоровича. После недолгого пребывания ее переводят в Нижний Новгород, где она и умирает.
Благодаря попечению основателя Богословских заводов Максима Походяшина закладывается новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы () и двухэтажный храм Рождества Иоанна Предтечи. Нижний престол во имя святой великомученицы Варвары освящают в 1768, а верхний во имя Рождества Иоанна Предтечи, с колокольнею над папертью — в 1776.
Сильный пожар 18 июля 1738 г. наносит большой ущерб городу. Закрываются таможни, Сибирский тракт переносят на Екатеринбург, умирает благотворитель обители Походяшин. И в 1782 отсутствие средств на содержание приводит к упразднению монастыря и монастырские храмы обращаются в приходские.
Монастыря не стало, однако сестры продолжали жить недалеко от Покровской церкви. Эта частная община была со временем принята под ведомство епархиального начальства и получила статус богадельни. Указ Святейшего Синода от 30 ноября 1895 года обращает Богадельное общежитие в «Покровскую» женскую общину. Она открывается 27 марта 1896 года, и в должность начальницы вступает монахиня Агния. Для сестер была пожертвована обширная усадьба, в которой Покровская община и разместилась, заняв, таким образом, целый квартал города на левом берегу реки Туры. Новый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы закладывают 12 сентября 1898 года, а освящают 11 сентября 1902 года.
В 1914 г., посещая в качестве паломников Верхотурские святыни, в обители останавливались Великая Княгиня Елисавета Федоровна и фрейлина Анна Вырубова.
Одной из знаменитых насельниц Верхотурской Покровской обители была игумения Руфина Кокорева (1872–1937), в миру Кокорева Ольга Андреевна. Поступила в обитель она в 1899 году, будучи уже инокиней Ольгой, перейдя из женского монастыря близ г. Соликамска по благословению Валаамского инока иеромонаха Арефы (Катаргина), ставшего в 1899 году настоятелем мужского монастыря в городе Верхотурье.
По инициативе инокини Ольги в общине появляются новые направления в работе рукодельной мастерской, изделия которой вскоре начинают пользоваться большим спросом. Ольга была поставлена в этой мастерской старшей, причем сама обучала сестер вышивке гладью и другим искусствам. Ее трудами был создан прекрасный хор: многие богомольцы приходили в Покровский храм специально для того, чтобы его послушать. Кроме этого, инокиня Ольга заведовала ризницей и обучала сестер чтению и пению. В марте 1904 года «за полезную деятельность» она была награждена Архипастырским благословением. А вскоре к ее послушаниям добавилось еще одно: она стала исполнять обязанности благочинной.
В Верхотурье Ольге пришлось испытать и тяжелые искушения. Вскоре по поступлении ее в обитель старые насельницы, исполнившись зависти, направили на нее ложный донос Екатеринбургскому Преосвященному, представив ее властолюбивой и деспотичной по характеру. Последовал указ о переводе ее в другой монастырь Екатеринбургской епархии — впредь до рассмотрения дела архиерейским судом. Она со смирением отправилась в назначенное место, но уже на другой день была оправдана. Инокиня Ольга вернулась в Верхотурский Покровский монастырь, где и оставалась вплоть до 1911 года. В этом году она переехала в город Чердынь, будучи избранной на должность настоятельницы возрождающегося монастыря. 18 октября 1911 года в Пермском Успенском женском монастыре, где более тридцати лет тому назад начинала свой иноческий путь, состоялся ее постриг в монашество с именем Руфина.
В начале годов территорию монастыря занял детский дом. В 1922 г. монашеская община была переименована в сельскохозяйственную артель «Надежда», но не смотря на это 16 апреля 1924 года монастырь все же был закрыт. В храме, вплоть до 1991 г., располагалась общественная городская баня.
5 декабря 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье. Первой его настоятельницей стала монахиня Василисса (Занкова) (+1993 г.). С 1994 года настоятельницей монастыря была назначена игумения София (Любых) (+2016 г.).15 октября 1996 г. совершилось освящения престола и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы епископом Екатеринбургским и Верхотурским Никоном (Мироноввым).
25 сентября 2013 г. настоятельницей монастыря была назначена игумения Магдалина (Сулеменева). Сейчас в обители живет 30 сестер, которые ежедневно совершают иноческое правило, трудятся в храме, на огороде, на скотном дворе и на др. послушаниях. Своими трудами и молитвою, они стараются внести свой вклад в восстановление древней обители.
День в обители начинается с молитвы.
6:00 — Полунощница, а затем утреня и Литургия, на которых присутствуют все сестры обители, не занятые на кухне или скотном дворе. Подкрепившись духовной пищей, насельницы приступают к телесной.
10:30 — первая трапеза, обязательная для всех, после которой каждая сестра трудится на возложенном на нее послушании.
15:00 — полдник.
16:00 — совершается вечерня и правило для монахинь, состоящее из чтения трех канонов и акафиста.
19:00 — ужин.
20:00 — малое повечерие с чтением положенных дневных канонов.
Богослужение в обители совершается ежедневно, а также читается Неусыпаемая псалтирь.
Раз в неделю, по воскресным дням, игуменией проводятся душеполезные беседы с сестрами.
Особо почитаема в обители икона Богоматери «Умиление», которая была написана в начале ХХ века матушкой Ангелиной, настоятельницей соседнего Успенского монастыря, которая любила пешком посещать Дивеево и для своего монастыря подвизалась создать этот Лик. Вместе с сестрами своего монастыря сшила и вышила для нее бархатную ризу, расшитую бисером и камнями. Еще до революции икона прослыла как чудотворная. В годы безверия икона долго пряталась благочестивыми людьми, даже была закопана в землю около 40 лет. В годы, когда гонения на Церковь пошли на убыль, икону перенесли в Успенскую Верхотурскую кладбищенскую церковь, а в 1992 году передали в возрождающуюся Покровскую обитель.
Икона прославилась помощью бездетным родителям в даровании чад.
Каждое воскресенье перед этим чудотворным образом совершается Параклисис Божией Матери «Умиление».
По святым местам Урала
Путешествия по святым местам и другим достопримечательностям Урала
Покровский женский монастырь в Верхотурье
от admin
Покровский женский монастырь в Верхотурье: Покровская церковь
Материал для Вас представляет турфирма «Малыш и Карлсон» из города Реж
Первый период в истории монастыря
Вслед за основанием первых мужских монастырей, на Среднем Урале появились и те, кто стремился организовать женские обители. Более всего это стремление проявилось в древней уральской столице городе Верхотурье, где желающие принять монашество, не имея сил отстроить монастырский комплекс, продолжали жить среди мирян, стараясь соблюдать монашеские правила.
Вид с противоположного берега Туры на монастырские храмы
В 1621 году по пути из Москвы в Тобольск в Верхотурье остановился архиепископ Тобольский и Сибирский Киприан. К нему и обратились верхотурские сестры с просьбой помочь создать монастырь. Посовещавшись с лучшими людьми города, архипастырь распорядился построить за Верхотурским острогом деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а рядом с храмом кельи.
Вид на храмы старого и нового Покровского монастыря, фото 1909 года
Так был основан один из первых на Среднем Урале и в Сибири женских монастырей — Покровский женский монастырь в Верхотурье. Его насельницами стали 10 сестер. Первой настоятельницей обители в 1622 году была назначена игуменья Анисия. Покровский монастырь существовал за счет хлебного и денежного государственного довольствия. Это жалование, особенно первое время, когда Россия еще не пришла в себя после Смутного времени, было скудным. Поэтому для сестер хорошим подспорьем были занятия рукоделиями и работы в огороде.
Купола нового Покровского храма
Кроме своего прямого назначения Покровский монастырь служил местом исправления для женщин, которые нарушили семейные нормы и совершили нравственные преступления. Также известно, что здесь содержались великородные узники. В 1619 году в Верхотурье была сослана невеста царя Михаила Федоровича Мария Хлопова, но пробыла она в женском монастыре недолго и была переведена в Нижний Новгород. А в 1740 году Покровский женский монастырь в Верхотурье был местом ссылки для княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты безвременно умершего императора Петра II.
Покровский женский монастырь в Верхотурье и Верхотурский кремль
Покровский храм, по которому был назван монастырь, в течение ста с лишним лет не раз горел, перестраивался из-за ветхости. Во всех случаях помогали возобновить церковь русские цари, к которым неизменно в самых тяжелых случаях обращались сестры обители. После пожара 1651 года настоятельница монастыря игуменья Мария сама отправилась в Москву просить царя Алексея Михайловича устроить в обители новую церковь. Наконец в 1744 – 1753 годах на месте старой деревянной церкви при помощи заводчика М. М. Походяшина возводится каменный Покровский храм. Здание этой церкви, несмотря на разорение в XX веке, сохранилось до наших дней. В храме частично уцелели настенные росписи, здесь же можно рассмотреть остатки деревянной монастырской церкви, которые виднеются из-под земли.
Справа вид на храмы Покровского монастыря в Верхотурье, фото начала XX века
Говорят, во время освящения Покровского храма под впечатлением праздника Максим Походяшин пообещал выстроить на территории монастыря новую каменную церковь. В течение 1754 – 1768 годов был воздвигнут величественный Иоанно-Предтеченский храм, ставший одной из архитектурных доминант Верхотурья – его колокольня вознеслась на 50 метров. Храм этот являлся редким памятником североуральского барокко, сегодня от его былого величия сохранились лишь жалкие руинообразные остатки.
Во время строительства Иоанно-Предтеченской церкви на обитель обрушилось большое испытание. Указом Екатерины II в 1764 году в России были упразднены многие монастыри, эта участь коснулась и Покровской обители. Фактически монастырь существовал до 1782 года, когда умер главный покровитель обители заводчик Походяшин, но по неофициальным данным некоторые сестры продолжали жить в кельях, оставшихся при Покровском храме вплоть до 1853 года.
Походяшинские церкви Покровского монастыря: старый Покровский храм и Иоанно-Предтеченская церковь
Максим Походяшин — главный благотворитель обители
Максим Походяшин был крупнейшим заводчиком в истории северного Урала. Его заводы во второй половине XVIII века давали треть российской меди и значительную часть железа. Говорят, что во времена Суворова благодаря походяшинским пушкам Россия с успехом закончила многочисленные тогда войны.
Пейзаж с Покровским монастырем в Верхотурье
По преданию, Максим Походяшин рано лишился родителей, несколько лет жил в доме у брата, был неграмотным, а свою карьеру начал простым ямщиком. Местные легенды приписывают Походяшину внезапное обогащение, хотя историки говорят о постепенном его превращении в крупного промышленника. Якобы, однажды к будущему заводчику пришел один вогул, показал кусок медной руды и сказал, что знает место, где таких камней во множестве имеется. Но показать это место согласился лишь за 10 рублей. Тогда Походяшин предложил ему единственную в доме дорогую вещь, кумачовый сарафан своей жены, которую безумно любил. Вогул не устоял и показал Походяшину прииск. Месторождение оказалось богатым, и Походяшин за счет его превратился в заводчика и стал миллионером.
Старый Покровский храм в 2010 году
С тех пор якобы Походяшин и стал удачливым предпринимателем, владельцем нескольких заводов. В своей столице Верхотурье он построил огромный особняк на 30 комнат, где принимал самых важных гостей, в том числе сибирских губернаторов. А в будние дни по привычке одевался как простолюдин, ходил в армяке, кафтане с заплатами.
Покровский храм в 2020 году. Фото Алексея Рычкова
Будучи человеком религиозным Походяшин много жертвовал церкви. На его средства были построены два храма в Покровском монастыре в Верхотурье. В дальнейшем, подобно Иоанно-Предтеченскому храму, в своеобразном стиле североуральского барокко на средства Походяшина были построены Введенский собор в Богословском заводе (ныне Карпинск) и Петро-Павловская церковь в Петропавловском заводе (ныне Североуральск).
Когда Покровский женский монастырь в Верхотурье официально был закрыт, Походяшин продолжал помогать обители, и поддерживал ее существование за свой счет. До сих пор неизвестно, где находится могила заводчика, но местная легенда утверждает, что хозяин североуральских недр завещал и был похоронен у построенной им Иоанно-Предтеченской церкви в Покровском монастыре.
Старый Покровский храм со стороны Туры
Второй период в истории монастыря
В 1853 году, после долгого неофициального существования, насельницы при Покровской церкви были приняты в Епархиальное ведомство под именем «Богадельни». В 1896 году Богадельное общежитие было обращено в Покровскую общину, а ее начальницей назначена Августа Панова, в иночестве монахиня Агния. Покровский и Иоанно-Предтеченский храмы, принадлежавшие некогда женскому монастырю, теперь являлись приходскими. Именно потому матушка Агния добилась разрешения построить при общине новый каменный Покровский храм, который был заложен в 1898 году и освящена в сентябре 1902 года.
Новая Покровская церковь, фото начала XX века
В апреле 1907 года община была преобразована в монастырь. Все население Покровского женского монастыря в 1909 году состояло из 5 монахинь, 148 послушниц и детского приюта, в котором находилось 12 девочек. В начале XX века в обители в качестве паломников встречали важных гостей: Великую княгиню Елизавету Федоровну, близкую подругу императрицы фрейлину Анну Вырубову, друга царской семьи Григория Распутина.
События 1917 года прервали мирное течение жизни Покровской обители. В 1922 году под угрозой разгона монашеская община была переименована в артель «Надежда», но в 1924 году и она была закрыта, а игуменья Таисия арестована. Сестры разошлись по домам, продолжая вести духовную жизнь, но в начале 1930-х годов большинство из них были сосланы в Казахстан и Сибирь. В 1940-е годы сестры возвращаются в родное Верхотурье после всех ужасов ссылок, тюрем и лагерей. Большую роль в их духовном окормлении сыграли отец Игнатий Кевролетин (ныне святой Иоанн) и монахиня Олимпиада. Последней из сестер монастыря была схимонахиня Магдалина, прожившая 100 лет и умершая в 1983 году.
Покровский женский монастырь в Верхотурье со стороны Туры
Возрождение Покровской обители
25 декабря 1991 года Патриарх Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье. Но все здания монастыря были заняты городскими заведениями. В Покровском храме размещалась баня, в настоятельском корпусе находился дом пионеров, перед которым был установлен памятник Павлику Морозову, в сестринском корпусе действовали поликлиника и военкомат. Сестры добивались возвращения монастырских строений, но местные власти препятствовали этому. В 1992 году сестры получили первый этаж настоятельского корпуса, на втором по прежнему действовал дом пионеров.
В это время в одной из комнат в корпусе была организована домовая церковь. В эту церковь передали иконы из Успенской кладбищенской церкви, из Николаевского монастыря поступили иконы, прежде принадлежавшие старейшему в Верхотурье Одигитриевскому храму.
Новая Покровская церковь сегодня
Вскоре сестры получили еще одну святыню – чудотворную икону «Умиление», написанную и вышитую собственноручно матушкой Ангелиной настоятельницей Успенского монастыря, который действовал до революции близ Верхотурья. В годы советской власти икона находилась в Успенской кладбищенской церкви, и вот теперь было решено, чтобы святыня вновь вернулась в женский монастырь.
Несмотря на приобретения, сестры скорбели, видя, как в Покровской церкви действует баня. Однажды в кочегарке кто-то разбил котел. В милиции решили, что виноваты сестры. Начались допросы, но никаких доказательств вины монахинь не нашли. Прошло несколько месяцев, храм пустовал, в бане никто не мылся. Тогда настоятельница обители, матушка Василисса решила освободить храм от скверны. Вместе с несколькими сестрами она зашла в церковь и заперлась в ней. Милиция пошла на штурм. Сестры легли на пол, но стражи порядка при помощи дубинок начали выгонять их из храма. Некоторых просто выволакивали за ноги и бросали в снег. Настоятельницу забрали в милицию и продержали там два дня. События получили большую огласку, и чтобы сгладить конфликт местные власти наконец передали здание храма монастырю. Шел 1993 год.
Покровская церковь женского Покровского монастыря в 2020 году. Фото Алексея Рычкова
31 декабря спешившая в Верхотурье на Симеонов день матушка Василисса неожиданно умирает. По странному стечению обстоятельств, именно в день Симеона Верхотурского, которого матушка особо почитала, 25 сентября 1991 года она впервые оказалась на верхотурской земле. Именно потому решено было похоронить матушку на территории Николаевского монастыря, рядом с Симеоном праведным (ныне ее останки перезахоронены на территории Покровской обители).
Образ Покрова Божией Матери на алтарной стене Покровского храма
В 1996 году закончилась реконструкция Покровского храма, который 15 октября вновь был освящен. На его наружной алтарной стене виден старинный образ Покрова Пресвятой Богородицы. В советские годы его много раз тщетно пытались замазать, но образ, как по волшебству, проступал на поверхности стены снова и снова.
Главные святыни монастыря — чудотворная икона Божией Матери «Умиление» и мощи святого Космы Верхотурского.
В Покровском храме. Справа у алтаря особо чтимая икона «Умиление» Божией Матери. Фото Алексея Рычкова
Икона Божией Матери «Умиление»
Главная святыня Покровского монастыря — икона Божией Матери «Умиление». Первообразом для нее стала Серафимо-Дивеевская икона «Умиление», любимый образ Серафима Саровского. Старец с любовью называл икону «Всех радостей – радость». Образ находился в его келье. По преданию, еще при жизни батюшки икона прославилась многочисленными чудесами. Рассказывают, что скончался Серафим, стоя на коленях перед любимой иконой. К концу XIX века святыня становится известной на всю Россию.
Верхотурский чудотворный образ иконы Божией Матери «Умиление»
Именно тогда настоятельница Успенского женского монастыря, что был под Верхотурьем, матушка Ангелина пешком добралась до Дивеево, чтобы увидеть икону «Умиление» и сделать список для верхотурской общины. Матушка написала и вышила образ удивительной красоты: искусство вышивки она великолепно освоила в стенах екатеринбургского Новотихвинского монастыря.
Еще до революции икона прослыла чудотворной. Потому, когда Успенская обитель была закрыта, сестры первым делом постарались спасти именно этот образ. Говорят, что позднее икону хранила в своем доме одна старушка, которая, почувствовав близкую кончину, «до лучших времен» схоронила святыню возле верхотурской кладбищенской Успенской церкви, где икона пролежала то ли 30, то ли 40 лет. В 1970-е годы, когда гонение на Церковь пошло на убыль, икону внесли в Успенский кладбищенский храм, а в 1992 году передали возрожденной Покровской обители.
Икона «Умиление» в стенах Успенской кладбищенской церкви (слева), фото 1970-х годов
На иконе глаза у Божией Матери полузакрыты, кажется, что она вот-вот откроет их. Говорят, что если человек молится перед этой иконой от всего сердца, то взгляд Богородицы перед ним озаряется.
Мощи святого Космы Верхотурского
С 1995 года в стенах монастыря пребывают мощи известного верхотурского юродивого, Космы блаженного. Святой жил в Верхотурье в XVII — начале XVIII века и прослыл абсолютной отрешенностью от всего мирского, большим человеколюбием и молитвенными подвигами.
Косма Верхотурский. Справа на иконе можно увидеть любимый святым верхотурский Свято-Троицкий собор
С именем святого связан известный сюжет перенесения мощей Симеона праведного из Меркушино в Верхотурье в 1704 году. Косма участвовал в этой процессией, но, страдая болезнью ног, несколько раз терял всякую возможность двигаться дальше. Тогда он обращался к Симеону: «Брате Симеоне, давай отдохнем». И пока Косма собирался с новыми силами, никто не мог сдвинуть раку с мощами с места. Говорят, что на некоторых древних иконах, где запечатлено перенесение мощей Симеона праведного, есть изображение человека с костылями (считается, что это и есть Косма Верхотурский). В тех местах, где процессия останавливалась, позднее были воздвигнуты часовни и храмы, отчасти сегодня восстановленные. В 2003 году на месте одной из остановок был основан мужской монастырь — Свято-Косминская пустынь.
Часовня над могилой Космы Верхотурского у Троицкого собора
После смерти Косма был похоронен вблизи любимого им Свято-Троицкого собора Верхотурского кремля. В XIX веке над его могилой была построена часовня, которую перестроили в конце столетия. Из-за малой вместительности часовни, в связи с резким увеличением паломников в начале XX века, в 1902 году было решено вновь перестроить часовню над могилой Космы Верхотурского. Одним из жертвователей на новое строение был известный русский святой Иоанн Кронштадтский. Рассказывают, что вблизи того места, где был похоронен Козма, вскоре забил родник, который в народе называли «Слезами Космы юродивого».
Мощи Космы Верхотурского в стенах Покровского храма Покровской обители
После революции, в 1920 году, чтобы избежать осквернения, мощи Космы были тайно перезахоронены монахинями Покровской обители вблизи алтаря Успенской кладбищенской церкви. В 1984 году Косма Верхотурский был канонизирован в составе Собор Сибирских святых. А в 1995 году мощи святого были переданы в Покровский монастырь, где ныне пребывают в стенах Покровского храма.
В наши дни совсем рядом с Покровским храмом сестры обители разводят альпаков. Общение с этими милыми животными доставит удовольствие не только детям, но и взрослым.
Альпака на территории Покровской обители. Фото Алексея Рычкова
Это интересно: царская невеста
Кроме своего прямого назначения в ранние годы Покровский женский монастырь в Верхотурье служил местом исправления для женщин, которые нарушили семейные нормы и совершили нравственные преступления. Из разных концов страны в монастырь направляли отбывать заключение женщин, обвиненных в блуде и прелюбодеянии. По несколько лет отрабатывали они свои преступления. Рассказывают, что преждевременное освобождение возможно было лишь, если среди местных жителей совершившая грех находила себе мужа.
Также известно, что в Покровском монастыре содержались великородные узники. В 1619 году в еще неоформившуюся официально обитель была сослана невеста первого царя династии Романовых Михаила Федоровича. История этой несчастной любви такова. В 1616 году, когда царю пошел двадцатый год, решено было в Кремле устроить смотрины московских девиц для выбора царской невесты. Вокруг этого события сделалось много интриг и шуму: многие именитые бояре мечтали породниться с царем. Но приглянулась юному Михаилу красивая и безродная Машенька Хлопова, всем сердцем он полюбил ее наперекор мнению бояр и матери своей Марфы Ивановны.
Альпаки на территории Покровской обители в наши дни. Фото Алексея Рычкова
Справа храмы старого Покровского монастыря в Верхотурье, дореволюционное фото
Шли годы, но молодой царь твердил своей матери, подвигавшей его на женитьбу, что ни на кого, кроме своей Машеньки, глядеть не желает. В 1619 году в Москву из польского плена вернулся отец царя митрополит Филарет, которому Михаил Федорович пожаловался на свою тяжелую личную жизнь. Филарет начал расследование и вскоре выяснил неблаговидную роль Салтыковых в низведении Марии Хлоповой. Салтыковы были наказаны, а Мария переведена в более близкое к Москве Верхотурье.
В Верхотурье царская невеста прибыла в 1619 году и прожила здесь среди сестер Покровской обители до начала 1621 года. Из поколения в поколение в Верхотурье вспоминали, как долгими зимними вечерами она занималась вышивкой или просто сидела у окна и, глядя в даль, вспоминала о своем ненаглядном Мишеньке. Иногда она прогуливалась вдоль высокого берега Туры, любила в одиночестве погрустить вблизи Троицкого камня. В Верхотурье Мария прослыла девушкой скромной, застенчивой и богобоязненной, никто ничего не мог сказать про нее плохого. Верхотурцы дивились ее красоте: большие очень живые глаза, правильные черты лица, мягкая улыбка. Первое время толпы местных жителей собирались под ее окнами посмотреть на необычайную «пленницу».
А в это время в Москве решался вопрос о возвращении во дворец «порушенной» невесты. Но неожиданно против ее возвращения очень жестко выступила мать царя Марфа Ивановна, утверждавшая, что Михаилу не пристало жениться на безродной и что в этом случае она навсегда покинет московское царство. Михаил Федорович, в соответствии с нравами того времени, между матерью и любимой выбрал мать. Еще несколько лет он не мог никого видеть. Лишь в 1624 году царя женили на благородной Марии Долгорукой. Но словно какое-то наказание: через два дня после свадьбы молодая заболела и через несколько месяцев умерла. В результате в 1626 году Михаил женился на незнатной Евдокии Стрешневой.
А несчастная Мария Хлопова после Верхотурья оказалась в Нижнем Новгороде. Здесь она прожила безвыездно в доме знаменитого Козьмы Минина до 1633 года, когда умерла, оставшись верной своему жениху.
Это интересно: княжна Анна Долгорукая
С 1740 по 1742 год в качестве невольной монашки в Покровском монастыре содержалась представительница одного из древнейших княжеских родов княжна Анна Долгорукая. История этого заточения такова.
Пейзаж с Покровскими храмами в Верхотурье
В Березове Долгорукие ругают, не стесняясь в выражениях и не скрываясь, Анну Иоанновну, ее приближенного Бирона, существующие порядки. Донос следует за доносом. Однажды таможенный подьячий Тишин грязно пристал к несостоявшейся царской невесте, за что был бит. В отместку – написал донос, который стал последней каплей в терпении Анны Иоанновны. В 1738 – 1739 годах Долгорукие были подвергнуты пыткам, казням и многим испытаниям, а «порушенная невеста» и ее две сестры в 1740 году были насильно пострижены в монахини. Младшая, Анна, попала в Покровский женский монастырь в Верхотурье.
Княжна Анна жила в отдельной от других сестер келье, которая представляла собой маленькую бревенчатую избушку похожую на деревенскую баню. Скромное жилище княжны тщательно и строго охранялось, общаться, даже с сестрами монастыря, без посторонних лиц было запрещено, очень ограничивалась княжна в своих прогулках и перемещениях по городу. Взошедшая на престол в 1741 году императрица Елизавета Петровна вспомнила об опальных княжнах и своим указом освободила их из заточения и вернула в свет.