ветхий завет про месячные

О так называемой женской нечистоте

О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: «Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!»

Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Как решить этот вопрос?

Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего1, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.

Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).

Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).

В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.

Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.

Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.

Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов 2. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню.

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема,3 как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения4 и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.

Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.

Что же автор может порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника.

Источник

Почему нельзя в церковь с месячными?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Вопрос читателя:

Почему в церковь нельзя с месячными?

Ответ:

Как православной христианке вести себя во время менструаций? Можно ли считать женщину «нечистой» в эти дни? Может ли женщина в этом состоянии приходить в храм, прикладываться к святыням, приступать к Таинствам?

Ответ дает решение Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви, проходившего в феврале 2015 года. «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием», — говорится в документе «Об участии верных в Евхаристии». Таким образом, главное ограничение, которое накладывает период менструации на православную женщину — невозможность приступить к Причастию. Все остальное — приходить в храм, прикладываться к иконам и мощам, пить святую воду, вкушать просфору — можно.

Почему же нельзя причащаться? Дело в том, что, согласно церковной традиции, при кровотечении вообще никому нельзя причащаться, мужчинам тоже.

Некоторые священники более радикальны в этом вопросе и приводят аргументы, почему нельзя в церковь с месячными. Так, до сих пор популярна «Настольная книга священнослужителя», написанная более 100 лет назад. Ее автор, протоиерей Сергий Булгаков, в частности, пишет, что «церковные правила» запрещают женщинам во время менструации не только причащаться, но и приходить в храм.

Чтобы разобраться в сути вопроса и в том, почему возникают разные мнения на этот счет, обратимся к истории. В ветхозаветной книге Левит написано о ритуальных ограничениях для женщин во время менструации (Лев. 15:19-33). Согласно этой книге, не только сама женщина в период месячного очищения считается нечистой, но и любой человек, коснувшийся ее (Левит 15:24). При этом подобный взгляд был в древнем мире довольно распространен. Языческие культы также включали подобные запреты, связанные с заботой о «ритуальной чистоте».

Проповедь Иисуса Христа изменила ветхозаветные представления о благочестии. Спаситель сказал, что лишь злые помыслы и грехи оскверняют нас (Мк. 7:15). Таким образом, категории «чистоты» и «нечистоты» обрели не физический, а духовный смысл. Кроме того, Христос беседовал с самарянкой, что среди иудеев того времени считалось «оскверняющим», исцелил крoвоточивую женщину и даже хвалил ее веру (Мф, 2:20-22).

Вопрос о том, почему нельзя в церковь с месячными, мы попросили прокомментировать священников Максима Бражникова и Виктора Никишова.

«В христианстве нет понятия «ритуальной нечистоты», отделяющей человека от Бога. Человека от Бога отделяют грехи, — поясняет иерей Максим Бражников, пресс-секретарь Орской епархии, настоятель Казанского прихода города Орска. — А в менструациях ничего греховного нет, поэтому давление на женщин в связи с этой темой необоснованно. Есть много версий относительно происхождения этого предубеждения, и одна из распространенных — что в древности не было надежных гигиенических средств, поэтому женин просили не приходить в храм во время месячного очищения, чтобы не проливалась кровь (есть правило, запрещающее проливать кровь в храме, ибо там совершается Бескровная жертва). Не стоит предавать этому периоду чрезмерного значения. С другой стороны, есть канонические правила, в которых говорится, что женщины в таком состоянии не должны приступать к Причастию Святых Христовых Таин (кроме случаев смертельной опасности). Но нет оснований для запрета приходить в храм и прикладываться к святыням».

«Уже во времена раннего христианства люди понимали, что Господь изменил отношение к «нечистоте», не осудив кровоточивую, прикоснувшуюся к Нему, — подчеркивает руководитель отдела по работе с молодёжью Могилевской епархии, клирик Преображенского кафедрального собора города Могилева иерей Виктор Никишов. — Позднее у христиан появился вопрос о нахождении в Храме во время «очистительных женских дней». И в середине III века ответ на него дал священномученик Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая — ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на этот вопрос отвечает святитель Григорий Двоеслов: «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?»

В том же ключе на этот вопрос отвечает наш современник Патриарх Сербский Павел (1914-2009), который написал статью «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»? Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься». Исходя из сказанного мы понимаем, что женщина может приходить в Храм в любое время».

Источник

Живое Предание

ветхий завет про месячные ветхий завет про месячные

О «женской нечистоте»: когда Новый Завет не замечает Ветхого

Сегодня в Церкви существуют различные правила в отношении «ритуальной нечистоты», которые варьируются от прихода к приходу. Священник Алексий Волчков, клирик Феодоровского собора Санкт-Петербурга и преподаватель Ветхого Завета, разбирается, откуда пошла идея «женской нечистоты» и как осмысляются эти предписания в современности.

ветхий завет про месячныеСвященник Алексий Волчков

Сегодня мы поговорим о том, что обычно не является предметом обсуждения. Сразу введу слово, которым буду заменять все, о чем мы будем говорить. Его дает нам сам Ветхий Завет: это слово «нидда» (niddah). У него есть два значения: нейтральное и сугубо негативное. Первый смысл слова «нидда» – месячные, то, что случается с женщиной регулярно. Второе значение, которое является производным и которое влияет на понимание данного состояния, – это нечто скверное, нечистое, то, что вызывает (это не мои слова, так понимает это слово Библия) омерзение. Вполне нормально заменять понятие греха, порока словом «нидда». «Ты, Израиль, грешишь, у тебя есть нидда. Ты находишься в состоянии нидда».

Чистое и нечистое: нет предела «буквоедству»

Возьмем Книгу Левит и почитаем два стиха из 10 главы.

10 чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого,
11 и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея.

Зачем Бог дает Израилю все это многообразие разных правил, постановлений и уставов, связанных со всем спектром жизни человека? Торговля, бракосочетание, разводы, отношения с Богом, с ближним, детьми, родителями – все это является предметом освещения со стороны ветхозаветного закона. Думается, это для того, чтобы все скрупулезно поставить в иерархическое отношение, чтобы дать молодым израильтянам ориентир, как жить правильно. Пристального внимания заслуживает даже вся физиологическая сторона жизни человека. Оказывается, когда мужчина или женщина что-то испытывают в своем организме или касаются чего-то особенного, они могут оказаться нечистыми. В итоге они не смогут участвовать в религиозной жизни, не могут быть «кошерными», годными для культовых взаимоотношений: для молитвы, посещения храма, принесения жертвы. Они не могут быть годными для полноценной социальной жизни.

Что вызывает нечистоту в жизни человека в понимании авторов Книги Левит, живших до Рождества Христова? Например, соприкосновение с чем-то мертвым. Участие в сражении, когда ты убиваешь кого-то, прикасаешься к мертвому телу. Труп животного. Наука в ветхозаветные времена, как мы понимаем, была развита слабо, и поэтому все разнообразие аллергических реакций, кожных поражений и высыпаний на теле сводилось к двум основным диагнозам: лишаю и проказе. Принималась во внимание и женская нечистота. Когда может возникать нидда? Когда у женщины появляется кровотечение. Женщина, у которой есть нидда, является нечистой. Соприкосновение с ней делает тебя тоже нечистым. Скажу более: если женщина села на твою кровать, а потом ушла, и туда же сел ты – ты тоже оказываешься нечистым человеком; нечистота поражает тебя, твое тело.

Что еще может вызывать состояние нечистоты? Это касается и мужчин, и женщин, – разные нездоровые выделения на половых органах, гнойные выделения, которые толкуются комментаторами как заболевания, половые инфекции – это называется «зава» и тоже наделяет человека состоянием нечистоты. Что такое нечистота? Это какая-то заразная болезнь, которая может передаваться от человека к человеку через прикосновения, объятия, обмен какими-то продуктами, предметами. Болезнь имеет холистическую природу, охватывающую всего человека. Она касается его духовных способностей, его духовного качества, религиозной компетентности. Например, ты можешь прикоснуться к своему умершему дедушке, никаких болезненных процессов у тебя в организме не будет, но ты станешь нечистым и не сможешь осуществлять религиозную культовую деятельность.

Каждая нечистота требует своего устранения. Есть три основных элемента, которые помогали и помогают израильтянам избавиться от состояния нечистоты: первый из них – омовение (миква), а второй – жертвоприношение, когда в храм приносили горлиц. Третий элемент – время. Вода, жертва и время – то, что помогает обрести состояние чистоты.

От 15-й главы и до самого конца в Книге Левит муссируются разные аспекты всех этих сюжетов: проказа, лишай, удачные и неудачные роды, кровотечения, семяизвержение у мужчины, половой акт. Все это волнует людей и вызывает разные чувства – стыда, отторжения, любопытства.

«Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; 20 и всё, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и всё, на чем сядет, нечисто; 21 и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; 22 и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера; 23 и если кто прикоснется к чему-нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет до вечера; 24 если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста» (Книга Левит, 15:19–23).

В другом месте, в главе 17-й, запрет гораздо более суровый: если мужчина вступает в половой контакт с женой, которая является нидда, то их ждет строгое наказание – изгнание, лишение статуса израильтянина. Как это все практиковалось в жизни, мы не знаем, но постановления, связанные с регулярными периодами в жизни женщины, необычно жестки и жестоки для нашего времени.

Древние не понимали, что происходит

Почему так получилось? Я читал одну статью, в которой проводилась параллель с греческой медициной. У греков месячные назывались очищением и имели позитивное значение: женщина очищается от лишнего, ненужного, отработанного и после оказывается даже чище, чем до. Но в Ветхом Завете возникает негативная перспектива: женщина, которая испытывает это состояние, однозначно воспринимается как грех, мерзость, то, чему не место в жизни Израиля. Почему же так происходит? У ученых, антропологов, психологов, психиатров, библеистов, историков, культурологов есть ряд ответов.

Первое весьма вероятное объяснение: древние не понимали, что происходит. Хлестание крови было связано в их сознании с трагедией и катастрофой – например, с раной от зверя во время охоты. Как можно кровоточить в течение суток после ранения? Ты же умрешь! А у женщин это случается регулярно… Произошло непонимание, а неумение разобраться, конечно же, вызвало негативное отношение мужчин. Вторая версия – связь женского цикла с лунным. Что такое Луна? Богиня, космические силы! Это вызывало у мужчин – а они и были творцами всех этих моделей и смыслов – какой-то ужас. Если связь есть – она хорошая или плохая? Что со всем этим делать.

Если вспомнить о кошерной пище, кровь животного нечиста, ее нельзя касаться, а только осторожно сливать вниз. А тут кровь оказывается прямиком в центре семейной жизни! Так не является ли женщина источником семейного осквернения? Наблюдая за миром животных, древние не могли обнаружить ничего подобного. Следовательно, с женщиной было что-то не так. Это мы сейчас понимаем «не так» как особенность, необычную черту. У древних же все было просто: есть нормальное и ненормальное, и «нормальные» состояния женщины – быть девушкой-подростком или быть беременной, кормить ребенка или быть умудренной опытом старицей. В эти периоды кровоизлияний у нее нет – значит, она «работает правильно», в противном случае же она производит нечистоту в семье на регулярной основе.

ветхий завет про месячныеЭэро Ярнефельт. Иисус и блудница, XX в.

Древний мир был миром мужского доминирования, и мужчинам были нужны факты для подтверждения своего доминирования: по их мнению, женщина оказывается ниже мужчины как раз из-за своей нечистоты, она какая-то поломанная, больная, неполноценная. Мужчина может быть левитом и первосвященником, а женщина не может заниматься культовыми делами, потому что в ее организме «поломка». Один остроумный комментатор заметил, что у женщины в Книге Левит есть единственная культовая роль, и она, конечно же, негативная: это роль ворожеи, побиваемой камнями.

Антропологи предположили, что корни проблемы восходят к племенным отношениям. У женщины начинается цикл, он длится 5–7 дней, и в течение этих пяти дней она неприкосновенна. Еще семь дней после по ветхозаветным законам нужно соблюдать ее неприкосновенность, и в итоге у нас получается 12 дней, когда контакта между мужчиной и женщиной нет: потом же у женщины начинается овуляция, и она сразу может забеременеть, чтобы силы мужчины расходовались очень фокусированно. Еще одно антропологическое наблюдение – Вавилонский Талмуд сообщает, что сами женщины-иудейки были на стороне этих принципов и строжайше их соблюдали. Почему? Они ставили границы от мужчин! В этом положении они становились хозяйками: у них впервые появлялось личное пространство. Вплоть до рубежа XIX–XX веков никаких средств гигиены, кроме элементарных, не существовало. Поэтому женщинам приходилось быть в стороне, никуда не ходить и ни с кем не контактировать. Заболела? Сиди дома!

Какой смысл в женскую нечистоту вложил Бог?

А какой смысл вложил в это все Бог Израилев? Везде есть моменты активности и воздержания, и нужно умение повиноваться Богу даже в каких-то непонятных состояниях. Как потом скажут христианские авторы – тема нечистоты должна быть духовно осмыслена. Она должна быть истолкована аллегорически как нечистота не тела, а души! Но это, конечно, будет гораздо позже.

Тема женской крови является проблемной почти во всех древних культурах. Она всегда вызывает недоумение, ропот или вообще истерический ужас у мужчины. Эта ситуация нуждается в каком-то логическом объяснении, должны появиться мифы, привычки, правила – так вот, кое-где правила оказываются еще более суровыми. У зороастрийцев, например, сексуальная связь с женщиной, которая еще не вышла из состояния нечистоты, грозила мужчине смертью. В дальнейшем тема нечистоты получает богословское толкование: нетерпимость к этому явлению становится все отчетливее. Приведем в подтверждение моего тезиса два стиха. Первый из них – Книга Чисел, пятая глава:

«И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого, и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу».

Почему женщина оскверняет стан Израилев? Почему ее ожидает отлучение от религиозной жизни? Дальше – Иезекииль, глубоко уважаемый и почтенный пророк; глава 36, стихи 16–17:

«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Когда дом Израилев жил на земле своей, он осквернял ее поведением своим и делами своими; путь их пред лицем Моим был как нечистота женщины во время очищения ее».

Почему нет такого образа с бородой? Вот, допустим, у мужчины растет борода, это естественно – почему она ничего не оскверняет? Получается, израильтянка виновна в том, что у нее есть нидда.

ветхий завет про месячныеИсцеление кровоточивой. Византия, XIII в.

Вот что сообщает Иосиф Флавий: Храм Иерусалимский, расширенный Иродом и включавший в себя места даже для язычников, не отводил угла женщинам в состоянии нидда. В Кумране были поселения, где жили заболевшие и нидда, и для них существовало отдельное кладбище. В Талмуде есть цикл сочинений «О чистоте», а в нем – 12 трактатов, где разбираются сюжеты, связанные с нидда. Например, 12 дней в месяце нельзя не только иметь половой контакт, но и просто обниматься или держаться за руки. Мне кажется, это было очень трудно. Ну как же так, когда половину жизни приходится сидеть в разных концах квартиры со своей женой?! А если женщина умирала в этом состоянии, с ней тем более нельзя было соприкасаться. Мужу приходилось смотреть издали на то, как ее хоронят. Скажу больше: женщине приходилось постоянно жить в условиях невроза, опасаясь, а не оказалась ли она вдруг нидда. Может быть, она все испортила, и все пошло прахом.

Новый Завет меняет дело

Мы помним историю о кровоточивой, она есть у трех евангелистов – Марка, Матфея и Луки. Зная все, о чем мы говорили, можно заметить, что женщина, оказавшаяся в собрании религиозных мужчин и кого-то там коснувшаяся, попирает все имеющиеся правила! Она касается одежды, и Иисус оказывается «нечистым» – а Он ведь учитель, Он молится, проповедует, учит! Но, как мы знаем, Евангелие позитивно оценивает эту коллизию: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». Она, будучи изгоем, недостойным жизни в Святом Израиле, сделала все правильно – таков вердикт Евангелия.

Когда еще поднимается эта тема? В притче о добром самаритянине. То же самое! Почему и левит, и первосвященник прошли мимо раненого? Чтобы не касаться крови. А вдруг он мертвый? Тогда все пропало! Они не могут помочь больному или умершему человеку из религиозных соображений.

Кажется, что Закон и Бог против помощи ближнему. Но когда на стороне Любви выступает Иисус Христос, этот Закон не работает. Все нужно пересмотреть и изменить.

В окружении Иисуса Христа были женщины. Это факт. Никто не отправлял их домой, тем самым тема нидды была там неактуальна. Важно вспомнить и беседу с самарянкой. У евреев было два мнения: либо самарянки постоянно кровоточат, либо очень легко к этому относятся и могут, например, спокойно выйти к колодцу. Но Христос не спрашивает у самарянки о ее состоянии, Он избегает нездоровой зацикленности на интимной теме и спокойно общается с женщиной. Апостол Павел тоже никак не касается этой темы: он говорит о еде, обрезании, соблюдении субботы, но о женской крови не упоминает ни разу.

Мефодий Олимпийский, автор рубежа II–III веков н. э., пишет следующее:

«Ясно, что тот, кто когда-то был очищен через новое рождение (крещение), не может быть более запятнан тем, что в Законе упоминается».

Раз вы уже очищены Крещением, то нечистота не может вас ничем осквернить! Следующий литературный памятник – «Дидаскалия Сирийская», написанная в III веке:

«Если вы думаете, что женщины лишены Духа Святого в течение семи дней после вашего очищения, то тогда, если бы вы умерли в это время, вы отошли бы пустыми и безо всякой надежды».

Очень хорошая мысль! Есть другие авторы, и все они высказываются в пользу того, что эту тему не надо поднимать вообще: пускай она остается в Ветхом Завете, а мы будем толковать все аллегорически. Нужно заменять физическую ритуальную нечистоту на моральную, этическую – и бороться с грехами.

«Обыкновенное женское» и современность

Но параллельно возникает обсуждение в христианской среде, и конечно же, вновь получает вес все то, о чем мы говорили раньше: страх и непонимание мужчин, неразвитая гигиена и прочее. Эти факторы не отменились, и поэтому иудейские правила снова стали проникать в толщу христианской жизни. Апокриф «Первоевангелие Иакова», описывающий детство Марии и праздник Введения во храм, говорит, что Мария жила в храме до двенадцати лет, а затем у Нее началось «обыкновенное женское», и Она была удалена от храма. И потом Дионисий Александрийский неоднократно пишет, что «им хорошо бы воздерживаться от полноценной церковной жизни». Не надо ходить в церковь, надо сидеть дома, потому что женщина в таком состоянии неполноценна и негодна для религиозной жизни. Самое смешное, что и Дионисий, и «Дидаскалия» ссылаются на один и тот же сюжет, а именно – исцеление кровоточивой. Дионисий обращает внимание на то, что она коснулась лишь одежды Христа, а не Его тела: так как же ты можешь причащаться Тела Господня, если ты нечиста?

Сделаем маленький вывод. Кто у нас не причащается на богослужении? Две категории: язычники и грешники. Получается, нидда – либо язычница, либо грешница. Появляются каноны, прописывающие невозможность полноценного церковного жития для женщины во время месячных, когда она является нидда.

Современные приходы по-разному решают эту проблему. Где-то женщинам запрещено входить в храм вообще, а где-то они могут свободно молиться и причащаться. Чаще всего встречается нечто среднее: заходи и стой хоть у иконостаса, но не причащайся и не участвуй в Таинствах. Думаю, библеистам, медикам и психологам стоило бы собраться и попробовать дать ответ: почему современные христианки не могут причащаться?

Надо сформулировать и обосновать это, потому что на данный момент мы опираемся на полупервобытные предпосылки, получившие медицинский ответ: уже понятно, что это не болезнь и не грех.

Если мы опираемся на Книгу Левит, то у меня возникает вопрос: почему мы оставили главу 15, но отказались, например, от обрезания, от верности кошерным представлениям о пище? Почему мы оставили закон о нечистоте, а другие убрали? Я хотел бы, чтобы это оказалось предметом современного осмысления и дебатов.

Подготовила Елизавета Трофимова

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *