вид дидактического материала используемого при обучении артикулированию орфоэпическому произношению
Дидактический материал по орфоэпии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дидактический материал по орфоэпии.
Чтобы слова запоминались правильно, можно использовать рифмованные стихотворения-запоминалки. Их в арсенале каждого учителя множество. Вот некоторые из них:
3. Лика- малая толИка.
6. Чук купил каучУк.
7. Где ель- там щавЕль.
8. Остынь –нет простЫнь.
9. Рота прошла через ворОта.
10. МЕльком взглянешь- на мель сядешь.
11. Рынок оптОвый, фруктовый.
12. Съев тОрты, не влез в шорты.
14. Кричат «Ура!» профессорАи докторА, директорАи поварА, увидев церковные куполА.
16.Сэр, вам надо в диспансЕр (сэ).
17. ШлифОвщик и танцОвщик.
21. Вор заключил договОр.
22. Новый хит облегчИт все его страдания.
23. ТабУна рагу.(табу-запрет)
24. АфЕра не его сфера.
25. ХозЯева из ГулЯева.
27. Отлетела от костра и погасла быстро – Коль неверно, то искра́, Если верно – и́скра.
А можно запоминать пары:
договор – приговор – разговор
каталог – диалог – некролог
документ – инструмент – медикамент
средства для детства
Можно давать детям на орфопических минутках поиграть в «дикторов» и «редакторов», предлагая к «эфиру» подготовить текст:
Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Есть в полоску ша́рфы!
Срубили ель, сорвали щаве́ль.
Долго ели то́рты — Не налезли шо́рты!
Чтоб ты запомнить верно смог.
Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзи́.
АГЕНТ по недвижимости из фирмы «ЭКСПЕРТ» имел не самые добрые НАМЕРЕНИЯ. 2. В данной местности ИССТАРИ повелось ЧЕРПАТЬ силы в студёной родниковой воде, а к святому источнику, ВКЛЮЧЕННОМУ в список достопримечательностей республики, ПРИНЯТО приезжать в Крещение. 3. Варвара ПОЛОЖИЛА ЩАВЕЛЬ и СВЕКЛУ в борщ, ЗАКУПОРИЛА сосуд с напитком, УБРАЛА за собой посуду и ПОЗВАЛА Михаила, чтобы тот починил, наконец, НАКРЕНИВШИЙСЯ КУХОННЫЙ шкаф. 4. Дверь оказалась ЗАПЕРТА, поэтому и сегодня вряд ли получится продолжить НАЧАТЫЙ ещё неделю назад ЗНАЧИМЫЙ для меня разговор с Мариной, которая, по-видимому, НАВРАЛА, что хочет расставить все точки над “i”, а теперь и вовсе НАЧАЛА избегать встречи со мной. 5. Если тебе ДОЗВОНЯТСЯ из правления, то передай, что наша бригада УБРАЛА весь урожай с того участка, всего же получилось десять ЦЕНТНЕРОВ. 6. За что бы ни БРАЛАСЬ Татьяна, всё у неё ладится: ВОССОЗДАЛА так ясно и правдоподобно ОТРОЧЕСТВО писателя, что многие критики решили, что ИКСОВ в его жизни больше нет. 7. Катерина СНЯЛА с себя шубу, ОБНЯЛАСЬ с братом, уже НАЛИВШИМ ей горячего чая для согрева, и немного ПРИОБОДРИЛАСЬ. 8. Марк ПОВТОРИТ наречия, пишущиеся через ДЕФИС, и будет совсем готов к завтрашнему диктанту. 9. Наталья ОТОЗВАЛАСЬ не сразу, а лишь после того, как ПОНЯЛА, что за дверью и вправду Татьяна, ОСВЕДОМИЛАСЬ, что той нужно. 10. НАЧАВ выигрывать матчи в чемпионате континентальной хоккейной лиги, Александр Радулов перестаёт сбривать усы и БОРОДУ до очередного проигрыша, но, увы, осенью 2011 года щетина задерживалась на лице капитана «Салавата Юлаева» НЕНАДОЛГО. 11. Несмотря на то, что душевная рана не перестаёт КРОВОТОЧИТЬ, хотя прошло уже более пяти лет, СИРОТЫ время от времени перечитывают НЕКРОЛОГ, слова которого свидетельствуют о ЗНАЧИМОСТИ трудов их родителей для современной науки, о том, какими они были замечательными ЛЕКТОРАМИ. 12. Уже на первой сессии Государственной Думы нового СОЗЫВА партия ВКЛЮЧИТ в обсуждение вопрос об улучшении ДОСУГА людей, живущих в домах престарелых, считая, что нужно ИСЧЕРПАТЬ все возможности для достойной жизни ветеранов. 13. Фёкле, ПОНЯВШЕЙ, что чемодан ДОВЕРХУ забит действительно ценными вещами, стало ЗАВИДНО, поэтому она решила во что бы то ни стало подружиться с ПРОЗОРЛИВОЙ своей спутницей, а там глядишь и её ПРИДАНОЕ будет как у богатой невесты.
Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем; но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.
Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключённый им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел из офиса.
«– Добрый день, Ольга Ильинична! Вы в библиотеку?
— Да, хочу поработать с каталогом. А Вы, Тамара Никитична?
— Я тоже занята: у меня много дел в компьютерном классе. Но, может быть, мы зайдём на минутку в кулинарию? Там сегодня продают кету, языковую колбасу, творог, сосиски и грейпфруты.
— Давайте зайдём; правда, я вчера была в пиццерии и купила пиццу, но если в кулинарии есть фарш, свекла и яйца, я приготовлю на ужин тефтели и салат, а на завтрак – яичницу и съем йогурт.
— Смотрите, буфет ещё работает! Нам повезло! Выпьем кофе с бутербродами. А можно и торты купить. Какой большой выбор тортов!
— Действительно! Куплю этот, с какао и кремом.
— Возьмите другой, он вкуснее и красивее.
На основе данных словосочетаний (не менее 10) составьте диалог работника и руководителя.
ДоговОры не подписаны до сих пор; Он получает дивиденДы (не дивиденты); УстАвный капитал; Здесь необходимо экспЕртное заключение; СозвонИмся на будущей неделе; Представьте (не предоставьте) отчет за истЕкший (не истёкший) месяц; Заводу требуются тОкари и слЕсари (не токаря и слесаря); ДиректорАм надо подчиняться, но пугать диреторАми нас не надо; Сотрудника решили премировАть – и премировАли. Снег валИт с самого утра; Закрой жалюзИ поплотнее; Когда освободится, он сам тебе позвонИт; ПозвонЯт ли они – это еще вопрос; Сослаться на преЦЕдент (не прецендент); Вы претендуете на должность заведующего отделОМ? (Не отдела); Лекция вот-вот должна начАться, простите, она уже началАсь; На машинах бывает бронЯ, а на билеты – брОня. Какого вы вероисповЕдания? Смотреть крЕстный (не крёстный) ход; Иконопись Третьяковской галереи; Религиозная общИна; Мой духовнИк; дОгмат веры; АлексИй Второй – Патриарх Московский и всея Руси; ЗнАмение времени; ХристианИн по убеждению; «ЕретИк» и «пОслушник» – церковные слова; Да это настоящий апокАлипсис!
Вариант 1. Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно.
Вариант 2. Ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скучный, съёмочный, скворечник, солнечный, сливочный, точность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница
ЩАВЕЛЬ, ПОРТФЕЛЬ, СВЁКЛА
В огороде рос щавѐль ,
Спрятал я его в портфѐль ,
В класс скорее принесу
И ребят всех угощу!
Может быть, не все ребята
Щавельку-то будут рады,
Я их свёклой угощу!
Вот звонѝт мой телефон,
На весь класс такой трезвон!
Я звонок свой отключу,
Болтать не буду, помолчу…
В школе прозвенел звонок –
Класс по̀нял: кончился урок.
И сразу о̀жил , закричал,
Вертеться начал, заскакал!
Начала̀ Маруся ошибки допускать.
Ожила̀, не хочет «двойки» получать.
Поняла̀все темы, выучила все,
В дневнике одни «пятерки» у нее!
1. Расставьте ударение в выделенных словах:
o Группа избрала своих представителей, прочный кремень, испытывать
серьёзную неприязнь, зелёный суп из щавеля, вертящийся шар,
избалованный всеобщим вниманием, он примирит своих друзей,
сосредоточение в центре города, она клялась говорить правду,
ходатайствовать за друга, ядовитое снадобье, составить каталог, красивее
o Принудить к действию, баллотироваться в президенты, тайная вечеря,
издала книгу, прибыл к месту назначения, ежегодные торги, молящий о
пощаде, баловать ребёнка, доброе намерение, упрочение позиций,
обособленный оборот, бомбардировать противника.
o Потерялась белая туфля, студенты созвонятся перед экзаменом,
избралаправильную тактику, молящийся христианин, знаменитая
танцовщица, всевозможные блага, аварийный газопровод, он страдает
2. Распределить слова на 3 группы в зависимости от ударения.
o Ненависть, дозвониться, шарфы, избалованный, сливовый, документ,
молящий, торты, процент, завидно, гербовый, портфель, средства, издавна,
o Аэропорты, варишь, партер, насорит, статуя, щавель, груба, дефис, цыган,
баловать, кашне, диспансер, случай, правы, форзац.
o Гражданство, порты, исстари, километр, бутик, алфавит, бармен, столяр,
каталог, крашение, квартал, вальдшнеп, банты, звонит, принят.
o Деталь, прибыла, украинский, слаще, добыча, путепровод, намерение,
изобретение, плато, средствами, километр копировать, начал, баловать.
o Досуг, дремота, тефтели, коклюш, одолжить, опека, перипетия, осуждена,
каучук, феномен, эксперт, туфля, цемент, теплиться, ходатайство.
o Береста, движимый, мельком, нанесена, начатый, ржавея, черпая, красивее,
подолгу, понятый, искриться, балуясь, квартал, углубить, расположить.
7 класс.«Пригласи на обед»
Нужно озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга
(коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель,
пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т. д. (другие слова,
вызывающие трудности в произношении).
8 класс.«Составь текст и озвучь его»
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то
нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно
прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм.
Слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр,
Львов М.Р. словарь-справочник. Справочник по методике русского языка Учеб пособие для студентов пед интов по спец.
зачет – форма проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся; используется преимущественно в вузах, техникумах, но в последние годы, в свете реформы школы, все чаще находит применение в средней школе. Состоит в выполнении ряда практических заданий, в ответах на вопросы; нередко формой З. бывают реферат, сочинение, доклад. З. бывает недифференцированный – без выставления балла, и дифференцированный с оценками «отлично», «хорошо» и пр. Как правило, З. не является окончательной формой проверки усвоения программы и проводится либо после изучения части курса, либо служит подготовка
63 Звукозаписи
к экзамену. В документах реформы школы содержится рекомендация шире использовать зачет по целым темам курса.
звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте – метод, впервые в России введенный К. Д. Ушинским (по его терминологии, метод письма-чтения, или исторический) и усовершенствованный В. П. Вахтеровым, В. А. Флеровым, С. П. Редозубовым и др. Основные черты метода: за основу обучения берется звук; звуки выделяются из речевого потока, из слов путем их анализа; вся работа опирается на живую, звучащую речь, на развитие речи учащихся; синтез идет вслед за анализом: составление слов, предложений; единицей чтения является слог (так называемое позиционное чтение); чтение с первых шагов – осознанное, поэтому читаемые тексты близки и понятны детям; обучение направлено на развитие мышления: аналитико-синтетические упражнения, беседы, наблюдения, работа с картинками, с наглядным материалом и пр.; обучение письму не отрывается от чтения, идет либо впереди чтения (в системе К. Д. Ушинского), либо после него (в современных букварях). З. а.-с. м. о. г. используется в русской школе с середины 60-х годов XIX в. с небольшим перерывом (1923 – 1935) по настоящее время. Современные буквари (В. Г. Горецкого и др.) составляются в соответствии с основными, принципиальными положениями этого метода.
Лит.: Соколов Н. М., Тумим Г. Г. На уроках родного языка. – Пг., 1917; Редозубов С. П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе//Избр. тр. – М,, 1961; Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. II. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
звуковые методы обучения грамоте – методы, в которых звук (не буква, не слог, не целое слово!) берется в качестве исходного элемента обучения. Школьники усваивают звуки и затем соотносят с ними буквы. В соответствии с характером основных видов работы со звуками выделяются аналитические З. м., синтетические З. м. и аналитико-синтетические З. м. о. г.
звукозаписи – вид дидактического материала, используемого при обучении артикулированию звуков, орфоэпическому произношению, выразительному чтению, интонациям. Представляет собой магнитофонные ленты, диски для проигрывания, киноленты. З. используются также для письма диктанта с магнитофона, для выполнения других упражнений, особенно в малокомплектных школах, где один учитель одновременно занимается с уча-щкмися разных классов.
Лит.: Прессман Л. П. Технические средства на уроках русского языка. –
Звукоподражание
64
М., 1976; Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.
звукоподражание – прием, используемый в период обучения грамоте в I классе. Овладевая звуками, учащиеся подражают жужжанию жука, звону комара, рычанию собаки, шелесту листвы (звуки [ж], [з], [р], [ш]).
знаки препинания – часть общей графической системы русского языка, знаки, помогающие обозначать на письме паузы и интонации, указывать на смысловое и синтаксическое членение предложения и текста. Выполняют функцию выделения (обособление, вводность), функцию разделения (однородные члены, главное и придаточное предложения). В школе З. п. вводятся: в I классе – точка; во II классе – вопросительный и восклицательный знаки, запятая; в IV классе – тире, двоеточие, кавычки; в VII классе – многоточие, скобки; в VIII классе – точка с запятой. Учащиеся допускают большое количество ошибок на З. п. (пунктуационных ошибок). Главная причина – недостаточно быстрая ориентировка в структуре предложения, в синтаксических связях внутри предложения; недостаточное или неправильное интонирование предложений; иногда – неточное понимание смысловых отношений в предложении,
Лит.: см. статью Методика пунктуации.
знания учащихся по русскому языку – результат усвоения фактов, понятий, закономерностей, правил по грамматике, фонетике, словообразованию, лексике, орфографии и пр. З. являются результатом обучения и жизненного опыта учащихся, служат материалом мышления и речи, ложатся в основу формирующихся умений (см.). Например, З. закономерностей образования новых слов в русском языке лежит в основе словообразовательного анализа и проверки многих орфограмм; З. синонимов – в основе выбора наиболее точного слова в процессе построения высказывания; З. систем склонения – в основе правильного употребления падежных форм; З. синтаксических структур – в основе пунктуационных умений и т. п. Объем З. у. по р. я. определяется программой, конкретизируется в учебных и методических пособиях. Пример объема З. по лексике (на основе разделов «Лексика» в IV и V классах): что изучает лексика; лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова; синонимы, антонимы; прямое и переносное значения слова; общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова, устаревшие и новые слова, заимствованные слова. Кроме теории, учащиеся должны знать общеупотребительные слова русского языка, и; значения, многозначность, оттенки значений, эмоционально-оценочные окраски (словарный минимум определен программой только для русского языка в национальной школе: 5 тыс. слов).
65 Зоркость орфографическая
З., сообщаемые учащимся, строго отобраны, проверены, достоверны, научны, они формируют материалистическое мировоззрение учащихся. З. должны быть глубоко осознаны учащимися, структурно оформлены, проверены как вербальным путем (рассказывание, ответы на вопросы, доклады, сочинения и т. п.), так и путем выполнения практических действий: грамматического разбора, выполнения орфографических упражнений и пр. Усвоенные З. у. по р. я. становятся основой дальнейшего изучения материала.
Лит.: см. статью Русский язык в школе.
Лит.: Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977; Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М., 1979; Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1980; Баранов М. Т. Методика изучения лексики и фразеологии в школе. – М., 1988.
зоркость орфографическая – способность, умение быстро обнаруживать в тексте, который предназначен для записи или уже написан, орфограммы, а также определять их типы.
З. о. предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные при записи. Отсутствие у учащихся З. о. или ее недостаточная сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. З. о. развивается постепенно, в процессе выполнения упражнений, комментирования, разбора, диктантов, списывания с разбором и т. п. В формировании З. о. очень важна установка самих учащихся на выработку зоркости. При успешном обучении З. о. автоматизируется и может расцениваться как навык.
Лит Богоявленский Д. Б. Психология усвоения орфографии. – М., 1966; Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987; Львов М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. – М., 1987.
зрительный диктант – вид орфографических упражнений, развивает орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается, а школьники пишут его по памяти, затем проводится проверка. В таком варианте З. д. проводится в младших классах, в старших – З. д. проводится как самодиктант: учащийся прочитывает текст по книге, анализирует его, затем закрывает книгу и пишет по памяти, используя свои знания и умения по грамматике и орфографии. Потом – самопроверка по книге.
зрительный фактор в орфографии. Согласно теории «графических образов» (начала XX в.), орфографический навык формируется главным образом на основе зрительной памяти, поэтому наилучший способ обучения орфографии – запоминание зрительных образов слов путем их списывания, так как слуху доверять нельзя. В. А. Флеров писал:
Когда в руках перо,
Пусть ухо будет глухо,
Теории «графических образов» придерживались многие антиграмматисты; она пользовалась вниманием в 20-е годы. В современной психологии письма и в методике З. ф. не придается решающего значения, он рассматривается в ряду других факторов: слухового, кинестезического (кинестезии – восприятие движений органов речи, система движений голосовых связок, языка, губ), рукодвигательного. Орфографический навык (см.) – это навык речевой, он определяется языковым чутьем, слухом учащихся, он формируется на основе знания системы фонем и графики, грамматики и других закономерностей языка, формируется в процессе выполнения орфографических действий, опирающихся на фонемный анализ, на словообразование, на грамматические уме-
67 Издательства, издающие учебную и методическую литературу
ния, т. е. на сознательное усвоение языка. З. ф. используется в усвоении непроверяемых слов и пр.
И
игры по русскому языку – вид дидактического материала, используемого на уроках и внеклассных занятиях с целью повышения познавательных интересов учащихся. Содержат не только развлекательный материал, но и обогащают учащихся новыми знаниями, умениями. Примеры И.: викторины, ребусы, кроссворды, загадки, логогрифы, анаграммы, И. в слова («отгадай слово!», «продолжай начатое слово!», «подберите слова на букву!»), словесное лото, каламбуры, эпиграммы и пр. Каждая И. может быть определена, например анаграмма – И.-задача на перестановку букв в слове, обычно – в стихах;
Изучают в школе дети.
Дай порядок букв иной –
И найдешь меня в буфете. (Атлас – салат.)
Лит.: Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.
идейно-тематический принцип построения программ, учебников, хрестоматий и пр. Состоит в том, что литературные произведения, отрывки, тексты, отбираемые для чтения, анализа, устных и письменных пересказов и пр., группируются по темам, в соответствии с задачами идейного воспитания: «Жизнь и дела пионеров», «Советские люди строят новую жизнь», «На страже мира», «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить» и др. (см. программы I – IV классов). Наряду с И.-т. п., известны другие принципы: сезонный – «Зима», «Весна», «Осень»; жанровый – «Басни», «Устное народное творчество»; литературно-исторический (расположение читаемых произведений отражает процесс исторического развития русской литературы) и пр. И.-т. п. отбора текстов создает благоприятные условия для построения уроков русского языка в начальных классах, для воспитательной работы с учащимися.
издательства, издающие учебную и методическую литературу по русскому языку: издательство «Просвещение» выпускает учебники для всех классов, методические пособия для учителей, учебники русского языка и методики его преподавания для вузов и педучилищ, таблицы и другие наглядные пособия, учебные словари, сборники диктантов и пр. Издательство «Педагогика» издает методическую литературу для учителей и книги для учащихся (в том числе и по русскому языку). Издательство «Русский язык» выпускает учебники, другие пособия и методическую литературу по русскому языку для иностранцев, а также словари – как русские, так и двуязычные. Издательство «Высшая школа»
Изложение
68
выпускает учебную литературу для вузов, техникумов и ПТУ. Издательство «Детская литература» выпускает произведения для детского чтения, а также критические материалы по детской литературе. Учебники и пособия выпускают также республиканские издательства.
изложение – вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Можно говорить также об И. по кинофильму, спектаклю. И. используется для обучения логике и композиции текста; для обогащения словаря, фразеологии, синтаксиса; для обучения жанрам – повествованию, описанию и рассуждению, стилям – художественному, научному, публицистическому; для использования изучаемых грамматических средств языка в собственном тексте; для воспитания на материале излагаемых произведений. Виды И.: по полноте передачи содержания и языковых средств – полные, близкие к тексту образца, выборочные и сжатые; по типам – повествовательные, описания, рассуждения, фольклорные произведения и пр.; по стилю – художественные, научные и пр.; по степени самостоятельности, по творческому вкладу – близкие к образцу и творческие (с творческими дополнениями и перестройкой, перестановкой частей); по цели проведения – обучающие и контрольные. К И. не редко даются дополнительные грамматические и орфографиче ские задания.
Лит.: Пустовалов П. С., Напольнова Т. В. Сборник текстов для изложений в 4 – 8 классах. – М., 1978; Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1980; Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. – М., 1984; Виноградова Л. А., Горчак А. Н. Сборник текстов для изложений. – М., 1986.
изложение с языковым разбором текста – вид обучающего изложения, в процессе подготовки которого школьники под руководством учителя исследуют, как создавался текст автором в зависимости от выбранной темы, от идеи рассказа, как выбирались слова, как происходил поиск наилучших слов и синтаксических конструкций. Проводятся опыты по замене слов и конструкций исходного текста параллельными вариантами, для того чтобы убедиться в обоснованности авторского выбора. Изложение данного типа предполагает максимальное приближение к оригиналу, усвоение «чужих» слов, оборотов речи, синтаксических конструкций. Языковый разбор текста проводится, как правило, в устной форме и связывается с изученным ранее или изучаемым материалом по курсу русского языка. Итогом подготовительной работы является составление языкового комментария. И. с я. р. т. обеспечивает высокий уровень осознанности, коммуникативной це-
69 Индивидуальное обучение
лесообразности выбора языковых средств, служит школой практической стилистики в развитии связной речи учащихся.
Лит.: Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста. – М., 1988.
иллюстрирование – прием творческой работы учащихся, используемый при письме изложений и сочинений, в литературном творчестве школьников, а также на уроках чтения и литературы. Иллюстрации используются готовые, заранее подобранные – вырезки из журналов, репродукции картин и пр., а также создаются самими детьми, нередко на уроках изобразительного искусства. Используются также приемы устного рисования, т. е. рассказ о том, какую иллюстрацию школьник хотел бы нарисовать к своему сочинению.
имитационный метод обучении языку – метод, в котором преимущественное внимание уделяется не задачам коммуникации, выражения своей мысли, не теории изучаемого языка, а подражанию предлагаемым образцам. Запоминание лексики, предложений, построение предложений по образцам, пересказы текстов и т. п. приемы характерны для И. м. И. м. может эффективно использоваться в сочетании с другими методами: коммуникативным, грамматическим и т. п. И. м. опирается на естественное подражание ребенка речи взрослых, что наблюдается главным образом на ранних этапах развития речи детей. Иногда И. м. расценивается отрицательно, как метод, якобы не требующий познавательной активности учащихся. Такие оценки несправедливы: опыт показывает, что и родной, и неродной языки успешно усваиваются лишь при наличии языковой (речевой) среды, т. е. образцовой речи. К. Д. Ушинский писал: «Язык усвояется подражанием».
импровизация – создание художественного или иного произведения без подготовки, в момент исполнения. В методике начальных классов и детского сада разрабатывались приемы И. сказок детьми (Е. Е. Соловьева, К. Б. Бархин, Н. Е. Бочкарев); И. выступала в опыте 20-х годов под названием «творимые легенды», «свободное рассказывание»; использовался термин импровизационный метод. И. направлена на развитие быстроты мысли и речи, на развитие воображения, что необходимо в жизни. В современной школе используется относительно редко.